Ашраф Дегани
Ашраф Дегани | |
---|---|
Рожденный | 1949 (74–75 лет) |
Национальность | Иранский |
Политическая партия | Организация иранских народных партизан-федаев (1971–1979) Иранские народные партизаны-федаи (1979 – настоящее время) |
Движение | Коммунизм , феминизм |
Оппоненты |
|
Ашраф Дегани ( персидский : اشرف دهقانی , 1949 г.р.) — иранский революционер-коммунист, наиболее известный как лидер иранских народных партизан-федаев (IPFG). Подвергнутая прогрессивной политике с раннего возраста, Дегани вместе со своим братом присоединилась к Организации иранских народных партизан-федаев (OIPFG), став единственной женщиной в ее центральном комитете .
В 1971 году, вскоре после того, как ОРПФ начала вооруженную борьбу против имперского государства , Дегани был арестован и заключен в тюрьму САВАК . В тюрьме Дегани регулярно подвергалась пыткам и изнасилованиям, о чем она позже подробно рассказала в своих мемуарах. Время в тюрьме укрепило ее веру в исторический материализм и развило ее взгляд на антиавторитаризм и феминизм . В 1973 году она сбежала из тюрьмы и вновь присоединилась к ОРПФ, став ведущей фигурой в ее ультралевой фракции после иранской революции . В то время как большинство членов ОРПФ отошло от вооруженной борьбы и приняло власть новой Исламской Республики Иран , Дегани продолжал выступать за партизанскую войну против нового правительства. В 1979 году вместе с меньшинством членов OIPFG она отделилась и сформировала Иранские народные партизаны-федаи (IPFG), которые продолжали борьбу против правительства. После подавления курдского восстания в Иране в 1979 году Дегани и ее фракция бежали из страны в Европа , где она, предположительно, живет тайно.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]В 1949 году Ашраф Дегани родился в семье рабочего в Иранском Азербайджане . [ 1 ] Она выросла в политически прогрессивной семье, где с раннего возраста родители рассказывали ей истории о недолговечном Народном правительстве Азербайджана . В школе она заработала репутацию политического агитатора: ее собственный учитель сообщил в САВАК о том, что она написала эссе с критикой Имперского государства . [ 2 ] Окончив школу, она стала учительницей в бедной азербайджанской деревне. [ 3 ]
Хотя она и обещала САВАК, что прекратит политическую деятельность, [ 2 ] она продолжала свою политическую агитацию под крылом своего старшего брата Бехруза и его друг, иранский социальный критик Самад Беранги . [ 4 ] В конце 1960-х годов Дегани присоединилась к своему брату в Организации иранских народных партизан-федаев (OIPFG). [ 5 ] став единственной женщиной в его Центральном комитете. [ 6 ]
Тюремное заключение
[ редактировать ]8 февраля 1970 года OIPFG предприняла свою первую атаку против Имперского государства, напав на жандармерию в Сиахкале . После нападения в Иране вспыхнули революционные выступления, на которые САВАК ответил жестокими репрессиями. Сама Дегани продолжила свою деятельность и 13 мая 1971 года была арестована САВАК и приговорена к десяти годам лишения свободы. [ 2 ] Сообщается, что во время пребывания в тюрьме Эвин ее регулярно пытали и насиловали сотрудники САВАК. [ 7 ] Она отказывалась сотрудничать со следователями и всегда хранила молчание. [ 8 ] Однажды они попытались пытать ее, напустив на ее тело змею. [ 9 ] ожидая, что она испугается, [ 10 ] но это не вызвало у нее никакой реакции. [ 11 ] Позже она пришла к выводу, что ее мучители считали женщин слабыми. [ 12 ] «но они не понимали, почему и какой тип женщин слабый». [ 11 ]
