чеченцы
Собака Ноксчий | |
---|---|
Общая численность населения | |
в. 2 миллиона [а] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Россия | 1,674,854 [1] |
Чечня | 1,456,792 [2] |
Дагестан | 99,320 [2] |
Rostov Oblast | 14,316 [2] |
Ставропольский край | 13,779 [2] |
Ингушетия | 12,240 [2] |
Московская область | 11,491 [2] |
Volgograd Oblast | 8,038 [2] |
Khanty-Mansi Autonomous Okrug | 7,085 [2] |
Астраханская область | 6,873 [2] |
Saratov Oblast | 5,748 [2] |
Евросоюз Франция Австрия Бельгия Германия Швеция Дания Польша | 130,000 (2009) [3] |
Турция | 100,000 [4] [5] |
Казахстан | 33,557 [6] |
Иордания | 12,000–30,000 [7] |
Ирак | 11,000 [8] |
Грузия | 10 100 (в том числе кистцы ) |
Сирия | 6,000–35,000 [9] [10] |
Азербайджан | 5,300 [11] |
Египет | 5,000 [4] |
Украина | 2,877 [12] |
Объединенные Арабские Эмираты | 2,000–3,000 [13] |
Кыргызстан | 1,709 [14] |
Финляндия | 891 [15] |
Соединенные Штаты | 250–1,000 [16] [б] |
Латвия | 136–189 [17] [18] |
Языки | |
Чеченский | |
Религия | |
Суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Другие нахские народы ( ингуши , летучие мыши , кисты ) |
Чеченцы ɛ ( / ˈ tʃ ɛ tʃ ɛ n z , tʃ ə ˈ tʃ n z ; / CHETCH , chə- CHENZ -enz [19] Чеченский : Нохчий , Нохчей , Старочеченский: Нахчой, Нахчой ), исторически также известный как Кисти и Дурдзуки , [20] — северо-восточно- кавказская этническая группа нахского народа, проживающая на Северном Кавказе . [21] Это самая многочисленная этническая группа в регионе. [22] и называют себя Нохчий (произносится [no̞xtʃʼiː] ; единственное число Нохчи, Нохчо, Нахчуо или Нахче). [23] [24] Подавляющее большинство чеченцев — мусульмане. [25] и проживают в Чечне , автономной республике в составе Российской Федерации .
На протяжении всей истории Северный Кавказ неоднократно подвергался вторжениям. Изолированная местность и стратегическое значение, которое чужаки придают территориям, заселенным чеченцами, внесли большой вклад в формирование духа чеченской общины и помогли сформировать ее национальный характер.
Чеченское общество в значительной степени эгалитарно и организовано вокруг племенных автономных местных кланов, называемых тейпами , неформально организованных в рыхлые конфедерации, называемые тукхумами .
Этимология
[ редактировать ]Чеченский
[ редактировать ]Согласно популярной традиции, русский термин « Чеченцы » происходит от центральной Чечни , где было несколько важных деревень и городов, названных в честь слова «Чеченец» . К таким местам относятся Чечан, Нана-Чеча («Мать Чеча») и Ёкх Чечен («Великая Чечена»). [26] Название Чечень встречается в русских источниках конца XVI века как «Чачана», где упоминается земля, принадлежавшая чеченскому князю Ших-мурзе. [27] Этимология имеет нахское происхождение и происходит от слова Че («внутри»), присоединенного к суффиксу — ча / чан , что в целом можно перевести как «внутренняя территория». Села и города, называвшиеся Чечан, всегда располагались на Чечан-аре («Чеченские равнины или равнины»), расположенном в современной центральной Чечне. [28] [29]
Название «чеченцы» — экзоэтноним, вошедший в грузинскую и западноевропейскую этнонимическую традицию через русский язык в XVIII веке. [30]
С середины XIX века и до первых лет Советского государства некоторые исследователи объединяли всех чеченцев и ингушей под названием «чеченцы». [31] [32] В современной науке для обозначения этой общности используется другой термин — « вайнахский народ ».
Nokhchiy
[ редактировать ]Хотя чеченский (чеченский) термин использовался чеченцами для обозначения определенной географической области (центральная Чечня), чеченцы называли себя нахчими (горные диалекты) или нохчими (равнинные диалекты). Самое старое упоминание о Нахчие произошло в 1310 году у грузинского патриарха Кирилла Донаури, который упоминает «народ Нахче» среди тушетов , аварцев и многих других народов Северо-Восточного Кавказа . Термин Нахчий также связывался с городом Нахчыван и народом Нахчаматян (упоминаемым как один из народов Сарматии в армянском труде VII века «Ашхарацуйц ») многими советскими и современными историками, хотя историк Н. Волкова считает последнее связь маловероятна и утверждает, что термин «нахчматян» мог быть ошибочно принят за яксаматов , сарматское племя, упомянутое в Птолемея «Географии» , не имеющее никакой связи с чеченским народом. [33] [34] В чеченских рукописях на арабском языке начала 1820-х годов некий Нахчуван (недалеко от современного Кагызмана , Турция ) упоминается как родина всех Нахчей. Этимологию термина Нахчий можно также понимать как соединение , образованное словом Нах («народ»), присоединенным к Чуо («территория»). [29] [35]
География и диаспора
[ редактировать ]Чеченцы – в основном жители Чечни . [36] Значительное количество чеченцев проживает и в других субъектах России , особенно в Аухе (часть современного Дагестана ), Ингушетии и Москве .
За пределами России странами со значительным населением диаспоры являются Казахстан , Турция и арабские государства (особенно Иордания и Ирак ). Жители Турции, Ирака и Иордании в основном являются потомками семей, вынужденных покинуть Чечню во время Кавказской войны , которая привела к аннексии Чечни Российской империей в 1859 году и насильственному переселению чеченцев из Терской области в состав Османской империи. в 1865 году. [37] Те, что в Казахстане, возникли в результате этнической чистки всего населения , проведенной Иосифом Сталиным и Лаврентием Берией в 1944 году. Десятки тысяч чеченских беженцев поселились в Европейском Союзе и других странах в результате недавних чеченских войн , особенно на волне эмиграция на Запад после 2002 года. [38]
История
[ редактировать ]Предыстория и происхождение
[ редактировать ]Чеченцы — один из нахских народов , с доисторических времен живших в высокогорьях Северо-Кавказского региона. [39] Существуют археологические свидетельства исторической преемственности, датируемые 3000 г. до н.э. [40] [39] а также свидетельства, указывающие на миграцию их предков из Плодородного полумесяца c. 10 000–8 000 до н.э. [40]
Дискуссия об их происхождении переплетается с дискуссией о загадочном происхождении нахских народов в целом. Единственные три сохранившихся нахских народа — это чеченцы, ингуши и летучие мыши , но некоторые ученые считают их остатками того, что когда-то было более крупной семьей народов. [ нужна ссылка ]
Считается, что они произошли от коренных поселенцев Кавказа (Северного и/или Южного). [41] [42] или предположительно нахскоязычные этнические меньшинства северо-восточных районов древнего государства Урарту (народ которых также говорил на языке, возможно, родственном нахским языкам). [43] Эти две теории не являются взаимно несовместимыми, и существует множество свидетельств, которые, по-видимому, связывают их (либо двойное происхождение, либо теория «возвращения», согласно которой нахские народы первоначально жили на Кавказе, мигрировали на юг, жили находился там в течение длительного периода времени, а затем вернулся на Кавказ).
