Ислам в России
90–100% | |
70–90% | |
50–70% | Босния и Герцеговина |
30–40% | Северная Македония |
10–20% | |
5–10% | |
4–5% | |
2–4% | |
1–2% | |
< 1% |
Ислам является основным религиозным меньшинством в Российской Федерации , где проживает самое большое мусульманское население в Европе, за исключением Турции . [2] По данным Госдепартамента США в 2017 г. [3] Мусульман в России насчитывалось 14 миллионов, или примерно 10% от общей численности населения. Один из Великих муфтиев России шейх Равиль Гайнетдин оценил мусульманское население России в 2018 году в 25 миллионов человек. [4]
Признанный законом и российскими политическими лидерами в качестве одной из традиционных религий России, ислам является частью российского исторического наследия и субсидируется российским правительством. [5] Положение ислама как основной религии в России, наряду с православием , восходит к временам Екатерины Великой , которая спонсировала исламских священнослужителей и ученых через Оренбургское собрание . [6]
История ислама и России охватывает периоды конфликтов между мусульманским меньшинством и православным большинством, а также периоды сотрудничества и взаимной поддержки. Исследование Роберта Крюса мусульман, живших при царе, показывает, что «масса мусульман» была лояльна этому режиму после Екатерины и встала на его сторону в отношении Османской империи . [7] После Российской империи падения Советский Союз ввел политику государственного атеизма , которая препятствовала распространению ислама и других религий и привела к казням и подавлению различных мусульманских лидеров. После распада Советского Союза ислам вновь обрел юридически признанное место в российской политике . Несмотря на исламофобские комментарии во время Второй чеченской войны , президент Владимир Путин с тех пор субсидирует мечети и исламское образование, которое он назвал «неотъемлемой частью культурного кода России». [8] [9] и поощрял иммиграцию с мусульманским большинством из бывших советских республик .
Мусульмане составляют большинство населения республик Татарстан и . Башкортостан Приволжского федерального округа и преобладают среди национальностей Северо -Кавказского федерального округа, расположенных между Черным и Каспийским морями : черкесы , балкарцы , чеченцы , ингуши , кабардинцы , карачаевцы и многочисленные дагестанские народы. Также в средней части Поволжья проживают татары и башкиры , подавляющее большинство из которых являются мусульманами. Другие регионы с заметными мусульманскими меньшинствами включают Москву , Санкт-Петербург , республики Адыгея , Северную Осетию-Аланию и Астраханскую , Московскую , Оренбургскую и Ульяновскую области . В стране зарегистрировано более 5000 религиозных мусульманских организаций. [10] что эквивалентно более чем одной шестой числа зарегистрированных русских православных религиозных организаций, составлявшего около 29 268 по состоянию на декабрь 2006 года. [11]
История [ править ]
В середине 7-го века нашей эры, в рамках мусульманского завоевания Персии , ислам был введен в Кавказский регион, некоторые части которого позже были навсегда включены в состав России . [12] Первыми мусульманами на территории нынешней России стали дагестанцы ( дербентский район ) , принявшие ислам после арабского завоевания региона в VIII веке. Первым мусульманским государством на будущих русских землях стала Волжская Булгария. [13] (922). Татары . унаследовали Казанского ханства верующее население этого государства Позднее большинство европейских и кавказских тюркских народов также стали последователями ислама . [14] Монгольские правители Золотой Орды были мусульманами с 1313 года. К 1330-м годам три из четырех крупнейших ханств Монгольской империи стали мусульманскими.
Татары Крымского ханства , последнего оставшегося преемника Золотой Орды , продолжали совершать набеги на Южную Россию и сожгли часть Москвы в 1571 году. [15] До конца 18 века крымские татары вели массовую работорговлю с Османской империей и Ближним Востоком, экспортировав около 2 миллионов рабов из России и Украины за период 1500–1700 годов. [16]
С начала 16 века до 19 века включительно все Закавказье и южный Дагестан находились под властью различных сменявших друг друга иранских империй ( Сефевидов , Афшаридов и Каджаров ), а также их геополитических и идеологических соседних главных соперников, с другой стороны. стороны, турки-османы . В соответствующих областях, которыми они правили, как на Северном , так и на Южном Кавказе , распространились шиитский ислам и суннитский ислам , что привело к быстрому и устойчивому обращению в другую веру многих других этнических кавказских народов на прилегающих территориях.
