Айзури я
Термин айзури-э (яп. 藍摺絵 «голубое печатное изображение») обычно относится к японским гравюрам на дереве , которые напечатаны полностью или преимущественно синим цветом. Когда используется второй цвет, обычно это красный. Даже если использовался только один тип синих чернил, вариаций светлоты и темноты ( значения ) можно было добиться путем наложения нескольких отпечатков частей рисунка или путем нанесения градации чернил на деревянный печатный блок ( бокаси ).
Развитие айзури-э было связано с импортом пигмента берлинской лазури из Европы в 1820-х годах. [1] [2] Этот пигмент имел ряд преимуществ перед красками индиго или лепестков дневного цветка, которые ранее использовались для создания синего цвета. Он был более ярким, имел больший тональный диапазон и более устойчив к выцветанию. [3] Он оказался особенно эффективным для выражения глубины и расстояния, и его популярность, возможно, стала основным фактором в утверждении чистого пейзажа как нового жанра укиё-э . печати [4]
Ранние последователи включали Хокусая в его «Тридцать шесть видов горы Фудзи» (1830 г.), особенно в «Большую волну у Канагавы» и «Кадзикадзава в провинции Кай» . Хиросигэ также широко использовал берлинскую лазурь в своих пейзажных гравюрах. Среди других выдающихся японских художников, использовавших его, были Кейсай Эйсен , Утагава Кунисада и Утагава Садахидэ .
Теория о том, что производство айзури-э было вызвано законами о роскоши 1842 года, известными как реформы Тэмпо, больше не получила широкого признания. [5]
Галерея
[ редактировать ]- Белый сокол на сосне , Сава Секкё , ок. 1800 г.
- Храм Кинрюзан в Асакусе, построенный Хиросигэ II , середина XIX века. Из серии « Знаменитые места восточной столицы» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Генри Д. Смит II, «Хокусай и голубая революция в гравюрах Эдо», в книге Джона Т. Карпентера, изд., « Хокусай и его эпоха: живопись укиё-э, эстамп и книжная иллюстрация в Японии позднего Эдо» , Hotei Publishing, Амстердам , 2005 стр. 234-69.
- ^ Гэри Хики, «Волны влияния: Япония и Запад», в каталоге выставки «Моне и Япония» , Национальная галерея Австралии, Канберра, 2001, стр. 176.
- ^ Филип МакКуат, «Берлинская лазурь и ее соучастник в преступлении», Журнал «Искусство в обществе», http://www.artinsociety.com
- ^ Тимоти Кларк, 100 видов на гору Фудзи , The British Museum Press, Лондон, 2001, стр. 46.
- ^ Ньюленд, Эми Рейгл. (2005). Хотей Энциклопедия японских гравюр на дереве. Амстердам: Хотей. ISBN 9789074822657 ; ОСЛК 61666175