Протестантизм в Китае
Протестантское христианство ( китайский : 基督敎新敎 ; пиньинь : Jīdūjiào xīnjiào ; букв. «Новое учение христианства », по сравнению с более ранним римским католицизмом ) проникло в Китай в начале 19 века, в значительной степени укоренившись во времена династии Цин . Некоторые историки считают, что на восстание тайпинов повлияло протестантское учение. [1] С середины 20-го века в Китае наблюдается рост числа практикующих христиан. Согласно опросу, опубликованному в 2010 году, в Китае насчитывается около 40 миллионов протестантов. [2] По оценкам Фэнган Ян, социолога религии из Университета Пердью, по состоянию на 2019 год в Китае проживает около 100 миллионов христиан-протестантов. [3] По другим оценкам, число христиан-протестантов составляет около 40–60 миллионов человек. [4]
Большая часть этого роста произошла в неформальных сетях, называемых домашними церквями , распространение которых началось в 1950-х годах, когда многие китайские католики и протестанты начали отвергать контролируемые государством структуры, якобы представляющие их. [5] Сейчас говорят, что члены таких групп представляют «молчаливое большинство» китайских христиан и представляют множество разнообразных богословских традиций. [6]
Ранняя история
[ редактировать ]Протестантское христианство не пришло в Китай до тех пор, пока Роберт Моррисон из Лондонского миссионерского общества не начал работу в 1807 году в Макао .
В «основных законах» Китая один раздел озаглавлен «Чародеи, ведьмы и все суеверия запрещены». Император Цзяцин в 1814 году нашей эры добавил в этот раздел шестой пункт, касающийся христианства. Он был изменен в 1821 году и напечатан в 1826 году императором Даогуаном . Он приговаривал европейцев к смертной казни за распространение христианства среди ханьцев и маньчжуров. Христиан, которые не раскаивались в своем обращении, отправляли в мусульманские города Синьцзяна, чтобы отдать в рабство мусульманским лидерам и беям . [7]
В пункте говорилось: «Люди Западного океана, [европейцы или португальцы], должны они пропагандировать в стране религию Господа небес [название, данное христианству католиками], или тайно печатать книги, или собирать общины для проповеди». чтобы и тем самым обмануть многих людей, или же какие-либо татары [маньчжуры] или китайцы, в свою очередь, будут пропагандировать учения и тайно давать имена, (как при крещении), воспламеняя и вводя в заблуждение многих, если это доказано подлинными свидетельствами, голову или лидер должен быть приговорен к немедленной смерти через удушение: тот, кто пропагандирует религию, разжигая и обманывая людей, если число невелико и имена не названы, должен быть приговорен к удушению после определенного периода тюремного заключения. слушатели или последователи учения, если они не покаются и не откажутся, будут сосланы в магометанские города (в Туркестане) и отданы в рабство беям и другим могущественным магометанам, способным принудить их. . . . Все гражданские и военные офицеры, которые не смогут обнаружить европейцев, тайно проживающих в стране, находящейся под их юрисдикцией, и пропагандирующих свою религию, вводя тем самым в заблуждение массы, должны быть переданы Верховному Совету и подвергнуты следственному суду».
Некоторые надеялись, что китайское правительство будет проводить дискриминацию между протестантизмом и католицизмом, поскольку закон был направлен против католицизма, но после того, как протестантские миссионеры в 1835-1836 годах раздавали китайцам христианские книги, император Даогуан потребовал знать, кто такие «туземцы-предатели в «Кантоне». которые снабжали их книгами». Иностранные миссионеры были задушены или изгнаны китайцами. [8]
В 1860 году протестантские миссии были ограничены пятью прибрежными городами. К концу века западные державы вынудили правительство допустить миссионеров во внутренние районы страны. Во второй половине века в страну прибыло все больше миссионеров. было организовано множество новых миссионерских обществ в Соединенных Штатах После Гражданской войны в США , и в них возросло участие и из Великобритании. Несколько тысяч миссионеров работали во всех частях Китая. 1859 года Пробуждение в Британии и пример Дж. Хадсона Тейлора (1832–1905) оказали большое влияние.
