Башкиры
Башкиры ( башкирский ) | |
---|---|
Общая численность населения | |
ок. 2 миллиона [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Россия 1 571 879 [2] • Bashkortostan 1,268,806 | |
Казахстан | 41,000 [3] |
Узбекистан | 58,500 [4] |
Украина | 4,253 [5] |
Беларусь | 1,200 [ нужна ссылка ] |
Туркменистан | 8,000 [6] |
Молдавия | 610 [7] |
Латвия | 177-205 [8] [9] |
Литва | 400 [ нужна ссылка ] |
Эстония | 112 [10] |
Кыргызстан | 1,111 [11] |
Грузия | 379 [12] |
Азербайджан | 533 [13] |
Армения | 145 [14] |
Таджикистан | 8,400 [ нужна ссылка ] |
Языки | |
Башкирский , русский , татарский [15] | |
Религия | |
Преимущественно суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Volga Tatars , Kazakhs , [16] грецкие орехи , [17] [18] крымские татары , [19] венгры [20] |
Башкиры или башкурты ( башкир : Башкорттар , латинизированное : Башкорттар , IPA: [bɑʂ.qʊɾt.ˈtaɾ] ; Russian : Башкиры , произносится [bɐʂˈkʲirɨ] ) — кипчак-булгар [21] Тюркский этнос, коренной населяющий Россию . Они сконцентрированы в Башкортостане , республике Российской Федерации , и в более широком историческом регионе Баджгард , который охватывает обе стороны Уральских гор , где Восточная Европа встречается с Северной Азией . Более мелкие общины башкир проживают также в Республике Татарстан , областях Пермском крае , Челябинской , Оренбургской , Тюменской , Свердловской , Курганской и других России ; значительные меньшинства существуют в Казахстане и Узбекистане .
Большинство башкир говорят на башкирском языке , близкородственном татарскому и казахскому языкам , принадлежащим кипчакской ветви тюркских языков ; они разделяют историческое и культурное сходство с более широкими тюркскими народами . Башкиры в основном являются мазхаба , мусульманами -суннитами ханафитского или школы юриспруденции, и следуют доктрине джадидов . Ранее кочевники и крайне независимые, башкиры постепенно перешли под власть России, начиная с 16 века; С тех пор они сыграли важную роль в истории России, кульминацией чего стал их автономный статус в составе Российской империи, Советского Союза и постсоветской России.
Этноним
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2023 г. ) |
Этимология и значение эндонима Башкурт долгое время обсуждались.
Имя Башкурт известно с X века, большинство исследователей этимологизируют это имя как «главный/вождь/голова» ( баш ) + «волк» ( курт – архаичное название животного), таким образом « волк-предводитель » (от предок тотемического героя).
Эта преобладающая народная этимология связана с легендой о переселении первых семи башкирских племен из долины Сырдарьи в Волго-Уральский регион. ) подарила башкирам зеленую и плодородную землю Легенда гласит, что башкирам богиня плодородия тенгрианства Умай (известная также как Умай-əсə , защищенную легендарными Уральскими горами (в соответствии со знаменитой башкирской эпической поэмой «Урал-батыр»). ). Волк был послан, чтобы провести эти племена к их земле обетованной, отсюда баш-курт, «ведущий волк» . этнографы Подобные В. Н. Татищев , П. И. Ричков и Иоганн Готлиб Георгий этимологии в XVIII веке предоставили .
Хотя это преобладающая теория этимологии термина башкурт , были сформулированы и другие теории:
- В 1847 году историк В. С. Юматов предположил, что первоначальное значение слова было « пчеловод или пасечник». [22]
- Дуглас Мортон Данлоп предположил, что башкурт происходит от форм бешгур , башгур , что означает «пять огуров ». Так как современное ш соответствует л в булгарском языке . Поэтому Данлоп предполагает, что этнонимы Башкурт и Булгар равнозначны. [23] Зеки Велиди Тоган также предложил это. [24]
- Историк и этнолог А. Е. Алекторов предположил, что Башкурт означает «отдельный народ ». [ нужна ссылка ]
- Антрополог Р. М. Юсупов считал, что Башкурт изначально мог быть иранским составным словом, означающим «дети-волки» или « потомки героев», на основе слов бача «потомок, ребенок» и гурд «герой» или гург «волк».
- Историк и археолог Михаил Артамонов предположил, что это слово является искажением названия Бушк (или Бвск племени ), скифского , жившего на территории, ныне известной как Башкортостан. [25]
- По мнению востоковеда Дугласа Мортона Данлопа , этноним Башкорт произошел от бешгур (или башгур ), что на современном башкирском языке означает «пять племен». [ нужна ссылка ]
- Этнолог Н. В. Бикбулатов предположил, что термин произошел от имени легендарного хазарского полководца по имени Башгирд , правившего территорией вдоль реки Яйык .
- Этнолог Р. Г. Кузеев вывел этноним из морфем баш "вождь, голова" и курт "племя". [ нужна ссылка ]
- Историк и лингвист Андраш Рона-Тас утверждал, что этноним «башкир» является болгарско -тюркским рефлексом венгерской фамилии Мадьяр (или старовенгерского Майер ). [26]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Башкирская группа была образована тюркскими племенами южносибирского и среднеазиатского происхождения, которые, прежде чем мигрировать на Южный Урал , значительное время кочевали по Арало-Сырдарьинским степям (современный Центрально-Южный Казахстан ), вступая в контакт с племена печенег -огузов и кимако-кипчаков . Таким образом, можно отметить, что башкирский народ происходит от тех же племен, которые составляют современные казахи , кыргызы и ногайцы , но произошел значительный культурный и небольшой этнический обмен с огузскими племенами.
