Ислам в Иране
Ислам начал проникать в Иран через несколько лет после того, как он был основан Мухаммедом в VII веке. Арабское завоевание Ирана , кульминацией которого стало падение Сасанидской империи под натиском зарождающегося Халифата Рашидун , привело к монументальным изменениям в иранском обществе, очистив зороастризм , который был официальной религией иранской нации со времен империи Ахеменидов. . После вторжения Рашидуна ислам (в любой форме) постоянно сохранял статус официальной религии Ирана, за исключением короткого периода в 13 веке, когда монгольские вторжения и завоевания разрушили халифат Аббасидов и более мелкие исламские государства, прежде чем привели к созданию Ильханства . Процесс интеграции иранского общества в мусульманский мир длился многие столетия, причем знать и горожане были одними из первых, кто обратился в ислам, несмотря на заметные периоды сопротивления, в то время как крестьянство и дехканы (землевладельческие магнаты) ) на это ушло больше времени. Примерно в 10 веке большинство Персы стали мусульманами .
Между 7 и 15 веками суннитский ислам был доминирующей сектой в Иране, и иранские ученые этого периода внесли большой вклад в Золотой век ислама . В 16 веке недавно восшедшая на престол династия Сефевидов начала масштабную кампанию по провозглашению шиитского ислама официальной сектой Ирана. [2] [3] [4] [5] веру агрессивный прозелитизм и насильственное обращение иранского населения в свою . Действия Сефевидов вызвали напряженность в отношениях с соседней Османской империей с суннитским большинством , отчасти из-за бегства нешиитских беженцев из Ирана. [6] [7] [8] Подсчитано, что к середине 17 века Иран стал страной с шиитским большинством. [9] В последующие столетия, с поддержанным государством ростом шиитского духовенства в Иране, сформировался синтез иранской культуры и шиитского ислама, который неизгладимо отметил каждую из них оттенками другой. [10] [11] [2] [3] [4] [5] Позже, при династии Пехлеви , исламское влияние на иранское общество было сведено на нет, чтобы утвердить новую иранскую национальную идентичность, которая была сосредоточена на доисламском Иране, проливая больше света на зороастрийскую традицию и другие аспекты древнего иранского общества, особенно во времена правления династии Пехлеви. эпоха Ахеменидов. Однако в 1979 году Исламская революция привела к еще одному монументальному изменению, положив конец исторической иранской монархии и заменив ее исламской республикой .
По данным переписи населения Ирана 2016 года, [12] 99% населения Ирана – мусульмане. [13] и 88% этой цифры составляют шииты-двунадесятники . Примерно 12% иранцев являются суннитами, причем большую часть этой цифры составляют этнические меньшинства страны, такие как арабы , курды , персы ачоми , туркмены и белуджи . [14] [15] [16]
Согласно Всемирному исследованию ценностей седьмой волны 2020 года , 96% иранцев идентифицируют себя как мусульмане. Однако отчет Группы по анализу и измерению настроений в Иране (GAMAAN) в том же году показал резкое снижение религиозности в стране, поскольку только 40% иранских респондентов идентифицировали себя как мусульмане. [17] [18] [19] [20] Последующие опросы GAMAAN в 2022 году показали, что, в зависимости от того, как был задан вопрос, от 38% до 56% идентифицировали себя как мусульмане-шииты, 5% идентифицировали себя как мусульмане-сунниты и примерно четверть из них были склонны к той или иной форме деизма , то есть убеждению. в Боге, не идентифицируя себя как религиозный . Во всех опросах GAMAAN от 7% до 10% иранских респондентов идентифицировали себя как атеисты . Более того, онлайн-опросы предоставили респондентам уникальную возможность выразить себя, что привело к колебаниям числа самоидентифицированных зороастрийцев. [21]
История
[ редактировать ]Арабское завоевание Ирана
[ редактировать ]Ислам по странам |
---|
Исламский портал |
Мусульмане завоевали Иран во времена Умара (637 г.) и завоевали его после нескольких великих сражений. Йездигерд III бежал из одного округа Мерва в другой в 651 году. [22] К 674 году мусульмане завоевали Большой Хорасан (включавший в себя современную иранскую провинцию Хорасан и современный Афганистан , Трансоксанию ).
Как Бернард Льюис процитировал [23]
«Эти события рассматривались в Иране по-разному: одни как благословение, приход истинной веры, конец эпохи невежества и язычества; другие как унизительное национальное поражение, завоевание и подчинение страны иностранцами. захватчики. Оба восприятия, конечно, верны, в зависимости от угла зрения».
При Умаре и его непосредственных преемниках арабские завоеватели пытались сохранить свое политическое и культурное единство, несмотря на привлекательность завоеванных ими цивилизаций. Арабы должны были селиться в гарнизонных городах, а не в разбросанных поместьях. Новые подданные-немусульмане, или зимми , должны были платить специальный налог, джизью или подушный налог, который рассчитывался на человека по различным ставкам для трудоспособных мужчин призывного возраста. [24]
Иранцы были одними из первых, кто принял ислам, и их обращение в значительном количестве началось, как только арабские армии достигли и захватили Персидское нагорье. Несмотря на некоторое сопротивление со стороны элементов зороастрийского духовенства и других древних религий, антиисламскую политику более поздних завоевателей, таких как Ильханиды, влияние христианского и светского Запада в наше время, а также привлечение новых религиозных движений, таких как бабизм и ( Верой Бахаи qqv.), подавляющее большинство иранцев стали и остались мусульманами. Сегодня около 98 процентов этнических иранцев, включая население Персии, являются, по крайней мере, номинальными мусульманами. Несмотря на столь фундаментальную, всеобъемлющую и устойчивую культурную трансформацию, феномен обращения иранцев в ислам удостоился удивительно малого внимания ученых. [25]
Недавние исследования установили общие хронологические рамки процесса обращения иранцев в ислам. Изучая вероятные даты индивидуальных обращений, основанные на генеалогиях в биографических словарях, Ричард Буллиет предположил, что вплоть до конца периода Омейядов (132/750 г.) имело место постепенное и ограниченное обращение персов, за которым последовал быстрый рост числа обращений персов. количество обращений в христианство после революции Аббасидов, так что к тому времени, когда на востоке были установлены региональные династии (около 338/950 г.), 80 или более процентов иранцев стали мусульманами. Данные, на которых было основано исследование Буллиета, ограничивали применимость этой парадигмы обобщениями о полных формальных преобразованиях в городской среде. Ситуация в сельской местности и отдельных регионах, возможно, была совершенно разной, но общая картина соответствует тому, что можно вывести из традиционных исторических источников. Хотя в некоторых областях, например в Ширазе, во время визита Мокаддаси примерно в 375/985 г. (стр. 429), все еще могли существовать сильные немусульманские элементы, разумно предположить, что персидская среда в целом стала преимущественно исламские в течение периода времени, предложенного исследованием Буллиета. [26]
Исламизация Ирана
