Рахула
Старший Рахула | |
---|---|
![]() | |
Заголовок | Патриарх Дхармы (Восточноазиатский буддизм) |
Персональный | |
Рожденный | в. 534 г. до н.э. или 451 г. до н.э. [ 1 ] [ 2 ] |
Умер | Источники различаются |
Религия | буддизм |
Родители) | Принц Сиддхартха (отец), Принцесса Яшодхара (мать) |
Известный | 1. Пали : сикхакаманам , букв. «Желание учиться»; 2. пиньинь : смешивание дии ; горит. «Практика с осторожностью» |
Другие имена | 1. Пали : Рахула-бхадда , букв. «Рахула Счастливчик», санскрит : Рахула-бхадра ; 2. Китайский : 長子 ; Японское произношение : тёси ; «Старший ребенок» |
Родственники | Король Шуддходана (дедушка)
Королева Майя (бабушка) Королева Махапраяпати Гаутами (двоюродная бабушка) Сундари Нанда (тетя) Нанда (дядя) |
Старшая должность | |
Учитель | Гаутама Будда , Старший Шарипутра |
Предшественник | Арьядева |
Преемник | Сангхананди |
Инициация | 7–15 лет в служении Будды. Парк Нигродхи от Шарипутры |
Рахул ( пали ) или Рахула ( санскрит ; родился около 534 г. до н. э. или 451 г. до н. э. ) был единственным сыном Сиддхартхи Гаутамы , широко известного как Будда, и его жены, принцессы Яшодхары . Он упоминается во многих буддийских текстах, начиная с раннего периода . Рассказы о Рахуле указывают на взаимное влияние жизни принца Сиддхартхи и жизни членов его семьи. Согласно палийской традиции , Рахула родился в день отречения принца Сиддхартхи , и поэтому был назван Рахула , что означает оковы на пути к просветлению . Однако, согласно традиции Муласарвастивады и многочисленным другим более поздним источникам , Рахула был зачат только в день отречения принца Сиддхартхи и родился шесть лет спустя, когда принц Сиддхартха стал просветленным как Будда . Этот длительный период беременности объяснялся плохой кармой из предыдущих жизней как Яшодхары, так и самого Рахулы, хотя более натуралистические приводятся и причины. Из-за позднего рождения Яшодхаре нужно было доказать, что Рахула действительно был сыном принца Сиддхартхи, что она в конечном итоге успешно сделала с помощью акт истины . Историк Х.В. Шуман утверждал, что принц Сиддхартха зачал Рахулу и ждал его рождения, чтобы иметь возможность покинуть дворец с разрешения короля и королевы, но востоковед Ноэль Пери считал более вероятным, что Рахула родился после того, как принц Сиддхартха покинул свой дворец.
Через 12 лет после рождения Рахулы Будда вернулся в свой родной город , где Яшодхара заставила Рахулу попросить у Будды трон клана Шакья . В ответ Будда посвятил Рахулу в сан первого буддийского монаха-новичка . Он учил молодого послушника истине , самоанализу и не-я , что в конечном итоге привело к просветлению Рахулы. Хотя в ранних источниках говорится, что Рахула умер раньше Будды, более поздняя традиция гласит, что Рахула был одним из учеников, переживших Будду, охраняя Завещание Будды до прихода следующего Будды . его почитали начинающие монахи и монахини Рахула известен в буддийских текстах своим стремлением к обучению, и на протяжении всей истории буддизма . Его рассказы привели к тому, что в буддизме дети стали рассматриваться как помеха для духовной жизни, с одной стороны, и как люди с потенциалом к просветлению, с другой стороны.
Счета
[ редактировать ]В некоторых ранних текстах, например, в палийской традиции, Рахула вообще не упоминается; [ 3 ] [ 4 ] но он упоминается в более поздних палийских текстах, таких как Ападана и комментарии , а также в текстах по монашеской дисциплине традиций Муласарвастивада и Махасангхика . [ 5 ] Самые ранние тексты не описывают Рахулу подробно, и он остается идеальной фигурой без особой глубины характера. [ 6 ] Из-за отсутствия подробностей, особенно после посвящения Рахулы, некоторые ученые утверждают, что Рахула не играл важной роли в буддизме. [ 7 ] Помимо ранних текстов, существует множество постканонических буддийских текстов , содержащих рассказы о Рахуле. [ 3 ] Рассказы о Рахуле показывают, что когда принц Сиддхартха покинул свой дворец, чтобы стать монахом; его решение и последующие духовные поиски были не просто личным делом, но также затрагивали каждый шаг его семьи на этом пути, поскольку они откликались и влияли на принца на его пути к просветлению . Таким образом, жизнь принца до просветления представляет собой две параллельные духовные жизни: жизнь Будды и жизнь его семьи. [ 8 ]
Рождение
[ редактировать ]Палийская традиция
[ редактировать ]
Рахула родился в тот самый день, когда принц Сиддхартха Гаутама отрекся от престола, покинув дворец. [ 9 ] когда принцу было 29 лет, [ 1 ] [ 2 ] [ примечание 1 ] в день полнолуния восьмого лунного месяца древнеиндийского календаря . [ 13 ] В тот день принц Сиддхартха собирался покинуть дворец. В палийском сообщении утверждается, что, когда он получил известие о рождении своего сына, он ответил « рахуладжато бандханам джатам », что означает « Раху родился, возникли оковы». [ 14 ] [ 13 ] то есть препятствие на пути к просветлению. Соответственно, Шуддходана , отец принца Сиддхартхи и царь клана Шакья , назвал ребенка Рахулой , [ 13 ] потому что он не хотел, чтобы его сын вел духовную жизнь нищего. [ 2 ] В некоторых версиях именно принц Сиддхартха назвал так своего сына, поскольку он был помехой на его духовном пути. [ 7 ] Незадолго до того, как принц покинул дворец, чтобы заняться духовной жизнью, он взглянул на свою жену Яшодхару и своего новорожденного ребенка. Опасаясь, что его решимость может пошатнуться, принц Сиддхартха отказался удерживать сына и покинул дворец, как и планировал. [ 9 ] Таким образом, Рахула стал первым и единственным сыном принца Сиддхартхи. [ 15 ] [ 14 ]
