Цукиока Ёситоши
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2014 г. ) |
Цукиока Ёситоши | |
---|---|
![]() Цукиока ок. 1882 г. | |
Рожденный | |
Умер | 9 июня 1892 г. | ( 53 года
Известный | Укиё-э |
Супруг | Тайко Сакамаки |
Дети | 2 |
Цукиока Ёситоси ( японский : Цукиока Ёситоси ; также называемый Тайсо Ёситоси Дайсо Ёситоси ; 30 апреля 1839 — 9 июня 1892) — японский гравер . [1]
Ёситоси широко известен как последний великий мастер жанра -э, укиё гравюры и живописи на дереве. Он также считается одним из величайших новаторов этой формы. Его карьера охватывала две эпохи – последние годы периода Эдо в Японии и первые годы современной Японии после Реставрации Мэйдзи . Как и многие японцы, Ёситоси интересовался новыми вещами из остального мира, но со временем его все больше беспокоила утрата многих аспектов традиционной японской культуры, в том числе традиционной гравюры на дереве.
К концу своей карьеры Ёситоши вел практически единоличную борьбу со временем и технологиями. Пока он работал в старой манере, Япония перенимала западные методы массового воспроизведения, такие как фотография и литография . Тем не менее, в Японии, которая отворачивалась от своего прошлого, ему почти в одиночку удалось поднять традиционную японскую гравюру на дереве на новый уровень, прежде чем она фактически умерла вместе с ним.
Его жизнь резюмировал Джон Стивенсон :
Смелость, дальновидность и сила характера Ёситоси подарили укиё-э новое поколение жизни и осветили его последней вспышкой славы.
- Джон Стивенсон, Ёситоши» «Сто аспектов Луны , 1992 г.
Его репутация продолжала расти как на Западе, так и среди молодых японцев, и теперь он почти повсеместно признан величайшим японским художником своей эпохи.
Биография: Ранние годы
[ редактировать ]
Ёситоси родился в районе Симбаши старого Эдо в 1839 году. Его настоящее имя было Овария Ёнеджиро. Его отец был богатым купцом, который купил себе статус самурая . В возрасте трех лет Ёситоси ушел из дома, чтобы жить к своему дяде, фармацевту без сына, который очень любил своего племянника. В пять лет он заинтересовался искусством и начал брать уроки у своего дяди. В 1850 году, когда ему было 11 лет, Ёситоси поступил в ученики к Куниеси , одному из великих мастеров японской гравюры на дереве. Куниеси дал своему ученику имя нового художника «Ёситоши», обозначающее происхождение школы Утагава. Хотя при жизни он не считался преемником Куниёси, теперь он признан самым важным учеником Куниёси.

Во время обучения Ёситоши сосредоточился на совершенствовании своих навыков рисования и копировании эскизов своего наставника. Куниеси делал упор на рисование из реальной жизни, что было необычно для японского обучения, поскольку целью художника было передать суть предмета, а не дать его буквальное представление. Ёситоси также изучил элементы западных техник рисования и перспективы, изучая коллекцию иностранных гравюр и гравюр Куниёси.
Первая гравюра Ёситоси появилась в 1853 году, но больше ничего не появлялось в течение многих лет, возможно, из-за болезни его мастера Куниёси в последние годы его жизни. Хотя его жизнь была тяжелой после смерти Куниёси в 1861 году, ему удалось создать некоторые работы: с 1862 года известно 44 его гравюры. В следующие два года было опубликовано шестьдесят три его рисунка, в основном гравюры кабуки . Он также участвовал в проектах серии Токайдо 1863 года художников школы Утагава, организованной под эгидой Кунисады .
