Дзенские диаграммы происхождения
Часть серии о |
Дзен-буддизм |
---|
Дзенские диаграммы преемственности изображают передачу дхармы от одного поколения к другому. Они возникли во времена династии Тан , включив в себя элементы индийского буддизма и восточноазиатского буддизма Махаяны . [1] но впервые были опубликованы в конце Тан. [2]
История
[ редактировать ]Идея патриархальной линии в Чань восходит к эпитафии Фару (法如 638–689), ученика 5-го патриарха Дамана Хунжэня (弘忍 601–674). В длинном свитке «Трактата о двух входах и четырех практиках» и « Продолженных биографиях выдающихся монахов» Даоюй и Дазу Хуэйкэ являются единственными явно указанными учениками Бодхидхармы . В эпитафии указана линия происхождения, идентифицирующая Бодхидхарму как первого патриарха. [3] [4]
В VI веке были собраны биографии знаменитых монахов. Из этого жанра развилась типичная линия Чань:
Эти знаменитые биографии не были сектантскими. Однако биографические труды Чань были направлены на то, чтобы утвердить Чань как законную школу буддизма, восходящую к ее индийскому происхождению, и в то же время отстаивали особую форму Чань. Историческая точность мало беспокоила составителей; старые легенды повторялись, новые истории придумывались и повторялись, пока они тоже не стали легендами. [5]
По словам Макрея, схема развивалась на протяжении нескольких столетий. [6] Это объединенный продукт индийской и китайской культуры, унаследовавший элементы «более широкой традиции восточноазиатского буддизма Махаяны», такие как семь Будд прошлого: [6]
[T] Истоки этой схемы передачи, основанной на линии передачи, можно найти в индийском буддизме и буддийской традиции медитации IV и V веков в Кашмире. Существует ряд параллелей между схемой передачи чань и китайскими семейными генеалогиями восьмого века и позже, но мы должны помнить, что у индийских буддистов были родители и учителя, семейные генеалогии и линии инициации, как и у китайцев. Однако, будучи объединением индийских и китайских элементов, китайская схема передачи развивалась в контексте китайского буддизма и была особенно хорошо адаптирована к этой среде. [2]
Полная система была опубликована, возможно, уже в 801 году, но определенно к 952 году. [6]
Д. Т. Сузуки утверждает, что рост популярности Чана в VII и VIII веках вызвал критику за то, что у него «не было официальных записей о его прямой передаче от основателя буддизма» и что историки Чана сделали Бодхидхарму 28-м патриархом буддизма в ответ на такие нападки. [7]
Родословные
[ редактировать ]Индийская линия передачи от Шакьямуни до Бодхидхармы
[ редактировать ]Самые ранние описания линии Чан превратились в непрерывную линию от Будды Шакьямуни до Бодхидхармы. Идея о линии происхождения от Будды Шакьямуни лежит в основе особой традиции линии передачи школы Чань. Денкороку Кейзаном , «Передача Света», написанная , в этой передаче приводит 28 патриархов: [8] [9]
санскрит | китайский | вьетнамский | японский | корейский | |
1 | Махакашьяпа | Махакашьяпа/Мохеджиайе | Ма-Ха-Ка-Салат | Макакашё | Махакашьяпа / Махагасоп |
2 | Ананда | Ананда (Ананда) / Анантуо (Анан) | А-Нан-Да (А-Нан) | Ананда Будда (Анан) | Ананда (Анан) / Будда Ананда (Анан) |
3 | Шанаваса | Шаннахэсю/Шангнахэсю | Туонг-На-Хоа-Ту | Сёнавасю | Сангнавасу |
4 | Упагупта | Ёуподзюдуо | Уп-Ба-Чук-Да | Вы найдете это | Упакукта |
5 | Дхритака | Тидуока/Дидуоджиа | Де-Да-Ка | Дайтака | Чедага |
6 | Миккака | Мижея/Мижея | Ди-Да-Ка | Сомнения | Мичага / Мичага |
7 | Васумитра | Поксуми (Póxūmìduō) | Ба-Ту-Мат (Ба-Ту-Мита) | Башумицу (Башумитта) | Пасумилта / Пасумилта |
8 | Буддханнанди | Футуонанди/Футуонанди | Будда-Да-Нан-Де | Буддханандай | Фестиваль горения / Пултананье |
9 | Буддамитра | Футуомидуо | Фу-Да-Мат-Да | Буддхамита | Пуктаэмилда |
10 | Паршва | Болишифу / Полишипо (Сиедзунжэ) | Ба-Лат-Лоу-Фук / Ба-Лат-Лоу-Ба (Изнасилование-Почтенное) | Баришиба (Кёсоня) | Паюлсуппак (Хёпёнье) |
11 | Пуньяясас | Фунайеше/Фунайеше | Фу-На-Да-Са | Фунаяша | Пунаяса |
12 | Анабодхи / Ашвагхоша | Анапути (Минг) | Ан-На-Бо-де (Ма-Мин) | Анаботей (Мэмё) | Асьюпакосья (Мамён) |
13 | Капитал | Джиапимолуо/Джиапимолуо | Ка-То-Ма-Ла | Кабимора | Кабимара / Кабимара |
14 | Нагарджуна | Накиэлашуна (Лонгшу) | На-Гиа-Ат-Лат-Шу-На (Нага-Шо) | Нагаараджуна (Рюдзю) | Накааллалсуна (Ёнсу) |
15 | Арьядева / Канададева | Джианатипо/ Джианатипо | Ка-На-Де-Ба | Канадайба | Канажеба |
16 | Рахулата | Рахуладуо / Луохоулуодуо | Рахула-Ла-Да | Превосходить | Рахурада |
17 | Сангхананди | Сенгцинанти | Сангха-Дискуссии | Согьянанда | Сунгсананье / Сунгсананье |
18 | Сангхаяши | Сенгциешедуо / Сенгциешхедуо | Сангха-Да-Ша | Согьяяша | Каясада |
