Безверие в России
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на русском языке . (Август 2017 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2017 г. ) |
Безверие было официальной государственной политикой во времена Советского Союза и строго соблюдалось. [3] Это привело к гонениям на христиан в стране . [4] После краха коммунизма в России произошел расцвет религии. [5] Если сложить вместе неопределившихся, духовных , но нерелигиозных , и атеистов по данным опроса 2012 года, 27,5% россиян не заявляют об особой религиозной принадлежности.
Многие российские секуляристы считают, что новые религиозные учреждения сейчас злоупотребляют системой в своих целях, несмотря на разделение церкви и государства в российской Конституции. [6] [7] [8]
История
[ редактировать ]Атеизм в Российской Империи
[ редактировать ]18 век
[ редактировать ]
В Российской империи атеистическое мировоззрение начало проникать в связи с ростом популярности идей Вольтера в середине XVIII в. [9] но число радикальных атеистов было еще незначительно. [10] Большинство сторонников этого направления придерживались деистических взглядов , поскольку, по мнению российского историка Владимира Николаевича , «российское общество в своей массе понимало деизм как отсутствие Бога». [11]
Будущая императрица Екатерина II еще в 1740-1750-х годах познакомилась с оригинальными произведениями Вольтера, практически не содержащими пропаганды материализма и атеизма, к которым он только начал приобщаться в то время, но впоследствии ее интерес к ним угас. прочь. [12] Вместе с тем, будучи вольтеровцем, [13] [14] [15] Екатерина увлеклась чтением и анализом «Исторического и критического словаря» протестанта Пьера Бейля , из которого был выведен принцип терпимости, воплощавшийся на протяжении всего ее правления. [16] [17]
В 1767 году Екатерина предприняла попытку реформировать Русскую Православную Церковь следующих поправок при условии внесения в Святейший Синод : разрешить старообрядцам на посту употреблять ряд блюд, а также сократить продолжительность постов ; сверх того, она потрудилась над удалением из домов иконы, отменой ряда христианских праздников, заменой длительных богослужений кратким, вечерним и всенощным бдением - краткими молитвами с наставлением, разрешением архиереев иметь жену, изменить форму священнослужителей на более светскую разновидность, устранить некоторые трудности с необходимостью развода, разрешить браки между родственниками и представителями разных вероисповеданий и, наконец, ликвидировать поминовение усопших и так далее. [18]
Члены Синода проигнорировали эти поправки, понимая, что в результате их реализации авторитет императрицы и церкви будет существенно подорван. После смерти Вольтера императрица заказала 100 полных собраний сочинений мыслителя, чтобы «они послужили учением, которое будет изучено, подтверждено наизусть, чтобы умы съели их», и даже планировала поставить памятник философу в Петербурге Великая французская революция Бюсты Вольтера, стоявшие в гостиных и коридорах Зимнего дворца , были снесены, публикация его сочинений запрещена, имеющиеся экземпляры конфискованы.
В результате этих событий Екатерина II полностью приобщилась к православию как к религии, способной уничтожить «атеизм, языческий, безнравственный, анархический, злодейский, дьявольский, враждебный Богу и апостолам».
В течение определенного периода времени среди придворных Российской империи Императрица пользовалась популярностью шутками о религии, демонстрацией безбожия и превознесением Вольтера как философа, пришедшего в мир для того, чтобы избавить его от суеверий. [19]
Сам Вольтер, говоря о состоянии религии в Российской империи , говорил: «...весь двор Российской империи... состоит из деистов, несмотря на все суеверия, которыми до сих пор пронизана греческая церковь». Учение имело успех не только среди представителей высшего сословия, таких как княгиня Екатерина Воронцова-Дашкова , [20] [19] князь Alexander Michailowitsch Belosselski [21] Countess Ekaterina Petrovna Trubeckaja , Alexander Vorontsov , [22] Dmitri Alekseyevich Gallitzin , [23] Но и средний. Однако по поводу взглядов императрицы и ее сторонников ряд лиц как из среднего, так и из высшего сословия выразили недовольство, в том числе князь Михаил Щербатов (« Екатерина »… очарован бессмысленным чтением новых писателей, христианский закон, хотя она благочестиво притворяется благочестивой и ни за что не почитает "Хоть и не скрывает своих мыслей, но много раз в своих разговорах открыта" Знаменитый писатель Денис Фонвизин ("..." Я вступил в тесное служение с. один князь, молодой писатель, и вошел в общество, о котором не могу до сих пор вспоминать без страха.