Период от завоевания Казани в 1552 году Иваном Грозным до восшествия на престол Екатерины Великой в 1762 году характеризовался систематическими российскими репрессиями против мусульман посредством политики исключения и дискриминации, а также разрушением мусульманской культуры путем устранения внешних проявлений. ислама, такие как мечети . [17] Русские первоначально продемонстрировали готовность позволить исламу процветать, поскольку мусульманские священнослужители были приглашены в различные регионы для проповеди мусульманам, особенно казахам , к которым русские относились с презрением. [18] [19] Однако российская политика сместилась в сторону ослабления ислама за счет внедрения доисламских элементов коллективного сознания. [20] Такие попытки включали методы восхваления доисламских исторических деятелей и навязывание чувства неполноценности путем отправки казахов в элитные российские военные учреждения. [20] В ответ казахские религиозные лидеры попытались вызвать религиозный пыл, поддержав пантюркизм , хотя многие [ количественно ] в результате подверглись преследованиям. [21] Правительство России заплатило исламским учёным Урало-Поволжья, работающим среди казахов [22]
Исламское рабство не имело расовых ограничений. русским девушкам было разрешено продавать русских девушек в контролируемом русскими Новгороде татарам из Казани В 1600-х годах по российскому закону . Немцев, поляков и литовцев разрешили продавать крымским татарам в Москве. В 1665 году татарам разрешили покупать у русских польских и литовских рабов. До 1649 года русских можно было продавать мусульманам по российским законам в Москве. Это контрастировало с другими местами Европы за пределами России, где мусульманам не разрешалось владеть христианами. [23]
Казачья Гетманщина рекрутировала и инкорпорировала татар-мусульман-мишар . [24] Башкирам было присвоено казачье звание. [25] мусульмане тюрки- и калмыки Казаками служили казачьего Уральского , Терского , Астраханского и Донского казачьих -буддисты. В состав вошли мусульмане-мишари, мусульмане-тептиари, служилые татары-мусульмане и башкирские мусульмане войск входили калмыки. В состав Оренбургского казачьего войска . [26] Казаки-немусульмане имели тот же статус, что и сибирские казаки- мусульмане. [27] Казаки-мусульмане в Сибири просили имама. [28] В состав казачества в Сибири входили татары-мусульмане, как и в Башкирии. [29]
Башкиры и калмыки в Российской императорской армии сражались против во Наполеона Великой армии время французского вторжения в Россию . [30] [31] Их сочли пригодными для затопления противников, но не для ожесточенных боев. [32] Они были в нештатной должности в армии. [33] Стрелами, луками и оружием ближнего боя владели башкиры-мусульмане. Башкирские женщины воевали среди полков. [34] Денис Давыдов упомянул о стрелах и луках, которыми владели башкиры. [35] [36] Войска Наполеона столкнулись с конными калмыками. [37] Наполеон столкнулся с легкими конными башкирскими войсками. [38] Конные калмыки и башкиры в количестве 100 человек находились в распоряжении русских комендантов во время войны с Наполеоном. [39] Калмыки и башкиры служили в русской армии во Франции. [40] Начальники присутствовали в каждом из 11 кантонов Башкирского войска, созданного Россией после Пугачёвского восстания . [41] К башкирам применялся военный устав 1874 года. [42] мусульмане были освобождены от воинской повинности Во время Первой мировой войны . [43]
Хотя полное изгнание (как это практикуется в других христианских странах, таких как Испания , Португалия и Сицилия ) было невозможным для достижения однородного русско-православного населения, другие меры политики, такие как предоставление земель и поощрение миграции другого русского и немусульманского населения в Мусульманские земли вытеснили многих мусульман, сделав их меньшинствами в таких местах, как некоторые части Южного Урала , и поощряя эмиграцию в другие части, такие как Османская империя и соседняя Персия , и практически уничтожив черкесов , крымских татар и различных мусульман Кавказа. . Российская армия собирала людей, выгоняя мусульман из их деревень в порты на Черном море , где они ждали кораблей, предоставленных соседней Османской империей. Явная цель России заключалась в изгнании данных группировок с их земель. [44] Им был предоставлен выбор, куда переселиться: в Османскую империю, в Персию или в Россию вдали от своих старых земель. Русско -черкесская война закончилась подписанием клятвы верности черкесскими лидерами 2 июня [OS 21 мая] 1864 года. После этого Османская империя предложила укрыть черкесов, которые не желали принимать правление христианского монарха, и многие эмигрировал в Анатолию (сердце Османской империи) и оказался в современной Турции, Сирии, Иордании, Палестине, Ираке и Косово. Многие другие кавказские мусульмане оказались в соседнем Иране – значительное число лезгин -шиитов , азербайджанцев , грузин-мусульман , кабардинцев и лакцев . [45] Различные российские, кавказские и западные историки сходятся во мнении о фигуре ок. 500 000 жителей высокогорного Кавказа, депортированные Россией в 1860-е годы. Большая часть из них умерла в пути от болезней. Тех, кто остался верен России, расселили в низменности, на левом берегу реки Кубань . Тенденция русификации продолжалась разными темпами в оставшуюся часть царского и советского периодов, так что [ нужна ссылка ] по состоянию на 2014 год [update] проживало больше татар, за пределами Республики Татарстан чем внутри нее. [14]
Политика преднамеренного насаждения антисовременного, традиционного, древнего консервативного исламского образования в школах и исламской идеологии проводилась русскими с целью намеренно препятствовать и уничтожать оппозицию своему правлению, удерживая их в состоянии оцепенения и предотвращая проникновение иностранных идеологий. проникая внутрь. [46] [47]
Коммунистическое правление угнетало и подавляло ислам, как и другие религии в Советском Союзе . [ когда? ] Многие мечети (по некоторым оценкам, [48] более 83% в Татарстане) были закрыты. Например, мечеть Мярджани была единственной действующей мечетью в Казани в то время. [ когда? ] время.
