Фермер
Дехкан персидский ( персидский : دهقان ) или дехган ( . : دهگان ) — класс землевладельцев-магнатов в сасанидский и ранний исламский период, встречавшийся на ираноязычных землях [1] Дехканы из начали постепенно угасать при Сельджуках и Караханидах -за увеличения икта ( земельных пожалований) и упадка землевладельческого класса. К моменту своего роспуска они сыграли ключевую роль в сохранении иранской национальной идентичности. Их исламизация и культурная иранизация тюрков привели к утверждению иранской сущности в исламском мире, что будет продолжаться на протяжении всего Средневековья и далеко в наше время. [2] [1]
Этимология
[ редактировать ]Термин дехкан произошел от среднеперсидского дахиган, что означает «земляк, крестьянин, сельский житель» или «фермер». [3] Первоначальное значение было «относящийся к де» ( древнеперсидский : дахью ) – последний термин не в последнем смысле «деревня» (как в современном персидском языке ), а в первоначальном смысле «земля». [1] Дех (ده / 𐭬𐭲𐭠) имеет одно и то же значение «деревня» как в среднеперсидском, так и в современном персидском языке.
Доисламская эпоха
[ редактировать ]В доисламской империи дехканы Сасанидской считались мелкими землевладельцами. Термин «дехкан» возник как наследственный социальный класс в позднюю эпоху Сасанидов, который управлял местными делами и которому крестьяне были обязаны подчиняться.
После подавления маздакитов восстания Хосров I провел социальные реформы, которые пошли на пользу дехканам . [4] [5] Во время правления Хосрова, который следовал той же политике, что и его отец, дехканы приобрели влияние как костяк Сасанидской армии и как имперские сборщики налогов. [5] в конечном итоге заменил дворянство в качестве основы армии в рамках реформ Хосрова. [6] По мере того как их влияние росло, они поддерживали персидскую этику, идеалы и социальные нормы, которые позже были пробуждены в средневековые времена в исламской Персии. [7]
Исламская эпоха
[ редактировать ]В ранних исламских текстах дехканы функционируют почти как местные правители в арабских владениях, и этот термин иногда сопоставлялся с марзабаном («марзабан», «правитель, правитель»). К XI веку дехканы были землевладельцами или непосредственно занимались сельским хозяйством; либо посадка, либо управление землей. [8] Помимо своей политической и социальной роли, дехканы , хорошо разбиравшиеся в истории и культуре доисламского Ирана , играли важную культурную роль, служа правителям и принцам как ученые люди. [9] [ нужна страница ]
Иранцы не только сохранили идеалы дехкан времен Сасанидов и привнесли их в исламский период, но и внедрили эти идеалы в сознание правящей арабской аристократии, которая также слилась с иранцами. [9] [ нужна страница ] В 9 веке Тахириды , имевшие персидское дехканское происхождение, положили начало возрождению персидской культуры. [10]
В Салджуков эпоху дехканы играли важную роль, поскольку сельджуки обратились к дехканской аристократии для управления своей империей. Союз между дехканами и сельджуками фактически вызвал недовольство среди туркменских соплеменников после 1055 года, когда Тогрил Бег захватил Багдад . [9] [ нужна страница ] Из-за привязанности дехкан к иранской культуре термин дехкан уже стал синонимом «перса благородной крови» в отличие от арабов, турок и римлян . Согласно некоторым источникам, в том числе Незами Арузи, иранский национальный поэт Фирдоуси также происходил из дехканского происхождения. [9] [ нужна страница ] Другой поэт, называющий себя дехканом , — Катран Тебризи , который также хорошо разбирался в древнем Иране. Его поэзия изобилует отсылками к древнеиранским персонажам и их роли. [9] [ нужна страница ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Тафазцоли 2011 .
- ^ Издательство «Брилл» (2014). Иран в ранний исламский период: политика, культура, управление и общественная жизнь между арабскими и сельджукскими завоеваниями, 633–1055 гг . Бертольд Шпулер. п. 225. ИСБН 9789004282094 .
- ^ Анна Сомберска (2016). «Фамилии и национальная идентичность в Турции и Иране» . Письма гуманистическая . XIV : 182. ISSN 1506-9567 .
- ^ Пуршариати 2008 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б Дарьяи 2009 , с. 29.
- ^ Атеф, Алисса. «Хосров и Ануширван». Студенческий журнал цивилизаций Ближнего и Среднего Востока (9). Университет Торонто: 37.
- ^ Дарьяи 2009 , с. 55.
- ^ Ламбтон 1988 , с. 138 Примечание 5.
- ^ Jump up to: а б с д и Лорнежад и Дустзаде, 2012 .
- ^ Дафтари 1999 , с. 57.
Источники
[ редактировать ]- Дафтари, Ф. (1999). «Сектантские и национальные движения в Иране, Хорасане и Трансоксании во времена Омейядов в ранние времена Аббасидов». В Азимове, М.С.; Босворт, CE (ред.). История цивилизаций Центральной Азии . Том. IV. Мотилал Банарсидасс.
- Дарьяи, Турадж (2009). Сасанидская Персия: Взлет и падение империи . ИБ Таурис.
- Ламбтон, Энн К.С. (1988). Преемственность и изменения в средневековой Персии . СУНИ Пресс.
- Лорнежад, Сиаваш; Дустзаде, Али (2012). Аракелова, Виктория (ред.). О современной политизации персидского поэта Незами Гянджеви . Кавказский центр иранских исследований.
- Пуршариати, Парване (2008). Упадок и падение Сасанидской империи . ИБ Таурис.
- Тафаззоли, Ахмад (2011). «ДЕХКАН» . Энциклопедия Ираника .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пол, Юрген (2015). «Дихкан» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Миллер, Изабель (2017). «Дихкан» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Энциклопедия Исламика Интернет . Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .