Сигадзику

Сигадзику ( яп . 詩画軸 , «свитки со стихами и рисунками») — это форма японской живописи тушью . На этих висящих свитках вверху свитка изображены поэтические надписи, а внизу - нарисованное изображение, обычно пейзажная сцена. [ 1 ] Буддийские монахи гозан 五山 или пятигорных монастырей раннего периода Муромати (1336-1573) впервые представили свитки со стихами и рисунками. [ 2 ]
Сигадзику — это современная категория визуальной и литературной культуры периода Муромати, уходящая корнями в традицию дзэн . [ 3 ] Наиболее распространенной визуальной эстетикой сигадзику является монохромный стиль рисования водой и тушью, суйбокуга 水墨画, с лишь редкими следами цвета по всему свитку. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Первые свитки со стихами и рисунками прибыли в Японию с возвращением первых дзэнских монахов, обучавшихся в Китае. Самым важным культурным прецедентом сигадзику была китайская версия стихотворения/свитка, сидзику 詩軸. [ 5 ] Эта континентальная версия послужила образцом для будущих свитков со стихами и рисунками, созданных японскими монахами Пяти гор. Тем не менее, сигадзику отличаются от своих китайских предшественников особым форматом свитков и количеством надписей на самих свитках. [ 6 ]
Создание сигадзику тесно связано со светской и религиозной жизнью монахов Пяти гор. Формирование татучу , или подхрамов, обеспечивает основу для социальных отношений, посредством которых сигадзику будет создаваться и распространяться. [ 7 ] Татучу шикай создал новую социальную единицу среди японских монахов дзэн и положил начало или поэтическим собраниям. [ 8 ] Эти сообщества и собрания обеспечивают важную социальную базу для монахов монастырей Пяти гор. Во время таких собраний священнослужители общались друг с другом и обменивались свитками с другими монахами. Затем эти монахи сочиняли и писали стихи на свитках друг друга, таким образом, на некоторых свитках было от четырех до тридцати надписей.
Первое сохранившееся сигадзику, « Недавно поднявшаяся луна над кустарниковыми воротами », было создано в дзэн-монастырях Пяти гор в 1400 году. Из восемнадцати надписей шесть связаны с Нандзэн-дзи , храмом и литературным эпицентром дзэн-монахов начала 15 века. . [ 9 ] Эта связь подчеркивает важность социальных отношений священнослужителей и духовную ценность картины.
Жанровые категории Сигадзику
[ редактировать ]Тематика свитков со стихами и картинами варьируется и включает такие предметы, как: портретные свитки, чинсо ; свитки на даосскую и буддийскую тематику, досяку сэнки ; и свитки с пейзажами, сансуи . [ 10 ] Большинство сигадзику относятся к последней категории ландшафтов, которые имеют множество различных представлений. Здесь будут рассмотрены различные темы пейзажного жанра, поскольку они чаще всего встречаются в сигадзику .
Темы в жанре пейзажа
[ редактировать ]- Дзен коан - загадки, задаваемые мастером дзен, предназначенные для обучения / просвещения учеников.
- Собэцузу – прощальные фотографии
- Кайюдзу - памятные картины
- Сиидзу – темы живописи, взятые из поэзии (обычно китайской поэзии).
