Секуляризм в Иране
Секуляризм в Иране был установлен как государственная политика вскоре после того, как Реза-шах был коронован шахом в 1925 году. [ 1 ] Он объявил незаконным любое публичное проявление или выражение религиозной веры, включая ношение хиджаба и чадры женщинами и ношение волос на лице мужчинами (за исключением усов). Публичные религиозные фестивали (такие как Мухаррам и Ашура ) и торжества были запрещены, шиитскому духовенству было запрещено проповедовать экстремистские идеи.
Несмотря на то, что Реза Шах подвергался критике со стороны религиозных традиционалистов и считался авторитарным для иностранных наблюдателей, Реза Шах намеревался секуляризировать Иран и устранить влияние шиитского духовенства на правительство и общество. Во время его правления в Иране появились первые случаи исламского экстремизма и терроризма как реакция на его секуляристскую политику. Например, светские политики и писатели, такие как Ахмад Касрави , были убиты мусульманскими экстремистами, самым известным из которых остается Навваб Сафави считает героем , которого сегодня правительство Исламской Республики Иран .

После того, как Реза-шах был насильственно свергнут и отправлен в изгнание британскими и советскими войсками в результате англо-советского вторжения в Иран , эра секуляризма в Иране закончилась. С 1941 по 1953 год демократия была должным образом восстановлена в Иране, но шиитское духовенство также смогло вернуться к своему прежнему уровню власти и влияния благодаря своей основной базе поддержки в сельских районах центрального Ирана.
После 1953 года иранское правительство, становясь все менее и менее демократичным, также все чаще предпринимало шаги по восстановлению авторитарной политики Реза-шаха и устранению влияния шиитского духовенства и организованной религии в правительстве и общественной жизни. В конце 1960-х годов Мохаммад Реза Пехлеви заставил шиитских духовных послушников посещать государственные государственные университеты, чтобы получить религиозную сертификацию и лицензию на проповедь, аналогично католическим и христианским теологическим школам. Мохаммад Реза Шах также начал предпринимать шаги в 1970-х годах, чтобы исключить шиитское духовенство из участия в парламенте и ввести ограничения на публичные проявления религии и соблюдение религиозных обрядов.
И Реза Шах, и Мохаммад Реза Шах черпали вдохновение из послереволюционной французской и классической американской политических школ, которые выступают за разделение религии и государства, и оба обвиняли британцев в росте исламизма и радикального ислама в Иране и на Ближнем Востоке. . По этой причине Иран Пехлеви энергично поддерживал тесные отношения с Францией и Соединенными Штатами . В 1979 году, после свержения правительства премьер-министра Шапура Бахтияра в феврале того же года, было создано временное правительство под руководством премьер-министра Мехди Базаргана , которое стремилось создать националистическую исламскую демократическую партию. [ нужна ссылка ] правительство, проводящее экономическую политику в поддержку свободного рынка, вопреки желаниям аятоллы Рухоллы Хомейни и его происламской республиканской фракции. Правительство Базаргана массово ушло в отставку в ноябре 1979 года, сразу после захвата посольства США студентами-радикалами.
Конец правительства Базаргана официально ознаменовал конец государственного секуляризма в Иране. В феврале 1980 года Исламская республиканская партия сформировала нынешнее теократическое правительство Ирана во главе с аятоллой Хомейни в качестве верховного лидера Ирана .
Светская оппозиция исламистскому правительству Исламской Республики Иран действовала в стране до 1984 года, после чего клерикальная иерархия заклеймила их еретиками и отступниками и в конечном итоге посадила в тюрьму, казнила или сослала.
Светские политики и деятели Ирана
[ редактировать ]- Реза Шах
- Мохаммад Мосаддык
- Ахмад Касрави
- Дариуш Форухар
- Шапур Бахтияр
- Фазлолла Захеди
- Дариуш Хомаюн
- Мохаммад Реза Пехлеви
- Амир-Аббас Ховейда
- Реза Пехлеви, наследный принц Ирана [ 2 ]
Последние события
[ редактировать ]Онлайн-опрос, проведенный Gamaan в 2020 году, показал, что 8,8% иранцев идентифицируют себя как атеисты, большая часть (22,2%) идентифицируют себя как не исповедующие организованную религию, и только 40% идентифицируют себя как мусульмане. Это было отмечено как переход иранцев к секуляризму. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] В 2022 году заместитель министра внутренних дел Ирана Таги Ростамванди предупредил о резком росте требований иранского народа к принятию светской конституции. [ 7 ]
Протесты Махсы Амини (2022–2024 гг.) рассматривались как признак растущего спроса среди иранцев на светский Иран. [ 8 ] По данным опроса, проведенного Группой по анализу и измерению отношений в Иране (GAMAAN) в ноябре 2022 года, почти три четверти иранцев выступили против обязательного хиджаба; Из этого населения 84% предпочитают светское иранское государство теократии, которую ГАМААН охарактеризовал как поддержку смены режима. [ 9 ] [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Милани, Аббас (11 апреля 2014 г.). «Мнение | Иран и Израиль меняются местами?» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Изгнанный принц говорит о видении светского, демократического Ирана» . Иранский международный . 5 января 2023 г.
- ^ «ОТНОШЕНИЕ ИРАНЦЕВ К РЕЛИГИИ: ОТЧЕТ ОБ ОБЗОРЕ 2020 ГОДА» . Гаман - Иранская группа по исследованию общественного мнения (на персидском языке). 11 сентября 2020 г. Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ Малеки, Аммар; Араб Пуян Тамими. «Светский сдвиг в Иране: новое исследование выявило огромные изменения в религиозных убеждениях» . Разговор . Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ «Согласно опросу, иранцы утратили веру» . Иранский международный . 25 августа 2020 г. Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ Стаусберг, Майкл; Араб Пуян Тамими; Малеки, Аммар (август 2023 г.). «Опрос зороастрийцев: религиозная идентификация в Интернете в Исламской Республике Иран» . Журнал научного изучения религии . дои : 10.1111/jssr.12870 . HDL : 11250/3094992 . ISSN 0021-8294 .
- ^ «Иранцы требуют фундаментальных перемен и секуляризма, говорит чиновник» . Иранский международный. 17 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Аараби, Касра; Шелли, Джемайма (ноябрь 2022 г.). «Протесты и результаты опросов на улицах Ирана: как снятие хиджаба стало символом смены режима» . Институт глобальных изменений Тони Блэра . Проверено 23 ноября 2022 г.
- ^ «Протесты в Иране: 40 иностранцев арестованы на фоне продолжающихся репрессий» . dw.com . Ноябрь 2022 года . Проверено 23 ноября 2022 г.