Другие традиции
[ редактировать ]выводится В других текстах Раху по-другому. Например, палийская Ападана , а также другая версия, найденная в текстах монашеской дисциплины традиции Муласарвастивада, выводят Раху из лунного затмения, которое традиционно считалось вызванным асурой ( демоном) Раху . [ 16 ] [ 17 ] В Ападане говорится, что точно так же, как Раху заслонил луну от поля зрения, принц Сиддхартха был закрыт из-за рождения Рахулы. [ 17 ] [ 18 ] Однако традиция Муласарвастивады гласит, что Рахула был зачат в вечер отречения принца Сиддхартхи и родился шесть лет спустя, в тот день, когда его отец достиг просветления. [ 9 ] это было во время лунного затмения. [ 19 ] [ 18 ] Дополнительную достоверность астрологической теории имени Рахулы подтверждается наблюдением, что сыновьям предыдущих Будд давались аналогичные имена, связанные с созвездиями. [ 7 ]
Муласарвастивада и более поздние китайские тексты, такие как Абхинишкрамана сутра, дают два типа объяснений длительного периода беременности. [ 20 ] [ 21 ] Первый тип включает в себя карму принцессы Яшодхары и самого Рахулы. Согласно этой интерпретации, Яшодхаре пришлось шесть лет терпеть страдания, связанные с вынашиванием ребенка во чреве, потому что в прошлой жизни, будучи пастухом коров, она отказалась помочь матери нести ведро с молоком и оставила его матери. пронести лишнее ведро шесть лиг . [ 20 ] [ 22 ] Что касается Рахулы, то его карма заключалась в том, что в прошлой жизни, будучи царем, он непреднамеренно заставил мудреца ждать шесть дней. [ 23 ] [ 24 ] В этой жизни он был царём по имени Сурья и его братом, в предыдущей жизни Буддой . [ 7 ] был отшельник по имени Чандра или Лихита, который дал обет жить только тем, что дают люди. Однажды брат нарушил обет выпить воды и, чувствуя себя виноватым, попросил царя наказать его. [ примечание 2 ] Король отказался назначить наказание за такое пустяковое дело, но заставил брата дождаться окончательного решения и запер его в королевских садах. Через шесть дней король вдруг понял, что забыл об отшельнике, и немедленно освободил его, включая извинения и подарки. В результате Рахуле пришлось ждать шесть лет, прежде чем он родился. [ 26 ] В некоторых версиях король не позволил мудрецу войти в свое королевство и накопил такую же плохую карму длительного периода вынашивания. [ 27 ] Более поздний комментарий Махаяны Махапраджняпарамитаупадеша ( китайский : 大智度論 ; пиньинь : Дажидулун ) не обвиняет карму Яшодхары за шестилетний период беременности, но упоминает ту же карму Рахулы как короля. Однако в японском религиозном тексте XIII века Раун Косики позднее рождение Рахулы рассматривается как свидетельство чуда, а не как результат кармы. [ 28 ] [ 29 ] [ примечание 3 ]
Второй тип объяснения состоит из более натуралистического аргумента о том, что Яшодхара практиковала религиозные аскезы , включающие пост и сон на соломенной постели, из-за чего рост Рахулы замедлился. Она занималась этими практиками в то время, когда Сиддхартха практиковал самоуничижение. Позже царь Шуддходана запретил Яшодхаре слышать какие-либо новости о ее бывшем муже, и постепенно она поправилась, поскольку беременность продолжалась нормально. Однако некоторое время спустя распространился ложный слух, что бывший князь умер от своего подвижничества. Яшодхара впала в отчаяние и депрессию, поставив под угрозу свою беременность. Когда новость о том, что Сиддхартха достиг просветления, достигла дворца, Яшодхара обрадовалась и родила Рахулу. Исследователь буддизма Джон С. Стронг отмечает, что в этом отчете проводится параллель между стремлением к просветлению и путем Яшодхары к тому, чтобы стать матерью, и в конечном итоге они оба достигаются одновременно. [ 23 ] [ 30 ]

Поздние роды приводят к сомнениям в клане Шакья относительно того, кто является отцом, как сказано в традиции Муласарвастивада, в Махапраджняпарамитаупадеша и в более позднем китайском Забаозан цзин ( китайский : 雜寶藏經 ). [ 3 ] Поскольку буддисты не считали рождение Рахулы непорочным или чудесным рождением, традиция должна была объяснить, что отцом на самом деле был принц Сиддхартха. [ 19 ] Яшодхара ответила, посадив своего ребенка на камень в пруду с водой и совершив акт истины , заявив, что, если Рахула действительно был его ребенком, то Рахула и камень не могут утонуть, а скорее плавать взад и вперед. После того, как она сделала заявление, ребенок поплыл в соответствии с ее клятвой. [ 31 ] [ 32 ] Стронг отмечает, что это символическая параллель с достижением Буддой просветления, называемого «дальним берегом», и возвращением для обучения человечества. [ 23 ] [ 32 ] Махапраджняпарамитаупадеша . содержит еще одно сообщение, в котором у принца Сиддхартхи есть несколько жен, и жена, отличная от Яшодхары, защищает ее, будучи свидетелем ее чистоты в поведении [ 33 ]