- Сёсаизу – исследование учёного в горных условиях
Наиболее распространенной темой пейзажа является изображение уединенного кабинета ученого в горной обстановке или сёсаидзу . Монахи общин татучу популяризировали идею создания идеализирующих, увековечивающих и тоскующих изображений ученого, чтобы вырваться за пределы частного подхрама. [ 11 ] Эти свитки со стихами и картинами изображают идеализированное уединение на природе с открытым небом, бескрайними водами и туманными видами на горы – идеальное место для интеллектуальных удовольствий монахов-пенсионеров, живущих своей уединенной жизнью. Исследования этих ученых рассматривались как блаженный побег из шумной городской жизни, где трудно было найти покой. Ключевые особенности включают скалы, утесы, текущую воду, мост, горную тропу, восхождение пожилого ученого, огромные просторы воды и неба с парящими вдалеке горами. [ 12 ]
Сказать, что учебные свитки со стихами и картинами этих ученых были всего лишь бегством от действительности, было бы неверно. проводимое ученым, Исследование сигадзику, помогает воссоздать идеализированный пейзаж, помогая монахам вызвать чувство мирного безмятежности, благодаря которому они могли писать, медитировать, размышлять и т. д. Художники манипулировали своим окружением и были вынуждены использовать свое воображение или память для создания этих пейзажей. которые были так далеки от обстановки шумного японского города. Часто глядя на глубокие горные долины, которые можно встретить в Китае, эти крошечные идеалистические пейзажи стали бегством монахов от реальности благодаря китайскому вдохновению. Для этих японских монахов «объединение китайских поэтических тем с идеализированными образами китайских пейзажей выражало преданную духовность таким образом, что простое рисование реалистичного пейзажа из их собственной мирской жизни никогда не могло быть достигнуто… нарисованная поэзия стала образом утопии в сознании японцев. и корейской элиты, независимо от того, похожи ли эти изображения на «настоящий» Китай». [ 13 ]
Характеристики пейзажных поэм Сигадзику и свитков живописи
[ редактировать ]Картины
[ редактировать ]

Живопись пейзажного сигадзику охватывает разные темы, но почти всегда включает в себя идеализированный пейзаж, представляющий некий воображаемый уголок природы. Это создает идеальные условия для интеллектуальных удовольствий уединенной и уединенной жизни монахов. [ 14 ] Древние кривые сосны, цепко цепляющиеся за отвесную скалу, холмы вдалеке, бескрайние просторы воды и неба — этот уединенный уголок природы был бы любим дзэнскими монахами и их последователями и являлся одним из самых распространенных образов сигадзику . [ 15 ]
Исторически существовало два способа создания росписи сигадзику : «старый стиль» и «новый стиль». [ 16 ] Считается, что «старый стиль» произошел от традиций живописи художников Северной Сун , в частности Го Си (1020-1090), где эстетика концентрировалась вокруг сбалансированных и центрированных композиций. [ 17 ] Считается, что «новый стиль» во многом заимствован у Южной Сун , в частности, у Ся Гуя (1195–1224), при этом центральный фокус композиции перенесен в угол свитка, чтобы создать динамичный и асимметричный образ. [ 18 ] Важно отметить, что оба этих стиля живописи зародились в Китае и стали способом, которым японские монахи Дзэн хотели рисовать свои сигадзику .
Чтение в бамбуковой роще включает в себя наиболее распространенные образы сигадзику — величественные горы с отвесными скалами, деревьями, ненадежно расположенными по краям, и намеками на огромный открытый горизонт. этого учёного Исследование сигадзику выполнено в «новом стиле», и при сравнении с сочинением Ся Гуя характеристики «нового стиля» становятся яснее. Расположение горной сцены в углу и поэтические надписи над изображением и напротив него резко подчеркивают асимметричность свитка.
Надписи
[ редактировать ]
Монахи Пяти гор использовали шикай или поэтические собрания, чтобы обсуждать, создавать и записывать свои стихи на свитки своих собратьев-монахов. Стихотворная надпись простирается не более чем на 2/3 свитка, оставляя нижнюю 1/3 для нарисованного изображения. Такое структурирование побудило некоторых ученых утверждать, что поэзия ценится больше, чем живопись. [ 19 ] Дзэнские священники, описывающие сигадзику, не столько заботились о том, кто нарисовал картину, сколько о том, насколько удачно картина перенесла зрителя в идеалистическую природную обстановку. [ 20 ] Поэтические надписи различаются по тематике: они относятся к естественной поэзии начала века, знаменитым произведениям китайской поэзии или посланиям другим монахам с приветствиями, прощаниями, поздравлениями и т. д. Количество надписей варьируется, но порядок их расположения варьируется. были вписаны, означает престиж монаха.