Миграция в долину Южного Урала происходила в конце IX – начале X века параллельно с миграцией кипчаков на север.
Средний возраст
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2022 г. ) |
Первое упоминание о башкирах, возможно, содержится в китайской летописной книге Суй (636 г. н. э.). около 40 тюркских племен Тиле В разделе «Повествование о народе Тиле» названо ; Башкиры могли бы быть включены в это повествование, если бы название племени 比干 ( мандаринское Bϐgān ← среднекитайское ZS : * piɪ Х -kɑn ) (в Книге Вэй ) были ошибкой переписчика для 比千 ( Bĭqiān ← * piɪ Х t͡sʰen ) (в «Истории северных династий »), причем последнее прочтение предпочитает китайский ученый Руй Чуаньмин. [27]
В VII веке башкиры упоминались и в армянском Ашхарацуйце .
Однако эти упоминания могут относиться к предшественникам кипчакских башкирских племен, которые до миграции путешествовали по Арало-Сырдарьинскому региону. В Книге Суй, возможно, упоминались «башкиры», когда тюркские народы еще путешествовали по южной Сибири.
В IX веке, во время переселения башкир в Волго-Уральский регион, первые арабские и персидские засвидетельствованы письменные сообщения о башкирах. В их число входят сообщения Саллама ат-Тарджумана , который около 850 человек выезжал на башкирские территории и очерчивал их границы.
В X веке персидский историк и эрудит Абу Зайд аль-Балхи описал башкир как народ, разделившийся на две группы: одна, населявшая Южный Урал, другая, жившая на равнине Дуная у границ Византии . [А 1] Ибн Руста , современник Абу Зейда аль-Балхи , отмечал, что башкиры были независимым народом, занимавшим территории по обе стороны хребта Уральских гор между реками Волга , Кама и Тобол и выше по течению реки Яик .
Ахмад ибн Фадлан , посол багдадского халифа Аль-Муктадира при правителе Волжской Булгарии , написал первое этнографическое описание башкир в 922 году. Башкиры, по мнению Ибн Фадлана, были воинственным и могущественным народом, который он и его сподвижники (всего пять тысяч человек, включая военную охрану) «остерегались... величайшей угрозы». Они были описаны как занимающиеся скотоводством. По мнению ибн Фадлана, башкиры поклонялись двенадцати богам: зиме, лету, дождю, ветру, деревьям, людям, лошадям, воде, ночи, дню, смерти, небу и земле, и самый выдающийся – богу неба. Судя по всему, среди башкир уже начал распространяться ислам, так как одним из послов был башкир-мусульманин. По свидетельству Ибн Фадлана, башкиры были тюрками , жившими на южных склонах Урала и занимавшими обширную территорию вплоть до реки Волги . С ними граничили тюрки-огузы на юге, печенеги на юго-востоке и булгары на западе.
Самый ранний источник, дающий географическое описание территории Башкирии, Махмуда аль-Кашгари » «Дивану Лугатит Тюрк (1072–1074 гг.), включает карту с нанесенным на карту регионом под названием Фияфи Башкирт (Башкирские степи). Несмотря на отсутствие особых географических подробностей, схематическая карта указывает на то, что башкиры населяли территорию, граничащую с Каспийским морем и долиной Волги на западе, Уральскими горами на северо-западе и долиной Иртыша на востоке. давая примерное очертание местности.
Саид Аль-Андалузи и Мухаммад аль-Идриси упоминают башкир в XII веке. авторы XIII века Ибн Саид аль-Магриби , Якут аль-Хамави и Казвини , а также авторы XIV века Аль-Димашки и Абу'л-Фида О башкирах писали также .
Первыми европейскими источниками, в которых упоминаются башкиры, стали произведения Иоанна де Плано Карпини и Вильгельма Рубрукиса XIII века.
К 1226 году Чингисхан включил в свою империю земли Башкортостана. На протяжении XIII и XIV веков весь Башкортостан входил в состав Золотой Орды . Брат Бату-хана , Шейбани, получил башкирские земли к востоку от Уральских гор .
После распада Монгольской империи башкиры были разделены между Ногайской Ордой , Казанским ханством и Сибирским ханством , основанным в 15 веке.
Ранний современный период
[ редактировать ]В середине 16 века башкиры постепенно были завоеваны Российским царством . [28] Первичные документы, относящиеся к башкирам в этот период, утеряны, хотя некоторые упоминаются в шежере (родословных) башкир. [ нужна ссылка ]
В период Российской империи русские и татары начали мигрировать в Башкортостан, что привело к возможным демографическим изменениям в регионе. Вербовка башкир в российскую армию и необходимость платить высокие налоги вынудили многих башкир вести более оседлый образ жизни и постепенно отказаться от своего древнего кочевого скотоводческого прошлого. [28]
В конце 16 — начале 19 вв. башкиры занимали территорию от реки Сылвы на севере до истоков реки Тобол на востоке, среднего течения реки Яик (Урал) на юге; на Среднем и Южном Урале, Приуралье, включая Поволжье и Зауралье, и восточном берегу реки Волги на юго-западе. [ нужна ссылка ]
Башкирские восстания 17–18 веков.
