Jump to content

Безверие в Иране

Неверие в Иране имеет давнюю историческую историю, но его трудно измерить, поскольку те, кто исповедует атеизм, подвергаются риску произвольного задержания, пыток и смертной казни. [1] Нерелигиозные граждане официально не признаны иранским правительством. По данным официальной переписи 2011 года, 265 899 человек не исповедовали никакой религии (0,3% от общей численности населения). [2] В период с 2017 по 2022 год Всемирное исследование ценностей показало, что 1,3% иранцев считают себя атеистами, а еще 14,3% — нерелигиозными. В период 1999–2004 годов WVS обнаружил, что 1% идентифицированы как атеисты и 3% как нерелигиозные. [3]

Однако опрос, проведенный Gamaan в социальных сетях в 2020 году, выявил гораздо больший процент иранцев, считающих себя атеистами (8,8%), и большую часть (22,2%), считающих себя не исповедующими никакой религии. [4] [5] Однако опрос вызывает сомнения, поскольку в нем использовались участники, выбиравшие самостоятельно, через социальные сети и цепочку рекомендаций. [6] Для сравнения, в том же опросе количество мусульман в Иране составляет 40,4%, а зороастрийцев - 7,7%. [4] По оценкам Федерации зороастрийских ассоциаций Северной Америки, в 2012 году число зороастрийцев в Иране достигло 25 271 человек. [7] эквивалентно 0,03% от 87,6-миллионного населения. [8]

По иранским законам отступничество от ислама карается смертью. Нерелигиозные иранцы официально не признаны правительством, и нужно заявить о себе как о члене одной из четырех признанных религий, чтобы воспользоваться многими правами гражданства. [9] [10]

Граждане Исламской Республики Иран официально делятся на четыре категории: мусульмане , зороастрийцы , евреи и христиане . Это официальное разделение игнорирует другие религиозные меньшинства в Иране, особенно агностиков , атеистов и бахаи .

Самый старый документ, относящийся к атеистам в Иране, относится к эпохе Зороастра, где в Авесте они упоминаются как «ашмоги», что буквально означает еретики, отступники или, точнее, атеисты. [11]

В исламском Иране также были случаи противостояния организованной религии. В X веке нашей эры знаменитый персидский ученый Разес выступил против религии и божественного откровения пророков в своих трактатах «Фи ан-Нубувват» («О пророчествах») и «Фи Хиял аль-Мутанаббин» («О хитростях лжепророков»).

Дальнейший скептицизм в отношении идей Бога можно увидеть в четверостишиях Омара Хайяма , где постоянно подвергаются сомнению сострадание Бога и идеи загробной жизни. Это произведение также было написано в 10 веке.

При династии Пехлеви с 1925 года до иранской исламской революции 1979 года атеизм допускался, но официально не принимался. После большевистской революции в России (северном соседе Ирана) иранская коммунистическая партия Туде пользовалась значительной популярностью среди образованных городских иранцев, особенно в конце 1940-х и 1960-х годах, а популярность атеизма (догмата марксизма-ленинизма) росла. Например, Каро Дердерян, армяно-иранский поэт и брат известного певца Вигуэна , писал стихи, отвергающие как Бога, так и религию.

После исламской революции

[ редактировать ]

Даже когда иранское правительство терпело атеизм, подавляющее большинство людей в Иране оставались религиозными. Однако с исламской революцией безбожие стало политической проблемой и беспорядком, который мусульмане должны подавлять.

Мехди Базарган писал, что «рассматривать ислам как оппозицию иранскому национализму равносильно уничтожению себя. Отрицать иранскую идентичность и считать национализм нерелигиозным - это неотъемлемая часть антииранского движения и работа антиреволюционеров». [12]

Современный

[ редактировать ]

По мнению Али Резы Эшраги, проблема сегодняшнего иранского общества заключается в том, что лишь немногие политические или религиозные критики готовы признать или понять «народную религию». Другими словами, и исламскому режиму, и противостоящим ему элитам не нравятся манеры, с которыми миряне исповедуют религию. Поэтому вместо того, чтобы полагаться на эмпирические наблюдения, они предпочитают просто размышлять о религиозности этого очень сложного общества. Измерение религиозности – непростая задача. Критерии у социологов разные. Только в 2012 году иранские ученые провели в Тегеране тринадцать сессий для обсуждения критериев. Ограниченное количество исследований по этому вопросу позволяет предположить, что иранское общество по-прежнему остается религиозным. Исследование, проведенное в 2009 году двумя иранскими социологами – Аббасом Каземи и Мехди Фараджи – пришло к выводу, что по сравнению с 1975 годом, за четыре года до революции, иранцы все еще значительно очень религиозны. Число иранцев, которые молятся или участвуют в социально-религиозных ритуалах, осталось относительно неизменным. Число постящихся даже увеличилось. В то же время, как говорит другой социолог Амир Никпей, иранцы стали современными и светскими, «не становясь антирелигиозными». [13]