Работая в 16 веке, Сютоку создал сигадзику под названием «Пейзаж ранней весны» . Формат высокого и узкого стихотворения, заполняющего один угол, и «новый» стиль живописи, заполняющий противоположный угол, создают асимметрию, характерную для сигадзику . Асимметрия композиции и поэтическая надпись вверху напоминают Сюбуна , а картина также отражает влияние Сэссю . [ 21 ]
Текст в правом нижнем углу «Пейзажа ранней весны» , автором которого является Ёкоку Кенто (ум. 1533), переводится как:
Хотя с приходом весны западное озеро наполняется водой, изумрудный бамбук снаружи закрывает вид лодок. / Если бы восточный ветер облегчил его поиски, / он бы вернулся на лодке при лунном свете в далекую морозную страну Ву. [ 22 ]
Текст в левом верхнем углу, автор которого Тейхо Сётю (ок. 1538 г.), переводится как:
Плывя в эллинге по полноводной весенней реке, / чего можно желать крепкому сну после причала? / Только в беззаботном катании на лодке я проведу остаток своей жизни / с горами вдоль белого, усеянного чайками потока, как мои красоты. [ 23 ]
Поэзия этих двух разных монахов пробуждает идеи, отраженные в картине под ней. Естественные образы текущей воды, деревьев и ветра невероятно успокаивают. Размышления сна и сновидений демонстрируют стремление монахов оказаться в таком безмятежном месте. Уединенная, но спокойная атмосфера пейзажа обеспечивает идеальное убежище для монахов, которые писали и обсуждали стихи в оживленном городе Който. Среда сигадзику позволяет уму достичь такого уровня созерцания, на котором мир исчезает и все, что можно услышать, — это природа — состояние, которого очень желают эти городские монахи.
Одна интерпретация композиции
[ редактировать ]
Стихотворно-живописные свитки следует понимать как целое произведение искусства – смысл изображения сообщается в надписи, и наоборот. Единство свитка сигадзику — это «изображение поэтической идеи». [ 24 ] Понимание двух частей сигадзику вместе очень важно. Ученый Симао Арата утверждает, что вместе живопись и надписи сигадзику образуют «четыре совершенства» — поэзию, живопись, каллиграфию и прозу. Эти «четыре совершенства» выражают «уровень духовного совершенства ума, и эта духовная связь между четырьмя совершенствами сама по себе является предметом самых ранних известных свитков со стихами и картинами». [ 25 ]


Хотя идея поэзии и живописи, влияющих и изменяющих общий смысл композиции, существовала еще до создания сигадзику , она стала фундаментальной концепцией для определения значения сигадзику. Первое сигадзику , «Недавно поднявшаяся луна над кустарниковыми воротами», следует «классической формулировке отношений между поэзией и живописью, разработанной Су Ши и его окружением, которая, как мы видели, также сыграла решающую роль в возникновении самой ранней японской поэмы. и картина прокручивается вокруг». [ 26 ] Свитки со стихами и картинами с самого начала их создания были задуманы как единое произведение искусства с различными средствами («четырьмя совершенствами»), используемыми для передачи одного произведения искусства.
Пейзаж
Когда-то этот свиток считался ранним примером сигадзику , изображающим жанр пейзажа и тему исследования учёного. Совсем недавно оно было признано произведением периода Эдо. Надписи представляют собой цитаты из очерков о Сыма Гуане (1019–1086) китайского литератора Су Ши (1037–1101) из династии Сун. [ 27 ] Одна из интерпретаций использования цитат над этим нарисованным изображением заключается в том, что изображенная мастерская ученого «окружена бамбуком, что является метафорой сада Сыма, ученого-чиновника династии Сун, который, подражая танскому поэту Бай Цзюйи, наслаждался сад в изоляции во время ссылки в Лоян». [ 28 ] В этой интерпретации связь между цитатой и картиной очевидна: картина сообщает выбранную надпись, а надпись сообщает картину.