По мнению кавказского фольклориста Амджада Джаймухи , «несомненно, нахи составляли важную составляющую хуррито-урартских племен Закавказья и сыграли роль в развитии их влиятельных культур». [20]
Амджад Джаймуха отмечает в своей книге «Чеченцы» : «Некоторые авторитеты полагают, что нахская нация была потомком хурритов и урартов , строителей великолепных цивилизаций Ближнего Востока , оказавших глубокое влияние на другие культуры региона». [44] По некоторым данным, чеченцы генетически, лингвистически и антропологически считаются потомками хурритов и урартов. [45] [46] [44] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55]
Другие ученые, однако, сомневаются в родстве языковых семей. [56] [57] [58] или полагать, что, хотя связь возможна, доказательства далеки от убедительных. [59] [60] [61] Уралист и индоевропейист Петри Каллио утверждает, что этому вопросу препятствует отсутствие консенсуса о том, как реконструировать прото-северо-восточно-кавказский язык, но что алародианский язык является наиболее многообещающим предложением для отношений с Северо-Восточным Кавказом, превосходящим конкурирующие предложения связать его с Северо-западно-кавказские или другие семьи. [62] Однако об алародийцах ничего не известно, кроме того, что, они «были вооружены, как колхи и саспейры » по словам Геродота, . [63] Колхи и саспеиры обычно ассоциируются с картвелами или скифами . Кроме того, ведущий урартолог Пол Зимански отверг связь между урартами и алародийцами. [64]
Античность
[ редактировать ]Предки современных чеченцев и ингушей были известны как дурдзуки . Согласно «Грузинским хроникам» , перед смертью Таргамос [Тогармах] разделил страну между своими сыновьями, причем Кавказос [Кавказ], старший и самый знатный, получил Центральный Кавказ. Кавказос породил чеченские племена, а его потомок Дурдзук, поселившийся в горном районе, позже названном в его честь «Дзурдзукетией», основал сильное государство в четвертом и третьем веках до нашей эры. [65] Среди чеченских тейпов проживает тейп Зурзакой , созвучный этнониму Дзурдзук в Итум-Калинском районе Чечни .
Грузинский историк Георгий Меликишвили утверждал, что, хотя и существовали свидетельства поселения нахов в районах Южного Кавказа, это не исключало возможности того, что они также жили на Северном Кавказе. До вторжения киммерийцев и скифов нахи населяли Центральный Кавказ и степные земли вплоть до реки Волги на северо-востоке и Каспийского моря на востоке. [66]
Государство Дурдзукети известно с IV века до нашей эры. [20] В армянских хрониках упоминается, что дурдзуки разгромили скифов и стали значительной державой в регионе в первом тысячелетии до нашей эры. [20]
Вайнахи на востоке имели родство с Грузией, в то время как Малхское царство на западе ориентировалось на новое греческое Боспорское царство на побережье Черного моря (хотя, возможно, оно также имело отношения и с Грузией). [20] Адермалх, царь государства Малх, женился на дочери боспорского царя в 480 г. до н.э. [20] Малхи — один из чеченских тукхумов . [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73]
Средневековый
[ редактировать ]В средние века низменность Чечни находилась под властью хазар , а затем аланов . Местная культура также подверглась грузинскому влиянию, и некоторые чеченцы обратились в православие . , появившийся еще в XIV веке, Ислам постепенно распространился среди чеченцев. [74] [75] чеченцев хотя собственная языческая религия была сильна до XIX века. Общество было организовано по феодальному принципу. Чечня была опустошена монгольскими нашествиями в 13 веке и Тамерланом в 14 веке. [76] [77] Монгольские нашествия хорошо известны в чеченских сказаниях, которые часто связаны с военными сообщениями об аланско-дзурдзукских войнах против монголов.
По словам миссионера Пиана де Карпина , часть алан успешно сопротивлялась монгольской осаде горы в течение 12 лет: [78]
Когда они (монголы) начинают осаждать крепость, то осаждают ее многие годы, как это происходит сегодня с одной горой в земле алан. Мы полагаем, что они осаждали его двенадцать лет иони (аланы) оказали мужественное сопротивление и убили многих татар, в том числе и многих знатных.
- Джованни да Пьян дель Карпине, отчет 1250 г.
Эта двенадцатилетняя осада не встречается ни в одном другом отчете, однако российский историк А. И. Краснов связал это сражение с двумя записанными им в 1967 году чеченскими сказками, в которых говорилось о старом охотнике по имени Идиг, который со своими товарищами защищал гору Дакуох за 12 лет против татаро-монголов. Он также сообщил, что нашел несколько наконечников стрел и копий 13 века недалеко от той самой горы, у которой произошла битва: [79]
В следующем году, с наступлением лета, вражеские полчища снова пришли истреблять горцев. Но даже в этом году им не удалось захватить гору, на которой обосновались отважные чеченцы. Битва длилась двенадцать лет. Главное богатство чеченцев – скот – было украдено врагами. Уставшие от долгих лет тяжелой борьбы чеченцы, поверив уверениям врага в милосердии, спустились с горы, но монголо-татары вероломно перебили большинство, а остальных увели в рабство. Этой участи удалось избежать лишь Идигу и нескольким его спутникам, которые не доверились кочевникам и остались на горе. Им удалось бежать и покинуть гору Дакуо после 12 лет осады.
- Амин Тесаев, Сказание и борьба чеченского богатыря Идига (1238–1250).
