Jump to content

Палач Афродиты

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Палач Афродиты
Голова и рука Саталы Афродиты на выставке в Британском музее.
Материал Бронза
Размер голова: 35,5 см × 31 см × 23,6 см (14,0 × 12,2 × 9,3 дюйма) [1]
Созданный II–I вв. до н.э., Малая Азия .
Обнаруженный 1872
Сатала (ныне Садак, район Келькит , провинция Гюмюшане , Турция)
Текущее местоположение Комната 22, [2] Британский музей , Отдел греческих и римских древностей [3]

Сатала Афродита — увеличенная в натуральную величину голова бронзовой эллинистической статуи, обнаруженной в Сатале (классическая Малая Армения , [4] современный Садак, провинция Гюмюшане , Турция). Вероятно, созданный во II или I веке до нашей эры в Малой Азии , он был приобретен Британским музеем в 1873 году, через год после открытия. С момента его открытия он вызвал широкое восхищение, и сравнивали его с Афродитой Книдской некоторые ученые .

Обычно его приписывают греческой богине Афродите , но иногда его связывают с ее армянским эквивалентом Анаит , главный храм которой находился недалеко от Саталы. Следовательно, голова широко изображалась в армянской культуре как символ дохристианского наследия страны. Хотя фрагменты не найдены в современной Армении, попытки перевезти их в Армению предприняли безуспешные попытки.

Открытие и приобретение Британским музеем

[ редактировать ]
Римская Малая Азия в начале I века нашей эры, с Малой Арменией в качестве римского государства-клиента. два его главных центра, Сатала и Никополь . Показаны

Голова была найдена в 1872 году стариком по имени Юсуф, который копал на своем поле киркой , на глубине около 2 футов (0,61 м), недалеко от деревни Садак [ тр ] . [5] в месте, где когда-то была римская крепость Сатала , на реке Келькит , к северу от Эрзинджана (тогда в Османской империи , ныне Турция). [6] Мужчина обнаружил фрагменты бронзовой статуи, в том числе голову и руку. [3] Два десятилетия спустя Артур Фротингем сообщил, что, по словам местных жителей, фрагменты были найдены в процессе изготовления гумна . [7] Голову приобрел в Константинополе Савас Кугиумцоглу, греческий торговец антиквариатом, который передал ее другому торговцу, Фотиадесу бею [ tr ] , который тогда был послом Османской империи в Италии. [8] [3] Фотиад отвез его в Рим, где он был продан торговцу произведениями искусства Алессандро Кастеллани , итальянскому ювелиру и коллекционеру. [9] который, в свою очередь, продал его Британскому музею в 1873 году. [3]

Ганнинг отметил, что для приобретения статуи были приложены «чрезвычайные усилия». [2] Она утверждает, что оно было продано с нарушением как османского, так и итальянского законодательства. [10] Археолог Университета Бартын Шахин Йылдырым заявил, что голова была «контрабандой» вывезена из Турции. [11] Кастеллани подкупил итальянских таможенников, чтобы те вывезли его коллекцию. [10] Приобретение было согласовано с Чарльзом Томасом Ньютоном , хранителем греческих и римских древностей музея. [9] Ньютон обратился напрямую к премьер-министру Великобритании Уильяму Юарту Гладстону , который согласился предоставить 27 000 фунтов стерлингов (2 миллиона фунтов стерлингов в 2021 году) для коллекции Кастеллани. [12]

Рука была подарена Кастеллани Британскому музею в 1875 году. [13] Остальная часть статуи так и не была найдена. [3] [14] несмотря на раскопки Альфреда Билиотти и Дэвида Джорджа Хогарта . [15] По состоянию на 2022 год фрагменты выставлены в зале 22 музея в стеклянной витрине над вентиляционной решеткой. [2]

Описание

[ редактировать ]

Высота головы 38,1 см (15,0 дюйма). [3] и 93 см (37 дюймов) в окружности. [6] Он весит 10 килограммов (22 фунта). [1] толщина бронзы 2–3 мм. [16] [17] Затылок и шея сильно повреждены, [1] [15] а макушка головы была повреждена во время раскопок. [3] Лицо в основном сохранилось. [1] [15] но имеет признаки окисления , а на передней части шеи имелись два дефекта литья, которые были исправлены вставкой бронзовых полос. [15] [1] Первоначально глаза были инкрустированы драгоценными камнями или стеклом . [3] [15] Волосы завиты локонами на лбу и локонами по бокам, рот при этом слегка открыт. [15] Уильям Летаби описал лицо как широкое с «сияющим, но презрительным выражением». [18] в то время как Аллан и Мейтленд предположили, что субъект находится в «задумчивом настроении». [19]

Герберт Мэрион описал его создание как хороший пример техники, которая началась в 4 веке до нашей эры: [20]

Они слепили голову, возможно, из глины , и сформировали внешнюю форму обычным способом. Затем они выложили форму тонкими пластинками воска толщиной примерно Толщиной 3 дюйма (4,8 мм), достаточно плотно вдавив воск во все формы. Чтобы обеспечить свободное растекание бронзы, они иногда добавляли небольшие восковые перемычки, например, от волос до бровей и через губы внутри головы, прежде чем вставлять стержень.

