Дзен и искусство обслуживания мотоциклов
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
![]() Первое издание | |
Автор | Роберт М. Пирсиг |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Философская фантастика , Автобиографический роман [1] |
Опубликовано | 1974 ( Уильям Морроу и компания ) |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке ) |
Страницы | 418 стр. |
ISBN | 0-688-00230-7 |
ОКЛК | 673595 |
917.3/04/920924 Б | |
Класс ЛК | CT275.P648 А3 1974 г. |
С последующим | Лила: Исследование морали |
«Дзен и искусство обслуживания мотоциклов: исследование ценностей» — книга Роберта М. Пирсига, впервые опубликованная в 1974 году. Это художественная автобиография и первый из текстов Пирсига, в котором он обсуждает свою концепцию качества . [2]
Название представляет собой очевидную игру с названием книги Дзен в искусстве стрельбы из лука», вышедшей « Ойгена Херригеля в 1948 году . Во введении Пирсиг объясняет, что, несмотря на название, «он никоим образом не должен ассоциироваться с огромным объемом фактической информации, касающейся ортодоксальной дзен-буддийской практики. Он также не очень точен и на мотоциклах ».
Пирсиг получил 121 отказ, прежде чем редактор наконец принял книгу к публикации, и он сделал это, полагая, что она никогда не принесет прибыли. За первые три месяца было продано 50 000 копий и более 5 миллионов за последующие десятилетия. [3]
Структура
[ редактировать ]Книга представляет собой художественную автобиографию о 17-дневном путешествии, которое Пирсиг совершил на своем Honda CB77 мотоцикле из Миннесоты в Северную Калифорнию вместе со своим сыном Крисом в 1968 году. [1] История этого путешествия изложена от первого лица , хотя автор не указан. Отца и сына в течение первых девяти дней путешествия также сопровождают близкие друзья Джон и Сильвия Сазерленд, с которыми они расстаются в Монтане .
Путешествие акцентируется многочисленными философскими называет Chautauquas дискуссиями, которые автор , на такие темы, как эпистемология , история философии и философия науки .
Многие из этих обсуждений сопровождаются информацией, касающейся прошлого самого рассказчика, который упоминается в третьем лице как Федр (после диалога Платона ). Федр, преподаватель творческого и технического письма в Государственном колледже Монтаны , увлекся вопросом о том, что определяет хорошее письмо, и что вообще определяет добро, или «Качество», которое он понимает аналогично Дао . Философские исследования Федра в конечном итоге привели его к безумию, и он был подвергнут электросудорожной терапии , которая навсегда изменила его личность.
Ближе к концу книги сильная и неортодоксальная личность Федра, представленная рассказчику опасной, становится более очевидной, и рассказчик примиряется со своим прошлым.
Письмо
[ редактировать ]
Пирсиг написал большую часть книги, когда жил над обувным магазином на юге Миннеаполиса и работал техническим писателем в компании Honeywell . [4] В интервью Национальному общественному радио в 1974 году Пирсиг заявил, что на написание книги у него ушло четыре года. В течение двух из этих лет Пирсиг продолжал писать руководства для компьютеров. Это заставило его принять нестандартный график: он просыпался очень рано и писал дзен с 2 до 6 утра, затем ел и отправлялся на свою повседневную работу. Он спал во время обеденного перерыва, а затем ложился спать около 6 часов вечера. Пирсиг пошутил, что его коллеги заметили, что он «гораздо менее веселый», чем все остальные. [5]
Темы
[ редактировать ]Философское содержание
[ редактировать ]В книге рассказчик описывает «романтические» размышления о жизни своего друга Джона Сазерленда, который решает не учиться обслуживать свой дорогой новый мотоцикл. Джон просто надеется на лучшее со своим байком, а когда возникают проблемы, он часто расстраивается и вынужден полагаться на профессиональных механиков для его ремонта. Напротив, у «классического» рассказчика есть старый мотоцикл, который он обычно может диагностировать и ремонтировать самостоятельно, используя навыки рационального решения проблем . Например, когда рассказчик и его друзья приезжают в Майлз-Сити, штат Монтана, он замечает, что двигатель работает неровно, что может указывать на слишком богатую топливно-воздушную смесь . На следующий день он замечает, что обе свечи зажигания черные, что подтверждает богатую смесь. Он понимает, что из-за большей высоты двигатель работает на обогащенной смеси. Рассказчик исправляет это, устанавливая новые жиклеры и регулируя клапаны , и двигатель снова работает хорошо. [ нужна ссылка ]