«Кровавые отпечатки»: захватив общественное воображение
[ редактировать ]Многие гравюры Ёситоси 1860-х годов представляют собой изображения насилия и смерти. Эти темы были частично навеяны смертью отца Ёситоси в 1863 году и беззаконием и насилием окружающей его Японии, которая одновременно переживала распад феодальной системы, навязанной сёгунатом Токугава , а также эффектом контактов с жителями Запада. . В конце 1863 года Ёситоси начал делать жестокие зарисовки, которые в конечном итоге были включены в батальные гравюры, выполненные в кровавом и экстравагантном стиле. Публике понравились эти гравюры, и Ёситоси начал продвигаться в рядах художников укиё-э в Эдо. Поскольку страна находилась в состоянии войны, изображения Ёситоши позволяли тем, кто не принимал непосредственного участия в боевых действиях, опосредованно испытать ее через его проекты. Публику привлекли работы Ёситоши не только из-за его превосходной композиции и мастерства рисования, но также из-за его страсти и интенсивной вовлеченности в свой предмет. Помимо требований издателей и потребителей гравюр на дереве, Ёситоси также пытался изгнать демонов ужаса, которые переживали он и его соотечественники.

Получив известность, Ёситоши смог опубликовать в 1865 году еще девяносто пять своих работ, в основном на военные и исторические темы. Среди них две серии раскроют творческий потенциал, оригинальность и воображение Ёситоши. Первая серия, Цузоку сайюки («Современное путешествие на Запад »), рассказывает о китайском народном герое. Второй, «Вакан хяку моногатари» («Сто историй Китая и Японии»), иллюстрирует традиционные истории о привидениях.

Между 1866 и 1868 годами Ёситоси создал тревожные образы, особенно в сериале «Эймэй нидзюхасшуку» («Двадцать восемь знаменитых убийств в стихах»). На этих гравюрах очень подробно изображены убийства, например, обезглавливание женщин с кровавыми отпечатками ладоней на одеждах. [2] Другие примеры можно найти в странных фигурах сериала 1866 года «Кинсей кёгиден » («Биографии современных людей»), в котором изображена борьба за власть между двумя азартными играми, и сериала 1867 года «Адзума-но нисики укиё кодан» . В 1868 году, после битвы при Уэно , Ёситоси снял сериал «Кайдай хяку сэнсо» , в котором он изображает современных солдат как исторических личностей в полузападном стиле, используя крупные планы и необычные ракурсы, часто показанные в пылу битвы с отчаянными выражениями лиц. .
Говорят, что работы Ёситоси «кровавого» периода оказали влияние на таких писателей, как Дзюнъитиро Танидзаки (1886–1965), а также на таких художников, как Таданори Ёко и Масами Тэраока . Хотя Ёситоши сделал себе имя таким образом, «кровавые» гравюры представляют собой лишь малую часть его работ.
Средние годы: тяжелые времена и воскресение
[ редактировать ]
К 1869 году Ёситоси считался одним из лучших художников по гравюре на дереве в Японии. Однако вскоре после этого он перестал получать заказы, возможно, потому, что публика устала от сцен насилия. К 1871 году Ёситоси впал в тяжелую депрессию, и его личная жизнь стала полна больших потрясений, которые время от времени продолжались до его смерти. Он жил в ужасных условиях со своей преданной любовницей Окото, которая продавала свою одежду и имущество, чтобы поддержать его. В какой-то момент им пришлось сжигать половицы дома, чтобы согреться. Говорят, что в 1872 году он пережил полное психическое расстройство после того, как был потрясен отсутствием популярности своих последних проектов.
В следующем году его судьба изменилась, когда его настроение улучшилось, и он начал печатать больше гравюр. До 1873 года он подписывал большинство своих гравюр как «Иккаисай Ёситоши». Однако в качестве формы самоутверждения он в это время изменил свое имя художника на «Тайсо» (что означает «великое воскресение»). В ходе модернизации появились газеты, и Ёситоши был нанят для выпуска «нишикиэ новостей». Это были гравюры на дереве, выполненные в виде полностраничных иллюстраций для сопровождения статей, обычно на мрачные и сенсационные темы, такие как истории о «настоящих преступлениях». Однако финансовое положение Ёситоси все еще было нестабильным, и в 1876 году его любовница Окото в знак преданности продала себя борделю, чтобы помочь ему.
