Большая волна у Канагавы
Большая волна у Канагавы | |
---|---|
Большая волна у Канагавы , Канагава-оки Нами Ура | |
Художник | Кацусика Хокусай |
Год | 1831 |
Тип | Укиё-э ( гравюра на дереве ) |
Размеры | 25,7 см × 37,9 см (10,1 × 14,9 дюйма) |
Большая волна у Канагавы ( яп .: Канагава-оки Нами Ура , Хепберн : Канагава-оки Нами Ура , букв. « Под волной у Канагавы » ) [а] — гравюра на дереве японского укиё-э художника Хокусая , созданная в конце 1831 года в период Эдо японской истории . На гравюре изображены три лодки, движущиеся по бушующему морю, с большой волной, образующей спираль в центре, и горой Фудзи, видимой на заднем плане.
Эта гравюра — самая известная работа Хокусая и первая в его серии « Тридцать шесть видов горы Фудзи» , в которой использование берлинской лазури произвело революцию в японской гравюре. Композиция «Большая волна» представляет собой синтез традиционных японских гравюр и использования графической перспективы, разработанной в Европе, и принесла ему немедленный успех в Японии, а затем и в Европе, где искусство Хокусая вдохновило произведения импрессионистов . В нескольких музеях по всему миру хранятся копии «Большой волны» , многие из которых взяты из частных коллекций японских гравюр XIX века. Считается, что только около 100 отпечатков в разных условиях дожили до XXI века.
«Большую волну у Канагавы» описывают как «возможно, наиболее воспроизводимое изображение в истории всего искусства». [1] а также является претендентом на звание «самого известного произведения искусства в истории Японии». [2] Эта гравюра на дереве оказала влияние на нескольких западных художников и музыкантов, в том числе на Клода Дебюсси , Винсента Ван Гога и Клода Моне . Младшие коллеги Хокусая, Хиросигэ и Куниеси, были вдохновлены на создание собственных волноцентрических работ.
Контекст
[ редактировать ]вышивки Искусство
[ редактировать ]Укиё-э — японская техника гравюры , процветавшая в 17-19 веках. Его художники создавали гравюры на дереве и картины , в том числе с изображением женских красавиц; актеры кабуки и борцы сумо ; сцены из истории и народных сказок; сцены путешествий и пейзажи; японская флора и фауна ; и эротика . Термин укиё-э ( 浮世絵 ) переводится как «изображение парящего мира ».
После того, как в 1603 году Эдо (ныне Токио ) стал резиденцией правящего сёгуната Токугава , [3] класс торговцев, ремесленников и рабочих тёнин больше всего выиграл от быстрого экономического роста города. [4] и начал баловаться и покровительствовать развлечениям театра Кабуки , гейш и куртизанок из увеселительных районов ; [3] термин укиё («плавающий мир») стал обозначать этот гедонистический образ жизни. Напечатанные или раскрашенные произведения укиё-э были популярны среди представителей класса тёнин , которые стали достаточно богатыми, чтобы позволить себе украшать ими свои дома. [5]
Самые ранние укиё-э произведения Хисикавы Моронобу и монохромные гравюры с изображением женщин — появились в 1670-х годах. — картины [6] Цветные отпечатки вводились постепенно и поначалу использовались только для специальных заказов. К 1740-м годам такие художники, как Окумура Масанобу, использовали несколько деревянных блоков для печати цветных участков. [7] В 1760-х годах успех Судзуки Харунобу привел «парчовых принтов» к тому, что полноцветное производство стало стандартом, при этом для создания каждого отпечатка использовалось десять или более блоков. Некоторые художники укиё-э специализировались на создании картин, но большинство работ представляло собой гравюры. [8] Художники редко вырезали свои гравюры из дерева; производство было разделено между художником, оформлявшим гравюры; резчик, вырезавший деревянные бруски; печатник, который красил и печатал деревянные блоки на бумаге ручной работы ; и издатель, который финансировал, продвигал и распространял произведения. Поскольку печать выполнялась вручную, принтеры смогли добиться эффектов, непрактичных для машин, таких как смешивание или градация цветов на печатном блоке. [9]
Художник
[ редактировать ]Кацусика Хокусай родился в Кацусике , Япония, в 1760 году в районе к востоку от Эдо. [10] Он был сыном сёгуна -изготовителя зеркал, и в возрасте 14 лет его назвали Токитаро . [11] Поскольку Хокусай так и не был признан наследником, вполне вероятно, что его мать была наложницей . [12]
Хокусай начал рисовать, когда ему было шесть лет, а когда ему было двенадцать, отец отправил его работать в книжный магазин. В шестнадцать лет он стал учеником гравера, которым оставался в течение трех лет, а также начал создавать свои собственные иллюстрации. В восемнадцать лет Хокусай был принят в ученики к художнику Кацукаве Сюнсё , одному из величайших художников укиё-э своего времени. [10] Когда Сюнсё умер в 1793 году, Хокусай изучал японский и китайский стили, а также некоторые голландские и французские самостоятельно картины. В 1800 году он опубликовал «Знаменитые виды восточной столицы» и «Восемь видов Эдо» и начал принимать стажёров. [13] В этот период он начал использовать имя Хокусай; за свою жизнь он использовал более 30 псевдонимов. [12]
