Токо Шинода
Токо Шинода | |
---|---|
Токо Шинода | |
![]() | |
Рожденный | Шинода Масуко 28 марта 1913 г. |
Умер | 1 марта 2021 г. Токио , Япония | (107 лет)
Национальность | японский |
Известный | Живопись , каллиграфия , эстамп |
Токо Шинода ( 篠田 桃紅 , Шинода Токо , 28 марта 1913 — 1 марта 2021) — японский художник. Шинода наиболее известна своими абстрактными картинами и гравюрами , выполненными тушью суми . Творчество Шиноды было преимущественно выполнено с использованием традиционных средств и средств восточноазиатской каллиграфии середины века , но полученные ею абстрактные картины и гравюры, выполненные тушью, выражают тонкое визуальное сходство с смелыми черными мазками абстрактного экспрессионизма . [ 1 ] : 21 В послевоенном мире искусства Нью-Йорка работы Шиноды выставлялись в известных художественных галереях, включая галерею Берты Шефер и галерею Бетти Парсонс . [ 1 ] : 21, 25 Шинода оставалась активной всю свою жизнь, и в 2013 году она была удостоена передвижной ретроспективной выставки в четырех площадках префектуры Гифу (Коллекция современного искусства Гифу; Художественное пространство Токо Синода; Музей изящных искусств Гифу; и Галерея Коходо), чтобы почтить ее память. 100-летие со дня рождения. [ 2 ] Персональные выставки Шиноды прошли в Художественном музее Сэйбу в Токио в 1989 году, в Музее изящных искусств Гифу в 1992 году, в Художественном музее Сингапура в 1996 году, в Музее современного искусства Хара в 2003 году, в Художественном музее Сого в 2021 году. Художественная галерея Токийской оперы в 2022 году и многие другие. Работы Шиноды находятся в коллекции Художественной галереи Олбрайт-Нокс , Чикагского института искусств , Британского музея , Бруклинского музея , Гарвардского художественного музея , Метрополитен-музея , Музея изящных искусств Бостона , Национального музея. современного искусства, Токио , Сингапурский художественный музей , Смитсоновский институт , Музей Соломона Р. Гуггенхайма , Национальную галерею Виктории и другие ведущие музеи мира. Шинода также был плодовитым писателем, опубликовал более 20 книг.
Биография
[ редактировать ]Молодость и образование (1913–1936)
[ редактировать ]Шинода родилась в Дайрене , арендованной территории Квантун (сегодня Далянь, Китай ), 28 марта 1913 года. Ее отец, Райджиро, работал менеджером табачной фабрики; ее мать, Джоко, была домохозяйкой. [ 3 ] Настоящее имя Шиноды было Масуко (満州子; буквально «дитя Маньчжурии»), но позже она получила артистическое имя Токо (桃紅), что означает «красный цветок персика». [ 1 ] : 21 В 1914 году ее семья переехала в Токио , где вырос Шинода. [ 1 ] : 21 Райджиро научил Шиноду различным формам классической поэзии и дал ей первые уроки каллиграфии в пять лет. [ 1 ] : 22 В 1925 году Шинода поступила в женскую высшую школу, где получила уроки каллиграфии у наставника по имени Сэцудо Симоно. [ 1 ] : 22 После окончания школы Шинода также научился сочинять короткие стихи ( танка ) у Аяко Накахара. [ 1 ] : 22 Историк искусства Кимихико Накамура отмечает: «Хотя Шиноду поощряли заниматься интеллектуальной и творческой деятельностью с довольно раннего возраста, они все еще считались частью ее женских достижений, и от нее не ожидали, что она станет профессиональной художницей. Карьера Шиноды в конечном итоге вырвалась из-под ига этой всепроникающей патриархальной догмы, которая четко определяла, кем она была и кем могла быть». [ 1 ] : 22 В 1936 году, в возрасте двадцати трёх лет, Шинода сбежал из дома и начал зарабатывать на жизнь преподаванием каллиграфии. [ 1 ] : 22
Ранняя карьера каллиграфа кана (1940).
