Jump to content

Сосаку-ханга

Канаэ Ямамото (1904 г.) «Рыбак»

Сосаку-ханга ( 創作版画 , «творческие гравюры» ) художественное направление гравюры на дереве , зародившееся в Японии в начале 20-го века. В нем подчеркивалось, что художник является единственным творцом, движимым стремлением к самовыражению, и отстаивались принципы искусства, которое «нарисовано самостоятельно» (自画 jiga ), «вырезано самостоятельно» (自刻 jikoku ) и «напечатано самостоятельно». (自摺 дзизури ). В отличие от параллельного движения син-ханга («новые гравюры»), которое поддерживало традиционную систему сотрудничества укиё-э, в которой художник, резчик, печатник и издатель участвовали в разделении труда.

О рождении движения сосаку-ханга ознаменовало » Канаэ Ямамото (1882–1946) мелкую гравюру «Рыбак в 1904 году. Отойдя от совместной системы укиё-э , Ямамото сделал гравюру исключительно самостоятельно: рисуя, вырезая и печатая. изображение. Такие принципы «саморисования», «саморезки» и «самопечатки» легли в основу движения, которое боролось за существование в довоенной Японии, а также набрало силу и процветало в послевоенной Японии как подлинный наследник традиция укиё-э . Однако на практике отличие сосаку-ханги от других движений не было таким явным. Например, один из ведущих художников, Косиро Ончи , поручил резчикам, таким как Ямагиси Кадзуэ, и печатникам, таким как его ученик Дзюнъитиро Сэкино , создать свои работы.

1951 года Биеннале искусств в Сан-Паулу стала свидетелем успеха творческого движения печати. Оба японских победителя, Ямамото и Киёси Сайто (1907–1997), были художниками-граверами, превзошедшими японскую живопись ( нихонга ), картины западного стиля ( йога ), скульптуры и авангард. Другие художники сосаку-ханга, такие как Косиро Ончи (1891–1955), Уничи Хирацука (1895–1997), Садао Ватанабэ (1913–1996) и Маки Хаку (1924–2000), также хорошо известны на Западе.

Истоки и ранние годы

[ редактировать ]

Креативное печатное движение было одним из многих проявлений подъема личности после десятилетий модернизации . Как в художественных, так и в литературных кругах на рубеже веков появились выражения «самости». В 1910 году книга Котаро Такамура (1883–1956) «Зеленое солнце» поощряла индивидуальное самовыражение художников: «Я желаю абсолютной свободы искусства. Следовательно, я признаю безграничный авторитет индивидуальности художника… Даже если двое или трое художники должны рисовать «зеленое солнце», я бы никогда не стал их критиковать, потому что сам могу видеть зеленое солнце». В 1912 году в книге «Бунтен и творчество» ( от Bunten to Geijutsu ) Нацумэ Сосэки (1867–1916) утверждает, что «искусство начинается с самовыражения и заканчивается самовыражением». Эти два эссе положили начало интеллектуальной дискуссии о «я», которая сразу же нашла отклик на арт-сцене. В 1910 году вышла первая публикация ежемесячного журнала «Белая береза» ( Сиракаба ), самого важного журнала, формировавшего мышление периода Тайсё. В том же году начинающие молодые художники организовали свою первую выставку. Сиракаба также спонсировал выставки западного искусства.

В годы своего становления движение сосаку-ханга , как и многие другие движения, такие как син-ханга , футуризм и пролетарское искусство , боролось за выживание, экспериментирование и поиск голоса на художественной сцене, где доминировали те основные виды искусства, которые были хорошо приняты Бунтен ( Японская академия художеств). Ханга в целом (включая син-хангу ) не достигла статуса западных картин маслом ( йога ) в Японии. Ханга считалась ремеслом , уступавшим живописи и скульптуре . гравюры укиё-э Ксилографические всегда считались простыми репродукциями для массового коммерческого потребления, в отличие от европейского взгляда на укиё-э как на искусство в период расцвета японизма . было невозможно Художникам сосаку-ханга зарабатывать на жизнь, просто создавая креативные гравюры. Многие из более поздних известных художников сосаку-ханга , такие как Косиро Ончи (также известный как отец творческого движения печати), были книжными иллюстраторами и резчиками по дереву. Лишь в 1927 году ханга была принята Тейтеном (бывшим Бунтеном). В 1935 году внеклассные занятия по ханга наконец-то разрешили.

