Буддизм в Китае
Часть серии о |
буддизм |
---|
Буддизм в Китае относится к буддизму , который был разработан и практикуется в Китае , в зависимости от географического положения и административного региона, а не от конкретной буддийской ветви. Буддизм — крупнейшая официально признанная религия в Китае, и в Китае существуют три основные ветви буддизма: ханьский или китайский буддизм , тибетский буддизм и буддизм Тхеравады . [1] Точного ответа на вопрос о времени, когда буддизм впервые появился в Китае, не существует, но принято считать, что это произошло примерно во времена династии Хань .
Обзор [ править ]
Будучи крупнейшей официально признанной религией Китая, буддисты варьируются от 4 до 33 процентов, в зависимости от используемых показателей и от того, основаны ли они на опросах, требующих формальной принадлежности к буддизму или буддийским верованиям и практикам. Как и в случае с даосизмом и народной религией в Китае, оценка численности буддийского населения в Китае является сложной задачей, поскольку границы между буддизмом и другими традиционными китайскими религиями не всегда ясны. [1]
Крупнейшей буддийской ветвью в Китае является ханьский буддизм, или китайский буддизм , на долю которого приходится подавляющее большинство буддистов страны, если судить по количеству зарегистрированных храмов. С другой стороны, тибетский буддизм и буддизм Тхеравады в основном исповедуются этническими меньшинствами в Китае, живущими на Тибетском нагорье , во Внутренней Монголии и в южных регионах, граничащих с Мьянмой и Лаосом . [1] хотя есть и другие формы буддизма, которые практикует меньшее количество людей в Китае.
С образованием Китайской Народной Республики в 1949 году религии перешли под контроль нового правительства, и Буддийская ассоциация Китая. в 1953 году была основана Во время Культурной революции буддизм был подавлен, а храмы закрыты или разрушены. Ограничения продолжались до реформ 1980-х годов, когда буддизм начал восстанавливать популярность и свое место как крупнейшая организованная религия в стране.
Формы буддизма [ править ]
буддизм китайский Ханьский
Часть серии о |
Махаяна Буддизм |
---|
Буддизм был завезен в Китай соседним западным населением во времена династии Хань , примерно в I веке. Он стал очень популярен среди китайцев всех слоев общества; восхищались простолюдинами и спонсировались императорами определенных династий. Распространение буддизма достигло своего пика во времена династии Тан , в 8-9 веках, когда буддийские монастыри стали очень богатыми и могущественными. Богатство буддийских институтов было одной из практических причин (идеальная причина заключалась в том, что буддизм был «иностранной религией»), почему танские императоры решили начать волну преследований этой религии , начиная с Великого антибуддийского преследования (845 г.). императором Уцзуном , в результате которого были разрушены многие монастыри и значительно уменьшено влияние религии в Китае. Однако буддизм пережил преследования и в последующие столетия вернул себе место в китайском обществе.
Распространяясь в Китае, буддизму пришлось взаимодействовать с местными религиями, особенно с даосизмом . [2] Такое взаимодействие привело к возникновению уникальных китайских буддийских школ хань ( 汉传佛教 Hànchuán Fójiào ). Первоначально рассматриваемые как своего рода «иностранный даосизм», писания буддизма были переведены на китайский язык с использованием даосской лексики. [3] Чань-буддизм , в частности, был сформирован даосизмом, развивающим недоверие к писаниям и даже языку, а также типичным даосским взглядам, подчеркивающим «эту жизнь», «момент» и преданные практики. [4] : 68, 70–73, 167–168 На протяжении периода Тан в даосизме развивались элементы, заимствованные из буддизма, включая монашество, вегетарианство, воздержание от алкоголя и учение о пустоте. В тот же период чань-буддизм превратился в крупнейшую секту китайского буддизма. [4] : 166–167, 169–172
Буддизм не приветствовался повсеместно, особенно среди дворянства. Учение Будды казалось чуждым и аморальным консервативным конфуцианским взглядам. [4] : 189–190, 268–269 Конфуцианство способствовало социальной стабильности, порядку, крепким семьям и практической жизни, а китайские чиновники задавались вопросом, какую пользу монашество и личное достижение нирваны принесли империи. [3] Однако буддизм и конфуцианство в конце концов примирились после столетий конфликта и ассимиляции. [5]
В современном Китае наиболее популярными формами китайского буддизма являются школы Чистой Земли и Чань. Буддизм Чистой Земли очень доступен для простых людей, поскольку в его учении даже миряне могут избежать цикла смерти и возрождения. Цель последователей этой популярной формы буддизма — переродиться в Чистой Земле, которая является местом, а не состоянием ума. [6] В 2000-х и 2010-х годах влияние китайского буддизма выразилось в строительстве масштабных статуй, пагод и храмов, в том числе Великого Будды Центральных равнин , второй по высоте статуи в мире . Многие храмы в Китае также утверждают, что хранят реликвии настоящего Гаутамы Будды .