Некоторые иранские феминистки также были отмечены как нерелигиозные и атеистичные люди . [14]

Патриотичной иранской молодежи, которая сражалась и погибла в ирано-иракской войне, часто не хватало исламского религиозного рвения, несмотря на правительственную мифологию. [15] а иранская молодежь является одной из самых политически активных среди стран исламского мира. [16] Будучи наиболее беспокойным сегментом иранского общества, молодежь также представляет собой одну из величайших долгосрочных угроз нынешней форме теократического правления. [16] После президентских выборов 2009 года молодежь стала крупнейшим блоком, участвовавшим в первом в регионе устойчивом движении «народной власти» за демократические перемены, создав новую политическую динамику на Ближнем Востоке. [16] Иран является одним из наиболее технически подкованных обществ в развивающемся мире, в котором, по оценкам, насчитывается 28 миллионов интернет-пользователей, во главе с молодежью. [16] Считается, что большинство молодых иранцев хотят быть частью международного сообщества и глобализации . [16]

Преследование

[ редактировать ]

сообщила, что Иран Газета Washington Post входит в число тринадцати стран, где атеизм может повлечь за собой смертную казнь . [17] Последняя известная законная казнь за отступничество в Иране произошла в 2014 году, когда Мохсен Амираслани был осужден и казнен за «нововведения в религии» и оскорбление Пророка Ионы . [18] Другие, такие как Юсеф Надархани и Саид Абедини , недавно подверглись преследованиям, были заключены в тюрьму и приговорены к смертной казни за вероотступничество. [ нужна ссылка ]

Список нерелигиозных иранцев

[ редактировать ]
  • Армин Наваби, бывший шиитский мусульманин-атеист и светский активист, автор, подкастер и видеоблогер, включая основателя Atheist Republic.
  • Ашраф Дегани, иранская коммунистка-революционерка, член иранских народных партизан-федаев.
  • Арамеш Дустдар Философ, писатель, ученый и бывший преподаватель философии в Тегеранском университете.
  • Афшин Эллиан ирано-голландский профессор права, философ, поэт и критик политического ислама. Он является экспертом в области международного публичного права и философии права.
  • FM-2030 Ирано-американский писатель бельгийского происхождения, педагог, философ-трансгуманист, футурист, консультант и спортсмен.
  • Хади Хорсанди Современный иранский поэт и сатирик. С 1979 года он является редактором и автором персоязычного сатирического журнала «Асгар Ага».
  • Шахин Наджафи Иранский актер, музыкант, певец и автор песен.
  • Марьям Намази британско-иранская светская деятельница и правозащитница, комментатор и телеведущая.
  • Мина Ахади ирано-австрийский политический деятель
  • Садег Хедаят Иранский писатель, переводчик и интеллектуал, наиболее известный своим романом «Слепая сова».

Среди иранской диаспоры

[ редактировать ]

Американцы иранского происхождения

[ редактировать ]

Значительное количество американцев иранского происхождения нерелигиозны. [9] [ не удалось пройти проверку ] По словам Гарвардского университета профессора Роберта Д. Патнэма , средний американец иранского происхождения немного менее религиозен, чем средний американец. [19] В книге « Социальные движения в Иране 20-го века: культура, идеология и мобилизационные рамки » автор Стивен К. Поулсон добавляет, что западные идеи делают иранцев нерелигиозными. [20] [ нужна страница ]

В ходе национального телефонного опроса, проведенного в 2012 году среди 400 американцев иранского происхождения в районе Лос-Анджелеса, проведенного по заказу Альянса американцев иранского происхождения по связям с общественностью и проведенного исследовательской службой Zogby, респондентам был задан вопрос, какова их религия. В опросе уровень сотрудничества составил 31,2%. Кроме того, число американцев иранского происхождения-мусульман сократилось с 42% в 2008 году до 31% по данным опроса 2012 года. [21] [22]

Европейские иранцы

[ редактировать ]

Центральный комитет бывших мусульман был основан голландцем иранцем Эхсаном Джами с целью поддержки отступников и привлечения внимания к нарушениям прав женщин. [23]

