Пятигорная система
Часть серии о |
Дзен-буддизм |
---|
Система пяти гор и десяти монастырей ( 五山十刹制度 , китайский: Ушань Шича , японский: Гозан Джиссэцу Сейдо ) , чаще называемая просто «Системой пяти гор» , представляла собой сеть спонсируемых государством буддийских храмов Чань (Дзен), созданных в Китае. во время Южной Сун (1127–1279). Термин «гора» в этом контексте означает «храм» или «монастырь» и был принят потому, что многие монастыри были построены на изолированных горах. Система зародилась в Индии, а затем была принята также в Японии в конце периода Камакура (1185–1333 гг.). [1]
В Японии десять существовавших храмов «Пяти гор» (пять в Киото и пять в Камакуре, Канагава ) находились под защитой и контролем сёгуната. [1] Со временем они стали своего рода правительственной бюрократией, которая помогла сёгунату Асикага стабилизировать страну в неспокойный период Нанбоку-тё . Ниже десяти храмов Гозан располагались десять так называемых храмов Джиссэцу ( 十刹 ) , за которыми следовала еще одна сеть под названием Сёдзан ( 諸山 , букв. «Множество храмов ») . [2] Термины Гозан и Система Пяти Гор используются как для десяти храмов на вершине, так и для сети Системы Пяти Гор в целом, включая Джиссэцу и Сёдзан .
Раньше в Камакуре существовала параллельная «Пятигорная система» женских монастырей под названием Амагозан ( 尼五山 ) из которых является знаменитый Токей-дзи . , единственным выжившим [3]
Система в Китае
[ редактировать ]Во времена династии Сун Чань (японский дзэн ) был доминирующей формой монашества и пользовался значительной поддержкой со стороны империи. [4] Это заставило его принять определенные черты и разработать сеть монашеских должностей и ритуалов, желаемую государством. [4] Примерно в XII веке эта тенденция к монашескому богатству и имперскому покровительству стала еще более выраженной с созданием по прямому императорскому приказу в Южном Китае Системы пяти гор и десяти храмов (五山十刹, ушань шича ) во время поздней Южной Сун (1127 г.). –1279). [3] [4] Это была система финансируемых государством храмов и монастырей, построенных для молитвы богам за династию и государство, которому угрожали враги из Северного Китая. [3] [4] В системе было пять знаменитых храмов наверху и десять меньших храмов, расположенных сразу под ними. [3] [4] Чиновники выбирали как пять храмов высшего яруса, так и верховного жреца, управлявшего ими. [3] [4]
Пять знаменитых монастырей («пять гор») были: [5]
- Храм Линъинь (Храм Линъинь, Линъинь сы ) на горе Линъинь, префектура Ханг, уезд Цяньтан
- Храм Цзинчи (Храм Цзинчи, Цзинчи сы ) на горе Наньпин, префектура Ханг, уезд Цяньтан
- Храм Цзиншань (Храм Цзиншань, Цзиншань сы ) на горе Цзин, префектура Ханг, уезд Линьань
- Храм Тяньтун (天寇 Temple, Tiantong si ) на горе Тяньтун, префектура Мин, уезд Инь
- Храм Аюван (阿育王寺, Аюван сы ) на горе Аюван, префектура Мин, уезд Инь
Система была разработана специально для бюрократизации и контроля власти чаньских храмов, силы, которая с годами росла и беспокоила центральное правительство. [3] Последующее подчинение сети Чань императорской власти и ее цели очевидны в более поздних кодексах, особенно в « Байчжан цингуй», составленном в 1336 году. [4] завоеватели Поскольку монголы- финансово поддерживали Чань, в кодексе особое внимание уделяется молитвам за императора и предков-монахов. [4] Императора даже описывают как нирманакаю , или воплощенного Будду. [4] Сложная монашеская бюрократия, описанная в кодексе, ясно отражает имперскую администрацию с ее восточными и западными рядами. [4] С тех пор этот кодекс постоянно используется, и не только в чань-буддизме. [4]
Система в Японии
[ редактировать ]Завезенный в Японию регентством Ходзё , после первоначальной враждебности со стороны старых и устоявшихся буддийских сект, он процветал благодаря поддержке военных правителей страны сначала в Камакуре, а затем в Киото. [6] В окончательной версии системы пятью горами Камакуры были, от первой до последней, Кенчо-дзи , Энгаку-дзи , Дзюфуку-дзи , Джучи-дзи и Дзёмё-дзи . Пять гор Киото, созданные позже сёгунатом Асикага после краха режима Камакура , были Тенрю-дзи , Сёкоку-дзи , Кеннин-дзи , Тофуку-дзи и Мандзю-дзи . Над ними возвышался огромный храм Нандзэн-дзи . Ниже верхнего уровня располагалась общенациональная капиллярная сеть небольших храмов, что позволяло ощущать ее влияние повсюду. [6]
Функция
[ редактировать ]Система была принята для продвижения дзэн в Японии, однако в Японии, как это уже произошло в Китае, она контролировалась и использовалась правящим классом страны в своих собственных административных и политических целях. [6] Система Гозан позволяла храмам наверху функционировать как министерства де-факто , используя свою общенациональную сеть храмов для распространения правительственных законов и норм, а также для мониторинга местных условий для своего военного начальства. [6] Таким образом, сначала Ходзё, а затем Асикага смогли скрыть свою власть под религиозной маской, в то время как монахи и священники работали на правительство в качестве переводчиков, дипломатов и советников. [6] Секте Риндзай сотрудничество с сёгунатом принесло богатство, влияние и политическое влияние.
