Jump to content

Токо Шинода

(Перенаправлено с Шиноды Токо )

Токо Шинода
Токо Шинода
Рожденный
Шинода Масуко

( 1913-03-28 ) 28 марта 1913 г.
Умер 1 марта 2021 г. (01.03.2021) (107 лет)
Токио , Япония
Национальность японский
Известный Живопись , каллиграфия , эстамп

Токо Шинода ( 篠田 桃紅 , Шинода Токо , 28 марта 1913 — 1 марта 2021) — японский художник. Шинода наиболее известна своими абстрактными картинами и гравюрами , выполненными тушью суми . Творчество Шиноды было преимущественно выполнено с использованием традиционных средств и средств восточноазиатской каллиграфии середины века , но полученные ею абстрактные картины и гравюры, выполненные тушью, выражают тонкое визуальное сходство с смелыми черными мазками абстрактного экспрессионизма . [ 1 ] : 21  В послевоенном мире искусства Нью-Йорка работы Шиноды выставлялись в известных художественных галереях, включая галерею Берты Шефер и галерею Бетти Парсонс . [ 1 ] : 21, 25  Шинода оставалась активной всю свою жизнь, и в 2013 году она была удостоена передвижной ретроспективной выставки в четырех площадках префектуры Гифу (Коллекция современного искусства Гифу; Художественное пространство Токо Синода; Музей изящных искусств Гифу; и Галерея Коходо), чтобы почтить ее память. 100-летие со дня рождения. [ 2 ] Персональные выставки Шиноды прошли в Художественном музее Сэйбу в Токио в 1989 году, в Музее изящных искусств Гифу в 1992 году, в Художественном музее Сингапура в 1996 году, в Музее современного искусства Хара в 2003 году, в Художественном музее Сого в 2021 году. Художественная галерея Токийской оперы в 2022 году и многие другие. Работы Шиноды находятся в коллекции Художественной галереи Олбрайт-Нокс , Чикагского института искусств , Британского музея , Бруклинского музея , Гарвардского художественного музея , Метрополитен-музея , Музея изящных искусств Бостона , Национального музея. современного искусства, Токио , Сингапурский художественный музей , Смитсоновский институт , Музей Соломона Р. Гуггенхайма , Национальную галерею Виктории и другие ведущие музеи мира. Шинода также был плодовитым писателем, опубликовал более 20 книг.

Биография

[ редактировать ]

Молодость и образование (1913–1936)

[ редактировать ]

Шинода родилась в Дайрене , арендованной территории Квантун (сегодня Далянь, Китай ), 28 марта 1913 года. Ее отец, Райджиро, работал менеджером табачной фабрики; ее мать, Джоко, была домохозяйкой. [ 3 ] Настоящее имя Шиноды было Масуко (満州子; буквально «дитя Маньчжурии»), но позже она получила артистическое имя Токо (桃紅), что означает «красный цветок персика». [ 1 ] : 21  В 1914 году ее семья переехала в Токио , где вырос Шинода. [ 1 ] : 21  Райджиро научил Шиноду различным формам классической поэзии и дал ей первые уроки каллиграфии в пять лет. [ 1 ] : 22  В 1925 году Шинода поступила в женскую высшую школу, где получила уроки каллиграфии у наставника по имени Сэцудо Симоно. [ 1 ] : 22  После окончания школы Шинода также научился сочинять короткие стихи ( танка ) у Аяко Накахара. [ 1 ] : 22  Историк искусства Кимихико Накамура отмечает: «Хотя Шиноду поощряли заниматься интеллектуальной и творческой деятельностью с довольно раннего возраста, они все еще считались частью ее женских достижений, и от нее не ожидали, что она станет профессиональной художницей. Карьера Шиноды в конечном итоге вырвалась из-под ига этой всепроникающей патриархальной догмы, которая четко определяла, кем она была и кем могла быть». [ 1 ] : 22  В 1936 году, в возрасте двадцати трёх лет, Шинода сбежал из дома и начал зарабатывать на жизнь преподаванием каллиграфии. [ 1 ] : 22 

Ранняя карьера каллиграфа кана (1940).