Мэрион отметила, что, помимо мостов, на внутренней стороне головы имеется ряд отпечатков пальцев, что доказывает, что ядро ​​«не могло быть изготовлено первым». [20] Волосы были подстрижены долотом в локоны . [20]

Левая рука длиной 29,2 см (11,5 дюйма), [13] найденный вместе с головой, содержит фрагмент драпировки . [1] Латиф Саммерер предположил, что оригинальная статуя имела высоту более 2 метров (6 футов 7 дюймов). [21]

Источник

[ редактировать ]
Рисунок головы в 9-м издании Британской энциклопедии (1875 г.), через два года после его приобретения Британским музеем. [22]

Первоначально скульптура была датирована IV веком до нашей эры. [15] [18] но впоследствии это было подвергнуто сомнению и было отнесено ко II веку до нашей эры. [23] [18] Современные ученые и Британский музей относят его создание ко II или I веку до нашей эры. [6] [24] [25] [а] Сара Андерсон Иммервар утверждала, что его стиль указывает на датировку II века до нашей эры. [26] Бабкен Аракелян также выступал за II век до н.э. [27] в то время как Рейнольд Хиггинс предположил, что «это может быть отливка из формы, сделанной примерно в 150 году   до нашей эры ». [28] Лусилла Берн выступает за позднюю эллинистическую дату. [14] в то время как Теренс Митфорд предположил, что это относится к «позднему эллинистическому или раннему римскому периоду». [28] Брунильда Сисмондо Риджуэй пишет, что оно датировано не ранее периода Августа . [29]

Большинство ученых сходятся во мнении, что он, вероятно, был создан в Малой Азии . [32] Джеймс Р. Рассел предложил западную часть Малой Азии. [6] Летаби предположил, что это произведение в александрийском стиле. [18]

Мэтью П. Канепа описал это как «эллинистическое мастерство». [33] Дифри Уильямс и Лусилла Берн полагают, что оно произошло от греческой или эллинистической культовой статуи. [14] [31] Рейнольд Хиггинс предположил, что «это может быть греческий или эллинистический оригинал или римская копия». [28]

В 1878 году немецкий археолог Рихард Энгельманн, впервые подробно описавший его, считал его точной копией Афродиты Книдской (Книдийской Афродиты). [34] [35] Оливье Райе и Жорес Хачатрян считали, что это либо копия Афродиты Книдской, либо они были вдохновлены ею. [38] Вреж Нерсесян отметил, что «теперь общепризнано», что его стиль отражает скорее стиль Скопаса , чем стиль Праксителя (автора «Книдийской Афродиты»), из-за «низкого широкого лба, пристально смотрящих глубоко посаженных глаз и большой тяжелый нос - все это характерно для ярко выраженной индивидуальности головы этого скульптора». [1]

Голова в книге Гевонта Алишана » 1890 года «Айрарат , в которой он отождествил статую с Анаит. [39]
Армянские почтовые марки 1992 и 2007 годов с изображением головы.

Еще в 1873 году Чарльз Томас Ньютон отождествил голову с Венерой . [40] Обычно его приписывали Афродите . [б] Однако это не получило всеобщего признания, [15] с Отто Бенндорфом, предполагающим сходство с мужскими божествами, такими как Аполлон или Дионис . [35] [41] Бабкен Аракелян счел Артемиду более вероятным объектом, чем Афродита. [42]

Ассоциация с Анаит(а) и Арменией

[ редактировать ]

Армянский ученый Гевонт Алишан в своей книге «Айрарат» 1890 года настаивал на том, что голова представляет Анаит (от иранского Анахита или Анаитис), армянский эквивалент Афродиты. [35] [39] Некоторые ученые приняли эту точку зрения, основываясь на близости места ее открытия к главному храму Анаит в Эрезе (Эризе) на территории современного Эрзинджана . [45] примерно в 30 км (19 миль) к югу от Саталы. Храм в Эрезе, «пользовавшийся большой славой», был основан, согласно традиции, Тиграном Великим , «самым богатым и почитаемым в Армении» в первом веке до нашей эры и был, по словам Цицерона . [46] И Сатала, и Эрез располагались в провинции Ацилисене (Եկեղեաց, Экелеац) классической Малой Армении . [1] [31]

Культ Анаит в Ацилисене был настолько велик, что он был известен как Анаэтика (земля Анаит/Анаитиды). [46] Ее культ в Эризе был тесно связан с армянской монархией, когда короли ежегодно приезжали на праздник богини. [46] После обращения Армении в христианство в начале IV века изображения Анаит были уничтожены. [1] [46]