военное время

[ редактировать ]

Военные годы с 1939 по 1945 годы были временем метаморфоз творческого печатного движения. Общество Первого четверга , сыгравшее решающую роль в послевоенном возрождении японской гравюры, было сформировано в 1939 году из групп людей, которые собирались раз в месяц в доме Косиро Ончи в Токио, чтобы обсудить темы гравюр на дереве. Первыми членами были Ген Ямагути (1896–1976) и Дзюнъитиро Сэкино (1914–1988). Американские знатоки Эрнст Хакер , Уильям Хартнетт и Оливер Стэтлер также присутствовали и помогли возродить интерес Запада к японским гравюрам. Коллекция «Первый четверг» ( Ишимоку-сю ), коллекция гравюр, которые участники распространяли друг среди друга, была выпущена в 1944 году. Группа обеспечивала товарищество и место для художественного обмена и поддержки в трудные военные годы, когда ресурсы были ограничены и цензура серьезный.

Послевоенное творческое полиграфическое движение

[ редактировать ]
Портрет Хагивары Сакутаро (Ончи Косиро, 1943)

Возрождение японской гравюры совпало с возрождением Японии после Второй мировой войны . островов Во время оккупации американские солдаты и их жены покупали и коллекционировали японские гравюры в качестве сувениров. Можно сказать, что японские гравюры стали одной из составляющих послевоенного экономического восстановления . С целью продвижения «демократического искусства» американское покровительство перешло от более традиционной син-ханги к современной сосаку-ханге . Абстрактное искусство было запрещено военным правительством во время войны, но после войны такие художники, как Косиро Ончи, полностью обратились к абстрактному искусству. К 1950 году абстракция стала основным способом творческого движения в области печати, а японские гравюры воспринимались как подлинное смешение Востока и Запада. 1951 года Биеннале искусств в Сан-Паулу стала первым послевоенным представлением Японии на международной выставке. Известные художники, такие как Сико Мунаката (1903–1975) и Наоко Мацубара (р. 1937), работали в традициях народного искусства ( мингей ) и проводили персональные выставки в Соединенные Штаты .

Современные японские гравюры

[ редактировать ]

Современные японские гравюры отличаются богатым разнообразием по тематике и стилю. Тэцуя Нода (род. 1940) использует фотографию и передает повседневные качества своих отпечатков в форме фотодневников. Такие художники, как Маки Хаку (1924–2000) и Шинода Токо (1913–2021), синтезируют каллиграфию и абстрактное выражение и создают поразительно красивые и безмятежные изображения. Садао Ватанабэ работал в традиции мингей (народное искусство), синтезируя буддийские изображения фигур и западное христианство в своих уникальных библейских гравюрах.

Начиная с 1960-х годов грань между изобразительным искусством и коммерческими СМИ стала размытой. Художники -поп-артисты и художники-концептуалисты работают с профессиональными техническими специалистами, а возможности для инноваций безграничны.

Известные художники сосаку

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аджиока, Чиаки, Кувахара, Норико и Нисияма, Джунко. Ханга: японские креативные принты . Сидней: Художественная галерея Нового Южного Уэльса, около 2000 г. ISBN   0-7347-6313-1
  • Блейкмор, Фрэнсис. Кто есть кто в современных японских гравюрах . Нью-Йорк: Уэзерхилл, 1975.
  • Фуджикаке, Шизуя. Японские гравюры на дереве . Токио: Японское туристическое бюро, 1957.
  • Дженкинс, Дональд, Гилки, Гордон и Клемперер, Луиза. Образы меняющегося мира — японские гравюры двадцатого века , 1983. Портлендский художественный музей, Орегон.
  • Кавакита, Мичиаки Современные японские гравюры Токио и Пало-Альто: Коданша, 1967.
  • Киз, Роджер. Разрыв с прошлым: японское творческое печатное движение, 1910-1960 гг . Музеи изящных искусств Сан-Франциско, 1988.
  • Миченер, Джеймс. Современная японская гравюра: признание . Ратленд и Токио: Таттл, 1968.
  • Майло, Марко. Современная японская гравюра на дереве , Edizioni Clandestine, 2023 г., ISBN   88-6596-746-3
  • Пети Г. и Арболеда А. Развитие техники японской гравюры на дереве. Токио: Коданся, 1977.
  • Стэтлер, Оливер. Современные японские гравюры: возрождение искусства . Ратленд и Токио: Таттл, 1956.
  • Смит, Лоуренс. Японские гравюры во время союзнической оккупации 1945–1952 годов: Ончи Косиро, Эрнст Хакер и Общество первого четверга . Ресурсы арт-медиа, 2002. ISBN   0-7567-8527-8
  • Волк, Алисия. Сделано в Японии: послевоенное творческое печатное движение . Художественный музей Милуоки и Вашингтонский университет Press, 2005. ISBN   0-295-98502-X
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6e726546799b09319ee8c318f4165d4c__1714828680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6e/4c/6e726546799b09319ee8c318f4165d4c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sōsaku-hanga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)