Ислам в постсоветский период [ править ]
В 1990-е годы в России было много свидетельств официального примирения с исламом. Число мусульман, которым разрешено совершать паломничество в Мекку, резко возросло после окончания эмбарго советской эпохи в 1991 году. [49] В 1995 году недавно созданный Союз мусульман России , возглавляемый имамом Хатыбом Мукаддасом из Татарстана , начал организовывать движение, направленное на улучшение межэтнического взаимопонимания и прекращение сохраняющихся заблуждений об исламе среди россиян-немусульман. Союз мусульман России является прямым преемником , существовавшего до Первой мировой войны Союза мусульман и имевшего свою фракцию в российской Думе . Посткоммунистический союз сформировал политическую партию « Всероссийское мусульманское общественное движение «Нур» , которая действует в тесной координации с мусульманскими имамами для защиты политических, экономических и культурных прав мусульман. Исламский культурный центр России , в состав которого входит медресе (религиозная школа), открылся в Москве в 1991 году. В 1990-е годы увеличилось количество исламских изданий. Среди них несколько журналов на русском языке, а именно: «Ислам» ( транслитерация : Ислам ), «Эхо Кавказа» ( Эхо Кавказа ) и «Исламский вестник» ( Исламский Вестник ), а также русскоязычная газета «Ассалам» ( Ассалам ), и «Нуруль Ислам» ( Нурул Ислам ), которые издаются в Махачкале , Дагестан.
В Казани проживает большое количество мусульман (вероятно, вторая после Москвы городская группа мусульман и самая большая коренная группа в России), и здесь находится Российский исламский университет в Казани , Татарстан . Обучение ведется на русском и татарском языках .В Дагестане есть ряд исламских университетов и медресе , среди которых следует отметить: Дагестанский исламский университет, Институт теологии и международных отношений, ректор которого Максуд Садиков был убит 8 июня 2011 года. [50]
Талгат Таджуддин был Главным муфтием России. С советских времен российское правительство разделило Россию на ряд Духовных управлений мусульман. В 1980 году Тажуддин был назначен муфтием Европейской части СССР и Сибири. С 1992 года возглавляет центральное или сводное Духовное управление мусульман всей России.
В 2005 году Россия получила статус государства-наблюдателя в Организации исламского сотрудничества. [51]
Президент России Владимир Путин заявил, что православие гораздо ближе к исламу, чем католицизм . [52] [53] [54] [55]
В цепочке электронных писем была распространена ложная речь, приписываемая Путину, которая призывала к жесткой политике ассимиляции иммигрантов; никаких доказательств такой речи не удалось найти ни в российских СМИ, ни в архивах Думы. [56] [57] [58] [59]
Ислам расширялся под властью Путина. [61] Татарские мусульмане участвуют в возрождении при Путине. [62]
По данным The Washington Post , «российские мусульмане разделились во мнениях относительно [российской] интервенции в Сирии , но большинство из них выступают за войну, а не против нее». [63]
Верховный муфтий России Талгат Таджуддин и другие мусульманские лидеры России поддержали российское вторжение на Украину . [64] силы Чечни Кадыровские сражались бок о бок с российскими войсками на Украине. [65] [66]
После инцидента с сожжением Корана, произошедшего в Швеции во время праздника Курбан-Байрам , [67] Президент России Владимир Путин защитил Коран, заявив, что неуважение к Корану и другим священным книгам в России является преступлением. [68]
Ислам на Северном Кавказе [ править ]
В конце 1980-х — начале 1990-х годов Северный Кавказ пережил исламский (а также национальный) ренессанс. Также начали укореняться радикальные и экстремистские течения ислама, первоначально в западном (горном) Дагестане . [69]
В 1991 году Чечня провозгласила независимость как Чеченская Республика Ичкерия . Силы российской армии были введены в Грозный в 1994 году, но после двух лет интенсивных боев российские войска в конечном итоге были выведены из Чечни в соответствии с Хасавюртовским соглашением . Чечня сохраняла свою фактическую независимость до 1999 года. Однако контроль чеченского правительства над Чечней был слабым, особенно за пределами разрушенной столицы Грозного . Территории, контролируемые сепаратистскими группировками, росли, а в стране становилось все более беззаконным. [70] Правительство Аслана Масхадова не смогло восстановить регион или помешать ряду полевых командиров взять на себя эффективный контроль. Отношения между правительством и радикалами ухудшились. В марте 1999 года Масхадов закрыл чеченский парламент и ввел некоторые аспекты шариата . Несмотря на эту уступку, экстремисты, такие как Шамиль Басаев и исламист саудовского происхождения Ибн Аль-Хаттаб, продолжали подрывать правительство Масхадова. В апреле 1998 года группа публично заявила, что ее долгосрочной целью является создание союза Чечни и Дагестана под исламским правлением и изгнание русских со всего Кавказского региона. [71] В конечном итоге это привело к вторжению боевиков в Дагестан и началу Второй чеченской войны в 1999 году. Чеченские сепаратисты были внутренне разделены на исламских экстремистов, более умеренных, пронезависимых чеченцев-мусульман и традиционных исламских властей, занимавших различные позиции по отношению к Чечне. независимость. В 2000 году в Чечне была введена временная администрация, контролируемая Россией, которую возглавил бывший муфтий и, следовательно, религиозный лидер Ахмад суфизма Кадыров . Под влиянием российской стратегии использования традиционных исламских структур и лидеров против исламских экстремистов в Чечне и других регионах Северного Кавказа произошел процесс религиозной радикализации. [72]
В конце Второй чеченской войны, в 2005 году, лидер чеченских повстанцев Абдул-Халим Садулаев издал указ о создании Кавказского фронта против России среди исламских верующих на Северном Кавказе в попытке расширить конфликт Чечни с Россией. После его смерти его преемник Докка Умаров объявил о продолжении джихада за создание исламского фундаменталистского Эмирата Кавказ на Северном Кавказе и за его пределами. Боевые действия на Северном Кавказе продолжались до 2017 года. Полиция и ФСБ проводили массовые аресты и применяли жесткие методы допроса. Некоторые из тех, кто внимательно следовал учению ислама, потеряли работу; мечети также были закрыты. [69]
Президент России Владимир Путин разрешил Рамзану Кадырову де-факто применять в Чечне законы шариата , включая полигамию и принудительное ношение ношения хиджаба. [73]