Ибо лучше было проводить время в богохульстве и богохульстве. В первом я не принимал никакого участия и содрогался, слыша проклятия атеистов; И кощунственную роль в богохульстве я сыграл сам... В то время я составил послание к Шумилову, в котором некоторые стихотворения раскрывают мое тогдашнее заблуждение, так что меня многие называли атеистом. "
В число русских атеистов того времени входила значительная часть масонов , позднее разочаровавшихся в безбожии и перешедших в православие. [комм. 1]
19 век
[ редактировать ]По крайней мере, с 1899 года здесь не разрешалось иметь какую-либо религию. [24] «Уложение о наказаниях и исправлениях» от 15 августа 1845 года за отход от православия предусматривала ответственность в виде каторжных работ на срок от восьми до десяти лет. [25] [26]
20 век
[ редактировать ]В Советском Союзе государственный атеизм был неотъемлемой частью государственной идеологии. [27] В Конституции России (а впоследствии и в Конституции СССР ) наряду со свободой вероисповедания также впервые в мире была. [28] Свобода закрепления антирелигиозной пропаганды, борьба с религией была задачей ряда общественных организаций ( Союз воинствующих безбожников (1925-1947), общество «Знание» (с 1947)). Как правило, антирелигиозная пропаганда велась параллельно с популяризацией научных знаний . В 1964 году был создан Институт научного атеизма , существовавший до 1991 года.
Количество атеистов
[ редактировать ]Оценки количества атеистов сильно разнятся из-за разной трактовки понятия атеизма и отсутствия официальной переписи населения по религии.
По данным социологического опроса, проведенного в августе 2012 года, нерелигиозными и атеистами себя назвали 12,9% россиян. [29] [30] [31]
В исследовании Левада-центра в ноябре 2012 года 5% респондентов назвали себя атеистами, 10% заявили, что не принадлежат ни к какой религии. [32]
По данным ФОМ на июнь 2013 года, 25% россиян не считают себя верующими. [33]
В рамках исследования «Арена: Атлас религий и национальностей», проведенного Службой экологии в 2012 году, 13% россиян заявили, что не верят в Бога. [34]
По данным общероссийских опросов, атеисты чаще, чем в среднем, предпочитают жить в другой стране и чаще являются мужчинами, причем больше всего атеистов в Приморском крае (35 %), Алтайском крае (27 %), Якутии (26 %). %), Новосибирская область (25%) и Амурская область (24%). [34]
Отношение к другим сверхъестественным убеждениям
[ редактировать ]В интервью 2005 года Андрей Кураев сказал:
Я уже говорил, что атеистов в России почти нет. Атеист сегодня должен быть занесен в Красную книгу как существо, достойное заботы и защиты. <...>На самом деле существует самая массовая религия современности – оккультизм . А если поговорить с человеком, который утверждает, что он не православный или мусульманин, что он не верит в Бога, то оказывается – в большинстве случаев какие-то убеждения и даже религиозные практики в его жизни присутствуют. Пусть это будет интерес к гороскопам, обращение к целителям. Такая домашняя низкая магическая религиозность повсюду. И поэтому людей, проживших свою жизнь не только не заглядывая в Библию или Коран, но и не принимая во внимание популярные магические телевизионные программы и советы, в том числе астрологические, крайне мало. [35]
Права атеистов в России
[ редактировать ]Конституция Российской Федерации «устанавливает светский характер государства». Ни одна религия не может быть признана «публичной или обязательной» (статья 14). Статья 19 Конституции устанавливает равенство религиозных объединений перед законом и их отделение от государства. Статья 28 гарантирует свободу религии – право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, «или не исповедовать какую-либо», «свободно выбирать», «иметь и распространять» религиозные и другие убеждения» и действовать в соответствии с ними. . [36]
