Jump to content

Дхармачакра

Символ колеса Дхармы

Дхармачакра дхармических ( санскрит : धर्मचग्र, пали : dhammacakka ) или колесо Дхармы символ используемый в религиях буддизма , , индуизма и джайнизма . Он имеет широкое применение в буддизме. [1] [2] В индуизме этот символ особенно используется в местах, подвергшихся религиозной трансформации. [3] [4] [5] [6] Символ также находит свое применение в современной Индии.

Исторически дхармачакра часто использовалась в качестве украшения Восточной Азии статуй и надписей , начиная с самого раннего периода восточноазиатской культуры и до настоящего времени. [7] Сегодня он остается главным символом буддийской религии.

Этимология

[ редактировать ]

Санскритское ) существительное дхарма ( धर्म происходит от корня dhṛ «держать, поддерживать, сохранять». [8] и означает «то, что установлено или твердо». Это слово происходит от ведического санскрита n -stem dharman- и означает «носитель, поддерживающий». Историческая ведическая религия, очевидно, рассматривала дхарму как аспект Риты . [9]

История и использование

[ редактировать ]
Десять персонажей Инда с северных ворот Дхолавиры , получивших название Вывеска Дхолавира .

Подобные символы чакры (спицевого колеса) являются одними из самых древних во всей индийской истории. Мадхаван и Парпола отмечают, что символ колеса часто появляется на артефактах цивилизации долины Инда , особенно на нескольких печатях . [10] [примечание 1] Примечательно, что он присутствует в последовательности из десяти знаков на вывеске Дхолавира . [10] [12]

Некоторые историки связывают древние символы чакр с солнечной символикой . [13] В Ведах бог Сурья связан с солнечным диском, который считается колесницей с одним колесом (чакрой). Митра , форма Сурьи, описывается как «око мира», и поэтому солнце понимается как глаз (чакшу), который освещает и воспринимает мир. [14] Такое колесо также является главным атрибутом Вишну . [12] Таким образом, символ колеса также может быть связан со светом и знаниями.

Буддийское использование и значение

[ редактировать ]
Дхармачакра перед статуей Падмасамбхавы . Озеро Ревалсар , Химачал-Прадеш , Индия
Прихожане и Дхармачакра, Ступа Санчи , Южная стена, Западный столб.

Будды В буддизме Дхарма-чакра широко используется для обозначения Дхармы ( учения Будды и универсального морального порядка), самого Гаутамы Будды и прохождения пути к просветлению , начиная со времен Раннего буддизма . [15] [1] [примечание 2] Символ также иногда связан с Четырьмя Благородными Истинами , Благородным Восьмеричным Путем и Взаимозависимым Возникновением. Добуддийская дхармачакра ( пали : dhammacakka ) считается одним из аштамангала (благоприятных знаков) в индуизме и буддизме и часто используется как символ обеих религий. [16] [примечание 3] Это один из старейших известных индийских символов, встречающихся в индийском искусстве , появившийся в первой сохранившейся индийской иконографии после цивилизации долины Инда во времена буддийского царя Ашоки . [15] [примечание 2]

Говорят, что Будда привел в движение «колесо Дхармы», когда произнес свою первую проповедь. [17] которое описано в Дхаммакаккаппаваттана-сутте . Этот «поворот колеса» означает великие революционные изменения с универсальными последствиями, осуществленные исключительным человеком. Буддизм заимствовал колесо как символ из индийской мифической идеи об идеальном царе, называемом чакравартин («вращающий колесо» или «универсальный монарх»). [12] [17] Говорят, что он обладал несколькими мифическими предметами, в том числе ратана-чака (идеальное колесо). Маха Судассана Сутта Дигха Никаи описывает это колесо как имеющее ступицу (набхи), тысячу спиц (сахассарани) и фелли (неми), все из которых совершенны во всех отношениях. [14] Говорят, что Сиддхартха Гаутама был «махапуришей» (великим человеком), который мог выбрать стать царем, вращающим колесо, но вместо этого стал духовным аналогом такого царя, мудрецом, вращающим колесо, то есть Буддой . [18]

В своем объяснении термина «поворот колеса Дхармы» экзегет Тхеравады Буддхагхоша объясняет, что это «колесо», которое повернул Будда, прежде всего следует понимать как мудрость, знание и прозрение ( ньяна ). Эта мудрость имеет два аспекта: пативедха-нана, мудрость самоосознания Истины, и дешана-нана, мудрость провозглашения Истины. [14] Символ дхармачакры также указывает на центральную индийскую идею « Дхармы », сложного и многозначного термина, который относится к вечному космическому закону, универсальному моральному порядку, а в буддизме — к самому учению и пути, изложенным Буддой. [19]

Оригинальная Львиная столица Ашоки из Сарнатха. Первоначально он поддерживал большую дхармачакру наверху (реконструкция).

