Безверие в Китае
В Китае самое большое в мире нерелигиозное население. [3] а китайское правительство и правящая Коммунистическая партия Китая (КПК) официально являются атеистами и на протяжении всего своего правления проводили антирелигиозные кампании . [4] Религиозная свобода защищена китайской конституцией . Среди населения Китая в целом существует большое разнообразие религиозных практик. [5] Отношение китайского правительства к религии – это скептицизм и отказ от пропаганды. [5] [6] [7] [8]
Согласно опросу Gallup 2012 года , 47% китайцев были убежденными атеистами, а еще 30% не были религиозными. Для сравнения, только 14% считали себя религиозными. [9] Совсем недавно опрос Gallup 2015 года показал, что число убежденных атеистов в Китае составляет 61%, причем еще 29% говорят, что они нерелигиозны, по сравнению с 7% религиозных людей. [10]
С 1978 года конституция обеспечивает свободу вероисповедания: «Ни один государственный орган, общественная организация или частное лицо не может принуждать граждан верить или не верить в какую-либо религию; они также не могут дискриминировать граждан на том основании, что они верят или не верят в какую-либо религию». религия» (статья 36). Китайское государство официально признает пять религий — буддизм, даосизм, ислам, католицизм и протестантизм — которыми управляет Государственное управление по делам религий фронта Рабочего отдела Объединенного . [11] [12]
История [ править ]
Хотя в современной истории Тайпинское восстание , Боксерское восстание , Коммунистическая революция и Культурная революция внесли значительный вклад в рост безверия и недоверия к организованной религии среди населения в целом, безрелигиозности в ее различных формах, особенно рационализма , секуляризма и антитеизма , имеет долгую историю в Китае, насчитывающую тысячелетия. династии Чжоу «Классика поэзии» содержит несколько катехизических стихотворений Десятилетия Дан, ставящих под сомнение авторитет или существование Шанди . Более поздние философы, такие как Сюнь Цзы , Фань Чжэнь , Хань Фэй , Чжан Цзай , Ван Фучжи , также критиковали религиозные практики, распространенные в их время. Буддизм процветал в Китае в период правления Южных и Северных династий . Именно в этот период Фань Чжэнь написал «Шэнь Ми Лунь» ( упрощённый китайский 神灭论, традиционный китайский 神滅論, « Об уничтожении Шэнь ») в ответ на буддийские концепции дуализма тела и души , самсары и кармы . Он писал, что душа — это просто следствие или функция тела и что нет души без тела (т. е. после разрушения и смерти тела). [13] Кроме того, он считал, что причинно-следственные связи, которые считались свидетельством кармы, были просто результатом совпадения и предвзятости. За это он был сослан императором . [ нужна ссылка ]
Конфуцианство как установленная государством философия процветало в Китае со времен династии Хань , и возможности, которые оно открывало, стали еще одним фундаментальным источником атеизма в Китае. Хотя были периоды, когда даосизм и буддизм могли официально пропагандироваться, в имперские времена статус конфуцианства в китайском обществе редко оспаривался. тщательное изучение конфуцианской классики требовалось Для сдачи экзаменов на имперскую государственную службу , и это было основным (а часто и единственным) средством, с помощью которого можно было добиться выдающегося положения в обществе. Конфуцианство уделяет особое внимание гуманистическим и потусторонним социальным отношениям, а не потусторонней сотериологии. [14] [15] Это породило культурную тенденцию, которая облегчила принятие современных форм безверия, таких как гуманизм, секуляризм и атеизм. [ нужна ссылка ]
Чжу Си , один из наиболее важных конфуцианских философов, поощрял агностическую тенденцию в конфуцианстве, поскольку он считал, что Высший Предельный является рациональным принципом, и обсуждал его как разумную и упорядочивающую волю, стоящую за вселенной (при этом заявляя, что «Небеса и Земля не имеет собственного разума», и их единственной функцией было производство вещей. Можно ли считать это сознательной или разумной волей, очевидно, остается предметом споров). [16]
Китай считается нацией с долгой историей гуманизма , секуляризма и мирской мысли со времен Конфуция . [17] [19] который подчеркнул шису (世俗 «бытие в мире»). Ху Ши заявил в 1920-х годах, что «Китай — страна без религии, а китайцы — народ, не связанный религиозными суевериями». [20]
В XIX веке, после поражения Китая в Первой опиумной войне и последующих войнах, страна уступила растущему доминированию иностранных империалистических держав. Боксеры ) считали (или ихэтуань христианских миссионеров способствующими иностранному влиянию в Китае и придерживались глубоких антихристианских взглядов. Были убиты православные, католические и протестантские миссионеры и члены церкви. [ нужна ссылка ]
В 1920-е годы Антихристианское движение было интеллектуальным и политическим движением в республиканском Китае . [21] Движение четвертого мая за новую культуру атаковало все виды религий, включая конфуцианство и буддизм , а также христианство, отвергая все как суеверия. Различные движения также были вдохновлены модернизирующими взглядами, вытекающими как из националистической , так и из социалистической идеологии, а также питались старыми антихристианскими настроениями, которые в значительной степени были вызваны неоднократными вторжениями в Китай западных стран . [21] [22] [23]
Во время Культурной революции была проведена радикальная политика антирелигии и антитрадиций. В последующее десятилетие пять основных религий в Китае подверглись жесткому подавлению. Многие религиозные организации были распущены, имущество было конфисковано или повреждено, монахи и монахини были отправлены домой (или убиты в ходе жестокой борьбы ). [24]
После реформ 1979 года правительство в определенной степени либерализовало религиозную политику, и религиозное население немного выросло. Тем не менее, нерелигиозные по-прежнему составляют большинство среди всех возрастных групп в Китае. КПК может даже поддерживать некоторые местные религиозные учреждения и фестивали, стремясь способствовать объединению Китая, такие как Мазу . [25] [26] [27] Однако атеизм, характеристика религий как суеверий и пропаганда научного материализма остаются основными принципами правящей КПК.