[ редактировать ]

В 1940 году Шинода провела свою первую персональную выставку в розничном магазине канцелярских товаров Кюкёдо в Гиндзе . [ 1 ] : 22  «Она продемонстрировала каллиграфию своих оригинальных коротких стихотворений, написанных кана (японское слоговое письмо), но они подверглись резкой критике со стороны истеблишмента каллиграфии ( сёдан ) как «лишенные корней» или не имеющие респектабельной классической основы». [ 1 ] : 22  Такая негативная реакция была вызвана «давним гендерным разделением стилей каллиграфии». [ 1 ] : 22  Кимихико Накамура отмечает: «Хотя ряд женщин-каллиграфов добились известности еще с довоенного периода, они преимущественно практиковали каллиграфию кана , которую традиционалисты считали исконным и скромным «женским» способом письма по сравнению с иностранными и грубое «мужское» письмо мана ожидалось (китайские иероглифы) От каллиграфии кана «женское изящество», основанное на изучении каллиграфии. дневники кана и стихи, созданные придворными женщинами Хэйан в конце десятого и одиннадцатого веков. Неортодоксальная каллиграфия Шиноды, которая пренебрегала такими установленными нормами, в сочетании с представлением ее собственных оригинальных стихов, раздражала истеблишмент каллиграфии». [ 1 ] : 22–23  Вскоре после неудачной первой персональной выставки и в связи с быстрым обострением войны на Тихом океане Шинода эвакуировалась в Айдзу , Фукусима , в 1941 году, и ее карьера была приостановлена ​​до тех пор, пока она не вылечилась от туберкулеза в 1947 году. [ 1 ] : 23 

Авангардная каллиграфия ( дзэнэй сё ) в ранней послевоенной Японии (1947–1956).

[ редактировать ]

После войны Шинода быстро перешел к абстрактному выражению. Художник отмечал: «Воздух свободы после войны вдруг взрастил во мне семена желания выразить визуально форму своего сердца. Я внезапно освободился от гнета двадцатилетних годов, и кисть моя зашевелилась, как излияние. стимул, [это новое чувство] вытолкнуло меня за пределы ограничений персонажей, и это стало моей захватывающей работой с безграничными возможностями». [ 1 ] : 23  Ее «ранние работы ясно демонстрируют, что Шинода уже сформировала свой абстрактный стиль с помощью мазков и брызг чернил, используя различные выражения, еще до того, как она переехала в Нью-Йорк». [ 1 ] : 24  В послевоенной Японии «Синода был не единственным каллиграфом, который прославлял творческую свободу и освобождающее чувство самости через каллиграфию. Ученые широко интерпретировали расцвет модернистской каллиграфии в послевоенной Японии как движение, инициированное Хидаем Наннкоку и его учениками, преимущественно мужчинами. Нанкоку был сыном мастера каллиграфии Хидаи Тенрай, которого часто называют «отцом современной японской каллиграфии». [ 1 ] : 24  Самый известный случай — в 1952 году пять каллиграфов — Сирю Морита , Юичи Иноуэ , Согэн Эгути , Бокуси Накамура и Ёсимити Сэкия — сформировали новую группу авангардной каллиграфии ( дзэнъэй сё ; 前衛書) под названием Бокудзинкай (墨人会; Люди). принадлежащий Чернила). Эти члены-основатели Бокудзинкай ранее работали в Кейсэйкай (Группа Звезды Мегреза), группе, основанной первым учеником Тенрая Сокю Уэдой, но под руководством недавно сформированного Бокудзинкай заявили о своей «независимости от любых существующих ассоциаций» и отвергли консервативных мастеров. студенческие иерархии в заведении каллиграфии. [ 4 ] Между тем, у Шиноды не было мастера, которому можно было бы следовать или отвергать, и она была маргинализирована в каллиграфическом сообществе, где доминировали мужчины. [ 1 ] : 24  Кимихико Накамура отмечает, что «хотя каллиграфия кана давала женщинам возможность стать профессионалами, новаторская, модернистская территория послевоенной японской каллиграфии фактически была закрыта для них, поскольку их считали принадлежащими ведущим каллиграфам-мужчинам, которые были законными наследниками мастер Тенрай». [ 1 ] : 24  Шинода работал в Институте каллиграфического искусства (Сёдо гейдзюцу-ин) с 1950 по 1956 год и участвовал в пятой выставке каллиграфии Майнити в 1953 году. [ 1 ] : 24  «Эти ассоциации предоставили Шиноде возможность регулярно выставлять свои работы ведущим каллиграфам-мужчинам, и постепенно она получила признание и финансовую безопасность. Тем не менее, ее все больше разочаровывала иерархическая структура каллиграфических ассоциаций, их системы вознаграждений и ответственность за наставничество студентов. Шинода сохранял определенную дистанцию ​​от этой бюрократии и отказывался от полной интеграции в их деятельность». [ 1 ] : 24 