На протяжении всего срока заключения она придерживалась своей исторической материалистической веры в неизбежность социальной революции . Она также провела анализ авторитаризма Имперского государства , придя к выводу, что система была по своей сути слабой, поскольку не могла подавить инакомыслие даже с помощью пыток. [ 13 ] Она также отметила классовую дискриминацию , с которой САВАК обращался с женщинами разных социальных слоев — секс-работники подвергались насилию со стороны охранников, а диссиденты из высшего сословия получали полностью оборудованные частные камеры — и сообщила о ненависти, которую заключенные женщины проявляли к Ашрафу Пехлеви во время ее посещать. [ 14 ] Хотя она пришла к выводу, что женщины из рабочего класса «эксплуатировались дважды», она также предположила, что женщинам, достигшим классового сознания , нужны сознательные партнеры-мужчины, чтобы вместе построить бесклассовое общество . [ 15 ] Таким образом, Дегани противопоставил «реакционных женщин» «человеческим существам», утверждая, что последние — это женщины, участвующие в классовой борьбе с целью достижения свободы и социального равенства . [ 16 ]
13 марта 1973 года она сбежала из тюрьмы, надев чадру , и вернулась к работе в ОРПФ. [ 17 ] Ее мемуары о ее борьбе в тюрьме « Пытки и сопротивление в Иране » были опубликованы в следующем году в Лондоне и запрещены к публикации в Иране до начала иранской революции . [ 18 ] Сбежав из страны после побега из тюрьмы, Дегани оставалась в изгнании до тех пор, пока не разразилась революция. [ 3 ] В последующий период ее точное местонахождение было неизвестно. [ 10 ]
Послереволюционная деятельность
[ редактировать ]После революции партия Туде и большинство членов ОРПФ отклонились от программы вооруженной борьбы, заявив, что тактика устарела, и обвинив ее сторонников в ультралевых взглядах . [ 19 ] Дегани был одним из лидеров ОРПФ, которые продолжали выступать за партизанскую войну . [ 20 ] Из-за этого ее исключили из OIPFG. [ 21 ] Она, в свою очередь, обвинила новое руководство ОРПФ в ревизионизме и антикоммунизме , обвинив их в том, что они бросили политзаключенных организации. [ 22 ] Она считала, что правительство Хомейни представляет собой новый буржуазный режим, мало чем отличающийся от режима шаха. Таким образом, она считала, что вооруженная борьба по-прежнему является действенной тактикой, позволяющей подготовить массы к социальной революции и создать сопротивление империалистической интервенции в стране. [ 23 ]
Дегани увел меньшинство членов организации и основал Иранские народные партизаны-федаи (IPFG), которые взяли на себя обязательство продолжать вооруженную борьбу против нового иранского правительства. [ 24 ] В то время IPFG была единственной революционной организацией, в центральном комитете которой были женщины. [ 25 ] Хотя правительство понимало, что IPFG и OIPFG являются отдельными, продолжающаяся пропаганда вооруженной борьбы IPFG использовалась как предлог для подавления обоих, а их центры подвергались набегам хомейнистов. [ 26 ]
Когда в курдское восстание , фракция Дегани решила присоединиться к нему. 1979 году вспыхнуло [ 27 ] заявляя о своей поддержке Демократической партии Курдистана (ДПК) и борясь вместе с ней против Корпуса стражей исламской революции (КСИР). [ 28 ] В июне 1981 года к ИПФГ и ДПК присоединилась Народная организация моджахедов (МЕК), решившая начать вооруженную борьбу против Исламской Республики. [ 29 ] После МЕК ИПФГ Дегани станет одной из наиболее эффективных партизанских группировок. На членов IPFG пришлось 20% арестов и казней властями. [ 30 ]