[ редактировать ]В 1940 году Шинода провела свою первую персональную выставку в розничном магазине канцелярских товаров Кюкёдо в Гиндзе . [ 1 ] : 22 «Она продемонстрировала каллиграфию своих оригинальных коротких стихотворений, написанных кана (японское слоговое письмо), но они подверглись резкой критике со стороны истеблишмента каллиграфии ( сёдан ) как «лишенные корней» или не имеющие респектабельной классической основы». [ 1 ] : 22 Такая негативная реакция была вызвана «давним гендерным разделением стилей каллиграфии». [ 1 ] : 22 Кимихико Накамура отмечает: «Хотя ряд женщин-каллиграфов добились известности еще с довоенного периода, они преимущественно практиковали каллиграфию кана , которую традиционалисты считали исконным и скромным «женским» способом письма по сравнению с иностранными и грубое «мужское» письмо мана ожидалось (китайские иероглифы) От каллиграфии кана «женское изящество», основанное на изучении каллиграфии. дневники кана и стихи, созданные придворными женщинами Хэйан в конце десятого и одиннадцатого веков. Неортодоксальная каллиграфия Шиноды, которая пренебрегала такими установленными нормами, в сочетании с представлением ее собственных оригинальных стихов, раздражала истеблишмент каллиграфии». [ 1 ] : 22–23 Вскоре после неудачной первой персональной выставки и в связи с быстрым обострением войны на Тихом океане Шинода эвакуировалась в Айдзу , Фукусима , в 1941 году, и ее карьера была приостановлена до тех пор, пока она не вылечилась от туберкулеза в 1947 году. [ 1 ] : 23
Авангардная каллиграфия ( дзэнэй сё ) в ранней послевоенной Японии (1947–1956).
[ редактировать ]После войны Шинода быстро перешел к абстрактному выражению. Художник отмечал: «Воздух свободы после войны вдруг взрастил во мне семена желания выразить визуально форму своего сердца. Я внезапно освободился от гнета двадцатилетних годов, и кисть моя зашевелилась, как излияние. стимул, [это новое чувство] вытолкнуло меня за пределы ограничений персонажей, и это стало моей захватывающей работой с безграничными возможностями». [ 1 ] : 23 Ее «ранние работы ясно демонстрируют, что Шинода уже сформировала свой абстрактный стиль с помощью мазков и брызг чернил, используя различные выражения, еще до того, как она переехала в Нью-Йорк». [ 1 ] : 24 В послевоенной Японии «Синода был не единственным каллиграфом, который прославлял творческую свободу и освобождающее чувство самости через каллиграфию. Ученые широко интерпретировали расцвет модернистской каллиграфии в послевоенной Японии как движение, инициированное Хидаем Наннкоку и его учениками, преимущественно мужчинами. Нанкоку был сыном мастера каллиграфии Хидаи Тенрай, которого часто называют «отцом современной японской каллиграфии». [ 1 ] : 24 Самый известный случай — в 1952 году пять каллиграфов — Сирю Морита , Юичи Иноуэ , Согэн Эгути , Бокуси Накамура и Ёсимити Сэкия — сформировали новую группу авангардной каллиграфии ( дзэнъэй сё ; 前衛書) под названием Бокудзинкай (墨人会; Люди). принадлежащий Чернила). Эти члены-основатели Бокудзинкай ранее работали в Кейсэйкай (Группа Звезды Мегреза), группе, основанной первым учеником Тенрая Сокю Уэдой, но под руководством недавно сформированного Бокудзинкай заявили о своей «независимости от любых существующих ассоциаций» и отвергли консервативных мастеров. студенческие иерархии в заведении каллиграфии. [ 4 ] Между тем, у Шиноды не было мастера, которому можно было бы следовать или отвергать, и она была маргинализирована в каллиграфическом сообществе, где доминировали мужчины. [ 1 ] : 24 Кимихико Накамура отмечает, что «хотя каллиграфия кана давала женщинам возможность