В 1950-х годах Шинода наладила связи с архитекторами-модернистами, и ее работы стали известны за пределами каллиграфического сообщества. «В 1954 году Шинода провела чрезвычайно успешную персональную выставку в универмаге Гиндза Мацудзакая , на которой ее абстрактные картины, написанные тушью, были представлены в пространстве, специально спроектированном Танге Кензо , одним из выдающихся архитекторов послевоенной Японии. Кроме того, Шиноде также было поручено создать крупномасштабные фрески тушью, в том числе для павильона Японии, спроектированного Танге на праздновании четырехсотлетия Сан-Паулу в 1954 году, и павильон Японии, спроектированный Кенмоти Исаму на Четвертой международной торговой ярмарке штата Вашингтон в 1955 году, среди других площадок. С середины 1950-х годов Шинода стремилась расширить определение каллиграфии, сотрудничая с архитекторами-модернистами. Ее работы демонстрировались за рубежом. Постепенно она стала известна за пределами японского каллиграфического сообщества. В 1954 году Шинода вместе с несколькими ведущими каллиграфами-мужчинами была выбрана для участия в групповой выставке под названием. Японская каллиграфия в Музее современного искусства , Нью-Йорк. В следующем году родившийся в Брюсселе CoBrA художник Пьер Алечинский посетил Японию и запечатлел Шиноду, Осаву [Гакю], Мориту [Сирю] и Эгути [Согэн] в своем художественном фильме «Японская каллиграфия» . [ 5 ] Важно отметить, что Шинода не был просто пассивным бенефициаром послевоенного интернационализма и народного интереса к японской культуре в евро-американской сфере. Фактически, она активно взаимодействовала с международной арт-сценой, чтобы расширить свои выставочные возможности и расширить аудиторию за пределами Японии». [ 1 ] : 24 

Американские годы (1956–1958)

[ редактировать ]

В 1956 году по приглашению галереи Swetzoff в Бостоне провести персональную выставку 43-летний Шинода отправился в сольное путешествие в США. «Хотя у Шиноды была только двухмесячная гостевая виза, именно благодаря помощи Окада Кензо , известного художника в галерее Бетти Парсонс , она организовала свою первую персональную выставку в Нью-Йорке в галерее Берты Шефер в январе 1957 года». [ 1 ] : 25  Во время своего двухлетнего пребывания в США Шинода быстро завоевала восхищение международных зрителей и провела персональные выставки в различных городах, включая Нью-Йорк, Цинциннати, Чикаго, Париж и Брюссель. [ 1 ] : 25–26  В 1956 году знаменитый фотограф Ханс Намут , известный своими портретами Джексона Поллока и других художников- абстракционистов-экспрессионистов , запечатлел Шиноду, выполняющего абстрактную картину тушью на бумаге. [ 1 ] : 23, 25–26 

Стать крупным японским художником (1958–2021).

