Сенгкан
Цзяньчжи Сенгкан | |
---|---|
Заголовок | Третий китайский патриарх |
Персональный | |
Рожденный | 496? |
Умер | 606 |
Религия | буддизм |
Национальность | китайский |
Школа | Чан |
Старшая должность | |
Предшественник | Дазу Хуике |
Преемник | Дайи Даосинь |
Часть серии о |
Дзен-буддизм |
---|
Цзяньчжи Сенгкан ( китайский : 鑑智僧璨 ; Пиньинь : Цзянчжи Сенгкан ; Уэйд-Джайлз : Чиен-чжи Сенг-ц'ан ; Ромаджи : Канчи Сосан ) известен как Третий китайский Патриарх Чана после Бодхидхармы и Патриарха Сиддхармы, собирающего Будду. .
Он считается преемником Дхармы второго китайского Патриарха, Дазу Хуике ( китайский : 大祖慧可 ; пиньинь : Дазо Хуикэ ; Уэйд-Джайлс : Та-цу Хуэй-к'о ; Ромаджи : Тайсо Эка ). Сенгкан наиболее известен как предполагаемый автор знаменитой чаньской поэмы «Синьсинь Мин» ( китайский : 信心銘 ; пиньинь : Синьсин Мин ; Уэйд-Джайлс : Синьсинь Мин ), название которой означает « Надпись о вере в разуме ».
Биография
[ редактировать ]Год и место рождения Сенгджана неизвестны, как и его фамилия.
Группа
[ редактировать ]Говорят, что Сенгджану (старое написание: Цанг Цан) было более сорока лет, когда он впервые встретил Хуике в 536 году. [1] и что он пробыл со своим учителем шесть лет. (Дюмулен, стр. 97). Именно Хуйке дал ему имя Сенгкан («Драгоценный монах»). [2]
Запись «Передача лампы» на Сенгкане начинается с похожей на коан встречи с Хуике:
- Сенгкан: Меня пронизывает болезнь. [а] Пожалуйста, освободи меня от моего греха.
- Хуике: Принеси сюда свой грех, и я освобожу тебя.
- Сенгкан (после долгой паузы): Когда я ищу свой грех, я не могу его найти.
- Хуике: Я освободил тебя. Вы должны жить согласно Будде, Дхарме и Сангхе. [3] [б] [с]
Есть разногласия относительно того, как долго Сенгкан оставался с Хуике. В «Передаче лампы» говорится, что он «посещал Хуэйкэ в течение двух лет». [5] после чего Хуике передал мантию Бодхидхармы и Дхарму Бодхидхармы (обычно считающуюся Ланкаватара-сутрой), что сделало его Третьим Патриархом Чань.
По мнению Дюмулена, [6] В 574 году в отчетах говорится, что он бежал вместе с Хуэйкэ в горы из-за продолжавшихся в то время преследований буддистов. Однако в записях «Лампы» утверждается, что после передачи Дхармы Сенгчану Хуике предупредил Сенгчана жить в горах и «дождаться того времени, когда вы сможете передать Дхарму кому-то другому». [7] как предсказание, сделанное Бодхидхарме (учителю Хуике) Праджнадхарой, двадцать седьмым предком народа Чань в Индии, предсказывало грядущее бедствие. [д]
Получив передачу, Сенгкан скрывался на горе Вангун в Исяне, а затем на горе Сыконг на юго-западе Аньхоя. После этого в течение десяти лет он скитался без определенного места жительства . [8]
Даосинь
[ редактировать ]Он встретил Даосинь (580–651). [и] монах-послушник, которому было всего четырнадцать лет, в 592 году. [ф] Даосинь посещал Сенчан девять лет и получил передачу Дхармы, когда ему было еще чуть больше двадцати.
Впоследствии Сэнцан провел два года на горе Луофу (Ло-фушань, к северо-востоку от Кунг-дуна (Кантон)) прежде чем вернуться на гору Вангун. Он умер, сидя под деревом перед собранием Дхармы в 606 году.