См. также [ править ]
- Антирелигиозные кампании Коммунистической партии Китая
- Китайская народная религия
- Неортодоксальные учения (китайское право)
- Свобода религии в Китае
- Религия в Китае
Примечания [ править ]
- ^ В 2014 году CFPS опросил выборку из 13 857 семей и 31 665 человек. [2] : 27, примечание 4 Как отметила Катарина Венцель-Тойбер из China Zentrum, немецкого института исследований религии в Китае, по сравнению с CFPS 2012, CFPS 2014 спрашивал китайцев о личной вере в определенные концепции божественности (например, «Будда», «Дао», «Аллах»). «, «Бог христиан/Иисус», «Небесный Господь католиков»), а не членство в религиозной группе. [2] : 27 В него также вошли регионы, например, на западе Китая, которые были исключены из CFPS 2012. [2] : 27, примечание 3 и незарегистрированные христиане. [2] : 28 По этим причинам она приходит к выводу, что результаты CFPS 2014 года более точны, чем результаты 2012 года.
- ^ CFPS 2014 обнаружил, что 5,94% населения заявили, что принадлежат к «другим» религиозным категориям, помимо пяти санкционированных государством религий. Еще 0,85% населения ответили, что они «даосы». Обратите внимание, что титул «даос» в обычном китайском использовании обычно присваивается только даосскому духовенству . По данным CFPS 2014, еще 0,81% заявили, что они принадлежат к популярным сектам, в то время как CFPS 2012 обнаружил 2,2%, а опросы CGSS 2006-2010 показали, что в среднем 3% населения заявляют, что они принадлежат к таким религиям, в то время как правительственные оценки дают более высокие цифры (см. раздел «статистика» настоящей статьи).
- ^ В CFPS 2014 были опрошены преимущественно люди ханьской национальности . Возможно, это привело к недооценке мусульман. Опросы CGSS 2006–2010 годов показали, что в среднем 2–3% населения Китая заявляют, что являются мусульманами.
Ссылки [ править ]
- ^ за китайских семейных панельных исследований Результаты опроса 2014 год см. в выпуске № 1 ( в архиве ) и выпуске № 2 ( в архиве ). Таблицы также содержат результаты CFPS 2012 (выборка 20 035) и результаты общего социального исследования Китая (CGSS) за 2006 и 2008 годы. и 2010 г. (выборки ~ 10 000/11 000 см. Также для сравнения см. Лу Юньфэн: Отчет о статусе религии в современном Китае - на основе данных опроса CFPS (2012 г.) (отчет CFPS 2012 г.), The World Religious Cultures , выпуск 2014 г. . «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2014 года . Проверено 7 августа 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) стр. 13, где представлены результаты CGSS 2006, 2008, 2010 и 2011 годов, а также их средние значения (пятый столбец первой таблицы). - ^ Jump up to: а б с д и Венцель-Тойбер, Катарина. «Статистика религий и церквей в Китайской Народной Республике – обновленная информация за 2016 год» (PDF) . Религии и христианство в современном Китае . VII (2): 26–53. Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2017 года.
- ^ «Карта: Это наименее религиозные страны мира» . Вашингтон Пост . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ Бриггс, Дэвид (22 января 2011 г.). «Исследование: растущая религиозная волна в Китае подавляет атеистическую доктрину» . Хаффингтон Пост . Проверено 28 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Френч, Ховард (3 марта 2007 г.). «Религиозный всплеск в когда-то атеистическом Китае удивляет лидеров» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 ноября 2013 г.
- ^ «Удивительная карта того, где живут атеисты мира» . Вашингтон Пост . Проверено 25 ноября 2013 г.
- ^ «Тайные директивы партии о том, как искоренить религию и обеспечить победу атеизма» . Азиатские новости . Проверено 25 ноября 2013 г.