стать профессионалами, новаторская, модернистская территория послевоенной японской каллиграфии фактически была закрыта для них, поскольку их считали принадлежащими ведущим каллиграфам-мужчинам, которые были законными наследниками мастер Тенрай». [ 1 ] : 24 Шинода работал в Институте каллиграфического искусства (Сёдо гейдзюцу-ин) с 1950 по 1956 год и участвовал в пятой выставке каллиграфии Майнити в 1953 году. [ 1 ] : 24 «Эти ассоциации предоставили Шиноде возможность регулярно выставлять свои работы ведущим каллиграфам-мужчинам, и постепенно она получила признание и финансовую безопасность. Тем не менее, ее все больше разочаровывала иерархическая структура каллиграфических ассоциаций, их системы вознаграждений и ответственность за наставничество студентов. Шинода сохранял определенную дистанцию от этой бюрократии и отказывался от полной интеграции в их деятельность». [ 1 ] : 24
В 1950-х годах Шинода наладила связи с архитекторами-модернистами, и ее работы стали известны за пределами каллиграфического сообщества. «В 1954 году Шинода провела чрезвычайно успешную персональную выставку в универмаге Гиндза Мацудзакая , на которой ее абстрактные картины, написанные тушью, были представлены в пространстве, специально спроектированном Танге Кензо , одним из выдающихся архитекторов послевоенной Японии. Кроме того, Шиноде также было поручено создать крупномасштабные фрески тушью, в том числе для павильона Японии, спроектированного Танге на праздновании четырехсотлетия Сан-Паулу в 1954 году, и павильон Японии, спроектированный Кенмоти Исаму на Четвертой международной торговой ярмарке штата Вашингтон в 1955 году, среди других площадок. С середины 1950-х годов Шинода стремилась расширить определение каллиграфии, сотрудничая с архитекторами-модернистами. Ее работы демонстрировались за рубежом. Постепенно она стала известна за пределами японского каллиграфического сообщества. В 1954 году Шинода вместе с несколькими ведущими каллиграфами-мужчинами была выбрана для участия в групповой выставке под названием. Японская каллиграфия в Музее современного искусства , Нью-Йорк. В следующем году родившийся в Брюсселе CoBrA художник Пьер Алечинский посетил Японию и запечатлел Шиноду, Осаву [Гакю], Мориту [Сирю] и Эгути [Согэн] в своем художественном фильме «Японская каллиграфия» . [ 5 ] Важно отметить, что Шинода не был просто пассивным бенефициаром послевоенного интернационализма и народного интереса к японской культуре в евро-американской сфере. Фактически, она активно взаимодействовала с международной арт-сценой, чтобы расширить свои выставочные возможности и расширить аудиторию за пределами Японии». [ 1 ] : 24
Американские годы (1956–1958)
[ редактировать ]В 1956 году по приглашению галереи Swetzoff в Бостоне провести персональную выставку 43-летний Шинода отправился в сольное путешествие в США. «Хотя у Шиноды была только двухмесячная гостевая виза, именно благодаря помощи Окада Кензо , известного художника в галерее Бетти Парсонс , она организовала свою первую персональную выставку в Нью-Йорке в галерее Берты Шефер в январе 1957 года». [ 1 ] : 25 Во время своего двухлетнего пребывания в США Шинода быстро завоевала восхищение международных зрителей и провела персональные выставки в различных городах, включая Нью-Йорк, Цинциннати, Чикаго, Париж и Брюссель. [ 1 ] : 25–26 В 1956 году знаменитый фотограф Ханс Намут , известный своими портретами Джексона Поллока и других художников- абстракционистов-экспрессионистов , запечатлел Шиноду, выполняющего абстрактную картину тушью на бумаге. [ 1 ] : 23, 25–26
Стать крупным японским художником (1958–2021).