во Франции вызвали большой гнев со стороны преимущественно мусульман Кавказа Карикатуры Charlie Hebdo . [74] Считается, что Путин поддержал протесты мусульман в России против карикатур Charlie Hebdo и Запада. [75]
и Демография отрасли
Более 90% мусульман России исповедуют суннитский ислам ханафитской школ и шафиитской . [2] В некоторых регионах, особенно в Дагестане , Чечне и Ингушетии , существует традиция суннитского суфизма , которая представлена орденами Кадирия , Накшбанди и Шадхили . [2] Духовный учитель Накшбанди-Шазили Саид Афанди аль-Чиркави ежедневно принимал сотни посетителей. [76]
Около 10%, или более двух миллионов, являются мусульманами-шиитами , в основном принадлежащими к двенадцатой ветви шиизма . [77] Во-первых, это азербайджанцы , которые исторически и до сих пор номинально являются последователями шиитского ислама, поскольку их республика отделилась от Советского Союза, значительное количество азербайджанцев иммигрировало в Россию в поисках работы. Помимо них, шиитами являются и некоторые коренные народы Дагестана, такие как лезгины ( меньшинство) и таты (большинство). [2] Мусульмане- исмаилиты-низариты — еще одна шиитская ветвь — представлены только памирцами , мигрантами из Таджикистана . [78]
Существует также активное присутствие ахмадийцев . [79]
В 2021 году Путин объявил, что около 20% работников российской авиационной отрасли — мусульмане. [80]
Конверсии [ править ]
Большинство мусульман в России принадлежат к этническим меньшинствам, но в последние годы произошли изменения и среди русского большинства. По оценкам одного из главных исламских институтов страны, ДУМ РФ (ДУМ РФ), этнические русские переходят в число «десятков тысяч», в то время как некоторые сами перешедшие называют цифры от 50 000 до 70 000. [81]
Хадж [ править ]
Рекордные 18 000 российских паломников-мусульман со всей страны посетили хадж в Мекку (Саудовская Аравия) в 2006 году. [82] В 2010 году не менее 20 000 российских паломников-мусульман посетили хадж, поскольку российские мусульманские лидеры направили письма королю Саудовской Аравии с просьбой увеличить саудовскую визовую квоту как минимум до 25 000–28 000 виз для мусульман. [ нужна ссылка ] В связи с огромным спросом со стороны российских мусульман 5 июля 2011 года муфтии обратились к президенту Дмитрию Медведеву за помощью в увеличении выделенной Саудовской Аравией квоты на паломничество во Владикавказе . [83] С 7 по 9 июля 2011 года в Казани прошла III Международная конференция по управлению хаджем, в которой приняли участие около 170 делегатов из 12 стран мира. [84]
споры Языковые
На протяжении веков татары составляли единственную мусульманскую этническую группу в европейской части России, причем татарский язык был единственным языком, используемым в их мечетях, и эта ситуация быстро изменилась в течение 20-го века, поскольку большое количество мусульман Кавказа и Центральной Азии мигрировали в центральные города России и начали посещать татароязычные мечети, оказывая давление на имамов таких мечетей, чтобы они начали использовать русский язык. [85] [86] Эта проблема очевидна даже внутри самого Татарстана, где татары составляют большинство. [87]
мусульман восприятие Общественное
Опрос, опубликованный в 2019 году Исследовательским центром Pew, показал, что 76% россиян положительно относятся к мусульманам в своей стране, тогда как 19% относятся к ним отрицательно. [88]
Ислам в России по регионам [ править ]
Процент мусульман в России по регионам:
Ислам в Москве [ править ]
По данным российской переписи 2010 года, в Москве проживает менее 300 000 постоянных жителей мусульманского происхождения, в то время как, по некоторым оценкам, в Москве проживает около 1 миллиона жителей-мусульман и еще до 1,5 миллиона рабочих-мигрантов -мусульман . [89] В городе разрешено существование четырех мечетей. [90] Мэр Москвы утверждает, что населению достаточно четырех мечетей. [91] По его словам, экономика города "не смогла бы обойтись без них". В настоящее время в Москве четыре мечети. [92] и 8000 по всей России. [93] Мусульманские мигранты из Центральной Азии оказали влияние на культуру: самса стала одним из самых популярных блюд на вынос в городе. [94]
Список муфтиятов России [ править ]
Всероссийские доски | |||
Великие муфтияты | Великие муфтии | Срок полномочий | Штаб-квартира |
---|---|---|---|
Центральное духовное управление мусульман России. [2] [95] | Sheikh-ul-Islam Talgat Tadzhuddin | 1992 – настоящее время | Пудра |
Духовное управление мусульман Российской Федерации [95] | Шейх Равиль Гайнетдин | 2014 – настоящее время | Москва |
муфтият | Муфтий | Срок полномочий | Штаб-квартира |
Духовное собрание мусульман России. [95] | Альбир Крганов | 2016 – настоящее время | Москва |
Межрегиональные советы | |||
Муфтияты | Муфтий | Срок полномочий | Штаб-квартира |
---|---|---|---|
Координационный центр мусульман Северного Кавказа [2] [95] | Исмаил Бердиев | 2003 – настоящее время | Москва и Буйнакск |
Духовное управление мусульман азиатской части России. [2] [95] | Нафигулла Аширов | 1997 – настоящее время | Москва и Тобольск |
Известные региональные муфтияты | |||
Муфтияты | Муфтий | Срок полномочий | Штаб-квартира |
---|---|---|---|
Муфтият Республики Дагестан [2] [95] | Шейх Ахмад Афанди Абдулаев | 1998 – настоящее время | Махачкала |
Духовное управление мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края [2] | Солдат Карданов | 2012 – настоящее время | Майкоп |
Духовное управление мусульман Республики Башкортостан [2] [95] | Айнур Биргалин | 2019 – настоящее время | Пудра |
Духовное управление мусульман Чеченской Республики [2] [95] | Салах Межиев | 2014 – настоящее время | Грозный |
Духовное управление мусульман Республики Ингушетия [2] | Шейх Мухаммед Албогачиев | Высокий | |
Духовное управление мусульман Кабардино -Балкарской Республики [2] | Хазраталий Дзасеев | 2010 – настоящее время | Нальчик |
Духовное управление мусульман Карачаево -Черкесской Республики [2] | Исмаил Бердиев | 1991 – настоящее время | Черкесск |
Духовное управление мусульман Республики Северная Осетия – Алания [2] | Хаджимурат Гацалов | 2011 – настоящее время | Владикавказ |
Духовное управление мусульман Республики Татарстан [2] [95] | Камиль Самигуллин | 2013 – настоящее время | Казань |
российские Известные мусульмане
- Хабиб Нурмагомедов — бывший профессиональный боец смешанных единоборств .