19 | Кумарат | Джиумолуодуо | Кумараджива | Кумората | Кумарада |
20 | Шаята/Джаята | Шеедуо / Шеедуо | Ха-Да-Да | Шайта | Саяда / Саяда |
21 | Васубандху | Поксиупанту (Шицин) | Ба-Ту-Бан-Да (Мир-Тело) | Башубанзу (Седжин) | Пасубанду (Сечин) |
22 | Манорхитаджуна | 摩拏羅 / Стон | День Ноа | Манура | Манара / Манара |
23 | Хакленаяшас | Елена (Helenayezě) | Хак-Лак-На | Какурокуна (Какурокунаяша) | Хаклюкна |
24 | Симхабодхи | Шизи Бодхи/Шизупути | Лев-Бодхи / Лев-Мудрость | Сишибодай | Лев / Сая |
25 | Васиасита | Пошесиду/Пошесидуо | Ба-Ха-Ту-Да | Башашита | Пасасада |
26 | Пуньямитра | Не так хорошо, как Мидуо/Бурумидуо. | Не-Как-Мета-Да | Фуньомитта | Пуньёмилта |
27 | Праджнятара | Праджня/Боредуолуо | Праджняпарамита | Ханньятара | Паньядара / Паньядара |
28 | Дхармаяна/ Бодхидхарма | Та Мо / Бодхидхарма / Путидамо | Бодхидхарма / Бодхидхарма | Дарума / Бодайдарума | Тал Ма / Бодхидхарма / Поридальма |
Первые шесть предков китайской линии
[ редактировать ]Самые ранние линии передачи описывали линию от Бодхидхармы до Хуэйнэна. Не существует общепринятого седьмого китайского патриарха. [Интернет 1]
Главные учителя традиций Чань, Сон и Дзэн в первых английских переводах широко известны как Патриархи ; однако текущая тенденция заключается в использовании более точной терминологии «Предки» или «Основатели» (祖) и «Мастера-предки» или «Мастера-основатели» (祖師), поскольку исходные термины нейтральны с гендерной точки зрения. Известны различные записи разных авторов, в которых даны вариации линий передачи:
Продолжение биографий выдающихся монахов Xù gāosēng zhuàn продолжение биографии выдающихся монахов Даосюань 道兴 (596-667) | Запись передачи Драгоценности Дхармы Чуань фабао цзи 译法宝记 До Фей ДУ Сюань | История мастеров и учеников Ланкаватара-сутры Ленгце шизи цзи Записи учителей Ленцзя Чинджуэ 清义 (ок. 683 – ок. 650) | Синьцзунцзи Сяньцзунцзи из Шэньхуэй 神会 | |
1 | Бодхидхарма | Бодхидхарма | Бодхидхарма | Бодхидхарма |
2 | Хуйке Хуике (487? - 593) | даойю даосизм | даойю даосизм | даойю даосизм |
Хуйке Хуике (487? - 593) | Хуйке Хуике (487? - 593) | Хуйке Хуике (487? - 593) | ||
3 | Монах Сенгкан Джан (ум. 606) | Монах Сенгкан Джан (ум. 606) | Монах Сенгкан Джан (ум. 606) | Сенгкан Сенг Джан (ум.606) |
4 | Даосинь 道信(580–651) | Даосинь 道信(580–651) | Даосинь 道信(580–651) | Даосинь 道信(580–651) |
5 | Хонгрен Хунжэнь (601-674) | Хонгрен Хунжэнь (601-674) | Хонгрен Хунжэнь (601-674) | Хонгрен Хунжэнь (601-674) |
6 | - | Фуру 法如(638-689) | Юйцюань Шэньсю Шэньсю (606? - 706) | Хуэнэн Хуэнэн (638-713) |
Юйцюань Шэньсю Шэньсю (606? - 706) Шэньсю | XuánzéСюаньзеСюаньчжэнь | |||
7 | - | - | - | СюаньцзюэСюаньцзюэ (665-713) |
Династия Тан
[ редактировать ]Хунжэнь – Хуэйнэн – Северная школа – линия Ситоу – линия Мацзу – Южная школа
[ редактировать ]Период Дайи Даосинь ( 道信 580–651) и Даман Хунжэня ( 弘忍 601–674) стал называться Восточным горным учением из-за расположения резиденции Хунжэня в Хуамгмэй. Этот термин использовал Юйцюань Шэньсю , самый важный преемник Хунжэня. [10]
Юйцюань Шэньсю (神秀 606?-706) был самым важным преемником Дамана Хунжэня. В 701 году он был приглашен при императорский двор У Цзэтянем , который оказал ему должное императорское почтение. В этот период были созданы первые документы о происхождении. [11]
Согласно традиции, шестой и последний основатель-предок Хуэйнэн (惠能; 638–713) был одним из гигантов истории Чань, и все сохранившиеся школы считают его своим предком. [Интернет 2]
Шэньхуэй , преемник Хуэйнэна, утверждал, что Хуэйнэн является преемником Хунжэня вместо публично признанного преемника Юйцюань Шэньсю. [12] Самым выдающимся из преемников линии Шэньхуэй был Гуйфэн Цзунми. [13] Влияние Шэньхуэя прослеживается в « Платформенной сутре» , которая дает популярное изложение истории Хуэйнэна, но также примиряет антагонизм, созданный Шэньхуэем. Сам Шэньхуэй не фигурирует в Сутре Платформы ; его фактически вычеркнули из истории Чань. [14]
Предшественники | ||||
5 | Даман Хунжэнь (601-674) (5-й Патриарх) (В.Г. Та-ман Хун-жэнь, Яп. Гунин) | |||
6 | Юйцюань Шэньсю (605?-706) (РГ Юй-Цюань шэнь-сю, яп. Цзиньшу) | Хуэйнэн (638-713) (WG Hui-neng, японец Ино) | ||
7 | Северная школа | Цинъюань Синси (660-740) (В.Г. Цин-юань Синь-су, японец Сэйген Гёши) | Наньюэ Хуайран (677-744) (wg Нань-юэ Хуай-чжан, японский Нангаку Эдзё) | Хэцзэ Шэньхуэй (В.Г. Хо-це Шэнь-хуэй, японский Катаку Цзиньэ) [15] [16] |
8 | Шито Сицянь (700–790) (WG Shih-t'ou Hsi-ch'ien, японский Sekitō Kisen) | Мазу Даойи (709–788) (РГ Ма-цу Тао-и, японский Басо Доитсу) | Южная школа (Школа WG Ho-tse, японская школа Kataku) | |