Более того, как в текстах Муласарвастивады, так и в Махапраджняпарамитаупадеше есть третий рассказ, доказывающий чистоту поведения Яшодхары: в этой версии Будда заставил всех вокруг себя выглядеть идентично ему посредством сверхъестественного достижения . Рахула доказал, что Будда был его истинным отцом, когда ему удалось сразу приблизиться к настоящему Будде. [ 32 ] [ 34 ] [ примечание 4 ] В четвертой истории о доказательстве чистоты Яшодхары, появляющейся в китайских текстах в стиле Авадана, начиная с V века нашей эры, она была сожжена заживо, но чудесным образом выжила. В этом рассказе царь Шуддходана приказал убить ее, сжег заживо в наказание за ее предполагаемую нечистоту. Однако вместо того, чтобы пострадать от пламени, она совершила поступок истины, и огонь превратился в пруд с водой. Шуддходана приветствовал ее и ее сына обратно в клан и позже очень полюбил Рахулу. [ 35 ] Некоторые китайские Джатаки говорят, что он узнал в ребенке своего сына Сиддхартху и сумел лучше пережить потерю принца Сиддхартхи. [ 36 ] Религиовед Рэйко Онума рассматривает испытание огнем как метафору, аналогичную просветлению Будды, аналогичный аргумент, который выдвигает Стронг. [ 31 ]
Научный анализ
[ редактировать ]Историки Мирча Элиаде и Х.В. Шуман выдвинули гипотезу, что принц Сиддхартха зачал Рахулу, чтобы доставить удовольствие своим родителям, получить их разрешение покинуть дворец и стать нищим. [ 37 ] [ 38 ] У индейцев был обычай отрекаться от мира только после рождения ребенка или внука. [ 38 ] Шуман далее предположил, что принц зачал сына только через тринадцать лет после женитьбы, потому что Яшодхара изначально не хотела рожать ребенка из опасения, что принц покинет дворец и трон, как только ребенок будет зачат. Востоковед Ноэль Пери считал, однако, что поздний период беременности исторически более вероятен, чем рождение в один и тот же день, как в палийской традиции. Он считал, что если бы принц Сиддхартха оставил наследника престола, у него не было бы веской причины тайно уйти ночью. Во многих традиционных биографиях принц Сиддхартха описывается покидающим дворец без разрешения родителей. Пери утверждал, что это не имеет особого смысла, если он уже обеспечил наследника, к удовлетворению своих родителей. Он также утверждал, что существует множество источников, которые пытаются объяснить длительный период беременности, что указывает на устоявшуюся традицию. [ 39 ] Тем не менее, хотя во многих традиционных рассказах о жизни Будды говорится, что Сиддхартха тайно покидает дворец, в ранних буддийских текстах ясно говорится, что его родители знают о его выборе, поскольку, как говорят, они плачут, когда их сын покидает их. [ 40 ]
С мифологической и текстовой критической точки зрения ученый-буддист Кейт Кросби утверждает, что принц Сиддхартха, зачавший или родивший сына до своего отречения, служит мотивом доказательства того, что он был лучшим на каждом возможном жизненном пути: после того, как он попробовал жизнь отца в полной мере, он решил оставить ее позади ради лучшей альтернативы. В ранней буддийской Индии быть отцом и родить сына рассматривалось как духовный и религиозный путь, а также путь отречения от семьи, и принц Сиддхартха, родивший сына до того, как отречение доказывает, что он способен на и то, и другое. [ 41 ] Ученый-буддист Джон С. Стронг выдвигает гипотезу, что версия Муласарвастивады истории о принце, зачавшем ребенка накануне своего отъезда, была разработана, чтобы доказать, что Будда не был каким-либо физически неполноценным. Инвалидность могла вызвать сомнения в действительности его рукоположения в монашеской традиции. [ 42 ]
Рукоположение
[ редактировать ]
В рассказах говорится, что Рахулу воспитывали его мать Яшодхара и дедушка, царь Шуддходана. [ 9 ] Когда Рахуле было от семи до пятнадцати лет, [ 43 ] Будда вернулся в свой родной город Капилавасту по просьбе Шуддходаны. [ 13 ] В тексте Махавасту из традиции Локоттаравада говорится, что члены королевской семьи пытались помешать Рахуле узнать о возвращении его отца, но в конце концов он настоял на том, чтобы узнать, кем был «Великий подвижник», который должен был прибыть, и ему сказали. [ 44 ] [ примечание 5 ] Далее, тексты Махавасту и Муласарвастивады рассказывают, что Яшодхара пытался соблазнить Будду вернуться к его жизни в качестве принца, заставив Рахулу предложить Будде афродизиак . [ 46 ] [ 45 ] Тексты Муласарвастивады продолжаются и рассказывают, что ее план имел неприятные последствия, когда Будда заставил Рахулу съесть его сам, и поэтому Рахула был очарован своим отцом и захотел последовать за ним. [ 47 ] [ 46 ] В палийской версии истории на седьмой день возвращения Будды Яшодхара взяла Рахулу навестить своего отца, Будду. Она сказала Рахуле, что, поскольку его отец отказался от дворцовой жизни и поскольку он был следующим королевским принцем в очереди, он должен попросить своего отца передать ему в наследство корону и сокровища. Это будет ради его будущего, когда его дедушка больше не будет править королевством. [ 9 ] [ 45 ] После того, как Будда пообедал, Рахула последовал за Буддой и попросил у него наследство. [ 17 ] Будда не пытался помешать Рахуле следовать за ним. [ 48 ] но в некоторых версиях истории некоторые придворные женщины пытались это сделать, но Рахула упорствовал. [ 49 ] Затем он посмотрел на своего отца и сказал: «Приятна твоя тень, отшельник ». [ 50 ] После того как Рахула достиг парка Нигродха , где остановился Будда, [ 50 ] Будда считал, что наследие трона однажды погибнет, и был связан со страданиями и стрессом: «Я отдам ему богатство, которое я получил под деревом просветления , сделав его наследником наследия, которое не погибнет. " [ 48 ]
«Принц Рахула
Когда ему было девять лет
Ушел из семейной жизни
Развивать Восьмеричный Путь.
Давайте примем прибежище и воздадим глубочайшее почтение Почтенному Рахуле, который родился и ушел, чтобы приносить пользу живым существам».
цитируется в Секигути (1998 , стр. 16), в переводе Микса (2016 , стр. 144), Рауна Косики.