- Ислам Махачев — профессиональный боец смешанных единоборств и действующий абсолютный чемпион UFC в легком весе.
- Усман Нурмагомедов — профессиональный боец смешанных единоборств .
- Умар Нурмагомедов — профессиональный боец смешанных единоборств .
- Рудольф Нуриев считался величайшим артистом балета своего поколения.
- Марат Сафин №1 мира - бывший теннисист .
- Вячеслав Полосин был бывшим священником Русской Православной Церкви , который был в авангарде кампании за то, чтобы сделать православное Рождество государственным праздником в России. [94] и принял ислам в 1999 году. [96]
- Алина Загитова — фигуристка .
- Шамиль Мусаев — борец вольного стиля .
- Мовлид Хайбулаев — профессиональный боец смешанных единоборств .
- Мовсар Евлоев — боец смешанных единоборств , который в настоящее время выступает в дивизионе UFC полулегком . Будучи профессионалом с 2014 года, он также выступал на турнире 1 Global , где является бывшим легчайшим весом .
- Имам Шамиль политическим лидером и имамом Дагестана был , который сопротивлялся российской экспансии на Кавказе.
- Рамазан Рамазанов — кикбоксер .
Галерея [ править ]
- Мечеть Кулшариф в Казани , принадлежащая ханафитской школе суннитского ислама , является одной из крупнейших мечетей в России .
- Мечеть в Ноябрьске в Ямало-Ненецком автономном округе , где мусульмане составляют 18% от общей численности населения.
- Центральная мечеть Карачаевска, Карачаево-Черкесия.
- Мечеть Кулшариф , Казань , Татарстан
- Иван Грозный подчинил татар и насильно обратил их в свою веру. [ нужна ссылка ] некоторые из них приняли христианство .
См. также [ править ]
- Ислам в Европе
- Ислам по странам
- Ислам в Советском Союзе
- Ислам в Татарстане
- Список мечетей в России
- Религия в России
- Ислам в Бангладеш
- Ислам в Китае
- Ислам в Индонезии
- Ислам в Иране
- Ислам в Нигерии
- Ислам в Пакистане
- Ислам на Филиппинах
Ссылки [ править ]
- ^ «Религиозный состав по странам, 2010-2050 гг.» . Исследовательский центр Пью . 12 апреля 2015 года . Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Lunkin, Roman; et al. (2005). "Ислам" [Islam]. In Bourdeaux, Michael; Filatov, Sergei (eds.). Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания [ Contemporary Religious Life of Russia. Systematic description experience ] (in Russian). Vol. 3. Moscow: Keston Institute ; Logos. pp. 78–212. ISBN 5-98704-044-2 .
- ^ «ОТЧЕТ О МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЕ В РОССИИ 2017» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 31 мая 2018 года.
- ^ «Ислам в России» . www.aljazeera.com . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ Белл, я (2002). Восточная Европа, Россия и Центральная Азия . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-85743-137-7 . Проверено 27 декабря 2007 г.
- ^ Азаматов, Данил Д. (1998), «Муфтии Оренбургского Духовного Собрания в 18 и 19 веках: борьба за власть в мусульманском институте России», в Анке фон Кугельген; Майкл Кемпер; Аллен Дж. Франк, Мусульманская культура в России и Центральной Азии с 18 по начало 20 веков, вып. Т. 2: Межрегиональные и межэтнические отношения, Берлин: Клаус Шварц Верлаг, стр. 355–384,
- ^ Роберт Д. Крюс, За пророка и царя , стр. 299–300 (Гарвард, 2006).
- ^ «Владимир Путин говорит, что мусульманские школы могут помочь остановить «деструктивные» идеи» . Newsweek . 25 января 2018 года . Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ Трейнор, Ян (13 ноября 2002 г.). «Сделайте обрезание, — говорит разгневанный Путин репортеру» . Хранитель . Проверено 4 апреля 2023 г.
