Садху (палийское слово)
Переводы Садху | |
---|---|
санскрит | Святой ( ИАСТ : садху ) |
Есть | садху |
бирманский | Например ( MLCTS : садху ) |
кхмерский | Милосердие ( UNGEGN : сатху ) |
Шан | Спасибо ( [sàa thṵ̂u] ) |
тайский | аминь ( RTGS : сату ) |
Глоссарий буддизма |
Садху (от санскрита садху , «добрый, добродетельный, благочестивый») или Сату ( тайский : สาธุ ) — палийское слово санскритского происхождения, которое используется как формула одобрения как в религиозном, так и в светском контексте в Юго-Восточной Азии . Это своего рода буддийская версия Аминь в авраамических религиях . [ 1 ] или Сваха в Яджне , которая также служила формой приветствия. [ 2 ] Хотя это «непереводимая фраза», [ 3 ] его можно перевести по-разному, как «аминь», [ 4 ] «хорошо», « да » [ 5 ] " Спасибо ", [ 6 ] «Я получил», [ 7 ] "отличная работа", [ 8 ] "будь так" [ 9 ] или «все будет хорошо». [ 10 ]
Этимология
[ редактировать ]На санскрите садху . часто описывает святого человека или сущность Однако на пали слово садху означает «хороший», «отличный» или «благоприятный». Это используется после того, как кто-то выполнил какую-то задачу с отличием или удовлетворением, часто в связи с приверженностью религиозной жизни. В то время как санскрит относится к мистикам , пали относятся к моральным установкам. Когда термин садху обращен к человеку, он буквально переводится как «благословенный». Это относится к просветленному существу, такому как Будда, и обычному человеку, стремящемуся к просветлению.
Использовать
[ редактировать ]Заключительное слово
[ редактировать ]Садху чаще всего используется как заключительное слово в религиозной среде. Его могут использовать все буддисты, например, монахи, монахини и миряне. [ 11 ] Произносится после получения подношений, проповедей ( беседа о Дхамме ), а также в светском контексте. Проповедник обычно заканчивает свою проповедь пожеланием достижения нирваны , после чего следует в унисон произнесение « садху, садху, садху ». Буддисты произносят « садху садху садху » три раза, чтобы ответить на религиозный вопрос или выразить свои религиозные чувства, если они считают, что просьба удовлетворительна.
Когда бирманский монах У Тилока увещевал жителей деревни отказаться платить земельный доход и подушевой налог, чтобы добиться самоуправления против Британской империи , он обычно заканчивал свои речи, прося всех, кто принял его проповедь, произнести садху три раза. [ 12 ]
В некоторых буддийских традициях, таких как фестиваль Вессантара , слово садху иногда сопровождается звуком раковины. [ 13 ] или под звук гонга, обозначающий конец каждой главы читаемых палийских строф. [ 14 ]
Хорошая вещь
[ редактировать ]«Садху» также используется для обозначения чего-то хорошего. В 35-м стихе Дхаммапады Будда сказал, что — это садху . укрощение ума [ 15 ]
Трудно сдерживаться, непостоянный, приземляющийся, где захочет; хорошо (садху) укрощать ум; укрощенный ум ведет к блаженству.
— Дхаммапада 35
Крик о победе
[ редактировать ]Сато — это крик радости в древних ведических историях, и он до сих пор используется в индуистской культуре как общий крик одобрения в бою. [ 16 ] В тайской версии легенды « Бхагавад-гиты» , переведенной Элиакимом Литтелом , слова сатху, сатху вложены в уста короля: [ 17 ]
Король воскликнет: «Сату, сату! Это хорошо, это хорошо!»
восклицание
[ редактировать ]Это слово использовалось Буддой, когда преданные спрашивали его о глубоких и трудных вопросах. Поэтому садху иногда используется в Типитаке как восклицание. В Винайа-Питаке , чтобы показать свою признательность за слова Сарипутты Будда , ответил:
Садху, садху Сарипутта!
- Вино. Я, 56
Новичок
[ редактировать ]Садху также используется как начало молитв перед изображением Будды. [ 18 ] Он также широко используется в небуддийских целях. Например, слово садху используют солдаты, предлагающие послушание. [ 19 ] королям, [ 20 ] или верующие молятся божествам, таким как бирманские наты [ 21 ] и деваты в качестве открывающего:
Сату, сату, мы такие бедные и страдающие. Пусть великий дэват одарит нас великим благословением. Пусть нам будет дарован собственный ребенок.
— Лаосские народные сказки [ 22 ]
Интерпретация
[ редактировать ]Тройное повторение: дисциплина
[ редактировать ]Тройное повторение садху очень распространено в Юго-Восточной Азии . Садху , повторенный трижды, интерпретируется как относящийся к трем аспектам: дисциплинированному телу, речи и уму.
Четвертое высказывание: уважение
[ редактировать ]Садху иногда повторяют четвертый раз, более длинным и выразительным тоном. произносят четвертое « Садху Причина, по которой буддисты так долго », может быть почетной по отношению к тем, кто наиболее дисциплинирован в соответствии с Благородным Восьмеричным Путем . [ 23 ]
Популярная культура
[ редактировать ]Социальные сети
[ редактировать ]Садху, садху, садху, связанный со с тремя сложенными руками, смайликом стал популярным комментарием в социальных сетях как знак почтения и поддержки.