[ редактировать ]Башкиры участвовали в восстаниях 1662–64 , 1681–84 и 1704–11 годов . В 1676 году башкиры восстали под предводительством Сейида Садыра или «Сеита Садурова», и русской армии было очень трудно положить конец восстанию. Башкиры снова восстали в 1707 году при Алдаре и Кусёме из-за предполагаемого жестокого обращения со стороны императорских российских чиновников. [29]
При основании Оренбурга в 1735 году четвертое восстание произошло в 1735 году и продолжалось шесть лет. [30] Иван Кириллов задумал построить крепость под названием Оренбург в Орске, у слияния рек Ор и Урал , к юго-востоку от Урала, где сходились башкирские, калмыцкие и казахские земли. Работы по строительству Оренбургского форта начались в Орске в 1735 году. Однако к 1743 году Оренбург был перенесен еще на 250 км к западу, на его нынешнее место. Следующим запланированным сооружением должен был стать форт на берегу Аральского моря . Последствием укрепления Аральского форта стало бы пересечение Башкирских и казахских земель Малой Орды , некоторые из которых недавно предложили номинальное подчинение российской короне.
Южную часть Башкирии разделяла Оренбургская линия крепостей. Форты простирались от Самары на востоке Волги до истоков реки Самары . Затем он пересек реку Урал и пошел по ее течению на восток, а затем на север по восточной стороне Урала. Затем он пошел на восток вдоль реки Уй до Усть-Уйска на реке Тобол , где соединился с нечетко определенной «Сибирской линией» вдоль границы лесостепи.
В 1774 году башкиры под предводительством Салавата Юлаева поддержали Пугачёвское восстание . В 1786 г. башкиры добились безналогового статуса; а в 1798 году Россия сформировала иррегулярное из них Башкирское войско.
Наполеоновские войны
[ редактировать ]Во время наполеоновских войн многие башкиры служили наемниками в русской армии для защиты от французских захватчиков во время вторжения Наполеона в Россию . [31] Впоследствии башкирские батальоны были наиболее заметными бойцами в ходе наполеоновских войн на северогерманском и голландском нагорье. Голландцы и немцы называли башкир «северными амурами», вероятно, потому, что население не знало, кем на самом деле были башкиры и откуда они пришли, поэтому использование слова « амуры » в названии может быть приблизительным; эти батальоны считались освободителями от французов , однако современные российские военные источники не приписывают башкирам этих достижений. Эти полки также участвовали в битве за Париж и последующей оккупации Франции коалиционными войсками. [31]
Образование Первой Республики Башкортостан.
[ редактировать ]После большевистской революции 1917 года Всебашкирские королтайцы (съезд) пришли к выводу о необходимости образования независимой Башкирской республики в составе России. В результате 15 ноября 1917 года Башкирский областной (центральный) Шуро (Совет), которым руководил Чхматзаки Валиди Тывган, провозгласил создание первой независимой Башкирской республики на территориях с преимущественно башкирским населением: Оренбургской, Пермской, Самарской, Уфимской губерниях и автономное образование Башкурдистан 15 ноября 1917 года. Это фактически сделало Башкортостан первой демократической тюркской республикой в истории.
Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика
[ редактировать ]В марте 1919 года Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика на основании соглашений правительства России была образована .
Вторая мировая война
[ редактировать ]Во время Великой Отечественной войны башкирские солдаты служили в Красной Армии, защищая Советский Союз , и сражались против немцев во время немецкого вторжения в Советский Союз . [32]
Вторая декларация независимости
[ редактировать ]11 октября 1990 года Верховным Советом Республики была провозглашена Декларация государственного суверенитета. 31 марта 1992 года Башкортостан подписал федеральное соглашение о разграничении полномочий и предметов ведения и характере договорных отношений между органами власти Российской Федерации и властями суверенных республик, входящих в ее состав, включая Республику Башкортостан .
Башкирские племена
[ редактировать ]Северо-восточная группа: Айле, Бадрак, Бикатин, Бишул, Дуван, Калмак, Катай, Коссы, Кувакан, Кудей, Кумрук, Мурзы, Салют, Сызгы, Сынрян, Сырзы, Табын, Терсяк, Упей. [ нужна ссылка ]
Северо-западная группа: Байлар, Балыксы, Буляр, Гаина, Гир, Дуваней, Елан, Адьяк, Адей, Иректе, Канлы, Каршин, Киргиз, Таз, Танып, Уваныш, Ун, Уран, Джурми. [ нужна ссылка ]
Юго-восточная группа: Бурзян, Кыпсак, Тамян, Тангаур, Усерган, Юрматы. [ нужна ссылка ]
Юго-западная группа: Мин. [ нужна ссылка ]
Генетика
[ редактировать ]Гаплогруппы
[ редактировать ]Материнские гаплогруппы
[ редактировать ]Отцовские гаплогруппы
[ редактировать ]Генетические исследования гаплогрупп Y-ДНК показали, что тремя доминирующими отцовскими гаплогруппами башкирских мужчин являются гаплогруппа R1b , гаплогруппа R1a и гаплогруппа N1c . [33] Гаплогруппы C-M217 , O и D1 встречаются с более низкой частотой среди башкирских мужчин и вместе составляют примерно 11,5%. [34] [35] Ближневосточные гаплогруппы J2 и G2 составляют примерно 8,5%. [35]
В некоторых конкретных регионах и родах этнических башкир частота североазиатской и восточносибирской гаплогруппы (N3) варьируется от умеренной до высокой (от 29 до 90%). [36]
Археогенетический анализ показывает сходство между историческими венграми , чья родина находится в районе Уральских гор , и башкирами; анализ гаплогруппы N 3a4-Z1936, которая до сих пор встречается с очень редкими частотами у современных венгров, и показал, что венгерский субклад [N-B539/Y13850] отделяется от своей сестринской ветви N3a4-B535, часто встречающейся сегодня среди северо-восточноевропейских уральцев. говорящие, 4000–5000 лет назад, что находится во временных рамках предполагаемого расхождения угорских языков», в то время как на уровне субклада N-B539/Y13850+ подтверждены общие отцовские линии с современными уграми (мансисы и ханты через N-B540/ L1034) и тюркоязычных (башкиры и волжские татары через N-B540/L1034 и N-B545/Y24365); это предполагает, что башкиры представляют собой смесь тюркских, угорских и индоевропейских элементов. [37]