Оттенок воды, свет на вершинах
Научное убежище, изображенное на свитках, демонстрирует идиллическую и спокойную обстановку в окружении природы. Стихотворение названо по первым буквам первого стихотворения — суйшоку ранко — фразе, которую дословно можно перевести как «оттенок воды, свет на вершинах». [ 29 ] Эта связь снова подчеркивает важность «прочтения» композиции как одного произведения искусства, а не нескольких произведений живописи, поэзии и каллиграфии. Динамизм живописи тушью можно увидеть через «расположение различных элементов в этой работе, лишенное лаконичности и ощущения трехмерного пространства в ее исполнении». Кабинет ученого в центре картины оттеняется властным мотивом трех сосен и надвигающейся горы на заднем плане. Эту структурную двусмысленность можно рассматривать как попытку создать убежище учёных, которое действительно отделено от реальности: «эта картина является прекрасным примером искусства, созданного в культурной сфере дзэн-буддизма, избегающего мирского царства». [ 30 ]
Пейзаж с брызгами чернил
Благодаря дарственной надписи в верхней части свитка, написанной самим Сэссю, свиток Сэссю медленно открывается читателю. «Неоконченная, интуитивно понятная природа пейзажа с брызгами чернил побудила многих комментаторов интерпретировать картину Сэссю как воплощение или иллюстрирование принципов дзен-буддизма». [ 31 ] Необузданный характер этой работы говорит о просвещенном идеале традиции дзэн, сохраняя при этом образы предполагаемых гор, окружающей воды и деревьев.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мурасе, Миеко (2000). Мост мечты: Коллекция японского искусства Мэри Григгс Берк . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 154.
- ^ Паркер, Джозеф Д. (1999). Дзен-буддийское ландшафтное искусство раннего Муромати, Япония (1336-1573) . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 51. ИСБН 0791439100 .
- ^ Левин, Грегори (2016). «Критическая история искусства дзен». Журнал искусствоведческой историографии : 18.
- ^ Каннингем, Майкл (1985). «Живопись ветра: Середина пятнадцатого века «Суйбокуга» ». Бюллетень Художественного музея Кливленда . 72 (7): 367.
- ^ Паркер, Джозеф (1999). Дзен-буддийское ландшафтное искусство раннего Муромати, Япония (1336-1573) . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 58.
- ^ Паркер, Джозеф Д. (1999). Дзен-буддийское пейзажное искусство раннего Муромати Японии (1336-1573) . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 79. ИСБН 0585068399 . OCLC 42855792 .
- ^ Паркер, Джозеф Д. (1999). Дзен-буддийское пейзажное искусство раннего Муромати Японии (1336-1573) . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 81. ИСБН 0585068399 . OCLC 42855792 .
- ^ Паркер, Джозеф Д. (1999). Дзен-буддийское пейзажное искусство раннего Муромати Японии (1336-1573) . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 54. ИСБН 0585068399 . OCLC 42855792 .
- ^ Паркер, Джозеф Д. (1999). Дзен-буддийское пейзажное искусство раннего Муромати Японии (1336-1573) . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 91. ИСБН 0585068399 . OCLC 42855792 .
- ^ Штейнер, Евгений (2014). Дзен-жизнь: Иккю и за его пределами (1-е изд.). Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. п. 268.
- ^ Паркер, Джозеф Д. (1999). Дзен-буддийское пейзажное искусство раннего Муромати Японии (1336-1573) . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 81. ИСБН 0585068399 . OCLC 42855792 .