Возрождение китайского буддизма в 21 веке также привело к развитию гуманистического буддийского движения, вновь пришедшего из Тайваня и зарубежных китайских общин, с такими организациями, как Cíji ( 慈济 ), которое работает в материковом Китае с 1991 года. [7] и открыла свою штаб-квартиру на материке в 2010-х годах в Сучжоу .
Тибетский буддизм [ править ]
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
Буддийские школы, возникшие в культурной сфере Тибета ( 藏传佛教 Zàngchuán Fójiào или 喇嘛教 Lǎmajiào , «ламаизм»), также имеют влияние по всему Китаю, восходящее к историческим взаимодействиям ханьских китайцев с соседним населением. Тибетский буддизм и его духовенство, ламы , были привнесены в собственно Китай с VII века; его акцент на ритуальных действиях был общим элементом даосизма. Оно распространилось значительно позже, под влиянием Тибета на западе и монголов и маньчжуров на севере, особенно при династиях, которые они основали в Китае, Юань и династии Цин . [8]
Сегодня тибетский буддизм является доминирующей религией в Тибете , среди тибетцев в Цинхае и других провинциях, и имеет историческое и значительное присутствие во Внутренней Монголии (где традиционное название религии — Бурханы Шашин , «Религия Будды», или Шира-ин Шашин , «Жёлтая религия» — 黄教 Хуанцзяо на китайском языке. [примечание 1] ). Однако на северо-востоке Китая есть множество тибетских буддийских храмов , храм Юнхэ примером может служить в Пекине.
Существуют разногласия вокруг иерархии тибетского буддизма, особенно вокруг преемственности Тензина Гьяцо , Далай-ламы 14-го — духовного лидера школы Гелуг , основной школы тибетского буддизма, — который, прежде чем бежать из Китая во время тибетского восстания 1959 года , обладал полной политической властью. в Тибете . Панчен -лама , тибетский иерарх, отвечающий за назначение будущего преемника Далай-ламы, является предметом разногласий между китайским правительством и Тензином Гьяцо. Правительство Китая утверждает, что нынешним (11-м) воплощением Панчен-ламы является Гьянкаин Норбу , тогда как 14-й Далай-лама утверждал в 1995 году, что это был Гедхун Чокьи Ньима , который с этого года был задержан китайским правительством и никогда не виделся в общественность.
После либерализации религий в Китае в 1980-х годах наблюдается растущее движение за принятие секты Гелуг и других буддийских школ тибетского происхождения ханьскими китайцами. Этому движению способствовал прозелитизм китайскоязычных тибетских лам по всему Китаю. [9]
Буддизм Тхеравады [ править ]
Часть серии о |
Тхеравада Буддизм |
---|
Буддизм Тхеравады — основная форма буддизма, практикуемая в основном в Юго-Восточной Азии , а также среди некоторых этнических меньшинств на юго-западе Китая, главным образом в Юньнани . Буддизм Тхеравады распространился из Мьянмы до современных Сишуанбаньна , Дэхун, Симао, Линьцан и Баошань, все в провинции Юньнань, в VI и VII веках. [10] Сегодня эта школа буддизма популярна среди народа дай , а также этнических групп палаунг , бланг , ачан и цзинпо . [11]
Первый буддийский храм в провинции Юньнань, храм Вабацзе в Сишуанбаньне, был возведен в 615 году. После XII века буддийское влияние Тхеравады в регион стало исходить из Таиланда . Тайцы начали привозить в Юньнань копии Палийского канона , переводить священные писания и строить новые храмы. Люди, живущие в Юньнани, где широко распространен буддизм Тхеравады, следуют нормам, аналогичным нормам тайских буддистов, и их буддизм часто смешивается с местными народными верованиями. [12] Буддизм Тхеравады пострадал от преследований во время Культурной революции, но после 1980-х годов возродился. [11]
Буддизм Ваджраяны [ править ]
Часть серии о |
Буддизм Ваджраяны |
---|
Помимо тибетского буддизма и течений Ваджраяны, встречающихся в китайском буддизме, буддизм Ваджраяны практикуется в Китае в некоторых других формах. Например, ажализм (китайский: 阿吒力教 Āzhālìjiào ) — буддийская религия Ваджраяны, практикуемая среди народа Бай . [13]
Течение Ваджраяны в китайском буддизме известно как Танми ( 唐密 «Тайны Тан»), поскольку оно процветало в Китае во времена династии Тан (618–907), незадолго до великого подавления буддизма по решению императора. Другое название этого комплекса традиций — «Ханьская китайская передача эзотерической (или мистической) традиции» ( 汉传密宗 Hànchuán Mìzōng , где Мизонг по-китайски означает Ваджраяна). Танми вместе с более широкой религиозной традицией тантризма (по-китайски: 怛特罗 Dátèluō или 怛特罗密教 Dátèluó mìjiào ; которая может включать индуистские формы религии) [14] : 3 претерпел возрождение с 1980-х годов вместе с общим возрождением буддизма.
