Японская живопись
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2023 г. ) |

Японская живопись ( 絵画 , кайга ; также гадо 画道) — одно из старейших и наиболее изысканных японских изобразительных искусств , охватывающее большое разнообразие жанров и стилей. Как и история японского искусства в целом, долгая история японской живописи демонстрирует синтез и конкуренцию между исконной японской эстетикой и адаптацией импортированных идей, главным образом из китайской живописи , которая имела особенное влияние в ряде моментов; Значительное западное влияние приходит только с 19 века, начиная с того времени, когда японское искусство влияло на искусство Запада .
Области предмета, где китайское влияние неоднократно было значительным, включают буддийскую религиозную живопись, тушью рисование пейзажей в традициях живописи китайских литераторов , каллиграфию синограмм , [1] и рисование животных и растений, особенно птиц и цветов . Однако во всех этих областях сложились характерные японские традиции. Предметом, который широко считается наиболее характерным для японской живописи, а затем и гравюры , является изображение сцен из повседневной жизни и повествовательных сцен, которые часто переполнены фигурами и деталями. Эта традиция, несомненно, зародилась в период раннего средневековья под китайским влиянием, которое сейчас невозможно проследить, за исключением самых общих черт, но с периода самых ранних сохранившихся произведений развилась в специфически японскую традицию, которая продолжалась до современного периода.
Официальный Список национальных сокровищ Японии (картины) включает 162 произведения или комплекта работ VIII-XIX веков, которые представляют собой вершины достижений или очень редкие пережитки ранних периодов.
Хронология
[ редактировать ]Древняя Япония и период Аска (до 710 г.)
[ редактировать ]Истоки живописи в Японии восходят к доисторическому периоду Японии . Простые фигурные изображения, а также ботанические, архитектурные и геометрические узоры можно найти на периода Дзёмон керамике периода Яёи (1000 г. до н.э. – 300 г. н.э.) дотаку и бронзовых колокольчиках . Фрески с геометрическим и фигурным орнаментом были найдены в многочисленных курганах, относящихся к периоду Кофун и периоду Аска (300–700 гг. н. э.).
Наряду с введением китайской системы письма ( кандзи ), китайских способов государственного управления и буддизма в период Асука, многие произведения искусства были импортированы в Японию из Китая , и начали производиться местные копии в аналогичных стилях.
Период Нара (710–794 гг.)
[ редактировать ]
С дальнейшим утверждением буддизма в Японии VI и VII веков религиозная живопись процветала и использовалась для украшения многочисленных храмов, возведенных аристократией. Однако Япония периода Нара известна больше за важный вклад в искусство скульптуры, чем в живопись.
Самые ранние сохранившиеся картины этого периода включают фрески на внутренних стенах Кондо ( 金堂 ) в храме Хорю-дзи в Икаруга, префектура Нара . Эти фрески, а также нарисованные изображения важного храма Тамамуси включают в себя такие повествования, как джатака , эпизоды из жизни исторического Будды Шакьямуни , а также знаковые изображения будд, бодхисаттв и различных второстепенных божеств. Стиль напоминает китайскую живопись династии Суй или конца периода Шестнадцати королевств . Однако к середине периода Нара картины в стиле династии Тан стали очень популярны. К ним также относятся настенные росписи гробницы Такамацузука , датируемые примерно 700 годом нашей эры. Этот стиль превратился в жанр Кара-э, который оставался популярным на протяжении всего раннего периода Хэйан .
Поскольку большинство картин периода Нара носят религиозный характер, подавляющее большинство из них принадлежат анонимным художникам. Большая коллекция произведений искусства периода Нара, японского и китайской династии Тан. [2] хранится в Сёсо-ин , хранилище 8-го века, ранее принадлежавшем Тодай-дзи и в настоящее время находящемся в ведении Агентства императорского двора .
Период Хэйан (794–1185 гг.)
[ редактировать ]С развитием эзотерических буддийских сект Сингон и Тэндай живопись 8-9 веков характеризуется религиозными образами, в первую очередь нарисованной мандалой ( 曼荼羅 , мандара ) . Многочисленные версии мандалы, наиболее известные из которых — Алмазного Царства Мандала и Царства Чрева Мандала в Тодзи в Киото, были созданы в виде свисающих свитков , а также в виде фресок на стенах храмов. Ярким ранним примером является пятиэтажная пагода Дайго -дзи , храм к югу от Киото .
