Республики России
Республики | |
---|---|
Категория | Федеративное государство |
Расположение | Российская Федерация |
Число | 21 [а] |
Население | Самый маленький: Алтай , 206 195 Largest: Bashkortostan , 4,072,102 |
Области | Наименьший: Ингушетия , 3123 км. 2 (1206 квадратных миль) Крупнейший: Саха , 3 083 523 км. 2 (1 190 555 квадратных миль) |
Правительство |
|
Подразделения |
Республики являются одним из типов субъектов Российской Федерации .21 республика признана на международном уровне в составе России; другой находится под его фактическим контролем. [1] [2] [3] [б] Первоначальные республики были созданы как национальные государства для этнических меньшинств. Коренная национальность, давшая название республике, называется титульной национальностью . Однако из-за многовековой миграции русских титульная национальность не может составлять большинство населения республики.
Сформированные в начале 20-го века Владимиром Лениным и большевиками после распада Российской империи в 1917 году, республики задумывались как номинально независимые регионы Советской России с правом на самоопределение . Примирительная позиция Ленина по отношению к российским меньшинствам сделала их союзниками в Гражданской войне в России , а с созданием Советского Союза в 1922 году регионы стали автономными республиками , хотя и подчинялись союзной республике . Хотя официально они были автономны, автономия этих административных единиц менялась на протяжении всей истории Советского Союза, но в основном оставалась под контролем центрального правительства. В 1980-е годы возросли требования автономии, поскольку Советский Союз начал широкомасштабные реформы своей централизованной системы. В 1990 году большинство автономных республик заявили о своем суверенитете. Советский Союз распался в 1991 году, и Россия стала независимой. Нынешние республики были созданы после подписания Федеративного договора в 1992 году, который дал им значительные права и автономию.
Россия является асимметричной федерацией : у республик есть свои конституции, официальные языки и государственные гимны, а у других субъектов их нет. Первоначально республикам также было передано больше полномочий, хотя фактическая власть варьировалась между республиками и во многом зависела от их экономического значения. Благодаря подписанию двусторонних договоров с федеральным правительством республики в 1990-е годы получили обширную власть над своей экономикой, внутренней политикой и даже внешними отношениями. Однако на рубеже веков реформы централизации Владимира Путина постепенно уничтожили автономию республик, за исключением Чечни . Двусторонние соглашения были отменены, и на практике вся власть теперь принадлежит федеральному правительству. После прекращения действия окончательного двустороннего договора в 2017 году некоторые комментаторы считают, что Россия больше не является федерацией. [5] [6]
В 2014 году Россия вторглась и аннексировала Крым у Украины, объединив эту территорию как Республику Крым . Однако он остается международно признанным как часть Украины. в 2022 году Во время вторжения России в Украину Россия объявила об аннексии четырех частично оккупированных украинских областей ( областей ), включая территорию, которая с 2014 года находилась под контролем отколовшихся Донецкой и Луганской республик, и заявила права на всю Донецкую область. и Луганская область как российские республики. Они также остаются международно признанными как часть Украины.
История
Республики были созданы в ранней советской России после распада Российской империи . 15 ноября 1917 года Владимир Ленин издал Декларацию прав народов России , предоставившую российским меньшинствам право на самоопределение. [7] Эта декларация, однако, на самом деле никогда не предназначалась для предоставления меньшинствам права на независимость и использовалась только для того, чтобы заручиться поддержкой среди групп меньшинств молодого советского государства в последовавшей за этим Гражданской войне в России . [8] Попытки создания независимых государств с использованием декларации Ленина подавлялись на протяжении всей гражданской войны большевиками. Когда 30 декабря 1922 года был формально создан Советский Союз , меньшинства страны были переданы в состав Автономных Советских Социалистических Республик (АССР), которые имели меньшую власть, чем союзные республики , и подчинялись им. После гражданской войны большевики начали процесс делимитации , чтобы провести границы страны. Благодаря теории Иосифа Сталина о национальности границы были проведены для создания национальных родин для различных признанных этнических групп. [9] Ранние республики, такие как Казахская АССР и Туркестанская АССР в Средней Азии, были распущены и разделены с образованием новых союзных республик. [10] Вместе с разграничением пришла политика коренизации , которая способствовала дерусификации страны и развитию языков и культуры меньшинств. [11] Эта политика также затрагивала этнических русских и особенно проводилась в АССР, где коренные жители уже составляли меньшинство на своей родине, например, в Бурятской АССР . [12] Язык и культура процветали и в конечном итоге институционализировали этничность в государственном аппарате страны. [13] Несмотря на это, большевики стремились изолировать новые республики страны, окружая их на территории России, опасаясь, что они будут стремиться к независимости. В 1925 году Башкирская АССР утратила границу с будущей Казахской ССР с созданием так называемого «Оренбургского коридора», анклавировав тем самым все Поволжье. [14] Коми -Зырянская автономная область потеряла доступ к Баренцеву морю и стала анклавом 15 июля 1929 года, а в 1936 году была преобразована в Коми АССР . [15]
К 1930-м годам настроения изменились, когда Советский Союз под руководством Иосифа Сталина прекратил навязывать коренную идентичность и начал чистку нерусского населения от правительства и интеллигенции. Так наступил период русификации. [11] Русский язык стал обязательным во всех регионах нерусской национальности, а кириллица стала обязательной для всех языков Советского Союза. [16] В конституции говорилось, что АССР имеют право проводить в жизнь свою собственную политику на своей территории. [17] но на практике АССР и их титульные национальности были одними из наиболее пострадавших от сталинских чисток и строго контролировались Москвой. [18] С 1937 года «буржуазные националисты» стали «врагами русского народа», а коренизация была отменена. [16] 22 июня 1941 года Германия вторглась в Советский Союз, ввязав его во Вторую мировую войну , и продвинулась вглубь территории России. В ответ Сталин упразднил Поволжскую Немецкую АССР 7 сентября 1941 года и сослал немцев Поволжья в Среднюю Азию и Сибирь. [19] Когда Советы одержали верх и начали отвоевывать территорию в 1943 году, многие меньшинства страны стали рассматриваться Сталиным как немецкие коллаборационисты и обвиняться в государственной измене, особенно на юге России. [20] В период с 1943 по 1945 год этнические балкарцы , [21] Чеченцы , [22] крымские татары , [23] Ингуш , [22] и калмыки [24] были депортированы массово из региона в отдаленные районы страны. Сразу после депортаций советское правительство приняло постановление о ликвидации Калмыцкой АССР 27 декабря 1943 года. [24] Крымская АССР 23 февраля 1944 г., [25] the Checheno-Ingush ASSR on 7 March 1944, [22] и переименована в Кабардино-Балкарскую АССР в Кабардинскую АССР . 8 апреля 1944 года [26] После смерти Сталина 5 марта 1953 года новое правительство Никиты Хрущева попыталось исправить его противоречивое наследие. Во время своей секретной речи 25 февраля 1956 года Хрущев реабилитировал российские меньшинства. [27] Кабардино-Балкарская АССР. [19] и Чечено-Ингушской АССР. [28] были восстановлены 9 января 1957 года, а Калмыцкая АССР — 29 июля 1958 года. [28] Правительство, однако, отказалось восстановить Поволжскую Германскую АССР. [29] и Крымская АССР, последняя из которых была передана Украинской ССР 19 февраля 1954 года. [25]