В буддийском искусстве на ранних этапах, таких как Бхархут и Санчи , дхармачакра часто использовалась как символ самого Гаутамы Будды. [18] [14] Символ часто сочетается с триратной (тройной драгоценностью) или тришулой (трезубцем), символизирующими тройной драгоценный камень , зонтики ( чатра ), символы суверенитета и королевской власти, драгоценные камни и гирлянды. Его также иногда изображают рядом с такими животными, как львы, [14] или олень.

Существуют разные конструкции буддийской дхармачакры с 8, 12, 24 и более спицами . В разных буддийских традициях разное количество спиц может представлять разные аспекты Дхармы (учения) Будды. Например, в индо-тибетской буддийской традиции колесо с восемью спицами символизирует благородный восьмеричный путь , а ступица, обод и спицы также символизируют три тренировки ( сила , праджня и самадхи ). [20]

В буддизме циклическое движение колеса также используется для обозначения цикличности жизни в мире (его еще называют «колесом сансары », самсара-чакрой или «колесом становления» , бхава-чакрой ). [14] Это колесо страданий можно повернуть вспять или «повернуть» посредством практики буддийского пути. Буддийские термины, обозначающие «страдание» ( дуккха ) и счастье ( сукха ), также могут изначально быть связаны с правильной или неправильной установкой колес на колесницы ось . [21] Индо-тибетская традиция разработала сложные изображения, называемые Бхавачакрами , которые изображают многие сферы перерождения в буддийской космологии .

Спицы колеса также часто используются как символы буддийского учения о зависимом возникновении . По словам ученого Тхеравады Буддхагхоши :

«Это безначальный круг перерождений, который называется «Колесом круга перерождений» (самсаракакка). Невежество (авиджа) является его центром (или нефом), потому что оно является его корнем. Старение и смерть (джара-марана) являются его краем (или краем), потому что они завершают его. Остальные десять звеньев [Взаимозависимого Возникновения] являются его спицами [т.е. санкхарой ​​до процесса становления, бхавы]». [14]

Самым ранним индийским памятником, изображающим дхармачакры, являются столбы Ашоки , такие как львиная колонна в Санчи, построенная по повелению Маурьев императора Ашоки . По словам Бенджамина Роуленда: [14]

«Следовательно, колонну Сарнатха можно интерпретировать не только как прославление проповеди Будды, символизируемой венчающим колесом, но также и через космологическое значение всей колонны как символа универсального распространения силы Закона Будды как олицетворяется солнцем, которое господствует над всем пространством и всем временем, и одновременно является эмблемой универсального распространения империализма Маурьев через Дхарму. Вся структура представляет собой перевод древней индийской и азиатской космологии в художественные термины, по существу иностранного происхождения и посвященная, как и все памятники Асоки, славе буддизма и королевского дома».

По мнению Харрисона, символика «колеса закона» и порядка Природы также видна в тибетских молитвенных колесах . Движущиеся колеса символизируют движение космического порядка ( рита ). [22]

Джайнские, индуистские и современные индийские обычаи

[ редактировать ]
Колесо солнечной колесницы, Храм Солнца в Конарке .
Государственный герб Индии представляет собой 24-спицевую Дхармачакру из львиной столицы Ашоки .
Джайнская иллюстрация с дхармачакрой и девизом Ахимса Парамо Дхарма (ненасилие - высшая дхарма).