В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Scientific Reports в ноябре 2019 года, были изучены останки 29 венгерских завоевателей Карпатского бассейна . Большинство из них (60%) несли Y-ДНК западноевразийского происхождения, но не менее 40% восточноевразийского (N1a-M2004, N1a-Z1936, Q1a и R1a-Z2124). У них было большее количество западноевразийских отцовских предков, чем западноевразийских материнских предков. Среди современного населения их предки по отцовской линии были наиболее похожи на современных башкир. Гаплогруппа I2a1a2b наблюдалась у нескольких завоевателей особо высокого ранга. Эта гаплогруппа имеет европейское происхождение и сегодня особенно распространена среди южных славян . большое разнообразие фенотипов Наблюдалось : у некоторых особей были светлые волосы и голубые глаза, а также черты Восточной Азии. В ходе исследования также были проанализированы три образца гуннов из Карпатского бассейна в V веке, и они продемонстрировали генетическое сходство с завоевателями. Венгерские завоеватели оказались недавно сформировавшейся гетерогенной группой, включавшей в себя как европейские, азиатские, так и евразийские элементы. [38] [39] Группа башкир из Бурзянского и Абзелиловского районов Республики Башкортостан Волго -Уральского региона, принадлежащих к субкладу R1a R1a-SUR51, является ближайшим родственником венгерской династии Арпадов , от которой они отделились 2000 лет назад. [40] [41]
Аутосомная ДНК
[ редактировать ]По данным Сусловой и др. (2012) башкирское население разделяет иммунные гены как с популяциями Западной, так и с восточной Евразией. [42]
Генетическое исследование Юнусбаева и др. В 2015 году было обнаружено, что башкиры демонстрируют значительную часть восточноазиатского происхождения (около 40%), из которых примерно половина может быть связана с сибирским происхождением, максимально выраженным у современных нганасан , а другая половина - с древними жителями Северо-Восточной Азии . Остальная часть происхождения башкир была связана с западноевразийскими, прежде всего европейскими источниками. Результаты указывают на смешение местных жителей, говорящих на индоевропейском языке, говорящих на уральском языке и говорящих на тюркском языке. Согласно анализу идентичных по происхождению сегментов, событие примеси датируется 13 веком. По мнению авторов, таким образом, примесь произошла после предполагаемых переселений предков кипчаков из Прииртышья и Приобья в XI веке. [44]
Полногеномное исследование, проведенное Triska et al. В 2017 году было обнаружено, что башкирский генофонд лучше всего можно описать как многоуровневое объединение тюркских, уральских и индоевропейских элементов. Они далее утверждают, что «это несоответствие между культурным и генетическим родством татар и башкир можно объяснить феноменом культурного доминирования: население, являющееся предком башкир, приняло тюркский язык во время тюркской экспансии с востока (событие замены языка)». [46]
Генетический анализ генетических данных образцов гуннских, аварских и мадьярских завоевателей, проведенный Мароти и др. 2022 год выявил высокую генетическую близость между мадьярскими завоевателями и современными башкирами. Их можно смоделировать как ~50% манси , ~35% сарматов и ~15% гуннов/хунну . Предполагается, что событие примеси произошло на Южном Урале в 643–431 гг. До н.э. [47]
Язык
[ редактировать ]язык – тюркский язык кипчакской Башкирский группы. Имеет три основных диалекта: южный, восточный и северо-западный, расположенный на территории исторического Башкортостана .
Российская перепись 2010 года зафиксировала в Российской Федерации 1 152 404 говорящих на башкирском языке . Башкирский язык является родным для 1 133 339 башкир (71,7% от общего числа башкир, считающих родным языком). Татарский язык был признан родным для 230 846 башкир (14,6%), а русский - для 216 066 башкир (13,7%). Большинство башкир владеют двумя языками башкирским : и русским .
Первое появление «башкирского» языка датируется 9 веком нашей эры в виде каменной надписи с использованием рунического алфавита, скорее всего, этот алфавит происходит от енисейского варианта древнетюркской рунической письменности . Эта архаичная версия башкирского языка могла бы быть более или менее диалектом протокипчакского языка, однако с тех пор башкирский язык претерпел ряд изменений гласных и согласных, которые являются результатом общей литературной истории. с идельским татарским языком с момента образования половецко-кипчакской конфедерации , когда огурские волжские булгары начали получать кипчакское тюркское влияние и стали идельскими татарами , скорее всего, между X и XI веками.
Ногайский языки, скорее всего , и карачаево-балкарский являются наиболее близкими по звучанию к вымершему протокипчакскому башкирскому языку.
На протяжении примерно 900 лет башкирский язык и идель-татарский язык, ранее будучи совершенно разными языками, «слились» в ряд диалектов общего «волжско-кипчакского» или «волжско-тюркского» языка. Идельские татары и башкиры были и всегда были двумя народами совершенно разного происхождения, культуры и идентичности, но из-за общей литературной истории на протяжении 900 лет эти два языка оказались в одном языке, на котором говорили на разных диалектах с особенности в зависимости от людей, которые их говорили.
Например, диалекты, на которых говорят башкиры, имеют тенденцию иметь акцент, который больше всего напоминает другие кыпчакские языки, такие как кыргызский , казахский , ногайский , каракалпакский и многие другие языки кыпчакской подгруппы, в то время как диалекты, на которых говорят идельские татары, имеют акцент. акценты больше напоминают оригинальный огурский волго-булгарский язык, на котором говорили до половецкого вторжения .