Автономии АССР сильно различались на протяжении всей истории Советского Союза, но русификация, тем не менее, продолжалась неослабевающими темпами, а внутренняя миграция русских в АССР привела бы к тому, что различные коренные жители стали меньшинствами в своих республиках. В то же время число АССР росло; Карельская АССР образована 6 июля 1956 года. она была союзной республикой. С 1940 года [30] в то время как частично признанное государство Тува было аннексировано Советским Союзом 11 октября 1944 года и стало Тувинской АССР . 10 октября 1961 года [31] К 1980-м годам Генеральным секретарем Михаилом Горбачевым введение гласности положило начало периоду возрождения культуры меньшинств в АССР. [32] С 1989 года Горбачевский Советский Союз и Российская СФСР, возглавляемые Борисом Ельциным , вели борьбу за власть. Ельцин искал поддержки у АССР, обещая передать ему больше полномочий и построить федерацию «с нуля». [33] 12 июня 1990 года Российская СФСР издала Декларацию о государственном суверенитете , провозгласив Россию суверенным государством, законы которого имеют приоритет над советскими. [34] В следующем месяце Ельцин во время выступления в Казани , Татарская АССР, сказал АССР «взять столько суверенитета, сколько вы сможете проглотить» . [35] Эти события побудили АССР выступить против ослабленного Советского Союза. На протяжении 1990 и 1991 годов большинство АССР последовали примеру России и опубликовали «декларации о суверенитете», повысив свой статус до статуса союзных республик в составе федеративной России. [36] Дагестанская АССР и Мордовская АССР были единственными республиками, не провозгласившими суверенитет. [37]
В последний год существования Советского Союза велись переговоры о новом договоре о реструктуризации страны в свободную конфедерацию. Горбачев пригласил АССР принять участие в разработке договора, признав тем самым их равными союзным республикам. [38] Однако попытка государственного переворота в августе 1991 года сорвала переговоры, и в течение года союзные республики начали декларировать свою независимость. [38] Советский Союз распался 26 декабря 1991 года, и положение АССР стало неопределенным. По закону АССР не имели права выйти из состава СССР, как это делали союзные республики. [39] [40] но вопрос независимости от России все же стал предметом обсуждения в некоторых АССР. Декларации о суверенитете, принятые АССР, разделились по вопросу отделения. Одни выступали за целостность Российской Федерации, другие молчали по этому поводу, а третьи вроде Коми АССР, [41] Марийская АССР , [42] и Тувинская АССР [43] сохранила за собой право на самоопределение. Ельцин был ярым сторонником национального суверенитета и признал независимость союзных республик на так называемом « параде суверенитетов ». [39] Однако что касается АССР, то Ельцин не поддерживал отделение и пытался помешать им провозгласить независимость. Чечено-Ингушская АССР во главе с Джохаром Дудаевым в одностороннем порядке провозгласила независимость 1 ноября 1991 года. [44] и Ельцин попытается вернуть его 11 декабря 1994 года, положив начало Первой чеченской войне . [45] Когда 21 марта 1992 года Татарская АССР проводила референдум о провозглашении независимости, Конституционный суд признал его голосование незаконным . [46]
31 марта 1992 года все субъекты России, за исключением Татарской АССР и де-факто государства Чечня, подписали Договор о Федерации с правительством России, укрепивший ее федеративную структуру, и Борис Ельцин стал первым президентом страны. [47] АССР были распущены и стали современными республиками. Число республик резко возросло, поскольку области Адыгея автономные , Горно-Алтай , Хакасия и Карачаево-Черкесия были преобразованы в полноправные республики. [48] в то время как ингушская часть Чечено-Ингушской АССР отказалась быть частью отколовшегося государства и воссоединилась с Россией как Республика Ингушетия 4 июня 1992 года. [49] Республика Татарстан потребовала собственного согласия на сохранение своей автономии в составе Российской Федерации, и 15 февраля 1994 года Москва и Казань подписали соглашение о разделе власти, по которому последней была предоставлена высокая степень автономии. [6] Еще 45 регионов, включая другие республики, подпишут соглашения об автономии с федеральным центром. [50] К середине 1990-х годов слишком сложная структура различных двусторонних соглашений между региональными правительствами и Москвой вызвала призыв к реформам. [50] Конституция России была высшим законом страны, но на практике соглашения о разделе власти заменили ее, а плохой надзор за региональными делами оставил республиками управление авторитарными лидерами, правившими ради личной выгоды. [51] Тем временем война в Чечне зашла в тупик, поскольку российские войска не смогли установить контроль над республикой, несмотря на захват столицы Грозный 8 февраля 1995 года и убийство Дудаева несколько месяцев спустя в результате авиаудара. [52] Столкнувшись с деморализованной армией и всеобщим общественным сопротивлением войне, Ельцин был вынужден подписать Хасавюртовское соглашение с Чечней 30 августа 1996 года и в конечном итоге вывел войска. [53] Год спустя Чечня и Россия подписали Московский мирный договор , положивший конец попыткам России вернуть республику. [54] К концу десятилетия последствия неудавшейся чеченской войны и последующего финансового кризиса 1998 года привели к отставке Ельцина 31 декабря 1999 года. [55]
Ельцин объявил Владимира Путина временным президентом и его преемником. независимости республики Несмотря на сохранение фактической после войны, новый президент Чечни Аслан Масхадов оказался неспособен восстановить разрушенную экономику республики и поддерживать порядок, поскольку на территории становилось все более беззаконным и являлась питательной средой для исламского фундаментализма . [56] Используя это беззаконие, экстремисты вторглись в соседний Дагестан и разбомбили различные жилые дома в России, в результате чего отправил войска в Чечню. 1 октября 1999 года Путин снова [57] Чеченское сопротивление быстро развалилось перед лицом федерального блицкрига и неизбирательной бомбардировки, когда войска захватили Грозный 6 февраля 2000 года и оттеснили повстанцев в горы. [58] Москва ввела прямое правление в Чечне 9 июня 2000 г. [59] и эта территория была официально реинтегрирована в состав Российской Федерации как Чеченская Республика 24 марта 2003 года. [60]
Путин примет участие в выборах 26 марта 2000 года, пообещав полную реструктуризацию федеральной системы и восстановление власти центрального правительства. [61] Соглашения о разделе власти начали постепенно истекать или прекращаться, и после 2003 года только Татарстан и Башкортостан продолжали вести переговоры о продлении своих договоров. [50] Срок действия договора о разделе власти в Башкортостане истек 7 июля 2005 года. [62] [ нужен лучший источник ] оставив Татарстан единственной республикой, сохранившей свою автономию, которая была продлена 11 июля 2007 года. [63] После нападения чеченских сепаратистов на школу в Беслане ) (Северная Осетия Путин отменил прямые выборы губернаторов и взял на себя полномочия лично назначать и увольнять их. [64] На протяжении десятилетия такие влиятельные региональные лидеры, как Минтимер Шаймиев из Татарстана, [65] and Murtaza Rakhimov of Bashkortostan, [66] которые были непреклонны в продлении своих двусторонних соглашений с Москвой, были уволены, уничтожив последние остатки региональной автономии 1990-х годов. 24 июля 2017 года истек срок действия соглашения о разделе власти Татарстана с Москвой, в результате чего Татарстан стала последней республикой, потерявшей свой особый статус. После расторжения соглашения некоторые комментаторы высказали мнение, что Россия перестала быть федерацией. [5] [6] В 2022 году национальные республики России понесли тяжелые потери в войне на Украине . [67]
Конституционный статус