Дхармачакра — символ в шрамана религии джайнизма , иногда на статуях Тиртханкаров . [23] [24] [25]

Символика колеса также использовалась в индийских храмах в местах, претерпевших религиозную трансформацию по сравнению с буддизмом. [26] [27] такие как храм Джаганнатхи, божество которого, как полагают некоторые ученые, имеет буддийское происхождение . [28] [29] Он также находит применение в других древних храмах Одиши, самым известным из которых является Храм Солнца в Конарке .

24-спицевая Ашока Дхармачакра присутствует на современном флаге Индии , представляя паниндийскую концепцию Дхармы . [30] Современный государственный герб Индии представляет собой изображение Львиной столицы Ашоки (Санчи), включающей в себя дхармачакру. Неотъемлемой частью эмблемы является девиз , написанный письмом деванагари : Сатьямева Джаяте (англ. Truth Alone Triumphs ). [31] Это цитата из Мундака Упанишады : [32] заключительная часть Вед .

Сарвепалли Радхакришнан , первый вице-президент Индии, заявил, что Ашока-чакра Индии представляет собой «колесо закона дхармы », а также «Истину или сатью », «Добродетель», а также «движение», как в «динамизм мирных перемен». [30]

Другое использование и подобные символы

[ редактировать ]
  • Главным атрибутом Вишну является колесообразное оружие, называемое Сударшаначакра . [12]
  • Подобные символы колеса использовались в качестве солнечного символа древними египтянами . [33]
  • Некоторые статуи Будды также изображают связанную с ней Дхармачакру Мудру — знак рукой, изображающий вращение колеса Дхармы.
  • Очень похожий символ колеса также присутствует на флаге цыган , намекая на их кочевую историю.
  • В небуддийском культурном контексте колесо с восемью спицами напоминает традиционное корабельное колесо . В качестве морской эмблемы это изображение представляет собой обычную татуировку моряка , которую можно ошибочно принять за дхармачакру или наоборот.
  • Зонненрад — аналогичный символ , используемый оккультистами и неонацистами.
  • Фалуньгун использует концепцию подобного колеса в качестве центральной концепции.
  • В компьютерном стандарте Unicode дхармачакра называется «Колесо Дхармы » и имеет форму с восемью спицами. Он представлен как U+2638 (☸) . В виде смайликов : ☸️.


Исторические и археологические примеры

[ редактировать ]

Современные примеры

[ редактировать ]