К июлю 1981 года МЕК и IPFG столкнулись с жестокими репрессиями со стороны властей. [ 31 ] Многие из ведущих членов группировки были убиты, а внутри ее ядра в Курдистане вспыхнули фракционные споры, в результате чего в последующие годы она потеряла сотни сторонников. В конечном итоге это привело бы к фактическому уничтожению группы, а ее выжившие члены бежали бы в Европу. [ 32 ] После этого о жизни Дегани мало что известно, хотя по состоянию на 2007 год считалось, что она тайно жила в Германии . [ 10 ]
Наследие
[ редактировать ]В своих мемуарах Дегани описала свой опыт пыток со стороны САВАК и представила анализ иранской политики. Во введении к ее автобиографии ее «героическое сопротивление» было названо IPFG «примером мужества и решимости иранских революционеров». [ 33 ] Хамиде Седги позже сказал о Дегани: «Иранские ученые и феминистки в значительной степени проигнорировали историю Дегани. У нее была уникальная жизнь и опыт: она была нонконформисткой, воинственной и дерзкой политической фигурой». [ 8 ]
Дегани была наставником члена OIPFG Роги Данешгари , который описал ее как «мужественного борца» против Имперского государства. [ 34 ] Феминизм Дегани вдохновил иранских феминисток: ряд женских организаций, созданных во время иранской революции, подхватили ряд ее идей. [ 10 ] Историк Хайде Могисси охарактеризовала взгляд Дегани на феминизм как взгляд, который «явно признает женскую слабость». [ 35 ] Партизанская тактика Дегани в конечном итоге оказалась моделью, которой не могли следовать большинство женщин, в основном создавая образ женщин-партизан для вдохновения. [ 36 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Седги 2007 , стр. 162n19, 183; Шахидян 1997 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б с Седги 2007 , с. 183.
- ^ Jump up to: а б Шахидян 1997 , с. 18.
- ^ Седги 2007 , с. 183; Шахидян 1997 , с. 18.
- ^ Могисси 1996 , стр. 114–115; Седги 2007 , стр. 152, 183.
- ^ Могадам 2019 , с. 9н2; Могисси, 1996 , стр. 117; Седги 2007 , стр. 152, 183.
- ^ Седги 2007 , стр. 152, 184; Шахидян 1997 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Седги 2007 , с. 152.
- ^ Могисси 1996 , с. 117; Седги 2007 , с. 184.
- ^ Jump up to: а б с д Седги 2007 , с. 186.
- ^ Jump up to: а б Могисси 1996 , с. 117.
- ^ Могисси 1996 , с. 117; Седги 2007 , с. 186.
- ^ Седги 2007 , стр. 184–185.
- ^ Седги 2007 , с. 185.
- ^ Могисси 1996 , стр. 117–118; Седги 2007 , с. 185.
- ^ Могисси 1996 , стр. 117–118; Седги 2007 , стр. 185–186.
- ^ Седги 2007 , стр. 152n1, 184.
- ^ Седги 2007 , с. 186; Вахабзаде 2015 .
- ^ Могадам и Аштиани 1991 , стр. 89–90; Забир 2011 , с. 109.
- ^ Могадам и Аштиани 1991 , с. 89; Седги 2007 , с. 186н73; Вахабзаде 2015 ; Забир 2011 , стр. 108–109.
- ^ Седги 2007 , с. 186н73; Вахабзаде 2015 ; Забир 2011 , стр. 108–109.
- ^ Zabir 2011 , p. 109.
- ^ Zabir 2011 , pp. 109–110.
- ^ Седги 2007 , с. 186н73; Вахабзаде 2015 .
- ^ Шахидян 1997 , с. 24.
- ^ Zabir 2011 , p. 110.
- ^ Вахабзаде 2015 ; Забир 2011 , стр. 110–111.
- ^ Zabir 2011 , pp. 110–111.
- ^ Могадам и Аштиани 1991 , с. 89; Забир 2011 , стр. 109–110.
- ^ Zabir 2011 , p. 208.
- ^ Zabir 2011 , p. 111.
- ^ Вахабзаде 2015 .
- ^ Седги 2007 , стр. 182–183.
- ^ Седги 2007 , стр. 186–187.
- ^ Могисси 1996 , с. 117; Седги 2007 , с. 185.
- ^ Тохиди 1991 , с. 258.