[ редактировать ]После революции Аббасидов 749–751 годов, в которой иранские новообращенные сыграли важную роль, центр тяжести Халифата переместился в Месопотамию и подвергся значительному иранскому влиянию. [27] Соответственно, мусульманское население Ирана выросло с ок. От 40% в середине 9 века до почти 100% к концу 11 века. [28] Ислам был с готовностью принят зороастрийцами , работавшими на промышленных и ремесленных должностях, потому что, согласно зороастрийским догмам, такие занятия, связанные с осквернением огня, делали их нечистыми. [29] Более того, мусульманские миссионеры не столкнулись с трудностями в объяснении зороастрийцам исламских догматов, поскольку между конфессиями было много общего. По словам Томаса Уокера Арнольда , для перса он встретил Ахура Мазду и Аримана под именами Аллаха и Иблиса . [29] Мусульманские лидеры в своих усилиях по привлечению новообращенных поощряли посещение мусульманских молитв и разрешили Коран на персидском языке, а не на арабском, чтобы он был понятен всем. читать [29] Первый полный перевод Корана на персидский язык произошел во время правления Саманидов в 9 веке. Сейед Хоссейн Наср предполагает, что быстрому увеличению числа обращений способствовало персидское гражданство правителей. [28] [30]
По словам Бернарда Льюиса :
«Иран действительно был исламизирован, но не арабизирован. Персы остались персами. И после периода молчания Иран вновь стал отдельным, отличным и самобытным элементом внутри ислама, в конечном итоге добавив новый элемент даже к самому исламу. и что наиболее примечательно даже в религиозном плане, вклад Ирана в эту новую исламскую цивилизацию имеет огромное значение. Работы иранцев можно увидеть во всех областях культурной деятельности, включая арабскую поэзию, в которой поэты иранского происхождения сочиняют свои стихи на арабском языке. В каком-то смысле иранский ислам является вторым пришествием самого ислама, новым исламом, который иногда называют Ислам-и Аджам . Именно этот персидский ислам, а не первоначальный арабский ислам, был преобразован в новый. территории и новые народы: туркам, сначала в Средней Азии, а затем на Ближнем Востоке, в стране, которая стала называться Турцией, и Индией. Турки-османы принесли форму иранской цивилизации к стенам Вены...» [31]
Влияние Ирана на мусульманскую цивилизацию
[ редактировать ]Исламизация Ирана должна была привести к глубоким преобразованиям в культурной, научной и политической структуре иранского общества: расцвет персидской литературы , философии , медицины и искусства стал основными элементами вновь формирующейся мусульманской цивилизации. Унаследовав наследие тысячелетней цивилизации и находясь на «перекрестке главных культурных магистралей», [32] способствовал превращению Персии в « золотой век ислама ». В этот период сотни ученых и учёных внесли огромный вклад в технологии, науку и медицину, что впоследствии повлияло на развитие европейской науки в эпоху Возрождения . [33]
Наиболее важные ученые почти всех исламских сект и школ мысли были персами или жили в Иране, включая наиболее известных и надежных хадисов собирателей шиитов и суннитов, таких как шейх Садук , шейх Кулайни , имам Бухари , имам Муслим и Хаким ан-Нишабури . величайшие богословы шиитов и суннитов, такие как Шейх Туси , Имам Газали , Имам Фахр ар-Рази и Аль-Замахшари , величайшие врачи , астрономы , логики , математики , метафизики , философы и ученые, такие как Аль-Фараби , Авиценна и Насир аль- Дин ат-Туси , величайший шейх суфизма, такой как Руми , Абдул-Кадир Гилани .
Ибн Халдун передает в своей «Мукаддиме» : [34]
Примечательно, что, за немногими исключениями, большинство мусульманских учёных… в области интеллектуальных наук не были арабами, поэтому основателями грамматики были Сибавайх , а после него аль-Фарси и Аз- Заджадж . Все они были персидского происхождения... они изобрели правила (арабской) грамматики . Великими юристами были персы. Только персы занимались сохранением знаний и написанием систематических научных трудов. Таким образом, становится очевидной истинность утверждения пророка ( Мухаммеда ): « Если бы обучение было приостановлено в самых высоких частях неба, персы достигли бы его »… Интеллектуальные науки также были прерогативой персов, оставленных арабами в покое , которые их не занимались... как и все ремесла... Такое положение продолжалось в городах до тех пор, пока персы и персидские страны , Ирак , Хорасан и Трансоксиана (современная Средняя Азия), сохраняли свою оседлую культуру.
Персидский против арабского
[ редактировать ]В IX и X веках неарабские подданные Уммы , особенно персы, создали движение под названием Шуубия в ответ на привилегированный статус арабов. Это движение привело к возрождению персидской национальной идентичности. [35] Хотя персы приняли ислам, на протяжении веков они работали над защитой и возрождением своего самобытного языка и культуры – процесс, известный как персидизация . В этой попытке также участвовали арабы и турки. [36] [37] [38]
По мере того как власть халифов Аббасидов уменьшалась, в различных частях Ирана возник ряд династий, некоторые из которых обладали значительным влиянием и властью. Среди наиболее важных из этих пересекающихся династий были Тахириды в Хорасане (820–72); Саффариды ( в Систане 867–903 гг.); и Саманиды (875–1005), первоначально находившиеся в Бухаре . Саманиды в конечном итоге правили территорией от центрального Ирана до Пакистана. [39] К началу 10 века Аббасиды почти утратили контроль над растущей персидской фракцией, известной как династия Бувайхидов (934–1055). Поскольку большая часть администрации Аббасидов в любом случае была персидской, Бувайхиды, которые были заидитскими шиитами , спокойно смогли взять на себя реальную власть в Багдаде.
Династия Саманидов была первой полностью местной династией, правившей Ираном после мусульманского завоевания, и возглавила возрождение персидской культуры. Первый крупный персидский поэт после прихода ислама Рудаки родился в эту эпоху и получил высокую оценку со стороны саманидских царей. Саманиды также возродили многие древние персидские праздники. Их преемники, Газневиды , имевшие неиранское тюркское происхождение, также сыграли важную роль в возрождении персидского языка. [40]
Суннитские династии в Иране
[ редактировать ]В 962 году турецкий правитель Саманидов Алптигин завоевал Газну (на территории современного Афганистана) и основал династию Газневидов , просуществовавшую до 1186 года. [39] Позже сельджуки , которые, как и Газневиды, были тюрками, медленно завоевали Иран в течение 11 века. Их предводитель Тугрил-бек направил своих воинов против Газневидов в Хорасане. Он двинулся на юг, а затем на запад, завоевывая, но не опустошая города на своем пути. В 1055 году халиф Багдада подарил Тугрил Беку одежды, подарки и титул короля Востока. При преемнике Тугрил Бека, Малик Шахе (1072–1092), Иран пережил культурный и научный ренессанс, во многом приписываемый его блестящему иранскому визирю Низаму аль-Мульку . Эти лидеры основали Исфаханскую обсерваторию , где Омар Хайям провел большую часть своих экспериментов по новому календарю, и построили религиозные школы во всех крупных городах. Они привезли Абу Хамида Газали , одного из величайших исламских богословов, и других выдающихся ученых в столицу сельджуков Багдад и поощряли и поддерживали их работу. [39]
Серьезная внутренняя угроза сельджукам во время их правления исходила от Хашшашинов — исмаилитов секты Низаритов со штаб-квартирой в Аламуте между Рештом и Тегераном . Они контролировали территорию более 150 лет и время от времени рассылали сторонников, чтобы укрепить свою власть, убивая важных чиновников. Несколько различных теорий этимологии слова «убийца» происходят от этой группы. [39]
Другой известной суннитской династией были Тимуриды . Тимур был тюрко-монгольским лидером из Евразийской степи , который завоевывал и правил в традициях Чингисхана . Под властью Тимуридов тюрко -персидская традиция , зародившаяся в период Аббасидов, продолжилась. Улугбек , внук Тимура , построил обсерваторию собственную и величественное медресе в Самарканде .
