Безверие в Иране
Неверие в Иране имеет давнюю историческую историю, но его трудно измерить, поскольку те, кто исповедует атеизм, подвергаются риску произвольного задержания, пыток и смертной казни. [1] Нерелигиозные граждане официально не признаны иранским правительством. По данным официальной переписи 2011 года, 265 899 человек не исповедовали никакой религии (0,3% от общей численности населения). [2] В период с 2017 по 2022 год Всемирное исследование ценностей показало, что 1,3% иранцев считают себя атеистами, а еще 14,3% — нерелигиозными. В период 1999–2004 годов WVS обнаружил, что 1% идентифицированы как атеисты и 3% как нерелигиозные. [3]
Однако опрос, проведенный Gamaan в социальных сетях в 2020 году, выявил гораздо больший процент иранцев, считающих себя атеистами (8,8%), и большую часть (22,2%), считающих себя не исповедующими никакой религии. [4] [5] Однако опрос вызывает сомнения, поскольку в нем использовались участники, выбиравшие самостоятельно, через социальные сети и цепочку рекомендаций. [6] Для сравнения, в том же опросе количество мусульман в Иране составляет 40,4%, а зороастрийцев - 7,7%. [4] По оценкам Федерации зороастрийских ассоциаций Северной Америки, в 2012 году число зороастрийцев в Иране достигло 25 271 человек. [7] эквивалентно 0,03% от 87,6-миллионного населения. [8]
По иранским законам отступничество от ислама карается смертью. Нерелигиозные иранцы официально не признаны правительством, и нужно заявить о себе как о члене одной из четырех признанных религий, чтобы воспользоваться многими правами гражданства. [9] [10]
Граждане Исламской Республики Иран официально делятся на четыре категории: мусульмане , зороастрийцы , евреи и христиане . Это официальное разделение игнорирует другие религиозные меньшинства в Иране, особенно агностиков , атеистов и бахаи .
История
[ редактировать ]Самый старый документ, относящийся к атеистам в Иране, относится к эпохе Зороастра, где в Авесте они упоминаются как «ашмоги», что буквально означает еретики, отступники или, точнее, атеисты. [11]
В исламском Иране также были случаи противостояния организованной религии. В X веке нашей эры знаменитый персидский ученый Разес выступил против религии и божественного откровения пророков в своих трактатах «Фи ан-Нубувват» («О пророчествах») и «Фи Хиял аль-Мутанаббин» («О хитростях лжепророков»).
Дальнейший скептицизм в отношении идей Бога можно увидеть в четверостишиях Омара Хайяма , где постоянно подвергаются сомнению сострадание Бога и идеи загробной жизни. Это произведение также было написано в 10 веке.
При династии Пехлеви с 1925 года до иранской исламской революции 1979 года атеизм допускался, но официально не принимался. После большевистской революции в России (северном соседе Ирана) иранская коммунистическая партия Туде пользовалась значительной популярностью среди образованных городских иранцев, особенно в конце 1940-х и 1960-х годах, а популярность атеизма (догмата марксизма-ленинизма) росла. Например, Каро Дердерян, армяно-иранский поэт и брат известного певца Вигуэна , писал стихи, отвергающие как Бога, так и религию.
После исламской революции
[ редактировать ]Даже когда иранское правительство терпело атеизм, подавляющее большинство людей в Иране оставались религиозными. Однако с исламской революцией безбожие стало политической проблемой и беспорядком, который мусульмане должны подавлять.