[ редактировать ]Во время своего двухлетнего пребывания в США Шиноду все больше разочаровывал сухой климат США, который не способствовал созданию картин тушью. [ 1 ] : 26 По возвращении в Японию в мае 1958 года она осталась в стране. В 1960-е годы «Шинода установила [sic] свой зрелый стиль, [в котором] широкие, смелые линии — такие как размытия, дымка и тонкие, но богатые вариации тонов на черном поле — доминируют над поверхностью изображения и более четко выражают природу изображения». чернила". [ 1 ] : 26 Более того, начиная с 1960 года, Шинода выпустил более 1000 литографий . Около пятидесяти лет литографии Шиноды печатал гравер Кихати Кимура (木村希八; 1934–2014). [ 6 ] : 84 В 1960-х годах Шиноде также были поручены крупные архитектурные проекты, включая большую драпировку и фарфоровый настенный рельеф для Культурного центра Нитинан (по проекту Кензо Танге ) в Мияги в 1962 году, грандиозную драпировку для театра Мэйдзидза (по проекту Исаоя Ёсида ). в Токио в 1963 году фреска для VIP-зала Национальной гимназии Ёёги (дизайн Кензо Танге ) в 1964 году и мультимедийный рельеф для Киотского международного конференц-центра (спроектированный Сачио Отани ) в 1965 году. [ 6 ] : 104 [ 3 ] поручил Шиноде В 1974 году храм Зодзё-дзи создать картины на раздвижных экранах ( фусума ), длина которых составляла 95 футов (29 м) и занимала три панели. [ 7 ]
В 1960-х и 1970-х годах абстрактные картины и гравюры Шиноды, написанные тушью, продолжали часто показываться за рубежом. Персональные выставки Шиноды проходили в знаменитой галерее Бетти Парсонс в Нью-Йорке в 1965, 1968, 1971 и 1977 годах. Кимихико Накамура отмечает, что «Синода сознательно держалась на расстоянии от патриархального и иерархического мира японского искусства и благодаря своему успеху у критиков за пределами своей родины зарекомендовала себя как признанная международная художница». [ 1 ] : 27 Историк искусства Мидори Ёсимото также утверждает, что «В области каллиграфии [Синода] стала первой выдающейся женщиной-художницей. Она радикализировала традиционную среду, доведя абстракцию и динамизм до крайности. Ее работы демонстрировались не только на выставках каллиграфии, но и в выставки абстрактного искусства. Пересекая границы между каллиграфией и современным искусством в западном стиле, она создала свою собственную область и тем самым подавила художников-мужчин». [ 8 ] В 1960-х и 1970-х годах «хотя монохромные абстракции Шиноды особенно привлекали внимание на международной художественной сцене, художник также искал новый способ выражения. Например, в «Тоцу ё» («В далеком прошлом») [ок. 1964] представленная на ее первой выставке в галерее Бетти Парсонс в 1965 году, тушь полностью формирует фон, а эффективное использование серебряной краски, которая легко меняется со временем, потенциально делает этот произведение, более яркое на момент его открытия, создает драматический контраст света и тени на поверхности изображения. С середины 1960-х годов работы Шиноды постепенно начали включать более яркую палитру, включая серебро, золото и киноварь. в конце 1980-х и 1990-х годах она создавала крупномасштабные изделия с фоном из серебра, золота или платины [...]». [ 1 ] : 28 Хотя Шинода добилась международного признания еще в 1950-х годах, ее первая персональная выставка в Японии состоялась гораздо позже, в 1989 году, в Художественном музее Сейбу в Токио, за ней последовали Музее изящных искусств Гифу в 1992 году и Музее искусства Хара. Современное искусство в 2003 году. Шинода также стал первым японским художником, проведшим персональную выставку в Художественном музее Сингапура в 1996 году. [ 9 ]
Шинода оставалась активной всю свою жизнь. В 2013 году в честь своего 100-летия она была удостоена передвижной ретроспективной выставки в четырех площадках префектуры Гифу (Коллекция современного искусства Гифу, Художественное пространство Токо Синода, Музей изящных искусств Гифу и Галерея Коходо). [ 2 ] В 2016 году Шинода был отмечен на почтовой марке, выпущенной Japan Post Holdings . Она была единственной японской художницей, которую так прославляли еще при жизни. [ 3 ] [ 10 ] Шинода умер 1 марта 2021 года в больнице Токио в возрасте 107 лет. [ 3 ] [ 11 ] Через год после ее смерти в 2022 году две ретроспективы Шиноды прошли в Токийской городской художественной галерее и Музее Томо в Токио.