Большинство традиций гласит, что затем Будда позвонил Шарипутре и попросил его посвятить Рахулу. Рахула был рукоположен и стал первым шраманером (начинающим монахом). [ 9 ] и, вероятно, первый человек в монашеском ордене , получивший сан в формальном порядке . [ 51 ] В некоторых версиях этой истории, таких как китайская версия 9-го века Вэйценгью Иньюань Цзин ( китайский : 未曾有因緣經 ), вместе с ним была рукоположена группа мальчиков. [ 52 ] [ 53 ] Король обнаружил, что его внук, его сын Нанда и ряд других молодых людей из королевской семьи получили посвящение и покинули дворец. Видя, как его дочь скорбит, он попросил Будду, чтобы впредь он посвящал людей только с согласия их родителей. [ 9 ] [ 54 ] Шуддходана объяснил, что посвящение Рахулы стало для него большим потрясением. Будда согласился на это предложение. [ 50 ] Позже это правило было расширено в случае рукоположения женщин, поскольку и родители, и муж должны были сначала дать разрешение, чтобы позволить женщинам присоединиться к ордену монахов и монахинь. [ 55 ] В некоторых версиях истории посвящения Рахулы Яшодхара также протестовала, но в конце концов уступила. [ 56 ] Однако в Махавасту утверждается, что Рахула попросил принять сан, и в конечном итоге получил разрешение от Яшодхары и Шуддходаны. [ 45 ]
Археолог Маурицио Таддеи отметил, что во многих художественных изображениях Гандхары жизнь Рахулы связана с жизнью предыдущей жизни Будды, отшельника Сумедхи . Будда, передающий свое духовное наследие своему сыну, сравнивается с Сумедхой, позволяющей Будде Дипанкаре пройти по нему, после чего Дипанкара предсказал, что Сумедха станет Буддой в будущей жизни. И фигура Гаутамы Будды, передающего свое наследство своему сыну, и фигура Дипанкары Будды, передающего свое наследие состояния будды Сумедхе, изображены с пламенем, исходящим из их тел; обе сцены представляют собой изображения наследства, сыновней и ученической почтительности; оба, возможно, считались буддистами V века олицетворением «нетерпеливой молодежи». [ 57 ]
Просветление и смерть
[ редактировать ]
Согласно палийским текстам, как только Рахула стал послушником, Будда регулярно обучал Рахулу. [ 17 ] Его инструкции были очень возрастными, с использованием ярких метафор и простых объяснений. [ 58 ] Учение Будды привело к тому, что многочисленные беседы были названы в честь Рахулы в ранних буддийских текстах . [ 17 ] Палийские тексты повествуют, как Рахула вырос и стал новичком, который был прилежным, послушным, покладистым и стремящимся к обучению. [ 17 ] [ 59 ] но есть также некоторые ранние средневековые китайские и японские свидетельства, в которых говорится, что Рахула сначала боролся с тем, чтобы быть новичком, и только позже оценил учение Будды. [ 52 ] Помимо Будды, Шарипутра и Магальяяна . обучать Рахулу также помогали [ 60 ] [ 59 ] Рахула часто помогал Шарипутре в его обходах за подаянием по утрам, а иногда и в других путешествиях. [ 61 ] Каждое утро Рахула просыпался и бросал в воздух пригоршню песка, желая, чтобы добрые учителя давали ему советы не меньше, чем эти песчинки. [ 17 ] [ 50 ]
Еще в том же году, когда был посвящен Рахула, Будда научил своего сына тому, как важно говорить правду, в беседе, известной как Амбалаттика-Рахулвада Сутта . [ 17 ] [ 13 ] В этой беседе Будда учил и поощрял последовательный самоанализ, чтобы помочь отпустить все злые действия, которые приводят к вреду себе и другим, а также развить самоконтроль и нравственную жизнь. [ 50 ] [ 62 ] Он поощрял размышления до, во время и после действий. [ 62 ] и объяснил, что ложь делает духовную жизнь пустой и пустой, [ 50 ] приводящее ко многим другим бедам. [ 63 ]
Когда Рахуле исполнилось восемнадцать лет, Будда научил Рахулу технике медитации, чтобы противостоять желаниям, которые мешают ему во время его путешествий за подаянием. Рахула был очарован своей красивой внешностью и внешностью своего отца. Чтобы помочь Рахуле, Будда преподал ему еще одну беседу. Он сказал Рахуле, что вся материя не является самостью , и то же самое справедливо и для различных частей ментального опыта . [ 64 ] Услышав речь, Рахула начал практиковать медитацию. Его учитель Шарипутра рекомендовал ему практиковать дыхательную медитацию . [ 65 ] но не смог дать Рахуле необходимые ему инструкции. [ 66 ] Поэтому Рахула попросил Будду объяснить метод медитации более подробно, и Будда ответил, описав ему несколько техник медитации. [ 65 ] [ 67 ] Аналогичным образом, Будда учил Рахулу в месте под названием Андхавана непостоянству всех вещей и учил его, как преодолеть «порчи» внутри ума. В результате Рахула достиг просветления. [ 68 ] [ 69 ] Палийская традиция гласит, что на проповеди также присутствовали миллионы небесных существ , которые когда-то поклялись стать свидетелями просветления сына Будды. Рахула получил имя «Рахула Счастливчик» (пали: Rāhula-bhadda ; санскрит: Rāhula-bhadra ), что, как он сам объяснил, произошло потому, что он был сыном Будды и достиг просветления. [ 70 ]

Позже Будда заявил, что Рахула был первым среди всех учеников по рвению к обучению (пали: сиккхакаманам ). [ 14 ] [ 17 ] а в Палийской Удане Будда включил его в число одиннадцати особо похвальных учеников. [ 71 ] Китайские источники добавляют, что он также был известен своим терпением и что он прежде всего «практиковал осмотрительно» ( пиньинь : смешивание дийи ), что означает последовательную практику учения Будды, преданность заповедям и изучению, но без поиска похвалы или признания. горжусь тем, что являюсь сыном Будды. [ 72 ] Палийские тексты дают примеры строгости Рахулы в монашеской дисциплине. Например, после того, как было установлено правило, запрещающее новичку спать в одной комнате с полностью посвященным монахом , Рахула, как говорили, спал в уличном туалете. [ 17 ] [ 50 ] Когда Будда узнал об этом, он упрекнул монахов в том, что они не заботятся должным образом о послушниках. После этого Будда скорректировал правило. [ 73 ]
В палийских текстах говорится, что, несмотря на то, что Рахула был его сыном, Будда не особенно благоволил к нему: говорят, что он любил проблемных учеников, таких как Ангулимала и Девадатта, так же сильно, как и своего собственного сына, без какой-либо предвзятости. [ 17 ] Шуман пишет, что отношения Будды с сыном были «...доверительными и дружескими, но не сердечными или интимными», чтобы предотвратить привязанность в монашеской жизни. Шуман заключает, что беседы Будды с его сыном по своей сути не отличались от тех, которые он давал другим своим ученикам. [ 74 ]
Позже в жизни Рахулы его мать Яшодхара приняла сан монахини . В одной из историй монахиня Яшодхара заболела метеоризмом . Рахула помог ей выздороветь, попросив своего учителя Шарипутру найти для нее подслащенный сок манго - лекарство, к которому она привыкла и которое ей требовалось. Таким образом, с помощью Рахулы она в конце концов выздоровела. [ 75 ]
Когда ему было 20 лет, Рахула полностью посвятил себя в монахи в Саватти . [ 76 ]
В самых ранних источниках смерти Рахулы уделяется мало внимания. [ 77 ] Рахула умер раньше Будды и его учителя Шарипутры. По мнению Пали [ 17 ] и китайский [ 9 ] Согласно источникам, это произошло, когда он психически путешествовал через второе буддийское небо (санскрит: Траястримша ). Однако, согласно ранней Экоттара Агаме ( Сарвастивада или традиция Махасангхика) и более поздней Шарипутрапричче , Рахула был одним из четырех просветленных учеников , которых Гаутама Будда просил продлить свою жизнь, чтобы остаться в мире до тех пор, пока следующий Будда Майтрейя не восстанет , чтобы защитить его устроение. [ 46 ]