Школа Косе была семьей придворных художников, основанной Канаока Косе во второй половине 9-го века, в начале периода Хэйан. Эта школа представляет не один стиль живописи, как другие школы, а различные стили живописи, созданные Канаокой Косе и его потомками и учениками. Эта школа превратила картины китайского стиля с китайской тематикой в японский стиль и сыграла важную роль в формировании стиля живописи ямато-э . [3] [4]
С ростом значения Чистой Земли сект японского буддизма в 10 веке были разработаны новые типы изображений для удовлетворения религиозных потребностей этих сект. К ним относятся райгодзу ( 来迎図 ) , на которых изображен Будда Амида вместе с сопровождающими его бодхисаттвами Каннон и Сейши, прибывающие, чтобы приветствовать души верующих, ушедших в Западный рай Амиды. Известный ранний образец, датируемый 1053 годом, нарисован внутри Зала Феникса Бёдо -ин , храма в Удзи, Киото . Это также считается ранним примером так называемого ямато-э ( 大和絵 , «живопись в японском стиле») , поскольку оно включает элементы ландшафта, такие как мягкие холмы, которые, кажется, отражают что-то от фактического внешнего вида ландшафта. западная Япония.

Период середины Хэйан считается золотым веком Ямато-э, которые изначально использовались в основном для раздвижных дверей ( фусума ) и складных ширм ( бёбу ). Однако на первый план также вышли новые форматы живописи, особенно ближе к концу периода Хэйан, в том числе эмакимоно или длинные иллюстрированные ручные свитки. Разновидности эмакимоно включают иллюстрированные романы, такие как « Гэндзи Моногатари» , исторические произведения, такие как « Бан Дайнагон Экотоба» , и религиозные произведения. В некоторых случаях художники эмаки использовали условности изобразительного повествования, которые использовались в буддийском искусстве с древних времен, а в других случаях они изобретали новые способы повествования, которые, как считается, визуально передают эмоциональное содержание основного повествования. «Гэндзи Моногатари» разбит на отдельные эпизоды, тогда как в более живом « Бан Дайнагон Экотоба» используется непрерывный режим повествования, чтобы подчеркнуть движение повествования вперед. Эти два эмаки также различаются стилистически: быстрые мазки и светлая окраска. Бан Дайнагон резко контрастирует с абстрактными формами и яркими минеральными пигментами свитков Гэндзи . Осада дворца Сандзё — еще один известный пример живописи этого типа.
Э-маки также служат одними из самых ранних и величайших примеров онна -э («женских изображений») и отоко-э («мужских изображений») и стилей живописи. В этих двух стилях есть много тонких различий. Хотя эти термины, кажется, отражают эстетические предпочтения каждого пола, историки японского искусства уже давно обсуждают истинное значение этих терминов, и они остаются неясными. Пожалуй, наиболее заметны различия в предметах. Онна-э , воплощенный в « Сказании о Гэндзи », обычно посвящен придворной жизни и куртуазным романам, тогда как отоко-э часто связано с историческими или полулегендарными событиями, особенно сражениями.
Период Камакура (1185–1333 гг.)
[ редактировать ]
Эти жанры продолжались в Японии периода Камакура . Ярким примером этого стиля искусства стала картина под названием « Ночная атака на дворец Сандзё» , произведение, полное ярких цветов, деталей и великолепной визуализации из романа под названием « Хэйдзи Моногатари» . Э-маки различных видов продолжали производиться; однако период Камакура гораздо сильнее характеризовался искусством скульптуры , а не живописи. «Период Камакура длился с конца двенадцатого по четырнадцатый век. Это было время произведений искусства, таких как картины, но в основном скульптур, которые привносили более реалистичное изображение жизни и ее аспектов того времени. В каждом из них Многие скульптуры включали в себя носы, глаза, отдельные пальцы и другие детали, которые были новыми для скульптуры в искусстве».
Поскольку большинство картин периодов Хэйан и Камакура носят религиозный характер, подавляющее большинство из них принадлежат анонимным художникам. Одним из художников, известных своим совершенством в этом новом художественном стиле периода Камакура, был Ункей, и в конце концов он освоил этот вид искусства скульптуры и открыл свою собственную школу под названием Школа Кей. В течение этой эпохи «произошло возрождение еще более ранних классических стилей, импорт новых стилей с континента и, во второй половине периода, развитие уникальных восточно-японских стилей, сосредоточенных вокруг эпохи Камакура».