- ^ Ватанабэ, Акиёси; Канадзава, Хироши; Варли, Пол; Хеншоу, Джулия П; Фольятти, Синтия Джо (1986). О воде и чернилах: картины периода Муромати из Японии, 1392–1568 гг. Детройт, Мичиган: Общество основателей, Детройтский институт искусств: Сиэтл, Вашингтон; Распространяется Вашингтонским университетом Press. 59 . Сиэтл, Вашингтон: Вашингтонский университет Press. п. 59. ИСБН 0895581221 .
- ^ Сун, Сынхе (2011). Приманка живописной поэзии: японское и корейское искусство . Художественный музей Кливленда совместно с Hudson Hills Press. ISBN 978-1555953645 .
- ^ Яширо, Юкио и Кокусай Бунка Синкокай (1960) Художественные сокровища Японии : Кокусай Бунка Синкокай, стр. 354.
- ^ Яширо, Юкио и Кокусай Бунка Синкокай (1960). Художественные сокровища Японии : Кокусай Бунка Синкокай, Общество международных культурных связей.
- ^ Паркер, Джозеф Д. (1999). Дзен-буддийское пейзажное искусство ранней Японии Муромати (1336-1573) . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 87. ИСБН 0585068399 . OCLC 42855792 .
- ^ Паркер, Джозеф Д. (1999). Дзен-буддийское пейзажное искусство ранней Японии Муромати (1336-1573) . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 87. ИСБН 0585068399 . OCLC 42855792 .
- ^ Паркер, Джозеф Д. (1999). Дзен-буддийское пейзажное искусство ранней Японии Муромати (1336-1573) . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 87. ИСБН 0585068399 . OCLC 42855792 .
- ^ Ватанабэ, Акиёси (1986). Из воды и чернил: картины периода Муромати из Японии, 1392-1568 гг . Канадзава, Хироши, 1935-, Варли, Х. Пол, Хеншоу, Джулия П. (Джулия Пламмер), 1941-, Фольятти, Синтия Джо, Детройтский институт искусств, Академия искусств Гонолулу. Детройт, Мичиган: Общество основателей Детройтского института искусств. п. 59. ИСБН 0895581221 . OCLC 14240696 .
- ^ Ичимацу, Танака (1972). Японская живопись тушью: Сюбун в Нью-Йорк: Weatherhill, стр. 72 . 0834810050 .
- ^ Мурасе, Миеко (2000). Мост мечты: Коллекция японского искусства Мэри Григгс Берк . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 162–163.
- ^ «Пейзаж ранней весны, коллекция Мэри Григгс Берк» .
- ^ «Пейзаж ранней весны, коллекция Мэри Григгс Берк» .
- ^ Паркер, Джозеф Д. (1999). Дзен-буддийское пейзажное искусство ранней Японии Муромати (1336-1573) . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 98. ИСБН 0585068399 . OCLC 42855792 .
- ^ Паркер, Джозеф Д. (1999). Дзен-буддийское пейзажное искусство ранней Японии Муромати (1336-1573) . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 84. ИСБН 0585068399 . OCLC 42855792 .
- ^ Паркер, Джозеф Д. (1999). Дзен-буддийское пейзажное искусство раннего Муромати Японии (1336-1573) . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 91. ИСБН 0585068399 . OCLC 42855792 .
- ^ Искусство., Кливлендский музей (2011). Привлекательность живописной поэзии: японское и корейское искусство . Сон, Сон Хе. [Кливленд]: Художественный музей Кливленда. ISBN 9781935294047 . OCLC 708089789 .
- ^ Искусство., Кливлендский музей (2011). Привлекательность живописной поэзии: японское и корейское искусство . Сон, Сон Хе. [Кливленд]: Художественный музей Кливленда. ISBN 9781935294047 . OCLC 708089789 .
- ^ «Национальный музей Нары» .
- ^ «Национальный музей Нары» .
- ^ Липпит, Ю (2012). «О способах и манерах японской живописи тушью: «Пейзаж с брызгами чернил» Сэссю 1495 года». Художественный вестник . 94 (1): 50. дои : 10.1080/00043079.2012.10786029 . S2CID 192126350 .