Врата Скрытого Цветка ( 华藏宗门 Huácáng Zōngmén ) и Традиция Истинного Пробуждения ( 真佛宗 Zhēnfó Zōng ) — два новых ханьских движения в рамках Ваджраяны, которые входят в число буддийских сект, которые официально запрещены как зло. правительство. [15]
Японский буддизм [ править ]
Шин-буддизм [ править ]
С 1890-х годов до конца Второй китайско-японской войны в 1945 году Хомпа Хонгандзи -ха существовала организация Дзёдо Синсю (淨土真宗; китайское чтение: Jìngtǔ Zhenzōng , «Истинная традиция Чистой Земли»), или Шин-буддизм ( «Истинный буддизм»), представляющий собой японский вариант буддизма Чистой Земли , осуществлял миссионерскую деятельность по всей Восточной Азии , включая Маньчжурию, Тайвань и собственно Китай. После безоговорочной капитуляции Японии в конце войны миссии были закрыты. [16] : 28
Начиная с 1990-х годов среди китайцев наблюдается возрождение син-буддизма, принявшее формальный характер с основанием Гонконгской организации «Фулэй Нианфохуи» (香港法雷念佛会). в 2000 году [16] : 37 за ним следуют Фучжоу FƎléi Niànfóhuì ( Буддийская ассоциация Фучжоу Фалей ), основанная в 2006 году, и Шэньси Fǎléi Niànfóhuì ( Буддийская ассоциация Шэньси Фалей ), основанная в 2010 году. [16] : 39–40 Группы син-буддизма есть также в Хэнани , Чжэцзяне , Внутренней Монголии , Юньнани и других провинциях. [16] : 39–40
Распространение син-буддизма в Китае подверглось некоторой критике по культурным, историческим и доктринальным причинам. [16] : 40 Культурная критика указывает на тот факт, что священнослужители син-буддизма могут жениться и есть мясо; Однако современные китайские группы син-буддизма склонны следовать нормам безбрачия и вегетарианства китайского буддизма. [16] : 40–41 Историческая критика касается связей Дзёдо Синсю с японским милитаризмом и колониализмом до 1945 года. [16] : 41–42 Доктринальная критика основана на приписывании син-буддизму «несыновности», поскольку он не находился под влиянием китайской народной религии, как китайский буддизм, и, следовательно, не имеет прочно устоявшихся практик поклонения предкам. [16] : 42
Нитирэн Буддизм [ править ]
Нитирэн-буддизм, деноминация буддийской религии, основанная в Японии в 13 веке, получила распространение в Китае в 21 веке в форме Сока Гаккай (по-китайски: 创价学会 Chuàngjià xuéhuì ). Буддизм Нитирэн был основан монахом Ничиреном (1222–1282), который развил свое учение на основе «Лотосовой сутры», стремясь реформировать буддизм. Буддизм Нитирэн обещает как немедленное избавление от повседневных проблем, так и мирские блага. [17] Это общество занимается миссионерской деятельностью в Китае, чему отчасти способствуют хорошие отношения, которые оно установило с китайским правительством. Делегации японского Сока Гаккай, китайского правительства и интеллектуального класса наносили визиты друг другу, так что общество было названо «близким другом китайского правительства». [18] Члены Сока Гаккай в Китае организованы в форме домашней церкви , поскольку они «тихо собираются небольшими группами в домах других членов» при незначительном вмешательстве со стороны правительства. [19]
См. также [ править ]
- Буддийская ассоциация Китая
- Буддизм в Гонконге
- Буддизм на Тайване
- Восточноазиатский буддизм
- Четыре преследования буддистов в Китае
- Список буддийской архитектуры в Китае
- Религия в Китае
- Священные горы Китая
- Передача буддизма по Шелковому пути
- Хронология буддизма
Примечания [ править ]
- ^ «Желтая религия», синекдоха секты Желтой Шапки , может также относиться к желтому шаманизму , типу монгольского шаманизма, который использует выразительный стиль, вдохновленный буддизмом.