Шиитские династии в Иране
[ редактировать ]Хотя шииты жили в Иране с самых ранних дней ислама, авторы «Четырех книг шиитских хадисов» были иранцами досефевидской эпохи, и в десятом и втором частях Ирана существовала одна шиитская династия. В одиннадцатом веке, согласно Мортазе Мотаххари, большинство иранских ученых и масс оставались суннитами до времен Сефевидов. [41]
Доминирование суннитского вероучения в течение первых девяти столетий ислама характеризует религиозную историю Ирана в этот период. Однако были некоторые исключения из этого общего господства, которые проявились в виде зайдитов Табаристана , Бувайхидов , правления султана Мухаммада Худабанды (годы правления Шавваль 703-Шавваль 716/1304-1316) и Сарбедарана . Тем не менее, помимо этого господства, существовали, во-первых, на протяжении этих девяти столетий шиитские наклонности среди многих суннитов этой земли и, во-вторых, исконный имамитский шиизм , а также зайдитский шиизм в некоторых частях Ирана преобладал . В этот период шииты в Иране питались из Куфы , Багдада , а затем из Наджафа и Хиллы . [42]
Однако в течение первых девяти столетий в истории этой связи можно отметить четыре важных момента:
- Во-первых, это миграция ряда лиц, принадлежащих к племени ашари , из Ирака в город Кум в конце первого/седьмого века, что является периодом утверждения имамитского шиизма в Иране.
- Во-вторых, влияние шиитской традиции Багдада и Наджафа на Иран в пятом/одиннадцатом и шестом/двенадцатом веках.
- В-третьих, влияние школы Хиллы на Иран в восьмом/четырнадцатом веке.
- В-четвертых, влияние шиизма Джебель-Амеля и Бахрейна на Иран в период установления правления Сефевидов. [42]
Обращение Сефевидов Ирана в шиитский ислам
[ редактировать ]Поскольку их истории почти полностью переплетены, здесь обсуждаются как Иран, так и Азербайджан. Иран и Азербайджан были преимущественно суннитскими до 16 века. Изменения в религиозном облике нынешних обоих народов радикально изменились с того времени и далее. В 1500 году Сефевидский шах Исмаил I предпринял завоевание Ирана и Азербайджана и начал политику насильственного обращения мусульман-суннитов в шиитский ислам . Многие сунниты были убиты. Когда шах Исмаил I завоевал Ирак , Дагестан , Восточную Анатолию и Армению, он аналогичным образом насильно обращал или убивал мусульман-суннитов. Угнетение и насильственное обращение суннитов будут продолжаться, в основном не ослабевая, на протяжении большей части следующих двух столетий, пока Иран, а также нынешний Азербайджан не станут преимущественно шиитскими странами. [9]
Как и в случае с ранним халифатом , правление Сефевидов изначально основывалось как на политической, так и на религиозной легитимности, при этом шах был одновременно королем и божественным представителем. С последующим ослаблением центральной политической власти Сефевидов в середине 17 века власть шиитских ученых в гражданских делах, таких как судьи, администраторы и судебные чиновники, начала расти беспрецедентным образом в шиитской истории. Точно так же улемы начали играть более активную роль в агитации против суфизма и других форм народной религии, которая оставалась сильной в Иране, а также в насаждении более научного типа шиитского ислама среди масс. Развитие тазиа — страстной пьесы, посвященной мученической смерти имама Хусейна и его семьи — и зиарата святынь и гробниц местных шиитских лидеров началось в этот период, в основном по инициативе шиитского духовенства. [43] По словам Мортазы Мотаххари , большинство иранцев обратились к шиитскому исламу, начиная с периода Сефевидов. Конечно, нельзя отрицать, что среда Ирана была более благоприятной для расцвета шиитского ислама по сравнению со всеми другими частями мусульманского мира. Шиитский ислам не проник ни в одну страну в той степени, в какой он постепенно смог проникнуть в Иран. С течением времени готовность иранцев исповедовать шиитский ислам росла с каждым днем.Именно Сефевиды сделали Иран духовным бастионом шиизма против натисков шиитов со стороны ортодоксального суннитского ислама и хранилищем персидских культурных традиций и самосознания иранцев. [44] действуя как мост в современный Иран. По словам профессора Роджера Сэвори: [45]
Сефевиды по-разному повлияли на развитие современного иранского государства: во-первых, они обеспечили сохранение различных древних и традиционных персидских институтов и передали их в усиленной, или более «национальной», форме; во-вторых, навязав Ирану исна-ашариатский шиитский ислам в качестве официальной религии государства Сефевидов, они усилили власть муджтахидов . Таким образом, Сефевиды положили начало борьбе за власть между горожанами и короной, то есть между сторонниками светского правительства и сторонниками теократического правительства; в-третьих, они заложили основу союза между религиозными классами (« улемами ») и базаром , который сыграл важную роль как в Персидской конституционной революции 1905–1906 годов, так и снова в Исламской революции 1979 года; в-четвертых, политика, введенная шахом Аббасом I, привела к созданию более централизованной административной системы.
Современная эпоха: вызовы современности и подъем исламизма
[ редактировать ]В течение 20-го века Иран претерпел значительные изменения, такие как Конституционная революция 1906 года и секуляризм династии Пехлеви.
По мнению ученого Роя Моттахеде, одним из существенных изменений в исламе в Иране в первой половине 20-го века было то, что класс улемов утратил свою неформальность, которая позволяла включать в него всех, от высококвалифицированного юриста до «лавочника, который однажды днем провел неделю запоминания и передачи нескольких традиций». Законы Реза-шаха, требующие военной службы и ношения одежды европейского образца для иранцев, давали освобождение талебе и муллам, но только в том случае, если они сдали специальные экзамены, подтверждающие их ученость, таким образом исключая менее образованных священнослужителей.