Наследие
[ редактировать ]Творчество Шиноды регулярно выставляется в Художественном пространстве Токо Синода (Seki City Shinoda Toko Art Space; открыто в 2003 году) и в Коллекции современного искусства Гифу (Музей современного искусства Гифу; открыт в 2006 году), оба из которых расположены в Секи . префектуры Гифу и управляется Фондом коллекции современного искусства Гифу. Этот фонд, в свою очередь, финансируется Фондом современного искусства Гифу. , базирующаяся в Секи Местная компания Nabeya Bi-tech Kaisha . [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Хотя Шинода никогда не жила в префектуре Гифу , ее отец, Райджиро, был родом из старой семьи в Акутами-мура (芥見村), префектура Гифу . [ 1 ] : 22
В 2023 году ее работы были включены в выставку « Действие, жест, краска: женщины-художницы и глобальная абстракция 1940–1970» в галерее Уайтчепел в Лондоне. [ 15 ]
Письмо
[ редактировать ]- Шинода, Токо Атараши сёдо дзюни-кагецу: Дзёдзёши но кайсэцу о соэте (Новая каллиграфия, двенадцать месяцев: с комментариями к лирической поэзии, Токио: Догакуша, 1954).
- Шинода, Токо Ироха Сидзюхати модзи (ироха, 48 символов), Токио: Ярайсёин, 1976.
- Шинода, Токо Суми иро (цвет чернил): PHP kenkyūjo, 1978.
- Шинода, Токо Шудейсо : PHP kenkyūjo, 1979.
- Шинода, Токо Соно хи но суми (Суми того времени: Тодзюша, 1983).
- Шинода, Токо, изд. Суми (чернила), Токио: Сакухинша, 1985.
- Шинода, Токо Омои но хока но (Омои но хока но Токио: Тодзюша, 1985).
- Шинода, Токо Ичи-дзи хитокото (один персонаж, одно слово). Токио: Коданша, 1986.
- Шинода, Токо Кино но юкуэ (Вчерашний Токио: Коданша, 1990).
- Шинода, Токо Суми о ёму: Ити-дзи хитокото (чтение чернил: один символ, одно слово). Токио: Сёгакукан, 1998.
- Шинода, Токо: Ватаси тоиу хитори (Токо: Я один ).
- Шинода, Токо эхон (Токо Эхон) = Визуальная книга Токо Шиноды Токио: Секаибункаша, 2002.
- Шинода, Токо Токо Хяку-нэн (Момоко Хяку-нэн Токио: Секайбункаша, 2013). [ 16 ]
- Шинода, Токо Хяку-сай-но тикара (Сто лет власти Токио: Шуэйша, 2014).
- Шинода, Токо Хякусан-сай, хитори де икиру сахо: Оитара оита де, манзара де мо най (Этикет одинокой жизни в 103 года: когда ты стареешь, ты стар, и у тебя нет проблем). Токио: Гентоша, 2015.
- Шинода, Токо. Хякусан-сай ни натте вакатта кото: Дзинсэй ва хитори демо омосирои (Что я узнал в 103 года: Жизнь интересна, даже когда ты один) Токио: Гентоша, 2015.
- Хинохара, Сигэаки, Шинода Токо, Хори Фумико и др. Хяку-сай га кику хяку-сай но ханаси (100-летние истории, услышанные 100-летними Токио: Джицугёнонихонша, 2015).
- Шинода, Токо Дзинсэй ва иппон но сен (Жизнь - это одна строка), Токио: Гентоша, 2016.
- Шинода, Токо Хякуго-сай, синэнай но мо комару но йо (105 лет, невозможность умереть — проблема Токио: Гентося, 2017).
- Шинода, Токо. Токо хякуго-сай сукина моно то икиру (Токо, 105 лет, живи с тем, что хочешь, Токио: Сэкайбункаша, 2017).
- Шинода, Токо Коре де Осимай (Это конец). Токио: Коданся, 2021.
Избранные выставки [ 17 ] : 78–81
[ редактировать ]Персональные выставки
[ редактировать ]- 1940 Кюкёдо, Токио
- 1954 Универмаг Гиндза Мацудзакая, Токио.
- 1956 Галерея Ёсейдо, Токио.
- 1956 Галерея Светцов, Бостон
- 1957 Галерея Берты Шефер , Нью-Йорк.
- 1957 Художественный музей Тафта , Цинциннати.
- 1957 Чикагский институт искусств , Чикаго.
- 1957 Ла Юн, Париж
- 1958 Галерея Джефферсон Плейс , Вашингтон, округ Колумбия.
- 1959 Дворец изящных искусств, Брюссель.
- 1965 Галерея Бетти Парсонс , Нью-Йорк.