9 | Фаянская школа Школа Юньмэнь Школа Каодун | Школа Хунчжоу Школьные линии | ||
Пятое поколение: Гуйфэн Цзунми (780–841). ((Кейхо Сюмицу WG Куэй-фэн Цунг-ми, японский Кейхо Сюмицу) |
Шитоу Сицянь - Школа Фаян - Школа Юньмэнь - Школа Каодун/Сото
[ редактировать ]Подробности жизни Сито можно найти в традиционных биографиях. Ученый Марио Почески пишет, что Шито, похоже, не был влиятельным или знаменитым при жизни. [17] Высказывания о том, что Сито и Мазу Даойи были двумя великими мастерами своего времени, появились спустя десятилетия после их смерти. Ретроспективная известность Ситоу во многом обязана важности Дуншаня Лянцзе , учителя 9-го века, который проследил свою родословную до Ситоу. [18]
Шесть Патриархов | ||||
Хуэйнэн (638-713) (РГ: Хуэй-нэн. Яп.: Ино) | ||||
Цинъюань Синси (660-740) (РГ: TCh'ing yuan Hsing-ssu. Jpn: Seigen Gyōshi) | ||||
0 | Шито Сицянь (700–790) (РГ: Ши-тоу Си-цянь. Японский: Сэкито Кисен) | |||
1 | Тяньхуан Даову (748-807) (РГ: Тянь-хуан Тао-у. Япония: Тэнно Даго) | Яошань Вэйянь (ок.745-828) (Яо-шань Вэй-янь, яп. Якусан Игэн) | ||
2 | Лунтан Чунсинь (8-9 века) (РГ: Лунг-тан Чунг-син; японский: Рютан Сошин) | Юньян Таншэн (780-841) (Юнь-йен Тань-шен, японский Унган Дондзё) | ||
3 | Дешань Сюаньцзянь (782-865) (РГ: Тэ-шань Сюань-чиен; Япония: Токусан Сэнкан) | Дуншань Лянцзе (807-869) Дун-шань Лян-цзе, Япония. Тозан Рёкай) | ||
4 | Сюэфэн Ицунь (822-908) (Сюэфэн Ицунь) (РГ: Сюэ-фэн И-цун. Яп.: Сеппо Гисон) | Цаошань Бенджи (840–901) (Цао-шань Пен-чи, японский Созан Хондзяку) | Юнджу Даоин (ум. 902) (Юнь-чу Тао-ин, Япония. Унго Дойо) | |
5 | Цзинцин Даоту (ок.863-937) (РГ: Цин-цин Дао-фу. Японский: Кёсэй Дофу) | Юньмэнь Вэньян (864-949) (РГ: Юнь-мэнь Вэнь-йен. Яп.: Уммон Буньен) | Школа Каодун | 8 поколений |
6 | Сюаньша Шибэй (835-908) | Дуншань Шоучу (910–990) | Догэн | |
7 | Луохан Гичен (867-928) | Школа Юньмэнь | Печаль | |
8 | Фаян Вэньи (885-958) | |||
9 | Фаянская школа |
Мацзу – школа Хунчжоу – школа Гуйян – школа Линьцзи
[ редактировать ]Традиционно Мазу Даойи изображается как преемник линии Хуэйнэн, поскольку его учитель Наньюэ Хуайран считается учеником и преемником Хуэйнэна. Эта связь между Хуэйнэном и Наньюэ Хуайраном сомнительна, поскольку она является результатом более позднего переписывания истории Чань, чтобы поместить Мазу Даойи в традиционные линии передачи. [19]
Мазу Даойи, пожалуй, самый влиятельный учитель-учитель в формировании чань-буддизма. [20] В то время как Чань стала доминирующей школой буддизма во время династии Сун , более поздняя династия Тан Мацзу Даойи и школа Хунчжоу стали считаться «золотым веком» Чань. [21] Восстание Ань Лушань (755-763) привело к потере контроля со стороны династии Тан, и столица Чань начала терять свой статус, в то время как «другие школы возникали в отдаленных районах, контролируемых военачальниками. Это предшественники Чань, которые мы знаем сегодня». . Их происхождение неясно; сила проповеди Шэнь-хуэя проявляется в том факте, что все они восходят к Хуэй-нэну». [22]
Шесть Патриархов | ||
Хуэйнэн (638-713) (Хуэй-нэн, японец Ино) | ||
Наньюэ Хуайран (677-744) (Нан-юэ Хуай-джанг, яп. Нангаку Эдзё)) | ||
Мазу Даойи (709–788) (Ма-цу Тао-и, японский Басо Доицу) | ||
Наньцюань Пуюань (748-835) (Нань-цюань пу-юань, Япония. Нансен Фуган) | Байчжан Хуайхай (720-814) (Пай-чан Хуай-хай, Япония. Хякудзё Экай) | |
Чжаочжоу Цуншен (778--879) (Чао-чжоу Цун-шэнь, японец Дзёсю Джушин) | Хуанбо Сиюнь (ум. 850) (Хуан-по Си-юань, японский Обаку Киун) | Гуйшань Линъю (771-853) (Куэй-шань Лин-ю, Япония. Исан Рэйю) |
Линьцзи Исюань (ум. 866) (Лин-чи Исюань, яп. Риндзай Гиген) | Школа Гуйян | |
Школьные линии |
Династия Сун – Пять домов Чана
[ редактировать ]Во время песни были признаны пять домов (Ch.五家) Чана , или пять «школ». Первоначально они не считались «школами» или «сектами», а основывались на различных генеалогиях Чана. Исторически их стали понимать как «школы».
Пять Домов Чана: [23]
- Школа Гуйян (橩阳宗), названная в честь мастеров Гуйшань Линъю (771–854) и Яншань Хуэйцзи (813–890), потомков дхармы Мацзу Даойи ; [24]
- Школа Линьцзи (臨濟宗), названная в честь мастера Линьцзи Исюаня (умер в 866 г.), чья родословная восходит к Мацзу, что делает его архетипическим иконоборческим мастером Чань; [Интернет 3]
- Цаодун школа (曹洞宗), названная в честь мастеров Дуншань Лянцзе (807–869) и Цаошань Бэньцзи (840–901);
- Школа Юньмэнь (雲門宗), названная в честь мастера Юньмэнь Вэньяна (умер в 949 г.), ученика Сюэфэн Ицуня (822-908), чья родословная восходит к Шитоу Сицяню : [25]
- Школа Фаян (法眼宗), названная в честь мастера Фаян Вэньи (885–958), «внучатого ученика» Сюэфэн Ицуня .