Тейлора К 1865 году, когда началась Внутренняя миссия в Китае , в Китае действовало 30 различных протестантских групп. [9] Разнообразие представленных деноминаций не равнялось увеличению числа миссионеров на местах. В семи провинциях, в которых протестантские миссионеры уже работали, по оценкам, проживало 204 миллиона человек и работал всего 91 человек, в то время как во внутреннем Китае было одиннадцать других провинций с населением в 197 миллионов человек, для которых не было сделано абсолютно ничего. [10] Помимо Лондонского миссионерского общества и Американского совета уполномоченных по иностранным миссиям , существовали миссионеры, связанные с баптистами , южными баптистами , пресвитерианцами , методистами , епископалами и уэслианцами . Большинство миссионеров прибыли из Англии , США , Швеции , Франции , Германии , Швейцарии и Нидерландов . [9]
Помимо публикации и распространения христианской литературы и Библии, протестантское христианское миссионерское движение в Китае способствовало распространению знаний посредством других печатных работ по истории и науке. По мере того как миссионеры отправлялись работать среди китайцев, они создавали и развивали школы и внедряли новейшие методы медицины. [9] Традиционные китайские учителя относились к миссионерским школам с некоторым подозрением, но они отличались от нормы, предлагая базовое образование бедным китайцам, как мальчикам, так и девочкам, у которых не было надежды учиться в школе до времен Китайской Республики. . [11]
«Китайский регистратор и миссионерский журнал» , основанный в Шанхае в 1869 году, был известным изданием для освещения миссионерской деятельности, а также для споров и дискуссий. [12]
1800-е годы стали свидетелями распространения христианства за пределы изолированных районов договорных портов благодаря тысячам новых миссионеров, прибывших во внутренние районы Китая. Западные миссионеры быстро распространяли христианство в оккупированных иностранцами прибрежных городах; Тайпинское восстание изначально было связано с миссионерской деятельностью. Британские и американские конфессии, такие как Британская методистская церковь , продолжали посылать миссионеров до тех пор, пока им не запретили это делать после создания Китайской Народной Республики . Протестантские миссионеры сыграли значительную роль в распространении знаний о Китае в Соединённых Штатах и о Соединённых Штатах в Китае.
Христиане-протестанты в Китае открыли первые клиники и больницы. [13] обеспечил первую подготовку медсестер, открыл первые современные школы, работал над отменой такой практики, как связывание ног , [14] и улучшить обращение с горничными. Они развернули благотворительную деятельность и раздавали еду бедным. Они также выступили против опиумом . торговли [15] и обеспечил лечение многим наркозависимым. Некоторые из первых лидеров Китайской Республики , такие как Сунь Ятсен , были обращены в христианство и находились под влиянием его учения. [16]
Современный материковый Китай
[ редактировать ]После ослабления ограничений на религию после 1970-х годов христианство значительно выросло в Народной Республике. Протестантское патриотическое движение трех автономий и Христианский совет Китая связаны с правительством и соблюдают наложенные на него правила. Патриотическое движение трех автономий к 2005 году утверждало, что насчитывает 10-15 миллионов верующих, в то время как общее число протестантов, включая неофициальные домашние церкви , оценивается в 30 миллионов членов. [2]
Подавление
[ редактировать ]Начиная с 2013 года правительство начало кампанию подавления крупных протестантских и католических церквей со шпилями и крестами. [17] 2018 год ознаменовался сносом евангелической церкви, насчитывающей 50 000 членов, в Линьфэне , Шаньси . [18]
Протестантское богослужение в наши дни
[ редактировать ]Новый Версия Библии Китайского Союза, китайский сборник гимнов , Молитва Господня в том виде, в котором она написана в версии Китайского Союза, и Апостольский Символ веры обычно используются большинством протестантских верующих в современном Китае.
Сборник гимнов «Ханаанские гимны» — одно из самых успешных подпольных христианских изданий в Китае. [19] Помимо домашних церквей, он используется в церквях Патриотического движения трех автономий . [20]
Библия в Китае
[ редактировать ]Начиная с начала 19 века, многие переводы Библии на китайский язык были сделаны протестантами, католиками и православными христианами. Ранний перевод был сделан британским миссионером и лингвистом Робертом Моррисоном (1782–1834). более 300 миллионов экземпляров Библии на китайском языке с 1807 по 1953 год было издано и распространено С 1823 года при активном участии протестантских миссионеров . [21]
Незарегистрированные церкви и культы
[ редактировать ]За исключением санкционированной государством Церкви трех автономий (三自教會), чьи доктрины соответствуют основному протестантизму и занимают проправительственные позиции, это называется «протестантизмом» ( Jīdūjiào xīnjiào в Китае ). Помимо Церкви трех автономий существуют различные диссидентские церкви. В первую очередь они действуют [1] в форме так называемых «семейных церквей» (家庭教會), «подземных церквей» (地下教會) или «подземных небес» (地下天國), небольших групп поклонения в семейных домах. Западные христианские СМИ обычно называют их «домашними церквями». Сети семейных церквей особенно представлены в провинциях Чжэцзян и Хэнань . У них есть миссионеры в других провинциях и даже за границей, в соседних государствах, таких как Тайвань . [22]
Сюда также входят разнообразные культы , основанные на библейском учении, такие как «Восточная молния» , «Ментухуэй» , «Бэйли Ван» , «Крикающие» , « Церковь Total Scope» , « Братство Фанчэн» , « Китайское евангельское братство» и « Зал собраний» . [1] Многие из этих менее массовых групп были названы « неортодоксальными учениями » ( 邪教 ; xiéjiào ) и подавляются китайскими правоохранительными органами.