Предыдущие жизни
[ редактировать ]Согласно источникам на языке пали и санскрите, Рахула был сыном будущего Будды на протяжении многих жизней. [ 9 ] [ 17 ] В предыдущих жизнях он развил привычку быть покладистым и легким в обучении. [ 17 ] [ 50 ] Палийские тексты объясняют, что в прошлой жизни на него произвел впечатление сын предыдущего Будды, и он поклялся быть похожим на него в будущей жизни. [ 17 ]
Наследие
[ редактировать ]
Тексты традиции Махаяны описывают, что Рахула является одиннадцатым из 16 Старейшин ( санскрит : Ходашастхавира ; китайская традиция добавила двух старейшин в 10 веке, в результате чего получилось 18 Старейшин). [ 78 ] ), просветленные ученики, которым было поручено заботиться об устроении Будды до восхода Будды Майтрейи. Поэтому традиция утверждает, что Рахула будет жив до следующего Будды, и до этого времени проживет с 1100 своими учениками на острове, называемом «землей каштанов и зерновых» ( китайский : 畢利颺瞿洲 ; пиньинь : Билиянцю чжоу ). [ 79 ] Паломник Сюань Занг ( ок. 602–664) услышал заявление брамина о том, что он встретил Рахулу стариком, который задержал свой переход в Нирвану и поэтому был еще жив. [ 80 ] [ 81 ] Аналогичным образом, Рахула считается одним из Десяти главных учеников . [ 82 ] известен своей преданностью обучению новых монахов и послушников. [ 83 ] Более того, он считается одним из 23–28 мастеров линии традиции Тяньтай , одним из 28 мастеров линии Чань , [ 84 ] и один из восьми просветленных учеников бирманской традиции. [ 81 ]
Как один из просветленных учеников, ответственных за защиту замысла Будды, Рахула часто изображался в искусстве Восточной Азии. Он изображен с большой головой в форме «зонтика», выпуклыми глазами и крючковатым носом. [ 85 ]
Китайские монахи Сюань Цзан и Фасянь ( ок. 320–420 гг. Н. Э.) Во время своих паломничеств по Индии отметили, что существует культ, поклоняющийся Рахуле, особенно в районе Мадхуры . В то время как монахи поклонялись определенным ранним ученикам-мужчинам, следуя их конкретной специализации, а монахини чтили Ананду в благодарность за помощь в создании ордена монахини, новички поклонялись Рахуле. [ 86 ] Два китайских паломника отметили, что император Ашока построил памятник в честь Рахулы, специально предназначенный для того, чтобы новички могли выразить свое почтение. [ 17 ] Однако в отношении Японии религиовед Лори Микс отмечает, что Рахула не был индивидуальным объектом какого-либо религиозного культа, а скорее почитался как часть группы просвещенных учеников, таких как 16 Старейшин. Исключением из этого был XIII–XIV века, когда фигура Рахулы стала важной частью возрождения преданности ранним буддийским ученикам среди старых школ Нара , поскольку в ритуалах пения лекций ( кошики ) и изображений использовались в посвящении Рахуле. . В обычные дни религиозных обрядов послушники мужского и женского пола совершали обряды и читали лекции в честь Рахулы. Они были популярны среди мирян, а также среди священников, стремившихся возродить индийский буддизм, в частности раннюю буддийскую монашескую дисциплину . [ 87 ] [ 88 ] В косики Рахула широко восхвалялся и описывался как «Старший ребенок», причем термин «старший» был религиозным термином, поскольку у принца Сиддхартхи не было других детей. [ 89 ] Таким образом, личность Рахулы стала объектом преданности и вдохновения для монахов, которые хотели хорошо соблюдать монашескую дисциплину. [ 88 ]
Лотосовая сутра , а также более поздние восточноазиатские тексты, такие как Раун Косики , рассказывают, что Гаутама Будда предсказывает, что Рахула станет Буддой в будущей жизни. [ 9 ] под названием «Наступить на семь драгоценных цветов» (санскрит: Саптаратнападмавикрама ). В этих текстах Рахула рассматривается как будущий Будда махаянского типа , который спасет множество живых существ и спасет жизни в Чистой Земле . [ 90 ] [ 91 ]
Наставления, которые Будда дает Рахуле, также стали частью его наследия. Амбалаттика -Рахулвада-сутта стала одним из семи буддийских текстов, рекомендованных к изучению в надписях императора Ашоки. [ 63 ] [ 92 ] Этот дискурс был выдвинут современными специалистами по этике как свидетельство консеквенциалистской этики в буддизме, хотя это оспаривается. [ 62 ]
Рахула упоминается как один из основателей системы буддийской философии под названием Вайбхашика , которая была частью школ Сарвастивады. [ 93 ] [ 94 ] Некоторые тайские школы буддийской медитации боран также считают его покровителем своей традиции, что объясняется ссылкой на постепенное развитие Рахулы в медитации в отличие от мгновенного просветления других учеников . [ 95 ]
Детство в буддизме
[ редактировать ]
Из рассказов о Рахуле было сделано несколько выводов относительно буддийских взглядов на детство. Некоторые ученые подняли пример Рахулы, чтобы показать, что дети в буддизме рассматриваются как препятствие на пути к духовному просветлению. [ 96 ] или что буддизм, будучи монашеской религией, не интересуется детьми. [ 97 ] Однако ученый-педагог Ёсихару Накагава утверждает, что история Рахулы указывает на два идеала детства, которые существуют параллельно в буддизме: идеал обычного ребенка, подчиненного человеческим условиям , и идеал ребенка с потенциалом к просветлению, которого Кросби описывает как героический ученик. [ 98 ] [ 99 ] Религиовед Ванесса Сассон отмечает, что, хотя принц Сиддхартха сначала бросает своего сына, он возвращается за ним и предлагает ему духовное наследие, а не материальное. Это наследие дается с точки зрения веры в потенциал ребенка Рахулы, предполагая, что буддийский путь также доступен детям. [ 100 ]
Принятие Рахулы в монашеский орден в детстве создало прецедент, который позже перерос в широко распространенную буддийскую традицию обучения детей в монастырях. [ 101 ] Многочисленные учения, данные Рахуле, оставили после себя учебный материал, который можно было использовать для обучения детей разных возрастов, и они были сложны для того периода времени с учетом возрастного материала. Традиция Тхеравады развивалась на этом жанре с помощью палийских руководств по религиозному обучению для новичков. [ 102 ] Рассказывая о методах учения Будды, использованных для Рахулы, психолог Кишани Тауншенд утверждает: «... использование Буддой сократовских вопросов , поэтических приемов и ролевого моделирования по-прежнему актуально для развития добродетели у сегодняшних детей». [ 103 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Согласно некоторым традиционным источникам, принцу тогда было шестнадцать. [ 10 ] Более того, в некоторых источниках говорится, что Рахула родился за семь дней до того, как принц Сиддхартха покинул дворец. [ 11 ] [ 12 ]
- ^ В текстах традиции Муласарвастивады брат - это еще один отшельник, а не король, но он отправляет своего брата к царю для наказания. [ 25 ]
- ^ В палийских текстах не упоминается длительный период беременности Рахулы, но аналогичный мотив встречается в истории Суппавасы с аналогичной кармой в прошлой жизни. [ 7 ]
- ↑ Яшодхара попросила Рахулу преподнести подарок его настоящему отцу, и ему удалось сразу его найти. По одной из версий, подарком является кольцо-печатка. [ 34 ] по другой версии это афродизиак. [ 32 ] ( См. § Рукоположение ниже. )
- ^ Индолог Бхиккху Телватте Рахула утверждает, что ребенок осознавал, что у него нет отца. [ 45 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Киоун 2004 , с. 233.