Школа Гуйян
[ редактировать ]Школа Гуйян (潙仰宗 Guíyáng, яп. Игё) была первой созданной школой Пяти Домов Дзэн . [26] Гуйян назван в честь мастера Гуйшань Линъю (771–854) (Куэй-шань Лин-ю, яп. Исан Рэйю) и его ученика Яншань Хуэйцзи (807–883, [27] или 813–890) (Ян-шань Хуэй-чи, японский Кёдзан Эджаку). После основания школы Гуйян Яншань перенес свою школу на территорию современного Цзянси .
Школа Гуйян отличалась от других школ благодаря использованию эзотерических метафор и образов в школьных коанах и других учениях. [26]
Шесть Патриархов |
Хуэйнэн (638-713) (Хуэй-нэн, японец Ино) |
Наньюэ Хуайран (677-744) (Нан-юэ Хуай-джанг, яп. Нангаку Эдзё)) |
Мазу Даойи (709–788) (Ма-цу Тао-и, японский Басо Доицу) |
Байчжан Хуайхай (720-814) (Пай-чан Хуай-хай, Япония. Хякудзё Экай) |
Гуйшань Линъю (771-853) (Куэй-шань Лин-ю, Япония. Исан Рэйю) |
Яншань Хуэйцзи (807-883) (Ян-шань Хуэй-чи, японский Кёдзан Эджаку) |
Школа Гуйян |
Школа Фаян и школа Юньмэнь
[ редактировать ]Через Сюэфэн Ицунь школы Фаян и школы Юньмэнь восходят к Шитоу Сицянь и Хуэйнэн . Сюэфэн был одним из самых влиятельных учителей Чань в конце династии Тан. [28] сформировался широко влиятельный дзэн-центр когда «вокруг Сюэфэна Ицуня ». [29] Утрата контроля со стороны династии Тан и сопутствующая потеря поддержки буддийских институтов привели к появлению регионального Чан Сюэфэна и его учеников. [30]
Цзутанг цзи (祖堂集 «Антология Патриаршего зала»), составленная в 952 году, первый документ, в котором упоминается Линьцзи Исюань , был написан в поддержку линии передачи Сюэфэн Ицунь. [Интернет 3] В нем эта линия изображена как наследница наследия Мацзу и школы Хунчжоу. [Интернет 3] хотя родословная Сюэфэна Ицуня восходит к Шитоу Сицяну (700–790). Она была написана двумя учениками Чжаоцин Вэньдэна (884–972), потомка дхармы Сюэфэна Ицуня .
Шесть Патриархов | ||
Хуэйнэн (638–713) (РГ: Хуэй-нэн. Яп.: Ино) | ||
Цинъюань Синси (660–740) (РГ: TCh'ing yuan Hsing-ssu. Jpn: Seigen Gyōshi) | ||
Шито Сицянь (700–790) (РГ: Ши-тоу Си-цянь. Японский: Сэкито Кисен) | ||
Тяньхуан Даову (748–807) (РГ: Тянь-хуан Тао-у. Япония: Тэнно Даго) | ||
Лунтан Чунсинь (8-9 века) (РГ: Лунг-тан Чунг-син; японский: Рютан Сошин) | ||
Дешань Сюаньцзянь (782–865) (РГ: Тэ-шань Сюань-чиен; Япония: Токусан Сэнкан) | ||
0 | Сюэфэн Ицунь (822–908) (Сюэфэн Ицунь) (РГ: Сюэ-фэн И-цун. Яп.: Сеппо Гисон) | |
1 | Цзинцин Даоту (ок. 863–937) (РГ: Цин-цин Дао-фу. Японский: Кёсэй Дофу) | Юньмэнь Вэньян (864–949) (РГ: Юнь-мэнь Вэнь-йен. Яп.: Уммон Буньен) |
2 | Сюаньша Шибэй (835–908) | Дуншань Шоучу (910–990) |
3 | Луохан Гичен (867–928) | Школа Юньмэнь |
4 | Фаян Вэньи (885–958) | |
Фаянская школа |
Школьные линии
[ редактировать ]Во времена Северной Сун (960–1127) столица Сун находилась в северном городе Бяньцзин (ныне Кайфэн ), и династия контролировала большую часть внутреннего Китая . Школа Фаян была первой фракцией, получившей признание при дворе Сун благодаря влиянию буддийского ученого-чиновника Заннинга (919–1001). [Интернет 4] После его смерти эту должность заняла фракция линьцзи. [Интернет 4]
Школа линьцзи династии Сун объединила классические элементы дзэн:
- Жанр денлу , «Передача лампы»; [12] [Интернет 3]
- Юлу - жанр, записанные высказывания мастеров Тан; [12] [Интернет 3]
- Сборники гонганов коанов ( ) , описывающие вымышленные диалоги и взаимодействия между мастерами и учениками, дополненные вступлениями, комментариями и стихами; [12] [Интернет 3] [31]
- Практика Хуа Тоу , медитативная концентрация на «голове слова» гонгана как помощь в достижении кэнсё ; [12] [31]
- Понятие «особой передачи вне Священных Писаний» как одна из определяющих характеристик дзэн. [Интернет 3]
Все эти элементы, которые сформировали образ иконоборческого мастера дзэн, передающего бессловесную истину, были сформированы и зависели от литературных продуктов, которые сформировали традиционное повествование дзэн , которое укрепило позиции школы Линьцзи. В этом повествовании не описывается реальная практика Чань ни при династии Сун, ни при династии Тан. [Интернет 3]
По словам Велтера, настоящим основателем школы Линьцзи был Шушань (или Баоин) Шэннянь (首山省念) (926–993), наследник дхармы Линьцзи в четвертом поколении. Тяньшэн Гуандэн Лу (天聖廣燈錄), «Расширенный отчет о лампах эпохи Тяньшэн», составленный официальным Ли Цзуньсюем (李遵勗) (988–1038), подтверждает статус Шушаня Шэнняня, но также изображает Линьцзи как главного чаньского патриарха. и наследник школы Хучжоу Мацзу Даойи , вытеснивший выдающееся положение линии Фаян. [Интернет 3] Он также установил лозунг «особой передачи вне учения», поддерживая утверждение школы Линьцзи о том, что «Чань отделен от всех других буддийских учений и превосходит их». [Интернет 4]
Шесть Патриархов | |||
Хуэйнэн (638-713) (Хуэй-нэн, японец Ино) | |||
Наньюэ Хуайран (677-744) (Нан-юэ Хуай-джанг, яп. Нангаку Эдзё)) | |||
Мазу Даойи (709–788) (Ма-цу Тао-и, японский Басо Доицу) | |||
Байчжан Хуайхай (720-814) (Пай-чан Хуай-хай, Япония. Хякудзё Экай) | |||
Хуанбо Сиюнь (ум. 850) (Хуан-по Си-юань, японский Обаку Киун) | |||
Линьцзи Исюань (ум. 866) (Лин-чи Исюань, яп. Риндзай Гиген) | |||
Синхуа Цуньцзян | |||
Наньюань Хуэйонг | |||
Шушань Синнянь | |||
Фэньян Шаньчжао | |||
Шишуан Чуюань | |||
Янци Фанхуэй | Хуанлун Хуэйнань | ||
Байюнь Шоудуань | Хуэй-тан Цу-синь | ||
Узу Фаян | Ссу-синь | ||
Кайфу Даонин | Юаньу Кэцинь | Несколько поколений | |
Юэань Шанго | Ху-цю Шао-лун | Дахуэй Цзунгао | Эйсай |
Лао-на Цу-тэн | Ин-ань Тан-хуа | ||
Юэ-линь Ши-цюань | Ми-ань Сянь-цзе | ||
У-мэнь Хуэй-кай | Сун-юань Чунг-юэ | ||
Шинчи Какушин | Школа Риндзай | ||
Хакуин | |||
Школа Риндзай |
Школа Каодун
[ редактировать ]Школа Цаодун была основана Дуншанем Лянцзе и его наследниками Дхармы в 9 веке.