Мехди Базарган писал, что «рассматривать ислам как оппозицию иранскому национализму равносильно уничтожению себя. Отрицать иранскую идентичность и считать национализм нерелигиозным - это неотъемлемая часть антииранского движения и работа антиреволюционеров». [12]
Современный
[ редактировать ]По мнению Али Резы Эшраги, проблема сегодняшнего иранского общества заключается в том, что лишь немногие политические или религиозные критики готовы признать или понять «народную религию». Другими словами, и исламскому режиму, и противостоящим ему элитам не нравятся манеры, с которыми миряне исповедуют религию. Поэтому вместо того, чтобы полагаться на эмпирические наблюдения, они предпочитают просто размышлять о религиозности этого очень сложного общества. Измерение религиозности – непростая задача. Критерии у социологов разные. Только в 2012 году иранские ученые провели в Тегеране тринадцать сессий для обсуждения критериев. Ограниченное количество исследований по этому вопросу позволяет предположить, что иранское общество по-прежнему остается религиозным. Исследование, проведенное в 2009 году двумя иранскими социологами – Аббасом Каземи и Мехди Фараджи – пришло к выводу, что по сравнению с 1975 годом, за четыре года до революции, иранцы все еще значительно очень религиозны. Число иранцев, которые молятся или участвуют в социально-религиозных ритуалах, осталось относительно неизменным. Число постящихся даже увеличилось. В то же время, как говорит другой социолог Амир Никпей, иранцы стали современными и светскими, «не становясь антирелигиозными». [13]
Некоторые иранские феминистки также были отмечены как нерелигиозные и атеистичные люди . [14]
Патриотичной иранской молодежи, которая сражалась и погибла в ирано-иракской войне, часто не хватало исламского религиозного рвения, несмотря на правительственную мифологию. [15] а иранская молодежь является одной из самых политически активных среди стран исламского мира. [16] Будучи наиболее беспокойным сегментом иранского общества, молодежь также представляет собой одну из величайших долгосрочных угроз нынешней форме теократического правления. [16] После президентских выборов 2009 года молодежь стала крупнейшим блоком, участвовавшим в первом в регионе устойчивом движении «народной власти» за демократические перемены, создав новую политическую динамику на Ближнем Востоке. [16] Иран является одним из наиболее технически подкованных обществ в развивающемся мире, в котором, по оценкам, насчитывается 28 миллионов интернет-пользователей, во главе с молодежью. [16] Считается, что большинство молодых иранцев хотят быть частью международного сообщества и глобализации . [16]
Преследование
[ редактировать ]сообщила, что Иран Газета Washington Post входит в число тринадцати стран, где атеизм может повлечь за собой смертную казнь . [17] Последняя известная законная казнь за отступничество в Иране произошла в 2014 году, когда Мохсен Амираслани был осужден и казнен за «нововведения в религии» и оскорбление Пророка Ионы . [18] Другие, такие как Юсеф Надархани и Саид Абедини , недавно подверглись преследованиям, были заключены в тюрьму и приговорены к смертной казни за вероотступничество. [ нужна ссылка ]
Список нерелигиозных иранцев
[ редактировать ]- Армин Наваби, бывший шиитский мусульманин-атеист и светский активист, автор, подкастер и видеоблогер, включая основателя Atheist Republic.
- Ашраф Дегани, иранская коммунистка-революционерка, член иранских народных партизан-федаев.
- Арамеш Дустдар Философ, писатель, ученый и бывший преподаватель философии в Тегеранском университете.
- Афшин Эллиан ирано-голландский профессор права, философ, поэт и критик политического ислама. Он является экспертом в области международного публичного права и философии права.
- FM-2030 Ирано-американский писатель бельгийского происхождения, педагог, философ-трансгуманист, футурист, консультант и спортсмен.
- Хади Хорсанди Современный иранский поэт и сатирик. С 1979 года он является редактором и автором персоязычного сатирического журнала «Асгар Ага».
- Шахин Наджафи Иранский актер, музыкант, певец и автор песен.
- Марьям Намази британско-иранская светская деятельница и правозащитница, комментатор и телеведущая.
- Мина Ахади ирано-австрийский политический деятель
- Садег Хедаят Иранский писатель, переводчик и интеллектуал, наиболее известный своим романом «Слепая сова».
Среди иранской диаспоры
[ редактировать ]Американцы иранского происхождения
[ редактировать ]Значительное количество американцев иранского происхождения нерелигиозны. [9] [ не удалось пройти проверку ] По словам Гарвардского университета профессора Роберта Д. Патнэма , средний американец иранского происхождения немного менее религиозен, чем средний американец. [19] В книге « Социальные движения в Иране 20-го века: культура, идеология и мобилизационные рамки » автор Стивен К. Поулсон добавляет, что западные идеи делают иранцев нерелигиозными. [20] [ нужна страница ]
В ходе национального телефонного опроса, проведенного в 2012 году среди 400 американцев иранского происхождения в районе Лос-Анджелеса, проведенного по заказу Альянса американцев иранского происхождения по связям с общественностью и проведенного исследовательской службой Zogby, респондентам был задан вопрос, какова их религия. В опросе уровень сотрудничества составил 31,2%. Кроме того, число американцев иранского происхождения-мусульман сократилось с 42% в 2008 году до 31% по данным опроса 2012 года. [21] [22]
Европейские иранцы
[ редактировать ]Центральный комитет бывших мусульман был основан голландцем иранцем Эхсаном Джами с целью поддержки отступников и привлечения внимания к нарушениям прав женщин. [23]
Британо-иранская организация, Ассоциация иранских атеистов, была создана в 2013 году с целью сформировать платформу для иранских атеистов, чтобы начать дебаты и поставить под сомнение нынешней Исламской республики отношение к атеистам, отступничеству и правам человека . [24]
См. также
[ редактировать ]- Секуляризм в Иране
- Атеизм
- Религия в Иране
- Зороастризм
- Ислам в Иране
- Христианство в Иране
- Демография Ирана
- Свобода религии в Иране
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Отчет о международной религиозной свободе за 2021 год: Иран» . Государственный департамент США . Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ SCI (2011). Избранные результаты национальной переписи населения и жилищного фонда. Архивировано 31 мая 2013 г. в Wayback Machine . Тегеран: Статистический центр Ирана, с. 26, ISBN 978-964-365-848-9 .
