Ислам в Сенегале
Ислам по странам |
---|
![]() |
![]() |
Ислам является преобладающей религией в Сенегале . По оценкам, 97 процентов населения страны являются мусульманами. Ислам присутствует в Сенегале с 11 века. Суфийские братства расширялись по мере французской колонизации, поскольку люди обращались к религиозной власти, а не к колониальной администрации. Основными суфийскими орденами являются Тиджания , Муридийа или Муриды и, в меньшей степени, панисламский Кадирийя и меньший орден Лайен . Примерно 1% составляют шииты . [1] [2] [3]
История
[ редактировать ]Введение ислама
[ редактировать ]
На протяжении почти тысячелетия в Сенегале присутствует мусульманское присутствие. Влияние ислама в этом регионе началось с обращения короля Вара Такрура Джаби в 1040 году. [4] вероятно, в результате транссахарской торговли между Северной и Западной Африкой. [5] Король попытался обратить в свою веру своих подданных, которых теперь называют Тукулорами или людьми Тукулеров . [4] в первой попытке превратить целый регион в эту область. Другие империи, такие как империя Джолофа , были более устойчивы к исламу и предпочитали свою традиционную религию. [5] По данным португальских источников, даже в районах, где было обнаружено исламское присутствие, многие продолжали традиционные анимистические практики. [4]
Расширение ислама
[ редактировать ]В 17 и 18 веках ислам использовался как структура власти и милитаризма. В 17 веке ислам стал религией элиты и купечества. [4] В 1776 году Тукулоры свергли династию Денианке и построили теократическую олигархию. Под влиянием других исламских движений по всей Западной Африке они работали милитаристски, чтобы преобразовать традиционные религиозные государства и создать мусульманские теократические государства. Эта экспансия временно прекратилась, когда Тукулоры не смогли преобразовать традиционные государства Серер , которые победили их и убили их лидера 19-го века Мабу Диаху Ба в битве при Фандане-Тиутиуне, чтобы сохранить свою Серер . религиозную веру [5] Одним из таких движений из Западного Судана было суфийское братство Кадирия , которое путешествовало по сельской местности Сенегала и набирало последователей. [6] Это движение затмило братство Тиджания . [6]
Французский колониализм и ислам
[ редактировать ]В 18 веке французы начали колонизировать страну. Сенегальские мусульмане по-разному отреагировали на французскую колонизацию. Сенегальцы, особенно в сельской местности, присоединились к суфийским братствам, чтобы объединиться против колонизации. Популярность братства Тиджания знаменует этот сдвиг; Ислам стал «сборной точкой африканского сопротивления французам». [5] Омар Сайду Талл впервые создал братство Тиджани в Западной Африке после того, как он был посвящен в Тиджанию во время хаджа в Мекку . [5] В своей попытке создать исламскую империю Тиджани в Сенегале Талл описывается как «самый выдающийся из мусульманских духовных воинов». [5]
Марабуты , лидеры и источники руководства суфийских братств, стали альтернативными источниками власти в инакомыслии с французами. [4] [5] Позже братство Муриде будет выполнять ту же роль сопротивления сенегальцам. Многие Мюриды были бывшими политическими авторитетами, которые потеряли свои позиции с приходом к власти французов и искали новый источник власти. [6] Французы почувствовали угрозу и преследовали лидеров этих движений. Основатель клана Муридов шейх Амаду Бамба дважды арестовывался колониальной администрацией. [6] Эта несправедливость только способствовала его популярности и крайнему почитанию Мурида своего лидера. [6] По сей день Шейх Бамба почитается как важный лидер сопротивления в Сенегале.