Вторжения Тамерлана на Кавказ в конце XIV века особенно дорого обошлись чеченскому царству Симсир , которое было союзником Золотой Орды и антитимуридов. Ее лидер Хур Эла поддержал хана Тохтамыша во время битвы на реке Терек . [80] Чеченцы отличаются тем, что являются одним из немногих народов, которые успешно сопротивляются монголам и защищаются от их вторжений; не один, а два раза, хотя это дорого им обошлось, поскольку их государства были полностью разрушены. Эти события сыграли ключевую роль в формировании чеченской государственности и их воинственного и кланового общества. [81]
Ранний современный период
[ редактировать ]Кавказ Османской был основной территорией конкуренции для двух соседних соперничающих империй: и тюрко -персидской империй ( Сефевидов , Афшаридов , Каджаров ). Начиная с 1555 года и решительно с 1639 года по первую половину XIX века Кавказ был разделен этими двумя державами, при этом в Западной Грузии преобладали османы , тогда как Персия удерживала за собой большую часть Кавказа, а именно Восточную Грузию, Южный Дагестан , Азербайджан. и Армения . [82] Однако чеченцы никогда по-настоящему не попадали под власть ни одной из империй. По мере того, как Россия медленно расширялась на юг уже в 16 веке, столкновения между чеченцами и русскими стали более частыми, и она превратилась в три империи, конкурирующие за регион. В эти неспокойные времена чеченцы были организованы в полунезависимые кланы, лояльные Мехк-Хелю (Национальному совету). Мехк-Хел отвечал за назначение Мехк-Да (правителя нации). Некоторые из них появились в эпоху позднего средневековья, такие как Алдаман Геза , Тинавин-Виза, Зок-К'ант и другие. Администрация и военные экспедиции под командованием Алдамана Гезы в 1650-1670-х годах привели к тому, что Чечня практически не была затронута крупными империями того времени. С местными лордами были заключены союзы против персидского вторжения, и велись сражения, чтобы остановить российское влияние. Одним из таких сражений была битва при Хачаре между Гезой и конкурирующим Аварским ханством , которое пыталось оказать влияние на Чечню. [83] Поскольку Россия намеревалась увеличить свое политическое влияние на Кавказе и Каспийском море за счет Сефевидской Персии, Петр I начал русско-персидскую войну , в ходе которой России удалось за несколько лет захватить большую часть кавказских территорий. Конфликт стал, в частности, первым военным столкновением между императорской Россией и чеченцами. [84] Шейх Мансур возглавил крупное чеченское движение сопротивления в конце 18 века.
В конце XVIII и XIX веках Россия приступила к полномасштабному завоеванию Северного Кавказа в ходе Кавказской войны . Большую часть кампании возглавлял генерал Ермолов, который особенно не любил чеченцев, называя их «смелым и опасным народом». [85] Возмущенный чеченскими набегами, Ермолов прибег к жестокой политике « выжженной земли » и депортаций; он также основал форт Грозный (ныне столица Чечни) в 1818 году. Чеченское сопротивление российскому правлению достигло своего пика под руководством дагестанского лидера Имама Шамиля . Чеченцы потерпели окончательное поражение в 1861 году после кровопролитной войны, длившейся десятилетиями, в ходе которой они потеряли большую часть всего своего населения. [86] После этого большое количество беженцев также эмигрировали или были насильственно депортированы в Османскую империю. [87] [88] [89]
Девятнадцатый и двадцатый века
[ редактировать ]С тех пор имели место различные чеченские восстания против российской/советской власти в 1865–66, 1877 годах, во время Гражданской войны в России и Второй мировой войны , а также ненасильственное сопротивление русификации , Советского Союза коллективизации и антирелигиозным кампаниям . . всех чеченцев вместе с некоторыми другими народами Кавказа В 1944 году советский лидер Иосиф Сталин приказал депортировать массово в Казахскую и Киргизскую ССР; и их республика и нация были упразднены. По крайней мере, четверть, а возможно, и половина всего населения Чечни погибло в ходе этого процесса, и их культуре и историческим памятникам был нанесен серьезный удар. [87] [90] [91] Хотя выжившие были « реабилитированы » в 1956 году и им разрешили вернуться в следующем году, они потеряли экономические ресурсы и гражданские права и как при советском, так и при постсоветском правительстве стали объектами как официальной, так и неофициальной дискриминации, а также дискриминационного публичного дискурса. [87] [92] Попытки Чечни восстановить независимость в 1990-е годы после распада Советского Союза привели к первой и второй войне с новым российским государством, начавшейся в 1994 году.
Язык
[ редактировать ]Основным языком чеченского народа является чеченский . Чеченский относится к семье нахских языков ( северо-кавказских языков ). Литературный чеченский язык основан на центрально-равнинном диалекте. Другие родственные языки включают ингушский , носители которого проживают в соседней Ингушетии , и бацби , язык населения прилегающей части Грузии . В разные периоды своей истории чеченцы использовали грузинский , арабский и латинский алфавиты; по состоянию на 2008 год официальным шрифтом является русская кириллица . эндоэтнонима вайнахи . Традиционно лингвисты относили к чеченскому языку (как его диалектам) и ингушей, и бацби до появления в начале ХХ века [93] [94] [95] [96] [97]
Большинство чеченцев, живущих на своей родине, легко понимают ингушский язык. Эти два языка на самом деле не являются взаимопонятными, но чеченцам легко научиться понимать ингушский язык и наоборот, прослушав его какое-то время. [ нужна ссылка ]
В 1989 году по-русски говорили 73,4%, [98] хотя эта цифра снизилась из-за войн по целому ряду причин (включая отсутствие надлежащего образования, отказ изучать язык и массовое расселение чеченской диаспоры из-за войны). Чеченцы в диаспоре часто говорят на языке страны, в которой живут ( английский , французский , немецкий , арабский , польский , грузинский , турецкий и др.).
Нахские языки представляют собой подгруппу Северо-Восточного Кавказа и как таковые относятся к нахо-дагестанской семье, включающей языки аварцев , даргинцев , лезгин , лакцев , рутульцев и др.Однако эта связь не является тесной: нахо-дагестанская семья имеет сопоставимую или большую временную глубину, чем индоевропейская , а это означает, что чеченцы лингвистически связаны с аварами или даргинцами лишь в такой же степени, как французы с русскими или иранцами . [ нужна ссылка ]
Генетика
[ редактировать ]Генетические тесты на чеченцах показали, что они имеют корни в основном на Кавказе и в Европе. Исследования мтДНК Северного Кавказа указали на более тесную связь Кавказа с Европой (Насидзе и др., 2001), тогда как Y-хромосома указала на более тесную связь с Западной Азией (Насидзе и др., 2003).