- 1968 Галерея Бетти Парсонс , Нью-Йорк.
- 1971 Галерея Бетти Парсонс , Нью-Йорк.
- 1977 Галерея Бетти Парсонс , Нью-Йорк.
- 1989 Токо Синода (Выставка Токо Шинода), Музей искусств Сейбу , Токио
- 1992 Ретроспектива Токо Шинода (Токо Шинода: Форма времени), Музей изящных искусств, Гифу [ 18 ]
- 1996 Токо Шинода: Визуальная поэзия , Сингапурский художественный музей
- 1998 Аннели Джуда Fine Art , Лондон. [ 19 ]
- 2001 Согецу Кайкан, Токио
- 2003 Вариации киновари (Моко Шинода: Чжу Ю), Музей современного искусства Хара , Токио [ 20 ]
- 2013 100 лет Токо Шиноды (篠田桃紅: 百の譜), Коллекция современного искусства Гифу, Художественное пространство Токо Синода, Музей изящных искусств, Гифу и галерея Коходо. [ 2 ]
- 2013 Первопроходец: Искусство Шиноды Токо , Японское общество , Нью-Йорк
- 2013 Токо Шинода: Жизнь достижений (чернильный слон Токо Шиноды), Музей Томо , Токио [ 21 ]
- 2017 Токо Шинода: Осенью моих лет..., Музей Томо , Токио [ 22 ]
- 2018 Храм Зодзёдз , Токио
- 2018-2021 Токо Шинода: Вещи преходящие - Цвета Суми, Формы разума, Городской художественный музей Уэда, Уэда, Нагано, Музей Нарива , Такахаси, Окаяма, Художественный музей Косэцу , Кобе, Музей Суйбоку, Тояма и Сого Художественный музей , Иокогама.
- 2022 Токо Шинода: ретроспектива , Художественная галерея Токийской оперы
- 2022 Токо Шинода: Мост через мимолетные мечты , Музей Томо , Токио
Групповые выставки
[ редактировать ]- 1954 Японская каллиграфия , Музей современного искусства , Нью-Йорк.
- 1955 Япония-Америка Абстрактное искусство (Японо-американская выставка абстрактного искусства), Национальный музей современного искусства (Национальный музей современного искусства; ныне Национальный музей современного искусства, Токио , Токийский национальный музей современного искусства)
- 1955 г. Современная японская каллиграфия: искусство в Суми, музей современного искусства. Национальный
- 1958 Развитие современной японской абстрактной живописи , Национальный музей современного искусства.
- 1959 Суми, Картины Японии , Рейксмузеум Крёллер-Мюллер , Оттерло.
- 1961 6-я биеннале в Сан-Паулу
- 1961–1961 Питтсбургская международная выставка современной живописи и скульптуры, Художественный музей , Институт Карнеги, Питтсбург.
- 1961 Современное японское искусство , Академия художеств, Берлин.
- 1967 ROSC '67 , Королевское Дублинское общество, Дублин
- 1971 ROSC '71 , Королевское Дублинское общество, Дублин
- 1973 Развитие послевоенного японского искусства: абстрактное и беспредметное (Развитие послевоенного японского искусства: разнообразие абстрактных выражений), Национальный музей современного искусства, Токио.
- 1979 Окада , Шинода и Цутака : три пионера абстрактной живописи в Японии 20-го века , Коллекция Филлипса , Вашингтон, округ Колумбия [ 23 ]
- 1992 Каллиграфия и живопись, страстный век : 1945–1969, Художественный музей (Корпорация по продвижению культуры Синагава, Художественный музей), Токио.
- 1994–1995 «Японское искусство после 1945 года: Крик против неба» , Художественный музей Иокогамы , Музей Гуггенхайма в Сохо и Музей современного искусства Сан-Франциско.
- 1995 Японская культура: пятьдесят послевоенных лет (траектория послевоенной культуры 1945–1995), Художественный музей Мэгуро , Художественный музей префектуры Хёго , Городской музей современного искусства Хиросимы и Художественный музей префектуры Фукуока.