Период Муромати (1333–1573)
[ редактировать ]
В 14 веке развитие великих дзэнских монастырей в Камакуре и Киото оказало большое влияние на изобразительное искусство. Суйбокуга , строгий монохромный стиль живописи тушью, пришедший из китайской династии Мин в стилях Сун и Юань, особенно Муци (牧谿), в значительной степени заменил полихромные свитки раннего искусства дзэн в Японии, привязанные к буддийским иконографическим нормам на протяжении веков. ранее, например, Такума Эйга (宅磨栄賀). Несмотря на новую китайскую культурную волну, порожденную культурой Хигасияма , сохранилась некоторая полихромная портретная живопись – главным образом в виде картин чинсо дзэнских монахов. [5]
«Поймать сома тыквой» (расположенная в Тайдзо-ин , Мёсин-дзи Картина священника-художника Дзёсэцу , Киото) знаменует собой поворотный момент в живописи Муромати. На переднем плане изображен мужчина на берегу ручья, держащий в руках небольшую тыкву и смотрящий на большого скользкого сома. Туман заполняет средний план, а на заднем плане горы кажутся далекими. Принято считать, что «новый стиль» картины, выполненной около 1413 года, относится к более китайскому ощущению глубокого пространства внутри картинной плоскости.
К концу XIV века монохромные пейзажные картины (山水画 sansuiga ) нашли покровительство правящей семьи Асикага и стали предпочтительным жанром среди художников дзэн, постепенно развиваясь от китайских корней к более японскому стилю. Дальнейшим развитием пейзажной живописи стала стихотворная картинка-свиток, известная как сигадзику .
Выдающимися художниками периода Муромати являются священники-художники Сюбун и Сэссю . Сюбун, монах киотского храма Сёкокудзи , создал в картине «Чтение в бамбуковой роще » (1446) реалистичный пейзаж с глубоким уходом в пространство. Сэссю, в отличие от большинства художников того периода, смог поехать в Китай и изучить китайскую живопись у ее истоков. Пейзаж четырех времен года ( Сансуи Чокан ; ок. 1486) — одна из самых совершенных работ Сэссю, изображающая непрерывный пейзаж на протяжении четырех времен года.
В конце периода Муромати живопись тушью мигрировала из монастырей дзэн в мир искусства в целом, поскольку художники школ Кано и Ами ( джа: 阿弥派 ) переняли стиль и темы, но привнесли более пластичный и декоративный эффект, который сохранится и в наше время.
В число важных художников периода Муромати в Японии входят:
- Моккей (ок. 1250 г.)
- Мокуан Рейен (умер в 1345 г.)
- Као Нинга (ок. 14 века)
- Минчо (1352–1431)
- Джосэцу (1405–1423)
- Тенсё Сюбун (умер в 1460 г.)
- Сэссю Тойё (1420–1506)
- Кано Масанобу (1434–1530)
- Кано Мотонобу (1476–1559)
Период Адзути-Момояма (1573–1615)
[ редактировать ]

В отличие от предыдущего периода Муромати, период Адзути-Момояма характеризовался грандиозным полихромным стилем с широким использованием золотой и серебряной фольги. [6] применяется к картинам, одежде, архитектуре и т. д.; и работами в очень больших масштабах. [6] В отличие от известного многим роскошного стиля, военная элита поддерживала деревенскую простоту, особенно в форме [7] чайная церемония, во время которой в аналогичной обстановке использовалась обветшалая и несовершенная посуда. В этот период началось объединение «воюющих» лидеров под центральной властью. Часто полагают, что первоначальной датировкой этого периода является 1568 год, когда Нобунага вошел в Киото, или 1573 год, когда последний сёгун Асикага был изгнан из Киото. Школа Кано, которой покровительствовали Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси, Токугава Иэясу и их последователи, значительно выросла в размерах и престиже. Кано Эйтоку разработал формулу создания монументальных пейзажей на раздвижных дверях, ограждающих комнату. Эти огромные ширмы и настенные росписи предназначались для украшения замков и дворцов военной знати. В частности, между 1576 и 1579 годами Нобунага построил огромный замок, который оказался одной из самых больших художественных проблем для Кано Эйтоку. Его преемник Тоётоми Хидэёси также построил в этот период несколько замков. Эти замки были одними из самых важных художественных произведений того периода, когда дело доходило до экспериментов. Эти замки олицетворяют силу и уверенность лидеров и воинов новой эпохи. [8] Этот статус сохранялся и в последующий период Эдо, поскольку бакуфу Токугава продолжали продвигать произведения школы Кано как официально санкционированное искусство для сёгунов, даймё и императорского двора.
