Jump to content

Протестантизм в Китае

Протестантское христианство ( китайский : 基督敎新敎 ; пиньинь : Jīdūjiào xīnjiào ; букв. «Новое учение христианства », по сравнению с более ранним римским католицизмом ) проникло в Китай в начале 19 века, в значительной степени укоренившись во времена династии Цин . Некоторые историки считают, что на восстание тайпинов повлияло протестантское учение. [1] С середины 20-го века в Китае наблюдается рост числа практикующих христиан. Согласно опросу, опубликованному в 2010 году, в Китае насчитывается около 40 миллионов протестантов. [2] По оценкам Фэнган Ян, социолога религии из Университета Пердью, по состоянию на 2019 год в Китае проживает около 100 миллионов христиан-протестантов. [3] По другим оценкам, число христиан-протестантов составляет около 40–60 миллионов человек. [4]

Большая часть этого роста произошла в неформальных сетях, называемых домашними церквями , распространение которых началось в 1950-х годах, когда многие китайские католики и протестанты начали отвергать контролируемые государством структуры, якобы представляющие их. [5] Сейчас говорят, что члены таких групп представляют «молчаливое большинство» китайских христиан и представляют множество разнообразных богословских традиций. [6]

Ранняя история

[ редактировать ]

Протестантское христианство не пришло в Китай до тех пор, пока Роберт Моррисон из Лондонского миссионерского общества не начал работу в 1807 году в Макао .

В «основных законах» Китая один раздел озаглавлен «Чародеи, ведьмы и все суеверия запрещены». Император Цзяцин в 1814 году нашей эры добавил в этот раздел шестой пункт, касающийся христианства. Он был изменен в 1821 году и напечатан в 1826 году императором Даогуаном . Он приговаривал европейцев к смертной казни за распространение христианства среди ханьцев и маньчжуров. Христиан, которые не раскаивались в своем обращении, отправляли в мусульманские города Синьцзяна, чтобы отдать в рабство мусульманским лидерам и беям . [7]

В пункте говорилось: «Люди Западного океана, [европейцы или португальцы], должны они пропагандировать в стране религию Господа небес [название, данное христианству католиками], или тайно печатать книги, или собирать общины для проповеди». чтобы и тем самым обмануть многих людей, или же какие-либо татары [маньчжуры] или китайцы, в свою очередь, будут пропагандировать учения и тайно давать имена, (как при крещении), воспламеняя и вводя в заблуждение многих, если это доказано подлинными свидетельствами, голову или лидер должен быть приговорен к немедленной смерти через удушение: тот, кто пропагандирует религию, разжигая и обманывая людей, если число невелико и имена не названы, должен быть приговорен к удушению после определенного периода тюремного заключения. слушатели или последователи учения, если они не покаются и не откажутся, будут сосланы в магометанские города (в Туркестане) и отданы в рабство беям и другим могущественным магометанам, способным принудить их. . . . Все гражданские и военные офицеры, которые не смогут обнаружить европейцев, тайно проживающих в стране, находящейся под их юрисдикцией, и пропагандирующих свою религию, вводя тем самым в заблуждение массы, должны быть переданы Верховному Совету и подвергнуты следственному суду».

Некоторые надеялись, что китайское правительство будет проводить дискриминацию между протестантизмом и католицизмом, поскольку закон был направлен против католицизма, но после того, как протестантские миссионеры в 1835-1836 годах раздавали китайцам христианские книги, император Даогуан потребовал знать, кто такие «туземцы-предатели в «Кантоне». которые снабжали их книгами». Иностранные миссионеры были задушены или изгнаны китайцами. [8]

В 1860 году протестантские миссии были ограничены пятью прибрежными городами. К концу века западные державы вынудили правительство допустить миссионеров во внутренние районы страны. Во второй половине века в страну прибыло все больше миссионеров. было организовано множество новых миссионерских обществ в Соединенных Штатах После Гражданской войны в США , и в них возросло участие и из Великобритании. Несколько тысяч миссионеров работали во всех частях Китая. 1859 года Пробуждение в Британии и пример Дж. Хадсона Тейлора (1832–1905) оказали большое влияние.