- ^ «Китай объявляет «цивилизаторскую» кампанию атеизма в Тибете» . Би-би-си . 12 января 1999 г. Проверено 25 ноября 2013 г.
- ^ «Глобальный индекс религиозности и атеизма» (PDF) . Гэллап . Архивировано из оригинала (PDF) 2 августа 2017 г. Проверено 28 ноября 2012 г.
- ^ «Теряем религию? Две трети людей по-прежнему заявляют, что они религиозны» (PDF) . Гэллап. Архивировано из оригинала (PDF) 30 апреля 2015 г. Проверено 17 апреля 2015 г.
- ^ Каллик, Роуэн (2013). Время вечеринки: кто и как управляет Китаем . Black Inc. ISBN 978-1-86395-591-1 .
- ^ Йоске, Алекс (9 мая 2019 г.). «Реорганизация рабочего отдела Объединенного фронта: новые структуры для новой эпохи работы с диаспорой и религией» . Фонд Джеймстауна . Архивировано из оригинала 21 июля 2019 года . Проверено 27 июля 2019 г.
- ^ Фил Цукерман. Атеизм и светскость . ABC-CLIO, 2009. с. 213
- ^ Герберт Фингаретт, Конфуций: Светское как священное (Нью-Йорк: Харпер, 1972).
- ^ Юргенсмейер, Марк (2005). Религия в глобальном гражданском обществе . Издательство Оксфордского университета. п. 70. ИСБН 978-0-19-518835-6 .
... гуманистические философии, такие как конфуцианство, которые не разделяют веру в божественный закон и не превозносят верность высшему закону как проявление божественной воли.
- ^ Винг-цит Чан (1963), Справочник по китайской философии . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. Чжу Си, Ч. 11, № 127, с. 643
- ^ Марк Юргенсмайер. Религия в глобальном гражданском обществе . Издательство Оксфордского университета, 2005. с. 70, цитата: «[...] гуманистические философии, такие как конфуцианство, которые не разделяют веру в божественный закон и не превозносят верность высшему закону как проявление божественной воли [...]».
- ^ Герберт Фингаретт. Конфуций: светское как священное . Уэйвленд, 1998. ISBN 1577660102
- ^ Некоторые ученые считают конфуцианство гуманистическим и секуляристским. Скорее, Герберт Фингаретт описал ее как религию, которая « сакрализует светское». [18]
- ^ Юн Чен, 2012. стр. 127.
- ^ Jump up to: а б Антихристианское движение
- ^ Ходус, Льюис Антихристианское движение в Китае
- ^ Коэн, Пол А. Антихристианская традиция в Китае
- ^ Лю, Пэн (1 февраля 2005 г.). «Изменение отношения китайцев к религии и культуре: сравнительная перспектива» (PDF) . Центр политических исследований Северо-Восточной Азии, Брукингский институт: 3. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Фонг, Брайан CH; Цзе-мин, Ву; Натан, Эндрю Дж. (30 декабря 2020 г.). «Влияние Китая на религии Тайваня». Ин Фонг, Брайан Ч.; У, Цзе-мин; Натан, Эндрю Дж. (ред.). Влияние Китая и перетягивание каната между центром и периферией в Гонконге, Тайване и Индо-Тихоокеанском регионе (1-е изд.). Абингдон, Оксон ; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж, 2021 г.: Рутледж. дои : 10.4324/9781003088431-19 . ISBN 978-1-003-08843-1 . S2CID 229424691 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ «Китай надеется, что Мазу, морская богиня, поможет ему завоевать Тайвань» . Экономист . 15 июня 2023 г. ISSN 0013-0613 . Архивировано из оригинала 15 июня 2023 года . Проверено 16 июня 2023 г.
Чиновники в Пекине надеются, что Мазу поможет им другим способом. Рабочий отдел Объединенного фронта, отделение Коммунистической партии, задачей которого является усиление влияния Китая за рубежом, рассматривает богиню как инструмент для завоевания сердец и умов тайваньцев. Мазу — или Линь Моньян, как она была известна до того, как стала богиней, — родом из небольшой рыбацкой деревни на острове Мэйчжоу в провинции Фуцзянь. Сегодня верующие совершают паломничество к храму ее предков. Это полезно для Китая, который поддерживает культурные обмены с Тайванем, связанные с Мазу, с конца 1990-х годов. Местные отделения Объединенного фронта открыто говорят об использовании Мазу для «укрепления патриотических сил объединения Тайваня». Если они смогут превратить любовь Тайваня к Мазу в любовь к родине, это облегчит мирное возвращение Тайваня под власть материка.
- ^ «Атеистическая Коммунистическая партия Китая поощряет народную религию» . Экономист . 19 сентября 2019 г. ISSN 0013-0613 . Архивировано из оригинала 16 июня 2023 года . Проверено 16 июня 2023 г.
В 2011 году Си Цзиньпин призвал чиновников «в полной мере использовать» Мазу, чтобы добиться расположения тайваньцев, большинство из которых имеют родственные связи с материком.