Однако художники и течения, не принадлежащие к школе Кано, существовали и развивались и в период Адзути-Момояма, адаптируя китайские темы к японским материалам и эстетике. Одной из важных групп была школа Тоса , которая развилась в основном из традиции ямато-э и была известна в основном благодаря небольшим произведениям и иллюстрациям классических литературных произведений в книжном формате или формате эмаки.
Среди важных художников периода Адзути-Момояма:
- Кано Эйтоку (1543–1590)
- Хасегава Тохаку (1539–1610)
- Кайхо Юсё (1533–1615)
Период Эдо (1603–1868 гг.)
[ редактировать ]
Экономическое развитие, сопровождавшее приход мирного общества в период Эдо, привело к развитию широкого разнообразия форм искусства, и многие картины были созданы в стиле, отличном от стиля школ Кано и Тоса , которые были ортодоксальными. школа живописи. В 1970 году Нобуо Цудзи ( джа ) опубликовал книгу под названием «Кисо-но Кэйфу» ( 奇想の系譜 , «Линия эксцентриков») , в которой основное внимание уделялось художникам «Линии эксцентриков», порвавшим с традицией, таким как Иваса Матабей , Кано Сансэцу , Ито. Джакучу , Сога Сёхаку , Нагасава Росэцу и Утагава Куниёси . Эта работа произвела революцию в взгляде на историю японского искусства, а живопись периода Эдо стала одним из самых популярных направлений японского искусства в Японии. В последние годы ученые и художественные выставки часто добавляли Хакуина Экаку и Судзуки Киицу к шести художникам, перечисленным Цудзи, называя их художниками «Линии эксцентриков». [9] [10] [11]
Одной из очень значительных школ, возникших в ранний период Эдо, была школа Ринпа , которая использовала классические темы, но представляла их в смелом и богато декоративном формате. Сотацу, в частности, развил декоративный стиль, воссоздавая темы классической литературы, используя яркие цветные фигуры и мотивы из мира природы на фоне сусального золота. Столетие спустя Корин переработал стиль Сотацу и создал уникальные визуально великолепные работы.
Другим важным жанром, зародившимся в период Адзути-Момояма, но достигшим своего полного развития в ранний период Эдо, было искусство Нанбан , как в изображении экзотических иностранцев, так и в использовании экзотического стиля иностранцев в живописи. Этот жанр был сосредоточен вокруг порта Нагасаки , который после начала национальной политики изоляции сёгуната Токугава был единственным японским портом, оставшимся открытым для внешней торговли, и, таким образом, был каналом, по которому китайские и европейские художественные влияния пришли в Японию. Картины в этом жанре включают картины школы Нагасаки , а также школы Маруяма-Сидзе , сочетающие западные влияния с традиционными японскими элементами.
Третьей важной тенденцией периода Эдо был рост жанра Бундзинга (литературная живопись), также известного как школа Нанга (Южная школа живописи). Этот жанр зародился как подражание произведениям китайских учёных-художников-любителей династии Юань , чьи произведения и техники пришли в Японию в середине 18 века. Мастер Куваяма Гёкусю был величайшим сторонником создания стиля бунджин . Он предположил, что полихроматические пейзажи следует рассматривать на том же уровне, что и монохроматические картины китайских литераторов. [12] Более поздние художники бундзинга значительно модифицировали как технику, так и тематику этого жанра, чтобы создать смесь японского и китайского стилей. Образцами этого стиля являются Икэ-но Тайга , Урагами Гёкудо , Ёса Бусон , Таномура Тикудэн , Тани Бунчо и Ямамото Байитсу .
- «Красные и белые цветы сливы» Огаты Корина . Национальное достояние. Типичный пример искусства Ринпа .
- Нанбана Искусство Кано Найзена , около 1600 года. Важная культурная ценность.
- Тигр , автор Нагасава Розэцу . Важная культурная ценность.