Исследование мтДНК, проведенное в 2004 году, показало , что чеченцы различаются по митохондриальному геному: всего из 23 образцов имеется 18 различных гаплогрупп. Это коррелирует со всеми другими народами Северного Кавказа, такими как ингуши , авары и черкесы, у которых митохондриальная ДНК очень разнообразна. [99] [100]
Самое последнее исследование чеченцев, проведенное Балановским и др. в 2011 году, [101] отобрали в общей сложности 330 чеченцев из трех выборочных мест (одного в Малгобеке , одного в Ачхой-Мартане и одного из двух поселений в Дагестане) и обнаружили следующие частоты: Слабое большинство чеченцев принадлежит к гаплогруппе J2 (56,7%). [101] ), который связан с популяциями Средиземноморья , Кавказа и Плодородного полумесяца . Другие примечательные ценности были обнаружены у тюркских народов Северного Кавказа ( кумыки (25%) [102] и балкарцы (24%) [103] ). Примечательно, что J2 внезапно рушится при въезде на территорию ненахских народов Северо-Восточного Кавказа, падая до очень низких значений у дагестанских народов. [99] [101] [104] [105] Подавляющая часть чеченского J2 принадлежит к субкладу J2a4b* (J2-M67), самые высокие частоты которого на сегодняшний день встречаются среди нахских народов: чеченцы составляли 55,2% по данным исследования Балановского, а ингуши - 87,4%. Другие известные гаплогруппы, которые постоянно появлялись с высокой частотой, включали J1 (20,9%), L (7,0%), G2 (5,5%), R1a (3,9%), Q-M242 (3%) и R1b-M269 (1,8%). в самой Чечне гораздо выше, чем у дагестанских или ингушских чеченцев). В целом тесты последовательно показали, что чеченцы наиболее тесно связаны с ингушами, черкесами и другими представителями Северного Кавказа , иногда в некоторых тестах демонстрируя родство с другими народами. Исследование Балановского показало, что ингуши являются самыми близкими родственниками чеченцев. [101] [105] [106]
Русский военный историк, генерал-лейтенант Василий Потто так описывает внешний вид чеченцев: «Чеченец красив и силен. Высокий, брюнет, стройный, с острыми чертами лица и быстрым, решительным взглядом, он поражает своей подвижностью, ловкостью, ловкостью. ." [107]
Согласно Росстата исследованию за 2021 год, Чечня стала самым высоким регионом России для мужчин (179,1 см) и вторым по высоте для женщин (168,2 см). [108]
Культура
[ редактировать ]До принятия ислама чеченцы практиковали уникальное сочетание религиозных традиций и верований. Они участвовали в многочисленных обрядах и ритуалах, многие из которых имели отношение к сельскому хозяйству; сюда входили дождевые обряды, празднование, приходившееся в первый день пахоты, а также День громовержца Села и День богини Тушоли. Помимо скудных письменных источников Средневековья, чеченцы традиционно помнят историю через « иллеш» — сборник эпических поэм и рассказов.
Чеченцы привыкли к демократическому образу жизни, их социальная структура прочно основана на равенстве, плюрализме и уважении к индивидуальности. Чеченское общество структурировано вокруг тукхумов (союзов родов ) и около 130 тейпов , или родов. Тейпы основаны больше на земле и одностороннем происхождении, чем на крови (поскольку экзогамия распространена и поощряется), и связаны друг с другом, образуя чеченскую нацию. Тейпы подразделяются на гары (ветви), а гары на некё ( отчества ). Социальный кодекс Чечни называется нохчаллах (где Нохчуо означает «чеченец») и может быть переведен как «чеченский характер». Чеченский кодекс чести и обычное право ( адат ) предполагает морально-этическое поведение, щедрость и стремление защитить честь женщины. Традиционная чеченская поговорка гласит, что члены чеченского общества, как и его тейпы, (в идеале) «свободны и равны, как волки». [109] [110]
У чеченцев сильно развито чувство общности, которое подкрепляется старой клановой сетью и нохчаллой – обязательством перед родом, тукхумом и т. д. Это часто сочетается со старыми ценностями, преобразованными в современное понимание. Они мифически происходят от эпического героя Турпало-Нохчуо («чеченского богатыря»). Существует сильная тема представления нации с ее национальным животным - волком . Из-за сильной зависимости от земли, ее ферм и ее лесов (да и национального приравнивания к волку) чеченцы испытывают сильную привязанность к природе. По мнению чеченского философа Апты Бисултанова, разорение муравейника или охота на кавказских коз во время их спаривания считались крайне греховными. [111] («Единство») в эпоху гласности Чеченское движение за независимость «Барт» зародилось как простая экологическая организация в столице республики Грозном. [112]
Чеченская культура высоко ценит свободу. [ нужна ссылка ] Это проявляется разными способами. страны Подавляющее большинство национальных героев боролись за независимость (или, как легендарный Зелимхан , грабили их у российских угнетателей, чтобы накормить чеченских детей, подобно Робин Гуду ). Распространенное приветствие на чеченском языке марша ойла дословно переводится как «войди на свободу». Слово «свобода» также включает в себя понятия мира и процветания.
Религия
[ редактировать ]В Чечне преобладают мусульмане-сунниты . [113] [25] Большая часть населения следует либо за шафиитами, либо за [113] или Ханафи [114] школы юриспруденции, фикха . Шафиитская школа имеет давнюю традицию среди чеченцев. [115] и поэтому он остается наиболее практикуемым. [116] Некоторые придерживаются мистической суфийской традиции мюридизма , при этом около половины чеченцев принадлежат к суфийским братствам, или тарикату . Двумя суфийскими тарикатами, получившими распространение на Северном Кавказе, были Накшбандия и Кадирия (Накшбандия особенно сильна в Дагестане и восточной Чечне, где Кадирия имеет большинство своих приверженцев в остальной части Чечни и Ингушетии). [113] Есть также небольшие христианские и атеистические меньшинства, хотя их численность в Чечне неизвестна; в Казахстане они составляют примерно 3% и 2% населения Чечни соответственно. [117]
Стереотип о том, что среднестатистический чеченец является мусульманином-фундаменталистом, неверен и вводит в заблуждение. [118] [119] Однако к концу 2000-х годов в Чечне появились две новые тенденции. В радикально настроенных остатках вооруженного чеченского сепаратистского движения стали доминировать салафиты (широко известные в России как ваххабиты и присутствующие в Чечне в небольшом количестве с 1990-х годов), которые в основном отказались от национализма в пользу панисламизма и слились с несколькими другими региональными исламскими повстанцами. образовать Имарат Кавказ . В то же время, Чечня под авторитарным правлением Рамзана Кадырова, поддерживаемого Москвой, претерпела собственную противоречивую контркампанию исламизации республики, при этом правительство и Духовное управление мусульман Чеченской Республики активно продвигают и насаждают свою собственную версию. так называемого «традиционного ислама», включая введение элементов шариата , заменивших российские официальные законы. [120] [121] [122] [123]
См. также
[ редактировать ]- Список чеченцев
- Тейп (нахские роды)
- Nakh peoples
- Северокавказские народы
- Ислам в России
- Чеченцы в Иордании
- Чеченцы в Сирии
- Чеченцы в Турции
- Чеченцы в Ираке
- Чеченцы во Франции
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Российская перепись 2021 года» . (на русском языке)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Всероссийская перепись 2021 года (на русском языке)
- ↑ Пока нападающие наносят удар, среди чеченских изгнанников растет беспокойство , РСЕ/РС, 12 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чеченцы на Ближнем Востоке: между оригинальной и принимающей культурой. Архивировано 22 июля 2011 г. в Wayback Machine , отчет о мероприятии, Программа каспийских исследований.