Имена для Бога
[ редактировать ]Шанди (буквально «Высочайший император») — это термин, чаще используемый протестантами для перевода слова « Бог ». Католическая церковь исторически отдавала предпочтение Тяньчжу (буквально «Господин Небес»), отсюда и китайское название католицизма: Тяньчжуцзяо .
См. также
[ редактировать ]- Че Кам Конг
- Христианство в Китае
- Католическая церковь в Китае
- Список протестантских духовных семинарий в Китайской Народной Республике
- Китайского союза Версия Библии
- Китайский новый гимн
- Китайский христианский совет
- Протестантские миссии в Китае 1807–1953 гг.
- Протестантизм в Сычуани
- Алимуцзян Йимити
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Доктор Дж. Райт Дойл (2010). Насколько опасны китайские домашние церкви . Рецензия на книгу Лянь Си «Искупленные огнем: рост народного христианства в современном Китае». Издательство Йельского университета, 2010. ISBN 978-0-300-12339-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Исследование духовной жизни Китая в 2010 году, проведенное доктором Ян Фэнганом, Центр религии и китайского общества Университета Пердью. Статистика опубликована в: Катарина Венцель-Тойбер, Дэвид Стрейт. Китайская Народная Республика: Статистический обзор религий и церквей за 2011 г. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine . Религии и христианство в современном Китае, Том. II, 2012, № 3, стр. 29–54, ISSN 2192-9289 .
- ^ Пол, Джозеф. «Спустя год после того, как китайский пастор был впервые задержан, христианство продолжает расти» . Архивировано из оригинала 25 января 2022 года . Проверено 25 января 2022 г.
- ^ Козель, Кэрри Дж.; Ху, Ижи; Пайн, Джошуа (1 апреля 2019 г.). «Официальный протестантизм в Китае» . Обзор религии и китайского общества . 6 (1): 71–98. дои : 10.1163/22143955-00601005 . ISSN 2214-3947 . S2CID 159285266 .
- ^ Гуссарт, Винсент и Дэвид А. Палмер. Религиозный вопрос в современном Китае. Чикаго: Издательство Чикагского университета (2011), стр. 380–87.
- ^ Хантер, Алан и Ким-Квонг Чан. Протестантизм в современном Китае. Кембридж: Издательство Кембриджского университета (1993), стр. 178.
- ^ Роберт Самуил Маклай (1861). Жизнь среди китайцев: с характерными зарисовками и происшествиями миссионерской деятельности и перспективами в Китае . Карлтон и Портер. п. 336 . Проверено 6 июля 2011 г.
мусульманские рабы беев.
- ^ Роберт Самуил Маклай (1861). Жизнь среди китайцев: с характерными зарисовками и происшествиями миссионерской деятельности и перспективами в Китае . Карлтон и Портер. п. 337 . Проверено 6 июля 2011 г.
иностранцев душили или высылали.
- ^ Перейти обратно: а б с Спенс (1991), с. 206
- ^ Тейлор (1865),
- ^ Спенс (1991), с. 208
- ^ «Введение», Кэтлин Лодвик. Китайский указатель рекордеров: Путеводитель по христианским миссиям в Азии, 1867–1941 гг. (Уилмингтон, Делавэр: научные ресурсы, 1986). 2 тома.
- ^ Гулик, (1975), стр. 561-562.
- ^ Берджесс, (1957), стр. 47.
- ^ Остин, (2007)
- ^ Сунг, (1997) с. 151-178
- ^ Том Филлипс (27 июля 2015 г.). «Китайские христиане протестуют против «злой» коммунистической кампании по сносу крестов. За последние два года власти снесли более 1200 крестов, что вызвало гнев и уличные протесты» . Хранитель . Архивировано из оригинала 28 июля 2015 года . Проверено 13 января 2018 г.