- ^ Пейдж, Джереми (5 августа 2005 г.). «Рост российских мусульман беспокоит Православную Церковь» . Таймс . Лондон . Проверено 22 мая 2010 г.
- ^ Сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской ФедерацииПо данным Федеральной регистрационной службы, декабрь 2006 (in Russian)
- ^ Хантер, Ширен; и др. (2004). Ислам в России: политика идентичности и безопасности . Я Шарп. п. 3.
(..) Трудно точно установить, когда ислам впервые появился в России, поскольку земли, на которые ислам вторгся в начале своей экспансии, в то время не были частью России, но позже были включены в расширяющуюся Российскую империю. В середине седьмого века ислам достиг Кавказского региона в рамках арабского завоевания Иранской Сасанидской империи.
- ^ Хэнд, Джеральд (2011). «Исламизация волжских булгар: новый взгляд на вопрос» . Архив Евразии Меди Аеви . 18 (208 ) Получено 7 октября.
[…] Волжские булгары приняли ханафитскую школу суннитского ислама, практикуемую в Хорезме.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ширин Тахмассеб Хантер, Джеффри Л. Томас, Александр Меликишвили, «Ислам в России» , М.Э. Шарп, 1 апреля 2004 г., ISBN 0-7656-1282-8
- ^ Соловьев, С. (2001). История России с древнейших времен . Том. 6. АСТ. стр. 751–809. ISBN 5-17-002142-9 .
- ^ Дарьюш Колодзейчик, сообщает Михаил Кизилов (2007). «Рабы, ростовщики и охранники заключенных: евреи и торговля рабами и пленниками в Крымском ханстве» . Журнал еврейских исследований . 58 (2): 189–210. дои : 10.18647/2730/JJS-2007 .
- ^ Франк, Аллен Дж. Мусульманские религиозные учреждения в императорской России: исламский мир Новоузенского округа и Внутренней Орды Казахстана, 1780–1910. Том. 35. Брилл, 2001.
- ^ Ходарковский, Михаил. Степной фронтир России: создание колониальной империи, 1500-1800 гг. , стр. 39.
- ^ Эмбер, Кэрол Р. и Мелвин Эмбер. Энциклопедия пола и гендера: Мужчины и женщины в мировых культурах , стр. 572
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Охотник, Ширен. «Ислам в России: политика идентичности и безопасности», стр. 14
- ^ Фарах, Цезарь Э. Ислам: верования и обряды , стр. 304
- ^ Аллен Дж. Франк (1998). Исламская историография и «булгарская» идентичность среди татар и башкир России . БРИЛЛ. стр. 35–. ISBN 90-04-11021-6 .
- ^ КИЗИЛОВ, МИХАИЛ (2007). «Работорговля в Крыму раннего Нового времени с точки зрения христианских мусульманских и еврейских источников» . Журнал ранней современной истории . 11 (1–2). Лейден: Koninklijke Brill NV: 16. doi : 10.1163/157006507780385125 .
- ^ Аллен Дж. Франк (1 января 2001 г.). Мусульманские религиозные учреждения в императорской России: исламский мир Новоузенского уезда и Внутренней Казахской Орды, 1780-1910 гг . БРИЛЛ. стр. 61–. ISBN 90-04-11975-2 .
- ^ Аллен Дж. Франк (1 января 2001 г.). Мусульманские религиозные учреждения в императорской России: исламский мир Новоузенского уезда и Внутренней Казахской Орды, 1780-1910 гг . БРИЛЛ. стр. 79–. ISBN 90-04-11975-2 .
- ^ Аллен Дж. Франк (1 января 2001 г.). Мусульманские религиозные учреждения в императорской России: исламский мир Новоузенского уезда и Внутренней Казахской Орды, 1780-1910 гг . БРИЛЛ. стр. 86–. ISBN 90-04-11975-2 .
- ^ Аллен Дж. Франк (1 января 2001 г.). Мусульманские религиозные учреждения в императорской России: исламский мир Новоузенского уезда и Внутренней Казахской Орды, 1780-1910 гг . БРИЛЛ. стр. 87–. ISBN 90-04-11975-2 .
- ^ Аллен Дж. Франк (1 января 2001 г.). Мусульманские религиозные учреждения в императорской России: исламский мир Новоузенского уезда и Внутренней Казахской Орды, 1780-1910 гг . БРИЛЛ. стр. 122–. ISBN 90-04-11975-2 .
- ^ Аллен Дж. Франк (1 января 2001 г.). Мусульманские религиозные учреждения в императорской России: исламский мир Новоузенского уезда и Внутренней Казахской Орды, 1780-1910 гг . БРИЛЛ. стр. 170–. ISBN 90-04-11975-2 .
- ^ Вершинин Александр (29 июля 2014 г.). «Как русские степняки сразились с войском Наполеона» . Отчет о России и Индии .
- ^ Джон Р. Элтинг (1997). Мечи вокруг трона: Великая армия Наполеона . Книжная группа «Персей». стр. 237–. ISBN 978-0-306-80757-2 .
- ^ Майкл В. Леггьер (16 апреля 2015 г.). Наполеон и борьба за Германию: Том 2, Поражение Наполеона: Франко-прусская война 1813 года . Издательство Кембриджского университета. стр. 101–. ISBN 978-1-316-39309-3 . Майкл В. Леггьер (16 апреля 2015 г.). Наполеон и борьба за Германию: 1 . Издательство Кембриджского университета. стр. 101–. ISBN 978-1-107-08054-6 .