Из-за политики жесткой финансовой и социальной экономии сёгуната Токугава роскошные образы этих жанров и стилей были в основном ограничены высшими слоями общества и были недоступны, если не фактически запрещены, для низших классов. В простом народе возник отдельный вид искусства — фудзокуга (風俗画, Жанровое искусство ), в котором была популярна живопись, изображающая сцены из повседневной, повседневной жизни, особенно жизни простого народа, театра кабуки , проституток и пейзажей. Эти картины в 16 веке дали начало картинам и гравюрам на дереве укиё-э .
Важные художники периода Эдо включают:
- Кано Санраку (1559–1663)
- Кано Танью (1602–1674)
- Таварая Сотацу (умер в 1643 г.)
- Тоса Мицуоки (1617–1691)
- Огата Коррин (1658–1716)
- Гион Нанкай (1677–1751)
- Сакаки Хякусен (1697–1752)
- Янагисава Киен (1704–1758)
- Йоса Бусон (1716–1783)
- Ито Дзякучу (1716–1800)
- Ике-но Тайга (1723–1776)
- Сузуки Харунобу (ок. 1725–1770)
- Сога Сёхаку (1730–1781)
- Маруяма Окё (1733–1795)
- Окада Бэйсанджин (1744–1820)
- Урагами Гёкудо (1745–1820)
- Мацумура Госюн (1752–1811)
- Кацусика Хокусай (1760–1849)
- Тани Бунчо (1763–1840)
- Таномура Тикуден (1777–1835)
- Окада Ханко (1782–1846)
- Ямамото Байцу (1783–1856)
- Ватанабэ Казань (1793–1841)
- Хиросигэ Утагава (1797–1858)
- Сибата Зешин (1807–1891)
- Томиока Тессай (1836–1924)
- Кумасиро Хи (Юхи) (ок. 1712–1772)
Предвоенный период (1868–1945)
[ редактировать ]
Предвоенный период был отмечен разделением искусства на конкурирующие европейские стили и традиционные стили коренных народов.
В период Мэйдзи Япония претерпела огромные политические и социальные изменения в ходе кампании европеизации и модернизации, организованной правительством Мэйдзи . Живопись в западном стиле ( йога ) официально пропагандировалась правительством, которое отправляло многообещающих молодых художников за границу для обучения и нанимало иностранных художников для приезда в Японию для создания учебной программы по искусству в японских школах. Курода Сэйки считается лидером движения йоги и отцом живописи в западном стиле в Японии. [13]
Однако после первоначального всплеска энтузиазма по поводу искусства в западном стиле маятник качнулся в противоположном направлении, и под руководством искусствоведа Окакура Какудзо и педагога Эрнеста Феноллоса произошло возрождение признания традиционных японских стилей ( Нихонга ). В 1880-х годах искусство западного стиля было запрещено на официальных выставках и подверглось резкой критике со стороны критиков. Хашимото Гахо , художник школы Кано , был основателем практической стороны этого движения возрождения. Он не просто писал картины в японском стиле, используя традиционные техники, но произвел революцию в традиционной японской живописи, включив реалистическое выражение йоги и задав направление для более позднего движения Нихонга . Будучи первым профессором Токийской школы изящных искусств (ныне Токийский университет искусств ), он обучил многих художников, которые позже будут считаться Нихонга мастерами , в том числе Ёкояма Тайкан , Симомура Кандзан , Хисида Сюнсо и Каваи Гёкудо . [14] [15]
- Правая панель с изображением Дракона и тигра работы Хашимото Гахо . Первая современная картина, признанная важной культурной ценностью.
- Левая панель картины «Прощающая весна» Каваи Гёкудо . Важная культурная ценность.
Художники стиля Йога сформировали Мэйдзи Бидзюцукай (Общество изящных искусств Мэйдзи), чтобы проводить собственные выставки и способствовать возобновлению интереса к западному искусству.
В 1907 году, с созданием Бунтена под эгидой Министерства образования , обе конкурирующие группы нашли взаимное признание и сосуществование и даже начали процесс взаимного синтеза.
В период Тайсё преобладала йога над нихонгой . После длительного пребывания в Европе многие художники (в том числе Аришима Икума) вернулись в Японию под властью Ёсихито, привезя с собой техники импрессионизма и раннего постимпрессионизма . Работы Камиля Писсарро , Поля Сезанна и Пьера Огюста Ренуара оказали влияние на картины раннего периода Тайсё. Однако художники йоги в период Тайсё также были склонны к эклектизму , и существовало множество диссидентских художественных движений. К ним относилось Общество Фусаин ( Фьюзанкай ), которое делало упор на стили постимпрессионизма, особенно фовизма . В 1914 году Никаи (Общество второго дивизиона) выступило против спонсируемой правительством выставки Бунтена.