Другие мусульмане предпочли сотрудничать с французами и даже занять влиятельные позиции во французском правительстве. Сенегал был единственной колонией в Черной Африке, в которой французы использовали «тактику ассимиляции», предоставляя элитным сенегальским гражданство и политическую власть, если они ассимилировались с французской культурой . [5] В городах, особенно в четырех коммунах, созданных французами, в сенегальскую политику были вовлечены мусульманские суфийские марабуты, религиозные авторитеты. [7] Некоторые утверждают, что марабуты сотрудничали с французами ради интересов Сенегала, поскольку чувствовали, что у них нет другого выбора. [5] Однако мусульманские реформистские движения гневно отреагировали на сотрудничество марабутов с французскими властями, назвав эти шаги лицемерными. [7] Наиболее распространенным из этих реформистов был Союз культурных мусульман, основанный Шейхом Туре в 1953 году. [4] возглавляют религиозные ученые, некоторые из которых учились в университетах Каира. [7]
Эти реформисты отвечали на французские колониальные репрессии против исламской культуры в Сенегале. Как заявляет Мбаке, «конечная цель администрации заключалась в доминировании над умами», чтобы захватить власть над нацией, и они считали, что ислам стоит на их пути. [6] Укрепив светское государство, французы также ограничили создание коранических школ, создали светскую, а не исламскую учебную программу в государственных школах, ограничили публичный доступ к книгам по исламской тематике, ограничили контакты с Сенегалом и Ближним Востоком, ограничили паломничество в хадж в Мекку. , арестовали и убили мусульманских учёных. [6]
Суфийский ислам
[ редактировать ]Суфийские братства
[ редактировать ]В Сенегале 95% мусульман принадлежат к суфийским братствам , больше, чем любое мусульманское население в мире. [8] Двумя крупнейшими орденами являются Тиджания и Муридия или Муриды , хотя панисламская Кадирия и меньшее братство Лайене также представлены в некоторых частях страны. Создавая братство, каждый основатель часто преследует цель объединить всех мусульман. Однако на практике члены братства часто подчеркивают превосходство пути своего братства над другими. [6] Мечети создаются определенными братствами, хотя люди могут свободно посещать любую мечеть, которую они предпочитают. [6]
Кадирия — самое маленькое и старейшее братство в Сенегале. Он был завезен в 18 и 19 веках миссионерами из Мавритании и Нигер-Бенд. [5]
Больше сенегальских суфиев отождествляют себя с орденом Тиджания, чем с каким-либо другим. Этот орден был привнесен в Сенегал Эль-Хаджем Умаром Таллом (1780-1840), который пытался создать исламскую империю и организовать всех мусульман. [5] [6] Хотя при жизни он в значительной степени потерпел неудачу, с тех пор орден значительно расширился. [6] Тиджанцы уделяют большое внимание изучению Корана, а также создали школы для девочек. [5] Есть три династии Тиджанисов, в зависимости от марабу, которым наибольшую преданность обязаны следующие: Си и Ньяссе в Волофе и Серере и Таллы в Тукулоре . [5] Ниасов иногда считают радикалами и угрозой национальной власти Сенегала, но в остальном тиджанцы поддерживают прочные отношения с правительством Сенегала. [5]
Орден Муридов — наиболее организованное и влиятельное из суфийских братств Сенегала. [5] При первом создании Муриды провозгласили свое превосходство над Тиджанийя , которые, в свою очередь, ответили жестокими репрессиями в отношении Муридов. [6] Семья Муридов была основана шейхом Ахмаду Бамбой (1850-1927), который категорически отвергал французские колониальные державы, и эта позиция привлекла многих политических лидеров, потерявших свои позиции из-за французской оккупации. [6] Каждый год тысячи сенегальцев совершают паломничество в Тубу на религиозный фестиваль, проводимый Муридами в честь шейха Бамбы. [5] Многие писали о Муридах , потому что уклонистская фракция этого братства стала радикальной и порой опасной. [6] Эта фракция не представляет большинство мюридов, и отчет Pew о религии Сенегала показал, что 92% сенегальцев не ассоциируют слово «насильственный» с мусульманами. [9]
Лайене . — небольшое, но растущее суфийское братство Их часто отвергает большая часть мусульманского населения из-за убеждений, которые некоторые называют неисламскими, включая утверждение их основателя о том, что он был Пророком. [6]

Практики
[ редактировать ]Суфийские братства или тарикаты в Сенегале организованы в сложную иерархию. Самым могущественным лидером является халиф-генерал - термин, введенный в действие колониальными французами и используемый только в орденах Мурида и Лайена. Основателем братства является его первый генерал-халиф, и его положение передается по наследству преемникам. Второстепенными по отношению к генералам-халифам являются шейхи или марабуты , которые действуют как посредники и дают инструкции своим мюридам или претендентам. [6]