- ^ Джанет М. Хартли (2008). Россия, 1762–1825: Военная мощь, государство и народ . АВС-КЛИО. стр. 27–. ISBN 978-0-275-97871-6 .
- ^ Насиров, Ильшат (2005). «Ислам в Российской Армии» . Журнал «Ислам» . Махачкала.
- ^ Александр Микаберидзе (20 февраля 2015 г.). Рассказы русских очевидцев о кампании 1807 года . Фронтовые книги. стр. 276–. ISBN 978-1-4738-5016-3 .
- ^ Денис Васильевич Давыдов (1999). На службе у царя против Наполеона: Воспоминания Дениса Давыдова, 1806–1814 . Книги Гринхилла. п. 51. ИСБН 978-1-85367-373-3 .
- ^ Андреас Каппелер (27 августа 2014 г.). Российская империя: многонациональная история . Рутледж. стр. 129–. ISBN 978-1-317-56810-0 .
- ^ Туве Х. Маллой; Франческо Палермо (8 октября 2015 г.). Примирение меньшинств посредством территориальной и нетерриториальной автономии . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-106359-6 .
- ^ Доминик Ливен (15 апреля 2010 г.). Россия против Наполеона: Правдивая история кампаний войны и мира . Издательская группа «Пингвин». ISBN 978-1-101-42938-9 .
- ^ Доминик Ливен (15 апреля 2010 г.). Россия против Наполеона: Правдивая история кампаний войны и мира . Издательская группа «Пингвин». стр. 504–. ISBN 978-1-101-42938-9 .
- ^ Билл Боуринг (17 апреля 2013 г.). Право, право и идеология в России: вехи судьбы великой державы . Рутледж. стр. 129–. ISBN 978-1-134-62580-2 .
- ^ Чарльз Р. Стейнведель (9 мая 2016 г.). Нити Империи: Верность и царская власть в Башкирии, 1552–1917 . Издательство Университета Индианы. стр. 145–. ISBN 978-0-253-01933-2 .
- ^ Файджес, Орландо (1996). Народная трагедия: Русская революция, 1891-1924 гг . Лондон: Джонатан Кейп. п. 257. ISBN 0-224-04162-2 . OCLC 35657827 .
- ^ Каземзаде 1974 г.
- ^ А. Г. Булатова. Лактсы (19 - конец 20 вв.). Историко-этнографические очерки. — Махачкала, 2000.
- ^ Эндрю Д. У. Форбс (9 октября 1986 г.). Полевые командиры и мусульмане в китайской Центральной Азии: политическая история республиканского Синьцзяна 1911-1949 гг . Архив Кубка. стр. 16–. ISBN 978-0-521-25514-1 .
- ^ Александр Беннигсен; Шанталь Лемерсье-Келькежай; Центральноазиатский исследовательский центр (Лондон, Англия) (1967). Ислам в Советском Союзе . Прегер. п. 15.
- ^ "Imamat-news.ru смотреть порно видео онлайн" . imamat-news.ru . Archived from the original on 1 June 2013.
- ^ «История хаджа в России с 18 по 21 век — ИсламДаг.инфо» .
- ^ «ИсламДаг.инфо» .
- ^ «Наблюдатели» . Организация исламского сотрудничества. Архивировано из оригинала 9 сентября 2022 года . Проверено 14 января 2023 г.
- ^ «Окно в Евразию: Путин говорит, что православие «ближе к исламу, чем католицизм» — РИСУ» . Религиозно-информационная служба Украины .
- ^ «Вера в целесообразность» . Экономист .
- ^ Николай Константинович Гвоздев; Кристофер Марш (22 августа 2013 г.). Внешняя политика России: интересы, векторы и сектора . Публикации SAGE. п. 297. ИСБН 978-1-4833-2208-7 .
- ^ Илья Косыгин (4 January 2012). "Православие ближе к исламу, чем к католицизму. В. Путин" . Archived from the original on 22 December 2021 – via YouTube.
- ^ Фейдер, Кэрол. «Проверка фактов: нет записей о речи Путина о мусульманах» . Флорида Таймс-Юнион .
- ^ Архивы. «Президент России Владимир Путин говорит нет шариату!» .
- ^ Миккельсон, Дэвид (4 апреля 2014 г.). «Выступление Владимира Путина в Думе о меньшинствах» .
- ^ «Толстая киска - Порно видео» . www.hoax-slayer.com . Проверено 4 апреля 2023 г.
- ^ Латыпова, Лейла (27 сентября 2022 г.). «Этнические меньшинства больше всего пострадали от российской мобилизации, говорят активисты» . «Москва Таймс» .
- ^ Миллер, Ребекка М. (13 апреля 2015 г.). «Возвращение: как ислам снова обрел популярность в России» .
- ^ «Есть ли меньшинствам место в путинской России?» . www.wilsonquarterly.com . Проверено 4 апреля 2023 г.
- ^ «20 миллионов российских мусульман возмущаются тем, что Путин бомбит Сирию?» . Вашингтон Пост . 7 марта 2016 г.
- ^ «Российские мусульманские лидеры о вторжении на Украину: объединены в демонстрации лояльности, разделены в борьбе за власть» . ПОНАРС Евразия . 7 апреля 2022 г.
- ^ «Напуганные чеченцы бегут, чтобы избежать призыва в Украину, поскольку жертвы растут» . Телеграф . 28 мая 2022 г.
- ^ «Лидер Чечни Кадыров признает большие потери среди подразделений на Украине» . Аль Джазира . 28 октября 2022 г.