Японская живопись периода Тайсё находилась под лишь незначительным влиянием других современных европейских движений, таких как неоклассицизм и поздний постимпрессионизм.

Однако к середине 1920-х годов возродилась Нихонга , которая переняла определенные тенденции постимпрессионизма. Второе поколение художников Нихонга сформировало Японскую Академию изящных искусств ( Нихон Бидзюцуин ), чтобы конкурировать с спонсируемым правительством Бунтеном , и хотя традиции ямато-э оставались сильными, все большее использование западной перспективы и западных концепций пространства и света начали стереть различие между нихонгой и йогой .
В японской живописи довоенного периода Сёва в значительной степени доминировали Сотаро Ясуи и Рюдзабуро Умехара , которые представили концепции чистого искусства и абстрактной живописи в традиции Нихонга и, таким образом, создали более интерпретативную версию этого жанра. Эта тенденция была далее развита Леонардом Фужитой и Обществом Ника, чтобы охватить сюрреализм . Независимая художественная ассоциация ( Dokuritsu Bijutsu Kyokai Для продвижения этих тенденций в 1931 году была образована ).
Во время Второй мировой войны правительственный контроль и цензура означали, что можно было выражать только патриотические темы. Многие художники были привлечены к правительственной пропаганде , и критическая, неэмоциональная оценка их работ только начинается.
Важными художниками довоенного периода являются:
- Харада Наодзиро (1863–1899)
- Ямамото Хосуи (1850–1906)
- Асаи Чу (1856–1907)
- Кано Хогай (1828–1888)
- Хасимото Гахо (1835–1908)
- Курода Сэйки (1866–1924)
- Вада Эйсаку (1874–1959)
- Окада Сабуросукэ (1869–1939)
- Сакамото Ханджиро (1882–1962)
- Аоки Сигэру (1882–1911)
- Фудзисима Такеджи (1867–1943)
- Ёкояма Тайкан (1868–1958)
- Хисида Сюнсо (1874–1911)
- Каваи Гёкудо (1873–1957)
- Уэмура Сёэн (1875–1949)
- Маэда Сейсон (1885–1977)
- Такеучи Сейхо (1864–1942)
- Томиока Тессай (1837–1924)
- Симомура Канзан (1873–1930)
- Такэсиро Канокоги (1874–1941)
- Сиро Имамура (1880–1916)
- Томита Кейсен (1879–1936)
- Койде Нарасигэ (1887–1931)
- Кисида Рюсей (1891–1929)
- Тецугоро Ёродзу (1885–1927)
- Хаями Гёсю (1894–1935)
- Кавабата Рюши (1885–1966)
- Цучида Хакусен (1887–1936)
- Мураками Кагаку (1888–1939)
- Сотаро Ясуи (1881–1955)
- Сандзо Вада (1883–1967)
- Рюдзабуро Умехара (1888–1986)
- Ясуда Юкихико (1884–1978)
- Кобаяси Кокей (1883–1957)
- Леонард Фуджита (1886–1968)
- Юзо Саэки (1898–1928)
- Ито Синсуи (1898–1972)
- Кабураки Киёката (1878–1972)
- Такехиса Юмэдзи (1884–1934)
Послевоенный период (1945 – настоящее время)
[ редактировать ]спонсируемая правительством Японская академия искусств ( Нихон Гейдзюцуин В послевоенный период в 1947 году была создана как нихонга , так и йоги ), в которую входили подразделения . Государственное спонсорство художественных выставок прекратилось, но его заменили частные выставки, такие как Ниттен , в еще большем масштабе. Хотя изначально Ниттен был выставкой Японской академии искусств, с 1958 года ею управляет отдельная частная корпорация. Участие в Ниттене стало чуть ли не обязательным условием для выдвижения в Японскую академию искусств, что само по себе является почти неофициальным условием для выдвижения в Орден Культуры .