После восстания Сацума 1877 года, когда старый феодальный порядок предпринял последнюю попытку остановить новую Японию, тиражи газет резко возросли, и художники по гравюре на дереве стали пользоваться спросом, причем Ёситоси привлек большое внимание. В конце 1877 года он познакомился с новой любовницей, гейшей Ораку; как и Окото, она продала свою одежду и имущество, чтобы прокормить его, а когда через год они расстались, она тоже нанялась в бордель. Работы Ёситоси принесли ему больше общественного признания, и деньги помогли, но только в 1882 году он был в безопасности.

Серия бидзин-га, созданная в 1878 году под названием «Биджин шичи ёка», вызвала политические проблемы у Ёситоси, поскольку на ней были изображены семь женщин-служительниц императорского двора и указаны их имена. Возможно, сама императрица Мэйдзи была недовольна этим фактом и стилем своего портрета в серии.
Ёситоси опубликовал « Зеркало знаменитых генералов великой Японии », серию из 51 работы, на которых изображены великие люди от японской мифологии до периода Эдо , с 1877 по 1882 год, и еще больше укрепил свою репутацию. [3]
В 1880 году он встретил другую женщину, бывшую гейшу с двумя детьми, Сакамаки Тайко. Они поженились в 1884 году, и хотя он продолжал развратничать, ее мягкий и терпеливый характер, похоже, помог стабилизировать его поведение. Один из детей Тайко, усыновленный, стал учеником Ёситоши и с тех пор был известен как Цукиока Когё . [1]
В 1883 году Ёситоси опубликовал « Фуддзивара но Ясумаса Гекка Ротеки дзю » ( Фуддзивара но Ясумаса, играющий на флейте ) укиё-э, основанное на оригинальном рисунке, который был выставлен на прошлогодней выставке японской живописи. Эта работа основана на сэцува, рассказах написанных в « Кондзяку Моногатарису » и « Удзи Шуй Моногатари », которые были составлены между 12 и 13 веками, и изображает бандита Хакамадаре, пытающегося напасть на Фудзивара-но Ясумаса, играющего на флейте. но не мог пошевелиться из-за молчаливого давления Ясумасы. Эта работа считается одной из лучших работ Ёситоши. [4]

Печально известная, но убедительная книга Ёситоси «Осю адатигахара хитоцуя но дзу» («Одинокий дом на пустоши Адачи») появилась в 1885 году. Эта работа изображает легенду о кидзё в Курозуке, написанную в « Сюй Вакасю », составленном в 11 веке, и Курозука также исполняется на языках но , кабуки и дзёрури . [5] Эта жуткая работа сама по себе является знаковой и влиятельной в истории современного кинбаку , поскольку Ито Сэйу был очарован точным изображением сакаса дзури (перевернутое подвешивание) Ёситоши.
В выпуске журнала о искусстве и моде « Токио Хаяри Хосомики » за 1885 год Ёситоси был назван художником укиё-э номер один, опередив своих современников Мэйдзи, таких как Утагава Ёсиику и Тоёхара Куничика . Таким образом, он добился большой популярности и признания критиков.
К этому моменту деревообрабатывающая промышленность находилась в тяжелом положении. Все великие художники по гравюре на дереве начала века — Хиросигэ , Кунисада и Куниёси — умерли десятилетиями ранее, а гравюра на дереве как форма искусства умирала в суматохе модернизации Японии.
Ёситоси настаивал на высоких стандартах производства и помог временно спасти его от вырождения. Он стал выдающимся учителем и имел таких выдающихся учеников, как Тошиката Мизуно , Тошихидэ Мигита и другие.
Поздние годы: затмение укиё-э
[ редактировать ]
Его последние годы были одними из самых продуктивных: его великолепные сериалы «Сто аспектов Луны» (1885–1892) и «Новые формы тридцати шести призраков» (1889–1892), а также несколько мастерских триптихов кабуки актеров театра и сцены.