- ^ Jump up to: а б с Айронс 2007 , с. 400.
- ^ Jump up to: а б с Микс 2016 , с. 139.
- ^ Стронг 1997 , с. 113.
- ^ Об Ападане см. Кросби (2013 , стр. 105). Другая информация упоминается у Микса (2016 , стр. 139).
- ^ Кросби 2013 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б с д и Рахула 1978 , с. 136.
- ^ Стронг 1997 , стр. 122–4.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Басвелл и Лопес 2013 , Рахула.
- ^ Киоун 2004 , с. 267.
- ^ Маласекера 1960 , Рахуламата .
- ^ Сарао 2017 , Биография Будды и ранний буддизм.
- ^ Jump up to: а б с д и Саддхасена 2003 , с. 481.
- ^ Jump up to: а б с Пауэрс 2013 , Рахула.
- ^ Виолатти, Кристиан (9 декабря 2013 г.). «Сиддхартха Гаутама» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 25 августа 2014 года . Проверено 29 октября 2018 г.
- ^ Гноли 1977 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Малаласекера 1960 , Рахула .
- ^ Jump up to: а б Кросби 2013 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б Стронг 1997 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б Микс, 2016 , стр. 139–40.
- ^ Сассон и Закон 2008 , с. 69.
- ^ Сассон и Закон 2008 , с. 69–70.
- ^ Jump up to: а б с Микс 2016 , с. 140.
- ^ Онума 2012 , с. 143.
- ^ Пери 1918 , с. 8.
- ^ См. Sasson & Law (2008 , стр. 69) и Strong (1997 , стр. 117). Имена двух братьев см. у Дига (2010 , стр. 59, 62).
- ^ Ширане 2013 , стр. 168–9.
- ^ Микс 2016 , с. 141.
- ^ Sergeevna 2019 , p. 81.
- ^ Стронг 1997 , стр. 118–9.
- ^ Jump up to: а б Онума 2012 , с. 142.
- ^ Jump up to: а б с д Стронг 1997 , с. 120.
- ^ Микс 2016 , стр. 139–41.
- ^ Jump up to: а б Эдкинс 2013 , стр. 32–3.
- ^ Микс 2016 , с. 142.
- ^ Пери 1918 , с. 22.
- ^ Шуман 2004 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б Элиаде 1982 , с. 74.
- ^ Пери 1918 , стр. 34–5.
- ^ Шуман 2004 , стр. 45–46.
- ^ Кросби 2013 , стр. 108–9.
- ^ Сильный 2001 , Великий отъезд.
- ^ Разные тексты относятся к разным возрастам. О семи годах см. Саддхасена (2003 , стр. 481); за девять лет см. Микс (2016 , стр. 136) и Шуман (2004 , стр. 123); в течение пятнадцати лет, см. Crosby (2013 , стр. 110).
- ^ Рахула 1978 , стр. 133–4.
- ^ Jump up to: а б с д Рахула 1978 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б с Стронг 1997 , с. 121.
- ^ Онума 2012 , с. 145.
- ^ Jump up to: а б Пеннер 2009 , с. 68.
- ^ Пери 1918 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Саддхасена 2003 , с. 482.
- ^ Рахула 1978 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б Микс 2016 , с. 143.
- ^ Эдкинс 2013 , стр. 34–5.
- ^ Киоун 2004 , с. 281.
- ^ Шуман 2004 , с. 163.
- ^ Эдкинс 2013 , с. 34.
- ^ Кросби 2013 , стр. 119–20.
- ^ Кросби 2013 , стр. 113, 115.
- ^ Jump up to: а б Накагава 2005 , стр. 34.
- ^ «Шарипутра: ученик Будды» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 14 ноября 2018 года . Проверено 30 октября 2018 г.
- ^ И Басвелл и Лопес (2013 , Рахула), и Малаласекера (1960 , Рахула ) упоминают милостыню, но только Малаласекера (1960 , Рахула ) упоминает другие путешествия.
- ^ Jump up to: а б с Шлитер 2014 , с. 319.
- ^ Jump up to: а б Маласекера 1960 , Амбалаттика-Рахуловада Сутта .
- ^ О части раздачи милостыни см. Саддхасена (2003 , стр. 482). О не-я см. Малаласекера (1960 , Рахула ) и Кросби (2013 , стр. 115).
- ^ Jump up to: а б Шоу 2006 , стр. 189–93.
- ^ Кросби 2013 , с. 110.
- ^ Кросби 2013 , с. 115.
- ^ Саддхасена 2003 , с. 482–3.
- ^ Кросби 2013 , с. 116.
- ^ См. Басуэлл и Лопес (2013 , Рахула) и Малаласекера (1960 , Рахула ). Санскритский перевод см. в Burnouf (2010 , стр. 489).