В начале 20-го века, особенно во время русской революции , когда Башкортостан и Татарстан стали двумя разными республиками, башкирский и идель-татарский языки были определены как два отдельных литературных языка, каждый из которых основан на наиболее различных диалектах Поволжья. Кипчакский язык, на котором говорят башкиры и идельские татары .
Кириллица является официальным алфавитом, используемым для письма на башкирском языке.
Демография
[ редактировать ]Этническое население башкир оценивается в 2 миллиона человек ( SIL Ethnologue, 2009 ). Всероссийская перепись 2021 года зафиксировала в России 1 571 879 этнических башкир , из них 1 268 806 проживают в Башкортостане (31,5% от общей численности населения республики).
Культура
[ редактировать ]Башкиры традиционно занимались земледелием, скотоводством и пчеловодством. Полукочевые башкиры путешествовали то по горам, то по степям, пася скот. Еще одна засвидетельствованная традиция — дикоульевое пчеловодство, которое практикуется в том же Бурзянском районе вблизи Каповой пещеры . [28]
Традиционное башкирское блюдо бишбармак готовят из отварного мяса и халмы (разновидность лапши), посыпают зеленью, приправляют луком и коротом (молодым сухим сыром). Молочные продукты — еще одна примечательная особенность башкирской кухни : блюда часто подаются с молочными продуктами, и немногие торжества обходятся без подачи корота или каймака (сметаны).
Эпические поэмы и мифология
[ редактировать ]Башкиры имеют богатый фольклор, отсылающий к зарождению и ранней истории народа. Через произведения устного народного творчества взгляды древних башкир на природу сохраняются , их мудрость, психология, нравственные идеалы. Жанровый состав башкирской устной традиции разнообразен: былины и сказки , легенды и предания, загадки, песни (обрядовые, эпические или лирические) и др.
Башкирские поэмы, как и эпические произведения других народов, берут свое начало в древнетюркской мифологии , по сути башкирскую эпическую сказочную культуру можно считать более развитым и расширенным вариантом древнетюркской эпической культуры. Большинство стихотворений башкирской мифологии записаны и изданы книгами в начале ХХ века, эти стихотворения составляют значительную часть литературы башкирского народа и являются важными образцами дальнейшего развития тюркской культуры.
Некоторые из этих стихотворений стали важными на континентальном уровне, например, эпическая поэма « Урал-батыр », повествующая о легендарном герое Урале, является источником названия Уральских гор . Другие стихотворения составляют большую часть башкирской национальной идентичности. Среди других сказок, помимо «Урал-батыра», - « Акбузат », « Кара юрга », « Ахак кола », « Конгур буга » и « Узак Тузак ».
Урал-батыр и его влияние
[ редактировать ]Поэма «Урал-батыр» представляет собой эпос, включающий божества тенгрианского пантеона . В основу ее положено доисламское башкирское мировоззрение. В «Урал-батыре» мир трехъярусен. Включает в себя небесную, земную и подземную (подводную) троицу: на небе обитает небесный царь Самрау, его жены — Солнце и Луна, у него две дочери — Умай и Айхылу , которые воплощаются либо в образе птиц, либо в образе птиц. или красивые девушки. В « Урал-батыре» Умай воплощается в лебедя , а позже по ходу повествования принимает облик красивой девушки.
На земле живут люди, лучшие из которых обязуются чтить и уважать существование природы. Третий мир — это подземный мир, где живут Дэвы (также единственное число Дэва или Див ), воплотившиеся в виде змеи, воплощения темных сил, живущих под землей. Через действия и разделения мира, описанные в «Урал-батыре», башкиры выражают манихейский взгляд на добро и зло . Легендарный богатырь Урал, обладая титанической силой, преодолевая невероятные трудности, уничтожает дэва и добывает «живую воду» (идея воды в природе, в доисламском башкирском пантеоне тюркской мифологии , считается духом жизни). .
Таким образом, Урал получает «живую воду», чтобы победить смерть во имя вечного существования человека и природы. Урал не пьет «живую воду», чтобы жить вечно. Вместо этого он решает зажечь его вокруг себя, умереть и пожертвовать вечность миру, а увядшая земля станет зеленой. Урал умирает, и из его тела возникают Уральские горы ; Название Уральского горного хребта происходит от этого стихотворения.
Музыка
[ редактировать ]У башкир существует стиль обертонного пения, называемый озляу (иногда пишется узляу ; башкортский Өзләү ), который почти вымер. Кроме того, башкорцы поют еще и узляу, играя на курае – национальном инструменте. Эту технику пения на флейте можно также найти в народной музыке даже на западе, например, на Балканах и в Венгрии .
Менталитет
[ редактировать ]У башкир рождаются следующие существенные характеристики башкирского менталитета: философское, поэтическое мышление, гостеприимство и смелость, спокойствие, простота, скромность, толерантность, гордость, обостренное чувство справедливости и соперничества. Фундаментальной ценностью башкирского менталитета является гуманизм, именно эта идея проходит через всю ось культуры народа. [ нужна ссылка ]
Религия
[ редактировать ]В доисламский период башкиры практиковали анимизм и шаманизм , восприняли космогонию тенгрианства . [48] [49]
Башкиры начали принимать ислам в X веке. [50] [28] Арабский путешественник Ибн Фадлан в 921 году встретил некоторых башкир, которые уже были мусульманами. [51] Окончательное утверждение ислама среди башкир произошло в 1320-1330-х годах, в период Золотой Орды . В современном Башкортостане сохранился Мавзолей Хусейн-Бека , место захоронения первого имама исторического Башкортостана. Мавзолей представляет собой здание 14 века. Екатерина Великая учредила Оренбургское магометанское духовное собрание в 1788 году в Уфе , которая была первым мусульманским административным центром в России.