Рассказчик исследует современное стремление к «Чистым истинам», утверждая, что оно происходит от работ ранних греческих философов , которые создавали концепцию истины в противовес силе « Добра ». Он утверждает, что, хотя рациональное мышление может найти истину (или Истину), оно никогда не может быть полностью и универсально применимо к опыту каждого человека; поэтому необходим метод мышления, который был бы более инклюзивным и имел бы более широкий спектр применения. Он доказывает, что первоначально греки не делали различия между «Качеством» и «Истиной» — они были одним и тем же, arete — и что развод был, по сути, искусственным (хотя в то время он был необходим) и теперь является источник большого разочарования и несчастья в мире, особенно общей неудовлетворенности современной жизнью. [ нужна ссылка ]
Рассказчик объясняет, что он ищет такое восприятие мира, которое охватывало бы как рациональное, так и романтическое, и что он стремится продемонстрировать, что рациональность и дзен-подобное «бытие в данный момент» могут гармонично сосуществовать. Он предполагает, что такое сочетание рациональности и романтизма потенциально может привести к повышению качества жизни . [ нужна ссылка ]
Было отмечено, что романтическая/классическая дихотомия Пирсига напоминает дихотомию Ницше дионисическую /аполлоническую , описанную в «Рождении трагедии» . Например, в своей книге «Человек терапевта » Эдвард Смит пишет: «В своем популярном романе… Пирсиг также обратился к аполлоническому и дионисическому мировоззрению, назвав их соответственно классическим пониманием и романтическим пониманием». [6]
Я и отношения
[ редактировать ]Беверли Гросс (1984) пишет, что Пирсиг ищет синтез «нормального, повседневного, функционирующего «я» с человеком, склонным к крайностям, излишествам, головокружительным высотам, навязчивым идеям — нашего сумасшедшего «я» с нашим здравомыслящим «я», величия в нас с нашей заурядностью. ". Исключительное в рассказчике представлено Федром, который, несмотря на попытку рассказчика оставить его в прошлом, становится основным предметом его мыслей ближе к концу книги, угрожая стабильности рассказчика и его отношениям с сыном. Однако трудности рассказчика с сыном во время путешествия также ставят под сомнение, помогла ли отдача частей себя в обмен на «здравомыслие» этим отношениям. Гросс пишет: «Он относится к механическим вещам, а не к людям. Есть красота в его признании того, что индивидуальность присуща мотоциклам и перчаткам для езды; есть грусть и болезнь в его отстранении от личности людей, особенно от его собственной». Chautauquas, которые подчеркивают склонность рассказчика к уединенному мышлению и чрезмерному анализу, могут отражать его избегание стоящих перед ним проблем: своих отношений и воскрешения Федра. В той мере, в какой рассказчик отрицает Федра, Шатокуа практичны, но когда он решает, что снова попадет в больницу, он осознает неоспоримое присутствие Федра в нем, и Шатокуа отдаются тем более заумным темам. [7]
Ловушки для сообразительности
[ редактировать ]По мнению автора, ловушка смекалки — это событие или мышление, которое может привести к тому, что человек потеряет энтузиазм и потеряет охоту начинать или продолжать проект. Слово «сообразительность» обозначает сочетание здравого смысла, проницательности и чувства инициативы. [8] Хотя последняя из этих черт является основной жертвой «ловушки смекалки», первые две страдают косвенно, поскольку снижение инициативы приводит к снижению конструктивной активности и, следовательно, тормозит развитие первых двух черт. Далее Пирсиг сообщает своим читателям, что «ловушка» этого термина относится к петле положительной обратной связи , которую создает событие или мышление: снижение энтузиазма и инициативы человека снижает как вероятность успеха человека в этом проекте, так и степень его успеха. вероятность успеха, что вдвойне влияет на ожидаемый результат усилий человека. Обычный результат еще больше обескураживает человека, будь то простое отсутствие успеха или более серьезная неудача, сопровождающаяся смущением и потерей первоначально вложенных ресурсов . [ нужна ссылка ]
Конкретный термин «ловушка смекалки» был изобретен Пирсигом, и связанная с ним концепция играет важную роль в практическом применении его «Метафизики качества » . [ нужна ссылка ]
Типы
[ редактировать ]![]() | Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( Май 2021 г. ) |
Пирсиг называет два типа ловушек смекалки: неудачи , возникающие в результате внешних/"экзогенных" событий, и зацикливания , которые являются продуктом внутренних/"эндогенных" факторов, таких как плохое соответствие между психологическим состоянием человека и требованиями проект.