Летаби предположил, что голова и рука «несут явные свидетельства насильственного разрушения» «греческих бронзовых статуй, привезенных в Армению». [18] Дикран Куймджян писал, что оно «вероятно, было завезено в Армению царским двором». [47] Сирарпи Дер Нерсесян отметил, что традиция гласит, что греческие статуи были привезены из эллинистических городов Тиграном Великим. [48] в то время как Джордж Бурнутян утверждал, что статуи были привезены в Армению греческими священниками и представителями культов. [49]

Британский музей описывает работу как «бронзовую голову культовой статуи Анахиты в облике Афродиты или Артемиды ». [3] Авторы публикации Британского музея в 2002 году описали его как «выполненное в эллинистическом стиле», но «определяемое как изображение иранской богини Анахиты». [50] Джонс, Крэддок и Баркер описали его как «восточное изображение» Афродиты. [25] Нина Гарсоян предположила, что это «смешанный греко-иранский тип». [51] Мардирос Ананикян писал в «Мифологии всех рас» (1925), что это «греческое произведение (вероятно, Афродита)», которому «армяне поклонялись». [52]

Советские историки искусства писали в 1962 году, что голова, найденная в западных регионах Армении, может представлять собой армянскую богиню Анаит. [53] Латифе Саммерер утверждает, что его открытие в северо-восточной Анатолии «поддерживает его интерпретацию как Анаитиды». [21] Тимоти Брюс Митфорд утверждает, что статуя была украдена из святилища Анаитис в Эризе, но К.С. Лайтфут отвергает эту точку зрения как необоснованную. [54] Роберт Х. Хьюсен утверждал, что это «явно эллинистическое произведение», которое «конечно, нельзя отождествлять ни с одним армянским божеством». [55] Теренс Митфорд предполагает, что идентификация как Анаитис (Анахита) «совершенно неправдоподобна». [28]

Сатала также на протяжении веков была базой римских легионов . [30] включая Легион XV Аполлинария и Легион XVI Флавия Фирма [56] Жорес Хачатрян заявил, что «армянское происхождение статуи еще предстоит доказать». Он полагал, что «более вероятно, что это статуя римской языческой богини», поскольку она была найдена недалеко от места римского лагеря, обитаемого в период его предполагаемого создания. [57] Рассел утверждал, что Сатала «похоже, была достаточно важной в древние времена, чтобы быть религиозным центром, хотя нет ничего, что указывало бы на то, что святыня была армянской или зороастрийской». [58] и предположил, что это была «римская военная святыня». [59]

Прием на Западе

[ редактировать ]
Гиалография , нарисованная Т. Э. Маклином (1892 г.). [60]

Голова вызвала широкое восхищение на Западе с момента ее открытия. В письме премьер-министру Гладстону в 1873 году Чарльз Томас Ньютон написал, что голова представляет собой «лучший образец греческой работы по металлу», который он когда-либо видел. Он добавил, что это «работа, которая по красоте замысла и мастерству исполнения больше всего претендует на то, чтобы стоять рядом с мраморами Парфенона ». [40] В статье в «Таймс» Ньютон писал, что первое впечатление, производимое головой, — это «величественная богоподобная красота». [61] [62] Журнал Blackwood's Edinburgh Magazine описал его как «уникальный образец греческой бронзовой скульптуры, выполненной в большом стиле [...] выполненной со всем чувством и мастерством, присущими греческому искусству». [63] Филип Гилберт Хамертон писал, что голова изображает «простой и красивый старинный способ укладки волос, который так подходил для пластического изображения». [60] Артур Фротингем назвал бронзовую голову «одним из величайших экспонатов Британского музея». [7]

Сара Андерсон Иммервар назвала «знаменитой» и «прекрасной» бронзовую голову, изображающую «беспокойную» и «идеальную красоту». [26] Дэвид Маршалл Лэнг назвал это «исключительно прекрасным». [64] а Джеймс Р. Рассел назвал это произведением «очень тонкой работы». [6] Лусилла Берн, бывший куратор греческого и римского отдела Британского музея, писала, что «исключительное качество сохранившихся элементов» позволяет предположить, что статуя «должно быть, представляла собой весьма впечатляющую фигуру». [14]

Голова появляется на обложке «Оксфордской истории Греции и эллинистического мира» (2002). [65]

Прием в Армении

[ редактировать ]
Реплика в Музее истории Армении в Ереване.
На банкноте номиналом 5000 армянских драм , находившейся в обращении с 1995 по 2005 год. [66]
1997 года Памятная монета с изображением головы богини Анаит. [67]