[ редактировать ]

Во время своего двухлетнего пребывания в США Шиноду все больше разочаровывал сухой климат США, который не способствовал созданию картин тушью. [ 1 ] : 26  По возвращении в Японию в мае 1958 года она осталась в стране. В 1960-е годы «Шинода установила [sic] свой зрелый стиль, [в котором] широкие, смелые линии — такие как размытия, дымка и тонкие, но богатые вариации тонов на черном поле — доминируют над поверхностью изображения и более четко выражают природу изображения». чернила". [ 1 ] : 26  Более того, начиная с 1960 года, Шинода выпустил более 1000 литографий . Около пятидесяти лет литографии Шиноды печатал гравер Кихати Кимура (木村希八; 1934–2014). [ 6 ] : 84  В 1960-х годах Шиноде также были поручены крупные архитектурные проекты, включая большую драпировку и фарфоровый настенный рельеф для Культурного центра Нитинан (по проекту Кензо Танге ) в Мияги в 1962 году, грандиозную драпировку для театра Мэйдзидза (по проекту Исаоя Ёсида ). в Токио в 1963 году фреска для VIP-зала Национальной гимназии Ёёги (дизайн Кензо Танге ) в 1964 году и мультимедийный рельеф для Киотского международного конференц-центра (спроектированный Сачио Отани ) в 1965 году. [ 6 ] : 104  [ 3 ] поручил Шиноде В 1974 году храм Зодзё-дзи создать картины на раздвижных экранах ( фусума ), длина которых составляла 95 футов (29 м) и занимала три панели. [ 7 ]

В 1960-х и 1970-х годах абстрактные картины и гравюры Шиноды, написанные тушью, продолжали часто показываться за рубежом. Персональные выставки Шиноды проходили в знаменитой галерее Бетти Парсонс в Нью-Йорке в 1965, 1968, 1971 и 1977 годах. Кимихико Накамура отмечает, что «Синода сознательно держалась на расстоянии от патриархального и иерархического мира японского искусства и благодаря своему успеху у критиков за пределами своей родины зарекомендовала себя как признанная международная художница». [ 1 ] : 27  Историк искусства Мидори Ёсимото также утверждает, что «В области каллиграфии [Синода] стала первой выдающейся женщиной-художницей. Она радикализировала традиционную среду, доведя абстракцию и динамизм до крайности. Ее работы демонстрировались не только на выставках каллиграфии, но и в выставки абстрактного искусства. Пересекая границы между каллиграфией и современным искусством в западном стиле, она создала свою собственную область и тем самым подавила художников-мужчин». [ 8 ] В 1960-х и 1970-х годах «хотя монохромные абстракции Шиноды особенно привлекали внимание на международной художественной сцене, художник также искал новый способ выражения. Например, в «Тоцу ё» («В далеком прошлом») [ок. 1964] представленная на ее первой выставке в галерее Бетти Парсонс в 1965 году, тушь полностью формирует фон, а эффективное использование серебряной краски, которая легко меняется со временем, потенциально делает этот произведение, более яркое на момент его открытия, создает драматический контраст света и тени на поверхности изображения. С середины 1960-х годов работы Шиноды постепенно начали включать более яркую палитру, включая серебро, золото и киноварь. в конце 1980-х и 1990-х годах она создавала крупномасштабные изделия с фоном из серебра, золота или платины [...]». [ 1 ] : 28  Хотя Шинода добилась международного признания еще в 1950-х годах, ее первая персональная выставка в Японии состоялась гораздо позже, в 1989 году, в Художественном музее Сейбу в Токио, за ней последовали Музее изящных искусств Гифу в 1992 году и Музее искусства Хара. Современное искусство в 2003 году. Шинода также стал первым японским художником, проведшим персональную выставку в Художественном музее Сингапура в 1996 году. [ 9 ]