История
[ редактировать ]Эта система пришла в Японию в то время, когда пять великих храмов дзэн Камакура уже были известны как «Пять гор», и она объединила в одну организацию все великие храмы доминирующих школ дзэн того времени. [2] Таким образом, оно институционализировало большую и очень важную часть школы Риндзай , обеспечив ей защиту, но также и контроль государства. [2] Вся сеть храмов контролировалась государственной бюрократией, созданной специально для этой задачи. [2]
Система в своей окончательной форме имела три уровня: наверху находились Пять гор Киото ( Киото Годзан ( 京都五山 ) Киото , известные на английском языке также как Пять храмов Дзэн ) и Пять гор Камакуры ( Гозан Камакура ( 鎌倉五山 ) в подчиненное положение). [2] Ниже них находились так называемые Десять храмов, или Дзиссецу , а внизу находились другие храмы, известные под общим названием Сёзан . [2]
В храмах Гозан доминировали главным образом школы Риндзай Дзэн. Коти-ха ( 宏智派 ) Однако ветвь школы Сото Дзэн также принадлежала системе Годзан .
Под покровительством своих хозяев храмы Пяти гор постепенно стали центрами обучения и разработали характерную литературу, названную « Японская литература Пяти гор» . [2] За это время ее ученые оказали далеко идущее влияние на внутриполитические дела страны. Система придает большое значение сильной ориентации на китайский дзэн, китайскую философию и китайскую литературу. Ученые организации имели тесные отношения с императорской династией Мин , имели широкое влияние во многих областях культуры и сыграли важную роль в импорте неоконфуцианства (особенно в том, что сюсигаку касается (朱子学)) из Китая в Японию.
Рождение Гозана
[ редактировать ]В конце периода Камакура (1333 г.) четыре храма Кеннин-дзи , Кенчо-дзи , Энгаку-дзи и Дзюфуку-дзи уже были известны как Годзан , но о системе, ее структуре и особенностях известно немногое. иерархический порядок. [1]
Первое официальное признание системы произошло от императора Го-Дайго во время краткой Реставрации Кенму (1333–1336). Го-Дайго добавил Киотский Годзан к существующим храмам в Камакуре, где Дайтоку-дзи и Нандзэн-дзи вместе заняли первое место под номером 1, за ним следовали Кеннин-дзи и Тофуку-дзи . На тот момент, несмотря на название, Гозанов в обоих городах было не пять, а четыре. [1] В начале периода Муромати их стало пятеро в Киото позже, когда Асикага Такаудзи построил Тенрю-дзи в память о Го-Дайго.
Система раннего ранжирования
[ редактировать ]Первая явная формулировка четкой системы рангов Гозана датируется 1341 годом.
Первый ранг | Кенчо-дзи , Камакура |
Нандзэн-дзи , Киото | |
Второй ранг | Энгаку-дзи , Камакура |
Тенрю-дзи , Киото | |
Третий ранг | Дзюфуку-дзи , Камакура |
Четвертый ранг | Кеннин-дзи , Киото |
Пятый ранг | Тофуку-дзи , Киото |
Подхрам (или джун-гозан ) | Джучи-дзи , Камакура |
Система неоднократно модифицировалась в соответствии с предпочтениями правительства и императорского двора.
