Сосаку-ханга

Сосаку-ханга ( 創作版画 , «творческие гравюры» ) — художественное направление гравюры на дереве , зародившееся в Японии в начале 20-го века. В нем подчеркивалось, что художник является единственным творцом, движимым стремлением к самовыражению, и отстаивались принципы искусства, которое «нарисовано самостоятельно» (自画 jiga ), «вырезано самостоятельно» (自刻 jikoku ) и «напечатано самостоятельно». (自摺 дзизури ). В отличие от параллельного движения син-ханга («новые гравюры»), которое поддерживало традиционную систему сотрудничества укиё-э, в которой художник, резчик, печатник и издатель участвовали в разделении труда.
О рождении движения сосаку-ханга ознаменовало » Канаэ Ямамото (1882–1946) мелкую гравюру «Рыбак в 1904 году. Отойдя от совместной системы укиё-э , Ямамото сделал гравюру исключительно самостоятельно: рисуя, вырезая и печатая. изображение. Такие принципы «саморисования», «саморезки» и «самопечатки» легли в основу движения, которое боролось за существование в довоенной Японии, а также набрало силу и процветало в послевоенной Японии как подлинный наследник традиция укиё-э . Однако на практике отличие сосаку-ханги от других движений не было таким явным. Например, один из ведущих художников, Косиро Ончи , поручил резчикам, таким как Ямагиси Кадзуэ, и печатникам, таким как его ученик Дзюнъитиро Сэкино , создать свои работы.
1951 года Биеннале искусств в Сан-Паулу стала свидетелем успеха творческого движения печати. Оба японских победителя, Ямамото и Киёси Сайто (1907–1997), были художниками-граверами, превзошедшими японскую живопись ( нихонга ), картины западного стиля ( йога ), скульптуры и авангард. Другие художники сосаку-ханга, такие как Косиро Ончи (1891–1955), Уничи Хирацука (1895–1997), Садао Ватанабэ (1913–1996) и Маки Хаку (1924–2000), также хорошо известны на Западе.
Истоки и ранние годы
[ редактировать ]Креативное печатное движение было одним из многих проявлений подъема личности после десятилетий модернизации . Как в художественных, так и в литературных кругах на рубеже веков появились выражения «самости». В 1910 году книга Котаро Такамура (1883–1956) «Зеленое солнце» поощряла индивидуальное самовыражение художников: «Я желаю абсолютной свободы искусства. Следовательно, я признаю безграничный авторитет индивидуальности художника… Даже если двое или трое художники должны рисовать «зеленое солнце», я бы никогда не стал их критиковать, потому что сам могу видеть зеленое солнце». В 1912 году в книге «Бунтен и творчество» ( от Bunten to Geijutsu ) Нацумэ Сосэки (1867–1916) утверждает, что «искусство начинается с самовыражения и заканчивается самовыражением». Эти два эссе положили начало интеллектуальной дискуссии о «я», которая сразу же нашла отклик на арт-сцене. В 1910 году вышла первая публикация ежемесячного журнала «Белая береза» ( Сиракаба ), самого важного журнала, формировавшего мышление периода Тайсё. В том же году начинающие молодые художники организовали свою первую выставку. Сиракаба также спонсировал выставки западного искусства.
В годы своего становления движение сосаку-ханга , как и многие другие движения, такие как син-ханга , футуризм и пролетарское искусство , боролось за выживание, экспериментирование и поиск голоса на художественной сцене, где доминировали те основные виды искусства, которые были хорошо приняты Бунтен ( Японская академия художеств). Ханга в целом (включая син-хангу ) не достигла статуса западных картин маслом ( йога ) в Японии. Ханга считалась ремеслом , уступавшим живописи и скульптуре . гравюры укиё-э Ксилографические всегда считались простыми репродукциями для массового коммерческого потребления, в отличие от европейского взгляда на укиё-э как на искусство в период расцвета японизма . было невозможно Художникам сосаку-ханга зарабатывать на жизнь, просто создавая креативные гравюры. Многие из более поздних известных художников сосаку-ханга , такие как Косиро Ончи (также известный как отец творческого движения печати), были книжными иллюстраторами и резчиками по дереву. Лишь в 1927 году ханга была принята Тейтеном (бывшим Бунтеном). В 1935 году внеклассные занятия по ханга наконец-то разрешили.
военное время
[ редактировать ]Военные годы с 1939 по 1945 годы были временем метаморфоз творческого печатного движения. Общество Первого четверга , сыгравшее решающую роль в послевоенном возрождении японской гравюры, было сформировано в 1939 году из групп людей, которые собирались раз в месяц в доме Косиро Ончи в Токио, чтобы обсудить темы гравюр на дереве. Первыми членами были Ген Ямагути (1896–1976) и Дзюнъитиро Сэкино (1914–1988). Американские знатоки Эрнст Хакер , Уильям Хартнетт и Оливер Стэтлер также присутствовали и помогли возродить интерес Запада к японским гравюрам. Коллекция «Первый четверг» ( Ишимоку-сю ), коллекция гравюр, которые участники распространяли друг среди друга, была выпущена в 1944 году. Группа обеспечивала товарищество и место для художественного обмена и поддержки в трудные военные годы, когда ресурсы были ограничены и цензура серьезный.
