Ислам в Руанде
Ислам по странам |
---|
![]() |
![]() |
Ислам — религия меньшинства в Руанде , которую исповедуют 2% от общей численности населения по данным переписи 2022 года. [1] Практически все мусульмане в Руанде являются мусульманами-суннитами . Ислам впервые был принесен в Руанду мусульманскими торговцами с восточного побережья Африки в 20 веке. С момента своего появления мусульмане составляли меньшинство на территории, в то время как христианство было привнесено руандийцам в колониальный период в начале 20-го века и в настоящее время является крупнейшей религией в стране.
Впервые в своей истории в Руанде исламу предоставлены те же права и свободы, что и христианству. столько же мусульман, По оценкам, среди хуту сколько и среди тутси . [2] Эти оценки не могут быть проверены после геноцида , поскольку правительство с тех пор запретило любое обсуждение этнической принадлежности в Руанде. После геноцида в Руанде число обращений в ислам выросло из-за недовольства участием некоторых церковных деятелей в геноциде. [3]
История
[ редактировать ]Колониальная история
[ редактировать ]По сравнению с такими странами Восточной Африки, как Танзания , Кения и Уганда , история ислама в Руанде относительно современна. Хотя имеется несколько письменных источников относительно его происхождения, утверждается, что ислам пришел через арабских торговцев из Занзибара, которые впервые прибыли в страну в 1901 году. С другой стороны, утверждалось, что ислам пришел в колониальный период, когда мусульманские клерки, административные помощники, купцы с говорящего на суахили побережья Танганьики в страну были привезены . Ислам также был поддержан купцами-мусульманами с Индийского субконтинента , которые женились на местных руандийках. Руандийцы построили свою первую мечеть в 1913 году. [2] Эта мечеть известна как мечеть Аль-Фатх . [4]
За свою историю было предпринято множество усилий, чтобы воспрепятствовать распространению ислама в Руанде. Эти усилия, как правило, эксплуатировали антиарабские настроения и представляли мусульман иностранцами. Католические миссионеры часто делали все возможное, чтобы противостоять влиянию конкурирующих религий, таких как ислам и протестантизм . [5]
Мусульмане были еще более маргинализированы из-за того, что большинство мусульман селились в городских районах, тогда как 90 процентов населения проживало в сельской местности. Поскольку ни арабские было мало духа , ни индийские купцы никогда не пытались распространять свою веру, среди мусульман проповеди . Произошло лишь несколько обращений, в основном среди маргинализованного городского населения: женщин, вышедших замуж за иностранцев, внебрачных детей и сирот . Даже это обращение иногда было поверхностным, мотивированным стремлением к социальной и экономической безопасности, которую обеспечивали мусульмане, а не религиозной убежденностью в исламской вере. [6]
При бельгийской администрации мусульмане Руанды были в некоторой степени маргинализированы. Поскольку мусульманам не было места в католической церкви , которая имела большое влияние на государство, мусульман часто исключали из образования и важных должностей в правительстве. В результате занятость мусульман в основном ограничивалась мелкой торговлей и работой водителями. [5]
После независимости
[ редактировать ]В 1960 году бывший министр правительства Исидор Себазунгу приказал сжечь мусульманский квартал и мечеть в Рвамагане . После этого события мусульмане были в ужасе, и многие из них бежали в соседние страны. Утверждается, что к этим событиям была причастна католическая церковь, что усилило накал страстей между мусульманами и христианами. [5]
До геноцида в Руанде в 1994 году к мусульманам относились с низким уважением, поскольку их считали торговцами в стране, где высоко ценят фермеров. Мусульманское население до геноцида составляло 4%, что было необычно низким по сравнению с населением соседних стран. Мусульмане также пострадали от геноцида. Было лишь несколько инцидентов, когда тутси подвергались нападениям в мечетях. Самый широко известный пример произошел в главной мечети Ньямирамбо , где сотни тутси собрались в поисках убежища. Беженцы в мечети отбивались от ополченцев хуту камнями, луками и стрелами, оказывая упорное сопротивление солдатам и ополченцам интерахамве . Только после того, как солдаты открыли пулеметный огонь, интерахамве смогли войти в мечеть и убить беженцев. [2]
Преобразования после 1994 года
[ редактировать ]
