Хроники Набонида
Хроники Набонида | |
---|---|
![]() | |
Материал | Глина |
Высота | 14 см |
Ширина | 14 см |
Обнаруженный | 1879 |
Текущее местоположение | Лондон , Англия , Великобритания |
Хроники Набонида — древний вавилонский текст, часть более крупной серии Вавилонских хроник, написанных клинописью на глиняных табличках . В ней речь идет прежде всего о правлении Набонида , последнего царя Нововавилонской империи , охватывает завоевание Вавилона персидским царем Киром Великим , и заканчивается началом правления сына Кира Камбиза II , охватывающего период с 556 г. до н.э. - некоторое время после 539 г. до н.э. Он представляет собой редкий современный отчет о приходе Кира к власти и является основным источником информации об этом периоде; [1] Амели Курт описывает это как «самое достоверное и трезвое [древнее] повествование о падении Вавилона». [2]
Считается, что хроника была скопирована писцом в период Селевкидов (IV-I века до н. э.), но оригинальный текст, вероятно, был написан в конце VI или начале V веков до нашей эры. [3] Сходство с «Набонассаром» и «Хроникой Шамаш-шум-укин» , еще одной вавилонской хроникой, позволяет предположить, что за обе хроники мог отвечать один и тот же писец. Если это так, то это может относиться к периоду правления Дария I Персидского (ок. 549–486 до н.э.). [2]
Описание планшета
[ редактировать ]Хроники Набонида сохранились на единственной глиняной табличке, которая сейчас хранится в Британском музее в Лондоне . Как и в других Вавилонских хрониках, в них в летописном (годовом) виде перечислены ключевые события каждого года, такие как воцарение и смерть царей, крупные военные события и известные религиозные события. Он следует стандартной схеме сообщения только о событиях, имеющих непосредственное отношение к Вавилонии, что делает его несколько ограниченной полезностью в качестве источника для более широкой истории региона. [2] Сам планшет довольно большой: 14 см в ширину и 14 см в длину, но он значительно поврежден: нижняя часть и большая часть левой стороны отсутствуют. Текст был составлен в две колонки с каждой стороны и первоначально состоял из 300–400 строк. То, что осталось, крайне фрагментарно; чуть более 75 строк текста все еще читабельны. [1] Недостающие части состоят из большей части первого и четвертого столбцов, а также нижней части второго и верхней части третьего. по-видимому, был колофон , но он тоже практически отсутствует. В нижней части таблички, [4]
Хотя почерк выполнен на хорошем уровне, копирование было явно несовершенным, и писец допустил ряд ошибок, которые видны в тексте. [5]
Табличка была приобретена Британским музеем в 1879 году у торговцев антиквариатом Spartali & Co. Первоначальное место его обнаружения неизвестно, хотя предполагается, что оно произошло из руин Вавилона . Возможно, он представляет собой часть официального сборника летописей, находившегося во владении ахеменидских правителей Вавилона. [6] Текст, известный в то время как «Анналы Набонида», впервые обсуждался в печати сэром Генри Роулинсоном в журнале «Атенеум» от 14 февраля 1880 года, а первый английский перевод был опубликован двумя годами позже профессором Т.Г. Пинчесом в « Транзакциях». Общества библейской археологии (1882 г.) . [5] С тех пор он был переведен рядом ученых, в частности Сиднеем Смитом . [5] А. Лео Оппенгейм , [7] Альберт Кирк Грейсон , [4] Жан-Жак Гласснер , [8] и Амели Курт . [9]
Текст
[ редактировать ]Текст летописи начинается, предположительно, с воцарения Набонида в 556 г. до н. э., хотя начало текста настолько плохо сохранилось, что ни одна часть этой части неразборчива. В нем упоминаются походы Набонида против места под названием Юм и безымянных местностей на «Западе» ( Аравия ?). Разграбление Киром Экбатаны , столицы мидийского царя Астиага , зафиксировано в шестом году правления Набонида. Далее в хронике в нескольких записях описывается добровольное изгнание Набонида в арабский оазис Тема (на иврите упоминается как Тейман во свитков Мертвого моря фрагменте 4Q242 , известном как Свидетельство Небонида, датируемое 150 г. до н. э.). [10] [11] и сбои, которые это вызвало в проведении фестиваля Акиту (Новый год) на протяжении десяти лет. Восьмой год намеренно оставлен пустым; по-видимому, у писца не было никаких значительных событий в этом году, которые он мог бы записать. Другая кампания Кира записана в девятом году и, возможно, представляет собой его нападение на Лидию и захват Сард .