Шинода оставалась активной всю свою жизнь. В 2013 году в честь своего 100-летия она была удостоена передвижной ретроспективной выставки в четырех площадках префектуры Гифу (Коллекция современного искусства Гифу, Художественное пространство Токо Синода, Музей изящных искусств Гифу и Галерея Коходо). [ 2 ] В 2016 году Шинода был отмечен на почтовой марке, выпущенной Japan Post Holdings . Она была единственной японской художницей, которую так прославляли еще при жизни. [ 3 ] [ 10 ] Шинода умер 1 марта 2021 года в больнице Токио в возрасте 107 лет. [ 3 ] [ 11 ] Через год после ее смерти в 2022 году две ретроспективы Шиноды прошли в Токийской городской художественной галерее и Музее Томо в Токио.

Наследие

[ редактировать ]

Творчество Шиноды регулярно выставляется в Художественном пространстве Токо Синода (Seki City Shinoda Toko Art Space; открыто в 2003 году) и в Коллекции современного искусства Гифу (Музей современного искусства Гифу; открыт в 2006 году), оба из которых расположены в Секи . префектуры Гифу и управляется Фондом коллекции современного искусства Гифу. Этот фонд, в свою очередь, финансируется Фондом современного искусства Гифу. , базирующаяся в Секи Местная компания Nabeya Bi-tech Kaisha . [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Хотя Шинода никогда не жила в префектуре Гифу , ее отец, Райджиро, был родом из старой семьи в Акутами-мура (芥見村), префектура Гифу . [ 1 ] : 22 

В 2023 году ее работы были включены в выставку « Действие, жест, краска: женщины-художницы и глобальная абстракция 1940–1970» в галерее Уайтчепел в Лондоне. [ 15 ]

  • Шинода, Токо Атараши сёдо дзюни-кагецу: Дзёдзёши но кайсэцу о соэте (Новая каллиграфия, двенадцать месяцев: с комментариями к лирической поэзии, Токио: Догакуша, 1954).
  • Шинода, Токо Ироха Сидзюхати модзи (ироха, 48 символов), Токио: Ярайсёин, 1976.
  • Шинода, Токо Суми иро (цвет чернил): PHP kenkyūjo, 1978.
  • Шинода, Токо Шудейсо : PHP kenkyūjo, 1979.
  • Шинода, Токо Соно хи но суми (Суми того времени: Тодзюша, 1983).
  • Шинода, Токо, изд. Суми (чернила), Токио: Сакухинша, 1985.
  • Шинода, Токо Омои но хока но (Омои но хока но Токио: Тодзюша, 1985).
  • Шинода, Токо Ичи-дзи хитокото (один персонаж, одно слово). Токио: Коданша, 1986.
  • Шинода, Токо Кино но юкуэ (Вчерашний Токио: Коданша, 1990).
  • Шинода, Токо Суми о ёму: Ити-дзи хитокото (чтение чернил: один символ, одно слово). Токио: Сёгакукан, 1998.
  • Шинода, Токо: Ватаси тоиу хитори (Токо: Я один ).
  • Шинода, Токо эхон (Токо Эхон) = Визуальная книга Токо Шиноды Токио: Секаибункаша, 2002.
  • Шинода, Токо Токо Хяку-нэн (Момоко Хяку-нэн Токио: Секайбункаша, 2013). [ 16 ]
  • Шинода, Токо Хяку-сай-но тикара (Сто лет власти Токио: Шуэйша, 2014).
  • Шинода, Токо Хякусан-сай, хитори де икиру сахо: Оитара оита де, манзара де мо най (Этикет одинокой жизни в 103 года: когда ты стареешь, ты стар, и у тебя нет проблем). Токио: Гентоша, 2015.
  • Шинода, Токо. Хякусан-сай ни натте вакатта кото: Дзинсэй ва хитори демо омосирои (Что я узнал в 103 года: Жизнь интересна, даже когда ты один) Токио: Гентоша, 2015.
  • Хинохара, Сигэаки, Шинода Токо, Хори Фумико и др. Хяку-сай га кику хяку-сай но ханаси (100-летние истории, услышанные 100-летними Токио: Джицугёнонихонша, 2015).
  • Шинода, Токо Дзинсэй ва иппон но сен (Жизнь - это одна строка), Токио: Гентоша, 2016.
  • Шинода, Токо Хякуго-сай, синэнай но мо комару но йо (105 лет, невозможность умереть — проблема Токио: Гентося, 2017).
  • Шинода, Токо. Токо хякуго-сай сукина моно то икиру (Токо, 105 лет, живи с тем, что хочешь, Токио: Сэкайбункаша, 2017).
  • Шинода, Токо Коре де Осимай (Это конец). Токио: Коданся, 2021.