Число руандийских мусульман увеличилось после геноцида 1994 года из-за большого количества обращений в другую веру. [7] Многие мусульмане приютили беженцев, как хуту , так и тутси . Некоторые новообращенные заявляют, что они приняли ислам из-за той роли, которую некоторые католические и протестантские лидеры сыграли в геноциде. [8] Правозащитные группы задокументировали как инциденты, когда христианские священнослужители разрешали тутси искать убежища в церквях, а затем сдавали их эскадронам смерти хуту, так и случаи, когда священники и служители хуту поощряли свои общины убивать тутси. [9] Тем не менее, несколько мусульман сыграли решающую роль в геноциде в Руанде: Хасан Нгезе , ведущий интеллектуал хуту , наиболее известный как автор « Десяти заповедей хуту» , родился в мусульманской семье. [10] Однако религиозное происхождение Негезе не имело никакой связи с его взглядами против тутси, основанными на превосходстве хуту . [10]
Что касается роли мусульман во время геноцида, журналист Филип Гуревич сообщил, что один христианский лидер заявил: «[Мусульмане], очевидно, вели себя довольно хорошо, и как группа не принимала активного участия в геноциде, даже стремясь спасти мусульман тутси». [10]
В личных рассказах рассказывается, как некоторые тутси приняли ислам в целях безопасности, поскольку они опасались продолжающихся репрессивных убийств со стороны экстремистов хуту и знали, что мусульмане защитят их от таких действий. Многие хуту также приняли ислам в поисках «очищения». Многие хуту хотят оставить позади свое жестокое прошлое и не иметь «крови на своих руках». Есть также несколько отдельных случаев, когда хуту приняли религию в надежде, что они смогут спрятаться в мусульманской общине и тем самым избежать ареста. [2] [11]
После 1997 года темпы обращения замедлились. По словам муфтия Руанды, исламское сообщество не заметило какого-либо увеличения числа обращений в 2002/2003 году. [12] Христианство остается ведущей религией страны. Католицизм (пришедший в начале 20-го века с орденом Белых отцов Римско-католической церкви) остается глубоко укоренившимся в культуре. [13]
Деятельность
[ редактировать ]Мусульмане в Руанде также активно участвуют в общественной деятельности, например, в джихаде с целью «начать уважать друг друга». Многие руандийские мусульмане принимают участие в усилиях по смягчению этнической напряженности после геноцида, а исламские группы оказывают помощь обездоленным, например, создавая женские группы, которые обучают вопросам ухода за детьми. Западные правительства обеспокоены растущим влиянием ислама, а некоторые правительственные чиновники выражают обеспокоенность тем, что некоторые мечети получают финансирование из Саудовской Аравии. [8] Однако свидетельств воинственности мало. [14]
Мусульманский религиозный праздник Ид аль-Фитр отмечается правительством как один из четырех официальных религиозных праздников (наряду с Рождеством , Днем всех святых и Успением ). Мусульмане также управляют частными исламскими школами. В 2003 году посольство США курировало ремонт исламской средней школы в Кигали. Руководители посольства также встретились с мусульманскими лидерами, а также с членами католической и англиканской церквей , адвентистами седьмого дня и Свидетелями Иеговы , чтобы провести межконфессиональные переговоры. [12]
Раньше в Руанде существовала религиозная политическая партия, Демократическая исламская партия (ДДИ), членами которой были немусульмане. Однако после того, как конституция постановила, что ни одна партия не может быть сформирована на религиозной основе, она сменила название на «Идеальная демократическая партия». [12]
Население
[ редактировать ]Оценки мусульманского населения Руанды значительно разнятся. Точная перепись мусульманского населения не проводилась. [13]
Источник | Население (тысяч) | Население (%) | Год | Ссылка |
---|---|---|---|---|
Вашингтон Пост | 1,148 | 14 | 2002 | [8] |
Вашингтон Пост | 7 | 1993 «до начала убийств» | [8] | |
Всемирный справочник ЦРУ | 456 | 4.6 | 2001 | [15] |
Нью-Йорк Таймс | 15 | 2004 | [13] | |
Энциклопедия культуры и повседневной жизни Worldmark | 350 | 5 | 1998 | [16] |
Государственный департамент США ( опрос Фонда народонаселения ООН ) | 1.1 | 1996 | [17] | |
Государственный департамент США (университетское исследование) | 4.6 | 2001 | [17] |
Согласно переписи 2012 года, христиане-католики составляли 43,7% населения, протестанты (исключая адвентистов седьмого дня ) 37,7%, адвентисты седьмого дня 11,8% и мусульмане 2,0%; 0,2% заявили, что не имеют религиозных убеждений, а 1,3% не указали свою религию. [18] Традиционная религия, несмотря на то, что официально ей следуют лишь 0,1% населения, сохраняет влияние. Многие руандийцы рассматривают христианского Бога как синоним традиционного руандийского Бога Имана . [19]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Руанда» . Государственный департамент США . 07.12.2023 . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Клюзенер, Райнер (май 2005 г.). «Ислам в Руанде» . Институт мира США. Архивировано из оригинала 2 июня 2009 г. Проверено 26 февраля 2008 г.