Тейлора К 1865 году, когда началась Внутренняя миссия в Китае , в Китае действовало 30 различных протестантских групп. [9] Разнообразие представленных деноминаций не равнялось увеличению числа миссионеров на местах. В семи провинциях, в которых протестантские миссионеры уже работали, по оценкам, проживало 204 миллиона человек и работал всего 91 человек, в то время как во внутреннем Китае было одиннадцать других провинций с населением в 197 миллионов человек, для которых не было сделано абсолютно ничего. [10] Помимо Лондонского миссионерского общества и Американского совета уполномоченных по иностранным миссиям , существовали миссионеры, связанные с баптистами , южными баптистами , пресвитерианцами , методистами , епископалами и уэслианцами . Большинство миссионеров прибыли из Англии , США , Швеции , Франции , Германии , Швейцарии и Нидерландов . [9]

Помимо публикации и распространения христианской литературы и Библии, протестантское христианское миссионерское движение в Китае способствовало распространению знаний посредством других печатных работ по истории и науке. По мере того как миссионеры отправлялись работать среди китайцев, они создавали и развивали школы и внедряли новейшие методы медицины. [9] Традиционные китайские учителя относились к миссионерским школам с некоторым подозрением, но они отличались от нормы, предлагая базовое образование бедным китайцам, как мальчикам, так и девочкам, у которых не было надежды учиться в школе до времен Китайской Республики. . [11]

«Китайский регистратор и миссионерский журнал» , основанный в Шанхае в 1869 году, был известным изданием для освещения миссионерской деятельности, а также для споров и дискуссий. [12]

1800-е годы стали свидетелями распространения христианства за пределы изолированных районов договорных портов благодаря тысячам новых миссионеров, прибывших во внутренние районы Китая. Западные миссионеры быстро распространяли христианство в оккупированных иностранцами прибрежных городах; Тайпинское восстание изначально было связано с миссионерской деятельностью. Британские и американские конфессии, такие как Британская методистская церковь , продолжали посылать миссионеров до тех пор, пока им не запретили это делать после создания Китайской Народной Республики . Протестантские миссионеры сыграли значительную роль в распространении знаний о Китае в Соединённых Штатах и ​​о Соединённых Штатах в Китае.

Христиане-протестанты в Китае открыли первые клиники и больницы. [13] обеспечил первую подготовку медсестер, открыл первые современные школы, работал над отменой такой практики, как связывание ног , [14] и улучшить обращение с горничными. Они развернули благотворительную деятельность и раздавали еду бедным. Они также выступили против опиумом . торговли [15] и обеспечил лечение многим наркозависимым. Некоторые из первых лидеров Китайской Республики , такие как Сунь Ятсен , были обращены в христианство и находились под влиянием его учения. [16]

Современный материковый Китай

[ редактировать ]
Домашняя церковь в Шуньи, Пекин.

После ослабления ограничений на религию после 1970-х годов христианство значительно выросло в Народной Республике. Протестантское патриотическое движение трех автономий и Христианский совет Китая связаны с правительством и соблюдают наложенные на него правила. Патриотическое движение трех автономий к 2005 году утверждало, что насчитывает 10-15 миллионов верующих, в то время как общее число протестантов, включая неофициальные домашние церкви , оценивается в 30 миллионов членов. [2]

Подавление

[ редактировать ]

Начиная с 2013 года правительство начало кампанию подавления крупных протестантских и католических церквей со шпилями и крестами. [17] 2018 год ознаменовался сносом евангелической церкви, насчитывающей 50 000 членов, в Линьфэне , Шаньси . [18]

Протестантское богослужение в наши дни

[ редактировать ]

Новый Версия Библии Китайского Союза, китайский сборник гимнов , Молитва Господня в том виде, в котором она написана в версии Китайского Союза, и Апостольский Символ веры обычно используются большинством протестантских верующих в современном Китае.

Сборник гимнов «Ханаанские гимны» — одно из самых успешных подпольных христианских изданий в Китае. [19] Помимо домашних церквей, он используется в церквях Патриотического движения трех автономий . [20]

Библия в Китае

[ редактировать ]

Начиная с начала 19 века, многие переводы Библии на китайский язык были сделаны протестантами, католиками и православными христианами. Ранний перевод был сделан британским миссионером и лингвистом Робертом Моррисоном (1782–1834). более 300 миллионов экземпляров Библии на китайском языке с 1807 по 1953 год было издано и распространено С 1823 года при активном участии протестантских миссионеров . [21]

Незарегистрированные церкви и культы

[ редактировать ]