Анкоку -дзи Система
[ редактировать ]Из своих базовых городов Камакура и Киото системы Пяти гор-близнецов имели большое влияние на всю страну. [2] Следуя совету Мусо Сосэки , сёгун Асикага Такаудзи и его брат Асикага Тадаёси решили укрепить систему, построив в каждой провинции Анкоку -дзи ( 安国寺 , Храм национального умиротворения ) и Ришо-то ( 利生塔 , Пагода) . на благо живых существ ) . [2]
Они были посвящены памяти погибших в войне Генко 1331–1333 годов, войне, в которой император Го-Дайго сломил власть клана Ходзё . Император Когон издал в 1345 году указ о внедрении новой системы, и с 1362 по 1367 год храмы и пагоды были построены в 66 провинциях. [2]
Сеть Анкоку-дзи жестко контролировалась Асикага сюго (губернаторами) и была связана с системой Гозан . [2] Ришо -то были прямой собственностью Гозан , за исключением тех, что были связаны с Асикага, которые были связаны с могущественными храмами школ, не относящихся к Риндзай, в основном сект Сингон , Тэндай и Риссю . [2]
Оба брата умерли рано (Тадаёси в 1352 году, согласно Тайхэйки , от отравления, а Такаудзи в 1358 году от рака), поэтому они не могли наблюдать за созданием системы до её конца.
Система была завершена под руководством Асикаги Ёсимицу , когда ему было 10 лет. Во время регентства его отца Асикаги Ёсиакиры , который до своей смерти был занят войной с Южным двором , губернаторы Асикаги стали, однако, сильными и независимыми военачальниками. Несмотря на то, что провинции больше не признавали надзора Гозана , система и сёгуната Гозан /Анкоку-дзи оставалась ценным инструментом контроля над различными сектами дзэн.
Окончательная форма Гозан системы
[ редактировать ]После завершения Сёкокудзи Ёсимицу в 1386 году была создана новая система рангов, в которой Нандзэн-дзи возглавлял и занимал отдельный класс. [2] Нандзэн-дзи имел титул «Первого Храма Земли» и играл руководящую роль. [2]
Нанзен-дзи | ||
Киото | Камакура | |
---|---|---|
Первый ранг | Тенрю-дзи | Кенчо-дзи |
Второй ранг | Сёкоку-дзи | Энгаку-дзи |
Третий ранг | Кеннин-дзи | Джуфуку-дзи |
Четвертый ранг | Тофуку-дзи | Джучи-дзи |
Пятый ранг | Манджу-дзи | Ёмё-дзи |
Эта структура затем оставалась более или менее неизменной на протяжении всей остальной истории системы. [1]
Джиссецу
[ редактировать ]Джиссэцу Годана , второй уровень системы Пяти Гор, был создан для иерархического подчинения , но медленно развивался в сторону независимой системы. [2] Храмы этого ранга, как правило, представляли собой влиятельные учреждения с большим престижем и должны были помогать военному правительству финансово и другими способами. [2]
Во время реставрации Кенму такие храмы, как Дзёмё-дзи в провинции Сагами и Мандзю-дзи ( 万寿寺 ) в провинции Бунго, уже были частью системы, которая, как предполагается, зародилась в конце периода Камакура. [7] Однако больше ничего не известно о характере и структуре системы того времени. В 1341 году в систему входили Дзёмё-дзи, Дзенко-дзи ( 禅興寺 ) , Тосё-дзи и Мандзю-дзи из провинции Сагами, Мандзю-дзи, Синнё-дзи ( 真如寺 ) и Анкоку-дзи ( 安国寺 ) из Ямы . Провинция Тёраку-дзи ( 長楽寺 ) провинции Кодзуке , Сёфуку-дзи ( 聖福寺 ) провинции Тикузен и Мандзю-дзи Бунго. [7]
После многих изменений в 1386 году система была разделена пополам между Канто Джиссэцу , то есть храмами под Камакура Годзан , и Киото Джиссэцу , то есть храмами под Киото Годзан . [7]
Киото Дзиссецу тогда ин дзи , дзи Ринсен - дзи дзи , , Синнё , Храм дзи - Фумон - ) назывались Анкоку - - Ходо - , Тодзи , Кокаку-дзи ( Кокаку- дзи ) , Мёкодзи ( Мёко-дзи ) , Дайтоку . -дзи ( Дайтокудзи ) и Рюсё-дзи ( Рюсё- дзи ) . [7]
Канто Дзиссэцу были Дзэнкодзи ( Храм Дзенсин ) , Дзуйсэн-дзи ( Храм Цзуйцюань ) , Тосё-дзи ( Храм 东胜 ) , Мандзю- дзи ( Храм Мандзю-дзи ) , Тайкэй-дзи ( Храм Дацин ) , Дзенпуку-дзи. ( Храм Дзэнпуку-дзи ) и Хосен-дзи ( Храм Хосен-дзи ) в Сагами, плюс Косей-дзи ( 兴生-Храм ) в провинции Муцу , Тодзэн-дзи ( Храм 东好 ) в провинции Мусаси и Тёраку-дзи ( 长楽 Temple ) в Кодзуке. [7]
Позже термин Джиссэцу потерял свое первоначальное значение и стал просто званием. Следовательно, в конце средневековья он включал более 60 храмов. [7]