Республики отличаются от других субъектов федерации тем, что имеют право устанавливать свой официальный язык . [68] имеют собственную конституцию и национальный гимн. Другим субъектам федерации, например краям и областям , такое право прямо не предоставлено. Во время президентства Бориса Ельцина республики были первыми субъектами, которым была предоставлена обширная власть со стороны федерального правительства, и часто им предоставлялся преференциальный режим по сравнению с другими субъектами, что привело к тому, что Россию стали характеризовать как « асимметричную федерацию ». [69] [70] Договор о Федерации, подписанный 31 марта 1992 года, предусматривал, что республики являются «суверенными государствами», которые имеют расширенные права на природные ресурсы, внешнюю торговлю и внутренние бюджеты. [71] Подписание двусторонних договоров с республиками предоставило бы им дополнительные полномочия, однако объем предоставленной автономии различался в зависимости от республики и в основном основывался на их экономическом богатстве, а не на этническом составе. [72] Саха , например, получила больший контроль над своими ресурсами, имея возможность сохранять большую часть своих доходов, продавать и получать прибыль самостоятельно благодаря своим огромным месторождениям алмазов. [73] С другой стороны, Северная Осетия , более бедная республика, в основном получила больший контроль над обороной и внутренней безопасностью из-за своего расположения на беспокойном Северном Кавказе . [74] Татарстан и Башкортостан имели право устанавливать собственные внешние связи и заключать соглашения с правительствами иностранных государств. [75] Это вызвало критику со стороны областей и краев. После российского конституционного кризиса 1993 года действующая конституция была принята, но республики больше не классифицировались как «суверенные государства», и все субъекты федерации были объявлены равными, сохраняя при этом силу двусторонних соглашений. [73]
Теоретически конституция России имела высшую власть над республиками, но на практике договоры о разделе власти имели больший вес. Республики часто создавали свои собственные законы, противоречащие конституции. [75] Ельцин, однако, не приложил особых усилий, чтобы обуздать изменнические законы, предпочитая закрывать глаза на нарушения в обмен на политическую лояльность. [76] Избрание Владимира Путина 26 марта 2000 года положило начало периоду масштабных реформ по централизации власти в руках федерального правительства и приведению всех законов в соответствие с конституцией. [77] Его первым действием на посту президента стало создание 18 мая 2000 года федеральных округов , которым было поручено осуществлять федеральный контроль над субъектами страны. [78] Позднее, в июне 2001 года, Путин учредил так называемую «Комиссию Козака» для изучения разделения полномочий между правительством и регионами. [79] Рекомендации Комиссии были сосредоточены главным образом на минимизации основы региональной автономии и передаче прибыльных полномочий, предназначенных для республик, федеральному правительству. [80] Централизация власти будет продолжаться, поскольку республики постепенно будут терять все большую и большую автономию в пользу федерального правительства, что приведет Европейский парламент к выводу, что Россия функционирует как унитарное государство, несмотря на то, что официально является федерацией. [81] 29 декабря 2010 года президент Дмитрий Медведев подписал закон, запрещающий руководителям республик носить титул «президента». [82] Татарстан, однако, сопротивлялся попыткам упразднить свой президентский пост и остался единственной республикой, сохранившей этот титул. [83] Впоследствии Путин подписал закон, обязывающий Татарстан упразднить свое название к июню 2022 года. [84] 19 июня 2018 года был принят закон, повышающий статус русского языка за счет других официальных языков в республиках. [85] Законопроект разрешает отменить обязательные уроки языка меньшинств в школах и сократить добровольное обучение до двух часов в неделю. [86]
Чечня является единственным исключением из усилий Путина по централизации. С возвращением республики в состав России после Второй чеченской войны Чечне была предоставлена широкая автономия в обмен на то, что она останется в составе страны. В конце войны Путин купил лояльность местных элит и предоставил Чечне право самостоятельно управлять своими делами, борясь с сепаратистами и управляя собой вне контроля России в процессе, получившем название « чеченизация ». [87] С назначением Путиным Рамзана Кадырова главой республики в 2007 году независимость Чечни значительно выросла. Российское правительство предоставляет Чечне щедрые субсидии в обмен на лояльность и поддержание безопасности в регионе. [88] Наблюдатели отмечают нежелание или неспособность Путина осуществлять контроль над правлением Кадырова, опасаясь, что это может спровоцировать новый конфликт. [89] Чечня при Кадырове действует вне российского законодательства. [90] имеет свои собственные независимые силы безопасности , [91] и проводит свою собственную де-факто внешнюю политику. [92] Это привело к тому, что Чечню стали называть «государством в государстве». [93]
В большинстве республик существуют сепаратистские движения, но они, как правило, не очень сильны. В конституции ничего не говорится о том, может ли республика законно выйти из состава Российской Федерации. Однако Конституционный суд России после одностороннего отделения Чечни в 1991 году постановил, что республики не имеют права на отделение и являются неотъемлемой частью страны. [94] Несмотря на это, в некоторых республиканских конституциях 1990-х годов были статьи, дающие им право стать независимыми. В их число входила Тува, в конституции которой была статья, прямо дающая ей право на отделение. [75] Однако после проведенных Путиным реформ по централизации в начале 2000-х от этих статей впоследствии отказались. Кабардино -Балкарская Республика , например, приняла в 2001 году новую конституцию, которая запрещает республике существовать независимо от Российской Федерации. [95] После аннексии Крыма Россией 5 июля 2014 года Государственная дума приняла закон, запрещающий выступать за отделение какого-либо региона. [96]
Статус юго-востока Украины
18 марта 2014 года аннексировала Автономную Республику Крым после Россия непризнанного референдума . [97] Впоследствии полуостров стал Республикой Крым , 22-й республикой России. Однако Украина и большая часть международного сообщества не признают аннексию Крыма. [98] а резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 68/262 объявила голосование нелегитимным. [99]
24 февраля 2022 года Россия вторглась на Украину и захватила большие территории на юге и востоке Украины. Еще в марте лидеры непризнанной Луганской Народной Республики [100] и Донецкая Народная Республика [101] оба выразили желание присоединиться к России, первоначально после того, как Россия захватила всю заявленную ими территорию. Однако после внезапного усиления Украины на востоке в сентябре Россия и непризнанные республики поспешно провели серию референдумов о присоединении к России. Результаты референдума показали, что подавляющее большинство поддержало аннексию. [102] 30 сентября 2022 года Путин официально объявил об аннексии двух республик и двух областей — Херсонской и Запорожской . [103] Однако референдумы были осуждены на международном уровне как фикция, а Европейский Союз и «Большая семерка» отвергли их как незаконные. [104] Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш осудил аннексию как нарушение Устава ООН . [105] По словам президента Украины Владимира Зеленского , уважение международных границ Украины , установленных в 1991 году, является одним из не подлежащих обсуждению условий мира с Россией. [106]
Республики
- Об отдельных флагах республик см. Флаги субъектов России .
Имя | Карта | Отечественные имена | Капитал | Титульное население и изменения в 2010–2021 гг. [с] | Население России и изменения в 2010–2021 гг. | Население (2021 г.) [107] | Область |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Республика Адыгея | Russian : Республика Адыгея ( Respublika Adygeya ) Адыгейский : Adıgə Adıgə RespublikRespublik | Russian : Майкоп Адыгейский : (MıequapəMıequapə | 64.4% 0.8% | 496,934 | 7792 км 2 (3009 квадратных миль) | ||
Республика Алтай | Русский : Республика Respublika AltayАлтай Алтай : Алтай . Altay RespublikaРеспублика Казахский : Алтай Altai RespublikasyРеспублика | Russian : Горно-Алтайск Алтай : Улалу ( Ulalu ) Казахский : - Горно Алтайск | 53.7% 2.9% | 210,924 | 92 903 км 2 (35 870 квадратных миль) | ||
Republic of Bashkortostan | Russian : Республика Башкортостан ( Respublika Bashkortostan ) Башкирский язык : Республика Башкортостан ( Başqortostan Respublikahı ). | Russian : Уфа Башкирский : (ÖföОфё | 37.5% 1.4% | 4,091,423 | 142 947 км 2 (55 192 квадратных миль) | ||
Республика Бурятия | Russian : Республика Бурятия ( Respublika Buryatiya ) Buryat : Буряад Улас ( Buryaad Ulas ) | Russian : Улан-Удэ Бурятский : Улан-Удэ ( Ulaan Üde ) | 64.0% 2.1% | 978,588 | 351 334 км 2 (135 651 квадратных миль) | ||