Искусство эпохи Эдо и довоенного периода (1603–1945) поддерживалось купцами и горожанами. В отличие от периода Эдо и довоенного периода, искусство послевоенного периода стало популярным. После Второй мировой войны художники, каллиграфы и гравюры процветали в больших городах, особенно в Токио , и были озабочены механизмами городской жизни, отраженными в мерцающем свете, неоновых цветах и безумном темпе их абстракций. Все «измы» мира искусства Нью-Йорка и Парижа были горячо приняты. После абстракций 1960-х годов, 1970-е годы стали свидетелями возвращения к реализму, сильно приправленному направлениями «оп» и «поп» искусства, воплощенными в 1980-х годах во взрывных работах Ушио Синохары . Многие такие выдающиеся художники-авангардисты работали как в Японии, так и за рубежом, завоевывая международные премии. Эти художники чувствовали, что в их работах нет «ничего японского», и они действительно принадлежали к международной школе. К концу 1970-х годов поиск японских качеств и национального стиля заставил многих художников переоценить свою художественную идеологию и отвернуться от того, что некоторые считали пустыми формулами Запада. Таро Окамото был вдохновлен керамикой периода Дзёмон и создал множество крупных авангардных картин и скульптур для общественных мест в Японии. Как художник и теоретик искусства, он значительно укрепил репутацию периода Дзёмон в истории японского искусства. [16] Современные картины в рамках современной идиомы начали сознательно использовать традиционные японские художественные формы, приемы и идеологии. Ряд художников моно-ха обратились к живописи, чтобы вернуть традиционные нюансы пространственного расположения, цветовую гармонию и лиризм.
Живопись в японском стиле, или нихонга, продолжается в довоенной манере, обновляя традиционные выражения, сохраняя при этом свой внутренний характер. Некоторые художники этого стиля по-прежнему рисуют на шелке или бумаге традиционными цветами и тушью, в то время как другие используют новые материалы, такие как акрил .
Многие из старых школ искусства, особенно школы Эдо и довоенного периода, все еще практиковались. Например, декоративный натурализм школы римпа , характеризующийся блестящими, чистыми цветами и кровоточащими разливами, нашел отражение в творчестве многих художников послевоенного периода в искусстве 1980-х годов Хикосака Наоёси . Реализм Маруямы Окё , школы а также каллиграфический и спонтанный японский стиль господ-ученых широко практиковались в 1980-х годах. Иногда все эти школы, а также более старые, такие как традиции чернил школы Кано , использовались современными художниками в японском стиле и в современной идиоме. Многие художники японского стиля были удостоены наград и премий в результате возобновления массового спроса на искусство японского стиля, начиная с 1970-х годов. Современные художники со всего мира все больше и больше опирались на японские школы, отвернувшись от западных стилей в 1980-х годах. Тенденция заключалась в синтезе Востока и Запада. Некоторые художники уже преодолели пропасть между ними, как это сделал выдающийся живописец. Шинода Токо . Ее смелые абстракции тушью суми были вдохновлены традиционной каллиграфией, но реализованы как лирическое выражение современной абстракции.
В Японии также есть ряд современных художников, чьи работы во многом вдохновлены субкультурами аниме и другими аспектами популярной и молодежной культуры. Такаси Мураками , пожалуй, один из самых известных и популярных из них, наряду с другими художниками его Kaikai Kiki студийного коллектива . Его работа сосредоточена на выражении проблем и проблем послевоенного японского общества в обычно, казалось бы, безобидных формах. Он в значительной степени опирается на аниме и связанные с ним стили, но создает картины и скульптуры в средствах массовой информации, более традиционно связанных с изобразительным искусством, намеренно стирая границы между коммерческим и популярным искусством и изобразительным искусством.
Важные художники послевоенного периода включают:
- Юки Огура (1895–2000)
- Уэмура Сёко (1902–2001)
- Койсо Рёхей (1903–1988)
- Кайи Хигасияма (1908–1999)
- Таро Окамото (1911–1996)
См. также
[ редактировать ]
- Список коллекций японского искусства
- Китайская живопись
- Корейская живопись
- История азиатского искусства
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дж. Кондер, Картины и этюды Каванабэ Кёсай, 1911, Мемориальный музей Каванабэ Кёсай, Япония: «Иногда говорят, что японская живопись - это просто еще один вид письма, но...» стр.27
- ^ «Агентство императорского двора «О сёсоине» » . Shosoin.kunaicho.go.jp. Архивировано из оригинала 23 мая 2013 г. Проверено 21 апреля 2013 г.