Избранные выставки [ 17 ] : 78–81 

[ редактировать ]

Персональные выставки

[ редактировать ]

Групповые выставки

[ редактировать ]

Основные публичные коллекции [ 18 ] : 114  [ 16 ] : 284  [ 25 ]

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Музей современного искусства Хара и Коллекция Толмана, Токио, ред. Шинода Токо сю йо = Токо Шинода: Вариации Вермиллиона , exh. [ 20 ]
  • Миядзаки, Каори, изд. Момо но фу: Шинода Токо 100 нэн = Шинода Токо 100 лет: Момо но фу: Сцены из века , exh. cat., Секи: Фонд современного искусства Гифу, 2013. [ 2 ]
  • Миядзаки, Каори, изд. Токо , Секи: Фонд коллекции современного искусства Гифу, 2019. [ 6 ]
  • Мукаи, Акико Сэнго дзен'эй шо ни миру шо но моданизуму: «Нихон киндай бидзюцу» о сюэн кара тоинаосу , Токио: Сангенша, 2022.
  • Накамура, Кимихико. «Синода Токо: чернила, абстракция и радикальный индивидуализм». Женский художественный журнал 43, вып. 1 (весна/лето 2022 г.): 21–30. [ 1 ]
  • Окада , Шинода и Цутака : три пионера абстрактной живописи в Японии XX века , экс. кат., Вашингтон, округ Колумбия: Коллекция Филлипса, 1979. [ 23 ]
  • Сато, Мивако, изд. Шинода Токо но бокушо = Токо Шинода: Жизнь достижений , exh., Токио: Коллекция Толмана, 2013. [ 21 ]
  • Шинода Токо тен дзуроку = Каталог выставки Токо Шинода , экс. кат., Токио: Художественный музей Сейбу, 1989. [ 17 ]
  • Шинода Токо: токи но катачи = Ретроспектива Токо Шиноды , exh. Cat., Гифу: Музей изящных искусств, 1992. [ 18 ]
  • Токо Шинода: картины, гравюры, рисунки и ширмы, 1970–1998 гг ., экс. кат., Лондон: Annely Juda Fine Art, 1998. [ 19 ]
  • Коллекция Толмана, Токио, изд. Шинода Токо: Sekijitsu no kanata ni = Токо Шинода: Осенью моих лет... , exh. Cat., Токио: Коллекция Толмана, 2017. [ 22 ]
  • Толман, Мэри и Норман Х. Толман. Токо Шинода: Новое признание . Ратленд, Вермонт: Компания Чарльза Э. Таттла, 1993. ISBN   9780804819046
  • Визуальная поэзия Токо Шиноды: картины, оригинальные произведения на бумаге, литографии , эксх. кат., Сингапур: Совет национального наследия Сингапурского художественного музея. 1996. [ 9 ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Накамура, Кимихико (весна – лето 2022 г.). «Синода Токо: чернила, абстракция и радикальный индивидуализм». Женский художественный журнал . 43 (1).
  2. ^ Jump up to: а б с д Миядзаки, Каори, изд. (2013). Момо но фу: Шинода Токо 100 нэн = Шинода Токо 100 лет: Момо но фу: Сцены из века Секи: Фонд современного искусства Гифу.
  3. ^ Jump up to: а б с д Фокс, Маргалит (3 марта 2021 г.). «Токо Шинода умер в возрасте 107 лет; сочетание каллиграфии и абстрактного экспрессионизма» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 марта 2021 г.
  4. ^ Богданова-Куммер, Евгения (2020). Бокудзинкай: японская каллиграфия и послевоенный авангард . Лейден и Бостон: Брилл. п. 45.