Вдобавок исламские школы- медресе стали больше походить на «профессиональные» школы, оставив более широкое образование светским государственным школам и придерживаясь исламского обучения. «Астрономия Птолемея, медицина Авейцена и алгебра Омара Кахайяма» были отменены. [46]
Движение Деобанди
[ редактировать ]«Дарул Улум Деобанд» была основана в 1866 году в районе Сахаранпур штата Уттар-Прадеш , Индия, как часть антибританского движения . Это дало начало традиционному консервативному суннитскому движению, известному как движение Деобанди . Студенты из разных регионов, в том числе Систана и Белуджистана в Иране, посещали Деобанд, что привело к распространению идей его основателей. [47] Это движение оказало значительное влияние на некоторых представителей нового поколения иранских интеллектуалов в конце 19 - начале 20 веков. [48] Приехав в Иран, ученики этой школы продолжили расширять это мышление и формировать миссионерские группы. Эти мысли были усилены, с одной стороны, благодаря культурным связям между белуджскими племенами , а с другой стороны, благодаря связи Систана и Белуджистанского Ирана и индийских ханафитских религиозных лидеров в Иране. [49] Сегодня мышление деобанди является одним из интеллектуальных течений в Систане и Белуджистане, а проповеднические группы действуют в разных городах и деревнях. Он играет решающую роль в политическом ландшафте Ирана. Деобанди стремились к гомогенизации религиозных школ и выступали против определенных популярных практик. Орден Накшбанди сыграл важную роль в школе мысли Деобанди в персоязычном мире. [50]
Исламская революция
[ редактировать ]Часть серии о Шиитский ислам |
---|
Портал шиитского ислама |
Иранская революция (также известная как Исламская революция, [51] [52] [53] [54] [55] [56] Персидский : انقلاب اسلامی, Enghelābe Eslāmi ) — революция , которая превратила Иран из светской, прозападной монархии под руководством шаха Мохаммада Резы Пехлеви в исламскую республику , основанную на доктрине велаят-е факих (правление исламского юриста) под руководством аятоллы Рухоллы . Хомейни , лидер революции и основатель Исламской Республики. [57] Ее назвали «третьей великой революцией в истории» после Французской и Русской революций . [58] и событие, которое «сделало исламский фундаментализм политической силой… от Марокко до Малайзии ». [59]
Современный иранский ислам
[ редактировать ]Демография
[ редактировать ]По официальным данным Исламской Республики, 99% иранцев — мусульмане , а остальные — христиане , евреи и зороастрийцы . [60] Опрос World Values Survey, проведенный в 2020 году, показал, что 96,6% иранцев верят в ислам . [61] Однако, согласно другому онлайн-опросу, проведенному GAMAAN в 2020 году, в Иране произошел резкий спад религиозности (в основном среди исламистов), и только 40% иранцев, принявших участие в онлайн-опросе, идентифицировали себя как мусульмане. [62] [19] [20] [63]
Цифры переписи населения, проведенной Исламской Республикой, не включают бахаи (которые не признаны религиозной группой в Конституции Ирана) или то, является ли мусульманин суннитом или шиитом , но, по оценкам, существует 300 000 бахаи и примерно 15 миллионов суннитов. , что делает первую группу крупнейшим немусульманским меньшинством в Иране. [60]
Исламская Республика
[ редактировать ]До недавнего времени правительство Ирана было единственным в своем роде, поскольку шиитский ислам был государственной религией. Он по-прежнему уникален тем, что следует теократическому принципу велаят-э факих или « Опека исламского юриста », согласно которому правительство должно управляться в соответствии с традиционным исламским шариатом , а для того, чтобы это произошло, ведущий исламский юрист ( факих ) должен обеспечивать политическую «опеку» ( вилайят или велаят ) над народом.После иранской революции Конституция Исламской Республики Иран 1979 года предусматривала, что «опекуном» должен стать Верховный лидер Ирана . [64] а аятолла Рухолла Хомейни , лидер революции и автор доктрины Велаят-э факих , стал первым Верховным лидером Исламской Республики.
Конституция Исламской Республики Иран требует, чтобы официальной религией Ирана был шиитский ислам и школа двунадесятников Джафари , хотя она также требует, чтобы другим исламским школам «оказывалось полное уважение», а их последователи имели свободу действовать. в соответствии со своей собственной судебной практикой при совершении религиозных обрядов. Согласно конституции, высокопоставленные должностные лица, такие как Верховный лидер, [65] президент, [66] и члены влиятельной Ассамблеи экспертов [65] тот, кто выбирает лидера, должен быть шиитом-двунадесятником. [60]
перечислены В нем зороастрийцы , евреи и -христиане иранцы как «единственные признанные религиозные меньшинства, которые в пределах закона могут свободно совершать свои религиозные обряды и церемонии и действовать согласно своим собственным канонам в вопросах личных дел и религиозное образование». [67] Следовательно, чтобы воспользоваться многими правами гражданства в Исламской Республике Иран, необходимо заявить о себе как о члене одной из четырех признанных религий — мусульман, зороастрийцев, иудеев и христиан. [68] Это официальное разделение игнорирует другие религиозные меньшинства в Иране, особенно представители Веры Бахаи . Санкционированное государством преследование бахаи является следствием того, что они являются «непризнанным» религиозным меньшинством, не имеющим какого-либо юридического существования, классифицируются властями как «незащищенные неверные» и подвергаются систематической дискриминации на основе своих убеждений. Точно так же официально запрещен атеизм.
Восприятие в иранском обществе
[ редактировать ]Одним из неожиданных последствий теократического правления в Иране является то, что за последние пару десятилетий, по крайней мере, до 2018 года, не только светские люди стали отчуждены от режима, но и
государство потеряло большую часть своего религиозного авторитета среди ультрарелигиозных общин из-за широко распространенной коррупции, дискриминации и секуляризации. Таким образом, многие ультрарелигиозные люди полностью отрицают исламскую легитимность правительства и принимают ту или иную альтернативную религию... [69]
Примером одного из видов религиозной альтернативы являются деятели (такие как Ахмад аль-Хасан ), утверждающие, что они являются заместителями Скрытого Имама . [69]