- ^ Кристиина Маркканен: Чеченский беженец приехал в Финляндию через Баку и Стамбул. Архивировано 21 ноября 2011 г. в Wayback Machine (на английском языке).
- ^ "Итоги Национальной переписи населения 2021 года в Республике Казахстан" . stat.gov.kz . Archived from the original on 2022-09-02 . Retrieved 2022-09-02 .
- ^ «Иордания готова помочь Чечне – король» . Reliefweb.int . 28 августа 2007 г. Проверено 20 апреля 2013 г.
- ^ Ахмет Катав; Билгай Думан (ноябрь 2012 г.). «Иракские черкесы (чеченцы, дагестанцы, адыги)» (PDF) . Отчеты ОРСАМ (134). Архивировано из оригинала (PDF) 3 апреля 2013 года . Проверено 15 апреля 2013 г.
- ^ Джаймуха, Амджад М. (2008), «Сирия», Чеченцы: Справочник , Routledge , стр. 232, ISBN 978-0-415-32328-4
- ^ «Черкесские, осетинские и чеченские меньшинства просят Россию помочь покинуть Сирию» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 12 августа 2012 года . Проверено 20 апреля 2013 г.
- ^ Проект, Джошуа. «Чеченец в Азербайджане» . joshuaproject.net . Проверено 13 марта 2024 г.
- ^ «О численности и составе населения Украины по данным Всеукраинской переписи населения 2001 года» . Перепись населения Украины 2001 года . Государственный комитет статистики Украины . Проверено 17 января 2012 г.
- ↑ Исход Чечни в Европу, Еженедельник Северного Кавказа, том: 9, выпуск: 3, Фонд Джеймстауна , 24 января 2008 г.
- ^ "Национальный состав населения (оценка на начало года, человек)" . Национальный статистический комитет Кыргызской Республики . Retrieved 2020-10-19 .
- ^ https://pxdata.stat.fi/PxWeb/pxweb/en/StatFin/StatFin__vaerak/statfin_vaerak_pxt_11rs.px/
- ^ Эндрю Мейер (19 апреля 2013 г.). «Чеченцы в Америке: почему они здесь и кто они» . Ежедневный зверь . Проверено 30 апреля 2013 г.
- ^ «Население по этнической принадлежности на начало года – Период времени и этническая принадлежность | Национальная статистическая система Латвии» . data.stat.gov.lv.
- ^ Распределение населения Латвии по национальному составу и национальностям, 01.01.2023. – ПМЛП
- ^ «Чеченец». Словарь Чемберса (9-е изд.). Чемберс. 2003. ISBN 0-550-10105-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Джаймуха, Амджад. Чеченцы .
- ^ Национальный географический атлас мира (7-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: National Geographic . 1999. ISBN 978-0-7922-7528-2 . «Европа» (стр. 68–69); «Азия» (стр. 90–91): «Общепринятое разделение между Азией и Европой... образовано Уральскими горами, рекой Урал, Каспийским морем, Кавказскими горами и Черным морем с его выходами, Босфором и Дарданеллы».
- ^ «Российская перепись 2021 года» .
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 21.
- ^ Berge, Adolf (1859). Чечня и Чеченцы . Тифлис. pp. 65–66.
Вот исчисление всех племен, на которые принято делить Чеченцев. В строгом же смысле деление это не имеет основания. Самим Чеченцам оно совершенно неизвестно. Они сами себя называют Нахче, т.е. "народ" и это относится до всего народа, говорящего на Чеченском языке и его наречиях. Упомянутые же названия им были даны или от аулов, как Цори, Галгай, Шатой и др., или от рек и гор, как Мичиковцы и Качкалыки. Весьма вероятно, что рано или поздно все или большая часть приведенных нами имен исчезнут и Чеченцы удержат за собою одно общее наименование.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Университет Джорджа Вашингтона – Вашингтон, округ Колумбия» (PDF) . Gwu.edu . Архивировано из оригинала (PDF) 11 октября 2017 года . Проверено 17 октября 2018 г.
- ^ "Миграционные и урбанизационные процессы в ходе ста (Амин Тесаев) / Проза.ру" . proza.ru .
- ^ "декларация" (PDF) . orsthoy.ru (на русском языке). Февраль 1951 года . Проверено 25 ноября 2022 г.
- ^ "РУССКО-ЧЕЧЕНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI-XVII в. DrevLit.Ru – библиотека древних рукописей" . drevlit.ru .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б " "Вайнахи и аланы" Руслан Арсанукаев о происхождении названий и самоназваний Чеченцев и Ингушей" . ignorik.ru . Archived from the original on 2022-01-24 . Retrieved 2020-11-06 .
- ^ Волкова. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа [ Ethnonyms and tribal names of the North Caucasus ] (in Russian). Наука. p. 144.
- ^ Берже. Чечня и чеченцы / Подгот. текста и предисл. Я. З. Ахмадова и И. Б. Мунаева, ред. Е. А. Куприянова [ Chechnya and chechenz. Ja. Z. Akhmadova and I. B. Munayeva, red. Well. A. Kuprianova. ] (in Russian). p. 112.
- ^ Далгат. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей [ Ancestral life and customary law of Chechens and Ingush ]. p. 382.
- ^ " "Вайнахи и аланы" Руслан Арсанукаев о происхождении названий и самоназваний Чеченцев и Ингушей" . Archived from the original on 2022-01-24 . Retrieved 2020-11-06 .
- ^ Волкова, Н.Г. (1973). Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа на ( русском языке). Москва: Наука. стр. 134–135.
- ^ "Предание о происхождении чеченцев" . 18 February 2017.
- ^ Плаечке 1929 .
- ^ Хамед-Троянский 2024 , с. 40, 74.
- ↑ Исход Чечни в Европу, Еженедельник Северного Кавказа, том: 9, выпуск: 3, Фонд Джеймстауна , 24 января 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «ЭТНИЧНОСТЬ И КОНФЛИКТ НА КАВКАЗЕ(5)» . Src-h.slav.hokudai.ac.jp . Проверено 17 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вутрих, Бернис (19 мая 2000 г.). «Вглядываясь в прошлое со словами». Наука . 288 (5469): 1158. doi : 10.1126/science.288.5469.1158 . S2CID 82205296 .