Чеченская Республика | Russian : Чеченская Республика ( Chechenskaya Respublika ) Чеченский : Нохчиин Республика ( Noxçiyn Respublika ) | Russian : Грозный Чеченский : Солжа-Гала ( Sölƶa-Ġala ) | 1.2% 0.7% | 1,510,824 | 16 165 км 2 (6241 кв. миль) | ||
Чувашская Республика | Русский : Чувашская Chuvashskaya RespublikaРеспублика Чувашия : Чувашская Čăvaš RespublikiРеспублика | Russian : Чебоксары Чувашский : Шупашкар ( Шупашкар ) | 30.7% 3.8% | 1,186,909 | 18 343 км 2 (7082 квадратных миль) | ||
Республика Дагестан | Russian : Республика Дагестан ( Respublika Dagestan ) Другие официальные названия | Russian : Махачкала | Тринадцать коренных национальностей (96,1%) 0,0% Список | 3.3% 0.3% | 3,182,054 | 50 270 км 2 (19 409 квадратных миль) | |
Республика Ингушетия | Russian : Республика Ингушетия ( Respublika Ingushetiya ) Ингушский : Галгай Мохк ( Ġalġay Moxk ) | Русский : Магас Ингушский : (MagasМагас | 0.7% 0.1% | 509,541 | 3123 км 2 (1206 квадратных миль) | ||
Кабардино-Балкарская Республика | Russian : Кабардино-Балкарская Республика ( Kabardino-Balkarskaya Respublika ) Кабардинский : Балтгарская Габардей - Республика Карачаево-Балкарский : - Кабардино Республика Балкарская | Russian : Нальчик Кабардинский : Налщӏэч ( Nalş'əç ) Karachay-Balkar : Нальчик ( Nalçik ) | 19.8% 2.7% | 904,200 | 12 470 км 2 (4815 квадратных миль) | ||
Республика Калмыкия | Русский : Республика Калмыкия Калмыцкий : Халмг Танч ( Haľmg Tangch ) | Russian : Элиста Калмыцкий : (ElstЭлст | 25.7% 4.5% | 267,133 | 74 731 км 2 (28 854 квадратных миль) | ||
Карачаево-Черкесская Республика | Russian : Карачаево-Черкесская Республика ( Karachayevo-Cherkesskaya Respublika ) Другие языки | Russian : Черкесск ( Čerkessk ) Другие языки | 27.5% 4.1% | 469,865 | 14 277 км 2 (5512 квадратных миль) | ||
Республика Карелия | Russian : Республика Карелия ( Respublika Kareliya ) Карельский : Тазавалду Карельский. [д] | Russian : Петрозаводск Карельский : Петроской | 86.4% 4.2% | 533,121 | 180 520 км 2 (69 699 квадратных миль) | ||
Республика Хакасия | Russian : Республика Хакасия ( Respublika Khakasiya ) Хакасы : Республика Хакас ( Xakas Respublikazı ) | Russian : Абакан Хакасский : Абахан ( Абасан ) | 82.1% 0.4% | 534,795 | 61 569 км 2 (23 772 квадратных миль) | ||
Республика Коми | Russian : Республика Коми ( Respublika Komi ) Коми : Республика Коми ( Komi Respublika ) | Russian : Сыктывкар Коми : Сыктывкар ( Syktyvkar ) | 69.7% 4.6% | 737,853 | 416 774 км 2 (160 917 квадратных миль) | ||
Республика Марий Эл | Russian : Республика Марий Эл ( Respublika Mariy El ) Холм Мари : Республика Марий Эл ( Mary El Republik ) Луговые : Марий Республика Эл Мари | Russian : Йошкар-Ола ( Yoshkar-Ola ) Hill Mari : Йошкар-Ола ( Joškar-Ola ) Луговые Мари : Йошкар-Ола ( Joshkar-Ola ) | 52.5% 5.1% | 677,097 | 23 375 км 2 (9025 квадратных миль) | ||
Республика Мордовия | Russian : Республика Мордовия ( Respublika Mordoviya ) Erzya : Мордовия Республикась ( Mordovija Respublikaś ) Moksha : Мордовия Pеспубликась ( Mordovija Respublikaś ) | Russian : Саранск Эрзя : Сарань Saran ošош Мокша : Саранош ( Saranoš ) | 54.1% 0.7% | 783,552 | 26 128 км 2 (10 088 квадратных миль) | ||
Республика Северная Осетия – Алания | Russian : Республика Северная Осетия–Алания ( Respublika Severnaya Osetiya–Alaniya ) Осетинский : Республика Цагат Ирыстон – Алани. | Russian : Владикавказ Осетинский : Дзеудзихау ( Dzæudžyqæu ) | 18.9% 1.9% | 687,357 | 7987 км 2 (3084 квадратных миль) | ||
Республика Саха (Якутия) | Русский : Якутия Саха ( Республика ). Якут : Республика Саха | Russian : Якутск ( Yakutsk ) Якутский : (CokuuskayКокуускай | 32.6% 5.2% | 995,686 | 3 083 523 км 2 (1 190 555 квадратных миль) | ||
Республика Татарстан | Русский : Республика Татарстан ( Республика Татарстан ). Татарский : Республика Татарстан ( Республика Татарстан ) | Russian : Казань Татарский : Казань ( Казань ) | 40.3% 0.6% | 4,004,809 | 67 847 км 2 (26 196 квадратных миль) | ||
Республика Тыва | Русский : Республика Respublika TuvaТыва. Тувинский : Тыва Tıva RespublikaРеспублика | Русский : Красный Тувинский : Кызыл ( Кызыл ) | 10.1% 6.2% | 336,651 | 168 604 км 2 (65 098 квадратных миль) | ||
Удмуртская Республика | Russian : Удмуртская Республика ( Udmurtskaya Respublika ) Удмуртский : Удмуртский Udmurt ElkunЭлькун | Russian : Ижевск Udmurt : Ижкар ( Ižkar ) | 67.7% 5.5% | 1,452,914 | 42 061 км 2 (16 240 квадратных миль) |
Предлагаемые республики
Предприятия в России
В ответ на очевидное федеральное неравенство, при котором в первые годы правления Ельцина республикам предоставлялись особые привилегии за счет других субъектов, Эдуард Россель , тогдашний губернатор Свердловской области и сторонник равных прав для всех субъектов, попытался преобразовать его область в состав Уральской Республики 1 июля 1993 года с целью получения тех же льгот. [109] Первоначально поддержавший, Ельцин позже распустил республику и уволил Росселя 9 ноября 1993 года. [110] Единственная другая попытка формально создать республику произошла в Вологодской области , когда власти заявили о своем желании создать «Вологодскую республику» 14 мая 1993 года. Однако это заявление было проигнорировано Москвой и в конечном итоге исчезло из общественного сознания. [111] Другие попытки создать республику в одностороннем порядке так и не материализовались. В их число входили «Поморская республика» в Архангельской области , [111] «Южно-Уральская республика» в Челябинской области , [112] «Республика Чукотка» в Чукотском автономном округе , [113] «Енисейская республика» в Иркутской области , [112] «Ленинградская республика» в Ленинградской области , [111] «Ненецкая республика» в Ненецком автономном округе . [114] «Сибирская республика» в Новосибирской области , [111] «Приморская республика» в Приморском крае , [112] «Невская республика» в городе Санкт-Петербург , [112] и республика, состоящая из одиннадцати регионов на западе России, сосредоточенных вокруг Орловской области . [111]
Другие попытки создания республик заключались в разделении уже существующих территорий. После распада Советского Союза было выдвинуто предложение разделить Карачаево-Черкесскую Республику на несколько более мелких республик. Идея была отклонена на референдуме 28 марта 1992 года. [115] Аналогичное предложение прозвучало и в Республике Мордовия — разделить ее на отдельные эрзянские и мокшанские родины. Предложение было отклонено в 1995 году. [116]
Субъекты за пределами России
Абхазия
После короткой российско-грузинской войны 2008 года Россия обеспечила де-факто независимость Абхазии от Грузии и незамедлительно признала ее. Официальные лица Грузии выразили обеспокоенность тем, что Россия будет стремиться поглотить регион. 25 ноября 2014 года Абхазия подписала договор об интеграции своей экономики и вооруженных сил с Россией. [117] что Грузия назвала шагом к « фактической аннексии». [118] Однако предложение о присоединении к России практически не имеет поддержки ни среди политической элиты Абхазии, ни среди широкой общественности. [119] при этом многие из первых выражают мнение, что Абхазия ситуативно отличается от соседней Южной Осетии. [120] Несмотря на это, Абхазия полностью полагается на финансовую поддержку России, и большая часть ее государственной структуры тесно интегрирована с Россией; она использует российский рубль , ее внешняя политика координируется с Россией, и большинство ее граждан имеют российские паспорта. [121] 12 ноября 2020 года Абхазия и Россия подписали новое соглашение об интеграции, расширяющее предыдущее соглашение от 2014 года, которое Грузия осудила как еще один шаг к аннексии. [122] Новое соглашение предусматривало дальнейшую гармонизацию Абхазии с российским законодательством и подверглось критике внутри региона за риск потери суверенитета Абхазии, что отрицало правительство. [123]
Artsakh
Эту статью необходимо обновить . Причина: роспуск после наступления Азербайджана в Нагорном Карабахе в 2023 году . ( октябрь 2023 г. ) |
Республика Арцах , расположенная в регионе Нагорного Карабаха , является отколовшимся государством, провозгласившим независимость от Азербайджана после распада Советского Союза. Этот регион, населенный в основном этническими армянами , вёл войну против Азербайджана при прямой поддержке Армении и с тех пор остаётся де-факто независимым. Дебаты о статусе Арцаха чередовались между статусом независимого государства и присоединением к Армении, при этом интеграция с Россией оставалась второстепенной концепцией.