В июле 2018 года, после протестов , Школа государственной политики Университета Мэриленда опубликовала отчет « Общественное мнение Ирана после протестов» , и когда респондентов спросили, нуждается ли «политическая система Ирана в фундаментальных изменениях», исследователи отметили, что « более трех из четырех не согласились (77%), при этом большинство высказалось решительно (54%)», и только 5% «полностью согласились». Далее они обнаружили, что «значительное, хотя и меньшее, большинство (67%) не согласны с тем, что «правительство слишком сильно вмешивается в личную жизнь людей» (30%, решительно), а 59% не принимают идею о том, что «правительство слишком сильно вмешивается в личную жизнь людей» (30%, решительно), а 59% не принимают идею о том, что правительство не должно быть строгим в обеспечении соблюдения исламских законов» (33%, решительно)», причем только 22% полностью согласны и 15% в некоторой степени согласны с идеей о том, что правительство не должно быть строгим в обеспечении соблюдения исламских законов . [70]
В 2023 году Раз Зиммт, эксперт по Ирану при Израильском Хамидрезу институте исследований национальной безопасности (INSS), цитируя иранского социолога Джалаейпура , утверждал, что 70% иранцев попадают в категорию «молчаливых прагматиков-традиционалистов», то есть большинства. определяются как те, кто «может одобрять религию и аспекты режима, отвергая при этом навязываемую религию и другие аспекты режима». [71]
Шиитское большинство
[ редактировать ]По данным «Всемирной книги фактов ЦРУ», 90–95% мусульман Ирана — шииты, а еще 5–10% — сунниты. [72] Американский иранский совет, ссылаясь на оценки Исламской Республики, дает процент суннитов от 7% до 10%. [73] (Почти все иранские шииты следуют за ветвью двунадесятников ).Атлантический совет приводит более высокий процент суннитов, заявляя, что «суннитские лидеры и наблюдатели» оценивают суннитское население Ирана «от 12 до 25 процентов». [60]
суннитское меньшинство
[ редактировать ]Большую часть суннитов в Иране составляют курды , персы-ачоми , туркмены , арабы , талыши и белуджи , проживающие на северо-западе, северо-востоке, юге и юго-востоке соответственно. [14] [15] [16] провинции Западный Азербайджан , Курдистан и Керманшах (известные под общим названием Иранский Курдистан), Голестан и Северный Хорасан (известные под общим названием Туркменская Сахра), а также Систан и Белуджистан . [73] Большинство лари (персов) и талышей , часть курдов , практически все белуджи и туркмены , а также меньшинство арабов и луров являются суннитами, как и небольшие общины персов в южном Иране и Хорасане . [15] [74] [75] [16] [76]
Горный регион Ларестан в основном населен коренными персами-суннитами, которые не приняли шиитский ислам во времена Сефевидов, потому что горный регион Ларестан был слишком изолирован. Большинство лари — мусульмане-сунниты. [77] [78] [79] 35% жителей лари — мусульмане-шииты. [примечание 1]
Шиитское духовенство склонно рассматривать миссионерскую работу среди суннитов по обращению их в шиитский ислам как стоящее религиозное начинание. [81] В городах со смешанным населением в регионе Персидского залива , а также в Систане и Белуджистане напряженность между шиитами и суннитами существовала как до, так и после революции. Религиозная напряженность была самой высокой во время крупных шиитских праздников, особенно Мухаррама . [81] [82]
Сунниты жалуются, что сторонники жесткой линии в режиме ИРИ выступают против равных прав для суннитов. (Когда кандидатуру суннита рассматривали на должность в президиуме иранского парламента, один «влиятельный» аятолла Вахид Хорасани пригрозил написать фетву, лишающую собрание легитимности, «если суннит будет поставлен над шиитами». [60] Среди конкретных политических жалоб суннитов можно назвать то, что
- Статья 12 конституции, которая предоставляет им «определенные права, такие как полная свобода вероисповедания», «последовательно игнорируется»; и
- Статья 115, запрещающая становиться президентом кому-либо, кроме мусульманина-шиита, не была отменена; [60] *директивы Верховного лидера Али Хаменеи от имени суннитов (например, запретить оскорбление жены Мухаммеда Аиши или призыв в сентябре 2017 года положить конец дискриминации суннитов и групп меньшинств в целом) не были выполнены. [60]
- Им не разрешили строить мечети для суннитского богослужения в крупных городах, таких как столица Тегеран, где, по оценкам, проживает один миллион суннитов. («В 2015 году правительство заявило, что в Тегеране девять суннитских мечетей, но видные сунниты говорят, что это всего лишь молитвенные комнаты».) [60]
- Ни один суннит еще не занимал пост министра в правительстве Ирана, при этом сунниты самого высокого уровня по состоянию на апрель 2018 года были заместителем министра нефти и послом во Вьетнаме. [60]
- Положения, являющиеся дискриминационными и идеологически обоснованными и ограничивающие право претендентов на работу в государственном секторе или на поступление в университет (они известны как гозинеш).
- экзамен, проводимый Herast , подразделением Министерства разведки, «которому поручено обеспечить лояльность заявителей к режиму». Примером такого результата является то, что 90% учителей средних школ и 70% учителей начальной школы являются шиитами в районах, густо населенных этническими белуджи-суннитами. [60]
Религиозные учреждения
[ редактировать ]Мечети
[ редактировать ]Исторически самым важным религиозным учреждением в Иране была мечеть. В городах и поселках коллективные молитвы, а также молитвы и обряды, связанные с религиозными обрядами и важными этапами мусульманской жизни, проводились в мечетях. Мечети, в первую очередь городское явление, не существовали в большинстве иранских деревень. В годы, предшествовавшие революции, иранские шииты обычно придавали все меньшее значение институциональной религии, и к 1970-м годам посещению мечетей уделялось мало внимания, даже для пятничных коллективных молитв. Однако во время революции мечети в крупных городах сыграли заметную социальную роль в объединении людей.для крупных демонстраций. С тех пор мечети продолжают играть важную политическую и социальную роль в дополнение к своим традиционным религиозным функциям. [83] В то же время уровень еженедельного посещения мечетей в Иране очень низок по сравнению с другими мусульманскими странами. [84] В частности, политизация пятничных молитв в Исламской Республике имела парадоксальные последствия: религиозные люди отговаривались посещать пятничные молитвы. Люди, которые посещают молитвы, как правило, более позитивно оценивают политическую систему, чем люди, которые не посещают молитвы. [84] : 228–9
Хоссейния
[ редактировать ]Еще одним важным религиозным учреждением является хосейния, или исламский центр. Богатые покровители финансировали строительство хосейний в городских районах, которые служили местами для концертов и представлений в память о мученической кончине Хусейна, особенно в месяц Мохаррам. В 1970-х годах такие движения, как «Хосейния Иршад» в Тегеране, стали политизированными, поскольку видные священнослужители и проповедники-миряне помогли заложить основу для революции, ссылаясь на символическую смерть мучеников Хусейна и других имамов в завуалированной, но очевидной критике Мохаммада Резы. Режим шаха.