- ^ Сарао 2004 , с. 720.
- ^ По поводу преданности заповедям и учебе, а также избегания гордости см. Irons (2007 , стр. 163); об аспекте поиска похвалы см. Buswell & Lopez (2013 , Rāhula).
- ^ Маласекера 1960 , Типаллаттамига Джатака (№ 16) .
- ^ Шуман 2004 , стр. 123–4.
- ^ См. Малаласекера (1960 , Рахуламата ) и Кросби (2013 , стр. 112). Только Малаласекера упоминает сок манго и выздоровление.
- ^ См. Барони (2002 , стр. 261) и Шуман (2004 , стр. 123). Информацию о том, что он был полностью посвящен в Саватти, см. в Сарао (2013 , стр. 157).
- ^ Кросби 2013 , с. 106.
- ^ Донг 2010 , с. 33.
- ^ См. Басуэлл и Лопес (2013 , Рахула) и Микс (2016 , стр. 137–8). О количестве 18 см. Irons (2007 , стр. 400); Стронг (1997 , стр. 121–22). Информацию о том, что Билиянцюйчжоу является островом, см. в Dong (2010 , стр. 59, п. 11).
- ^ Микс 2016 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б Стронг 1997 , с. 122.
- ^ Киоун 2004 , с. 298.
- ^ Барони 2002 , с. 262.
- ^ Велтер (2004 , стр. 462–3) говорит, что в Тяньтае всего 23 патриарха, тогда как Айронс (2007 , стр. 526) утверждает, что позже их число расширилось до 28.
- ^ Уоттерс 1898 , с. 340.
- ^ Микс 2016 , стр. 135–6.
- ^ Микс 2016 , стр. 131–3, 147.
- ^ Jump up to: а б Sergeevna 2019 , p. 83.
- ^ Микс 2016 , с. 137, №2.
- ^ Микс 2016 , с. 144.
- ^ Sergeevna 2019 , p. 82.
- ^ Хаззра 1995 , с. 38.
- ^ Бюрнуф 2010 , с. 418.
- ^ Кросби 2013 , с. 107.
- ^ Кросби 2013 , с. 121.
- ^ Томпсон и др. 2012 , с. 61.
- ^ Сассон 2014 , стр. 594–5.
- ^ Накагава 2005 , стр. 41.
- ^ Кросби 2013 , стр. 119, 121.
- ^ Сассон 2014 , с. 595.
- ^ Накагава 2005 , стр. 34–5.
- ^ Кросби 2013 , стр. 117–8.
- ^ Тауншенд 2018 , с. 11.
Источники
[ редактировать ]- Барони, Хелен Дж. (2002), Иллюстрированная энциклопедия дзен-буддизма (PDF) , Rosen Publishing Group , ISBN 978-0-8239-2240-6 , заархивировано (PDF) из оригинала 28 мая 2015 г. , получено 31 октября 2018 г.
- Бюрнуф, Евгений (2010) [1844], Баффетрил, Катя; Лопес, Дональд С. младший (ред.), Введение в историю индийского буддизма [ Введение в историю индийского буддизма ] (PDF) (на французском языке), University of Chicago Press , ISBN 978-0-226-08125-0 , заархивировано (PDF) из оригинала 21 июля 2015 г.
- Басвелл, Роберт Э. младший. ; Лопес, Дональд С. мл. (2013), Принстонский словарь буддизма (PDF) , Princeton University Press , ISBN 978-0-691-15786-3 , заархивировано (PDF) из оригинала 3 марта 2017 г.
- Кросби, Кейт (2013), «Наследие Рахулы: брошенный ребенок, мальчик-монах, идеальный сын и стажер» , в Сассоне, Ванесса Р. (редактор), Маленькие Будды: дети и детство в буддийских текстах и традициях , Оксфордский университет Пресса , стр. 97–123, ISBN. 978-0-19-994561-0
- Ванесса Р. Сассон; Франц Меткалф (26 апреля 2018 г.). «Буддийские взгляды на детство» . Оксфордские библиографии . дои : 10.1093/OBO/9780199791231-0073 .
- Диг, М. (2010), «Осколки биографического семинара — ранние китайские биографии Будды: позднее рождение Рахулы и продолжительная беременность Яшодхары», в Ковилл, Л.; Рослер, У.; Шоу, С. (ред.), Прожитые жизни, воображаемые жизни: биография в буддийских традициях , Wisdom Publications и Оксфордский центр буддийских исследований , стр. 49–88, ISBN 978-0-86171-578-7
- Донг, Л. (2010), «Два десятилетия местного демократического эксперимента в Китае: развитие и меняющиеся оценки», Юго-восточный обзор азиатских исследований , 32 : 48–67, CiteSeerX 10.1.1.453.4579
- Эдкинс, Джозеф (2013), Китайский буддизм: Том очерков, исторических, описательных и критических , Routledge , ISBN 978-1-136-37881-2
- Элиаде, Мирча (1982), История религиозных верований и идей. Том. 2: От Гаутамы Будды до триумфа христианства [ История религиозных идей: от Гаутамы Будды до триумфа христианства ] (на французском языке), University of Chicago Press , ISBN 0-226-20403-0
- Гноли, Раньеро (1977), Гилгитская рукопись Сангхабхедавасту , том. 1, Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока
- Хаззра, Канаи Лал (1995), Расцвет и упадок буддизма в Индии (PDF) , Munshiram Manoharlal Publishers , ISBN 978-81-215-0651-9 , заархивировано из оригинала (PDF) 20 июля 2015 г. , получено 31 октября 2018 г.
- Айронс, Эдвард (2007), Энциклопедия буддизма (PDF) , факты в файле , ISBN 978-0-8160-5459-6 , заархивировано (PDF) из оригинала 24 августа 2015 г. , получено 31 октября 2018 г.
- Киоун, Дэмиен (2004), Словарь буддизма , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-157917-2
- Маласекера, GP (1960), Словарь палийских имен собственных , Палийское текстовое общество , OCLC 793535195
- Микс, Лори (27 июня 2016 г.), «Представление Рахулы в средневековой Японии» (PDF) , Японский журнал религиоведения , 43 (1): 131–51, doi : 10.18874/jjrs.43.1.2016.131-151 , в архиве (PDF) ) из оригинала от 5 ноября 2018 г.