- ^ Бенджамин Хаас (11 января 2018 г.). «Снос церкви в Китае вызывает опасения по поводу кампании против христиан. Появились кадры сноса церкви «Золотой светильник» в провинции Шаньси местными властями» . Хранитель . Проверено 13 января 2018 г.
Церковь Золотой Светильник
- ^ Чжоу, Кейт (2011). Долгий марш Китая к свободе: массовая модернизация . Нью-Брансуик: Издатели транзакций. п. 141. ИСБН 978-1-4128-1520-8 .
- ^ Нили, Пол Л. (2016). «Ханаанские гимны» . В Скорги, Глен Г. (ред.). Словарь христианской духовности . Зондерван. п. 591. ИСБН 978-0-310-53103-6 .
- ↑ Распространение Библии в Китае , Beijing Review, декабрь 2006 г.
- ^ Айкман, Дэвид (25 октября 2003 г.). Иисус в Пекине . Издательство Регнери. ISBN 0-89526-128-6 .
Источники
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из книги Роберта Сэмюэля Маклая «Жизнь среди китайцев: с характерными зарисовками и случаями миссионерской деятельности и перспектив в Китае» , публикации 1861 года, которая сейчас находится в свободном доступе в Соединенных Штатах.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Остин, Элвин (2007). Миллионы Китая: Внутренняя миссия Китая и общество позднего Цин . Гранд-Рапидс, Мичиган : Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2975-7 .
- Остин, Элвин (1986). Спасение Китая: канадские миссионеры в Поднебесной 1888–1959 гг . Торонто: Университет Торонто Press.
- Берджесс, Алан (1957). Маленькая женщина . ISBN 1-56849-184-0 .
- Данч, Райан. Протестанты Фучжоу и создание современного Китая, 1857–1927 (2001) 293 стр.
- Фэрбанк, Джон Кинг, изд. Миссионерское предприятие в Китае и Америке (1974) онлайн, можно бесплатно взять 14 эссе ученых.
- Фэй, Питер В. «Протестантская миссия и опиумная война», Pacific Historical Review, 1971 40 (2): 145–61.
- Фултон, Остин (1967). Сквозь землетрясение, ветер и огонь . Эдинбург: Сент-Эндрюс Пресс.
- Гулик, Эдвард В. (июль – сентябрь 1975 г.). Питер Паркер и открытие Китая . Том. 95. Журнал Американского восточного общества.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - Латуретт, Кеннет Скотт (1929). История христианских миссий в Китае .
- Латуретт, Кеннет Скотт. Христианство в эпоху революции. Том. III: XIX век за пределами Европы; Америки, Тихоокеанского региона, Азии и Африки. (1969)
- Латуретт, Кеннет Скотт. Христианство в революционную эпоху, Том. V: Двадцатый век за пределами Европы: Америка, Тихий океан, Азия и Африка: развивающееся мировое христианское сообщество (1962)
- Лиан, Си. «Западные протестантские миссии и современные китайские националистические мечты», История Восточной Азии 2006–2007 (32–33): 199–216.
- Лиан, Си. Обращение миссионеров: либерализм в американских протестантских миссиях в Китае, 1907–1932 (1997).
- Нилс, Патрисия, изд. Отношение и политика Соединенных Штатов в отношении Китая. Влияние американских миссионеров (1990)
- «Пфистер, Лорен Ф. Стремление к «всему долгу человека»: Джеймс Легг и встреча шотландских протестантов с Китаем: оценка слияния шотландского нонконформизма, китайской миссионерской стипендии, викторианской китаеведения и китайского протестантизма (2007)
- Рабе, Валентин Х. База американских миссий в Китае, 1880–1920 (1978). 299 стр.
- Семпл, Ронда Энн. Женщины-миссионеры: пол, профессионализм и викторианская идея христианской миссии (2003) охватывают 1865–1910 гг.
- Спенс, Джонатан Д. (1991). В поисках современного Китая . WW Norton & Co. ISBN 0-393-30780-8 .
- Сунг, Ирма Там (1997). Христианская школа Сунь Ятсена на Гавайях . Гавайи: Гавайский исторический журнал, том. 13.
- Варг, Пол А. Миссионеры, китайцы и дипломаты: американское протестантское миссионерское движение в Китае, 1890–1952 (1958)
- Варг, Пол А. «Миссионеры и отношения между Соединенными Штатами и Китаем в конце девятнадцатого века», World Relations Quarterly , 1956, 27 (2): 153–71.