Исламские школы
[ редактировать ]Учреждения, предоставляющие религиозное образование, включают медресе или семинарии, а также мактабы или начальные школы, которыми управляет духовенство. Медресе исторически были важным местом для повышения квалификации в области шиитской теологии и юриспруденции. Каждое медресе обычно было связано с известным шиитским ученым, достигшим ранга аятоллы. Некоторые старые медресе функционировали как религиозные университеты, в которых несколько ученых преподавали различные религиозные и светские предметы. Студенты, или талабе, жили на территории медресе и получали стипендии на протяжении всего периода обучения, обычно не менее семи лет, в течение которого они готовились к экзаменам, которые квалифицируют студента семинарии как проповедника низкого уровня или мулла. На момент революции в Иране насчитывалось чуть более 11 000 талабехов, примерно 60 процентов из них находились в медресе в Куме . С 1979 по 1982 год число талабехов в Куме увеличилось более чем втрое с 6500 до более чем 20 000. По состоянию на начало 2000-х годов в семинариях Кума насчитывалось чуть менее 25 000 талабе на всех уровнях обучения, а также около 12 000 талабе в семинариях в других иранских городах. [83]
Число и значение мактабов начало сокращаться в первые десятилетия двадцатого века, когда правительство начало развивать национальную систему государственных школ. Тем не менее, мактабы продолжали существовать как частные религиозные школы до революции. Поскольку в государственных школах основное внимание по-прежнему уделяется светским предметам, с 1979 года мактабы продолжают обслуживать детей, родители которых хотят, чтобы они получили более религиозное образование. [83]
Духовенство
[ редактировать ]В 2003 году Аббас Уильям Самии подсчитал, что в Иране насчитывается от 90 000 (оценка обозревателей СМИ) до 300 000 (оценка европейских источников) священнослужителей, при этом в религиозных семинариях на тот момент обучалось 40 000 студентов. К этому он добавил 60 000 «людей без формального образования или квалификации, которые действовали как городские проповедники, сельские молитвенные лидеры и организаторы шествий». Что касается количества семинарий, то только в Куме их было 60. [85] По оценкам Аббаса Джавади, после революции 1979 года «более 200 000 мулл» стали «получателями государственных зарплат и пособий». [86]
Святыни
[ редактировать ]Еще одним крупным религиозным учреждением Ирана является святыня. Паломничество к святыням имамов — особый шиитский обычай, совершаемый потому, что паломники-шииты верят, что имамы и их родственники имеют право ходатайствовать перед Богом за просителей. Из более чем 1100 святынь в Иране наиболее важными являются святыни Восьмого Имама Али аль-Ридхи в Мешхеде и его сестры Фатимы бинт Мусы в Куме , а также Сейеда Рухоллы Хомейни в Тегеране. Каждый из них представляет собой огромный комплекс, включающий мавзолей почитаемого, гробницы различных знатных людей, мечети, медресе и библиотеки. Святыня Имама Резы считается самой святой. Помимо обычного святилища, он включает в себя больницы, амбулатории, музей и несколько мечетей, расположенных в ряде дворов, окружающих могилу имама. Пожертвования и дары святыни являются крупнейшими среди всех религиозных учреждений страны. Хотя специального времени для посещения этой или других святынь нет, обычно паломничество наиболее интенсивное в периоды шиитских святынь. Посетители представляют все социально-экономические уровни. В то время как благочестие является мотивацией для многих, другие приходят в поисках духовной благодати или общей удачи, которую, как полагают, обеспечивает посещение святыни. С девятнадцатого века среди базарного сословия и представителей низших классов было принято узнавать тех, кто совершил паломничество в Мешхед, добавляя к их именам титул машти. По оценкам властей храма, в начале 2000-х годов храм ежегодно посещали не менее 4 миллионов паломников. В Тегеране и Ширазе также есть важные второстепенные святыни других родственников Восьмого имама. Практически во всех городах и во многих деревнях есть множество небольших святынь, известных как имамзаде, в которых чтят память потомков имамов, которые, как считается, вели праведную жизнь. В Ираке иранские шииты также почитают святыни Кербелы и Ан-Наджафа. Паломничества к этим святыням и сотням местных мамзаде совершаются с просьбой к святым оказать им особые милости или помочь человеку пережить период трудностей. Постоянное движение паломников со всего Ирана помогло сплотить лингвистически разнородное население. Паломники служат основным источником информации об условиях в различных частях страны и, таким образом, помогают смягчить последствия стихийных бедствий.ограниченность регионов. [83]
Вакф
[ редактировать ]Вакф является традиционным источником финансовой поддержки всех религиозных учреждений. Это религиозное пожертвование, посредством которого земля и другая приносящая доход собственность передаются навечно для содержания храма, мечети, медресе или благотворительного учреждения, такого как больница, библиотека или приют. Мутавалли совершает вакф в соответствии с условиями завещания дарителя. Во многих вакфах должность мутавалли передается по наследству. При Пехлеви правительство пыталось осуществлять контроль над управлением вакфами, особенно над более крупными святынями. Эта практика вызвала конфликт с духовенством, которое восприняло усилия правительства как враждебные.их влиянию и авторитету в традиционных религиозных вопросах. Вмешательство правительства в управление вакфами в эпоху Пехлеви привело к резкому сокращению количества завещаний вакфов. Вместо этого богатые и набожные шииты предпочитали делать финансовые пожертвования непосредственно ведущим аятоллам в форме закята, или обязательной милостыни. Духовенство, в свою очередь, использовало эти средства для управления своими медресе и проведения различных образовательных и благотворительных программ, что косвенно обеспечивало им большее влияние в обществе. Доступ духовенства к стабильному и независимому источнику финансирования был важным фактором в его способности противостоять государственному контролю и в конечном итоге помог ему направить оппозицию шаху. [83]
Статистика религиозных построек согласно данным آمارنامه اماکن مذهبی (Статистика религиозных мест), собранным в 2003 году.
Структура | Число |
---|---|
Мечеть | 48983 [87] |
В этом | 7877 [87] |
Хусейн | 13446 [88] |
Имамзаде | 6461 [89] |
Дарга | 1320 [89] |
Он не сделал |
См. также
[ редактировать ]- Международные рейтинги Ирана по религии
- Ислам по странам
- История Ирана
- Исламизация в Иране после завоевания
- История политического ислама в Иране
- Религиозные меньшинства в Иране
- Христиане в Иране
- Иудаизм в Иране
- Институт межрелигиозного диалога
- Статус религиозной свободы в Иране
- Религия американцев иранского происхождения
- Тюрко-персидская традиция
- Клерикализм в Иране
- Храм Фатимы Масуме
- Общество преподавателей семинарии Кума
- История Ирана после ислама
Примечания
[ редактировать ]- ^ Жители Ларистана говорят на языке лари , который является юго-западным иранским языком, тесно связанным с древнеперсидским (доисламским персидским) и лури . [80]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 12 августа 2021 г. Проверено 14 августа 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Аршин Адиб-Могаддам (2017), Психонационализм , Cambridge University Press, стр. 40, ISBN 9781108423076 Шах Исмаил
проводил неустанную кампанию насильственного обращения большинства суннитского населения Ирана в (двунадесятник) шиитский ислам...
- ^ Jump up to: а б Обращение и ислам в Средиземноморье раннего Нового времени: соблазн другого , Routledge, 2017, стр. 92, ISBN 9781317159780
- ^ Jump up to: а б Ислам: искусство и архитектура , Кенеманн, 2004, с. 501, ISBN 9783833111785 Шах
преследовал философов, мистиков и суфиев, которых продвигал его дед, и развязал фанатичные кампании насильственного обращения суннитов, евреев, христиан и других религиозных меньшинств.
- ^ Jump up to: а б Мелисса Л. Росси (2008), Что каждый американец должен знать о Ближнем Востоке , Penguin, ISBN 9780452289598 Принудительное обращение в Империю Сефевидов
впервые сделало Персию преимущественно шиитской и оставило неизгладимый след: Персия, ныне Иран, с тех пор является преимущественно шиитской страной и на протяжении веков является единственной страной, в которой правит шиитское большинство.
- ^ Аршин Адиб-Могаддам (2017), Психонационализм , Cambridge University Press, стр. 40, ISBN 9781108423076 ,
Шах Исмаил проводил неустанную кампанию насильственного обращения большинства суннитского населения Ирана в (двунадесятник) шиитский ислам...
- ^ Обращение и ислам в Средиземноморье раннего Нового времени: соблазн другого , Routledge, 2017, стр. 92, ISBN 9781317159780
- ^ Ислам: искусство и архитектура , Кенеманн, 2004, с. 501, ISBN 9783833111785 ,
Шах преследовал философов, мистиков и суфиев, которых продвигал его дед, и развязал фанатичные кампании насильственного обращения суннитов, евреев, христиан и других религиозных меньшинств.