Неудачи
[ редактировать ]Характер неудач может значительно различаться. Например, незначительная неудача может возникнуть в результате незначительной травмы. Худшие неудачи включают отсутствие знаний о том, что определенное процедурное действие или условие необходимо для успеха проекта: если кто-то пытается продолжать работу, несмотря на отсутствие знаний о существовании этого препятствия (не говоря уже о том, как с ним справиться), у него не будет прогресса. может побудить человека сделать длительный перерыв в проекте, сосредоточить внимание на других начинаниях или даже полностью потерять интерес к проекту. Пирсиг предлагает предотвращать подобные ловушки смекалки, действуя медленно и дотошно, делая заметки, которые могут помочь в дальнейшем, и устраняя неполадки заранее ( например , излагая требования к проекту в логическом и/или концептуальном порядке и выявляя процедурные проблемы, начиная от неучтенные предпосылки к пробелам в своих указаниях или планах).
"Зависания"
[ редактировать ]Зависания возникают из-за внутренних факторов, которые могут помешать начать или завершить проект. Примеры таких задержек включают тревогу, скуку, нетерпение и неспособность (часто вызванную чрезмерным эгоизмом ) осознать, что а ) у человека может не быть всей информации, необходимой для достижения успеха, и/или б ) некоторые аспекты проблемы могут быть неясными. более или менее важно, чем кажется. Справиться с зависанием можно так же просто, как уменьшить чрезмерную сосредоточенность на конкретном аспекте проблемы, сделав небольшой перерыв в работе над проблемой или этим конкретным ее аспектом.
Пирсиг отмечает несколько аспектов зависаний.
- Аффективное (то есть восприимчивое или динамическое) понимание или «ловушки ценностей» : в целом их можно описать как неспособность или нежелание переоценивать понятия из-за приверженности предыдущим ценностям. В целом проблемы такого типа можно решить путем (1) повторного открытия фактов по мере их возникновения; (2) признание того, что факты доступны и очевидны; (3) намеренное замедление, чтобы обеспечить неструктурированную обработку информации; и (4) переоценка значения, придаваемого нынешним знаниям.
- Эгоизм может побудить человека поверить в вводящую в заблуждение информацию или не поверить в потенциально неудобный факт. Соответствующие средства включают смирение, скромность, внимательность и скептицизм.
- Тревога может лишить уверенности, необходимой для начала проекта, или уверенности в себе, необходимой для терпеливой и систематической работы над проектом. Соответствующие ресурсы включают исследование, изучение и подготовку до начала проекта; подробное описание предполагаемых шагов, необходимых для выполнения задачи; и понимание личности и ошибочности профессионалов.
- Скука может стать причиной небрежной работы и невнимания к деталям. Соответствующие средства включают в себя перерыв, чтобы дать возможность интересу к проекту восстановить или ритуализировать общепринятые практики. Пирсиг отмечает, что при первых признаках скуки важно немедленно прекратить работу.
- Нетерпение , как и скука, может стать причиной небрежной работы и невнимания к деталям. Соответствующие средства включают в себя предоставление неограниченного времени для проекта и гибкость, позволяющую заново открыть для себя аспекты проекта.
- Когнитивное понимание или «ловушки истины» : их можно охарактеризовать как непонимание обратной связи в отношении данного действия.
- Опора на двойственность «да-нет» может привести к неправильной интерпретации результатов. Пирсиг отмечает концепцию му и предполагает, что ответ на конкретный вопрос может указывать на то, что вопрос не соответствует ситуации. Соответствующим средством правовой защиты может быть пересмотр контекста расследования.
- Психомоторное поведение или «мышечные ловушки» : они касаются взаимодействия окружающей среды, машиниста и машины.