Библиография
[ редактировать ]- Могадам, Вал ; Аштиани, Али (1991). «Левые и революция в Иране». Раса и класс . 33 (1): 86–91. дои : 10.1177/030639689103300106 . ISSN 0306-3968 . S2CID 144928159 .
- Могадам, Валентин М. (декабрь 2019 г.). «Революции и права женщин: иранская революция в сравнительной перспективе». В Стенберге, Лейф; Савант, Сара (ред.). 40 лет спустя: размышления об иранской революции . Серия периодических газет Абду Филали-Ансари. Том. 1. Университет Ага Хана . стр. 8–11. ISSN 2633-8890 – через Academia.edu .
- Могисси, Хайде (1996) [1994]. «Фидаины и женская борьба». Популизм и феминизм в Иране . Макмиллан Пресс . стр. 107–138. дои : 10.1007/978-1-349-25233-6_7 . ISBN 978-0-333-67412-3 .
- Седги, Хамиде (2007). «Женщины и государство». Женщины и политика в Иране: сокрытие, разоблачение и разоблачение . Издательство Кембриджского университета . стр. 152–196. дои : 10.1017/CBO9780511510380 . ISBN 978-0-521-83581-7 .
- Шахидян, Хаммед (1997). «Женщины и тайная политика в Иране, 1970-1985». Феминистские исследования . 23 (1): 7–42. дои : 10.2307/3178296 . hdl : 2027/spo.0499697.0023.103 . JSTOR 3178296 .
- Тохиди, Найере (1991). «Гендер и исламский фундаментализм: феминистская политика в Иране». В Моханти — Чандра Талпаде; Руссо, Энн; Торрес, Лурдес (ред.). Женщины третьего мира и политика феминизма . Издательство Университета Индианы . стр. 251–267. ISBN 0-253-33873-5 . LCCN 90-43510 .
- Вахабзаде, Пейман (7 декабря 2015 г.). «Фадан-е Халк» . Энциклопедия Ираника . Проверено 20 сентября 2023 г.
- Забир, Сепер (2011) [1982]. Иран после революции . Рутледж . стр. 109–111, 208. ISBN. 978-0-415-61069-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ализаде, Ясс (2014). Сказки, которые рассказывают все: политический анализ народных сказок Ирана ( доктор философии ). Университет Коннектикута .
- Амирахмади, Хушанг ; Парвин, Манушер (2019) [1988]. Постреволюционный Иран . Рутледж . ISBN 978-0-367-28398-8 . LCCN 87-31700 .
- Ассади, Реза (1982). Исследование современной борьбы за власть в Иране ( МА ). Университет Западного Мичигана . ПроКвест 1318406 .
- Банейния, Масуме; Дерсан Орхан, Дуйгу (2021). «Женщины как политический символ в Иране: сравнительная перспектива между режимом Пехлеви и исламской революцией» . Журнал SBE Университета Невшехир Хаджи Бекташ Вели . 11 (4): 1906–1919. дои : 10.30783/nevsosbilen.1003864 .
- Бина, Сайрус (1996) [1994]. «На пути к новому мировому порядку: гегемония США, государства-клиенты и исламская альтернатива». В Муталибе Хусин; Хашми, Тадж уль-Ислам (ред.). Ислам, мусульмане и современное государство: практические исследования мусульман в тринадцати странах . Макмиллан . стр. 3–30. дои : 10.1007/978-1-349-14208-8_1 . ISBN 978-0-312-10300-2 . LCCN 93-24000 .
- Дабаши, Хамид (2007). Махмальбаф на свободе . ИБ Таурис . ISBN 9781845115319 . OCLC 419310458 .
- Данешвар, Парвиз (1996). «От консолидации к теократическому деспотизму». Революция в Иране . Пэлгрейв Макмиллан . стр. 128–174. дои : 10.1007/978-1-349-14062-6_6 . ISBN 978-1-349-14062-6 .