В этот период он также сотрудничал со своим другом, актером Итикавой Дандзюро и другими, пытаясь сохранить некоторые традиционные японские искусства.
В последние годы его психические проблемы начали повторяться. В начале 1891 года он пригласил друзей на собрание художников, которого на самом деле не существовало, а скорее оказалось заблуждением. Его физическое состояние также ухудшилось, а его несчастье усугубилось тем, что все его деньги были украдены в результате ограбления его дома. После появления новых симптомов его поместили в психиатрическую больницу. В конце концов он уехал в мае 1892 года, но не вернулся домой, а снял комнаты.
Он умер через три недели в съемной комнате, 9 июня 1892 года, от кровоизлияния в мозг. Ему было 53 года. Каменный мемориальный памятник Ёситоси был построен в саду Мукодзима Хяккаэн в Токио в 1898 году.
сдерживая ночь
с его возрастающим блеском
летняя луна- Ёситоши Предсмертное стихотворение [6]
Ретроспективные наблюдения
[ редактировать ]
За свою жизнь он создал множество серий гравюр и большое количество триптихов, многие из которых имели большое значение. Две из трех его самых известных серий, «Сто аспектов Луны» и «Тридцать шесть призраков» , содержат множество шедевров. Третья книга, «Тридцать два аспекта обычаев и нравов» , в течение многих лет была самой уважаемой из его работ, но сейчас не имеет такого же статуса. Другие менее распространенные серии также содержат множество мелких гравюр, в том числе «Знаменитые генералы Японии» , «Сборник желаний» , «Новая подборка картин восточной парчи» и «Жизни современных людей» .
Хотя спрос на его гравюры сохранялся в течение нескольких лет, со временем интерес к нему угас как в Японии, так и во всем мире. Каноническая точка зрения в этот период заключалась в том, что поколение Хиросигэ действительно было последним из великих художников по гравюре на дереве, а более традиционные коллекционеры остановились еще раньше, на поколении Утамаро и Тоёкуни.
Однако, начиная с 1970-х годов, интерес к нему возобновился, и переоценка его работ показала качество, оригинальность и гениальность лучших из них, а также степень, в которой ему удалось сохранить лучшее от старых японских гравюр на дереве, в то время как продвигая эту область вперед, включая как новые идеи Запада, так и свои собственные инновации.
Серия печати
[ редактировать ]
- Сто историй о Японии и Китае (1865–1866)
- Биографии современных людей (1865–1866)
- Двадцать восемь знаменитых убийств в стихах (1866–1869)
- Сто воинов (1868–1869)
- Биографии пьяных доблестных тигров (1874)
- Зеркало красавиц прошлого и настоящего (1876)
- Зеркало знаменитых генералов Великой Японии (1876–1882 гг.)
- Сборник желаний (1877)
- Восемь элементов чести (1878)
- Двадцать четыре часа с куртизанками Симбаши и Янагибаси (1880)
- Воины, трепещущие от отваги (1883–1886)
- Ёситоси Манга (1885–1887)
- Сто аспектов Луны (1885–1892)
- Личности новейшего времени (1886–1888).
- Тридцать два аспекта обычаев и манер (1888) «Фудзоку сандзюнисо - Айтасо»
- Новые формы тридцати шести призраков (1889–1892)
Сто аспектов Луны
[ редактировать ]Серия Ёситоси «Сто аспектов Луны» состоит из ста деревянных гравюр, опубликованных в его последние годы, между 1885-1892 годами. Хотя на некоторых принтах луна не изображена, она является объединяющим мотивом всей серии.
Зеркало знаменитых генералов Великой Японии
[ редактировать ]Серия Ёситоси « Зеркало знаменитых генералов Великой Японии» состоит из пятидесяти одной гравюры на дереве, опубликованной в его средние годы, между 1877-1882 годами.
-
Изображение бородатого императора Дзимму с его символическим длинным луком и сопровождающей его трехногой вороной.