Предварительная ассоциация головы с Анаит привела к тому, что она стала символом армянской культуры и «редким сохранившимся примером древнего армянского культурного наследия». [68] Он широко известен в Армении как представитель Анаит. [69] [70] Роберт Х. Хьюсен утверждал, что, хотя это «определенно произведение внешнего происхождения», его «часто рекламируют как образец эллинистического искусства в Армении». [30] Бабкен Аракелян считал ее самой выдающейся из всех эллинистических статуй, найденных в исторической Армении. [42] Дикран Куймджян назвал его «великолепным» и «важным объектом», который ассоциируется с Арменией из-за места его открытия. [47] Куймджян утверждал, что «импортированная голова», среди других археологических находок, «свидетельствует об интересе и рынке классического искусства в Армении». [71] Возможно, он был ввезен в Армению царским двором. [47] возможно, Тиграном Великим , [48] или греческими священниками и культами. [49]

Художественные изображения

[ редактировать ]

Голова изображена на фреске, созданной Ван Хачатуром [ хи ] (Ваником Хачатряном) в 1959 году внутри Матенадарана в Ереване, символизирующей эллинистический период Армении. [72] [73] Точная копия головы экспонируется в Музее истории Армении в Ереване с 1968 года. [47] [74] [с]

Голова появилась на двух почтовых марках, выпущенных Арменией в 1992 и 2007 годах (последняя совместно с Грецией). [76] [77] Банкноты номиналом 5000 армянских драмов, находящиеся в обращении с 1995 по 2005 год (вместе с храмом Гарни ), [66] и первая золотая памятная монета, выпущенная Центральным банком Армении в 1997 году. [67]

Картина «Натюрморт с маской Венеры» (альтернативное название « Натюрморт с маской Анаит ») Лавинии Бажбеук-Меликян 2000 года вдохновлена ​​головой. В настоящее время он висит в резиденции президента в Ереване. [78] [79] Он изображен на логотипе Союза художников Армении [ ги ] . [80]

Американец армянского происхождения Питер Балакян написал стихотворение «Глава Анаит/Британского музея», которое было опубликовано в Poetry в 2016 году. журнале [81]

Попытки переехать в Армению

[ редактировать ]

Хачатур Есаян [ хи ] , советский армянский художник, предложил в 1966 году начать переговоры с Британским музеем о переезде головы в Армению. [82]

В феврале 2012 года, за три месяца до парламентских выборов в Армении 2012 года , министр образования и науки Армении Армен Ашотян от правящей Республиканской партии призвал перевезти фрагменты статуи в Армению. [83] Ашотян заявил, что это личная, а не политическая инициатива. [57] К концу февраля Молодежный фонд Армении, входящий в РПА, собрал около 20 тысяч подписей с требованием перевезти фрагменты в Армению. [84] [85] Один из сторонников кампании утверждал, что «сентиментальная ценность статуи богини Анаит имеет гораздо большее значение для армян, чем для туристов и посетителей Британского музея». [86] 7 марта 2012 года около ста человек, к которым присоединился Ашотян, [87] Демонстрировали перед посольством Великобритании в Ереване, скандируя «Анаит, вернись домой!» В посольство было передано письмо с благодарностью Соединенному Королевству за сохранение фрагментов, но в котором утверждалось, что «историческая справедливость требует», чтобы они «были репатриированы и нашли убежище в стране своего происхождения». [57]

В ответ армянские СМИ цитируют слова посла Великобритании Кэти Лич, заявившей, что голова будет временно выставлена ​​в Армении. [92] Ашотян ответил, что, хотя он и благодарен, «наша конечная цель — навсегда вернуться». [87]

Жорес Хачатрян раскритиковал кампанию как «бессмысленную» и «популизм, провалившийся с самого начала». [57] Ваан Гаспарян, руководитель Агентства по сохранению историко-культурного наследия Министерства культуры, отметил, что фрагменты «не были незаконно вывезены из [Армении] и не были военным трофеем, чтобы министерство могло попытаться вернуть их с ссылки на международные договоры возможны только в качестве акта доброй воли». [57] Марк Григорян [ ru ; hy ] армянского происхождения , российский журналист BBC , отметил, что «совершенно очевидно, что Британский музей ничего Армении не даст» и предположил, что «мифы об Анаит используются в современной Армении как способ заработать политические очки». ", что он назвал популизмом . [93]

Выставки

[ редактировать ]

Голова была выставлена ​​на Международной и универсальной выставке 1967 года в Монреале; [26] в Британской библиотеке в 2001 г.; в Манарат Аль-Саадият , Абу-Даби, в 2012 году; и Палаццо Строцци , Флоренция, 2015 год. [3] В сентябре 2024 года он будет выставлен в Музее истории Армении . [94] [95]

России Реплика из Музея истории Армении была выставлена ​​в Государственном историческом музее в Москве в 2016 году. [96] [97]

