Jump to content

Учива-э

Учива-э ( 団扇絵 ) — это жанр японской гравюры укиё-э на дереве, которая появляется на жестких ручных веерах в форме весла, известных как учива ( 団扇 ) . Яйцевидные изображения, соответствующие очертаниям учива, были напечатаны на прямоугольных листах рисовой бумаги васи , затем обрезаны по полям и наклеены на скелетную бамбуковую рамку. [1] [2]

позднего периода Эдо Гравюра учива-э с изображением бугаку танцоров

Учива Характеристики

[ редактировать ]

В отличие от складных вееров, возникших в Японии в VI или VII веке, [3] нераскладывающийся плоский, овальный или «бобовидный» [4] учива были китайским импортом. С точки зрения народного использования, учива имел тесную связь с городской культурой Эдо , которая получила распространение в семнадцатом и восемнадцатом веках. Складные веера, известные как Оги ( ) , суэхиро ( 末広 ) или сэнсу ( 扇子 ) , оставались доминирующим аксессуаром в сфере сложной придворной культуры, преобладающей в Киото в то время.

Актер Итикава Эбидзюро I в исполнении Тоёкуни I

Исторически учива были якобы женским аксессуаром, причем мужчины чаще носили складные веера. [5] [6] Они были одновременно модными аксессуарами и функциональными предметами для повседневного использования. [7] Они прочно ассоциируются с летом, продаются только в летние месяцы и часто украшены летними изображениями. [8] По крайней мере, один критик утверждает, что из-за того, что женщины используют их в периоды сильной жары, учива «может иметь многозначительный смысл». [9]

Сегодня учива многие используют в качестве устройства для личного охлаждения, а также для раздувания риса с целью его охлаждения при приготовлении суши . В более церемониальном плане их все еще можно увидеть в различных контекстах, в том числе в различных летних танцевальных представлениях, а также в качестве аксессуара, который судьи носят во время матчей по сумо .

Учива-э История

[ редактировать ]

Учива с печатным рисунком впервые были произведены в Японии примерно в 1680-х годах или раньше. [10] Одним из самых ранних дошедших до нас примеров является эхон (книга с картинками) ( 1684 года Хисикавы Моронобу 川師宣 ) под названием «Учивазукуси» («Всевозможные изображения Учива») , который включает иллюстрации в веерообразных рамках. [11] Другими примечательными примерами помещения Учива-э в социально-исторический контекст являются гравюры Судзуки Харунобу продавцов вееров ) 1767 ( или 1768 годов с изображением Учива Ури и гравюра 1814 года Утагавы Кунисады, изображающая актера кабуки Итикава Данносукэ II в роли продавца вееров. . [12]

Хисикава Моронобу - учива-э зукуси

Одним из исторических продавцов вееров, чья жизнь хорошо известна, является Эбия Ринноске ( 海老屋林之助 , 1832–1895) . Эбия печатал и продавал как веерные, так и стандартные репродукции примерно до 1895 года. Хотя издательство Эбия первоначально заказывало проекты исключительно Утагаве Кунисаде и Утагаве Куниёси , они расширили свой список, включив в него других художников конца 1850-х годов. [13]

В XIX веке производство гравюр учива-э и Оги-э находилось под строгим контролем гильдии фанатских издателей, действовавшей в соответствии с системой правил и положений, отличных от тех, которые применяются к обычным публикуемым гравюрам. [14] Начиная с 1815 года и до конца периода Эдо (1603–1868), веерные отпечатки обычно маркировались печатями с указанием года их публикации. [15]

Большинство, если не все, крупные художники гравюры на дереве периода Эдо работали в среде учива-э в дополнение к стандартным гравюрам и иллюстрированным книгам. Дизайны Учива-э попадают во все основные категории принтов, включая якуша-э (принты актеров), бидзин-га (красавицы), фукей-га (пейзажи), качо-га (принты с изображением природы) и Муша-э (воины). отпечатки). [16] Некоторые Кацукаве работы, которые сохранились в коллекциях сегодня, принадлежат Сюнсё (1726–1793), Утагаве Тоёкуни (1769–1825), Кунисаде (1786–1865), Куниёси (1797–1861) и Хиросигэ (1797–1858). [17]

Учива по определению являются аксессуарами, предназначенными для практического повседневного использования. В результате частого обращения с ними осталось лишь несколько нетронутых экземпляров учива-э . [18] По этой причине историк искусства Эми Рейгл Ньюленд предположила, что учива-э «вероятно, являются одной из самых неуловимых из всех категорий гравюр укиё-э для изучения и коллекционирования». [19]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Белл 2004, xiv
  2. ^ Марки 2010, 14.
  3. ^ Хэлси и Фридман 1983, 556.
  4. ^ Ньюленд 2005, 431.
  5. ^ Солтер 2006, 25.
  6. ^ «WWWJDIC: Ошибка выхода» . Архивировано из оригинала 28 июля 2013 г. Проверено 5 августа 2013 г.
  7. ^ Ньюленд 2005, 431.
  8. ^ Солтер 2006, 25.
  9. ^ Солтер 2006, 79.
  10. ^ Ньюленд 2005, 431.
  11. ^ Ньюленд 2005, 431.
  12. ^ Ньюленд 2005, 432.
  13. ^ Маркс 2010, 27.
  14. ^ Ньюленд 2005, 432.
  15. ^ Ньюленд 2005, 432.
  16. ^ Ньюленд 2005, 431.
  17. ^ Ньюленд 2005, 432.
  18. ^ Харрис 2010, 106.
  19. ^ Ньюленд 2005, 431.
  • Белл, Дэвид. Объяснение укиё-э . Кент, Великобритания: Global Oriental, 2004.
  • Хэлси, Уильям Даррач и Фридман, Эмануэль. «Складной веер». Энциклопедия Кольера , том. 9. Образовательная компания Макмиллан, 1983.
  • Харрис, Фредерик. Укиё-э: искусство японской печати . Токио: Таттл, 2010.
  • Маркс, Андреас. Японские гравюры на дереве: художники, издатели и шедевры 1680-1900 гг . Токио: Таттл, 2010.
  • Ньюленд, Эми Рейгл. Эд. Хотей Энциклопедия японских гравюр на дереве . Том. 2. Амстердам: Издательство Хотей, 2005.
  • Солтер, Ребекка. Японские лубочные гравюры: от вотивных полосок до игральных карт. Лондон: A&C Black, 2006.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e63bf982ebe0bc6735abf12e7e53facf__1661025000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/cf/e63bf982ebe0bc6735abf12e7e53facf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Uchiwa-e - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)