Послевоенное творческое полиграфическое движение
[ редактировать ]
Возрождение японской гравюры совпало с возрождением Японии после Второй мировой войны . островов Во время оккупации американские солдаты и их жены покупали и коллекционировали японские гравюры в качестве сувениров. Можно сказать, что японские гравюры стали одной из составляющих послевоенного экономического восстановления . С целью продвижения «демократического искусства» американское покровительство перешло от более традиционной син-ханги к современной сосаку-ханге . Абстрактное искусство было запрещено военным правительством во время войны, но после войны такие художники, как Косиро Ончи, полностью обратились к абстрактному искусству. К 1950 году абстракция стала основным способом творческого движения в области печати, а японские гравюры воспринимались как подлинное смешение Востока и Запада. 1951 года Биеннале искусств в Сан-Паулу стала первым послевоенным представлением Японии на международной выставке. Известные художники, такие как Сико Мунаката (1903–1975) и Наоко Мацубара (р. 1937), работали в традициях народного искусства ( мингей ) и проводили персональные выставки в Соединенные Штаты .
Современные японские гравюры
[ редактировать ]Современные японские гравюры отличаются богатым разнообразием по тематике и стилю. Тэцуя Нода (род. 1940) использует фотографию и передает повседневные качества своих отпечатков в форме фотодневников. Такие художники, как Маки Хаку (1924–2000) и Шинода Токо (1913–2021), синтезируют каллиграфию и абстрактное выражение и создают поразительно красивые и безмятежные изображения. Садао Ватанабэ работал в традиции мингей (народное искусство), синтезируя буддийские изображения фигур и западное христианство в своих уникальных библейских гравюрах.
Начиная с 1960-х годов грань между изобразительным искусством и коммерческими СМИ стала размытой. Художники -поп-артисты и художники-концептуалисты работают с профессиональными техническими специалистами, а возможности для инноваций безграничны.
Известные художники сосаку
[ редактировать ]- Окиие Хасимото
- Азечи Уметаро
- Эйичи Котозука
- Уничи Хирацука
- Итоу Такуми
- Китаока Фумио
- Коидзуми Кишио
- Ясухидэ Кобаши
- Сакуичи Фукадзава
- Масао Маэда
- Тосиро Маэда
- Сенпан Маэкава
- Маки Хаку
- Мацубара Наоко
- Ёситоси Мори
- Сико Мунаката
- Хадзиме Намики
- Тэцуя Нода
- Гихачиро Окуяма
- Косиро Ончи
- Сайто Киёси
- Кихей Сасадзима
- Секино Дзюнъитиро
- Такуми Синагава
- Токо Шинода
- Хироюки Тадзима
- Томикичиро Токурики
- Садао Ватанабэ
- Ген Ямагучи
- Канаэ Ямамото
- Ходака Ёсида
- Тоши Ёсида
- Ансей Учима
- Сува Каненори
- Фухимори Шизуо
- Киичи Окамото
- Тадасигэ Оно
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аджиока, Чиаки, Кувахара, Норико и Нисияма, Джунко. Ханга: японские креативные принты . Сидней: Художественная галерея Нового Южного Уэльса, около 2000 г. ISBN 0-7347-6313-1
- Блейкмор, Фрэнсис. Кто есть кто в современных японских гравюрах . Нью-Йорк: Уэзерхилл, 1975.
- Фуджикаке, Шизуя. Японские гравюры на дереве . Токио: Японское туристическое бюро, 1957.
- Дженкинс, Дональд, Гилки, Гордон и Клемперер, Луиза. Образы меняющегося мира — японские гравюры двадцатого века , 1983. Портлендский художественный музей, Орегон.
- Кавакита, Мичиаки Современные японские гравюры Токио и Пало-Альто: Коданша, 1967.
- Киз, Роджер. Разрыв с прошлым: японское творческое печатное движение, 1910-1960 гг . Музеи изящных искусств Сан-Франциско, 1988.
- Миченер, Джеймс. Современная японская гравюра: признание . Ратленд и Токио: Таттл, 1968.
- Майло, Марко. Современная японская гравюра на дереве , Edizioni Clandestine, 2023 г., ISBN 88-6596-746-3
- Пети Г. и Арболеда А. Развитие техники японской гравюры на дереве. Токио: Коданся, 1977.
- Стэтлер, Оливер. Современные японские гравюры: возрождение искусства . Ратленд и Токио: Таттл, 1956.
- Смит, Лоуренс. Японские гравюры во время союзнической оккупации 1945–1952 годов: Ончи Косиро, Эрнст Хакер и Общество первого четверга . Ресурсы арт-медиа, 2002. ISBN 0-7567-8527-8
- Волк, Алисия. Сделано в Японии: послевоенное творческое печатное движение . Художественный музей Милуоки и Вашингтонский университет Press, 2005. ISBN 0-295-98502-X
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- СОСАКУ-ХАНГА — Креативные гравюры — японские творческие гравюры двадцатого века из Художественного музея колледжа Боудоин.
- Сосаку ханга — Просмотр веб-сайта «Японская гравюра» Джона Фиорилло
- Музей Сузака Ханга в Сузаке , Нагано
- Музей Нихон-но Ханга в Амстердаме