В 1804 году Хокусай приобрел известность, когда создал рисунок буддийского монаха по имени Дарума площадью 240 квадратных метров (2600 квадратных футов) для фестиваля в Токио. [11] Из-за своего шаткого финансового положения в 1812 году он опубликовал «Быстрые уроки упрощенного рисования » и начал ездить в Нагою и Киото , чтобы набрать больше учеников. В 1814 году он опубликовал первую из 15 манг ; тома зарисовок предметов, которые его интересовали, таких как люди, животные и Будда . Свою знаменитую серию « Тридцать шесть видов горы Фудзи» он опубликовал в конце 1820-х годов; он был настолько популярен, что позже ему пришлось добавить еще десять гравюр. [14] Хокусай умер в 1849 году в возрасте 89 лет. [15] [16]
По словам Кальзы (2003), за несколько лет до своей смерти Хокусай заявил:
С шести лет у меня возникла страсть к копированию формы вещей и с пятидесяти лет я опубликовал много рисунков, однако из всего, что я нарисовал к семидесяти годам, нет ничего, заслуживающего внимания. В семьдесят три года я частично понял строение животных, птиц, насекомых и рыб, жизнь трав и растений. Итак, в восемьдесят шесть лет я буду прогрессировать дальше; в девяносто лет я еще глубже проникну в их тайный смысл, а к ста, может быть, действительно достигну уровня чудесного и божественного. Когда мне исполнится сто десять, каждая точка, каждая линия будет жить своей жизнью. [17]
Описание
[ редактировать ]«Большая волна у Канагавы» пейзажного формата — это гравюра ёко-э , созданная размером обана 25 × 37 см (9,8 × 14,6 дюйма). [18] [19] Пейзаж состоит из трех элементов: бурного моря, трех лодок и горы. Подпись художника видна в верхнем левом углу.
Гора
[ редактировать ]На заднем плане — гора Фудзи и ее заснеженная вершина; [20] Гора Фудзи — центральная фигура серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи» , в которой гора изображена с разных сторон. В «Большой волне у Канагавы» гора Фудзи изображена синим цветом с белыми бликами, аналогично волне на переднем плане. [21] Темный цвет, окружающий гору, указывает на то, что действие картины происходит ранним утром, когда солнце поднимается с точки зрения зрителя и начинает освещать заснеженную вершину. кучево -дождевые облака Между горой и зрителем ; хотя эти облака обычно указывают на шторм, на Фудзи и в основной сцене дождя нет. [22]
Лодки
[ редактировать ]На сцене показаны три осиокури-буне , быстроходные баржи, которые использовались для перевозки живой рыбы с полуостровов Идзу и Босо на рынки в заливе Эдо . [23] [24] Согласно анализу Картрайта и Накамуры (2009), лодки расположены в заливе Эдо (Токио) у современного Канагава-ку, Иокогама , с Эдо на севере и горой Фудзи на западе. Лодки обращены на юг, вероятно, в залив Сагами , чтобы забрать партию рыбы для продажи в Эдо. [24] В каждой лодке восемь гребцов, которые держат весла. В передней части каждой лодки находятся еще два члена спасательной команды; На снимке изображено 30 мужчин, но видно только 22. Размер волны можно приблизительно оценить, используя в качестве ориентира лодки: осиокури-бунэ обычно имели длину от 12 до 15 метров (от 39 до 49 футов). Учитывая, что Хокусай уменьшил вертикальный масштаб на 30%, высота волны составляет от 10 до 12 метров (от 33 до 39 футов). [25]
Море и волны
[ редактировать ]Море доминирует в композиции, в основе которой лежит форма волны, которая распространяется и доминирует над всей сценой, прежде чем упасть. В этот момент волна образует идеальную спираль, центр которой проходит через центр конструкции, позволяя зрителям видеть гору Фудзи на заднем плане. Изображение состоит из кривых, причем поверхность воды является продолжением кривых внутри волн. Пенные кривые большой волны порождают другие кривые, которые делятся на множество мелких волн, повторяющих образ большой волны. [21] Эдмон де Гонкур , французский писатель, так описал волну:
Доска для рисования, которая должна была называться «Волна» . Это очень похоже на тот почти обожествленный рисунок, [созданный] художником, охваченным религиозным ужасом перед грозным морем, окружавшим его страну: рисунок, показывающий гневное восхождение [волны] к небу, глубокую лазурь прозрачной внутренней части завитка , надрыв его гребня, который разлетается дождём капель в виде когтей животного. [26]
Волну обычно описывают как вызванную цунами , гигантской волной или, что более вероятно, волной-убийцей , но также и как чудовищную или призрачную волну, подобную белому скелету, угрожающему рыбакам своими «когтями» из пены. [18] [27] [28] [21] Такая интерпретация произведения напоминает мастерство Хокусая в японском фэнтези, о чем свидетельствуют призраки в его манге Хокусая . При рассмотрении волны с левой стороны обнаруживается еще множество «когтей», готовых схватить рыбаков за полосой белого пенопласта. Это изображение напоминает многие предыдущие работы Хокусая, в том числе его Хяку Моногатари серию «Сто историй о привидениях» , созданную с 1831 по 1832 год, в которой более явно изображены сверхъестественные темы. [29] Силуэт волны напоминает силуэт дракона , которого автор часто изображает даже на горе Фудзи. [30] [31]
Подпись