Национальные флаги и официальная символика

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Однако эти символы удлиненные, а не круглые. Спицевые колеса транспортного средства практически отсутствуют в Хараппской цивилизации . [11] Поэтому интерпретация этих символов как колеса со спицами является предметом споров.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Грюнведель эа: «Колесо ( дхармачакра ), как уже упоминалось, было принято учениками Будды как символ его учения и в сочетании с другими символами — трезубцем, помещенным над ним и т. д. — символизирует его на скульптурах периода Ашоки. ." [15]
  3. ^ Гетц: «дхармачакра, символ буддийской веры». [16]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джон К. Хантингтон, Дина Бангдел, Круг блаженства: буддийское медитативное искусство, с. 524.
  2. ^ «Буддийские символы» . Ancient-symbols.com . Проверено 22 июня 2018 г.
  3. ^ Мансинха, Маядхар (10 сентября 2021 г.) [1960]. «ГЛАВА VIII. ПЕРИОД ПОСЛЕ САРАЛА - ПЕРИОД ЭКСПЕРИМЕНТОВ: I. Буддийское влияние - Поэты-метафизики » . История литературы ория . Креативные Медиа Партнеры, ООО. ISBN  978-1015025486 .
  4. ^ Наяк, доктор Ганешвар (11 марта 2014 г.). «История Одиши (с древнейших времен до 1434 года нашей эры)» (PDF) . Паралакемунди: Автономный колледж Шри Крушны Чандры Гаджапати . п. 107.
  5. ^ Мисра, Биджой М. (2007). Брайант, Эдвин Фрэнсис (ред.). Кришна: Справочник . Издательство Оксфордского университета. п. 141. ИСБН  978-0195148923 .
  6. ^ Саху, Набин Кумар (1958). «Сайлодбхавы, Бхаумакары и Сомавамши» . Буддизм в Ориссе . Бхубанешвар: Университет Уткал. п. х. OCLC   1391872675 .
  7. ^ «Дхарма и этика: индийский идеал человеческого совершенства, первая публикация» . Присцилла.работа . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 года . Проверено 29 октября 2021 г.
  8. ^ Монье Уильямс , Санскритский словарь (1899): «держать, нести (также: порождать), нести, поддерживать, сохранять, хранить, обладать, иметь, использовать, использовать, практиковать, подвергаться»
  9. ^ Дэй, Теренс (1 января 2006 г.) [1982]. «Понятие обязательства». Концепция наказания в ранней индийской литературе . Издания СР (том 2). Ватерлоо, Онтарио: Издательство Университета Уилфрида Лорье. п. 42. ИСБН  9780889208384 . Проверено 5 марта 2024 г. Важность концепции Дхармы в ранней брахманической мысли настолько значительна, что казалось, что она либо заменила Риту как ведущую философскую и религиозную концепцию, либо что более ранняя концепция в какое-то время была поглощена ею. Вероятно, более верно то, что Дхарма была задумана как аспект Риты, который стал настолько полезным для разработки религиозных, моральных и социальных правил, что интерес к ней и обсуждение ее применения к социальному и моральному порядку затмили все дискуссии о метафизических и теологических идеях.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Древняя долина Инда: новые перспективыДжейн Макинтош. п. 377
  11. ^ Шахане, Гириш (8 октября 2014 г.). «Что означает отсутствие колесниц в древней Хараппе для плана Моди «Чистая Индия»» . Прокрутка.в . Архивировано из оригинала 10 октября 2014 года . Проверено 16 января 2024 г.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Пиво 2003 , с. 14.
  13. ^ Исситт, Мика. Главное, Карлин. (2014). Скрытая религия: величайшие тайны и символы мировых религиозных верований, ABC-CLIO, стр. 185.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Т.Б. Карунаратне (1969), Символ буддийского колеса , Публикация «Колесо» № 137/138, Буддийское издательское общество, Канди • Шри-Ланка.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Грюнведель, Гибсон и Берджесс 1901 , с. 67.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гетц 1964 , с. 52.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Pal 1986 , p. 42.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Людовик, EFC (2013) След Будды, Routledge, стр. 22.
  19. ^ Исситт, Мика. Главное, Карлин. (2014). Скрытая религия: величайшие тайны и символы мировых религиозных верований, ABC-CLIO, стр. 186.
  20. ^ Лампа, освещающая путь к освобождению: объяснение основных тем для изучающих Дхарму, автор Кхенпо Гьялцен (перевод Lhasey Doestsawa Translations, Непал: 2014, стр. 247–248).
  21. ^ Сарджант, Уинтроп (2009), Бхагавад-Гита, SUNY Press, стр. 303.
  22. ^ Харрисон 2010 , с. 526.
  23. ^ Создание Джины: рассказы об иконах и идолах в истории джайнов , с. 314, Джон Корт, Оксфордский университет.
  24. ^ Аша Калия, Искусство осианских храмов: социально-экономическая и религиозная жизнь в Индии, 8–12 века нашей эры Abhinav Publications, 1982, глава 16.
  25. ^ Шарма, Савита (1990). Ранние индийские символы: нумизматические свидетельства, Агам Кала Пракашан, 1990, стр. 51.
  26. ^ Мисра 2007 .
  27. ^ Саху 1958 .
  28. ^ Наяк 2014 .
  29. ^ Мансинья 2021 .
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Код национального флага» (PDF) . Mahapolice.gov.in . Архивировано из оригинала (PDF) 15 декабря 2017 года . Проверено 22 июня 2018 г.
  31. ^ Камаль Дей против Союза Индии и штата Западная Бенгалия (Высокий суд Калькутты, 14 июля 2011 г.), текст .
  32. ^ «Постоянный парламентский комитет Раджья Сабхи по внутренним делам: 116-й отчет по законопроекту о государственном гербе Индии (запрет на ненадлежащее использование), 2004 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 марта 2013 года.
  33. ^ Холл, Аделаида С. (2005). Глоссарий важных символов на иврите: языческие и христианские формы . Козимо. п. 56. ИСБН  978-1-59605-593-3 .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5d52ce4b5c994d1cd98c4298a03bf13a__1721711340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/3a/5d52ce4b5c994d1cd98c4298a03bf13a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dharmachakra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)