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Буддизм» . Проверено 10 июня 2024 г.
- ^ Масперо, Анри (1981). Даосизм и китайская религия . Перевод Кирмана, Массачусетский университет Фрэнка А. ISBN 978-0-87023-308-1 . п. 46.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пребиш, Чарльз (1975). Буддизм: современный взгляд . Пенн Стейт Пресс. ISBN 0-271-01195-5 . п. 192.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дюмулен, Генрих; Хейсиг, Джеймс В.; Вязальщик, Пол (2005). Дзен-буддизм: история, Индия и Китай . Мировая мудрость. ISBN 0-941532-89-5 .
- ^ Мур, Чарльз Александр (1967). Китайский разум: основы китайской философии и культуры . Издательство Гавайского университета. ISBN 0-8248-0075-3 . стр. 133, 147.
- ^ Вудхед, Линда; Партридж, Кристофер; Каванами, Хироко (2016). Религии в современном мире (третье изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Лалиберте, Андре (2012). «Рост тайваньской буддийской ассоциации в Китае: мягкая сила и институциональное обучение» . Информация о Китае . 27 : 81–105. дои : 10.1177/0920203X12466206 . S2CID 155252301 .
- ^ Фейхтванг, Стефан (2016), «Китайские религии», в Вудхеде, Линда; Каванами, Хироко; Партридж, Кристофер Х. (ред.), Религии в современном мире: традиции и трансформации (3-е изд.), Лондон: Routledge, стр. 148, ISBN 978-1-317-43960-8
- ^ Гуссерт, Винсент; Палмер, Дэвид (2011). Религиозный вопрос в современном Китае . Издательство Чикагского университета. п. 369. ИСБН 978-0-226-30416-8 .
- ^ Хайчэн Лин, буддизм в Китае
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвис, Эдвард Л. (2009). «Буддизм Тхеравады среди меньшинств». Энциклопедия современной китайской культуры . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-77716-2 .
- ^ Цзянь, Гуань (октябрь 1994 г.). «Религия коренных народов и буддизм Тхеравады в Бан Да Тиу: деревня Дай Лю в Юньнани, Китай». Азиатское фольклористика . 53 (2). стр. 363–365.
- ^ Хуан, Чжэнлян; Чжан, Силу (2013). «Обзор исследований байской эзотерической буддийской религии Ажали с 20 века» . Журнал Университета Дали .
- ^ Лян, Юнцзя (2016). «Антропологическое исследование религии в Китае: контексты, сотрудничество, дебаты и тенденции» (PDF) . Серия рабочих документов Азиатского исследовательского института (250): 25. Архивировано из оригинала (PDF) 23 октября 2017 г.
- ^ «Культ Будды» . Дуй Хуа (52). 29 августа 2013 г. Архивировано из оригинала 5 января 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Онг, Клифтон Додацу. «Распространение син-буддизма на китайском языке». 大学紀要 : 28–50. ISSN 1343-3695 .
- ^ Вудхед, Линда; Партридж, Кристофер; Каванами, Хироко (2016). Религии в современном мире . Апекс КоВантедж, ООО. п. 83.
- ^ Метро, Дэниел Альфред (1994). Революция Сока Гаккай . Университетское издательство Америки. п. 127. ИСБН 0-8191-9733-5 .
- ^ Метро, Дэниел Альфред (2010). Как Сока Гаккай стал глобальным буддийским движением: интернационализация японской религии . Эдвин Меллен Пресс. стр. 118–119. ISBN 978-0-7734-3758-6 .
Внешние ссылки [ править ]
СМИ, связанные с буддизмом в Китае, на Викискладе?