Закон «Об образовании» устанавливает светский характер государственного образования. Создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций (объединений) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не допускаются. [37] Педагогические работники не могут в рамках образовательной деятельности принуждать учащихся принимать политические, религиозные или иные убеждения или отказываться от них. Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» устанавливает право каждого гражданина исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать какую-либо, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. , если это не противоречит необходимости защиты прав и законных интересов граждан и безопасности государства. Дискриминация по религиозному признаку не допускается. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может быть принужден к участию или неучастию в религиозной деятельности. Запрещается вовлечение совершеннолетних в религиозные объединения, а также обучение несовершеннолетних религии вопреки их воле и без согласия членов Родства или их заместителей. [38]
Знаменитые атеисты
[ редактировать ]- Виталий Гинзбург (1916 - 2009) - советский и российский физик-теоретик, академик РАН (1991, академик АН СССР (с 1966), доктор физико-математических наук, лауреат Нобелевской премии по физике (2003). Активно выступал против введения. об обязательном курсе ДИК , включение теологии в перечень дисциплин ВАК и т.д.
- Сергей Доренко (1959 – 2019) – российский тележурналист, часто выступает с антирелигиозными высказываниями.
- Александр Невзоров — советский и российский тележурналист. На интернет-телевидении проводится видеолекционный курс «Уроки атеизма».
- Владимир Познер — советский и российский тележурналист, телеведущий, первый президент Академии российского телевидения.
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Glagolev, V. S. [in Russian] ; Evdokimov, V. I. [in Russian] (1970). Атеистическое воспитание [Атеистическое воспитание]. Большая советская энциклопедия (на русском языке). Том. 2.
- Novikov, M. P., ed. (1985). Атеизм в СССР [Атеизм в СССР]. Атеистический словарь [ Атеистический словарь ] (2-е, исправленное изд.). Москва: Политиздат. п. 512.
- Skazkin, S. D., ed. (1987). Настольная книга атеиста [ Справочник атеиста ] (9-е, переработанное и дополненное изд.). Москва: Политиздат. п. 431.
- Тажуризина, З.А. [на русском языке] (1979). Актуальные вопросы истории атеизма [ Актуальные проблемы истории атеизма ]. Москва: Московский университет.
- Тажуризина, З. А. (2010). Исследование истории атеизма в СССР (20–30-е годы) «Изучение истории атеизма в СССР (20-30-е годы)». У В.В. Шмидта; И.Н. Яблокова (ред.). Вопросы религии и религиоведения [ Вопросы религии и религиоведения ]. Москва: МедиаПром.
- Voronitsyn, Ivan Petrovich [in Russian] (1933). История атеизма [ История атеизма ]. Том. IV. Москва: Атеист (Атеист).
- Журавский, А.Я. В. [на русском языке] (2009). Генезис и формы постсоветского атеизма в России Генезис и формы постсоветского атеизма в России. Вопросы религии и религиоведения [ Вопросы религии и религиоведения ]. Москва: МедиаПром. п. 586. Архивировано из оригинала 24 декабря 2001 г. ( Копировать )
Примечания
[ редактировать ]- ^ В том числе виднейшие масоны Российской империи П. Елагин (1725-1794) и В. Лопухин (1756-1816).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Арена: Атлас религий и национальностей России" . Среда, 2012.
- ^ Религиозные карты Атласа Арены 2012 года . «Огонек», № 34 (5243), 27.08.2012. Проверено 21.04.2017. В архиве .
- ^ «Русские возвращаются к религии, а не к церкви» . Пью . Проверено 10 февраля 2014 г.
- ^ «Атеизм: Из России, без любви» . Время . 13 марта 1964 г. Архивировано из оригинала 14 декабря 2011 года . Проверено 4 июля 2012 г.
- ^ Стейнфельс, Питер (10 декабря 1993 г.). «Говорят, что атеизм в России угасает» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 июля 2012 г.