Примечания
  1. ^ Веб-сайт Британского музея датирует его I веком до нашей эры. [3] а экспозиция в музее (по состоянию на 2022 год) указывает на 200–100 годы до нашей эры. [2]
  2. ^ "обычно интерпретируется как изображение Афродиты", [1] «обычно присваивается Афродите», [28] «типа греческой Афродиты» [6]
  3. «Литературная Армения» в 1976 году писала, что в Ереване имеется два экземпляра. [75]
Цитаты
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Нерсесян, Вреж (2001). «Бронзовая голова Афродиты/Анаит». Сокровища из ковчега: 1700 лет армянского христианского искусства . Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти . стр. 114–115 . ISBN  9780892366392 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Ганнинг 2022 , с. 219.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Сатала Афродита» . Британский музей . Архивировано из оригинала 11 апреля 2020 года.
  4. ^ Беннетт, Джулиан (2007). «Два новых центуриона «Легио III Скифского» » . Латомус . 66 (2). Société d'Etudes Latines de Bruxelles: 405. JSTOR   41545245 . ...бронзовая голова Афродиты из Саталы в классической Малой Армении, приобретенная Британским музеем в 1873 году...
  5. ^ Ганнинг 2022 , с. 225.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Рассел 1987 , с. 249.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фротингем-младший, Алабама (1894). «Археологические новости». Американский журнал археологии и истории изящных искусств . 9 (3): 411. дои : 10.2307/496192 . JSTOR   496192 .
  8. ^ Ганнинг 2022 , с. 224.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ганнинг 2022 , с. 220.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ганнинг 2022 , с. 228.
  11. ^ «Раскопки в древней Салате обнаружили базу римских легионеров» . Хюрриет Дейли Ньюс . (через агентство Анадолу ). 23 августа 2018 г. Архивировано из оригинала 19 мая 2022 г.
  12. ^ Gunning 2022 , стр. 222–223.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Сатала Афродита [рука]» . britishmuseum.org . Британский музей . Архивировано из оригинала 4 августа 2023 года.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Берн, Лусилла (2004). Эллинистическое искусство: от Александра Македонского до Августа . Публикации Гетти. стр. 87–88 . ISBN  9780892367764 .
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Уолтерс, Генри Бошан (1899). Каталог бронзы греческой, римской и этрусской в ​​Отделе греческих и римских древностей Британского музея . Лондон. стр. 33 - 34 . 266. Голова Колоссальной Статуи, возможно, Афродиты. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  16. ^ Хейнс, Денис (1992). Техника греческой бронзовой скульптуры . Майнц/Рейн: Verlag Philipp von Zabern . п. 68.
  17. ^ Маттуш, Кэрол (1975). Техника литья греческой бронзовой скульптуры: литейные заводы и остатки литейного производства Афинской Агоры со ссылкой на другие древние источники [к.т.н. дисс.] Анн-Арбор: Мичиганский университет. п. 239.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Фетваджян, А. (1922). «Очерк истории армянской архитектуры» . Журнал Королевского института британских архитекторов . XXIX (19). Перевод Lethaby, WR (сокращенно из примечаний на французском языке): 585-594 .
  19. ^ Аллан, Тони; Мейтленд, Сара (2012). «Афродита и Адонис: Миф о любви и смерти». Древняя Греция и Рим: мифы и верования . Нью-Йорк: Издательская группа Rosen . п. 127 . ISBN  9781448860470 .
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мэрион, Герберт (1956). «Тонкая работа по металлу». В Сингере, Чарльз ; Холмьярд, Эй-Джей ; Холл, Арканзас ; Уильямс, Тревор И. (ред.). История технологий: Том 2: Средиземноморские цивилизации и средние века - с 700 г. до н.э. по 1500 г. н.э. Нью-Йорк и Лондон: Издательство Оксфордского университета. п. 478 .
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Саммерер, Латиф (2006). «Богиня в Скилаксе. Монументальный эллинистический наскальный рельеф в Северной Анатолии» . Археологический вестник (1): 25. doi : 10.4000/abstractairanica.27152 .
  22. ^ «Археология». Британская энциклопедия Том. II (9-е изд.). 1875. С. 362 . Колоссальная бронзовая голова. Брит. Муз. Говорят, что его нашли в Сатале в Армении. ( сканирование с высоким разрешением )
  23. ^ Лоуренс, AW (1927). Поздняя греческая скульптура и ее влияние на Восток и Запад . Нью-Йорк: Харкорт, Брейс и компания . п. 120 . Бронзовая голова Афродиты из Саталы (Эрзинджан) в Армении, брит. Муз. [...] ранее приписывалось четвертому веку, но не может быть ранее второго, ср. Телефусный фриз.