- Доррай, Маночер (2006). «Политическая социология сект и сектантства в иранской политике: 1960-1979». Журнал исследований третьего мира . 23 (2): 95–117. JSTOR 45194310 .
- Эмади, Хафизулла (2001). Политика обездоленных: сверхдержавы и события на Ближнем Востоке . Блумсбери . ISBN 0-275-97365-4 . LCCN 2001021179 .
- Гейтс, Барбара Глендора (1987). Политические роли исламских женщин: исследование двух революций - Алжира и Ирана ( доктор философии ). Техасский университет в Остине . ПроКвест 8806329 .
- Гораши, Халлех (2003). Пути выживания и победы: иранские женщины-изгнанники в Нидерландах и США . Нова . ISBN 1-59033-552-Х .
- Гордон, Ариэль (2021). «От партизанок до зайнабов: переоценка фигуры «воинствующей женщины» в иранской революции» . Журнал женских исследований Ближнего Востока . 17 (1): 64–95. дои : 10.1215/15525864-8790238 . ISSN 1552-5864 . S2CID 233804242 .
- Джойя, Малалай (2009). Женщина среди военачальников . Саймон и Шустер . ISBN 978-1-4391-0946-5 . LCCN 2009021072 .
- Камаль, Мухаммед (1986). «Иранские левые в политической дилемме». Пакистанский горизонт . 39 (3): 39–51. JSTOR 41393782 .
- Милани, Фарзане (2013). «Рассказы о жизни иранских женщин». Журнал женской истории . 25 (2): 130–152. дои : 10.1353/jowh.2013.0014 . ISSN 1042-7961 . S2CID 143449642 .
- Милани, Фарзане (2011). Слова, а не мечи: иранские женщины-писательницы и свобода передвижения . Издательство Сиракузского университета . ISBN 978-0-8156-3278-8 . LCCN 2011005040 .
- Могадам, Вал (1987). «Социализм или антиимпериализм? Левые и революция в Иране» (PDF) . Обзор новых левых (166): 5–28. ISSN 0028-6060 .
- Могадам, Валентин М. (2018). «Феминизм и будущее революций». Социализм и демократия . 32 (1): 31–53. дои : 10.1080/08854300.2018.1461749 . ISSN 0885-4300 . S2CID 149531603 .
- Мохассель, Бабак Реджай (2006). Преследование иранского государственного режима: резонанс и детерриторизация ( доктор философии ). Государственный университет Нью-Йорка в Буффало . ПроКвест 3213911 .
- Пьедар, Пейман (2005). «Интервью с иранским анархистом» . Северо-восточный анархист . № 10. С. 40–45. ISSN 1553-3654 .
- Поя, Марьям (1999). Женщины, работа и исламизм: идеология и сопротивление в Иране . Книги Зеда . ISBN 1-85649-681-3 .
- Рад, Ассал (2022). Состояние сопротивления: политика, культура и идентичность в современном Иране . Издательство Кембриджского университета . дои : 10.1017/9781009193573 . ISBN 978-1-009-19358-0 . LCCN 2021059851 . S2CID 251684052 .
- Рахнема, Саид (2009). «Уроки (не) извлеченные: размышления о неудавшейся революции» . Сравнительные исследования Южной Азии, Африки и Ближнего Востока . 29 (1): 72–83. дои : 10.1215/1089201X-2008-045 . ISSN 1089-201X . S2CID 145366660 .
- Резай, Хамид (2012). Государство, диссиденты и раздор: Иран, 1979–2010 гг. ( доктор философии ). Колумбийский университет . дои : 10.7916/D8W66T45 .
- Саадатманд, Яссаман (1993). «Государственный капитализм: теория и пример применения Ирана». Критика: критические исследования Ближнего Востока . 2 (3): 55–79. дои : 10.1080/10669929308720040 . ISSN 1943-6149 .
- Солтани, Зохре (2020). Тегеран: Симптоматическое изображение общественной архитектуры (Диссертация). Государственный университет Нью-Йорка в Бингемтоне . ПроКвест 27961218 .