- Накагава, Ёсихару (2005), «Ребенок как сострадательный бодхисаттва и как человек-страдальец/духовный искатель: переплетенные буддийские образы» , в Юсте, Карен-Мари; Джонсон, Аостре Н.; Сассо, Сэнди Айзенберг; Рёлкепартен, Юджин К. (ред.), Воспитание духовности детей и подростков: взгляд на мировые религиозные традиции , Rowman & Littlefield Publishers , стр. 33–42, ISBN 978-1-4616-6590-8
- Онума, Рэйко (2012), Связывающие узы: материнские образы и дискурс в индийском буддизме , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-991567-5
- Пеннер, Ханс Х. (2009), Новое открытие Будды: легенды и их интерпретации , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-538582-3
- Пери, Ноэль (1918), «Les femmes de Çākya-Muni» [Жены Шакьямуни], Bulletin de l'École française d'Extrême-Orient (на французском языке), 18 (1): 1–37, doi : 10.3406 /befeo.1918.5886
- Пауэрс, Джон (2013), Краткая энциклопедия буддизма , Oneworld Publications , ISBN 978-1-78074-476-6
- Рахула, Т. (1978), Критическое исследование Махавасту , Мотилал Банарсидасс , OCLC 5680748
- Саддхасена, Д. (2003), «Рахула» , в Малаласекере, врач общей практики ; Вираратне, В.Г. (ред.), Энциклопедия буддизма , том. 7, Правительство Шри-Ланки , OCLC 2863845613 [ постоянная мертвая ссылка ]
- Сарао, KTS (2004), «Рахула» (PDF) , в Jestice, Филлис Г. (редактор), « Святые люди мира: межкультурная энциклопедия» , ABC-CLIO , стр. 719–20, ISBN 978-1-57607-355-1 , заархивировано (PDF) из оригинала 11 сентября 2018 г.
- Сарао, KTS (январь 2013 г.), «Буддийские и джайнские тексты» , в Сарао, KTS; Лонг, Джеффри Д. (ред.), Буддизм и джайнизм , Springer Nature , ISBN 9789402408515
- Сарао, KTS (2017), «История, индийский буддизм» , Сарао, KTS; Лонг, Джеффри Д. (ред.), Буддизм и джайнизм , Springer Nature , ISBN 9789402408515
- Сассон, Ванесса Р.; Ло, Джейн Мари (2008), Представляя плод: нерожденное в мифах, религии и культуре , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-970174-2
- Сассон, Ванесса Р. (апрель 2014 г.), «Буддизм и дети» , Жестокое обращение с детьми и пренебрежение ими , 38 (4): 593–599, doi : 10.1016/j.chiabu.2014.03.017 , PMID 24731761
- Шлитер, Йенс (2014), «Вытерпеть, адаптироваться или преодолеть? Концепция страдания в буддийской биоэтике» , в книге Грин, Рональд М.; Палпант, Натан Дж. (ред.), Страдание и биоэтика , Oxford University Press , стр. 309–36, ISBN 978-0-19-992618-3
- Шуман, HW (2004) [1982], Der Historische Buddha [ Исторический Будда: времена, жизнь и учения основателя буддизма ] (на немецком языке), перевод Уолше, М.О'К., Мотилала Банарсидасса , ISBN 978-81-208-1817-0
- Секигути, Шизуо (1998), «Раун косики сёко», Убе кокубун кэнкю Викторина по стилю лекции Ло Юня (на японском языке), том. 29, стр. 3–20.
- Sergeevna, Lepyokhova Elena (2019), "Образ Рахулы в японских ритуальных текстах косики " [The image of Rahula in Japanese ritual texts of Koshiki ], Religiovedenie (in Russian) (2), Amur State University : 77–84, doi : 10.22250/2072-8662.2019.2.77-84 , ISSN 2072-8662
- Шоу, Сара (2006), Буддийская медитация: антология текстов Палийского канона (PDF) , Routledge , ISBN 978-0-415-35918-4 , заархивировано из оригинала (PDF) 11 сентября 2018 г.
- Ширане, Х. (2013), Запись чудесных событий в Японии: Нихон Рёики , издательство Колумбийского университета
- Стронг, Джон С. (1997), «Семейный поиск: Будда, Яшодхара и Рахула в Муласарвастивада Виная» , в Шобере, Джулиана (ред.), Священная биография в буддийских традициях Южной и Юго-Восточной Азии , стр. 113–28, ISBN 978-0-8248-1699-5
- Стронг, Дж.С. (2001), Будда: Руководство для начинающих , Oneworld Publications , ISBN 978-1-78074-054-6
- Томпсон, Дж. М.; Маук, Х.; Келли, В.; Кук, М.; Мэтьюз, М. (2012), «Женщины и дети последние? Буддизм, дети и дочь короля нагов» , Обзор азиатских исследований Вирджинии : 60–81, заархивировано из оригинала 10 ноября 2018 г. , получено 10 ноября 2018 г.
- Тауншенд, К. (2018), Развитие эмоций: критический анализ связей между осознанным воспитанием и регулированием аффектов (PDF) (докторская диссертация), Университет Аделаидеба
- Уоттерс, Т. (1898), «Статья XVIII. — Восемнадцать Лоханов китайских буддийских храмов», Журнал Королевского азиатского общества , 30 (2): 329–47, doi : 10.1017/s0035869x00025223 , JSTOR 25207967 , S2CID 163796720
- Велтер, Альберт (2004), «Происхождение» (PDF) , в Басуэлле, Роберте Э. (редактор), Энциклопедия буддизма , Macmillan Reference USA, Thomson Gale , стр. 461–5, ISBN 978-0-02-865720-2 , заархивировано из оригинала (PDF) 12 сентября 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Будда и его учение , Нарада Махатхера . ISBN 967-9920-44-5 . Классическая книга о буддизме шриланкийского монаха с разделом о встречах Будды с Рахулой (стр. 94–102).
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Рахула Сутта , палийский текст, в котором Будда дает совет Рахуле по поводу медитации , переведенный Джоном Айрлендом, размещенный на веб-сайте Access to Insight . Архивировано из оригинала 1 июля 2006 года.
- Стихи, приписываемые Рахуле , из « Тхерагаты » в переводе бхиккху Суджато и Джессики Уолтон размещены на сайте Sutta Central.
- Разговор о Рахуле , основанный на палийской традиции и книге Нанамоли Бхиккху , лектор неизвестен, организован Лондонским буддийским центром .