За исключением санкционированной государством Церкви трех автономий (三自教會), чьи доктрины соответствуют основному протестантизму и занимают проправительственные позиции, это называется «протестантизмом» ( Jīdūjiào xīnjiào в Китае ). Помимо Церкви трех автономий существуют различные диссидентские церкви. В первую очередь они действуют [1] в форме так называемых «семейных церквей» (家庭教會), «подземных церквей» (地下教會) или «подземных небес» (地下天國), небольших групп поклонения в семейных домах. Западные христианские СМИ обычно называют их «домашними церквями». Сети семейных церквей особенно представлены в провинциях Чжэцзян и Хэнань . У них есть миссионеры в других провинциях и даже за границей, в соседних государствах, таких как Тайвань . [22]

Сюда также входят разнообразные культы , основанные на библейском учении, такие как «Восточная молния» , «Ментухуэй» , «Бэйли Ван» , «Крикающие» , « Церковь Total Scope» , « Братство Фанчэн» , « Китайское евангельское братство» и « Зал собраний» . [1] Многие из этих менее массовых групп были названы « неортодоксальными учениями » ( 邪教 ; xiéjiào ) и подавляются китайскими правоохранительными органами.

Имена для Бога

[ редактировать ]

Шанди (буквально «Высочайший император») — это термин, чаще используемый протестантами для перевода слова « Бог ». Католическая церковь исторически отдавала предпочтение Тяньчжу (буквально «Господин Небес»), отсюда и китайское название католицизма: Тяньчжуцзяо .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Доктор Дж. Райт Дойл (2010). Насколько опасны китайские домашние церкви . Рецензия на книгу Лянь Си «Искупленные огнем: рост народного христианства в современном Китае». Издательство Йельского университета, 2010. ISBN   978-0-300-12339-5 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Исследование духовной жизни Китая в 2010 году, проведенное доктором Ян Фэнганом, Центр религии и китайского общества Университета Пердью. Статистика опубликована в: Катарина Венцель-Тойбер, Дэвид Стрейт. Китайская Народная Республика: Статистический обзор религий и церквей за 2011 г. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine . Религии и христианство в современном Китае, Том. II, 2012, № 3, стр. 29–54, ISSN   2192-9289 .
  3. ^ Пол, Джозеф. «Спустя год после того, как китайский пастор был впервые задержан, христианство продолжает расти» . Архивировано из оригинала 25 января 2022 года . Проверено 25 января 2022 г.
  4. ^ Козель, Кэрри Дж.; Ху, Ижи; Пайн, Джошуа (1 апреля 2019 г.). «Официальный протестантизм в Китае» . Обзор религии и китайского общества . 6 (1): 71–98. дои : 10.1163/22143955-00601005 . ISSN   2214-3947 . S2CID   159285266 .
  5. ^ Гуссарт, Винсент и Дэвид А. Палмер. Религиозный вопрос в современном Китае. Чикаго: Издательство Чикагского университета (2011), стр. 380–87.
  6. ^ Хантер, Алан и Ким-Квонг Чан. Протестантизм в современном Китае. Кембридж: Издательство Кембриджского университета (1993), стр. 178.
  7. ^ Роберт Самуил Маклай (1861). Жизнь среди китайцев: с характерными зарисовками и происшествиями миссионерской деятельности и перспективами в Китае . Карлтон и Портер. п. 336 . Проверено 6 июля 2011 г. мусульманские рабы беев.
  8. ^ Роберт Самуил Маклай (1861). Жизнь среди китайцев: с характерными зарисовками и происшествиями миссионерской деятельности и перспективами в Китае . Карлтон и Портер. п. 337 . Проверено 6 июля 2011 г. иностранцев душили или высылали.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Спенс (1991), с. 206
  10. ^ Тейлор (1865),
  11. ^ Спенс (1991), с. 208
  12. ^ «Введение», Кэтлин Лодвик. Китайский указатель рекордеров: Путеводитель по христианским миссиям в Азии, 1867–1941 гг. (Уилмингтон, Делавэр: научные ресурсы, 1986). 2 тома.
  13. ^ Гулик, (1975), стр. 561-562.
  14. ^ Берджесс, (1957), стр. 47.
  15. ^ Остин, (2007)
  16. ^ Сунг, (1997) с. 151-178
  17. ^ Том Филлипс (27 июля 2015 г.). «Китайские христиане протестуют против «злой» коммунистической кампании по сносу крестов. За последние два года власти снесли более 1200 крестов, что вызвало гнев и уличные протесты» . Хранитель . Архивировано из оригинала 28 июля 2015 года . Проверено 13 января 2018 г.
  18. ^ Бенджамин Хаас (11 января 2018 г.). «Снос церкви в Китае вызывает опасения по поводу кампании против христиан. Появились кадры сноса церкви «Золотой светильник» в провинции Шаньси местными властями» . Хранитель . Проверено 13 января 2018 г. Церковь Золотой Светильник
  19. ^ Чжоу, Кейт (2011). Долгий марш Китая к свободе: массовая модернизация . Нью-Брансуик: Издатели транзакций. п. 141. ИСБН  978-1-4128-1520-8 .
  20. ^ Нили, Пол Л. (2016). «Ханаанские гимны» . В Скорги, Глен Г. (ред.). Словарь христианской духовности . Зондерван. п. 591. ИСБН  978-0-310-53103-6 .
  21. Распространение Библии в Китае , Beijing Review, декабрь 2006 г.
  22. ^ Айкман, Дэвид (25 октября 2003 г.). Иисус в Пекине . Издательство Регнери. ISBN  0-89526-128-6 .