  24. ^ Тьерри, Жан-Мишель ; Донабедиан, Патрик (1989) [1987]. Армянское искусство . Перевод Селестины Дарс. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс . п. 91. ИСБН  0-8109-0625-2 .
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джонс, Марк ; Крэддок, Пол; Баркер, Николас , ред. (1990). Фейк?: Искусство обмана . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета . п. 48 . ISBN  9780520070875 .
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Иммервар, Сара Андерсон (1969). «Новая греческая бронзовая голова в Эклендском музее» . Гесперия . 38 (2). Американская школа классических исследований в Афинах : 150–156. JSTOR   147411 .
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аракелян, Б. Н. (1971). «Армянская культура в эллинистический период». История армянского народа Том I (на армянском языке). Ереван: Армянская академия наук . п. 874 .
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Митфорд, ТБ (1974). «Раскопки Билиотти в Сатале». Анатолийские исследования . 24 . Британский институт в Анкаре : 236. doi : 10.2307/3642610 . JSTOR   3642610 . S2CID   131227042 .
  29. ^ Риджуэй, Брунильда Сисмондо (2001). Эллинистическая скульптура, Том 1 . Университет Висконсина Пресс . п. 324 . ISBN  9780299118242 .
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хьюсен 2001 , с. 20.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Уильямс, Дайфри (2009). Шедевры классического искусства . Издательство Техасского университета. п. 204. ИСБН  9780292721470 .
  32. ^ [27] [1] [30] [31]
  33. ^ Канепа, Мэтью П. (2020). Иранское пространство: трансформация королевской идентичности через архитектуру, ландшафт и искусственную среду, 550 г. до н.э. – 642 г. н.э. Издательство Калифорнийского университета . п. 240 . ISBN  9780520379206 .
  34. ^ Энгельманн, Ричард (1878). «Бронзовая голова из Британского музея». Археологическая газета (на немецком языке). Берлин: Немецкий археологический институт : 150-158 . ; В переводе на армянский язык мхитаристов Венеции : Энгельманн (1883). «Медная голова, найденная в Армении» . Базмавеп (на армянском языке) (2). Сан-Лазаро-дельи-Армени . 130–141. Архивировано из оригинала 26 августа 2022 г.
  35. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Margaryan 2003 , p. 236.
  36. ^ Райе, Оливье (1884). «Афордита: бронзовая голова из Малой Азии (Британский музей)». Памятники античного искусства (группа 2): греческая скульптура второй половины IV в., III и II вв.; Римская скульптура, терракота (на французском языке). Париж: А. Кантен . квартира 44
  37. ^ Хачатрян, Жорес (1985). «Культ и иконография богини Анаит в Армении и ее связи с эллинистическим миром» . Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке) (1). 128. Архивировано из оригинала 14 сентября 2023 г. Проверено 14 сентября 2023 г. {{cite journal}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  38. ^ [35] [36] [37]
  39. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Алишан, Гевонт (1890). Այրարատ [Айрарат] (на армянском языке). Сан-Лаззаро-дельи Армянский . п. 400 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ганнинг 2022 , с. 222.
  41. ^ Бенндорф, Отто (1880). «Виды Аполлона» . Летопись Института археологической переписки (на итальянском языке). Рим: Сальвиуччи: 205.
  42. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аракелян, Бабкен (1969). «Скульптура в Древней Армении (4 век до н.э. – 3 век н.э.)» . Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке) (1). 62. Архивировано из оригинала 10 июня 2022 г. Проверено 14 сентября 2023 г. {{cite journal}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  43. ^ Мелик-Пашаян 1963 , с. 103.
  44. ^ Margaryan 2003 , p. 235.
  45. ^ [43] [30] [1] [44]
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Бойс, Мэри ; Шомон, ML; Бир, Кэрол (3 августа 2011 г.). «Анахид» . Энциклопедия Ираника .
  47. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Куймджян, Дикран . «Металлообработка и гравировка: Б. Металлообработка: серебро и золото» . Программа арменоведения . Калифорнийский государственный университет, Фресно . Архивировано из оригинала 11 августа 2023 года.
  48. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дер Нерсесян, Сирарпи (1969). Армяне . Лондон: Темза и Гудзон . стр. 74, 117.
  49. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бурнутян, Джордж (2006). Краткая история армянского народа (5-е изд.). Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda. п. 35.