Дюмулен [9] отмечает, что китайский чиновник Ли Чан нашел могилу Сенцана в Шу-чжоу в 745 или 746 году.
Сенгкан получил почетное звание Цзяньчжи 鑑智 («Зеркальная мудрость»). [г] от императора династии Тан Сюань Цзуна.
Учения
[ редактировать ]Сенгкан, как и до него Бодхидхарма и Хуике, слыл приверженцем и специалистом по изучению Ланкаватара -сутры , учившей устранению всякой двойственности и «забвению слов и мыслей». [10] подчеркивая созерцание мудрости.
Однако Макрей описывает связь между Бодхидхармой (и, следовательно, Сенгджаном) и Ланкаватара-сутрой как «поверхностную». [11] Связь между этой сутрой и «школой Бодхидхармы» представлена в «Дальнейших биографиях выдающихся монахов » Тао-сюаня , где в биографии Фа-чуна он «подчеркивает, что Хуэй-ко был первым, кто постиг суть Ланкаватара Сутра». [12] и включает Сенгджана как человека, который «рассуждал, но не писал о глубоком послании Ланкаватара-сутры. [13] Из-за отсутствия достоверных доказательств комментарии к учению Сенгджана носят спекулятивный характер.
Сочинения
[ редактировать ]Хотя Сэнцан традиционно почитался как автор « Синьсинь Мин» (WG: Hsin-hsin Ming , «Вера в разум»), большинство современных ученых отвергают это как маловероятное. [час]
Ограниченные источники
[ редактировать ]Исторические сведения о Сенгкане крайне ограничены. Из всех чаньских патриархов Сенгкан — самый неоднозначный и наименее известный:
У нас нет определенной информации о Сен-цане. Ход его жизни лежит во тьме». [14]
Дальнейшие биографии выдающихся монахов
[ редактировать ]Самая ранняя зарегистрированная заметка с названием Сенцана находится в « Дальнейших биографиях выдающихся монахов» (645) (японский, Зоку косодэн; Пиньинь, Сюй гаосэн чжуань) Даосюаня (? - 667), где Сенцан назван сразу после имени Хуэйкэ как один из семи учеников. Хуэйкэ в биографической записи мастера сутры Ланкаватара Фа-чунга (587-665). Никакой дополнительной информации не приводится. [15]
Лишь в «Записях о передаче сокровищ Дхармы» (Шуань фа-пао чи), составленных около 710 г. и основанных на историях из « Дальнейших биографий выдающихся монахов », была создана «линия передачи» учения Чань. . Некоторые предполагают, что именно тот факт, что имя Сенгцана сразу же последовало за именем Хуэйкэ в последней работе, привел к тому, что его назвали Третьим Патриархом Чань. [16]
Передача лампы
[ редактировать ]Таким образом, последующая биография почерпнута в основном из традиционных биографий Сенгцана, в основном из «Передачи лампы» .
Большая часть того, что известно о его жизни, взято из «Удэн Хуэйюань» ( «Сборник пяти лампочек »), составленного в начале 13 века монахом Пуцзи в храме Линьинь. [17] в Ханчжоу. Первая из пяти записей в сборнике представляет собой текст, обычно называемый « Передача лампы». [18] и именно из этого текста получена большая часть информации о Сенгкане.
Однако следует иметь в виду, что у большинства современных ученых есть некоторые сомнения в исторической достоверности записей Лампы. [я]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Говорят, что это проказа
- ↑ Сравните со встречей Хуике со своим учителем Бодхидхармой:
- Хуике: Мой разум не в себе. Пожалуйста, успокой его ради меня!
- Бодхидхарма: Принеси мне свой ум, и я это сделаю.
- Хуике: Но как бы я ни выглядел, разум — это не та «вещь», которую я могу найти.
- Бодхидхарма: Вот, я успокоил твой ум ради тебя!» [4]
- ^ См. также «Три языковых метода в раннем китайском чань-буддизме» Дэшэн Цзуна </re
- ^ буддийские преследования 574-577 гг.