- ^ Лейси, Марк (7 апреля 2004 г.). «После ужасов 1994 года руандийцы обращаются к исламу» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ Родрик Нгови. «Руандийские мусульмане». Ассошиэйтед Пресс.
- ^ Jump up to: а б с Кубай, Энн (апрель 2007 г.). «Идти по канату: христиане и мусульмане в Руанде после геноцида». Ислам и христианско-мусульманские отношения . 18 (2). Рутледж, часть группы Тейлора и Фрэнсиса: 219–235. дои : 10.1080/09596410701214076 . S2CID 143229200 .
- ^ Булабуби, С. Бакату; Кагабо, Хосе Хамим (май 1991 г.). «Обзор: Ислам и суахили в Руанде». Журнал религии в Африке . 21 (2). Брилл : 176–177. дои : 10.2307/1580806 . JSTOR 1580806 .
- ^ Вакс, Эмили (23 сентября 2002 г.). «Ислам привлекает многих людей, переживших геноцид в Руанде: джихад преподается как «борьба за исцеление» » . Вашингтон Пост . п. А10 . Проверено 10 апреля 2013 г.
После геноцида руандийцы в огромных количествах приняли ислам. Мусульмане сейчас составляют 14 процентов от 8,2 миллиона человек ][...] в самой католической стране Африки, что вдвое больше, чем до начала убийств.
- ^ Jump up to: а б с д Вакс, Эмили (23 сентября 2002 г.). «Ислам привлекает многих людей, переживших геноцид в Руанде: джихад преподается как «борьба за исцеление» » . Вашингтон Пост . п. А10 . Проверено 10 апреля 2013 г.
- ^ Вакс, Эмили (23 сентября 2002 г.). «Ислам привлекает многих людей, переживших геноцид в Руанде: джихад преподается как «борьба за исцеление» » . Вашингтон Пост . п. А10 . Проверено 10 апреля 2013 г.
Правозащитные группы задокументировали несколько инцидентов, когда христианские священнослужители позволяли тутси искать убежища в церквях, а затем сдавали их эскадронам смерти хуту, а также случаи, когда священники и служители хуту поощряли свои общины убивать тутси.
- ^ Jump up to: а б с Гуревич, Филип (1998). Мы хотим сообщить вам, что завтра нас убьют вместе с нашими семьями: истории из Руанды . Макмиллан. стр. 87–88. ISBN 978-0-312-24335-7 .
- ^ Уокер, Роберт (1 апреля 2004 г.). «Религиозные размышления Руанды» . Новости Би-би-си.
- ^ Jump up to: а б с Руанда – Отчет о международной религиозной свободе за 2003 год , Отчет о международной религиозной свободе за 2003 год .
- ^ Jump up to: а б с Лейси, Марк (7 апреля 2004 г.). «Десять лет после ужаса руандийцы обращаются к исламу» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Тимессен, Алана (2005) От геноцида к джихаду: ислам и этническая принадлежность в Руанде после геноцида. Архивировано 10 сентября 2008 г. в Wayback Machine . Доклад, представленный на ежегодном общем собрании Канадской ассоциации политических наук, Лондон, Онтарио.
- ^ «Всемирная книга фактов» . Проверено 22 ноября 2015 г.
- ^ Галл, Тимоти Л. (ред.). Энциклопедия культуры и повседневной жизни Worldmark: Том. 1 – Африка. Кливленд, Огайо: Развитие публикаций Eastword (1998), стр. 360-361.
- ^ Jump up to: а б «Руанда» . Государственный департамент США . Проверено 22 ноября 2015 г.
- ^ Национальный институт статистики Руанды (январь 2014 г.). «Четвертая перепись населения и жилищного фонда, Руанда, 2012 г. — окончательные результаты: отчет об основных показателях» (PDF) . п. 17. Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 года . Проверено 13 августа 2015 г.
- ^ Виреду, Кваси; Авраам, Уильям Э.; Иреле, Абиола; Менкити, Ифеани (2006). Спутник африканской философии . Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл. стр. 236–237. ISBN 978-1-4051-4567-1 .