Марабуты полагаются на пожертвования своих последователей, называемых мюридами или таалибами. В свою очередь, марабуты работают со своими последователями, часто заключая браки или разрешая споры. [6] Последователи выполняют тяжелую работу по уходу за арахисовыми или зерновыми полями халифа, а «самые амбициозные или удачливые» помогают халифу в его личных или общественных делах в надежде получить духовные учения. [6]
Традиционно родители часто отправляли своих детей жить со своими марабутами и становиться талибами. Эти дети могут выполнять тяжелую работу в сельской местности или просить пожертвования в городах. Эта практика вызвала реакцию ЮНИСЕФ и других правозащитных организаций. [ ВОЗ? ] , которые утверждают, что такая практика представляет собой жестокое обращение с детьми [ нужна ссылка ] . Эти западные организации часто заявляют, что эта проблема является новой и становится все более актуальной. Они связывают эту практику с неспособностью родителей воспитывать своих детей, экономическими трудностями или неконтролируемой рождаемостью. Напротив, ученые установили, что эта практика существует на протяжении веков, выступает источником нравственного воспитания детей и фактически находится в упадке. [10]
Члены братств также создают более мелкие ассоциации или даайры внутри своих сообществ. Эти группы встречаются неофициально, чтобы петь религиозные песни, молиться, участвовать в других видах поклонения и обсуждать историю своего братства. Они также организуют религиозные мероприятия, например, поездки к своим марабутам. Даайры могут создавать жители района, сотрудники предприятия или студенты университета. Эти ассоциации оживляют связь между марабут и последователем, даже если их разделяет расстояние. Даайры присутствуют во всех сенегальских братствах. [11]
Женщины и лидерство
[ редактировать ]Сенегальские женщины активны в суфийских братствах. Они часто организуют или играют значительную роль в даайрах. [ проверьте орфографию ] , меньшие общественные объединения братства. Женщины играют общественную роль в обществе, занимаясь волонтерской работой, собирая деньги для марабут, организуя религиозные посещения или пропагандируя деятельность даайры по радио и телевидению. [12]
Хотя и редко, женщины могут даже стать духовными лидерами или марабутами внутри братства. У Муридов была одна женщина-марабут, Сохна Магат Диоп , унаследовавшая положение своего отца. Женщины Кадирийи также получили должность марабут. [12]
В Сенегале уже была женщина-премьер-министр-мусульманка Маме Мадиор Бойе .
Шиитский ислам
[ редактировать ]Шиитский ислам в Сенегале исповедует небольшое количество сенегальцев , а также ливанская община в Сенегале .
Шиитский ислам является основной религией ливанской общины в Сенегале, которая возникла в Сенегале более века. Его также практикует все большее число коренных сенегальцев, включая народы волоф и фула .
С 1970-х годов, и особенно с приходом общины Моздахир и ее лидера Шерифа Мохамеда Али Айдары в начале 2000-х годов, число коренных сенегальцев-шиитов неуклонно росло как в городских, так и в сельских районах. [13] По словам Лейхтмана (2017), различные проекты развития сельских районов Моздахира помогают преодолеть разрыв между городом и деревней среди мусульман-шиитов в Сенегале и способствуют увеличению числа мусульман-шиитов в Сенегале. [14]
Популярная культура
[ редактировать ]Важность суфизма очевидна в современной массовой культуре Сенегала. Почти у каждого сенегальского певца есть песня, включающая темы суфийской истории. Особенно распространены хвалебные песни в честь отдельных суфийских лидеров, а также работы, связанные с полемикой духовных лидеров, вовлеченных в политику. [15] Международные звезды, такие как Бааба Маал и Юссу Н'Дур, включают суфийские темы в свои работы. Юссу Н'Дур Весь альбом «Египет » посвящен суфизму. Н'Дур описывает альбом как исследование своей личной веры, а также как средство соединения североафриканского и арабского ислама с западноафриканским суфизмом. [16]
См. также
[ редактировать ]- Религия в Сенегале
- Братья-мусульмане Сенегала
- Мурид
- Тиджани
- суфизм
- Ислам в Африке
- Шиитский ислам в Сенегале
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Шииты в Сенегале: растущее влияние Ирана в Африке» . 18 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 3 февраля 2018 г. . Проверено 3 февраля 2018 г.