  50. ^ Кертис, Джон; Крушинский, Мирослав (2002). «Древний Кавказ и родственные ему материалы в Британском музее» . Периодический доклад № 121 . Британский музей . п. 7. ISSN   0142-4815 .
  51. ^ Гарсоян, Нина (1997). "Армения". В Мейерсе, Эрик М. (ред.). Оксфордская энциклопедия археологии Ближнего Востока. Том 1 . Издательство Оксфордского университета. стр. 202-207 .
  52. ^ Ананикян, Мардирос Х. (1925). «Армянский». Мифология всех рас, том VII: армяне и африканцы . Бостон: Американский археологический институт . стр. 26–27 .
  53. ^ Измайлова Татьяна; Айвазян, Мариам (1962). Искусство Армении . Москва: Опыт . стр. 16–17. Архивировано из оригинала 20 ноября 2023 г. Проверено 16 декабря 2023 г. {{cite book}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  54. ^ Лайтфут, CS (2019). «Путешествие на всю жизнь: римские липы на Евфрате - Тимоти Брюс Митфорд, Восток Малой Азии: Скрытые границы Рима, тома 1–2 (Oxford University Press, 2018)» . Журнал римской археологии . 32 : 910–911. дои : 10.1017/S1047759419000977 . S2CID   232349643 .
  55. ^ Хьюсен, Роберт Х. (1994). «Обзор Джорджа А. Бурнутяна, История армянского народа, Том I (Коста Меса, Калифорния: Mazda Publishers, 1993)» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 26 (2): 323. doi : 10.1017/S0020743800060451 . S2CID   161782322 .
  56. ^ Кредитование, Йона . «Сатала (Садак)» . livius.org . Архивировано из оригинала 29 августа 2023 года.
  57. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Абрамян, Гаяне (12 марта 2012 г.). «Армения: может ли богиня повлиять на избирательную кампанию?» . ЕвразияНет . Архивировано из оригинала 28 декабря 2019 года.
  58. ^ Рассел 1987 , с. 250.
  59. ^ Рассел 1987 , с. 142.
  60. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хамертон, Филип Гилберт (1892). Человек в искусстве: исследования религиозного и исторического искусства, портрета и жанра . Лондон: Macmillan and Co., стр. 64-65 .
  61. ^ Ганнинг 2022 , с. 223.
  62. ^ The Times , 10 апреля 1873 г., перепечатано как «Бронзовая голова Кастеллани» в CT Newton, Essays on Art and Archeology (Лондон, 1880), стр. 400–4.
  63. ^ «Британский музей и люди, которые туда ходят». Эдинбургский журнал Blackwood . CXLIV (DCCCLXXIV): 201 . Август 1888 года.
  64. ^ Ланг, Дэвид Маршалл (1980). Армения: колыбель цивилизации . Лондон: Аллен и Анвин . п. 149. ...необыкновенно прекрасная бронзовая голова Афродиты/Анаит...
  65. ^ Бордман, Джон ; Гриффин, Джаспер ; Мюррей, Освин , ред. (2002). Оксфордская история Греции и эллинистического мира . Издательство Оксфордского университета . ISBN  9780192801371 . В этой книге воспроизведен текст « Оксфордской истории классического мира: Греция и эллинистический мир» (1988, ISBN   978-0192821652 )
  66. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Банкноты вышедшие из обращения – 5000 драмов» . cba.am. Центральный банк Армении . Архивировано из оригинала 11 апреля 2020 года.
  67. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Коллекционные монеты» . cba.am. Центральный банк Армении . Монета посвящена языческой богине Анаит. [...] «Богиня Анаит» — первая золотая коллекционная монета, выпущенная Центральным банком Армении.
  68. ^ Gunning 2022 , стр. 219–220.
  69. ^ «Культура эллинистической Армении [Культура эллинистической Армении]» . mfa.am (на армянском языке). Министерство иностранных дел Республики Армения . Архивировано из оригинала 23 апреля 2023 года. ...Бронзовая голова богини Анаит...
  70. ^ Ким, Патрисия Ынджи (апрель 2021 г.). «Памятники под оккупацией» . Художественные бумаги . Архивировано из оригинала 12 августа 2023 года.
  71. ^ Куймджян, Дикран (1994). Аджамян, С.; Стоун, МЭ (ред.). Текст и контекст: Исследования Армянского Нового Завета: доклады, представленные на конференции по Армянскому Новому Завету, 22-28 мая 1992 г. Атланта: Scholars Press. п. 60 . ISBN  0-7885-0033-3 .
  72. ^ Григорян, М.В. (1960). «О строительстве здания Матенадарана» (PDF) . Банбер Матенадарани (на армянском языке). 5 : 18. Архивировано из оригинала (PDF) 21 июля 2018 г. Проверено 15 декабря 2018 г.
  73. ^ Правительство Республики Армения (2 ноября 2004 г.). «Государственный список недвижимых памятников истории и культуры города Еревана Республики Армения [Список памятников истории и культуры Еревана]» . arlis.am (на армянском языке). Армянская правовая информационная система. Архивировано из оригинала 5 августа 2016 года.