- ^ Бернис Вютрих (19 мая 2000 г.). «Вглядываясь в прошлое со словами» . Наука . 288 (5469): 1158. doi : 10.1126/science.288.5469.1158 . S2CID 82205296 .
- ^ Джоанна Николс (февраль 1997 г.). «Ингуши (с примечаниями о чеченцах): Справочная информация» . Калифорнийский университет в Беркли . Архивировано из оригинала 11 марта 2008 года . Проверено 10 февраля 2007 г.
- ^ Джаймуха. Чеченцы . Страница 29.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джаймуха, Амджад (10 ноября 2004 г.). Чеченцы . п. 28. дои : 10.4324/9780203356432 . ISBN 978-0-203-35643-2 .
- ^ «Для расшифровки самого урартского языка потребовалось несколько поколений, и сейчас считается, что он является далеким предком существующих кавказских языков, таких как чеченский» . Архивировано из оригинала 14 октября 2020 г. Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ «Чечня и Россия: общество и государство: Сб. материалов конференции. Под ред. Д.Фурмана. М.: Полининформ-Талбури». Английский перевод: "Это звучит крайне неожиданно, но это так. Чеченская нация - это этническая коренная часть европеоидной расы, один из древнейших источников человеческой цивилизации, первоосновы духовности, прошедшие через хурритскую, миттанскую, урартскую культуры. ." . Полинформ-Талбури. 1999. ISBN 978-5-93516-004-3 .
- ^ Ортайлы, Ильбер . "Английский перевод: "Большинство исторических фактов свидетельствуют о том, что язык древнего государства Урарту ближе к современному чеченскому. Весьма вероятно, что предки современных чеченцев переселились на территорию Северного Кавказа из Анатолии, из Урарту» .
- ^ "Английский перевод: "Сегодня урартологи не отрицают родство чеченцев с урартами. Родство хурритов-урартов-чеченцев подтверждается теми, кто его изучал. Отсюда следует следующий вывод. Чеченцы - урартцы. Урарты — оставшаяся ветвь чеченцев в Малой Азии. Собственно его структура, грамматические особенности, полнота и грамматика классов и т. д. Урартский и чеченский похожи друг на друга» . Ежемесячный журнал по географии и исследованиям АТЛАС. Март 2003 г. Выпуск 120.2. Архивировано из оригинала 18 января 2021 г.
- ^ «Чеченцы на самом деле не европеоиды, а этнически и лингвистически резко отделенные от других горских народов Кавказа. Они являются потомками великого гиперборейско-палеоазиатского племени, переселившегося на Кавказ, которое простиралось от Турана через северную Месопотамию до Ханаана». «По своему вокализму, своей структуре чеченский язык как член семьи, которая когда-то географически и генетически стояла ближе к прахамитско-иберийскому, или прафригийскому, чем к собственно кавказским языкам».«Чеченец — это скачок северного отпрыска праязыка, занимавшего когда-то более южную территорию, а именно, в доармяно-алародийской [урартской] Передней Азии. Следы пребывания Нахчуоя [чеченцев] в стране Арарат [Урарту] встречаются в топонимике как Нахчеван, Нахтшуан (Начищеван). Уже этим объясняется ярко выраженный алародийский [урартский]-арменоидный характер чеченского языка, отклоняющийся от нормального кавказского звукового строя»._______________________________________Джозеф Карст, доктор философии, 1. «Origines mediterraneae. Die vorgeschichtlichen Mittelmeervölker nach Ursprung, Schichtung und Verwandtschaft. Этнологически-лингвистические исследования». Гейдельберг, 1931, с. 85.; 2. «Grundzüge einer Vergleichenden Grammatik des Ibero-kaukasischen», Band I, Страсбург, 1932, с. 29.
- ^ Антропология чеченцев и ингушей несколько различна. Ингуши относятся к центральному кластеру кавказского [мтебидского] антропотипа с выраженной брахицефализацией, что указывает на сильное смешение с кобанской культурой. Тогда как чеченцы, хотя и относятся в основном к европеоидам [мтебидам], сочетают в себе многие элементы Каспия и даже Понтида. Кроме того, у чеченцев самый высокий процент долихоцефального индекса среди характерных брахицефальных европеоидов [Мтебиды]. Все это свидетельствует о том, что чеченцы в большей степени сохранили хурритский субстрат . Ж. Тайсаев. «Этногенез народов Кавказа». 5 сентября 2017 г. с. 131. ИСБН 978-5-04-005867-9 .
- ^ « Сами урарты, или алародийцы, называли свою страну и государство Биаинили, от чего происходит современное название озера Ван, в котловине которого находился центр этого государства. Вокруг озера Ван и на прилегающих территориях издревле жили урартские (алародийские) племена, родственные хурритскому населению стран юго-западнее озера Ван. Урартский (как и хурритский) язык принадлежал к особой языковой семье, среди современных языков наиболее близкими к ним являются некоторые языки Северного Кавказа – чеченский и ингушский » . «Материалы по истории СССР. Для семинарских и практических занятий. Вып. 1. Древнейшие народы и государства на территории СССР.». 1985. с. 7.
{{cite web}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Вильгельм, Гернот (1982). «Давние предположения о связях хурритов и урартов с кавказскими языками получили серьезное подтверждение благодаря собранным... соответствиям, выявленным в северо-восточных кавказских языках, и особенно в вайнахских» . Дармштадт. ISBN 3-534-08151-Х .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Самым древним государством на территории нашей страны было Урартское царство в Закавказье. Слово «Урарту» (память о нем сохранилась в названии горы Арарат) ассирийское, но сами жители называли свою страну Биайнили ( отсюда – озеро Ван). Алародийские (или урартские) племена, обитавшие вокруг этого озера, говорившие на не сохранившемся до наших дней языке (из современных наиболее близки к нему чеченский и ингушский), еще в XIII веке. э. создали свой племенной союз» . «Павленко Н.И., Кобрин В.Б., Федоров В.А. История СССР с древних времен до 1861 года. (Учебник для педагогических институтов), М., 1989 г.». Просвещение. 1989. ISBN 5-09-000551-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ "Of the peoples existing in our time, the Chechens and Ingush are the closest to the Hurrian-Urartian in terms of language " . «Aleksandrova N.V., Ladynin I.A., Nemirovskiy A.A., Yakovlev V.M. Drevniy Vostok. Uchebnoye posobiye dlya vuzov.». Астрель. 2008. p. 371. ISBN 978-5-17-045827-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ "Kul'tura suvaro-bulgar: istoriya vooruzheniya »Voyennaya istoriya suvaro-bulgar V. N. Almantay" . Archived from the original on 2016-07-13.
