Утагава Кунимасу
Утагава Кунимасу ( 歌川 国升 ) был дизайнером укиё-э гравюр на дереве в Осаке , который работал в конце периода Эдо . Он был ведущим производителем камигата-э , гравюр из районов Осаки и Киото. Он также известен как Садамасу [貞升], имя художника, которое он использовал до Кунимасу.
Биография
[ редактировать ]О личных данных Кунимасы, включая даты его рождения и смерти, известно очень мало. [1] Историки искусства склонны относить его деятельность к началу 1830-х — началу 1850-х годов. [2] В каталоге шрифтов «Кто есть кто» 1835 года из района Нанива в Осаке он описывается как «мастер» укиё-э , что указывает на то, что к началу 1830-х годов он уже был признанным художником. [3] В других рукописях середины 1840-х годов указано, что он жил в районе Сенба [船場] в Осаке. [3] В 1899 году краткая биография историка эпохи Мэйдзи Сэкине Сисея (1868–1912) была включена в сборник биографий. По словам Сэкине, Кунимасу был состоятельным владельцем недвижимости, который изучал полиграфический дизайн у Утагавы Кунисады в Эдо. [4] прежде чем стать наставником нескольких учеников и открыть собственную школу полиграфического дизайна. [3] Другие предполагают, что художник родился в богатой семье и владел судостроительной компанией. [5] Несомненно то, что он пользовался значительной финансовой свободой и использовал ее для продвижения укиё-э и его производителей в Осаке.
Имена
[ редактировать ]
Согласно общепринятому мнению, на протяжении всей своей карьеры артист был известен под несколькими именами: [6]
- Имена художников: Садамасу [正胜] (1832–1848), Кунимасу [国胜(иногда 国义)] (5/1848-).
- Личное имя: Канея/Каная Васабуро [Канея Васабуро]
- Название студии: Kanaya/ Kaneya [Kaneya]
- Го : Гочосай [五die掎], Гочотей [五 Павильон бабочек], Гофукутей [五 павильон летучих мышей], Итиенсай [一园掎], Итидзюэн [一树园], Итидзюсай [一树掎], Ичидзютэй [一树莎] , Юкимасу [行生] [7]
- Художественная фамилия: Утагава [Utagawa]
- Печати: Хатакуми, Сада, Садамасу, Утагава, Утагава Кунимасу, Васа.
В 1846 году или раньше он начал подписывать гравюры как Кунимасу в честь Кунисады, который взял имя Тоёкуни в 1844 году. Однако изменение имени не могло быть официально объявлено до 1848 года и отмены реформ Тэнпо . [3]

Уплотнения
[ редактировать ]Помимо перечисленных выше именных печатей, Кунимасу использовал три символические печати: печать в форме летучей мыши, символ 寿 [ дзю — долголетие] и картуш тосидама-ин . Последний отличительный знак был зарезервирован для членов школы полиграфистов Утагава. Существуют примеры других печатей, нанесенных на отпечатки Кунимасу, но они не поддаются расшифровке. [3]
Работа
[ редактировать ]Самая ранняя известная гравюра Кунимасу — это афиша театра банзуке, датируемая началом 1830 года. Подписанная « эси Утагава Садамасу га » [Эши Утагава Садамасу га», гравюра почти наверняка была создана, когда он учился в Эдо у Утагавы Кунисада. [3] Кунимасу называют «влиятельной» фигурой на арт-сцене Осаки, одним из его величайших достижений является популяризация чубана . [8] формат. [3] Кунимасу начал экспериментировать с портретами актеров крупным планом в этом размере в 1840 году, незадолго до того, как реформы Тэнпо должны были сорвать производство якуша-э . Он призвал своего ученика и однокурсника Кунисады Хиросаду последовать его примеру. После отмены реформ Тэнпо весной 1847 года Хиросада стал пионером возрождения формата портретов чубан , вероятно, благодаря финансовой поддержке Кунимасу. [9]
Критики склонны восхищаться «чувством цвета и… прекрасной палитрой, в которой преобладают насыщенные цвета с тонкими контрастами», а также «смелой прямотой» его линий. [3] Кроме того, ему приписывают использование «выдающихся техник», таких как «роскошная печать… металлическими пигментами, тиснение, полирование и [и] надпечатка». [3]
Большинство работ Кунимасу относятся к жанру якуша-э и представляют собой портреты актеров местного кабуки театра . Это общая черта художников региона Камигата, где подавляющее большинство художников были не профессионалами, а «талантливыми любителями кабуки». [10] Кунимасу, в частности, приписывают «выражение психологии сценического выступления через мощные и разнообразные физиономии и яркое или необычное расположение фигур в своих композициях». [11]
В 1852 году Кунимасу и его ученик Хиросада посетили Эдо, где вместе с другими учениками Кунисады создали фоны для серии поясных портретов актеров. [12] Вскоре после возвращения в Камигату Кунимасу отвернулся от укиё-э и занялся живописью. Свою художественную карьеру он завершил созданием картин в стиле школы Сидзё , известной своим смешением японской традиции с западным реализмом. [5]
Студенты
[ редактировать ]Кунимасу хорошо известен как активный сторонник гравюры Осаки и непосредственно помог карьере ряда художников. Среди тех, кто, как известно, учился у Кунимасу, есть следующие: [3]
- Нобукацу [Нобукацу] (эт. конец 1820-х — конец 1830-х гг.)
- Садаюки [貞雪] (1839–1840 гг.)
- Утагава Хиросада (1835–1850-е гг.)
- Масухару [восходящая весна] (1849-1850 гг.)
- Масунобу [будет повышен в должности] (эт. 1847–1851 гг.)