  74. ^ Мадатян, Марине (21 февраля 2012 г.). «Армен Ашотян воодушевил армян Диаспоры. Уже есть 500 подписей» . Hetq Online (на армянском языке). Архивировано из оригинала 11 апреля 2020 года. С 1968 года копия статуи находится в Музее истории Армении.
  75. ^ Literaturnaya Armenia (Yerevan, 1976), issue 3, page
  76. ^ «Бронзовая голова богини Анаит» . armenianstamps.org (на армянском языке). Август 2017. Архивировано из оригинала 26 февраля 2020 года.
  77. ^ "Совместный армяно-греческий выпуск. Анаит" . haypost.am . Айпост . Архивировано из оригинала 11 апреля 2020 года.
  78. ^ «Демонстрационные площадки» . президент.am . Канцелярия Президента Республики Армения. Архивировано из оригинала 10 мая 2020 года.
  79. ^ Аветисян, Татев (июль 2020 г.). «Армянка и 20 век. Лавиния Бажбеук-Меликян. Онлайн-выставка [Армянка и 20 век. Лавиния Бажбеук-Меликян. Онлайн-выставка]» . goethe-zentrum.am (на армянском языке). Гете-Центр Эриван . Архивировано из оригинала 20 августа 2022 года.
  80. ^ «Главная страница» (на армянском языке). Союз художников Армении. Архивировано из оригинала 10 января 2022 года.
  81. ^ Балакян, Питер (сентябрь 2016 г.). «Глава Анаит/Британского музея» . Поэзия . Фонд поэзии .
  82. ^ «Богиня Анаит в Британском музее» . Астаг (на армянском языке). 9 ноября 1966 года. Архивировано из оригинала 21 августа 2022 года.
  83. ^ Геворгян, Сирануш (6 февраля 2012 г.). «Верните богиню домой: министр образования выступил с инициативой возвращения божественной Анаит в Армению» . АрменияNow . Архивировано из оригинала 10 октября 2012 года.
  84. ^ «Группа призывает Британский музей вернуть бронзовую голову богини Анаит» . Хетк . 12 февраля 2012 г. Архивировано из оригинала 11 апреля 2020 г.
  85. ^ «Армен Ашотян уверен – богиня «Анаит» вернется на родину» . Арменпресс . 7 марта 2012 г. Архивировано из оригинала 11 апреля 2020 г.
  86. ^ Мартиросян, Геворг (9 апреля 2012 г.). «Кампания за возвращение Анаит в Армению из Британского музея» . Армянский репортер . Архивировано из оригинала 13 апреля 2012 года. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  87. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Армен Ашотян: «Надеюсь, однажды Анаит вернется домой» (Видео) [Армен Ашотян. «Надеюсь, однажды Анаит вернется домой» (Видео)]» . Аравот (на армянском языке). Архивировано из оригинала 4 сентября 2022 года.
  88. ^ «Мощи статуи богини Анаит будут выставлены в Армении» (на армянском языке). Арменпресс . 7 марта 2012 г. Архивировано из оригинала 27 ноября 2022 г.
  89. ^ «Мощи статуи богини Анаит прибудут в Армению» . Хетк (на армянском языке). 7 марта 2012 г. Архивировано из оригинала 3 сентября 2022 г.
  90. ^ «Остатки статуи богини Анаит будут временно выставлены в Армении» . news.am. ​7 марта 2012 г. Архивировано из оригинала 4 сентября 2022 г.
  91. ^ "Фрагменты статуи богини Анаит будут временно выставлены в Армении" . mediamax.am . 7 марта 2012 г. Архивировано из оригинала 3 сентября 2022 г.
  92. ^ [88] [89] [90] [91]
  93. ^ Григорян, Марк [на русском языке] (14 января 2013 г.). "Продолжающая тема о бронзовой богине Анаит [В продолжение темы о бронзовой богине Анаит]" . Живой Журнал . Архивировано из оригинала 16 октября 2021 года.
  94. ^ «Впервые в Армении будет выставлена ​​статуя богини Анаит из Британского музея» . Арменпресс . 31 января 2024 года. Архивировано из оригинала 31 января 2024 года.
  95. ^ «Сохранившиеся голова и рука от бронзовой статуи богини Анаит будут выставлены в Армении с 21 сентября» (на армянском языке). Арменпресс . 2 апреля 2024 года. Архивировано из оригинала 3 апреля 2024 года.
  96. ^ Tsereteli, Tamara (17 March 2016). "Афродита из Армении [Aphrodite from Armenia]" . Kultura (in Russian). Archived from the original on 16 December 2023. Вот голова богини плодородия Анаит — точь-в-точь Афродита.
  97. ^ "Выставка "Армения. Легенда Бытия" - Античность - Хачкары - Рукопись и миниатюра. Часть 3" . vladimirdar (in Russian). April 28, 2016. Archived from the original on 12 June 2023. Голова богини Анаит. IV в. до н.э. Бронза. Копия оригинала хранящегося в Британском музее.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c4b5bba591858bc2d67b08aa220ffb68__1714675980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/68/c4b5bba591858bc2d67b08aa220ffb68.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Satala Aphrodite - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)