- ^ Jump up to: а б Акинер, Ширин (5 июля 2004 г.). Каспий: политика, энергетика и безопасность, Ширин Акинер, стр. 158 . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780203641675 . Проверено 17 декабря 2014 г.
- ^ «Истоки шиитско-суннитского раскола». NPR.org . Проверено 14 февраля 2021 г.
- ^ Джон Оберт Фолл (1994). Ислам, преемственность и перемены в современном мире . Интернет-архив. Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0-8156-2639-8 .
- ^ «3.18. Население по вероисповеданию и Остану, перепись 1395 года». СТАТИСТИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК ИРАНА 1399 (2020) (PDF) . п. 154 . Проверено 15 октября 2023 г.
общая численность населения (Ирана) = 79926270; Мусульманское население = 79598054
- ^ «Население Ирана (2023 г.) — Worldometer» . www.worldometers.info . Проверено 16 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Ближний Восток::ИРАН» . ЦРУ Всемирная книга фактов. 21 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Камиль Ахмади (2019). От границы до границы Комплексное исследование идентичности и этнической принадлежности в Иране . Лондон: издание Мехри. стр. 124–125. ISBN 9781914165221 .
- ^ Jump up to: а б с «Иран — Религия, Ислам, Шииты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 7 сентября 2023 г.
- ^ «База данных WVS» . www.worldvaluessurvey.org . Проверено 16 октября 2023 г.
- ^ «ОТНОШЕНИЕ ИРАНЦЕВ К РЕЛИГИИ: ОТЧЕТ ОБ ОБЗОРЕ 2020 ГОДА» . ГАМААН (Группа по анализу и измерению настроений в Иране) . 16 сентября 2020 г. Архивировано из оригинала 14 декабря 2022 г. Проверено 16 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Малики, Тамими Араб, Аммар, Пуян (16 сентября 2020 г.). «Светский сдвиг в Иране: новое исследование выявило огромные изменения в религиозных убеждениях» . Проверено 16 сентября 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «ИРАНЦЫ ПОТЕРЯЛИ ВЕРУ ПО ДАННЫМ ОПРОСА» . 25 августа 2020 г. Проверено 16 сентября 2020 г.
- ^ Стаусберг, Майкл; Араб Пуян Тамими; Малеки, Аммар (август 2023 г.). «Опрос зороастрийцев: религиозная идентификация в Интернете в Исламской Республике Иран» . Журнал научного изучения религии . 62 (4): 823–844. дои : 10.1111/jssr.12870 . HDL : 11250/3094992 . ISSN 0021-8294 .
- ^ «Иран» . Британская энциклопедия .
- ^ Льюис, Бернард. «Иран в истории» . Тель-Авивский университет . Архивировано из оригинала 29 апреля 2007 г. Проверено 3 апреля 2007 г.
- ^ Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов . Лонгман. п. 68.
- ^ ранний и все еще стоящий обзор этой темы см. в Arnold, стр. 209–20; о значительных достижениях последнего времени см. Bulliet, 1979a; там же, 1979б
- ^ electricpulp.com. «ОБРАЩЕНИЕ ii. Иранцев в ислам - Энциклопедия Ираника» . www.iranicaonline.org . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Фольц, Ричард (2013). Религии Ирана: от предыстории до современности . Лондон: публикации Oneworld. стр. 169–173. ISBN 978-1-78074-308-0 .
- ^ Jump up to: а б Тобин 113-115
- ^ Jump up to: а б с Проповедь ислама: история распространения мусульманской веры. Сэр Томас Уокер Арнольд , стр. 170-180.
- ^ Наср, Хосейн, Ислам и тяжелое положение современного человека
- ^ «Новый документ» . Архивировано из оригинала 29 апреля 2007 г. Проверено 3 апреля 2007 г.
- ^ Кахеб К., Кембриджская история Ирана, племен, городов и социальной организации , том. 4, с305–328
- ^ Кюнель Э., в Журнале Немецкого восточного общества , Vol. CVI (1956).
- ^ Перевод Ф. Розенталя III, стр. 311–15, 271–4 [арабский]; Р. Н. Фрай (стр. 91)
- ^ Эндервиц, С. «Шуубия». Энциклопедия ислама . Том. IX (1997), стр. 513–14.
- ^ Ричард Фрай, Наследие Персии, стр. 243.
- ^ Райханат аль-Адаб, (3-е изд.), Том. 1, с. 181.
- ^ Британская энциклопедия , «Сельджук» , онлайн-издание, ( ССЫЛКА )
- ^ Jump up to: а б с д «История Ирана: исламское завоевание» . www.iranchamber.com . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ «История Ирана: Династия Саманидов» . www.iranchamber.com . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ «Ислам и Иран: историческое исследование взаимных услуг» . Аль-Ислам.орг . 13 марта 2013 года . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Четыре века влияния иракского шиизма на досефевидский Иран» . Аль-Ислам.орг . 27 февраля 2013 года . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Иран Джанет Афари, Британская энциклопедия
- ^ Хилленбранд Р., Исламское искусство и архитектура , Лондон (1999), стр. 228 – ISBN 0-500-20305-9
- ^ Р. М. Сэвори, «Расцвет шиитского государства в Иране и новая ориентация в исламской мысли и культуре» в ЮНЕСКО: История человечества, Том 5: С шестнадцатого по восемнадцатый век, Лондон; Нью-Йорк: Рутледж; Париж. стр. 263. [1]
- ^ Моттахеде, Рой, Мантия Пророка: религия и политика в Иране , One World, Оксфорд, 1985, 2000, стр.232-4, 7.
- ^ Дурани, Абдул Гуфур (2013). «Появление деобанди-мышления в Индии и его влияние на иранский Белуджистан» . Журнал исследований субконтинента . 4 : 22. doi : 10.22111/jsr.2013.848 (неактивно 31 января 2024 г.). Архивировано из оригинала 1 ноября 2022 года . Проверено 14 февраля 2023 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - ^ Ахмад, Ашраф (2000). «Ислам в Иране XIII. Исламские политические движения в Иране ХХ века» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, онлайн- издание Фонд Энциклопедии Ираника . Получено 31 марта.
- ^ Дурани 2013 , с. 22.
- ^ Салман, Пирзада (21 мая 2015 г.). «Обсуждается роль школы мысли Деобанди в Иране» . Рассвет . Архивировано из оригинала 14 февраля 2023 года . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ Исламская революция. Архивировано 29 июня 2011 г. в Wayback Machine , Иранская палата.
- ^ Исламская революция в Иране. Архивировано 28 октября 2009 г. в Wayback Machine , MS Encarta. 31 октября 2009 г.
- ^ Исламская революция. Архивировано 27 февраля 2009 г. в Wayback Machine , Internews.
- ^ Иранская революция .
- ^ Профиль Ирана , заархивированный 6 августа 2006 г. в Wayback Machine , PDF .
- ^ Шах и аятолла: иранская мифология и исламская революция (в твердом переплете), ISBN 0-275-97858-3 , автор Ферейдун Ховейда, брат Амира Аббаса Ховейды .