- 2021 года Современные женщины-художницы Японии : шесть историй , выставка Асахи Синбун, Британский музей [ 24 ]
Основные публичные коллекции [ 18 ] : 114 [ 16 ] : 284 [ 25 ]
[ редактировать ]- Художественная галерея Олбрайт-Нокс
- Институт искусств Чикаго
- Британский музей
- Бруклинский музей
- Художественный музей Цинциннати
- Художественный музей Хакодатэ, Хоккайдо
- Гарвардские художественные музеи
- Музей Крёллер-Мюллер , Оттерло
- Университета Лихай Художественные галереи
- Королевская коллекция Люксембурга
- Метрополитен-музей
- Музей восточноазиатского искусства , Берлин
- Музей изящных искусств, Бостон
- Музей изящных искусств, Гифу
- Музей Фолькванг , Эссен
- Музей современного искусства, Тояма
- Национальная галерея Виктории
- Национальный музей современного искусства, Токио
- Национальный музей Сингапура
- Городской художественный музей Ниигаты
- Сингапурский художественный музей
- Муниципальный музей Гааги
- Смитсоновский институт
- Музей Соломона Р. Гуггенхайма
- Музей японского искусства Тикотин , Хайфа
- Художественный музей Мичиганского университета
- Художественная галерея Йельского университета
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Музей современного искусства Хара и Коллекция Толмана, Токио, ред. Шинода Токо сю йо = Токо Шинода: Вариации Вермиллиона , exh. [ 20 ]
- Миядзаки, Каори, изд. Момо но фу: Шинода Токо 100 нэн = Шинода Токо 100 лет: Момо но фу: Сцены из века , exh. cat., Секи: Фонд современного искусства Гифу, 2013. [ 2 ]
- Миядзаки, Каори, изд. Токо , Секи: Фонд коллекции современного искусства Гифу, 2019. [ 6 ]
- Мукаи, Акико Сэнго дзен'эй шо ни миру шо но моданизуму: «Нихон киндай бидзюцу» о сюэн кара тоинаосу , Токио: Сангенша, 2022.
- Накамура, Кимихико. «Синода Токо: чернила, абстракция и радикальный индивидуализм». Женский художественный журнал 43, вып. 1 (весна/лето 2022 г.): 21–30. [ 1 ]
- Окада , Шинода и Цутака : три пионера абстрактной живописи в Японии XX века , экс. кат., Вашингтон, округ Колумбия: Коллекция Филлипса, 1979. [ 23 ]
- Сато, Мивако, изд. Шинода Токо но бокушо = Токо Шинода: Жизнь достижений , exh., Токио: Коллекция Толмана, 2013. [ 21 ]
- Шинода Токо тен дзуроку = Каталог выставки Токо Шинода , экс. кат., Токио: Художественный музей Сейбу, 1989. [ 17 ]
- Шинода Токо: токи но катачи = Ретроспектива Токо Шиноды , exh. Cat., Гифу: Музей изящных искусств, 1992. [ 18 ]
- Токо Шинода: картины, гравюры, рисунки и ширмы, 1970–1998 гг ., экс. кат., Лондон: Annely Juda Fine Art, 1998. [ 19 ]
- Коллекция Толмана, Токио, изд. Шинода Токо: Sekijitsu no kanata ni = Токо Шинода: Осенью моих лет... , exh. Cat., Токио: Коллекция Толмана, 2017. [ 22 ]
- Толман, Мэри и Норман Х. Толман. Токо Шинода: Новое признание . Ратленд, Вермонт: Компания Чарльза Э. Таттла, 1993. ISBN 9780804819046
- Визуальная поэзия Токо Шиноды: картины, оригинальные произведения на бумаге, литографии , эксх. кат., Сингапур: Совет национального наследия Сингапурского художественного музея. 1996. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Накамура, Кимихико (весна – лето 2022 г.). «Синода Токо: чернила, абстракция и радикальный индивидуализм». Женский художественный журнал . 43 (1).
- ^ Jump up to: а б с д Миядзаки, Каори, изд. (2013). Момо но фу: Шинода Токо 100 нэн = Шинода Токо 100 лет: Момо но фу: Сцены из века Секи: Фонд современного искусства Гифу.
- ^ Jump up to: а б с д Фокс, Маргалит (3 марта 2021 г.). «Токо Шинода умер в возрасте 107 лет; сочетание каллиграфии и абстрактного экспрессионизма» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 марта 2021 г.