- ^ «Российские атеисты объединяются для защиты и продвижения секуляризма» . Джорджия Дейли . Проверено 4 июля 2012 г.
- ^ «В путинской России мало разделения между церковью и государством» . Вашингтон Таймс . Проверено 12 декабря 2012 г.
- ^ «Руководитель русской церкви отвергает критику по поводу государственных связей» . Рейтер. 16 августа 2012 г. Проверено 12 декабря 2012 г.
- ^ Voronitsyn 1933 , p. 175.
- ^ Voronitsyn 1933 , p. 186-187.
- ^ Voronitsyn 1933 , p. 186.
- ^ Voronitsyn 1933 , p. 189.
- ^ Voronitsyn 1933 , p. 188.
- ^ Крючкова М.А. часть = (2009). Мемуары Екатерины II и их время . Москва: Летний сад. стр. 364, 461.
- ^ Трачевский А.И. (1895). Русская история . Том. II. К. Л. Риккер. стр. 316, 642.
- ^ Тажуризина 1979 , 185.
- ^ Левин, Алан (1999). Ранний современный скептицизм и истоки толерантности; Атеистическая политика Пьера Бейля . Лексингтонские книги. п. 197.
- ^ Voronitsyn 1933 , p. 193.
- ^ Перейти обратно: а б Voronitsyn 1933 , p. 194.
- ^ Воронцов-Дашков А.И. (2010). Екатерина Дашкова: жизнь во власти и в опале . Жизнь замечательных Людей. М.: Молодая гвардия. стр. 220, 333. ISBN. 978-5-235-03295-8 .
- ^ Ермичев А. А. (2008-10-31). " "РУССКАЯ МЫСЛЬ": Историко-методологический семинар в РХГА" (in Russian). rhga.ru. Archived from the original on 2015-06-21 . Retrieved 2015-06-21 .
- ^ Болдырев А.И. (1986). Проблема человека в русской философии XVIII века . М.: Московский университет. стр. 64, 117.
- ^ Demidova A. (2014). Golitsyn. The main landlords; Dmitry Alekseevich Golitsyn (1734-1803) . Dynasty. M.: Ripol Classic. pp. 153, 254. ISBN 978-5-386-07757-0 .
- ^ "Политический отдел и финансы/Церковь". Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary .
- ^ "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 15 августа 1845 г" . Российское законодательство X—XX веков . Vol. VI. М.: Юридическая литература. 1988. pp. 174–276.
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - ^ "Указ Об Укреплении Начал Веротерпимости (1905)" . Полное собрание законов Российской империи . Vol. XXV: 1905 (3-е изд. ed.). СПб. 1908. pp. 237–238.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Glagolev & Evdokimov 1970 .
- ^ Типология государств по отношению к религии
- ^ Ольга Филина (журнал «Огонек»). Картирование религиозного ландшафта России . Доклад России и Индии. Проверено 24 сентября 2012 г.
- ^ Верю — не верю . « Огонёк », № 34 (5243), 27/08/2012. Retrieved 24-09-2012 .
- ^ Арена (Атлас религий и национальностей России) // Исследовательская служба Среда
- ^ В России 74 % православных и 7 % мусульман Archived 2015-05-03 at the Wayback Machine // Левада-Центр , 17.12.2012
- ^ Ценности: религиозность // ФОМ , 14.06.2013
- ^ Перейти обратно: а б «Арена: Атлас религий и национальностей. Атеизм» . Исследовательская служба в среду. 2012 . Проверено 8 августа 2017 г.
- ^ "Диакон Андрей Кураев: "Атеизм как таковой — это просто отрицание чужой святыни" " . Patriarchia.ru . 25 November 2005 . Retrieved 8 August 2017 .
- ^ "Конституция Российской Федерации" . Constitution.ru . Retrieved 10 August 2017 .
- ^ "Закон "Об образовании" " . Retrieved 10 August 2017 .
- ^ "Закон о свободе совести и религиозных объединениях" . Pravbeseda.ru . Retrieved 10 August 2017 .