- ^ «База данных WVS» . Мировое исследование ценностей . Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Отношение иранцев к религии: отчет об исследовании за 2020 год» . Группа по анализу и измерению настроений в Иране (ГАМААН) . Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ Малеки, Аммар; Араб Пуян Тамими (10 сентября 2020 г.). «Светский сдвиг в Иране: новое исследование выявило огромные изменения в религиозных убеждениях» . Разговор . Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ Малчи, Аммар; Араб Пуян Тамими (август 2020 г.). «Отношение иранцев к религии: отчет об исследовании за 2020 год» (PDF ) ГАМААН
- ^ Риветна, Рошан. «Мир Заратушти, демографическая картина 2012 года» (PDF) . Фезана.org .
- ^ «Иран» , The World Factbook , Центральное разведывательное управление, 13 марта 2024 г. , получено 24 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Опрос общественного мнения американцев иранского происхождения . Альянс американцев иранского происхождения по связям с общественностью (PAAIA) / Зогби, декабрь 2008 г. Проверено 11 апреля 2014 г.
- ^ «Пренебрежение исламом и ирано-американской идентичностью: прижиматься или бороться» . payvand.com. 21 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 26 марта 2022 г.
- ^ «Атеизм в Древнем Иране» . Проверено 17 января 2023 г.
- ^ «Иранская идентичность IV. 19-20 вв.» в Энциклопедии Ираника
- ^ «Иранцы при исламском режиме: более или менее религиозны?» . aljazeera.com. 6 августа 2013 г.
- ^ Создание истории в Иране: образование, национализм и печатная культура . Издательство Стэнфордского университета . 2015. ISBN 9780804791533 .
- ^ «Другой взгляд на иранских солдат» . Лос-Анджелес Таймс . 14 сентября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Юность» . usip.org. 6 октября 2010 г.
- ^ Фишер, Макс (10 декабря 2012 г.). «Семь стран, в которых государство может казнить вас за то, что вы атеист» . Вашингтон Пост . Проверено 16 декабря 2012 г.
Хотя в этот список входят некоторые диктатуры, страна, которая, судя по всему, чаще всего приговаривает атеистов к смерти за их убеждения, на самом деле является демократией, хотя и хрупкой: Пакистан. Другие включают Саудовскую Аравию, Иран, Афганистан, Судан, западноафриканское государство Мавритания и Мальдивы, островное государство в Индийском океане.
- ^ «Иран казнит человека за ересь» . Хранитель . Сентябрь 2014 года . Проверено 17 сентября 2018 г.
- ^ «Потеря нашей религии: рост «ничто» » . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 13 января 2013 г.
- ^ Социальные движения в Иране ХХ века: культура, идеология и мобилизационные рамки . Лексингтонские книги . 2005. ISBN 9780739117576 .
- ^ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ИРАНСКИХ АМЕРИКАНЦЕВ 2012 ГОДА относительно потенциального военного удара по Ирану» (PDF) . paaia.org. 2012. Архивировано из оригинала (PDF) 25 июля 2012 г. Проверено 20 июля 2013 г.
- ^ «Опрос общественного мнения американцев иранского происхождения» (PDF) . ПААИЯ . Декабрь 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 21 декабря 2008 г.
- ^ «Реакция внутри Комитета бывших мусульман», NU.nl (на голландском языке), 2 июня 2007 г.
- ^ «Ассоциация иранских атеистов: О нас» . Иранская ассоциация атеистов. Архивировано из оригинала 17 сентября 2015 г. Проверено 16 ноября 2014 г.