- ^ Богданова-Куммер, Евгения (2020). Бокудзинкай: японская каллиграфия и послевоенный авангард . Лейден и Бостон: Брилл. п. 45.
- ^ Богданова-Куммер, Евгения (2020). «Брызги чернил на камере: каллиграфия, живопись и средства массовой информации в послевоенной Японии» (PDF) . Модернизм/Модернизм . 27 (2) (опубликовано в апреле 2020 г.): 299–321. дои : 10.1353/мод.2020.0024 . S2CID 220494977 .
- ^ Jump up to: а б с Миядзаки, Каори, изд. (2019). Токо . Секи: Фонд коллекции современного искусства Гифу.
- ^ Голландия, Оскар (4 марта 2021 г.). «Токо Шинода, ведущая фигура современного японского искусства, умирает в возрасте 107 лет» . CNN . Проверено 4 марта 2021 г.
- ^ Ёсимото, Мидори (2005). В перформанс: японские художницы в Нью-Йорке . Нью-Брансуик: Издательство Университета Рутгерса. стр. 14–15.
- ^ Jump up to: а б Визуальная поэзия Токо Шиноды: картины, оригинальные произведения на бумаге, литографии . Сингапур: Совет национального наследия Сингапурского художественного музея. 1996.
- ^ Ротмар, Тайлер (13 апреля 2017 г.). «В свои 104 года Токо Шинода рассказывает о жизни в искусстве» . Джапан Таймс . Проверено 3 марта 2021 г.
- ^ НОВОСТИ, КИОДО. «Известный японский художник суми Токо Шинода умер в возрасте 107 лет» . Киодо Новости+ .
- ^ «Наши обязанности как предприятия. | НБК | Компоненты управления движением» . www.nbk1560.com . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ «Знакомство с арт-пространством Токо Шинода города Секи | Официальная домашняя страница мэрии Секи» www.city.seki.lg.jp Проверено 26 июня 2022 г. .
- ^ «О музее современного искусства Гифу | Музей современного искусства Гифу» www.gi-co-ma.or.jp Проверено 26 июня 2022 г. .
- ^ «Действие, Жест, Краска» . Галерея Уайтчепел . Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Шинода, Токо (2013). Токо хяку-нэн Токио: Секайбункаша.
- ^ Jump up to: а б Шинода Токо тен дзороку = Каталог выставки Токо Шинода , Токио: Художественный музей Сейбу, 1989.
- ^ Jump up to: а б с Шинода Токо: токи но катачи = Ретроспектива Токо Шиноды Гифу: Музей изящных искусств.
- ^ Jump up to: а б Токо Шинода: картины, гравюры, рисунки и ширмы, 1970–1998 гг . Лондон: Аннели Джуда Fine Art. 1998.
- ^ Jump up to: а б Музей современного искусства Хара , Коллекция Толмана, Токио, ред .
- ^ Jump up to: а б Сато, Мивако, изд. (2013) Шинода Токо но бокусё = Токо Шинода: Жизнь достижений Токио: Коллекция Толмана.
- ^ Jump up to: а б Коллекция Толмана, Токио, изд. (2017) Шинода Токо: Sekijitsu no kanata ni = Токо Шинода: Осенью моих лет.. Токио: Коллекция Толмана.
- ^ Jump up to: а б Окада, Шинода и Цутака: три пионера абстрактной живописи в Японии XX века . Вашингтон, округ Колумбия: Коллекция Филлипса. 1979.
- ^ «Шесть историй современных художниц Японии» . Британский музей . Проверено 25 июня 2022 г.
- ^ «Токо Шинода» . Артнет . Проверено 5 марта 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Коллекция современного искусства Гифу
- Арт-пространство Токо Шинода
- Коллекция Толмана, Токио
- Коллекция Толмана, Нью-Йорк
- 1913 рождений
- 2021 смертей
- Японские долгожители
- Женщины-долгожители
- Японские художницы XX века
- Японские художники 20 века.
- Японские женщины-художники
- Женщины-каллиграфы
- Японские каллиграфы XX века
- Женщины-граверы
- Художники-абстракционисты-экспрессионисты
- Художники из Даляня
- Женщины-художницы 20-го века