- Неадекватные инструменты могут привести к чувству разочарования. Соответствующие ресурсы включают приобретение надлежащего оборудования.
- Факторы окружающей среды могут привести к разочарованию, включая недостаточное освещение, экстремальные температуры и физически неудобные положения.
- Мышечная нечувствительность или отсутствие проприоцепции могут привести к приложению непропорциональной силы к материалу, что приводит к разочарованию. Неправильное понимание различных допусков различных материалов может привести к поломке деталей или недостаточному натяжению.
Прием и наследие
[ редактировать ]На момент публикации Кристофер Леманн-Хаупт в своей рецензии на книгу для The New York Times написал:
Теперь я сожалею, что мне не хватает знаний в области философии, чтобы подвергнуть идеи г-на Пирсига надлежащей проверке, поскольку эта книга вполне может быть чрезвычайно важной — даже великой — полной понимания наших самых сложных современных дилемм. Я просто не знаю. Но какой бы ни была его истинная философская ценность, это интеллектуальное развлечение высочайшего уровня. [9]
С тех пор «Дзен и искусство обслуживания мотоциклов» стала самой продаваемой философской книгой всех времен. [10]
Пирсига 1966 года выпуска Honda CB77 Super Hawk , на которой в 1968 году была совершена поездка с его сыном Крисом, вдохновившая на написание книги, была приобретена Смитсоновским национальным музеем американской истории вместе с оригинальной рукописью книги, подписанным первым изданием, а также инструментами и одеждой. от поездки. В апреле 2024 года мотоцикл впервые был выставлен на всеобщее обозрение на крупнейшей выставке музея «Америка в движении» вместе с ручной пишущей машинкой Пирсига и компьютером Apple II , в который он внес необычайные обновления, заслужившие ему честь иметь комната, названная в его честь — конференц-зал «Пирсиг» — в штаб-квартире Apple . Выставка отмечает продолжающуюся популярность книги спустя полвека после ее выпуска, а также то, что ее рассказ о «Отправлении в путь» является «повторяющейся темой в национальной мифологии и демонстрацией сурового американского индивидуализма». [11]
он упоминается в видеоигре Days Gone 2019 года .
В мае 2024 года книга стала темой BBC Radio 4 сериала «Архив на 4» , приуроченного к пятидесятой годовщине ее публикации. [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Эбби, Эдвард (30 марта 1975 г.). «Ромалистическая автобиография, автобиографический роман? Неважно» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Успешный Пирсиг переосмысливает жизнь дзен и науки» . Нью-Йорк Таймс . 15 мая 1974 года.
- ^ «Роберт Пирсиг умирает в 88 лет; он написал классику контркультуры «Дзен и искусство обслуживания мотоциклов» » . Лос-Анджелес Таймс . 24 апреля 2017 г.
- ^ Тиллотсон, Кристин (19 ноября 2014 г.). «Искусство нашло себе место в обувном магазине Roberts, но теперь Shoebox Gallery тоже должна закрыться» . Звездная Трибьюн . Миннеаполис . Проверено 1 апреля 2024 г.
- ^ « Автор «Дзен и искусство обслуживания мотоциклов» Роберт Пирсиг» в онлайн-аудиоархиве NPR
- ^ Смит, Эдвард В.Л. (2003). Личность терапевта , McFarland & Company Inc., с. 97.
- ^ Гросс, Беверли (1984). « Разум, разделившийся сам в себе»: безумие в «Дзен и искусстве обслуживания мотоциклов» ». Журнал повествовательной техники . 14 (3): 201–213. JSTOR 30225102 .
- ^ «смекалка» . thefreedictionary.com . Проверено 11 мая 2014 г.
- ^ «Мотоциклы вашего разума; Книги времени» . Нью-Йорк Таймс . 16 апреля 1974 года.
- ^ МакВатт, Энтони (октябрь 2017 г.). «Роберт Пирсиг и его метафизика качества» . Философия сейчас .
- ^ Джордж, Алиса (15 апреля 2024 г.). «Этот мотоцикл «дзен» все еще вдохновляет философских путешественников 50 лет спустя» . Смитсоновский журнал . Смитсоновский институт . Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ «50 лет: дзен и искусство обслуживания мотоциклов» . Би-би-си онлайн . 18 мая 2024 г. Проверено 19 мая 2024 г.