Источники

[ редактировать ]
  •  В эту статью включен текст из книги Роберта Сэмюэля Маклая «Жизнь среди китайцев: с характерными зарисовками и случаями миссионерской деятельности и перспектив в Китае» , публикации 1861 года, которая сейчас находится в свободном доступе в Соединенных Штатах.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Остин, Элвин (2007). Миллионы Китая: Внутренняя миссия Китая и общество позднего Цин . Гранд-Рапидс, Мичиган : Эрдманс. ISBN  978-0-8028-2975-7 .
  • Остин, Элвин (1986). Спасение Китая: канадские миссионеры в Поднебесной 1888–1959 гг . Торонто: Университет Торонто Press.
  • Берджесс, Алан (1957). Маленькая женщина . ISBN  1-56849-184-0 .
  • Данч, Райан. Протестанты Фучжоу и создание современного Китая, 1857–1927 (2001) 293 стр.
  • Фэрбанк, Джон Кинг, изд. Миссионерское предприятие в Китае и Америке (1974) онлайн, можно бесплатно взять 14 эссе ученых.
  • Фэй, Питер В. «Протестантская миссия и опиумная война», Pacific Historical Review, 1971 40 (2): 145–61.
  • Фултон, Остин (1967). Сквозь землетрясение, ветер и огонь . Эдинбург: Сент-Эндрюс Пресс.
  • Гулик, Эдвард В. (июль – сентябрь 1975 г.). Питер Паркер и открытие Китая . Том. 95. Журнал Американского восточного общества. {{cite book}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  • Латуретт, Кеннет Скотт (1929). История христианских миссий в Китае .
  • Латуретт, Кеннет Скотт. Христианство в эпоху революции. Том. III: XIX век за пределами Европы; Америки, Тихоокеанского региона, Азии и Африки. (1969)
  • Латуретт, Кеннет Скотт. Христианство в революционную эпоху, Том. V: Двадцатый век за пределами Европы: Америка, Тихий океан, Азия и Африка: развивающееся мировое христианское сообщество (1962)
  • Лиан, Си. «Западные протестантские миссии и современные китайские националистические мечты», История Восточной Азии 2006–2007 (32–33): 199–216.
  • Лиан, Си. Обращение миссионеров: либерализм в американских протестантских миссиях в Китае, 1907–1932 (1997).
  • Нилс, Патрисия, изд. Отношение и политика Соединенных Штатов в отношении Китая. Влияние американских миссионеров (1990)
  • «Пфистер, Лорен Ф. Стремление к «всему долгу человека»: Джеймс Легг и встреча шотландских протестантов с Китаем: оценка слияния шотландского нонконформизма, китайской миссионерской стипендии, викторианской китаеведения и китайского протестантизма (2007)
  • Рабе, Валентин Х. База американских миссий в Китае, 1880–1920 (1978). 299 стр.
  • Семпл, Ронда Энн. Женщины-миссионеры: пол, профессионализм и викторианская идея христианской миссии (2003) охватывают 1865–1910 гг.
  • Спенс, Джонатан Д. (1991). В поисках современного Китая . WW Norton & Co. ISBN  0-393-30780-8 .
  • Сунг, Ирма Там (1997). Христианская школа Сунь Ятсена на Гавайях . Гавайи: Гавайский исторический журнал, том. 13.
  • Варг, Пол А. Миссионеры, китайцы и дипломаты: американское протестантское миссионерское движение в Китае, 1890–1952 (1958)
  • Варг, Пол А. «Миссионеры и отношения между Соединенными Штатами и Китаем в конце девятнадцатого века», World Relations Quarterly , 1956, 27 (2): 153–71.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f94d46a4911da6faccdae4fb881b75bb__1715868060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/bb/f94d46a4911da6faccdae4fb881b75bb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Protestantism in China - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)