Религиозное возрождение среди башкир началось в начале 1990-х годов. [52] По словам Талгата Таджуддина, в 2010 году в Башкортостане было более 1000 мечетей. [53]
Башкиры — преимущественно -сунниты ханафитского мазхаба мусульмане . [54]
Известные башкиры
[ редактировать ]- См. Список башкир.
См. также
[ редактировать ]- Башкирская лошадь
- Караякуповская культура
- Башкирский менталитет
- Национально-освободительная борьба башкирского народа.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Эти источники, возможно, спутали башкир с венграми , поскольку территорию современного Башкортостана часто называют « Великой Венгрией », зоной, где жили мадьярские племена до их миграции в Европу; полагают, что башкиры могли контактировать с этими мадьярскими племенами, поскольку некоторые северные племена современных башкир действительно имеют генетическое соответствие с венграми
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Льюис, М. Пол (ред.) (2009). «Этнолог: Языки мира, Шестнадцатое издание» . Этнолог . Даллас, Техас: SIL International.
{{cite news}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Этнические группы России в переписи 2021 года . (на русском языке)
- ^ «PeopleGroups.org — Башкиры Казахстана» . Peoplegroups.org .
- ^ «PeopleGroups.org — Башкиры Узбекистана» . Peoplegroups.org .
- ^ Население по национальным и/или этническим группам, полу и городскому/сельскому месту жительства: каждая перепись, 1985–2003 гг.
- ^ "Итоги всеобщей переписи населения Туркменистана по национальному составу в 1995 году" . Archived from the original on 2013-03-13 . Retrieved 2013-03-11 .
- ^ "Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей" . www.demoscope.ru .
- ^ «Население по этнической принадлежности на начало года – Период времени и этническая принадлежность | Национальная статистическая система Латвии» . data.stat.gov.lv.
- ^ Распределение населения Латвии по национальному составу и национальностям, 01.01.2023. - ПМЛП
- ^ «Вали табель» . andmed.stat.ee .
- ^ [Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. Численность постоянного населения по национальностям по переписи 2009 года]
- ^ "Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей" . www.demoscope.ru .
- ^ "Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей" . www.demoscope.ru .
- ^ "Демоскоп Weekly – Приложение. Справочник статистических показателей" .
- ^ "8. НАСЕЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ МНОГОЧИСЛЕННЫХ" (PDF) . Gks.ru. Archived from the original (PDF) on 2019-07-13 . Retrieved 2015-03-16 .
- ^ Бижанова М. Р. (2006). «Башкиро-казахстанские отношения в XVIII веке » Вестник Башкирского университета (журнал). 11 (4) (Вестник Башкирского университета: ред.): 146–1
- ^ Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. Издательство «Наука», Москва, 1974 г.
- ^ Трепавлов В. В. Ногаи в Башкирии, XV—XVII вв. Княжеские роды ногайского происхождения. Уфа: Урал. науч. центр РАН, 1997. 72 с. (Материалы и исследования по истории и этнологии Башкортостана. № 2)
- ^ Салихов А.Г. О башкиро-крымско-татарских культурных связях . Издательство «ГУП РБ Издательство «Республика Башкортостан», Уфа, 2017 г.
- ^ Nature.com [1] Y-хромосомная связь между венграми и географически отдаленными популяциями Уральского горного региона и Западной Сибири, 2019.
- ^ «УРАЛ-ВОЛЖСКИЙ ТЮРЬКИЙ ЯЗЫК » bashenc.online . Проверено 10 апреля 2024 г.
- ^ "О названии башкирцев" (in Russian). Оренбургские губернские ведомости. 1847: 297.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Д. М. Данлоп (1967). История еврейских хазар . Нью-Джерси. п. 34.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «БАШКИРТ — одно из среднеазиатских тюркских племен». . Энциклопедия ислама TDV (44+2 тома) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. 1988–2016.
- ^ Питер Б. Голден, Хаггей Бен-Шаммай и Андраш Рона-Тас, Мир хазар: новые перспективы , Лейден/Бостон, Брилл, 2007, стр. 422.
- ^ Рона-Тас, Андраш; Рона-Тас, Андраш (1999). Венгры и Европа в раннем средневековье: введение в раннюю венгерскую историю . Перевод Бодоцкого, Николая. Будапешт, Нью-Йорк: Центральноевропейский университет. Нажимать. стр. 289–294. ISBN 978-963-9116-48-1 .
- ^ Ченг, Фанги. «Исследование идентификации Тиле и огурских племен» : 83–84.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с д Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 188, 189. ISBN. 1-57958-468-3 .
- ^ Лозинский, Аскольд С. (26 декабря 2022 г.). «Мнение: Уроки истории: Репрессии России в отношении башкир» . Получайте последние новости Украины сегодня —kyivpost .
- ^ Акманов И. Г. Башкирские восстания XVII-XVIII веков. Явление в истории народов Евразии. - Уфа: Книга, 2016.
- ^ Jump up to: а б Вершинин, Александр; РИР, специально для (29.07.2014). «Как русские степняки победили армию Наполеона» . www.rbth.com . Проверено 14 января 2020 г.
- ^ Ибрагимов, Н.Г. (1988). «[Государственная и частная помощь эвакуированным госпиталям Башкирской АССР в годы войны]». Советское здравоохранение (3): 64–67. ISSN 0038-5239 . ПМИД 3287647 .