-
Камицукэ-но Яцунада атакует замок Саохимэ.
-
Року Сон'о Цунэмото (также известный как Минамото-но Цунэмото ).
-
Минамото-но Ёсимицу обучает Тойохара-но Токиаки музыке.
-
Минамото-но Ёритомо и его вассалы выпускают журавлей, чтобы оплакивать погибших на войне во время завоевания Муцу и Дэва.
-
Саймё-дзи Токиёри (также известный как Ходзё Токиёри ).
Известные произведения искусства
[ редактировать ]-
« Яоя Осичи »
-
Дизайн из известной серии Ёситоши о красивых женщинах «Фудзоку Сандзюнисо» (1888 г.).
-
Воины, дрожащие от отваги : Госё-но Горомару захватывает Сога Токимунэ . Из «Мести братьев Сога» .
-
Новые формы тридцати шести призраков : Лорд Саданобу ( Фудзивара но Тадахира ) угрожает демону во дворце ночью.
-
Новые формы «Тридцати шести призраков» : Омори Хикошичи переносит женщину через реку; при этом он видит, что в ее отражении есть рога.
-
Новые формы тридцати шести призраков : Ии-но Хаята убивает Нуэ в императорском дворце.
См. также
[ редактировать ]- Ночь в картинах (восточное искусство) , в том числе «Сто аспектов луны».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Нуссбаум, Луи Фредерик . (2005). «Цукока Когё» в Японской энциклопедии, стр. 1000.
- ^ Форбс, Эндрю; Хенли, Дэвид (2012). 28 известных убийств . Чиангмай: Книги знатоков. ASIN: B00AGHJVOS
- ^ « Зеркало знаменитых генералов Великой Японии ». Музей японского меча в Нагое Мир Тоукен в Нагое.
- ^ « Фуддзивара но Ясумаса Гекка Ротеки цу » Музей японского меча в Нагое, Мир Тоукен.
- ^ Курозука .
- ^ Стивенсон, Джон (1992). «Сто аспектов Луны» Ёситоси . Графическое общество Сан-Франциско. п. 49. ИСБН 0-9632218-0-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эрик ван ден Инг, Роберт Шаап, « Красота и насилие: японские гравюры Ёситоши 1839–1892» (Хэвилленд, Эйндховен, 1992; Общество японских искусств , Амстердам) является стандартной работой о нем.
- Форбс, Эндрю; Хенли, Дэвид (2012). Сорок семь ронинов: Цукиока Ёситоши, издание . Чиангмай: Книги знатоков. ASIN: B00ADQGLB8
- Форбс, Эндрю; Хенли, Дэвид (2012). 28 известных убийств . Чиангмай: Книги знатоков. ASIN: B00AGHJVOS
- Шиничи Сеги, Ёситоши: Великолепный декадент (Коданся, Токио, 1985) — отличный, но редкий его обзор.
- Т. Либертсон, «Божественное слабоумие: гравюры Ёситоши» (Галерея Сёгун, Вашингтон, 1981) содержит небольшие иллюстрации ко многим из его небольших работ.
- Джон Стивенсон, «Сто аспектов Луны Ёситоши» (Графическое общество Сан-Франциско, Редмонд, 1992)
- Джон Стивенсон, Женщины Ёситоши: серия печатных изданий «Фудзоку Сандзюнисо» (Avery Press, 1986)
- Джон Стивенсон, Тридцать шесть призраков Ёситоши (Уэзерилл, Нью-Йорк, 1983)
- Джон Стивенсон, Странные сказки Ёситоши (Амстердам. Hotei Publishing, 2005).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Принты
[ редактировать ]- Yoshitoshi.net - Интернет-каталог его работ.
- Гравюры укиё-э Цукиока Ёситоши
- 100 видов Луны - Полный онлайн-справочник
Биографии
[ редактировать ]- Цукиока Ёситоши – Содержит изображения многих его гравюр.
- Биография Цукиока Ёситоши, Ukiyo-e.com