[ редактировать ]На Большой волне у Канагавы есть две надписи. Название серии написано в верхнем левом углу в прямоугольной рамке и гласит: «冨嶽三十六景/神奈川沖/浪裏» Фугаку Сандзюроккей / Канагава оки/нами ура , что означает «Тридцать шесть видов Гора Фудзи / В открытом море в Канагаве / Под волной». Надпись слева от коробки имеет подпись художника: 北斎改爲一筆 Hokusai aratame Iitsu hitsu , что читается как «(картина) кисти Хокусая, который сменил имя на Иицу». [32] Из-за своего скромного происхождения у Хокусая не было фамилии; его первое прозвище Кацусика произошло от региона, из которого он родом. За свою карьеру Хокусай использовал более 30 имен и ни разу не приступил к новому циклу работ, не изменив имени, иногда оставляя свое имя своим ученикам. [33]
Глубина и перспектива
[ редактировать ]Выделяются глубина и перспектива ( уки-э ) в «Большой волне у Канагавы» с сильным контрастом между задним и передним планом. [34] В визуальном пространстве доминируют две огромные массы: жестокость огромной волны контрастирует с безмятежностью пустого фона. [19] пробуждение символов инь и ян . Человек, бессильный, борется между ними, что может быть отсылкой к буддизму (в котором созданные человеком вещи эфемерны), представленному лодками, уносимыми гигантской волной, и синтоизму (в котором природа всемогуща). [35]
Создание
[ редактировать ]Хокусай столкнулся с многочисленными проблемами во время сочинения «Большой волны у Канагавы» . [24] В 1826 году, когда ему было за шестьдесят, он столкнулся с финансовыми трудностями, а в 1827 году, по-видимому, у него возникла серьезная проблема со здоровьем, вероятно, инсульт . Его жена умерла в следующем году, и в 1829 году ему пришлось спасать внука от финансовых проблем, ситуация, которая привела Хокусая к бедности. [24] Несмотря на отправку внука в сельскую местность вместе с отцом в 1830 году, финансовые разветвления продолжались в течение нескольких лет, в течение которых он работал над « Тридцатью шестью видами горы Фудзи» . [24] Картрайт и Накамура (2009) интерпретируют невзгоды Хокусая как источник мощных и новаторских образов сериала. [24] Целью Хокусая в сериале, похоже, было изобразить контраст между священной горой Фудзи и светской жизнью. [36]
После нескольких лет работы и других рисунков Хокусай пришел к окончательному варианту проекта «Большой волны у Канагавы» . в конце 1831 года [37] две подобные работы, написанные примерно за 30 лет до публикации «Большой волны» Предшественниками можно считать : «Канагава-оки Хонмоку но Дзу» и «Осиокури Хато Цусен но Дзу» , обе из которых изображают лодку (в первой — парусную, а в первой — гребную). во втором) посреди шторма и у подножия огромной волны, которая грозит их поглотить. [23] [38] «Большая волна» у Канагавы демонстрирует навыки рисования Хокусая. Отпечаток, хотя и простой на первый взгляд зрителю, является результатом длительного процесса методического размышления. Хокусай заложил основы этого метода в своей книге 1812 года « Быстрые уроки упрощенного рисования» , в которой он объясняет, что любой объект можно нарисовать, используя соотношение между кругом и квадратом: «Книга состоит из демонстрации техники рисования с использованием только линейка и циркуль... Этот метод начинается с линии и наиболее естественно полученной пропорции». [39] В предисловии к книге он продолжает: «Все формы имеют свои собственные измерения, которые мы должны уважать... Не следует забывать, что такие вещи принадлежат вселенной, гармонию которой мы не должны нарушать». [39]
Хокусай вернулся к образу « Большой волны» несколько лет спустя, когда подготовил «Кайдзё-но Фудзи» для второго тома «Сто видов Фудзи» . На этом принте та же связь между волной и горой и тот же взрыв пены. На последнем изображении нет ни людей, ни лодок, а фрагменты волн совпадают с полетом птиц. В то время как волна в «Большой волне» движется в направлении, противоположном японскому прочтению – справа налево, – волна и птицы в «Кайдзё-но Фудзи» движутся в унисон. [40]
Направление чтения
[ редактировать ]Японцы интерпретируют «Большую волну» у Канагавы справа налево, подчеркивая опасность, исходящую от огромной волны. [41] Это традиционно для японской живописи, поскольку японское письмо также читается справа налево . [25] Анализ лодок на изображении, особенно наверху, показывает тонкие, сужающиеся носовые поверхности слева, что означает, что японская интерпретация верна. Внешний вид лодок также можно проанализировать в гравюре Хокусая «Сосю Тёси» из серии « Тие но уми» («Океаны мудрости»), в которой лодка движется против течения в правом направлении, о чем свидетельствует след лодки. [42]
Западное влияние на творчество
[ редактировать ]Перспектива
[ редактировать ]Идея перспективной гравюры пришла в Японию в 18 веке. Эти гравюры основаны на одноточечной перспективе, а не на традиционных переднем, среднем и заднем планах, которые Хокусай последовательно отвергал. [43] Объекты в традиционной японской живописи и дальневосточной живописи в целом не рисовались в перспективе, а, скорее, как и в Древнем Египте, размеры объектов и фигур определялись важностью предмета в контексте. [44]