  5. ^ Богданова-Куммер, Евгения (2020). «Брызги чернил на камере: каллиграфия, живопись и средства массовой информации в послевоенной Японии» (PDF) . Модернизм/Модернизм . 27 (2) (опубликовано в апреле 2020 г.): 299–321. дои : 10.1353/мод.2020.0024 . S2CID   220494977 .
  6. ^ Jump up to: а б с Миядзаки, Каори, изд. (2019). Токо . Секи: Фонд коллекции современного искусства Гифу.
  7. ^ Голландия, Оскар (4 марта 2021 г.). «Токо Шинода, ведущая фигура современного японского искусства, умирает в возрасте 107 лет» . CNN . Проверено 4 марта 2021 г.
  8. ^ Ёсимото, Мидори (2005). В перформанс: японские художницы в Нью-Йорке . Нью-Брансуик: Издательство Университета Рутгерса. стр. 14–15.
  9. ^ Jump up to: а б Визуальная поэзия Токо Шиноды: картины, оригинальные произведения на бумаге, литографии . Сингапур: Совет национального наследия Сингапурского художественного музея. 1996.
  10. ^ Ротмар, Тайлер (13 апреля 2017 г.). «В свои 104 года Токо Шинода рассказывает о жизни в искусстве» . Джапан Таймс . Проверено 3 марта 2021 г.
  11. ^ НОВОСТИ, КИОДО. «Известный японский художник суми Токо Шинода умер в возрасте 107 лет» . Киодо Новости+ .
  12. ^ «Наши обязанности как предприятия. | НБК | Компоненты управления движением» . www.nbk1560.com . Проверено 26 июня 2022 г.
  13. ^ «Знакомство с арт-пространством Токо Шинода города Секи | Официальная домашняя страница мэрии Секи» www.city.seki.lg.jp Проверено 26 июня 2022 г. .
  14. ^ «О музее современного искусства Гифу | Музей современного искусства Гифу» www.gi-co-ma.or.jp Проверено 26 июня 2022 г. .
  15. ^ Jump up to: а б Шинода, Токо (2013). Токо хяку-нэн Токио: Секайбункаша.
  16. ^ Jump up to: а б Шинода Токо тен дзороку = Каталог выставки Токо Шинода , Токио: Художественный музей Сейбу, 1989.
  17. ^ Jump up to: а б с Шинода Токо: токи но катачи = Ретроспектива Токо Шиноды Гифу: Музей изящных искусств.
  18. ^ Jump up to: а б Токо Шинода: картины, гравюры, рисунки и ширмы, 1970–1998 гг . Лондон: Аннели Джуда Fine Art. 1998.
  19. ^ Jump up to: а б Музей современного искусства Хара , Коллекция Толмана, Токио, ред .
  20. ^ Jump up to: а б Сато, Мивако, изд. (2013) Шинода Токо но бокусё = Токо Шинода: Жизнь достижений Токио: Коллекция Толмана.
  21. ^ Jump up to: а б Коллекция Толмана, Токио, изд. (2017) Шинода Токо: Sekijitsu no kanata ni = Токо Шинода: Осенью моих лет.. Токио: Коллекция Толмана.
  22. ^ Jump up to: а б Окада, Шинода и Цутака: три пионера абстрактной живописи в Японии XX века . Вашингтон, округ Колумбия: Коллекция Филлипса. 1979.
  23. ^ «Шесть историй современных художниц Японии» . Британский музей . Проверено 25 июня 2022 г.
  24. ^ «Токо Шинода» . Артнет . Проверено 5 марта 2017 г.
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f3ae36e5790632bceb87bec838b36515__1722444240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/15/f3ae36e5790632bceb87bec838b36515.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Toko Shinoda - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)