Шесть Патриархов | ||||
Хуэйнэн (638-713) (РГ: Хуэй-нэн. Яп.: Ино) | ||||
Цинъюань Синси (660-740) (РГ: TCh'ing yuan Hsing-ssu. Jpn: Seigen Gyōshi) | ||||
Шито Сицянь (700–790) (РГ: Ши-тоу Си-цянь. Японский: Сэкито Кисен) | ||||
Яошань Вэйянь (ок.745-828) (Яо-шань Вэй-янь, яп. Якусан Игэн) | ||||
Юньян Таншэн (780-841) (Юнь-йен Тань-шен, японский Унган Дондзё) | Линии происхождения Школьные линии | |||
0 | Дуншань Лянцзе (807-869) Дун-шань Лян-цзе, Япония. Тозан Рёкай) | Линьцзи Исюань [32] | ||
1 | Цаошань Бенджи (840–901) (Цао-шань Пен-чи, японский Созан Хондзяку) | Юнджу Даоин (ум. 902) (Юнь-чу Тао-ин, Япония. Унго Дойо) | Синхуа Цуньцзян [33] | |
2 | Тонганский Даопи (Даопи [34] ) | Наньюань Хуэйонг [35] | ||
3 | Тонганский Гуанжи (Тонга [34] ) | Фэнсюэ Яньчжао [36] | ||
4 | Ляншань Юангуань | Шушань Синнянь [37] | ||
5 | Даян Цзинсюань (942–1027) [38] (служанка) [34] | Шексян Гуйсин [39] | ||
Фушань Фаюань (Риндзай-мастер) [40] ) | ||||
6 | Тоузи Ицин (1032–1083) [41] (Тузи) [34] | |||
7 | Фуронг Даокай (1043-1118) (Даокай) [34] | |||
8 | Данься Цзычунь (1064-1117) (Данься) [34] | |||
9 | Хунчжи Чжэнцзюэ (1091-1157) [42] | Чжэньси Цинляо (Укун) [34] ) | ||
10 | Тяньтун Цзунцюэ (Zongjue [34] ) | |||
11 | Сюэдоу Чжицзянь (Чжицзянь [34] ) | |||
12 | Тяньтун Жуцзин (Жуцзин [34] ) | |||
13 | Догэн | |||
Японский дзен
[ редактировать ]Записано, что двадцать четыре различные линии передачи дзэн будут переданы в Японию. До сегодняшнего дня дожили только трое. Сото был передан в Японию Догэном , который отправился в Китай для обучения чань в 13 веке нашей эры. Получив передачу Дхармы по линии Каодун , он вернулся в Японию и основал линию Сото . Линия Линьцзи также несколько раз передавалась в Японию, где стала известна как линия Риндзай .
школа Сото
[ редактировать ]Хотя Догэн подчеркивал важность чистоты учений и высоко ценил линию передачи и передачу дхармы, школа Сото берет свое начало в различных линиях передачи и передачи дхармы. [43] Догэн получил передачу дхармы от своего китайского учителя Руцзин , у которого он учился два года, но в средневековом Сото он также считался наследником дхармы Мёзена, учителя Риндзай, у которого он учился восемь лет. [44] А Тетцу Гикай , дхарма-внук Догэна, также был держателем линии Нонин , основателя Дхарума-сю, также школы Риндзай. [45] Гикай передал эту линию передачи Кейзану , который, таким образом, также был держателем линии как минимум в двух линиях передачи. [46]
Чтобы еще больше усложнить историю Сото, линия Цаодун , которую Догэн унаследовал через Жуцзин, ранее передавалась от мастера Каодун Даян Цзинсюань к Тоузи Ицину через мастера Риндзай Фушань Фаюань. Фушань Фаюань когда-то учился у Даян Цзинсюаня. Когда Цзинсюань умер, Фаюань получил «портрет, мантию и стих, выражающий его учение», Цзинсюань. [40] пообещав «передать их подходящему преемнику». Фаюань выбрал своего ученика Тоузи Ицина, чтобы унаследовать эту линию. [40] факт, который был признан в «Дэнкороку» Кейдзана, но «[в] стандартных версиях сочинений Догэна, однако, все прямые ссылки на косвенную преемственность Ицина были исключены». [40]
Шесть Патриархов | |||||
Хуэйнэн (638-713) (РГ: Хуэй-нэн. Яп.: Ино) | |||||
Цинъюань Синси (660-740) (РГ: TCh'ing yuan Hsing-ssu. Jpn: Seigen Gyōshi) | |||||
Шито Сицянь (700–790) (РГ: Ши-тоу Си-цянь. Японский: Сэкито Кисен) | |||||
Яошань Вэйянь (ок.745-828) (Яо-шань Вэй-янь, яп. Якусан Игэн) | |||||
Юньян Таншэн (780-841) (Юнь-йен Тань-шен, японский Унган Дондзё) | Линии происхождения Школьные линии | ||||
0 | Дуншань Лянцзе (807-869) Дун-шань Лян-цзе, Япония. Тозан Рёкай) | Линьцзи Исюань [32] | |||
1 | Цаошань Бенджи (840–901) (Цао-шань Пен-чи, японский Созан Хондзяку) | Юнджу Даоин (ум. 902) (Юнь-чу Тао-ин, Япония. Унго Дойо) | Синхуа Цуньцзян [33] | ||
