Учива-э
Учива-э ( 団扇絵 ) — это жанр японской гравюры укиё-э на дереве, которая появляется на жестких ручных веерах в форме весла, известных как учива ( 団扇 ) . Яйцевидные изображения, соответствующие очертаниям учива, были напечатаны на прямоугольных листах рисовой бумаги васи , затем обрезаны по полям и наклеены на скелетную бамбуковую рамку. [1] [2]

Учива Характеристики
[ редактировать ]В отличие от складных вееров, возникших в Японии в VI или VII веке, [3] нераскладывающийся плоский, овальный или «бобовидный» [4] учива были китайским импортом. С точки зрения народного использования, учива имел тесную связь с городской культурой Эдо , которая получила распространение в семнадцатом и восемнадцатом веках. Складные веера, известные как Оги ( 扇 ) , суэхиро ( 末広 ) или сэнсу ( 扇子 ) , оставались доминирующим аксессуаром в сфере сложной придворной культуры, преобладающей в Киото в то время.

Исторически учива были якобы женским аксессуаром, причем мужчины чаще носили складные веера. [5] [6] Они были одновременно модными аксессуарами и функциональными предметами для повседневного использования. [7] Они прочно ассоциируются с летом, продаются только в летние месяцы и часто украшены летними изображениями. [8] По крайней мере, один критик утверждает, что из-за того, что женщины используют их в периоды сильной жары, учива «может иметь многозначительный смысл». [9]
Сегодня учива многие используют в качестве устройства для личного охлаждения, а также для раздувания риса с целью его охлаждения при приготовлении суши . В более церемониальном плане их все еще можно увидеть в различных контекстах, в том числе в различных летних танцевальных представлениях, а также в качестве аксессуара, который судьи носят во время матчей по сумо .
Учива-э История
[ редактировать ]Учива с печатным рисунком впервые были произведены в Японии примерно в 1680-х годах или раньше. [10] Одним из самых ранних дошедших до нас примеров является эхон (книга с картинками) ( 1684 года Хисикавы Моронобу 菱 川師宣 ) под названием «Учивазукуси» («Всевозможные изображения Учива») , который включает иллюстрации в веерообразных рамках. [11] Другими примечательными примерами помещения Учива-э в социально-исторический контекст являются гравюры Судзуки Харунобу продавцов вееров ) 1767 ( или 1768 годов с изображением Учива Ури и гравюра 1814 года Утагавы Кунисады, изображающая актера кабуки Итикава Данносукэ II в роли продавца вееров. . [12]

Одним из исторических продавцов вееров, чья жизнь хорошо известна, является Эбия Ринноске ( 海老屋林之助 , 1832–1895) . Эбия печатал и продавал как веерные, так и стандартные репродукции примерно до 1895 года. Хотя издательство Эбия первоначально заказывало проекты исключительно Утагаве Кунисаде и Утагаве Куниёси , они расширили свой список, включив в него других художников конца 1850-х годов. [13]
В XIX веке производство гравюр учива-э и Оги-э находилось под строгим контролем гильдии фанатских издателей, действовавшей в соответствии с системой правил и положений, отличных от тех, которые применяются к обычным публикуемым гравюрам. [14] Начиная с 1815 года и до конца периода Эдо (1603–1868), веерные отпечатки обычно маркировались печатями с указанием года их публикации. [15]
Примеры
[ редактировать ]Большинство, если не все, крупные художники гравюры на дереве периода Эдо работали в среде учива-э в дополнение к стандартным гравюрам и иллюстрированным книгам. Дизайны Учива-э попадают во все основные категории принтов, включая якуша-э (принты актеров), бидзин-га (красавицы), фукей-га (пейзажи), качо-га (принты с изображением природы) и Муша-э (воины). отпечатки). [16] Некоторые Кацукаве работы, которые сохранились в коллекциях сегодня, принадлежат Сюнсё (1726–1793), Утагаве Тоёкуни (1769–1825), Кунисаде (1786–1865), Куниёси (1797–1861) и Хиросигэ (1797–1858). [17]
Учива по определению являются аксессуарами, предназначенными для практического повседневного использования. В результате частого обращения с ними осталось лишь несколько нетронутых экземпляров учива-э . [18] По этой причине историк искусства Эми Рейгл Ньюленд предположила, что учива-э «вероятно, являются одной из самых неуловимых из всех категорий гравюр укиё-э для изучения и коллекционирования». [19]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Белл 2004, xiv
- ^ Марки 2010, 14.
- ^ Хэлси и Фридман 1983, 556.
- ^ Ньюленд 2005, 431.
- ^ Солтер 2006, 25.
- ^ «WWWJDIC: Ошибка выхода» . Архивировано из оригинала 28 июля 2013 г. Проверено 5 августа 2013 г.
- ^ Ньюленд 2005, 431.
- ^ Солтер 2006, 25.
- ^ Солтер 2006, 79.
- ^ Ньюленд 2005, 431.
- ^ Ньюленд 2005, 431.
- ^ Ньюленд 2005, 432.
- ^ Маркс 2010, 27.
- ^ Ньюленд 2005, 432.
- ^ Ньюленд 2005, 432.
- ^ Ньюленд 2005, 431.
- ^ Ньюленд 2005, 432.
- ^ Харрис 2010, 106.
- ^ Ньюленд 2005, 431.

Ссылки
[ редактировать ]- Белл, Дэвид. Объяснение укиё-э . Кент, Великобритания: Global Oriental, 2004.
- Хэлси, Уильям Даррач и Фридман, Эмануэль. «Складной веер». Энциклопедия Кольера , том. 9. Образовательная компания Макмиллан, 1983.
- Харрис, Фредерик. Укиё-э: искусство японской печати . Токио: Таттл, 2010.
- Маркс, Андреас. Японские гравюры на дереве: художники, издатели и шедевры 1680-1900 гг . Токио: Таттл, 2010.
- Ньюленд, Эми Рейгл. Эд. Хотей Энциклопедия японских гравюр на дереве . Том. 2. Амстердам: Издательство Хотей, 2005.
- Солтер, Ребекка. Японские лубочные гравюры: от вотивных полосок до игральных карт. Лондон: A&C Black, 2006.