Британо-иранская организация, Ассоциация иранских атеистов, была создана в 2013 году с целью сформировать платформу для иранских атеистов, чтобы начать дебаты и поставить под сомнение нынешней Исламской республики отношение к атеистам, отступничеству и правам человека . [24]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Отчет о международной религиозной свободе за 2021 год: Иран» . Государственный департамент США . Проверено 24 марта 2024 г.
  2. ^ SCI (2011). Избранные результаты национальной переписи населения и жилищного фонда. Архивировано 31 мая 2013 г. в Wayback Machine . Тегеран: Статистический центр Ирана, с. 26, ISBN   978-964-365-848-9 .
  3. ^ «База данных WVS» . Мировое исследование ценностей . Проверено 24 марта 2024 г.
  4. ^ Jump up to: а б «Отношение иранцев к религии: отчет об исследовании за 2020 год» . Группа по анализу и измерению настроений в Иране (ГАМААН) . Проверено 24 марта 2024 г.
  5. ^ Малеки, Аммар; Араб Пуян Тамими (10 сентября 2020 г.). «Светский сдвиг в Иране: новое исследование выявило огромные изменения в религиозных убеждениях» . Разговор . Проверено 23 октября 2020 г.
  6. ^ Малчи, Аммар; Араб Пуян Тамими (август 2020 г.). «Отношение иранцев к религии: отчет об исследовании за 2020 год» (PDF ) ГАМААН
  7. ^ Риветна, Рошан. «Мир Заратушти, демографическая картина 2012 года» (PDF) . Фезана.org .
  8. ^ «Иран» , The World Factbook , Центральное разведывательное управление, 13 марта 2024 г. , получено 24 марта 2024 г.
  9. ^ Jump up to: а б Опрос общественного мнения американцев иранского происхождения . Альянс американцев иранского происхождения по связям с общественностью (PAAIA) / Зогби, декабрь 2008 г. Проверено 11 апреля 2014 г.
  10. ^ «Пренебрежение исламом и ирано-американской идентичностью: прижиматься или бороться» . payvand.com. 21 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 26 марта 2022 г.
  11. ^ «Атеизм в Древнем Иране» . Проверено 17 января 2023 г.
  12. ^ «Иранская идентичность IV. 19-20 вв.» в Энциклопедии Ираника
  13. ^ «Иранцы при исламском режиме: более или менее религиозны?» . aljazeera.com. 6 августа 2013 г.
  14. ^ Создание истории в Иране: образование, национализм и печатная культура . Издательство Стэнфордского университета . 2015. ISBN  9780804791533 .
  15. ^ «Другой взгляд на иранских солдат» . Лос-Анджелес Таймс . 14 сентября 2008 г.
  16. ^ Jump up to: а б с д и «Юность» . usip.org. 6 октября 2010 г.
  17. ^ Фишер, Макс (10 декабря 2012 г.). «Семь стран, в которых государство может казнить вас за то, что вы атеист» . Вашингтон Пост . Проверено 16 декабря 2012 г. Хотя в этот список входят некоторые диктатуры, страна, которая, судя по всему, чаще всего приговаривает атеистов к смерти за их убеждения, на самом деле является демократией, хотя и хрупкой: Пакистан. Другие включают Саудовскую Аравию, Иран, Афганистан, Судан, западноафриканское государство Мавритания и Мальдивы, островное государство в Индийском океане.
  18. ^ «Иран казнит человека за ересь» . Хранитель . Сентябрь 2014 года . Проверено 17 сентября 2018 г.
  19. ^ «Потеря нашей религии: рост «ничто» » . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 13 января 2013 г.
  20. ^ Социальные движения в Иране ХХ века: культура, идеология и мобилизационные рамки . Лексингтонские книги . 2005. ISBN  9780739117576 .
  21. ^ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ИРАНСКИХ АМЕРИКАНЦЕВ 2012 ГОДА относительно потенциального военного удара по Ирану» (PDF) . paaia.org. 2012. Архивировано из оригинала (PDF) 25 июля 2012 г. Проверено 20 июля 2013 г.
  22. ^ «Опрос общественного мнения американцев иранского происхождения» (PDF) . ПААИЯ . Декабрь 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 21 декабря 2008 г.
  23. ^ «Реакция внутри Комитета бывших мусульман», NU.nl (на голландском языке), 2 июня 2007 г.
  24. ^ «Ассоциация иранских атеистов: О нас» . Иранская ассоциация атеистов. Архивировано из оригинала 17 сентября 2015 г. Проверено 16 ноября 2014 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 03c69dba5939328064c4f0fe08f7b77d__1721100840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/7d/03c69dba5939328064c4f0fe08f7b77d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Irreligion in Iran - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)