Перспектива, которая впервые была использована в западных картинах художниками 15-го века Паоло Уччелло и Пьеро делла Франческа , была представлена японским художникам через западных – особенно голландских – купцов, прибывающих в Нагасаки . Окумура Масанобу и особенно Утагава Тоёхару предприняли первые попытки имитировать использование западной перспективы, создав гравюры, изображающие каналы Венеции или руины древнего Рима в перспективе еще в 1750 году. [45]
Работы Тойохару оказали большое влияние на японскую пейзажную живопись, которая развивалась вместе с работами Хиросигэ – косвенного ученика Тойохару через Тойохиро – и Хокусая. Хокусай познакомился с западной перспективой в 1790-х годах благодаря исследованиям Сибы Кокана , учение которого ему принесло пользу. Между 1805 и 1810 годами Хокусай опубликовал серию «Зеркало голландских картин — восемь видов Эдо» . [46]
«Большая волна в Канагаве» не имела бы такого успеха на Западе, если бы у зрителей не было ощущения знакомства с произведением. Это было интерпретировано как западная пьеса, увиденная глазами японца. По словам Ричарда Лейна:
Западные студенты, впервые увидевшие японские гравюры, почти всегда останавливаются на этих двух покойных мастерах [Хокусай и Хиросигэ] как на вершине японского искусства, мало осознавая, что частью того, чем они восхищаются, является скрытое родство, которое они чувствуют со своей собственной западной традицией. По иронии судьбы, именно эта работа Хокусая и Хиросигэ помогла оживить западную живопись конца девятнадцатого века благодаря восхищению импрессионистов и постимпрессионистов. [47]
«Голубая революция»
[ редактировать ]В 1830-х годах гравюры Хокусая претерпели «голубую революцию», в ходе которой он широко использовал темно-синий пигмент берлинскую лазурь . [48] Он использовал этот оттенок синего для фильма «Большая волна у Канагавы». [49] с индиго широко использовался в произведениях укиё-э , нежным, быстро выцветающим оттенком синего, который в то время .
Прусская лазурь, также известная в то время на японском языке как Берлинский ай ( BERLIN indigo , сокращенно bero ai, буквально «Берлинский индиго») , [50] был импортирован из Голландии начиная с 1820 г. [32] и широко использовался Хиросигэ и Хокусаем после его прибытия в Японию в больших количествах в 1829 году. [51]
Первые 10 гравюр этой серии, в том числе «Большая волна у Канагавы» , являются одними из первых японских гравюр, на которых изображена берлинская лазурь, которая, скорее всего, была предложена издателю в 1830 году. Это нововведение имело немедленный успех. [32] В начале января 1831 года издатель Хокусая Нисимурая Ёхати (Эйдзюдо) широко рекламировал нововведение. [51] а в следующем году опубликовали следующие 10 гравюр из серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи» , уникальных благодаря преимущественно синему стилю айзури-э , Косю Кадзикадзава («Кадзикадзава в провинции Кай»). ярким примером которого является [52] В дополнение к широкому использованию берлинской лазури, контуры на этих 10 дополнительных отпечатках, известных под общим названием ура Фудзи («Фудзи, вид сзади»), выполнены черными суми с тушью . [51]
Принты в мире
[ редактировать ]Первоначально было напечатано около 1000 экземпляров книги «Большая волна у Канагавы» , что привело к износу более поздних выпусков печатных копий. По оценкам, в конечном итоге было напечатано около 8000 экземпляров. [б] [53] По состоянию на 2022 год [update]Известно, что сохранилось около 100 экземпляров. [с] [54] [53]
Первые признаки износа проявляются в розовом и желтом цвете неба, который в изношенных копиях более тускнеет, что приводит к исчезновению облаков, более однородному небу и прерывистым линиям вокруг поля с названием. [18] [54] Некоторые из сохранившихся копий были повреждены светом, поскольку в гравюрах на дереве периода Эдо использовались светочувствительные красители. [53] Коллекции, в которых хранится эта гравюра, включают Токийский национальный музей , [55] Японский музей укиё-э в Мацумото , [56] Британский музей в Лондоне , [37] Метрополитен -музей в Нью-Йорке , [57] Институт искусств Чикаго , [58] Музей искусств округа Лос-Анджелес , [59] Галерея Саклера в Вашингтоне , Музей импрессионизма Живерни , [60] музей Гиме [32] и Национальная библиотека Франции в Париже , Музей восточного искусства Эдоардо Кьоссоне в Генуе , Палаццо Маффеи Дом-музей в Вероне , Национальная галерея Виктории в Мельбурне , [61] Гражданский музей восточного искусства в Триесте , Музей восточного искусства в Турине , [62] и Баварская государственная библиотека в Мюнхене . [63] В некоторых частных коллекциях, таких как Коллекция Гейла, также есть копии. [18]
Частные коллекционеры девятнадцатого века часто были источником музейных коллекций японских гравюр; например, копия в Метрополитен-музее происходит из бывшей коллекции Генри Осборна Хавемейера , которую его жена подарила музею в 1929 году. [64] Экземпляр в Национальной библиотеке Франции поступил из коллекции Сэмюэля Бинга в 1888 году. [65] а копия в Музее Гиме - это завещание Раймона Кехлина , который передал ее музею в 1932 году. [66]
В 2023 году одна из гравюр, которая с начала 1900-х годов принадлежала частной семье и какое-то время выставлялась в Глиптотеке в Копенгагене, была продана за рекордную цену — 2,8 миллиона долларов. [67]
- Печать в Чикагском институте искусств.