- ^ Британская энциклопедия .
- ↑ Марвин Зонис цитируется у Райта, Sacred Rage 1996, стр.61.
- ^ Наср, Вали, Шиитское возрождение , Нортон, (2006), стр.121
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Фарамарци, Шахерезада (6 апреля 2018 г.). «Иранские сунниты сопротивляются экстремизму, но как долго?» . Атлантический совет . Проверено 15 октября 2023 г.
- ^ «База данных WVS» .
- ^ «ОТНОШЕНИЕ ИРАНЦЕВ К РЕЛИГИИ: ОТЧЕТ ОБ ОБЗОРЕ 2020 ГОДА» . ГАМААН (Группа по анализу и измерению настроений в Иране) . 16 сентября 2020 г. Архивировано из оригинала 14 декабря 2022 г. Проверено 16 сентября 2020 г.
- ^ Расмуссен, Суне Энгель. «Исламские лидеры Ирана столкнулись с кризисом веры по мере роста протестов» . ВСЖ . Проверено 29 декабря 2022 г.
- ↑ Конституция правительства Ирана. Архивировано 19 августа 2013 г. в Wayback Machine , текст на английском языке.
- ^ Jump up to: а б Статья 107 Конституции
- ^ Статья 115, пункт 5 Конституции.
- ^ «Конституция Исламской Республики Иран (полный текст)» . Проверено 15 октября 2023 г. , английский текст
- ^ Международная федерация по правам человека (01 августа 2003 г.). «Дискриминация религиозных меньшинств в Иране» (PDF) . fdih.org . Проверено 20 октября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Махмуд Паргу (апрель 2019 г.). «Кто такой Ахмад аль-Хасан аль-Ямани и почему так много шиитов думают, что он обещанный мессия?» . АВС . Проверено 31 мая 2022 г.
- ^ Мохсени, Ибрагим; Галлахер, Нэнси; Рамзи, Клей (9 июля 2018 г.). «Иранское общественное мнение после протестов: исследование общественного мнения» (PDF) . Центр международных исследований и исследований безопасности в Мэриленде (CISSM). п. 25. Архивировано из оригинала (PDF) 5 июня 2023 года.
- ^ Джереми Боб, Йона (15 августа 2023 г.). «Смогут ли иранцы свергнуть режим Исламской Республики?» . «Джерузалем Пост» . Архивировано из оригинала 18 августа 2023 года.
Зиммт процитировал иранского социолога Хамидрезу Джалаейпура, который подсчитал, что 70% иранцев составляют это молчаливое прагматичное традиционалистское большинство, которое может одобрять религию и аспекты режима, отвергая при этом навязываемую религию и другие аспекты режима. режим.
- ^ «Иран. Человек и общество». Всемирная книга фактов . ЦРУ . Проверено 15 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Ламсден, Эндрю (17 октября 2019 г.). «Миф против факта: мусульмане-сунниты Ирана» . НАС- . Проверено 15 октября 2023 г.
- ^ «Карты религиозных семинарий Ирана | Портал данных Ирана» . Проверено 7 сентября 2023 г.
- ^ Ахмади, Камил (2021). «Исследование проблемы этнической идентичности в Иране - ориентированное на мир». Эффлатуния . 5 (2): 3242–3270.
- ^ «Иран, Исламская Республика — Карты — ecoi.net» . www.ecoi.net . Проверено 7 сентября 2023 г.
- ^ Фрай, Ричард Нельсон (1984). История Древнего Ирана, Часть 3, Том 7 . Ч. Бек. п. 27. ISBN 9783406093975 .
- ^ Ван Донзел, EJ (январь 1994 г.). Исламский настольный справочник . Брилл. п. 225. ИСБН 9004097384 .
- ^ Матти, Руди (2012). Персия в кризисе: упадок Сефевидов и падение Исфахана . Академик Блумсбери. п. 174. ИСБН 9781845117450 .
- ^ Фрай, Ричард Нельсон (1984). История Древнего Ирана, Часть 3, Том 7 . ЧБек. стр. 27–29. ISBN 9783406093975 .
- ^ Jump up to: а б "> Кертис, Гленн Э.; Хуглунд, Эрик, ред. (2008). Иран: страновое исследование (5-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований Библиотеки Конгресса. п. 128. ИСБН 978-0844411873 .
- ^ «Ахмади, Камиль. Мироориентированное исследование проблемы этнической идентичности в Иране (исследование пяти иранских этнических групп с помощью метода GT), 2022, 13-я Евразийская конференция по языку и общественным наукам, стр. 591-624». 13-я Евразийская конференция по языку и общественным наукам. 2022. Стр.591-624 .
- ^ Jump up to: а б с д и В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Кертис, Гленн Э.; Хуглунд, Эрик, ред. (2008). Иран: страновое исследование (PDF) . Справочник (Пятое изд.). Отдел федеральных исследований Библиотеки Конгре. Архивировано из оригинала (PDF) 15 февраля 2013 года.
- ^ Jump up to: а б Гюнеш Мурат Тезкур, Таги Азадармаки и Бахар Мехри, « Религиозное участие мусульман: иранская исключительность », Middle East Critique 15(3) (осень 2006 г.): 217–232.
- ^ Аббас Уильям Самии, «Иранская ядерная проблема и неформальные сети» в обзоре военно-морского колледжа , зима 2006 г., Vol. 59, № 1, стр. 68-69.
- ^ Джавади, Аббас (25 февраля 2010 г.). «Разница между Марьей и Верховным лидером» . РЛРФЭ . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Результаты комплексного проекта статистики культуры страны, Статистика культурных пространств и религиозных мест Ирана, 2003 г., Министерство культуры и исламской ориентации, стр. 39.
- ^ Результаты комплексного проекта статистики культуры страны, статистика культурных пространств Ирана, религиозных мест, 2003 г., Министерство культуры и исламской ориентации, стр. 154.
- ^ Jump up to: а б Результаты комплексного плана статистики культуры страны, культурные пространства Ирана, статистика религиозных мест, 2003 г., Министерство культуры и исламской ориентации, стр. 263.
Библиография
[ редактировать ]- Петрушевский , И.П., (1985) Ислам в Иране , Издательство Государственного университета Нью-Йорка, ISBN 978-0-88706-070-0
- Фрай, Ричард (1975). Золотой век Персии . Лондон: Вайденфельд и Николсон.
- Ованнисян, Ричард (1998). Персидское присутствие в исламском мире . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Фольц, Ричард (2013). Религии Ирана: от предыстории до современности . Лондон: публикации Oneworld. ISBN 978-1-78074-308-0 .
- В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Кертис, Гленн Э.; Хуглунд, Эрик, ред. (2008). Иран: Страновое исследование (5-е изд.). Федеральный исследовательский отдел . Мусульмане-сунниты.
- Камиль Ахмади (2019). От границы до границы. Комплексное исследование идентичности и этнической принадлежности в Иране . Лондон: издание Мехри. ISBN 9781914165221 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- [2] , Иранская энциклопедия (серия из 18 статей на эту тему)