- Масусада [Процветание] (1848-1849 гг.)
- Садамасу II (эт. 1849 г.)
- Хасэгава Саданобу (1834–1879 гг.)
Коллекции
[ редактировать ]Работы, подписанные Садамасу или Кунимасу, принадлежат следующим музейным коллекциям:
- Музей изящных искусств, Бостон
- Королевский музей Онтарио
- Рейксмузеум
- Пушкинский музей
- Национальная галерея Виктории
- Музей Фицуильяма
- Британский музей
- Музеи изящных искусств Сан-Франциско
- Метрополитен -музей [13]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Национальная галерея Виктории указывает год его рождения 1773 и год смерти 1810; Однако это не подтверждено другими источниками, и NGV не приводит никаких ссылок. См. http://www.ngv.vic.gov.au/col/artist/3584.
- ^ Робертс: 1830-1852; Дусбург: 3.1830-11.1854; Пушкин: конец 1820-х-1852 гг.; Лионская коллекция: 1832–1852 гг.; МИД Бостона: 1834–1852 гг.; Коллекция японских гравюр Барри Розентила: 1832–1854 гг.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Дусбург 2012
- ↑ Дусбург датирует начало своего ученичества «где-то между 8/1828 и 3/1830».
- ^ Jump up to: а б Робертс 1990, 96
- ^ Составлено с использованием данных Doesburg, Центра компьютерных онлайн-библиотек и Roberts.
- ^ Юкимасу появился на эротических принтах сюнга [春画].
- ^ Отпечаток меньшего размера, примерно 18 х 25 см.
- ^ Кларк 2005, 51.
- ^ Китагава 2005, 230.
- ^ Фиорилло
- ^ Киз и Мидзусима 1973, 234.
- ^ МЕТ приписывает свои гравюры «Хасэгаве Садамасу (японец, активный 1830–40-е годы)», хотя никакие другие учреждения / источники не приписывают фамилию Хасэгава художнику. Возможно, произошла путаница с Хасегавой Саданобу [長谷川 貞信] (1809–1879), учеником Садамасу. См . http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/76572 .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Коллекция японских гравюр Барри Розенстила «Утагава Садамасу, 1832–1854 гг.», по состоянию на 29 ноября 2013 г. http://orlabs.oclc.org/identities/lccn-no2010-147721.
- Кларк, Тимоти. «Готовы к крупному плану: актерские «сходства» в Эдо и Осаке». В «Героях Кабуки на сцене Осаки 1780–1830» под редакцией К. Эндрю Герстла. Лондон: Издательство Британского музея, 2005.
- Дусбург, Ян ван. «Садамасу». Галерея Хюйс ден Эш. 2012. По состоянию на 29 ноября 2013 г. http://www.huysdenesch.com/ENG/sadamasu/sadumasu-career .
- Фиорилло, Джон. «Утагава Кунимасу». Рассматривание японских гравюр. По состоянию на 29 ноября 2013 г. https://web.archive.org/web/20140720124018/http://viewingjapaneseprints.net/texts/ukiyoetexts/ukiyoe_pages/kunimasu4.html .
- Киз, Роджер С. и Кейко Мидзушима. Театральный мир гравюр Осаки , Филадельфия: Художественный музей Филадельфии, 1973.
- Китагава, Хироко. «Камигата-э: гравюры Осаки и Киото». В Энциклопедии японских гравюр на дереве Хотей , том 1. Под редакцией Эми Рейгл Ньюленд, 229–232. Издательство Hotei: Амстердам, 2005.
- Лейн, Ричард . Образы плавучего мира, Японская гравюра. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1978. ISBN 9780192114471 ; ОСЛК 5246796
- Лионская коллекция. «Утагава Садамасу». По состоянию на 29 ноября 2013 г. http://woodblockprints.org/index.php/Detail/Entity/Show/entity_id/79.
- Музей изящных искусств Бостона. «Актер Катаока Итидзо I в роли Тецугадаке Дазаэмона». По состоянию на 29 ноября 2013 г. http://educators.mfa.org/actor-kataoka-ichiz%C3%B4-i-tetsugadake-dazaemon-148444.
- Ньюленд, Эми Рейгл, изд. Хотей Энциклопедия японских гравюр на дереве. Амстердам: Хотей, 2005. ISBN 9789074822657 ; ОСЛК 61666175
- Центр онлайн-компьютерной библиотеки «Утагава Садамасу, 1832–1854 гг. [Утагава Садамасу, 1832–1854 гг.]». Всемирные кошачьи личности OCLC. Доступ: 1 декабря 2013 г. http://orlabs.oclc.org/identities/lccn-no2010. -147721
- Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина. «Утагава Кунимасу». 2013. По состоянию на 29 ноября 2013. http://www.japaneseprints.ru/data/authors/453_KUNIMASU_Utagava/index.php?lang=en .
- Робертс, Лоуренс П. Словарь японских художников: живопись, скульптура, керамика, гравюра, лак. Уэтерхилл: Нью-Йорк, 1990.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- http://www.japaneseprints.ru/data/authors/453_KUNIMASU_Utagava/index.php?lang=ru - изображения гравюр Кунимасу в Пушкине
- http://www.ngv.vic.gov.au/col/artist/3584 - изображения гравюр Кунимасу из коллекции Национальной галереи Виктории.
- http://amica.davidrumsey.com/luna/servlet/view/all/who/Sadamasu/what/Prints?sort=OCS - изображения гравюр в музеях изящных искусств Сан-Франциско
- https://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=3072591&partId=1&people=146300&peoA=146300-2-59&page=1 - изображение печати из коллекции Британского музея