- Печать в Британском музее
- Печать в Токийском национальном музее
Влияние
[ редактировать ]Западная культура
[ редактировать ]После Реставрации Мэйдзи 1868 года Япония закончила длительный период изоляции и открылась для импорта с Запада . В свою очередь, большая часть японского искусства была экспортирована в Европу и Америку и быстро завоевала популярность. [60] Влияние японского искусства на западную культуру стало известно как японизм . Японские гравюры на дереве вдохновили западных художников многих жанров, особенно импрессионистов . [68]
Самая известная японская гравюра. [21] «Большая волна» у Канагавы повлияла на великие произведения: в живописи — работы Клода Моне ; в музыке, [24] Клода Дебюсси » « Мер ; в литературе — Райнера Марии Рильке » «Берг . [21] [69] Клод Дебюсси, любивший море и рисовавший образы Дальнего Востока, хранил копию «Большой волны» у Канагавы в своей мастерской . Во время работы над La Mer он был вдохновлен гравюрой и попросил использовать изображение на обложке оригинальной партитуры 1905 года. [23] [70] [71]
Анри Ривьер , рисовальщик, гравер и акварелист, который также был важной фигурой в парижском развлекательном центре Le Chat Noir , был одним из первых художников, на которых сильно повлияли работы Хокусая, особенно «Большая волна у Канагавы» . В знак уважения к работам Хокусая Ривьер опубликовал в 1902 году серию литографий под названием « Тридцать шесть видов Эйфелевой башни» . [72] Ривьер был коллекционером японских гравюр, приобретавшим работы Зигфрида Бинга , Тадамасы Хаяши и Флорины Лангвейль. [73]
Винсент Ван Гог , большой поклонник Хокусая, высоко оценил качество рисунка и использование линий в «Большой волне у Канагавы» и написал, что она оказала «ужасающее» эмоциональное воздействие. [74] французского скульптора Камиллы Клодель [ В картине «Смута» 1897) лодки в «Большой волне у Канагавы» Хокусая заменены тремя женщинами, танцующими в кругу. [75]
В популярной культуре
[ редактировать ]Уэйн Кротерс, куратор выставки Хокусай в Национальной галерее Виктории в 2017 году , описал «Большую волну у Канагавы » как «возможно, наиболее воспроизводимое изображение в истории всего искусства», а Wall Street Journal написала Эллен Гамерман из , что оно «может будет самым известным произведением искусства в истории Японии». [1] [2] Хиросигэ отдал дань уважения Большой волне у Канагавы своей гравюрой «Море у Сатты» в провинции Суруга. [76] в то время как французский художник Гюстав-Анри Жоссо создал сатирическую картину в стиле «Большая волна у Канагавы», чтобы высмеять популярность японизма. [77]
Многие современные художники переосмыслили и адаптировали образ. Австралийский художник из числа коренных народов Лин Онус использовал «Большую волну у Канагавы» в качестве основы для своей картины 1992 года. «Майкл и я просто прокрадываемся в паб на минутку» . [78] работа Восстания японского происхождения Козиндана американского художника « В основу гравюры легла ». пена волны заменена кроликами. [79] В компьютерных операционных системах , разработанных Apple Inc. , символ эмодзи , обозначающий водную волну (🌊), сильно напоминает волну, изображенную на отпечатке. [80] В 2022 году Банк Японии объявил о включении «Большой волны в Канагаве» в обновленный дизайн банкнот Японии, которые начнут обращение в 2024 году. [81]
- Монах Нитирэн, успокаивающий бурное море , Утагава Куниёси ( ок. 1835 г. )
- Море у Сатты в провинции Суруга» Хиросигэ « (1858 г.)
- Волна , литография Гюстава-Анри Жоссо (1894 г.)
- Японская банкнота номиналом 1000 иен выпуска 2024 года.
СМИ
[ редактировать ]специальные телевизионные программы и документальные фильмы о «Большой волне» у Канагавы Были сняты ; в их число входит 30-минутный документальный фильм на французском языке «Приостановленная угроза: La Vague» (1995). [82] и англоязычная специальная программа 2004 года, часть BBC сериала «Частная жизнь шедевра» . [83] Большая волна у Канагавы также является предметом 93-го эпизода радиосериала « BBC История мира в 100 объектах», созданного в сотрудничестве с Британским музеем и выпущенного 4 сентября 2010 года. [84] Реплика « Большой волны у Канагавы» была создана для документального фильма о Хокусай, выпущенного Британским музеем в 2017 году. [85]
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Также известна как Большая волна или просто Волна.
- ^ Как пишет Капуцин Коренберг: «Количество оттисков, сделанных с определенного набора ксилографий, обычно не регистрировалось, но было подсчитано, что издатель должен был продать не менее 2000 оттисков дизайна, чтобы получить прибыль». [53]
- ↑ Из 111 экземпляров отпечатка, найденных Коренбергом, 26 не имеют видимых облаков. [53]
Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вуд, Патрик (20 июля 2017 г.). «Это самое воспроизводимое произведение искусства в истории?» . Новости АВС . Архивировано из оригинала 9 ноября 2020 года . Проверено 20 мая 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гамерман, Эллен (18 марта 2015 г.). «Как «Большая волна» Хокусая стала вирусной» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 12 января 2017 года . Проверено 11 марта 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пенкофф 1964 , стр. 4–5.