- ^ Трофимова Н.В.; Литвинов, С.С.; Хусаинова, Р.И.; Пенкин, Л.Н.; Ахметова В.Л.; Ахатова Ф.С.; Хуснутдинова, ЕК (01.01.2015). «Генетическая характеристика популяций Волго-Уральского региона по изменчивости Y-хромосомы» . Российский генетический журнал . 51 (1): 108–115. дои : 10.1134/S1022795414120138 . ISSN 1608-3369 . ПМИД 25857199 .
- ^ Юнусбаев Б.; Метспалу, М.; Ярве, М.; Кутуев И.; Роотси, С.; Метспалу, Э.; Бехар, DM; Варенди, К.; Саакян О.; Хусаинова Р.; Епископосян Л.; Хуснутдинова Е.К.; Андерхилл, Пенсильвания; Кивисилд, Т.; Виллемс, Р. (2012). «Кавказ как асимметричный полупроницаемый барьер на пути миграции древних людей» . Молекулярная биология и эволюция . стр. 359–365. дои : 10.1093/molbev/msr221 . ПМИД 21917723 .
- ^ Jump up to: а б "Лобов А. С. Структура генофонда субпопуляций башкир. Диссертация кандидата биологических наук. — Уфа, 2009.- 131 с." (PDF) (in Russian). Archived from the original (PDF) on August 16, 2011.
- ^ http://ftp.anrb.ru/molgen/Lobov_AS.PDF
- ^ Пост, Хелен; Немет, Эндре; Климат, Ласло; Цветы, Родриго; Фехер, Тибор; Тюрк, Аттила; Секели, Габор; Саакян, Оганес; Мондал, Маюх; Монтинаро, Франческо; Кармин, Моника (24 мая 2019 г.). «Y-хромосомная связь между венграми и географически отдаленными популяциями Уральского горного региона и Западной Сибири» . Научные отчеты 9 (1): 7786. Бибкод : 2019НатСР... 9.7786P дои : 10.1038/ s41598-019-44272-6 ISSN 2045-2322 . ПМЦ 6534673 . ПМИД 31127140 .
- ^ Непарачки, Эндре; и др. (12 ноября 2019 г.). «Гаплогруппы Y-хромосомы у гуннов, аварцев и кочевых народов Карпатского бассейна, завоевавших венгерский период» . Научные отчеты . 9 (16569). Nature Research : 16569. Бибкод : 2019NatSR...916569N . дои : 10.1038/s41598-019-53105-5 . ПМК 6851379 . ПМИД 31719606 .
- ^ Фоти, Эржебет; Гонсалес, Анджела; Фехер, Тибор; Гугора, Ариана; Фоти, Абель; Биро, Орсоля; Кейзер, Кристина (14 января 2020 г.). «Генетический анализ венгерских завоевателей-мужчин: европейские и азиатские отцовские линии венгерских племен-завоевателей» . Археологические и антропологические науки . 12 (1): 31. Бибкод : 2020ArAnS..12...31F . дои : 10.1007/s12520-019-00996-0 . ISSN 1866-9565 .
- ^ Надь, Польша; Олас, Дж.; Непарачки, Э.; и др. (2020), «Определение филогенетического происхождения династии Арпад на основе секвенирования Y-хромосомы Белы Третьего», European Journal of Human Genetics , 29 (1): 164–172, doi : 10.1038/s41431-020-0683- z , PMC 7809292 , PMID 32636469
- ^ «R-SUR51 Гаплогруппа Y-ДНК» . YПолный .
- ^ Суслова Т.А.; Бурмистрова А.Л.; Чернова, М.С.; Хромова Е.Б.; Лупар, Э.И.; Тимофеева С.В.; Девальд, IV; Вавилов, М.Н.; Дарк, К. (октябрь 2012 г.). «Частоты гена и гаплотипов HLA у русских, башкир и татар, проживающих в Челябинской области (Южный Урал России): частоты гена и гаплотипов HLA у русских, башкир и татар» . Международный журнал иммуногенетики . 39 (5): 394–408. дои : 10.1111/j.1744-313X.2012.01117.x . ПМИД 22520580 . S2CID 20804610 .
- ^ Юнусбаев, Баязит; Мецпалу, Мейт; Мецпалу, Эне; Валеев, Альберт; Литвинов, Сергей; Валиев, Руслан; Ахметова, Вита; Балановская, Елена; Балановский Олег; Турдикулова, Шахло; Далимова, Дильбар; Нимадава, Пагбаджабин; Бахманимер, Ардешир; Саакян, Оганес; Тамбетс, Кристина (21 апреля 2015 г.). «Генетическое наследие экспансии тюркоязычных кочевников по Евразии» . ПЛОС Генетика . 11 (4): e1005068. дои : 10.1371/journal.pgen.1005068 . ISSN 1553-7404 . ПМК 4405460 . ПМИД 25898006 .
- ^ Юнусбаев, Баязит; Мецпалу, Мейт; Мецпалу, Эне; Валеев, Альберт; Литвинов, Сергей; Валиев, Руслан; Ахметова, Вита; Балановская, Елена; Балановский Олег; Турдикулова, Шахло; Далимова, Дильбар; Нимадава, Пагбаджабин; Бахманимер, Ардешир; Саакян, Оганес; Тамбетс, Кристина; Федорова, Сардана; Барашков, Николай; Хидиятова Ирина; Михайлов, Эвелин; Хусаинова, Рита; Дамба, Лариса; Деренко, Мирослава; Малярчук Борис; Осипова, Людмила; Воевода Михаил; Епископосян, Левон; Кивисилд, Тоомас; Хуснутдинова, Эльза; Виллемс, Ричард (21 апреля 2015 г.). «Генетическое наследие экспансии тюркоязычных кочевников по Евразии» . ПЛОС Генет . 11 (4): e1005068. дои : 10.1371/journal.pgen.1005068 . ISSN 1553-7404 . ПМК 4405460 . ПМИД 25898006 . «Например, современные татары, башкиры, казахи, узбеки и кыргызы проживают от бассейна Волги до Тянь-Шаня в Центральной Азии, однако (рис. 5) демонстрируют свидетельства недавнего примеси в пределах от 13-го по 14-й век. Эти народы говорят на тюркских языках кипчакско-карлукской ветви, а возраст их примеси датируется предполагаемыми миграциями исконных тюрков-кипчаков из Прииртышья и Оби в XI веке» [37].