2 | Тонганский Даопи (Даопи [34] ) | Наньюань Хуэйонг [35] | |||
3 | Тонганский Гуанжи (Тонга [34] ) | Фэнсюэ Яньчжао [36] | |||
4 | Ляншань Юангуань | Шушань Синнянь [37] | |||
5 | Даян Цзинсюань (Даян [34] ) | Шексян Гуйсин [39] | |||
Фушань Фаюань (Риндзай-мастер) [40] ) | |||||
6 | Тоузи Ицин (Тузи [34] ) | ||||
7 | Фуронг Даокай (Даокай [34] ) | ||||
8 | Данься Цзычунь (Danxia [34] ) | ||||
9 | Хунчжи Чжэнцзюэ (1091-1157) [42] | Чжэньси Цинляо (Укун) [34] ) | |||
10 | Тяньтун Цзунцюэ (Zongjue [34] ) | Линии происхождения Школьные линии | |||
11 | Сюэдоу Чжицзянь (Чжицзянь [34] ) | Эйсай | Линии происхождения Школьные линии | ||
12 | Тяньтун Жуцзин (Жуцзин [34] ) | Мёзен | Дахуэй Цзунгао | ||
13 | Догэн | Чжуоань Дегуан (Чжуоань Дегуан, 1121–1203) | |||
14 | Коун Эдзё | Нонин | |||
15 | Тетцу Гикай | ||||
16 | Кейзан | ||||
Печаль |
Школа Риндзай
[ редактировать ]Школу Линьцзи впервые привез в Японию Эйсай .
была Линия Отокан основана Нанпо Дзёмё 南浦紹明 (1235–1308), который получил передачу в Китае от монаха Сютан Чжию 虚堂智愚 (японский Кидо Чигу, 1185–1269) в 1265 году, который затем вернулся в Японию в 1267 году. затем была распространена его учениками Шухо Миочо (второе поколение) и Канзан Эген (третье поколение), которые сделали ее влиятельной школой.
Сегодня две основные школы — Такудзю и Инзан, обе произошли от Хакуина.
Линии происхождения / Школьные линии | |||
Сюань Хуайчан | Сютан Чжию Сютан Чжию (японский Кидо Чигу, 1185–1269) [Интернет 5] [Интернет 6] [Интернет 7] | ||
Эйсай (1141-1215) (первый, кто привез школу Линьцзи в Японию) | Нанпо Сёмё , он же Энцу Дайо Кокуши (1235–1308) (принес школу Отокан в Японию) | ||
Мёзен | Сюхо Мёчо , он же Дайто Кокуси, основатель Дайтоку-дзи. | ||
Канзан Эгэн Гуань Шань Хусюань (1277–1360) основатель Мёсин-дзи |
| ||
Дзюо Сохицу (1296–1380) | |||
Муин Соин (1326–1410) | |||
Тозен Сошин (Секко Сошин) (1408–1486) | |||
Тойо Эйчо (1429–1504) | |||
Тайга Танкё (?–1518) | |||
Кохо Генкун (?–1524) | |||
Сэнсё Дзуйсё (?–?) | |||
Ян Чисацу (1514–1587) | |||
Тозен Сошин (1532–1602) | |||
Ёзан Кейё (?–?) | |||
Гудо Тосёку (1577–1661) | |||
Шидо Бунан (Мунан) (1603–1676) | |||
Сёдзю Родзин (Сёдзю Ронин, Докю Этан, 1642–1721) | Кенган Дзенэцу | ||
Хакуин (1686–1768) | Когецу Дзензай | ||
Торей Энджи (1721–1792) («главный наследник Дхармы» Хакуина [47] ) | Гессен Зенье | ||
# Гасан Дзито 恧山士棹(1727–1797) (получил передачу дхармы от Гессен Дзенэ; учился у Хакуина, получил инка от Торей Энджи [48] ) | |||
Инзан Иен Иньшань Вэйянь (1751–1814) | Такудзю Косен (1760–1833) | ||
Родословная Инзан | Родословная Такудзю | ||
Посмотреть шаблон |
Западный дзен
[ редактировать ]Хотя трудно проследить, когда Запад впервые осознал дзэн как отдельную форму буддизма, визит Сойен Шаку , японского дзэнского монаха, в Чикаго во время Всемирного парламента религий в 1893 году часто упоминается как событие, которое усилила свой авторитет в западном мире. Именно в конце 1950-х и начале 1960-х годов число жителей Запада, не считая потомков азиатских иммигрантов, проявляющих серьезный интерес к дзэн, начало достигать значительного уровня. Особенно японский дзэн приобрел популярность на Западе. Квинтэссенцией этой популярности были книги, изданные DT Suzuki . [49] Различные книги по дзэн Реджинальда Хораса Блита и Алана Уоттса , опубликованные между 1950 и 1975 годами, способствовали этому растущему интересу к дзэн на Западе, равно как и интерес со стороны таких поэтов-битников, как Джек Керуак , Аллен Гинзберг и Гэри Снайдер . [50] [51]
Наиболее успешное внедрение дзэн-практики осуществили Сюнрю Судзуки , Хакуун Ясутани и ученик Ясутани Тайзан Маэдзуми .