- ^ Феноллоса, Эрнест Франциско (2010). Эпохи китайского и японского искусства, краткий обзор истории восточноазиатского дизайна . Место публикации не указано: Набу Пресс. ISBN 978-1-176-60521-3 . OCLC 944410673 .
- ^ Эдмундс, Уилл. Х (2002). Указатели и подсказки по предметам китайского и японского искусства: как показано в рисунках, гравюрах, резьбе и украшениях фарфора и лака, с краткими примечаниями к соответствующим предметам . Чикаго, Иллинойс: Ресурсы Art Media. ISBN 978-1-58886-001-9 . ОСЛК 1081051954 .
- ^ Липпит, Юкио (2017). Японский дзен-буддизм и невозможная живопись . Лос-Анджелес: Публикации Getty Trust. ISBN 978-1-60606-512-9 . OCLC 957546034 .
- ^ Перейти обратно: а б «Период Момояма (1573–1615) | Очерк | Метрополитен-музей | Хронология истории искусств Хайльбрунна» . Мет .
- ^ Вильманн, Анна. «Японская чайная церемония | Очерк | Метрополитен-музей | Хронология истории искусств Хайльбрунна» . Мет .
- ^ «Японское искусство - период Адзути-Момояма | Британника» .
- ^ «Происхождение эксцентриков: чудесный мир живописи Эдо» (на японском языке). Токийский Метрополитен Художественный музей . Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 20 мая 2023 г.
- ^ Юдзи Ямасита [на японском языке] (6 марта 2019 г.). Здесь лежат корни бума Джакутю: «Выставка фантастической генеалогии» внимательно рассматривает художников периода Эдо. (на японском языке). Асахи Симбун . Архивировано из оригинала 31 марта 2019 года . Проверено 20 мая 2023 г.
- ^ Что такого удивительного в чудесной книге, изменившей историю искусства, «Генеалогия фэнтези»? Я посетил памятную лекцию и задумался об этом. (на японском языке). Шогакукан . 22 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 20 мая 2023 года . Проверено 20 мая 2023 г.
- ^ Марко, Меккарелли. 2015. «Китайские художники в Нагасаки: стиль и художественное загрязнение в период Токугава (1603–1868)» Исследования Мин Цин, 2015, страницы 175–236.
- ^ Танака, Ацуши. «Жизнь и искусство Курода Сэйки» . Мемориальный зал Курода . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ Котобанк, Хашимото Гахо. Асахи Симбун
- ^ Акико Накано (26 мая 2022 г.). Что за человек Гахо Хашимото? Каковы его достижения в развитии человеческих ресурсов и внедрении инноваций в японскую живопись? (на японском языке). Токийский университет искусств . Архивировано из оригинала 23 марта 2023 года . Проверено 21 мая 2023 г.
- ^ Масару Сасаки. «Красавица Дзёмон» — Таро Окамото и его окружение — (PDF) (на японском языке). Музей префектуры Иватэ . Архивировано из оригинала (PDF) 19 января 2021 года . Проверено 21 мая 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кин, Дональд. Рассвет на западе . Издательство Колумбийского университета; (1998). ISBN 0-231-11435-4
- Мейсон, Пенелопа. История японского искусства . Прентис Холл (2005). ISBN 0-13-117602-1
- Пейн, Роберт Трит, в: Пейн, RT и Сопер А, «Искусство и архитектура Японии», История искусства Пеликана, 3-е изд. 1981 г., Пингвин (ныне Йельская история искусства), ISBN 0140561080
- Садао, Цунэко. Открытие искусства Японии: исторический обзор . Коданша Интернэшнл (2003). ISBN 4-7700-2939-X
- Шаап, Роберт, Кисть с животными, японские картины, 1700–1950 гг ., Бергейк, Общество японских искусств и издательство Hotei, 2007. ISBN 978-90-70216-07-8
- Шаршмидт Рихте. Японская живопись современного искусства 1910 года . Издание Стеммле. ISBN 3-908161-85-1
- Уотсон, Уильям, Великая японская выставка: искусство периода Эдо 1600–1868 , 1981, Королевская академия художеств / Вайденфельд и Николсон.
- Момояма, Японское искусство в эпоху величия . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. 1975. ISBN 9780870991257 .
- Мурасе, Миеко (2000). Мост мечты: коллекция японского искусства Мэри Григгс Берк . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 0870999419 .