Однако после второй войны в 2020 году, в которой Азербайджан отвоевал у Арцаха значительную территорию, Россия выступила посредником в прекращении огня, в результате чего армянские войска были изгнаны из региона и отправлены свои собственные военные в качестве миротворцев. [124] С тех пор дебаты о безопасности Арцаха получили дальнейшее развитие. Ввод российских войск фактически сделал Россию основным гарантом безопасности Арцаха, заменив Армению. Разговоры о присоединении к России усилились в регионе, поскольку влияние Армении ослабевает, а Азербайджан совершает регулярные вторжения в Арцах. [125] 25 марта 2021 года Арцах сделал русский язык официальным языком региона. [126] В апреле 2022 года премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о своей готовности пойти на значительные уступки, в том числе вплоть до передачи Арцаха обратно Азербайджану. [127] Это вызвало возмущение как жителей Арцаха, так и политиков, некоторые из которых подняли вопрос о возможности присоединения к России. [128] Сасун Барсегян Бывший губернатор Аскеранской области предложил провести референдум о присоединении к России [129] а президент Араик Арутюнян поддержал идею неких «отношений с Россией в прямой вертикальной структуре». [128] Однако мнения населения по этому вопросу разделились. [130] Опрос, проведенный Кавказским исследовательским ресурсным центром в период с ноября по декабрь 2022 года, показал, что 24% респондентов выступают за присоединение к России с особым статусом, а 46% поддерживают сохранение независимости Арцаха. [131] По данным армянской газеты «Грапарак» , если Армения уступит Арцах Азербайджану, тогда будет инициирован политический процесс присоединения к России, утверждая, что власти Арцаха уже получили поддержку со стороны России в этом процессе. [132]
Южная Осетия
После распада Советского Союза Южная Осетия стремилась отделиться от Грузии и стать независимой. 19 января 1992 г. референдум состоялся . Якобы 99,9% избирателей одобрили независимость, однако результаты не были признаны на международном уровне. [133] [134] Второй вопрос об объединении с Россией также якобы прошел около 99,9%. [135] Как и Абхазия, независимость Южной Осетии была обеспечена и признана Россией в 2008 году. Однако, в отличие от Абхазии, официальные лица как в России, так и в Южной Осетии неоднократно выражали желание видеть Южную Осетию присоединенной к России. [136] Опрос общественного мнения, проведенный в 2010 году, показал, что более 80% людей поддерживают интеграцию с Россией. [137] 18 марта 2015 года Южная Осетия подписала договор об интеграции экономики и вооруженных сил региона с Россией, идентичный договору, подписанному Абхазией. [138] Договор был осужден Грузией как «фактическая аннексия» региона. [139] Позже в том же году президент Южной Осетии Леонид Тибилов заявил, что готовит референдум по присоединению к России. [140] Однако такой референдум так и не состоялся из-за отказа России одобрить это предложение. [141] Вместо этого 9 апреля 2017 года был проведен референдум по изменению официального названия Южной Осетии на «Республика Южная Осетия – Государство Алания», чтобы отразить ее северный аналог Северную Осетию, официально «Республика Северная Осетия – Алания», что подразумевает будущее объединение. [142]
30 марта 2022 года правительство Южной Осетии заявило, что возобновит попытки провести референдум о присоединении к России. [143] Чиновники выразили надежду завершить юридический процесс по проведению референдума к 10 апреля, однако неизвестно, отклонит ли Россия снова это предложение или нет. [119] 13 мая 2022 года действующий президент Анатолий Бибилов подписал указ, разрешающий провести референдум об аннексии до 17 июля. [144] Однако Алан Гаглоев , победивший Бибилова на выборах , выразил скептицизм, заявив, что, хотя он и не выступает против референдума, он считает, что сначала должен поступить «сигнал» из России. [145] Гаглоев незамедлительно отменил референдум в ожидании переговоров с Россией об интеграции. [146]
Приднестровье
Приднестровье регион , отколовшийся от Молдовы , уже давно стремилось воссоединиться с Россией после распада Советского Союза. После провозглашения независимости и начала войны против Молдовы с помощью России в 1992 году регион с тех пор остается под российской оккупацией. Приднестровье неоднократно обращалось с призывами об интеграции с Россией, которые последняя последовательно игнорировала. На референдуме 2006 года подавляющее большинство людей проголосовало за присоединение страны к России, хотя эти результаты не могли быть независимо подтверждены. [147] После аннексии Крыма Россией в 2014 году Приднестровье обратилось к России с просьбой присоединиться к нему. [148] В Приднестровье все еще существует некоторая надежда на то, что Россия аннексирует этот регион. [149] Несмотря на игнорирование призывов Приднестровья о вступлении, регион пользуется поддержкой России и сильно от нее зависит. Более 200 тысяч граждан Приднестровья имеют российский паспорт [150] и многие предпочитают покинуть регион и работать в России. [151] Россия поставляет газ по выгодным ценам, выплачивает пенсии своим жителям и выделяет средства на строительство инфраструктуры. [152] В Приднестровье действует российский военный гарнизон якобы в качестве миротворческих сил. [153] Молдова, со своей стороны, отвергает любые попытки Приднестровья отделиться и присоединиться к России и настаивает на выводе всех российских войск из региона. [154] После вторжения России в Украину в 2022 году российский генерал заявил, что они планируют создать сухопутный мост, соединяющий Приднестровье. [155] Регион также понес значительные торговые потери из-за вторжения на Украину и стал более зависимым от торговли с Европейским Союзом . [154]
Примечания
- ^ 21 в международно признанных границах России.
- ^ Республика Крым была аннексирована Россией в 2014 году; Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика были аннексированы в 2022 году. Организация Объединенных Наций признает все три страны частью Украины . [4]
- ^ Процент населения, принадлежащего к титульному этносу по данным Всероссийской переписи 2021 года и изменений по сравнению с Всероссийской переписью 2010 года .
- ↑ Карельский язык не имеет официального статуса в республике, но тем не менее признан «региональным языком» наряду с финским и вепсским . [108]
Ссылки
- ^ Heaney 2023 , стр. 6, 16, 43, «Крым и Севастополь, которые были аннексированы в 2014 году, и... четыре украинских региона, аннексированные де-юре, если не де-факто, в 2022 году... После аннексии Крыма и Севастополя. от Украины в 2014 году, федеральный центр неоднократно подчеркивал внутренние и внешние угрозы их стабильности... Если бы Россия когда-либо достигла аналогичного контроля над четырьмя территориями, предположительно аннексированными у Украины в 2022 году, такое внимание к их безопасности тоже могло бы показаться вероятным. ...Путин объявил об аннексии четырех украинских регионов: так называемых «народных республик», созданных в восточноукраинских городах Донецке и Луганске... несмотря на то, что контроль России над всеми этими территориями никоим образом не гарантирован».
- ^ Blakkisrud 2023 , «Этнические автономии в составе Российской Федерации... Согласно Конституции 1993 года... Добавлено: Крым (2014)».
- ^ Sakwa 2023 , «Таким образом, в 1991 году Россия унаследовала 89 регионов, сгруппированных в три основных типа (этнофедеративные республики, автономные области различного типа и обычные регионы [области], включая сегодня крупные города Москву и Санкт-Петербург вместе с Севастополем в Результатом в институциональном плане является асимметричный федерализм в нынешних 85 регионах (после слияния некоторых более мелких субъектов и присоединения Республики Крым и Севастополя в 2014 году)».
- ^ Хини 2018 , с. 180.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Авдалиани, Эмиль (14 августа 2017 г.). «Уже не Российская Федерация: взгляд на Татарстан» . Грузия сегодня . Архивировано из оригинала 7 марта 2019 года . Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Россия лишает Татарстан автономии» . Европейский форум за демократию и солидарность . 9 августа 2017 года . Проверено 7 марта 2019 г.
- ^ Джон Рэймонд 1992 , с. 120.
- ^ Мялксоо, Лаури (апрель 2017 г.). «Советский подход к праву народов на самоопределение» . История международного права 2017 : 7–8 – через ResearchGate.
- ^ Коуп и Несс 2016 , с. 237.
- ^ Фельдбрюгге, Симонс и Ван ден Берг 1985 , стр. 467.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гринакр, Лиам (23 августа 2016 г.). «Коренизация: советская национальная политика в отношении признанных меньшинств» . Взгляд Лиама на историю . Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ Базарова, Владимировна (2013). «О проблемах коренизации в национальных автономиях Восточной Сибири в 1920–1930-е годы» . Власть (на русском языке). 21 :176 – через КиберЛенинку.
- ^ Кемп 1999 , с. 79.
- ^ Подобед Павел (28 марта 2019 г.). «Идель-Урал: Полиэтнический вулкан Российской Федерации» . Центр исследований окружающей среды безопасности «Прометей» (на украинском языке). Архивировано из оригинала 27 января 2021 года . Проверено 19 июня 2020 г.
- ^ «Коми и имперская политика в Арктике» . Свободный Идель-Урал . 1 июня 2020 г. Проверено 19 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чулос и Пиирайнен 2000 , стр. 85.
- ^ Закон 1996 , стр. 618.
- ^ Котлярчук и Сундстрем 2017 , стр. 15-16.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Наказанные народы» Советского Союза: продолжающееся наследие сталинских депортаций» (PDF) . Human Rights Watch . Сентябрь 1991 г. стр. 11–74 . Проверено 19 июня 2020 г. .
- ^ Статьев, Александр (2005). «Природа антисоветского вооруженного сопротивления, 1942–44: Северный Кавказ, Калмыцкая Автономная Республика и Крым» . Критика: Исследования по истории России и Евразии . 6 (2): 285–318. дои : 10.1353/kri.2005.0029 . S2CID 161159084 – через ResearchGate.
- ^ Бугай 1996 , с. 156.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Аскеров 2015 , с. 12.
- ^ Поль, Отто (2000). «Депортация и судьба крымских татар» (PDF) . Проверено 19 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гучинова 2007 , с. 187–188.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Передача Крыма Украине» . Международный комитет по Крыму . Июль 2005 года . Проверено 19 июня 2020 г.
- ^ «Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1944 года «О переселении балкарцев, проживающих в Кабардино-Балкарской АССР, и о переименовании Кабардино-Балкарской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР». Автономная Советская Социалистическая Республика" " . Библиотека СССР (на русском языке) . Проверено 19 июня 2020 г.
- ^ Таннер 2004 , с. 31.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Полян 2004 , с. 199.
- ^ Права меньшинств: проблемы, параметры и модели в контексте СБСЕ (PDF) , Вашингтон, округ Колумбия: Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе, 1991, с. 59
- ^ Гладман 2004 , с. 102.
- ^ Томас, Огонь (1992). «Тува: Государство пробуждается» Советские исследования . 44 (5). Тейлор и Фрэнсис, ООО: 881–895. дои : 10.1080/09668139208412051 . ISSN 0038-5859 . JSTOR 152275 .
- ^ Саймонс и Вестерлунд 2015 , с. 81.
- ^ Росс 2002 , с. 207.
- ^ Вудрафф, Дэвид (12 июня 1990 г.). «Российская республика заявляет о суверенитете» . УПИ . Проверено 17 июня 2020 г.