- ^ Рейнольдс, Ник (30 июня 2023 г.). «Сжигатель Корана, вызвавший международное возмущение, раскрывает свои новые планы» . Newsweek . Проверено 5 июля 2023 г.
- ^ Неуважение к Корану является преступлением в России, в отличие от некоторых других стран - Путин , дата обращения 5 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Ислам, исламизм и терроризм на Северном Кавказе и в Центральной Азии: критическая оценка» (PDF) . Проверено 4 апреля 2023 г.
- ^ «Вторая Чеченская война – 1999–???» . GlobalSecurity.org . Проверено 15 апреля 2008 г.
- ^ Ричард Саква, изд. (2005). «Майк Боукер: Западные взгляды на чеченский конфликт». Чечня: из прошлого в будущее . Гимн Пресс. стр. 223–318. ISBN 978-1-84331-164-5 .
- ^ «ИСЛАМСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: КАКАЯ УГРОЗА ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ?» (PDF) . Проверено 4 апреля 2023 г.
- ^ Юлия Иоффе (24 июля 2015 г.). «Путин болен многоженством» . Внешняя политика . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ Архипов Илья; Кравченко, Степан (17 февраля 2015 г.). «Путин направляет мусульманскую ярость на врагов холодной войны» . Bloomberg.com .
- ^ «В Чечне объявлен государственный праздник в поддержку масштабного митинга против Шарли Эбдо» . Independent.co.uk . 20 января 2015 г.
- ^ «Шейх Саид Афанди аль-Чиркави» . ИсламДаг.инфо .
- ^ Гобл, Пол (9 октября 2015 г.). «Из-за Сирии Москва сосредоточивает внимание на суннитско-шиитском расколе внутри России» . Окно в Евразию -- Новая серия . Проверено 9 октября 2015 г.
- ^ Kalandarov, T. C. (2005). Памирские мигранты-исмаилиты в России [ Pamir Ismaili Migrants in Russia ] (PDF) . Исследования по прикладной и неотложной этнологии Института этнологии и антропологии РАН [Research in applied and urgent ethnology of the Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences] (in Russian). Moscow: Nauka . ISBN 5-201-13758-Х .
- ^ Ингвар Сванберг, Дэвид Вестерлунд (6 декабря 2012 г.). Ислам за пределами арабского мира . Рутледж. стр. 418. ISBN 978-0-7007-1124-6 . Проверено 27 июня 2014 г.
- ^ Эскобар, Пепе (21 июля 2021 г.). «Боец с матом выводит Россию вперед» . Азия Таймс .
- ^ Сибгатуллина, Гульназ (2020). Языки ислама и христианства в постсоветской России . Издательство «Брилл» . п. 73.
- ^ Число российских паломников превышает 18 000 , Министерство хаджа, Саудовская Аравия.
- ^ «ИсламДаг.инфо» .
- ^ «ИсламДаг.инфо» .
- ^ «Возрождение ислама в России» .
- ^ "РЕЛИГАРЕ - "Русский ислам" как явление и как предмет исследования" . www.religare.ru .
- ^ http://www.allrussia.ru/pressreview/default.asp?id=37870&rub_id=19&VYear=2000&VMonth=4&VDay=18 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Европейское общественное мнение через три десятилетия после падения коммунизма - 6. Группы меньшинств» . Исследовательский центр Пью . 14 октября 2019 г.
- ^ "Строители и гувернантки покидают Москву" . Российская газета . 9 February 2009.
- ^ Шустер, Саймон (2 августа 2013 г.). «Подпольный ислам» . Сланец .
- ^ «Мэр Москвы: В моем городе больше нет мечетей» . Христианский научный монитор . 21 ноября 2013 г.
- ^ «В Москве больше мусульман, чем мечетей» . Архивировано из оригинала 4 сентября 2015 года.
- ^ «С тех пор, как Путин стал президентом, в России было построено 7500 мечетей» . www.interpretermag.com .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Московским мусульманам не место в мечети» . Би-би-си . 22 марта 2012 года . Проверено 15 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Popov, Igor (2016). "1.3.1 Сунниты" [1.3.1 Sunnis]. Справочник всех религиозных течений и объединений в России [ The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia ] (in Russian) . Retrieved 25 December 2023 .
- ^ «ИсламДаг.инфо» .
- ^ Пакстон, Робин (15 апреля 2007 г.). «Арктическая мечеть остается открытой, но число мусульман сокращается» . Рейтер .
- В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .
Внешние ссылки [ править ]
- Курбанов Руслан. Причины и последствия: запрет хадисов и сиры в России, onislam.net
- islam.ru (на английском языке)
- История хаджа в России с 18 по 21 век.
- Почему ислам?
- Ахметова, Эльмира. Ислам в России (история и факты), onislam.net
- Крис Кучера - «Возрождение ислама в Татарстане»
- Российский ислам выходит на поверхность Московские новости
- У России мусульманская дилемма Этнические русские враждебно относятся к мусульманам
- Ислам в России
- Русские мечети [ постоянная мертвая ссылка ]
- Проблема московских мечетей – слайд-шоу Der Spiegel
- Akhmetova, Elmira. Islam in the Volga Region, onislam.net
- Сотниченко, Александр Ислам, Отношения Русской Православной Церкви и государство в посткоммунистической России Журнал «Политика и религия»
- Каково быть мусульманином в России?
- Центральное духовное управление мусульман России - официальный сайт
- Совет муфтиев России - официальный сайт