Сюнрю Судзуки
[ редактировать ]Сюнрю Судзуки (鈴木 俊隆 Сузуки Сюнрю , дхармическое имя Сёгаку Сюнрю 祥岳俊隆, часто называемое Судзуки Роси ) (родился 18 мая 1904 года, префектура Канагава , Япония ; умер 4 декабря 1971 года в Сан-Франциско, Калифорния, США) был Сото . Дзен- монах и учитель, который помог популяризировать дзен-буддизм в США и известен тем, что основал первый буддийский монастырь за пределами Азии ( Горный центр Тассахара Дзен ). Судзуки основал Дзен-центр Сан-Франциско , который вместе со своими дочерними храмами представляет собой одну из самых влиятельных дзэн-организаций в Соединенных Штатах. Книга его учений « Дзен-разум, сознание начинающего » — одна из самых популярных книг по дзэн и буддизму на Западе. [сайт 8] [Интернет 9] [Интернет 10]
Сюнрю Судзуки (1904–1971) [52] | |
Зентацу Ричард Бейкер (род. 1936) шихо 1971 г. | Хойцу Судзуки (1939 г.р.) |
|
|
Хакуун Ясутани
[ редактировать ]Хакуун Ясутани ( 安谷 白雲 , Ясутани Хакуун , 1885–1973) был Сото Роси , основателем организации Санбо Кёдан дзен-буддийской . Санбо Кёдан включает в себя изучение Риндзай Коан, а также большую часть традиции Сото, стиля, которому Ясутани научился у своего учителя Харада Дайун Согаку. Будучи основателем Санбо Кёдан и учителем Тайдзана Маэдзуми , Ясутани был одним из самых влиятельных людей в распространении практики дзэн на Запад. Хотя членство в Санбо Кёдан невелико: в 1988 году зарегистрировано 3790 последователей и 24 инструктора. [53] «Санбёкёдан оказал огромное влияние на дзэн на Западе». [53] Его ученики-вестерны распространились через Тайзана Маэдзуми.
Родословная Сото | Родословная Риндзай | |||||||
Харада Содо Какушо (1844–1931) [сайт 11] | Докутан Сосан (он же Докутан Тойота) (1840–1917) [сайт 11] | Родословная Риндзай | ||||||
Харада Дайун Согаку (1871–1961) [сайт 11] | Родословная Сото | Джоко Роши [сайт 12] [примечание 1] | ||||||
Хакуун Ясутани [сайт 11] | Хакуун Ясутани [сайт 11] | Баян Хакуджун Курода | Корю Осака (1901–1985) | |||||
Бриджит Коун-ан Дору Чико Дайши Д'Орчи (1921–1990) [сайт 11] | Акира Джиун-кен Кубота (1932 г.р.) | Мёдо Ни Сатоми (1896–1978) | Филип Капло (1912–2004) | Ямада Коун (1907–1989) | Тайдзан Маэдзуми (1931–1995) | |||
Виллигис Йегер (1925–2020) |
|
|
|
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Берни Глассманн: «Школа Корю роси называлась Шакьямуни Кай. Шакьямуни Кай был основан учителем Корю роси, человеком по имени Джоко роси; Джоко роси на самом деле был священником и учителем в нескольких различных буддийских традициях». [сайт 12] Группой с похожим названием было Сякусон Сёфу Кай , или «Общество Истинного Пути Шакьямуни», основанное Конэном Сяку (1849–1924), учеником Сойена Сяку . [54]
Ссылки
[ редактировать ]Письменные рекомендации
[ редактировать ]- ^ Макрей 2003 , с. 4-5.
- ^ Перейти обратно: а б Макрей 2003 , с. 5.
- ^ Дюмулен 1993 , с. 37.
- ^ Коул 2009 , с. 73–114.
- ^ Yampolski 2003 , p. 5-6.
- ^ Перейти обратно: а б с Макрей 2003 , с. 4.
- ^ Сузуки 1949 , с. 168.
- ^ Кук 2003 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Шумахер и Вернер 1991 , с. 266.
- ^ Макрей 2003 , стр. 33–36.
- ^ Макрей 2003 , с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Макрей 2003 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Yampolski 2003 , p. 9.
- ^ Макрей 2003 , с. 63.
- ^ Макрей 2003 , с. 68.
- ^ Джон М. Томпсон, Хуэйнэн (Хуй-нэн) (638–713) , Интернет-энциклопедия философии
- ^ Почески 2007 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Почески 2007 , с. 97–98.
- ^ Макрей 2003 , с. 82.
- ^ Шумахер и Вернер 1991 , с. 141.
- ^ Макрей 2003 , с. 18-21.
- ^ Yampolski 2003 , p. 11.
- ^ Клири 2005 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Yampolski 2003 , p. [ нужна страница ] .
- ^ Джонс 2010 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Перейти обратно: а б Фергюсон 2011 , с. 126–127.
- ^ Школы 1997 , с. 207.
- ^ Макрей 2003 , с. 13.
- ^ Дюмулен 2005 , с. 169.
- ^ Велтер 2006 , с. 90.
- ^ Перейти обратно: а б Шлюттер 2008 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Перейти обратно: а б Фергюсон 2009 , с. 223.
- ^ Перейти обратно: а б Фергюсон 2009 , с. 273.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Клири 1990 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Перейти обратно: а б Фергюсон 2009 , с. 313.
- ^ Перейти обратно: а б Фергюсон 2009 , с. 335.
- ^ Перейти обратно: а б Фергюсон 2009 , с. 359.
- ^ Шлюттер 2008 , с. 80.
- ^ Перейти обратно: а б Фергюсон 2009 , с. 386.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бодифорд 1991 , с. 428.
- ^ Шлюттер 2008 , с. 79.
- ^ Перейти обратно: а б Фергюсон 2011 , с. 454.
- ^ Бодифорд 2008 , с. 270-271.
- ^ Бодифорд 1991 , с. 426.
- ^ Бодифорд 1991 , с. 426-427.
- ^ Бодифорд 1991 , с. 427.
- ^ Ричард Брайан МакДэниел (2013), Мастера дзен Японии. Второй шаг на Восток. Издательство Таттл, стр.306.
- ^ Ричард Брайан МакДэниел (2013), Мастера дзен Японии. Второй шаг на Восток. Издательство Таттл, стр.310.
- ^ МакМахан 2008 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Эйткен 1994 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Филдс 1992 , с. [ нужна страница ] .
- ^ «Таблица происхождения Сюнрю Сузуки» . Размашистый дзен . Архивировано из оригинала 8 декабря 2012 года.
- ^ Перейти обратно: а б Шарф 1993 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Морроу 2008 , с. 2.
Веб-ссылки
[ редактировать ]- ^ Документальное исследование спора между Седьмым Патриархом дзэн-буддизма.