- ^ Ньютон и Томпсон 2010 , с. 119.
- ^ Кан 2002 , с. 106.
- ^ Замятин, Константин (2013). «Суверенизация и государственные языки: раннее формирование языковой политики финно-угорских республик России в условиях распада СССР» (PDF) . Финско-угорские коммуникации . 36 :132 – через Хельсинкский университет.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Старовойтова, Галина (1997). «Суверенитет после империи: движения за самоопределение в бывшем Советском Союзе» (PDF) . Мирные работы . 19 :5–11 – через Институт мира США.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Berman & Yakovlev 1996 , p. 104–105.
- ^ Сондерс и Струков 2010 , с. 59.
- ^ Никодимовна, Евдокия (2008), Продолжая летопись предков... (Записки коми правозащитника) (на русском языке), Сыктывкар: ООО «Типография «Полиграф-Сервис», стр. 48–49,
Верховный Совет Коми ССР оставляет за собой право расторгнуть соглашения и контракты с РСФСР и СССР. Решение о выходе из РСФСР и СССР принимается путем референдума.
- ^ «Декларация о государственном суверенитете Марийской ССР» . Пашковская библиотека (на русском языке). 6 января 2010 года . Проверено 5 июня 2020 г.
Марийская ССР оставляет за собой право на самоопределение и изменение своего государственно-правового статуса.
- ^ Баирович, Чимит-Доржу (31 мая 2012 г.). «Принятие Декларации о государственном суверенитете Советской Республики Тыва» . Тува Азия (на русском языке) . Проверено 5 июня 2020 г.
Советская Республика Тыва подтверждает свое право на самоопределение, осуществляемое на основе всенародного референдума населения республики.
- ^ Хиггинс, Эндрю (22 января 1995 г.). «Джохар Дудаев: Одинокий волк Грозного» . Независимый . Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ Муратов, Дмитрий (12 декабря 2014 г.). «Чеченские войны убили российскую демократию в ее колыбели» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ Шапиро, Маргарет (23 марта 1992 г.). «Татарстан голосует за самоуправление, отвергая Россию и Ельцина» . Вашингтон Пост . Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ Смирнова, Лена (24 июля 2017 г.). «Татарстан — последний регион, потерявший при Путине свой особый статус» . «Москва Таймс» . Проверено 7 августа 2017 г.
- ^ О порядке преобразования Адыгейской, Горно-Алтайской, Карачаево-Черкесской и Хакасской автономных областей в Советские Социалистические Республики РСФСР (Закон 1535-1) (на русском языке). 3 июля 1991 года.
- ^ Пахоменко, Варвара (16 августа 2009 г.). «Ингушетия заброшена» . Открытая демократия . Проверено 30 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Чуман, Мизуки. «Взлет и падение договоров о разделе власти между центром и регионами в постсоветской России» (PDF) . Демократизация : 135–146.
- ^ «Нации в переходном периоде: Россия» . Дом Свободы . 2005. Архивировано из оригинала 7 марта 2019 года . Проверено 6 марта 2019 г.
Подавляющее большинство губернаторов были коррумпированы и управляли своими регионами как тираны ради своей личной выгоды и выгоды своих ближайших союзников.
- ^ Арсланбензер, Хакан (14 ноября 2019 г.). «Джохар Дудаев: Борьба за свободную Чечню» . Ежедневный Сабах . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ Фуллер, Лиз (30 августа 2006 г.). «Хасавюртовские соглашения не предотвратили вторую войну» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ Стэнли, Алессандра (13 мая 1997 г.). «Ельцин подписывает мирный договор с Чечней» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ Синельщикова Екатерина (31 декабря 2019 г.). «Как ушел в отставку первый президент России Борис Ельцин» . Россия за пределами . Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ «Аслан Масхадов» . Телеграф . 9 марта 2005 г. ISSN 0307-1235 . Архивировано из оригинала 12 января 2022 года . Проверено 24 июня 2020 г.
- ^ Рене 2018 , с. 147–148.
- ^ Уильямс, Дэниел (7 февраля 2000 г.). «Русские захватывают Грозный» . Вашингтон Пост . Проверено 30 апреля 2019 г.
- ^ Хоффман, Дэвид (9 июня 2000 г.). «Путин устанавливает прямое правление в Чечне» . Вашингтон Пост . Проверено 24 июня 2020 г.
- ^ Арис, Бен (24 марта 2003 г.). «Призыв к бойкоту в Чечне проигнорирован» . Телеграф . ISSN 0307-1235 . Архивировано из оригинала 12 января 2022 года . Проверено 24 июня 2020 г.
- ^ Болен, Селестина (9 марта 2000 г.). «Российские регионы насторожены, поскольку Путин ужесточает контроль» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ Тернер, Кассандра (2018). Мы никогда не говорили, что мы независимы: природные ресурсы, национализм и борьба за политическую автономию в регионах России (дипломная работа). Университет Миссисипи. п. 49.
- ^ «Совет Федерации поддержал законопроект о разделении власти» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 11 июля 2007 года . Проверено 3 сентября 2017 г.
- ^ Штепа, Вадим (4 апреля 2017 г.). «Деволюция российского федерализма» . Джеймстаун . Проверено 6 марта 2019 г.
- ^ Малашенко, Алексей (25 января 2010 г.). «Минтимер Шаймиев уходит с поста президента Татарстана» . Московский Центр Карнеги . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ Барри, Эллен (13 июля 2010 г.). «Российский региональный силач уходит в отставку» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 8 марта 2019 г.
- ^ Латыпова, Лейла (27 сентября 2022 г.). «Этнические меньшинства больше всего пострадали от российской мобилизации, говорят активисты» . «Москва Таймс» .
- ↑ Статья 68 Конституции России.
- ^ Солник, Стивен (29 мая 1996 г.). «Асимметрия в переговорах в Российской Федерации» (PDF) . Национальный совет советских и восточноевропейских исследований .
- ^ Боэкс и Мартинес-Васкес 2001 , с. 4.
- ^ Солник, Стивен (30 мая 1996 г.). «Переговоры Центра и Периферии в России: Оценка перспектив федеральной стабильности» (PDF) . Национальный совет советских и восточноевропейских исследований : 4.
- ^ Александр, Джеймс (2004). «Федеральные реформы в России: вызов Путина республикам» (PDF) . Демократизация . 12 (2): 237. doi : 10.3200/DEMO.12.2.233-263 . S2CID 32677267 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 мая 2019 года – через Semantic Scholar.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кларк и Кемптон 2002 , с. 39–77.
- ^ Дробижева, Леокадия (апрель 1998 г.). «Разделение власти в Российской Федерации: взгляд из центра и республик» (PDF) . Предотвращение смертоносных конфликтов : 12.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сергунин 2016 , с. 185.
- ^ Вегрен 2015 , с. 68.
- ^ Шарафутдинова, Гульназ (2013). «Переключение гештальта в российском федерализме: падение региональной власти при Путине». Сравнительная политика . 45 (3): 357–376. дои : 10.5129/001041512X13815255435013 . JSTOR 43664325 .
- ^ Штепа, Вадим (16 июля 2018 г.). «Российские федеральные округа как инструмент внутренней колонизации Москвы» . Джеймстаун . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ Гуд 2011 , с. 95.
- ^ Хини 2009 , с. 12.
- ^ Рассел, Мартин (20 октября 2015 г.). «Конституционное устройство России: федеральное по форме, унитарное по функциям» (PDF) . Европейская парламентская исследовательская служба .
- ^ «Медведев запретил главам субъектов называться президентами» . НовостиРУ (на русском языке). 29 декабря 2010 года . Проверено 25 марта 2022 г.
- ^ «Голосование в Татарстане рассматривается как испытание для российского регионального «президента» » . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 15 сентября 2015 года . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ Ворошилов Денис (21 декабря 2021 г.). «Путин подписал закон, запрещающий главам регионов называться президентами» . РБК . Проверено 21 декабря 2021 г.
- ^ Хауэр, Нил (1 августа 2018 г.). «План Путина по русификации Кавказа» . Иностранные дела . Проверено 26 августа 2018 г.
- ^ Коулсон, Роберт; Любимов Дмитрий; Алпаут, Рамазан (20 июня 2018 г.). «Общий язык: российские «этнические» республики рассматривают законопроект о языке как экзистенциальную угрозу» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 21 июня 2018 г.
- ^ Матеёва, Мириам (2013). «Российская «чеченизация» и перспективы прочного мира в Чечне» . Международный журнал о мире во всем мире . 30 :11–12 – через ResearchGate.
- ^ Швирц, Майкл (8 октября 2011 г.). «Российский гнев растет из-за субсидий Чечне» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 9 июня 2021 г.
- ^ Буллоу, Оливер (23 сентября 2015 г.). «Ближайший союзник Путина – и его самая большая ответственность» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 9 июня 2021 г.