Музыка
[ редактировать ]Саатукаан ( тайский : Аминь) [ 24 ] ) — традиционная мелодия, используемая тайскими музыкантами для панегириков и жертвоприношений в честь Тройной Драгоценности , а особый Саатукаан, играемый только на барабанах, является приглашением для великих учителей. [ 25 ] Тайский поп- певец Boom Boom Cash выпустил песню под названием Sathu (тайский: Аминь ) в мае 2018 года. Современная музыка поклонения в Таиланде также переводит христианское благословение как сатху, как в переводе « Да будет благословенно твое имя» (тайский: Song Amen ) . [ 26 ]

Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пим, Кристофер (1959). Дорога в Ангкор . Р. Хейл. п. 113.
- ^ Лал, Кишори Саран (1969). Исследования по истории Азии: материалы Азиатского исторического конгресса, 1961 . [Опубликовано для] Индийского совета по культурным связям [издательством Asia Publishing House]. п. 183. ИСБН 978-0-210-22748-0 .
- ^ Байлз, Мари Безвиль (1962). Путешествие в бирманскую тишину . Аллен и Анвин. стр. 124. ИСБН 978-90-70012-79-3 .
- ^ Пезе, Эдмонд (1975). «Ежедневный офис в монастырях Тхеравады» . Studua Missionalia: Том. 24 (на французском языке). Григорианский университет . п. 149.
- ^ Коллинз, Стивен (13 мая 1998 г.). Нирвана и другие буддийские блага . Издательство Кембриджского университета. п. 252. ИСБН 978-0-521-57054-1 .
- ^ У Пандита. «45. Живой и сильный» . Путешествие одной жизни . Пандитарама.
- ^ «Традиционные фестивали Камбоджи». Традиционные фестивали АСЕАН . Комитет АСЕАН по культуре и информации. 2003. с. 42.
- ^ У, Кхин Зау (2006). Культура Мьянмы . Издательство «Сегодня». п. 38.
- ^ Накхинтхап, Тапани; Чат, главный министр Таиланда Каммакан Ваттанатам (1992). Очерки тайской культуры . Офис Национальной комиссии по культуре Министерства образования Таиланда. п. 128. ИСБН 978-974-7903-25-6 .
- ^ Велдер, Кристиан; Велдер, Катрин А. (2003). Рисовые птицы: народные сказки Таиланда . Белый Лотос Пресс. п. 106. ИСБН 978-974-480-029-9 .
- ^ Коллинз, Стивен (13 мая 1998 г.). Нирвана и другие буддийские блага . Издательство Кембриджского университета. п. 547. ИСБН 978-0-521-57054-1 .
- ^ Смит, Дональд Юджин (8 декабря 2015 г.). Религия и политика в Бирме . Издательство Принстонского университета. п. 99. ИСБН 978-1-4008-7879-6 .
- ^ Департамент информации и радиовещания Бирмы (1956 г.). Бирма: Юбилей . Директор по информации, Союз Бирмы. п. 2.
- ^ Боуи, Кэтрин А. (21 февраля 2017 г.). О нищих и буддах: политика юмора в Вессантара Джатаке в Таиланде . Университет Висконсина Pres. п. 107. ИСБН 978-0-299-30950-3 .
- ^ Суджато, Бхиккху (2021). «Читтавагга Дхаммапада на английском языке, перевод Бхиккху Суджато» . СуттаЦентрал . Проверено 10 декабря 2023 г.
- ^ Хопкинс, Э. Уошберн (1931). «Индуистские приветствия» . Бюллетень Школы восточных исследований Лондонского университета . 6 (2): 383. ISSN 1356-1898 . JSTOR 607665 .
- ^ Литтел, Элиаким; Литтел, Роберт С. (1873). «Буддийская проповедь» . Живой возраст Литтела . Том. 116. Т. Д. Картер и компания. п. 255.
- ^ Кингсхилл, Конрад (1991). Ку Дэнг — Тридцать лет спустя: исследование деревни в Северном Таиланде, 1954–1984 гг . Университет Северного Иллинойса, Центр исследований Юго-Восточной Азии. п. 196. ИСБН 978-1-877979-76-7 .
- ^ Рут, Ричард А. (16 сентября 2010 г.). В компании Будды: тайские солдаты на войне во Вьетнаме . Издательство Гавайского университета. п. 44. ИСБН 978-0-8248-6085-1 .
- ^ Пья Ханхаак, Король Жаб: перевод исанского мифа о рождаемости в стихах . Издательство Бакнеллского университета. 1996. с. 57. ИСБН 978-0-8387-5306-4 .
- ^ Маккензи, Дональд Александр (1929). Бирманские чудесные сказки . Блэки и сын. п. 172.
- ^ Тоца, Вайуфа; Неттавонг, Конгдан (2008). Лаосские народные сказки . Библиотеки без ограничений. п. 138. ИСБН 978-1-59158-345-5 .
- ^ «Садху Садху Садху (Саду Саду Саду)» . Начинающий буддист . 07.08.2021 . Проверено 1 апреля 2022 г.
- ^ «Сату» [Сату]. www.thai-language.com Проверено 1 апреля 2022 г.
- ^ Вонг, Дебора; Вонг, профессор Дебора (15 августа 2001 г.). Озвучивание центра: история и эстетика в тайском буддийском исполнении . Издательство Чикагского университета. п. 269. ИСБН 978-0-226-90585-3 .
- ^ «Благословенно имя» www.thaiworship.com Проверено 1 апреля 2022 г.