Большая часть остального текста носит фрагментарный характер. Возможная ссылка на боевые действия и Персию появляется, предположительно, в записи шестнадцатого года. В давно сохранившемся разделе описываются события семнадцатого и последнего года правления Набонида на посту царя, когда Кир вторгся и завоевал Вавилонию. Записано празднование фестиваля Акиту, свидетельствующее о возвращении Набонида в Вавилон. В хронике нет информации о том, почему Кир решил вторгнуться в Вавилонию в то время, но отмечается, что боги различных городов «входили в Вавилон», очевидно, имея в виду сбор культовых статуй перед персидским вторжением – возможно, меру, предпринятую Набонид, чтобы помешать персам захватить божественные идолы. В нем содержится краткое описание битвы при Описе , в которой персы решительно разгромили армию Набонида, уничтожили отступающих вавилонян и забрали большую добычу. Персидская армия без дальнейшего конфликта захватила города Сиппар и сам Вавилон. [12] Сообщается, что Кир был с радостью принят жителями города и назначен местными губернаторами. Боги, ранее привезенные в Вавилон, по приказу Кира были возвращены в свои родные города. Разборчивая часть текста заканчивается длительным трауром по жене недавно умершего царя (предположительно, имеется в виду жена Кира, поскольку Набонид к этому времени уже не был царем). [13] ) и упоминание о Камбисе, сыне Кира. На остальной части таблички читаемы лишь несколько разрозненных слов. [14]
Анализ
[ редактировать ]Хроника Набонида, по-видимому, была составлена (вавилонскими) жрецами Мардука , главного бога Вавилона. Его охарактеризовали как «часть пропаганды на службе Сайруса». [15] и, возможно, «результат пропаганды жречества Мардука с целью очернить Набонида». [16] Джули Бидмид объясняет враждебность жрецов неудачными попытками Набонида ввести поклонение богу луны Сину . В частности, в летописи неоднократно утверждается, что праздник Акиту не мог состояться из-за отсутствия Набонида. Это сомнительно, так как на месте Набонида в торжестве могли участвовать и другие. Летопись рассматривается как часть серии проперсидских документов, в том числе « цилиндра Кира» и «Стихотворения Набонида» , которые нападают на Набонида за предполагаемую религиозную неверность и противопоставляют его действия действиям Кира и Камбиза. [16] Однако Амели Курт описывает его как «самое достоверное и трезвое древнее повествование о падении Вавилона». [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Оппенгейм, А.Л. «Вавилонские свидетельства правления Ахеменидов в Месопотамии». Гершевич, Илья (редактор), Кембриджская история Ирана: Том. 2: Мидийский и Ахеменидский периоды , с. 535. Издательство Кембриджского университета, 1993. ISBN 0-521-20091-1
- ^ Jump up to: а б с д Курт, Амели. «Вавилония от Кира до Ксеркса», в Кембриджской древней истории: Персия, Греция и Западное Средиземноморье, ок. 525–479 до н.э. , стр. 112–138. Издательство Кембриджского университета, 1988. ISBN 0-521-22804-2
- ^ Клайд Э. Фант, Митчелл Г. Реддиш, Утерянные сокровища Библии: понимание Библии через археологические артефакты в музеях мира , с. 228. Вм. Издательство Б. Эрдманс, 2008. ISBN 0-8028-2881-7
- ^ Jump up to: а б Грейсон, Альберт Кирк. Ассирийские и Вавилонские хроники , с. 21. Джей Джей Огюстен, 1975 год.
- ^ Jump up to: а б с Смит, Сидни. Вавилонские исторические тексты, касающиеся захвата и падения Вавилона , с. 98. Тейлор и Фрэнсис, 1975 (перепечатка). ISBN 3-487-05615-1
- ^ Принц, Джон Дайнли. Критический комментарий к книге Даниила: создан специально для изучающих английскую Библию , с. 219. Дж. К. Хинрикс, 1899 г.
- ^ Оппенгейм, А. Лео. Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету. Принстон, 1950 год.
- ^ Гласснер, Жан-Жак. Месопотамские хроники . Общество библейской литературы, 2004. ISBN 1-58983-090-3
- ^ Курт, Амели. Персидская империя: Корпус источников периода Ахеменидов . Лондон: Рутледж, 2007. ISBN 0-415-43628-1
- ↑ В книге «Свитки Мертвого моря сегодня» Тейман TYMN упоминается во фрагменте 4Q242 свитков Мертвого моря, известном как свидетельство Набониду [1]
- ^ Еврейская литература периода Второго Храма
- ^ Брайант, Пьер. От Кира до Александра: История Персидской империи , с. 41. Айзенбраунс, 2006. ISBN 978-1-57506-120-7
- ^ Брозиус, Мария. Женщины в Древней Персии, 559–331 гг. до н. э. , стр. 26–27. Издательство Оксфордского университета, 1998. ISBN 0-19-815255-8
- ^ Грейсон, А. К. Ассирийские и Вавилонские хроники , стр. 21–22, 104–111. Айзенбраунс, 2000. ISBN 1-57506-049-3
- ^ Визехёфер, Йозеф (пер. Азоди, Азизе). Древняя Персия: с 550 г. до н.э. по 650 г. н.э. , с. 49. ИБТаурис, 2001. ISBN 1-86064-675-1
- ^ Jump up to: а б Бидмид, июль. Фестиваль Акиту: религиозная преемственность и королевская легитимация в Месопотамии , с. 132-1 ООО «Горгиас Пресс», 2004. ISBN 1-59333-158-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Изображение и описание Хроники Набонида ( Британский музей )
- Запись в каталоге «Хроник Набонида» (Британский музей)
- Месопотамские хроники. Архивировано 1 октября 2012 г. в Wayback Machine : Nabonidus Chronicle.