- ^ Арутюнян, Анна (25 апреля 2017 г.). «Почему Путин не будет жёстко относиться к Кадырову» . Европейский совет по международным отношениям . Проверено 9 июня 2021 г.
- ^ Боуэн, Эндрю (15 июня 2015 г.). «Кадыровцы: «боевая пехота Владимира Путина» и приспешники Рамзана Кадырова» . Переводчик . Проверено 9 июня 2021 г.
- ^ Хальбах, Уве (2018). «Статус Чечни в составе Российской Федерации: частное государство Рамзана Кадырова и федеральная «вертикаль власти» Владимира Путина » (PDF) . Фонд науки и политики : 5 – через Немецкий институт международных отношений и безопасности.
- ^ Зимницкая, Ханна (2012). «Государство в государстве: случай Чечни» . Проекты с отличием по международным исследованиям - через колледж Макалестер.
- ^ Гиллори, Шон (21 сентября 2016 г.). «Как в России преследуют «сепаратистов»: Независимые юристы об одном из самых спорных российских законов» . Медуза . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ Белл 2003 , с. 78.
- ^ «Россия расширяет закон о борьбе с подстрекательством, включив в него сепаратизм» . Таймс Израиля . 5 июля 2014 года . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ Гаттерман, Стив; Политюк, Павел (18 марта 2014 г.). «Путин подписывает договор по Крыму, поскольку в результате нападения погиб украинский военнослужащий» . Рейтер . Проверено 8 мая 2019 г.
- ^ Лун, Алек (18 марта 2014 г.). «Митинг на Красной площади приветствует Владимира Путина после присоединения Крыма» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 8 мая 2019 г.
- ^ Шарбонно, Луи; Донат, Мирджам (27 марта 2014 г.). «Генеральная Ассамблея ООН признала голосование за отделение Крыма недействительным» . Рейтер . Проверено 8 мая 2019 г.
- ^ «Украинский повстанческий регион Луганск может проголосовать за присоединение к России» . Рейтер . 27 марта 2022 г. Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ Хамфрис, Конор (29 марта 2022 г.). Тревельян, Марк (ред.). «Поддерживаемая Россией Донецкая республика может рассмотреть возможность присоединения к России – лидер» . Рейтер .
- ^ Пичета, Роб (27 сентября 2022 г.). «Российские силы провели незаконные «референдумы» на Украине. Что будет дальше?» . CNN . Проверено 1 октября 2022 г.
- ^ «Путин говорит, что у России есть «четыре новых региона», когда он объявляет об аннексии украинской территории» . Рейтер . 30 сентября 2022 г. Проверено 1 октября 2022 г.
- ^ «Запад осуждает «незаконную» аннексию Россией украинских провинций» . Аль Джазира . 30 сентября 2022 г. Проверено 1 октября 2022 г.
- ^ «Украина: Генеральный секретарь ООН осуждает план аннексии России» . Объединенные Нации . 29 сентября 2022 г. Проверено 1 октября 2022 г.
- ^ Даттон, Джек (22 сентября 2022 г.). «Украинский Зеленский излагает пять условий мира с Россией» . Newsweek . Проверено 5 ноября 2022 г.
- ^ «Национальный состав населения» . Федеральная служба государственной статистики . Проверено 12 января 2023 г.
- ^ Юнг, Хакён (2012). «Язык в приграничье: об официальном статусе карельского языка» . Славистика : 1 и 13 – через Академию.
- ^ Люсье, Орттунг и Парецкая 2000 , с. 523–524.
- ^ Рубин и Снайдер 2002 , с. 69.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Джошау и Шлапентох 2007 , с. 105–106.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Росс 2003 , с. 24–25.
- ^ «25 лет назад Чукотка вышла из состава Магаданской области» . Весма сегодня . 29 сентября 2017 года . Проверено 31 октября 2019 г.
- ^ Колгуев, Георгий (17 ноября 2005 г.). «Ненецкая Республика – это звучит странно» . Няряна Вындер (на русском языке) . Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Редер 2007 , с. 134.
- ^ Таагепера, Рейн (2013). Финно-угорские республики и Российское государство . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-91977-7 .
Предложение разделить Мордовию на эрзянскую и мокшанскую части было отклонено, 628-34 (Мокшин 1995).
- ^ Херсенхорн, Дэвид (25 ноября 2014 г.). «Пакт укрепляет связи России с Абхазией» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ Хардинг, Люк (25 ноября 2014 г.). «Грузия возмущена военным соглашением России и Абхазии» . Хранитель . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Южная Осетия проведет референдум о присоединении к России в будущем – репортаж» . «Джерузалем Пост» . 30 марта 2022 г. Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ Ваал, Томас де (16 июля 2019 г.). «Абхазия и опасность «осетинизации» » . «Москва Таймс» . Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ Ткемаладзе, Тамар (14 февраля 2021 г.). «Абхазия — не Крым, но все к тому же им станет» . Современная дипломатия . Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ "Грузия осуждает принятие программы по созданию общего социально-экономического пространства между Россией и оккупированной Абхазией" . Повестка дня . 25 ноября 2020 г. Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ Авдалиани, Эмиль (18 февраля 2021 г.). «Роковой шаг к аннексии» . Центр анализа европейской политики . Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ Бар, Эрве (10 ноября 2020 г.). «Российские миротворцы направляются в Нагорный Карабах после мирного соглашения» . «Москва Таймс» . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Хулян, Артак (5 апреля 2022 г.). «Официальное лицо Карабаха сожалеет об «отсутствии поддержки» со стороны Армении» . Армянское зеркало-зритель . Проверено 25 апреля 2022 г.
- ^ "Парламент Арцаха одобрил законопроект о предоставлении официального статуса русскому языку" . АрменПресс . 25 марта 2021 г. Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Кучера, Джошуа (1 апреля 2022 г.). «Армения сигнализирует о готовности уступить контроль над Карабахом» . Евразийнет . Проверено 25 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Меджлумян, Ани (15 апреля 2022 г.). «Официальные лица в Карабахе порывают с Арменией из-за переговоров» . Евразийнет . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ «Арцах заявил о необходимости проведения референдума о присоединении к России» . Verelq News (на русском языке). 31 марта 2022 г. Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Ванян, Марут (15 апреля 2022 г.). «Народ Нагорного Карабаха обсуждает свою «новую реальность» » . Открытая демократия . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Ананян, Седа; Аракелян, Мариам; Кассеньяр-Вио, Луи-Алассан; Мичикян, Србуи (январь 2023 г.), Публика говорит: результаты телефонного опроса о настоящем и будущем арцахского конфликта (PDF) , Кавказский исследовательский ресурсный центр, стр. 8
- ^ "Газета: Арцах начнет агитацию за присоединение к России?" . Новости . 6 апреля 2022 г. Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ "Civil.Ge | Южная Осетия намерена повторить референдум о независимости" . old.civil.ge . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ «Южные осетины голосуют за независимость» . Хранитель . АФП . 13 ноября 2006 г.
- ^ Сотириу 2019 , с. 100.
- ^ Халпин, Тони (30 августа 2008 г.). «Кремль объявляет, что Южная Осетия присоединится к «одному единому российскому государству» » . Таймс . Архивировано из оригинала 3 сентября 2008 года . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ Тоал, Джерард; О'Локлин, Джон (20 марта 2014 г.). «Как жители Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья относятся к аннексии Россией» . Вашингтон Пост . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ «Путин подписывает договор об интеграции Южной Осетии в состав России» . Аль Джазира Америка . 18 марта 2015 года . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ «Москва и Цхинвал подписывают «Договор об интеграции» » . Гражданская Грузия. 18 марта 2015 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ «Отколовшийся Цхинвал предлагает сменить название. Новое название подчеркивает принадлежность Южной Осетии к России» . Повестка дня . 29 декабря 2015 года . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ Фуллер, Лиз (8 февраля 2017 г.). «Референдум в Южной Осетии по изменению названия позволил избежать более сложного вопроса объединения» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ Тамкин, Эмили (10 апреля 2017 г.). «Референдум в оккупированном регионе принес Грузии новую версию старых вызовов» . Внешняя политика . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ «Отколовшаяся от Грузии территория Южная Осетия планирует присоединиться к России» . Глобус и почта . 30 марта 2022 г. Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ «Отколовшийся регион Грузии проведет референдум о присоединении к России» . Хранитель . 13 мая 2022 г. Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ Фаббро, Робин; Шошиашвили, Тата (13 мая 2022 г.). «17 июля Южная Осетия проведет референдум об аннексии России» . ОК Медиа . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ «Южная Осетия отложила план референдума по присоединению к России» . ДВ . 31 мая 2022 г. Проверено 21 июня 2022 г.