- ^ «Сто лет изучения дзэн» [Сто лет изучения дзэн].
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Велтер, Альберт, Формирование Линьцзи лу : исследование Гуандэн лу/Сицзя юлу и Линьцзи Хуэйжао Чанши юлу . Версии Линьцзи Лу в историческом контексте (PDF)
- ^ Перейти обратно: а б с Янг, Стюарт (март 2009 г.). «Обзор Велтера, Альберта, Линьцзи Лу и создания чаньской ортодоксии: развитие литературы изречений Чана » . H-Буддизм, Обзоры H-Net .
- ^ Коринджи - Родословная
- ^ Истоки линии передачи Отокан Риндзай в Японии
- ^ Риндзай (Лин-чи) Родословная Джошу Сасаки Роши
- ^ Дзен-разум, разум новичка
- ^ Размышления о дзен-разуме Сюнрю Судзуки, разуме новичка
- ^ Дзен-разум, разум начинающего в Дзен-центре Сан-Франциско
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Санбо Кёдан: Школа дзэн-буддизма Харада-Ясутани и ее учителя» . Архивировано из оригинала 4 апреля 2015 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Потрясающее дзен-интервью с Берни Глассманном» . Международная организация миротворцев дзен. 1 мая 2012 г.
- ^ Барташиус, Джейсон. «Мария-Каннон: координатор буддийско-христианского взаимодействия» . Дзен-центр Марии Каннон . Архивировано из оригинала 8 апреля 2008 года.
Источники
[ редактировать ]- Эйткен, Роберт (1994), Предисловие к «Буддийской Библии» , Бостон, Массачусетс: Beacon Press.
- Бодифорд, Уильям М. (зима 1991 г.). «Передача Дхармы в Сото Дзэн: Реформаторское движение Манзана Дохаку». Памятник Ниппонике . 46 (4). Софийский университет: 423–451. дои : 10.2307/2385187 . ISSN 0027-0741 . JSTOR 2385187 .
- Бодифорд, Уильям М. (2008), Передача Дхармы в теории и практике. В: Дзен-ритуал: исследования теории дзен-буддизма на практике (PDF) , Oxford University Press.
- Чанг, Чун-Юань (1967), «Чань-буддизм: логическое и нелогичное» , Философия Востока и Запада , 17 (1/4), Философия Востока и Запада, Том. 17, № 1/4: 37–49, номер документа : 10.2307/1397043 , JSTOR 1397043
- Клири, Томас (1990), Передача света, Дзен в искусстве просветления, Дзен Мастер Кейзан. Перевод и введение Томаса Клири , Сан-Франциско: North Point Press, ISBN. 0-86547-433-8
- Клири, Томас (2005), Классика буддизма и дзэн: Том первый , Бостон, Массачусетс: публикации Шамбалы, ISBN 1-57062-831-9
- Коул, Алан (2009), Отцовство для своего отца: дзен вымысла в буддизме Тан , Беркли, Лос-Анджелес, Лондон: University of California Press, ISBN 978-0-520-25485-5
- Кук, Фрэнсис Доджун (2003), Передача света: Денкороку Кейдзана мастера дзен , Бостон: Wisdom Publications
- Дюмулен, Генрих (1993), «Пересмотр раннего китайского дзэн: дополнение к дзэн-буддизму: история » (PDF) , Японский журнал религиозных исследований , 20 (1): 31–53, doi : 10.18874/jjrs.20.1.1993.31 -53 , ISSN 0304-1042 , заархивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2009 г.
- Дюмулен, Генрих (2005), Дзен-буддизм: история. Том 1: Индия и Китай , World Wisdom Books, ISBN 9780941532891
- Фергюсон, Энди (2011) [13 век], Китайское наследие дзэн. Мастера и их учения [Wudeng Huiyuan (Сборник пяти лампочек)] , публикации мудрости
- Фергюсон (2009),
{{citation}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) [ нужна полная цитата ] - Филдс, Рик (1992), Как лебеди пришли к озеру. Повествовательная история буддизма в Америке , Бостоне и Лондоне: Шамбала
- Джонс, Чарльз Б. (2010), «Обзор монахов, правителей и литераторов: политическое господство чань-буддизма» (PDF) , Журнал буддийской этики
- Школы (1997),
{{citation}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) [ нужна полная цитата ] - МакМахан (2008),
{{citation}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) [ нужна полная цитата ] - Макрей, Джон (2003), Видеть сквозь дзен. Встреча, трансформация и генеалогия в китайском чань-буддизме , The University Press Group Ltd, ISBN 978-0-520-23798-8
- Морроу, Эйвери (2008), Буддизм Тхеравады в Японии (PDF)
- Почески, Марио (2007), Обычный ум как путь: школа Хунчжоу и рост чань-буддизма , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-531996-5
- Шлюттер, Мортен (2008), Как дзен стал дзен. Спор о просвещении и формировании чань-буддизма в Китае династии Сун , Гонолулу: University of Hawai'i Press, ISBN 978-0-8248-3508-8
- Шумахер, Стивен; Вернер, Герт, ред. (1991), Словарь буддизма и дзэн Шамбалы , перевод Майкла Х. Кона, Бостон: Шамбала, ISBN 978-0-877-73520-5
- Шарф, Роберт Х. (август 1993 г.), «Дзен японского национализма» , History of Religions , 33 (1): 1–43, doi : 10.1086/463354 , S2CID 161535877
- Судзуки, DT (1949), Очерки дзен-буддизма , Нью-Йорк: Grove Press, ISBN 0-8021-5118-3
- Ямпольски, Филип (2003), Чан. Исторический очерк. В: Буддийская духовность. Позже Китай, Корея, Япония и современный мир; под редакцией Такеучи Ёсинори , Дели: Мотилал Банарсидасс
- Велтер, Альберт (2006), Монахи, правители и литераторы. Политическое господство чань-буддизма , Книги мудрости
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Карта предков дзен
- Справочник различных линий передачи Дзэн, Дхьяна, Чань, Сон, Тхиен.
- Генеалогическое древо Цаодун
- Школа дзен-буддизма Хакуин
- Санбо Кёдан: Школа дзэн-буддизма Харада-Ясутани и ее учителя
- Родословная Сюнрю Судзуки
- Китайские мастера дзен
- Мастера династии Тан, линия Риндзай (от Хуэй Нэна до Хакуина), линия Роши Джошу Сасаки