Сёзан
[ редактировать ]Третьим и самым низким уровнем был так называемый Сёзан , иногда также называемый кассацу , косацу или кассэцу ( 甲刹 ), как соответствующий уровень китайской храмовой системы, спонсируемой государством. [8] Однако эти последние термины обычно используются только в письменной форме для элегантности. [9] Этот термин в Китае означал «первый по рангу» в определенной провинции, но в Японии это значение было утеряно. [9]
провинции Сагами Мы знаем, что в 1321 году Судзю-дзи ( 松州寺 ) и провинции Хиго Дзюсё-дзи ( Дзюсёдзи ) в 1230 году были частью системы, которая, следовательно, должна быть старше. [8] Позже во время реставрации Кемму были добавлены новые храмы со всех концов страны. В отличие от Гозан и Джиссэцу , Сёзан не были упорядочены иерархически, и не было ограничений их числу, которое впоследствии росло, пока к системе не присоединилось более 230 храмов. [8] Главный жрец Дзэн ( дзюдзи ( 住持 ) ) за свою карьеру обычно поднимался от Сёдзана до Дзиссецу и , наконец, до Годана . [8]
Ринка
[ редактировать ]Помимо храмов Годзан было также много других , в провинциях под названием Ринка ( 林下 , лес внизу ) , в том числе , Сото Эйхэй-дзи основанный Догэном Риндзая , и Дайтокудзи , Мёсин-дзи и Когэн-дзи . , которые не находились под прямым контролем государства. В средние века в Японии монастыри Ринка были еще одной основной ветвью дзэн. [10] В отличие от храмов Пяти Гор, они уделяли мало внимания китайской культуре и управлялись менее образованными монахами, которые предпочитали дзадзэн и коан поэзии. [2] Ринка-дзэн процветал среди низших слоев каст воинов, торговцев и крестьян, которые видели в религии средство достижения простых мирских целей, таких как прибыль и изгнание нечистой силы. [2]
Однако именно отсутствие политических связей, мешавшее им в начале их истории, стало причиной их процветания позже. Во время медленного упадка власти Асикага, и особенно после катастрофической войны Онин , во второй половине периода Муромати , поскольку у ринка были тесные отношения с местными военачальниками , они становились все более важными и влиятельными, чем Гозан , последовавшие за их Мастера Асикаги в упадке. [2] [10] Показателем успеха Ринка является тот факт, что сегодняшние секты Сото и Риндзай возникли из Ринка Дзэн. [10]
См. также
[ редактировать ]- Объяснение терминов, касающихся японского буддизма, японского буддийского искусства и японской буддийской храмовой архитектуры, см. в Глоссарии японского буддизма .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Иванами Нихонси Дзитен, Гозан .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Дюмулен (2005:151-165)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Где (2007:41)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Джонстон (2000:271)
- ^ Уолш (2010:87)
- ^ Jump up to: а б с д и Данн (2007)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Иванами Нихонси Джитен, Джиссэцу
- ^ Jump up to: а б с д Иванами Нихонси Дзитен, Сёзан
- ^ Jump up to: а б Иванами Нихонси Дзитен, Кассацу
- ^ Jump up to: а б с Уильям Теодор Де Бари, Дональд Кин , Джордж Танабе, Пол Варли (2005:310–311)
Источники
[ редактировать ]- Уильям Теодор Де Бари, Дональд Кин, Джордж Танабе, Пол Варли (2005), Источники японской традиции, Том. 1: От древнейших времен до 1600 года , издательство Колумбийского университета, ISBN 0-231-12138-5
- Дюмулен, Генрих (2005). Дзен-буддизм: история . Том. 2: Япония . Блумингтон, Индиана: Мировая мудрость . ISBN 0-941532-90-9 .
- Храмы Гозан , Майкл Данн, The Japan Times, 23 августа 2007 г., получено 4 июля 2008 г.
- Харада, Хироши (2007) Камакура-но Кодзи (на японском языке ISBN) . 978-4-533-07104-1 .
- Iwanami Nihonshi Jiten (Японский исторический словарь Iwanami), версия на компакт-диске Iwanami Shoten, 1999–2001 (на японском языке).
- Джонстон, В. (2000). Энциклопедия монашества . Рутледж. ISBN 1-57958-090-4 .
- Уолш, Майкл Дж. (2010). Сакральная экономика: буддийское монашество и территориальность в средневековом Китае . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231519939 .