- ^ Певица 1986 , с. 66.
- ^ Пенкофф 1964 , с. 6.
- ^ Кикучи и Кенни 1969 , с. 31.
- ^ Кобаяши 1997 , стр. 77.
- ^ Кобаяши 1997 , стр. 81.
- ^ Солтер 2001 , с. 11.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Картрайт и Накамура 2009 , с. 120.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Кацусика Хокусай» . Эль Подер де ла Палабра (на испанском языке). Архивировано из оригинала 17 июня 2021 года . Проверено 3 июня 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уэстон 2002 , с. 116.
- ^ Уэстон 2002 , с. 117.
- ^ Уэстон 2002 , с. 118.
- ^ Гут 2011 , с. 468.
- ^ Уэстон 2002 , с. 120.
- ^ Кальца 2003 , с. 7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хиллер 1970 , с. 230.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Под волной у Канагавы (Kanagawa oki nami ura), также известной как Большая волна, из серии «Тридцать шесть видов Фудзи (Фугаку сандзюроккей)» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 14 мая 2022 года . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ Орнес 2014 , с. 13245
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Картрайт и Накамура 2009 , с. 119.
- ^ Картрайт и Накамура 2009 , стр. 122–123.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кобаяши 1997 , стр. 47.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Картрайт и Накамура 2009 , с. 121.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Картрайт и Накамура 2009 , с. 123.
- ^ Medicis & Huebner 2018 , с. 319
- ^ Дадли, Сарано и Диас 2013 , с. 159.
- ^ Орнес 2014 .
- ^ Байю 2008 , стр. 144–145.
- ^ Хонор и Флеминг 1991 , с. 597: «В них повторяется покрытый снегом конус горы Фудзи, который можно увидеть в самом известном из них, когда огромная волна разбивается на брызги, как когти дракона на хрупкие лодки».
- ^ «ХОКУСАЙ: ЗА БОЛЬШОЙ ВОЛНОЙ» . Газета азиатского искусства . 1 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 17 июля 2022 года . Проверено 21 мая 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Хокусай «Без ума от своего искусства» от Эдмона Гонкура до Норбера Лагана» . Музей Гиме . Архивировано из оригинала 14 октября 2010 года.
- ^ Гонкур 2015 , стр. 9, 38.
- ^ « Волна» Хокусая и «Цзинтинские горы осенью» Ситао» . CNDP.fr (на французском языке). Архивировано из оригинала 3 октября 2009 года.
- ^ Рюф, Изабель (29 декабря 2004 г.). «Большая волна японского Хокусая, символ жестокости цунами» . Ле Темпс (на французском языке). Архивировано из оригинала 21 октября 2008 года.
- ^ Картрайт и Накамура 2009 , с. 128.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Большая волна – печать» . Британский музей . Архивировано из оригинала 31 мая 2022 года . Проверено 20 мая 2022 г.
- ^ Нагата 1995 , с. 40.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Задержка 2004 , с. 197.
- ^ «Хокусай» . Йельский университет . Архивировано из оригинала 8 сентября 2011 года.
- ^ Харрис 2008 , с. 12.
- ^ Кальца 2003 , с. 484.
- ^ Айвс 1974 , стр. 74–76.
- ^ Лейн 1962 , с. 237.
- ^ Задержка 2004 , с. 173.
- ^ Байю 2008 , с. 110.
- ^ Лейн 1962 , с. 233.
- ^ Байю 2008 , с. 144.
- ^ Грэм, Джон (сентябрь 1999 г.). «Хокусай и Хиросигэ: великие японские гравюры из коллекции Джеймса А. Миченера в Музее азиатского искусства» . Еженедельник UCSF . Архивировано из оригинала 18 июня 2009 года.
- ^ «Неясное происхождение «берлинского индиго» , цвета, который произвел революцию в сценах укиё-э]. www.adachi-hanga.com (на японском языке). Архивировано из оригинала 4 августа 2023 года . Проверено 4 августа 2023 года .
В Японии. его назвали «Берлин Индиго» по названию места его рождения. Он также широко известен как «Белло Ай», сокращение от «Берлин Ай». [В Японии его называли «берлинским индиго», по месту его изобретения. Также хорошо известна сокращенная форма «беро ай».]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Байю 2008 , с. 130.
- ^ Кальца 2003 , с. 473.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Коренберг, Капуцин. «Создание и эволюция Большой волны Хокусая» (PDF) . Британский музей . Архивировано (PDF) из оригинала 16 июня 2022 года . Проверено 16 июня 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Под волной у Канагавы» . www.hokusai-katsushika.org . Архивировано из оригинала 14 февраля 2022 года . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ «ХОКУСАЙ» . Токийский национальный музей . Архивировано из оригинала 6 июля 2022 года . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ «Хокусай: влиятельная работа японского художника, известного благодаря «большой волне» – в картинках» . Хранитель . 20 июля 2017 г. Архивировано из оригинала 21 мая 2022 г. Проверено 21 мая 2022 г.