- ^ «Приднестровье голосует за независимость и присоединение к России» . ДВ . 18 сентября 2006 г. Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ «Приднестровский регион Молдовы умоляет присоединиться к России» . Новости Би-би-си . 18 марта 2014 года . Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ Порзуцки, Нина (24 марта 2014 г.). «Где Приднестровье? И почему люди там надеются, что в следующий раз Россия аннексирует их?» . Международное общественное радио . Архивировано из оригинала 6 июня 2021 года . Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ Колстё, Пол (11 июня 2014 г.). «Приднестровье – слишком далекий мост для России» . Открытая демократия . Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ Лунгу, Карина (1 сентября 2016 г.). «Приднестровье: от энтропии к исходу» . Европейский совет по международным отношениям . Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ Монделло, Мауро (18 апреля 2022 г.). «Рядом с Украиной пашет отколовшаяся Российская республика» . Журнал «Новые линии» . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Коакли, Аманда (11 февраля 2022 г.). «Украинский кризис «очень чувствителен» для отколовшегося государства, поддерживаемого Россией» . Аль Джазира . Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Приднестровье: отколовшийся регион, разрываемый между Молдовой, Россией и ЕС» . Глаз Ближнего Востока . Проверено 1 апреля 2022 г.
- ^ Коул, Брендан (22 апреля 2022 г.). «Следующей целью России является вторжение в Молдову, поскольку они ищут сухопутный коридор через Украину» . Newsweek . Проверено 22 апреля 2022 г.
Источники
- Хини, Доминик, изд. (2018). Территории Российской Федерации 2018 . Серия «Европейские территории мира». Рутледж. п. 180. ИСБН 978-1-35110-391-6 . OCLC 1027753558 .
- Хини, Доминик, изд. (2022). «Территориальные обследования». Территории Российской Федерации 2022 (23-е изд.). Абингдон: Рутледж . ISBN 9781032249698 .
- Хини, Доминик, изд. (2023). «Правительство Российской Федерации». Территории Российской Федерации 2023 (24-е изд.). Абингдон: Рутледж . стр. 43–51. ISBN 9781032469744 .
- Джон Рэймонд, Уолтер (1992). Политический словарь: избранные американские и зарубежные политические и юридические термины . Brunswick Publishing Corp. с. 120. ИСБН 9781556180088 .
- Коуп, Зак; Несс, Иммануэль (2016). Энциклопедия империализма и антиимпериализма Пэлгрейва . Пэлгрейв Макмилиан. п. 237. ИСБН 978-0-230-39278-6 .
- Фельдбрюгге, Фердинанд; Саймонс, Уильям; Ван ден Берг, Жерар (1985). Энциклопедия советского права . Издательство Мартинуса Нийхоффа. п. 467. ИСБН 90-247-3075-9 .
- Блаккисруд, Хельге (2023). «Национальные отношения». В Гилл, Грэм (ред.). Справочник Рутледжа по российской политике и обществу (второе изд.). Абингдон/Нью-Йорк: Рутледж . стр. 449–462. ISBN 978-1-032-11052-3 .
- Саква, Ричард (2023). «Демократизация». В Гилл, Грэм (ред.). Справочник Рутледжа по российской политике и обществу (второе изд.). Абингдон/Нью-Йорк: Рутледж . стр. 33–45. ISBN 978-1-032-11052-3 .
- Кемп, Уолтер (1999). Национализм и коммунизм в Восточной Европе и Советском Союзе: основное противоречие? . Макмиллиан Пресс ЛТД. п. 79. ИСБН 978-0-230-37525-3 .
- Чулос, Крис; Пиирайнен, Тимо (2000). Падение империи, рождение нации: национальные идентичности в России . Издательство Эшгейт. п. 85. ИСБН 978-1-315-20039-2 .
- Ретт, Людвиковски (1996). Конституционное производство в регионе бывшего советского господства . Издательство Университета Дьюка. п. 618. ИСБН 978-0-8223-1802-6 .
- Котлярчук Андрей; Сундстрем, Олле (2017). Этнические и религиозные меньшинства в сталинском Советском Союзе: новые измерения исследований (PDF) . Университет Седерторна. стр. 15–16. ISBN 978-91-7601-777-7 .
- Бугай, Николай (1996). Депортация народов Советского Союза . Издательство Nova Science. п. 156. ИСБН 1-56072-371-8 .
- Аскеров, Али (2015). Исторический словарь чеченского конфликта . Роуман и Литтлфилд. п. 12. ISBN 978-1-4422-4925-7 .
- Гучинова, Эльза-Баир (2007). Депортация калмыков (1943–1956): стигматизированная этническая принадлежность . Издательство Университета Хоккайдо. стр. 187–188.
- Таннер, Арно (2004). Забытые меньшинства Восточной Европы: история и сегодня избранных этнических групп в пяти странах . Книги Востока-Запада. п. 31. ISBN 9789529168088 .
- Полян, Павел (2004). Против их воли: История и география вынужденных миграций в СССР . Издательство Центральноевропейского университета. п. 199. ИСБН 963-9241-68-7 .
- Гладман, Имоджен (2004). Территории Российской Федерации 2004 . Публикации Европы. п. 102. ИСБН 1-85743-248-7 .
- Саймонс, Грег; Вестерлунд, Дэвид (2015). Религия, политика и государственное строительство в посткоммунистических странах . Издательство Эшгейт. п. 81. ИСБН 9781472449696 .
- Росс, Кэмерон (2002). Региональная политика в России . Издательство Манчестерского университета. п. 207. ИСБН 0-7190-5890-2 .
- Ньютон, Джули; Томпсон, Уильям (2010). Институты, идеи и лидерство в российской политике . Пэлгрейв Макмилиан. п. 119. ИСБН 978-1-349-36232-5 .
- Кан, Джеффри (2002). Федерализм, демократизация и верховенство закона в России . Издательство Оксфордского университета. п. 106. ИСБН 0-19-924699-8 .
- Берман, Марго; Яковлев, Александр (1996). Стремление к закону в стране беззакония: Мемуары российского реформатора . Я Шарп. стр. 104–105. ISBN 1-56324-639-2 .
- Сондерс, Роберт; Струков, Влад (2010). Исторический словарь Российской Федерации . Пугало Пресс. стр. 59 . ISBN 978-0-8108-7460-2 .
- Рене, Де Ла Педраха (2018). Российское военное возрождение: постсоветский упадок и восстановление, 1992-2018 гг . МакФарланд и компания. стр. 147–148. ISBN 978-1-47666-991-5 .
- Боэкс, Джеймсон; Мартинес-Васкес, Хорхе (2001). Переход России к новому федерализму . Международный банк реконструкции. п. 4. ISBN 0-8213-4840-Х .
- Кларк, Терри; Кемптон, Дэниел (2002). Единство или разделение: отношения центр-периферия в бывшем Советском Союзе . Прегер. п. 77. ИСБН 0-275-97306-9 .
- Сергунин, Александр (2016). Объяснение внешнеполитического поведения России: теория и практика . Там же. п. 185. ИСБН 978-3-8382-6782-1 .
- Кемптон, Дэниел; Кларк, Терри (2002). Единство или разделение: отношения центр-периферия в бывшем Советском Союзе . Прегер. стр. 39–40. ISBN 0-275-97306-9 .
- Вегрен, Стивен (2015). Путинская Россия: прошлое несовершенно, будущее неопределенно . Роуман и Литтлфилд. п. 68. ИСБН 978-1-4422-3919-7 .
- Гуд, Дж. Пол (2011). Упадок регионализма в путинской России: пограничные проблемы . Рутледж. п. 95. ИСБН 978-0-203-81623-3 .
- Хини, Доминик (2009). Территории Российской Федерации 2009 . Рутледж. п. 12. ISBN 978-1-857-43517-7 .
- Белл, Имоджен (2003). Территории Российской Федерации 2003 . Публикации Европы. п. 78. ИСБН 1-85743-191-Х .
- Люсье, Даниэль; Орттунг, Роберт; Парецкая, Анна (2000). Республики и регионы Российской Федерации: Путеводитель по политике, политике и лидерам . Институт Восток-Запад. стр. 523–524. ISBN 0-7656-0559-7 .
- Рубин, Барнетт; Снайдер, Джек (2002). Постсоветский политический порядок . Рутледж. стр. 69 . ISBN 0-415-17069-9 .
- Джошау, Вудс; Шлапентох, Владимир (2007). Современная Россия как феодальное общество: новый взгляд на постсоветскую эпоху . Спрингер. стр. 105–106. ISBN 978-0-230-60969-3 .
- Росс, Кэмерон (2003). Федерализм и демократизация в России . Издательство Манчестерского университета. стр. 24–25. ISBN 978-0-7190-5869-1 .
- Редер, Филип (2007). Откуда берутся национальные государства: институциональные изменения в эпоху национализма . Издательство Принстонского университета. п. 134. ИСБН 978-0-691-12728-6 .
- Сотириу, Стилианос (2019). Политика и международные отношения в Евразии . Лексингтонские книги. п. 100. ИСБН 9781498565394 .
Внешние ссылки
СМИ, связанные с российскими республиками, на Викискладе?