- ^ Смитс, Рикс (1989). «О хурро-урартском языке как восточнокавказском языке» . Восточная библиотека . XLVI : 260–280.
- ^ Фурне, Арно (2013). «О голосовой системе армянских слов субстратного происхождения» . Восточный архив . 1 .
- ^ Джоанна Николс (январь 2003 г.). «Нахско-дагестанские согласные соответствия». В Ди Энн Холиски; Кевин Туит (ред.). Современные тенденции в лингвистике Кавказа, Восточной Европы и Внутренней Азии: статьи в честь Говарда И. Аронсона. Издательство Джона Бенджамина. п. 208. ISBN 9027247587 .
- ^ Зиманский, Пол (2011). «Урарт и урарты». Оксфордский справочник по Древней Анатолии . п. 556.
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Гамкрелидзе Томас В.; Гудава, Т.Э. (1998). «Кавказские языки». Британская энциклопедия .
- ^ Каллио, Петри. «XXI. За пределами индоевропейского». В Кляйне, Джаред; Джозеф, Брайан; Фриц, Мэтью (ред.). Справочник сравнительного и исторического индоевропейского языкознания. Де Грюйтер Мутон. стр. 2285–2286.
- ^ Каллио, Петри. «XXI. За пределами индоевропейского». В Кляйне, Джаред; Джозеф, Брайан; Фриц, Мэтью (ред.). Справочник сравнительного и исторического индоевропейского языкознания . Де Грюйтер Мутон. стр. 2285–2286.
- ^ «LacusCurtius • Геродот - Книга VII: Главы 57–137» . penelope.uchicago.edu .
- ^ Зиманский, Павел «Урарт и урарты». Оксфордский справочник по Древней Анатолии (2011): 556. [1]
- ^ Джаймуха, Амджад (10 ноября 2004 г.). Чеченцы . Рутледж. п. 31. дои : 10.4324/9780203356432 . ISBN 978-0-203-35643-2 .
- ^ Джаймуха, Амджад. Чеченцы: Справочник. Стр. 24. "Также грузинский историк Г.А. Меликишвили утверждал, что формирование вайнахов произошло гораздо раньше первого века до нашей эры. Хотя свидетельства поселения нахов были найдены на южных склонах Кавказа во втором и первом тысячелетиях до нашей эры, он не исключал возможности их проживания в северных и восточных регионах Кавказа. Традиционно считается, что вайнахи существовали на Кавказе, с их нынешней территорией как ядром более крупного поселения, на протяжении тысячелетий. и что это была «родина» их этноса, в создание которого внесли свой вклад народы, населявшие Центральный Кавказ и степные земли вплоть до Волги на северо-востоке и Каспийского моря на востоке».
- ^ Крупнов Е. И. Древности Чечено-Ингушетии. — Изд-во Академии наук СССР, 1963. — с. 256
- ^ Натаев Сайпуди Альвиевич. ПРОБЛЕМА ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЧЕЧНИ В XVIII–XIX ВВ. В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
- ^ Марковин В. И. «В ущельях Аргуна и Фортанги». Москва, 1965 — с. 71
- ^ Мамакаев М. «Чеченский тайп в период его разложения». Грозный, 1973.
- ^ Шавхелишвили А. И. «Грузино-чечено-ингушские взаимоотношения». Тбилиси, 1992. — с.65, 72
- ^ Пиотровский Б. Б. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. — Наука, 1988. — с.239
- ^ Н. Г. Волкова. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII-начале XX века - Москва: Наука, 1974. - С.
- ^ «Ислам: Ислам на Кавказе и Среднем Поволжье | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. п. 280. ИСБН 1-57958-468-3 .
- ^ Джаймуха, стр. 33–34.
- ^ Данлоп стр.3
- ^ Tesaev, Amin (2020). "К личности и борьбе чеченского героя идига (1238–1250 гг.)".
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Krasnov, A.I. "Копье Тебулос-Мта". Вокруг света . 9 : 29.
- ^ Tesaev, Amin (2018). "Симсим". РЕФЛЕКСИЯ . 2 : 61–67.
- ^ Минахан, Джеймс (2000). Одна Европа, много наций: Исторический словарь европейских национальных групп . Издательская группа Гринвуд. п. 168. ИСБН 978-0-313-30984-7 .
- ^ Пеймани, Хуман (17 октября 2018 г.). Конфликт и безопасность в Центральной Азии и на Кавказе . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-59884-054-4 . Проверено 17 октября 2018 г. - через Google Книги.
- ^ "Гази Алдамов, или Алдаман ГIеза, воевода и предвод (Амин Тесаев) / Проза.ру" . proza.ru .
- ^ Шефер, Роберт В. (2010). Повстанческое движение в Чечне и на Северном Кавказе: от Газавата к джихаду . Академик Блумсбери. ISBN 978-0-313-38634-3 . Проверено 25 декабря 2014 г.
- ^ Данлоп стр.14
- ^ Джаймуха (стр. 50): «Чеченцы понесли ужасающие человеческие потери во время долгой войны. Из примерно миллиона человек в 1840-х годах на Кавказе в 1861 году осталось только 140 000 чеченцев...»
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Кто такие чеченцы?» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 15 сентября 2006 г. , Джоанна Николс Калифорнийский университет, Беркли .
- ^ Данлоп стр.29 и далее. Данлоп пишет (стр. 30): «В 1860 году, по данным советской эпохи, 81 360 чеченцев уехали в Турцию; вторая эмиграция произошла в 1865 году, когда уехали еще 22 500 чеченцев. Таким образом, более 100 000 чеченцев подверглись этнической «чистке». во время этого процесса, возможно, это было большинство их общей численности населения...»
- ^ Джаймуха стр.50
- ^ Джаймуха стр.58
- ^ Данлоп, Глава 2 «Советский геноцид», особенно стр. 70–71 («Сколько погибло?»)
- ^ Джаймуха стр.60
- ^ «Но после их объединения в 1934 году в единую Чечено-Ингушскую автономную область (Чечено-Ингушская АССР с 1936 года) власти сделали все возможное, чтобы обеспечить слияние чеченцев и ингушей в единый народ, для чего был создан новый было создано название «Вейнахи/Вайнахи». В 1960–1980-е годы это тождество активно внедрялось в сознание чеченцев и ингушей и постепенно приобретало все большую популярность» . В.А. Шнирельман. Быть аланами. Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке. п. 279. Архивировано из оригинала 18 января 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ "Yazyki i narechiya Rossiyskoy Imperii, Statisticheskiy atlas Rossii A.F. Marksa, prilozheniye 14, Sankt-Peterburg, 1907 god" . Archived from the original on 2017-12-10.