- ^ «Большая волна в Канагаве (из серии «Тридцать шесть видов Фудзи»)» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 21 января 2022 года . Проверено 15 мая 2022 г.
- ^ «Видеть тройное: Большая волна Хокусая» . Художественный институт Чикаго . 3 апреля 2019 г. Архивировано из оригинала 1 мая 2021 г. Проверено 17 июня 2022 г.
- ^ «Большая волна у Канагавы» . Музей искусств округа Лос-Анджелес . Архивировано из оригинала 9 июля 2022 года . Проверено 16 июня 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Выставка японского импрессионизма в Музее импрессионистов Живерни 2018» . Живерни, Музей импрессионизма . 2018. Архивировано из оригинала 20 февраля 2020 года . Проверено 21 мая 2022 г.
- ^ «Работы | NGV | Посмотреть работы» . www.ngv.vic.gov.au. Архивировано из оригинала 30 сентября 2023 года . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ «Sous la неопределённость в большом Канагаве» . Национальная библиотека Франции . Архивировано из оригинала 4 ноября 2020 года . Проверено 21 мая 2022 г.
- ^ «Баварская государственная библиотека приобретает культовое произведение Кацусики Хокусая «Большая волна» . ИскусствоЗависимость . 29 августа 2023 года. Архивировано из оригинала 30 августа 2023 года . Проверено 30 августа 2023 г.
- ^ Форрер 1991 , с. 43.
- ^ Национальная библиотека Франции 2008 , с. 216.
- ^ Байю 2008 , с. 131.
- ^ Ворона, Келли. «Знаковая гравюра «Большая волна» продана на аукционе Christie's за 2,8 миллиона долларов» . ВСЖ . Архивировано из оригинала 23 марта 2023 года . Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Бикфорд 1993 , с. 1.
- ^ Чирильяно II, Майкл (22 июля 2014 г.). «Возвращение моря Хокусая и Дебюсси» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 14 марта 2022 года . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Мур 1979 , с. 245.
- ^ Medicis & Huebner 2018 , с. 275
- ^ Суёр-Хермель 2009 , с. 28.
- ^ Суёр-Хермель 2009 , с. 26.
- ^ «Письмо 676: Тео Ван Гогу. Арль, суббота, 8 сентября 1888 года» . Музей Ван Гога. Архивировано из оригинала 5 декабря 2016 года . Проверено 17 января 2017 г.
- ^ «Волна или Купальщицы» . Музей Родена . Архивировано из оригинала 4 июня 2022 года . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ «распечатать» . Британский музей . Архивировано из оригинала 14 июня 2022 года . Проверено 14 июня 2022 г.
- ^ «La смутная (Волна), 1894» . Миннеаполисский институт искусств . Архивировано из оригинала 16 ноября 2021 года . Проверено 14 июня 2022 г.
- ^ Эшкрофт 2013 , с. 11.
- ^ « 'Восстания', 2018» . www.artsy.net . Архивировано из оригинала 20 мая 2022 года . Проверено 20 мая 2022 г.
- ^ Накамура, Эми (26 мая 2022 г.). «Это Америка: культурное значение этих смайлов» . США сегодня . Архивировано из оригинала 16 декабря 2023 года . Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ «Японские банкноты претерпевают изменения» . NHK World-Япония . Архивировано из оригинала 22 сентября 2022 года . Проверено 10 декабря 2022 г.
- ^ «Хокусай «подвешенная угроза» – Документальный фильм (1995) – SensCritique» . senscritique.com (на французском языке). Архивировано из оригинала 22 мая 2022 года . Проверено 22 мая 2022 г.
- ^ « Большая волна» Хокусая . Fulmartv.co.uk. 17 апреля 2004 г. Архивировано из оригинала 22 июля 2010 г. Проверено 4 июля 2010 г.
- ^ «BBC – История мира – Объект: «Большая волна» Хокусая » . Би-би-си . Архивировано из оригинала 13 мая 2021 года . Проверено 20 мая 2022 г.
- ^ Уитли, Патрисия (2 июня 2017 г.). «Хокусай в Ultra HD: Большая волна, большой экран» . Британский музей . Архивировано из оригинала 16 июня 2022 года . Проверено 16 июня 2022 г.
Общие и цитируемые источники
[ редактировать ]- Эшкрофт, Билл (26 июля 2013 г.). «Гибридность и трансформация: искусство Лин Онуса» . Постколониальный текст . 8 (1). Архивировано из оригинала 19 июня 2021 года . Проверено 22 мая 2022 г.
- Байу, Хелен (2008). Хокусай 1760–1849 – «Обезумевшие от своего искусства» от Эдмона Гонкура до Норбера Лагана (на французском языке). Париж: Встреча национальных музеев . ISBN 978-2-7118-5406-6 .
- Японские гравюры: образы эфемерного мира (на французском языке). Национальная библиотека Франции . 2008. ISBN 978-84-89860-93-3 .
- Бикфорд, Лоуренс (1993). «История печати укиё-э». Впечатления (17): 1. JSTOR 42597774 .
- Кальца, Джан Карло (2003). Хокусай . Лондон: Файдон. ISBN 978-0-7148-4304-9 .
- Картрайт, Джулиан HE ; Накамура, Хисами (20 июня 2009 г.). «Что это за волна — Большая волна Хокусая у Канагавы?». Заметки и отчеты Королевского общества . 63 (2): 119–135. дои : 10.1098/rsnr.2007.0039 . S2CID 35033146 .