- ^ «Шииты в Африке» . Архивировано из оригинала 12 октября 2017 года . Проверено 3 февраля 2018 г.
- ^ «Мусульмане мира: единство и разнообразие» (PDF) . Форум Pew по религиозной и общественной жизни. 9 августа 2012 г. Архивировано (PDF) из оригинала 24 октября 2012 г. . Проверено 14 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Трио, Ж.-Л (24 апреля 2012 г.). «Сенегал» . Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл Онлайн. Архивировано из оригинала 2 мая 2014 года . Проверено 2 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Подвал, Шелдон (1995). Сенегал: африканская нация между исламом и Западом (2-е изд.). Боулдер, Колорадо: Westview Press, Inc.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Мбаке, Хадим; Пер. Эрик Росс (2005). Суфизм и религиозные братства в Сенегале . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Marcus Wiener.
- ^ Jump up to: а б с Лоймайер, Роман (1999). ДеДжонг и Радтке (ред.). Оспариваемый исламский мистицизм (29 изд.). Лейден: Брилл. п. 341.
- ^ «Мусульмане мира: единство и разнообразие» . Форум Pew: О религии и общественной жизни. 9 августа 2012. Архивировано из оригинала 10 марта 2013 года . Проверено 2 мая 2013 г.
- ^ «Толерантность и напряженность Ислам и христианство в Африке к югу от Сахары» . 2 мая 2013 г. Архивировано из оригинала 28 августа 2013 г.
- ^ Перри, Донна Л. (2004). «Мусульманские дети-ученики, глобальное гражданское общество и права детей в Сенегале: дискурсы стратегического структурализма». Антропологический ежеквартальный журнал . 77 (1): 47–86. дои : 10.1353/anq.2004.0010 . S2CID 144715890 .
- ^ Дилли, Рой М. (2011). «Даайра, религиозные действия и преобразование пространства в Сенегале, Западная Африка». Антропос . 106 (1): 185. doi : 10.5771/0257-9774-2011-1-185 .
- ^ Jump up to: а б Боп, Кодо (декабрь 2005 г.). «Роли и положение женщин в суфийских братствах Сенегала». Журнал Американской академии религии . 73 (4): 1099. doi : 10.1093/jaarel/lfi116 .
- ^ Лейхтман, Мара А. (2016). Интервью о книге с ISLAMiCommentary, общественным стипендиальным форумом, управляемым Центром исламских исследований Дьюка . Сеть исследований транскультурного ислама.
- ^ Лейхтман, Мара А. (2017). НПОизация шиитского ислама в Сенегале: преодоление разрыва между городом и деревней . ECAS7: 7-я Европейская конференция по африканским исследованиям. Базель, 29 июня – 1 июля 2017 г.
- ^ Маклафлин, Фиона (2000). « Во имя Бога я снова воспою, Маудо Малик Добрый»: популярная музыка и сенегальские суфийские тарикаты». Журнал религии в Африке . 30 (2): 191–207. дои : 10.2307/1581800 . JSTOR 1581800 .
- ^ Улетт, Дэн (2004). «Юссу Н'Дур: Искренняя вера». Даун Бит . 11. 71 : 30.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Мби Б. Чам, « Ислам в сенегальской литературе и кино », Африка: Журнал Международного африканского института , Vol. 55, № 4, Популярный ислам , 1985, стр. 447–464.
- Сенегал . Всемирная книга фактов ЦРУ . 10 января 2005 г.