- ^ "Kavkazskiy tolmach: (perevodchik s russkogo na glavnѣyshiye kavkazskiye yazyki)" . 1891. p. 681. Archived from the original on 2021-04-28.
- ^ "N. YA. Marr. Izbrannyye raboty" . Archived from the original on 2014-12-11.
- ^ ИнфоРост, Н. П. "ГПИБ | Вып. 1 : [Терская область : археологические экскурсии Всев. Миллера]. – 1888" . elib.shpl.ru . Retrieved 2022-04-23 .
- ^ Mikhailov, Valentin. Chechnya and Tatarstan
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б И. Насидзе, EYS Ling, D. Quinque и др. , « Митохондриальная ДНК и вариации Y-хромосомы на Кавказе. Архивировано 8 июня 2011 г. в Wayback Machine », Annals of Human Genetics (2004) 68, 205–221.
- ^ Насидзе И.; Линг, EYS; Куинке, Д.; Дюпанлуп, И.; Кордо, Р.; Рычков С.; Наумова О.; Жукова О.; Сарраф-Задеган, Н.; Надери, Джорджия; Асгари, С.; Сардас, С.; Фархуд, Д.Д.; Саркисян Т.; Асадов, К.; Керимов А.; Стоункинг, М. (2004). «Митохондриальная ДНК и вариации Y-хромосомы на Кавказе» . Анналы генетики человека . 68 (3): 205–221. дои : 10.1046/j.1529-8817.2004.00092.x . ПМИД 15180701 . S2CID 27204150 . Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Олег Балановский и др. , «Параллельная эволюция генов и языков в Кавказском регионе», «Молекулярная биология и эволюция » , 2011 г.
- ^ Юнусбаев 2006 г.
- ^ Батталья, Винченца; Форнарино, Симона; Аль-Захери, Надя; Оливьери, Анна; Лопата, Мэри; Майрес, Натали М; Кинг, Рой Дж; Корни, Сирия; Марьянович, Дамир (24 декабря 2008 г.). «Y-хромосомные свидетельства культурного распространения сельского хозяйства в Юго-Восточной Европе» (PDF) . Европейский журнал генетики человека . 17 (6): 820–830. дои : 10.1038/ejhg.2008.249 . ПМК 2947100 . ПМИД 19107149 .
- ^ Юнусбаев 2006.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Caciagli et al, 2009. Ключевая роль отцовской наследственности в генетической изменчивости горцев Дагестана .
- ^ Насидзе и др. «Митохондриальная ДНК и вариации Y-хромосомы на Кавказе», Анналы генетики человека (2004).
- ^ "V.A. Potto. Kavkazskaya voyna v otdel'nykh ocherkakh, epizodakh, legendakh i biografiyakh" . Archived from the original on 2011-11-13.
- ^ "В Росстате рассказали об увеличении среднего роста россиян" . Абzaц . 10 March 2023.
- ^ Джаймуха. Чеченцы . Страница 83
- ^ Гаммер, Моше. Одинокий волк и медведь: три столетия чеченского неповиновения российскому правлению . Лондон, 2006. Страница 4.
- ^ «Чеченская Республика – История – Рожденная быть свободной» . Чечен.8m.com . Архивировано из оригинала 18 мая 2013 г. Проверено 20 апреля 2013 г.
- ^ Вуд, Тони. Чечня: аргументы в пользу независимости . Страница 46
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Roshchin & Lunkin 2005 .
- ^ Макдермотт, Роджер. «Шафитская и Ханафитская школы правоведения в Чечне» . Джеймстаун . Джеймстаун.org . Проверено 19 апреля 2013 г.
- ^ Бальцер, Марджори Мандельштам (9 ноября 2009 г.). Религия и политика в России: Читатель . Я Шарп. ISBN 978-0-7656-2931-9 .
- ^ Маирбек Вачагаев (8 сентября 2006 г.). «Война Кремля с исламским образованием на Северном Кавказе» . Архивировано из оригинала 11 октября 2007 г. Чеченский еженедельник, Том 7, Выпуск 34 (8 сентября 2006 г.)
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 11 мая 2011 года . Проверено 24 июля 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Разрушение мифа об Аль-Каиде и Чечне: Часть 1» . Архивировано из оригинала 29 января 2004 г. , Брайан Глин Уильямс , Фонд Джеймстауна, 2 октября 2003 г.
- ^ Вуд, Тони. Чечня: дело за независимость . стр. 127–145.
- ^ Верховный комиссар ООН по делам беженцев. «Кадыров использует связи с Москвой для построения Исламского государства» . Refworld.org (УВКБ ООН) . Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ «Кампания добродетели в отношении женщин в Чечне при Рамзане Кадырове | Хьюман Райтс Вотч» . Hrw.org . 29 октября 2012 г. Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ «Исламская политика чеченского лидера вызывает беспокойство» . Нпр.орг . Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ Том Парфитт, Грозный, Россия (16 марта 2011 г.). «Исламская Республика Чечня» . Пулитцеровский центр. Архивировано из оригинала 7 июня 2013 г. Проверено 22 апреля 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Источники
[ редактировать ]- Данлоп, Джон Б. (1998). Россия противостоит Чечне: корни сепаратистского конфликта . Издательство Кембриджского университета.
- Ильясов, Лечи (2009). Многообразие чеченской культуры: от исторических корней до современности . Москва (на русском языке).
- Хамед-Троянский, Владимир (2024). Империя беженцев: мусульмане Северного Кавказа и позднеосманское государство . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-1-5036-3696-5 .
- Джаймуха, Амджад (2005). Чеченцы: Справочник . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж.
- Плаечке, Бруно (1929). Чеченцы: Исследование этнологии Северо-Восточного Кавказа на основе путешествий 1918-20 и 1927/28 годов [ Чеченцы ]. Издания Географического института Кенигсбергского университета пр., 11 (на немецком языке). Гамбург: Фридрихсен, де Грюйтер и Комб Х.
- Roshchin, Mikhail; Lunkin, Roman (2005). "Ислам в Чеченской Республике" [Islam in the Chechen Republic]. In Bourdeaux, Michael; Filatov, Sergei (eds.). Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания [ Contemporary Religious Life of Russia. Systematic description experience ] (in Russian). Vol. 3. Moscow: Keston Institute ; Logos. pp. 152–169. ISBN 5-98704-044-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- чеченский народ
- Народы Кавказа
- Nakh peoples
- Этнические группы в Дагестане
- Этнические группы в Ираке
- Этнические группы в Иордании
- Этнические группы в Казахстане
- Этнические группы в России
- Этнические группы в Сирии
- Этнические группы в Турции
- Мусульманские общины России
- Коренные народы Европы
- Мусульманские общины Кавказа