- Задержка, Нелли (2004). Японские гравюры (на французском языке). Париж: Ф. Хазан. ISBN 978-2-85025-807-7 .
- Дадли, Дж. М.; Сарано, В.; Диас, Ф. (2013). «О большой волне Хокусая у Канагавы : локализация, линейность и волна-убийца в субантарктических водах» . Заметки и отчеты Лондонского королевского общества . 67 (2): 159–164. дои : 10.1098/rsnr.2012.0066 . ISSN 0035-9149 . ПМЦ 3645210 . ПМИД 24687148 .
- Форрер, Матти (1991). Хокусай: гравюры и рисунки . Новая издательская компания. ISBN 978-3-7913-1131-9 .
- Гонкур, Эдмон де (15 сентября 2015 г.). Хокусай . Паркстоун Интернэшнл. АСИН B016XN14YS .
- Гут, Кристина (2011). «Большие волны Хокусая в японской визуальной культуре девятнадцатого века» (PDF) . Художественный вестник . 93 (4): 468–485. дои : 10.1080/00043079.2011.10786019 . ISSN 0004-3079 . ПМИД 00043079 . S2CID 191470775 . Архивировано (PDF) из оригинала 20 июля 2020 года . Проверено 14 декабря 2019 г.
- Харрис, Джеймс К. (январь 2008 г.). «Под волной у Канагавы» . JAMA Психиатрия . 65 (1): 12–13. doi : 10.1001/archgenpsychiatry.2007.21 . ПМИД 18180422 . Архивировано из оригинала 11 марта 2022 года . Проверено 15 мая 2022 г.
- Хиллер, Джек (1970). Каталог японских картин и гравюр Гейла из собрания мистера и миссис Ричарда П. Гейла . Том. 2. Рутледж. ISBN 978-0-7100-6913-9 .
- Честь, Хью ; Флеминг, Джон (1991). Всемирная история искусства . Трес Кантос, Мадрид: Издательство Лоуренса Кинга. ISBN 978-1-85669-000-3 . Архивировано из оригинала 17 июня 2022 года . Проверено 17 июня 2022 г.
- Айвз, Колта Феллер (1974). Большая волна: влияние японских гравюр на дереве на французские гравюры . Метрополитен-музей. ISBN 978-0-87099-228-5 .
- Кикучи, Садао; Кенни, Дон (1969). Сокровищница японских гравюр на дереве (укиё-э) . Издательство Корона . OCLC 21250 .
- Кобаяши, Тадаши (1997). Харбисон, Марк А. (ред.). Укиё-э: введение в японскую гравюру на дереве . Коданша Интернэшнл. ISBN 978-4-7700-2182-3 .
- Лейн, Ричард (1962). Мастера японской гравюры, их мир и их творчество . Креативные Медиа Партнеры, ООО. ISBN 978-1-01-530023-1 .
- Медичи, Франсуа де; Хюбнер, Стивен, ред. (2018). Резонанс Дебюсси . Бойделл и Брюэр. ISBN 978-1-58046-525-0 .
- Мур, Джанет Гейлорд (1979). Восточные ворота: приглашение в искусство Китая и Японии . Коллинз. ISBN 978-0-529-05434-0 .
- Нагата, Сэйдзи (1995) Хокусай: гений японского укиё-э . ISBN 978-4-7700-1928-8 .
- Орнес, Стивен (2014). «Наука и культура: анализ «Большой волны» » . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 111 (37): 13245. Бибкод : 2014PNAS..11113245O . дои : 10.1073/pnas.1413975111 . ISSN 0027-8424 . ПМК 4169912 . ПМИД 25228754 .
- Пенкофф, Рональд (1964). Корни укиё-э; Ранние гравюры на дереве плавучего мира (PDF) . Государственный педагогический колледж Болла . OCLC 681751700 . Архивировано (PDF) из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 21 мая 2022 г.
- Солтер, Ребекка (2001). Японская гравюра на дереве . Издательство Гавайского университета . ISBN 978-0-8248-2553-9 . Архивировано из оригинала 17 мая 2022 года . Проверено 21 мая 2022 г.
- Сюёр-Эрмель, Валери (2009). Анри Ривьер: между импрессионизмом и японизмом (на французском языке). Париж: Национальная библиотека Франции. ISBN 978-2-7177-2431-8 .
- Певец, Роберт Т. (март – апрель 1986 г.). «Японская живопись периода Эдо». Археология . 39 (2). Археологический институт Америки : 64–67. JSTOR 41731745 .
- Уэстон, Марк (2002). Гиганты Японии: жизнь величайших мужчин и женщин Японии . Коданша Интернэшнл. ISBN 978-1-56836-324-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с «Большой волной у Канагавы» Кацусики Хокусая на Викискладе?
- Запись Метрополитен-музея (Нью-Йорк) о Большой волне в Канагаве.
- «Большая волна » . Хокусая — эпизод из шоу BBC « Мировая история в 100 объектах»
- Изучение оригинального произведения в сравнении с различными копиями от разных издателей.
- «Большая волна» (создание гравюры на дереве) — серия пошаговых видео о воссоздании работы Дэвида Булла.
- Реплика «Большой волны» , сделанная Сугой Кайоко для документального фильма Британского музея.