- ^ Уэйд-Джайлз: Тао-син Мичинобу ; японский: Дайи Досин;
- ^ Несоответствие отмечено. Дата 592 взята из Фергюсона, стр. 24.
- ^ Уэйд-Джайлз, Цзянь-чи ; Японский, Канчи
- ^ «Многие учёные полагают, что стихотворение «Вера в разум» (Синь Синь Мин) было написано после жизни Сенгцана, возможно, человеком из школы Оксхед ». (Фергюсон, стр. 492, № 18) см. также Дюмулен, стр. 97.
- ^ «... в схеме передачи чань важны не «факты» того, что произошло… а то, как эти фигуры воспринимались с точки зрения чаньской мифологии. ... то, что, как говорят тексты, произошло, почти наверняка не произошло» (первоначальный курсив) [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фергюсон, стр. 21.
- ^ Фергюсон, стр. 22.
- ^ Клири 1990, стр. 129.
- ^ Макрей, стр. 23.
- ^ Клири, стр. 129.
- ^ Дюмулен, стр. 97.
- ^ Фергюсон, стр. 22,
- ^ Фергюсон, стр. 23.
- ^ стр. 104–105, №54.
- ^ Дюмулен стр. 95
- ^ Макрей (1986) стр. 29
- ^ Дюмулен стр. 95
- ^ Дюмулен, стр. 97.
- ^ Дюмулен, стр. 97.
- ^ Дюмулен, стр. 96–97.
- ^ Макрей, Джон Р. (1986), стр. 280-281, № 40.
- ^ Храм Линъинь
- ^ Фергюсон, Энди (2000), стр. 10-11.
- ^ Макрей, Джон Р. (2003), стр. 5
Источники
[ редактировать ]- Томас Клири (1990) Передача света: Дзен в искусстве просветления, Дзен Мастер Кейзан, North Point Press ISBN 0-86547-433-8
- Дюмулен, Генрих (1994, 1998) Дзен-буддизм: история, том I, Индия и Китай, Simon & Schuster и Prentice Hall International ISBN 0-02-897109-4
- Фергюсон, Энди (2000) Китайское наследие дзэн: мастера и их учения, ISBN 0-86171-163-7
- Чен, Цзиньхуа (1999) «Одно имя, три монаха: два северных мастера Чань выходят из тени своего современника, мастера Тяньтай Чжаньраня 湛然 (711–782)». Журнал Международной ассоциации буддийских исследований 22 (1): 1-91.
- Макрей, Джон Р. (1986) Северная школа и формирование раннего чань-буддизма, University of Hawaii Press, ISBN 0-8248-1056-2
- Макрей, Джон Р. (2003) Видение сквозь дзен: встреча, трансформация и генеалогия в китайском чань-буддизме, University of California Press ISBN 0-520-23798-6
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ямпольский, Филип (1999) Исторический очерк Чан-А в буддийской духовности: поздний Китай, Корея, Япония и современный мир, изд. Такеучи Ёсинор, SCM Press, ISBN 0-334-02779-9
- Ямпольский, Филип (1967) Платформенная сутра Шестого Патриарха: текст рукописи Тун-Хуана, переведенный с примечаниями издательства Columbia University Press, ISBN 0-231-08361-0 ( введение доступно онлайн )
- Фостер, Нельсон; Шумейкер, Джек (редакторы) (1996) Ревущий поток: новый читатель дзен, The Ecco Press, ISBN 0-88001-344-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Синь Синь Мин (Стихи о вере) в переводе Роберта Б. Кларка
- Синь Синь Мин (Стихи о вере) в переводе Дайсетца Тейтаро Судзуки
- Синь Синь Мин (Стихи о вере) в переводе Мастера Шэн-Йена
- Синь Синь Мин (Стихи о вере) в переводе Душана Паджина
- Биографические сведения о Сенгкане, а также о самом Синь Синь Мине.
- Беседы о Дхарме, тейшо, переводы и историческая информация о Синь Синь Мине
- Работы Сенгкана в Project Gutenberg