- ^ Утияма, Дзюнзо; Гиллам, Дж. Кристофер; Савельев Александр; Нин, Чао (январь 2020 г.). «Динамика популяций в лесах Северной Евразии: долгосрочная перспектива Северо-Восточной Азии» . Эволюционные гуманитарные науки . 2 : е16. дои : 10.1017/ehs.2020.11 . hdl : 21.11116/0000-0007-7733-A . ISSN 2513-843X . ПМЦ 10427466 . ПМИД 37588381 .
- ^ Триска, Петр; Чеканов, Николай; Степанов Вадим; Хуснутдинова Эльза К.; Кумар, Ганеш Прасад Арун; Ахметова, Вита; Бабалян Константин; Булыгина Евгения; Харьков, Владимир; Губина, Марина; Хидиятова Ирина; Хитринская Ирина; Храмеева Екатерина Евгеньевна; Хусаинова, Рита; Коновалова, Наталья (28 декабря 2017 г.). «Между Байкалом и Балтийским морем: геномная история ворот в Европу» . БМК Генетика . 18 (1): 110. дои : 10.1186/s12863-017-0578-3 . ISSN 1471-2156 . ПМК 5751809 . ПМИД 29297395 .
- ^ Мароти, Золтан; Непарачки, Эндре; Шютц, Оскар; Маар, Китти; Варга, Гергели И.Б.; Ковач, Бенце; Кальмар, Тибор; Ньерки, Эмиль; Надь, Иштван; Латиновичс, Дора; Тиханьи, Балаж; Марсик, Антония; Палфи, Дьёрдь; Бернерт, Жолт; Галлина, Жолт (11 июля 2022 г.). «Генетическое происхождение гуннов, аваров и венгров-завоевателей» . Современная биология . 32 (13): 2858–2870.e7. Бибкод : 2022CBio...32E2858M . дои : 10.1016/j.cub.2022.04.093 . ISSN 0960-9822 . ПМИД 35617951 . S2CID 246191357 .
- ^ Ширин Хантер, Джеффри Л. Томас, Александр Меликишвили, « Ислам в России: политика идентичности и безопасности », ME Sharpe Inc.
- ^ К вопросу о тенгрианстве башкир // Compatriot, Popular Science Magazine (in Russian)
- ^ Ширин Акинер, « Исламские народы Советского Союза », второе издание, 1986 г.
- ^ Аллен Дж. Франк, « Исламская историография и «булгарская» идентичность среди татар и башкир », Брилл, 1998 г.
- ^ Джеффри Э. Коул, « Этнические группы Европы: энциклопедия », издательская группа Greenwood.
- ^ Интерфакс. Говорить о притеснении ислама в России кощунственно, считает Талгат Таджуддин // Interfax , 17 December 2010
- ^ « Башкортостан и башкиры », Энциклопедия.com
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). » энциклопедия Британская Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 466.
- Rudenko, S. I. (2006). Башкиры: историко-этнографические очерки [ Башкиры: историко-этнографические очерки ] (на русском языке). Уфа: Китап. ISBN 5-295-03899-8 .
- Кузеев, Р.Г. (2010). Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения [ Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения . Уфа: ДизайнПолиграфСервис. ISBN 978-5-94423-212-0 .
- Bermisheva, M. A.; Ivanov, V. A.; Kinyabaeva, G. A.; et al. (2011). Антропология башкир [ Антропология башкир ] (на русском языке). СПб: Алетейя. ISBN 978-5-91419-386-4 .
- Кульшарипов М.М., изд. (2009). История башкирского народа: в 7 томах. Т. Я [ История башкирского народа: 7 т. Том. Я ] (на русском языке). Москва: Наука. ISBN 978-5-02-037010-4 . Архивировано из оригинала 06 марта 2017 г. Проверено 2 октября 2016 г.
- Кульшарипов М.М., изд. (2012). История башкирского народа: в 7 томах. Т. II [ История башкирского народа: 7 т. Том. II ] (на русском языке). Уфа: Глэм. ISBN 978-5-91608-100-8 . Архивировано из оригинала 21 марта 2017 г. Проверено 2 октября 2016 г.
- Кульшарипов М.М., изд. (2011). История башкирского народа: в 7 томах. Т. III [ История башкирского народа: 7 т. Том. III ] (на русском языке). Уфа: Глэм. ISBN 978-5-7501-1301-9 .
- Кульшарипов М.М., изд. (2011). История башкирского народа: в 7 томах. Т. IV [ История башкирского народа: 7 т. Том. IV ] (на русском языке). Москва: Наука. ISBN 978-5-02-038276-3 .
- Кульшарипов М.М., изд. (2009). История башкирского народа: в 7 томах. Т. В [ История башкирского народа: 7 т. Том. В ] (на русском языке). Уфа: Глэм. ISBN 978-5-7501-1199-2 . Архивировано из оригинала 05 марта 2016 г. Проверено 2 октября 2016 г.
- Кульшарипов М.М., изд. (2009). История башкирского народа: в 7 томах. Т. VI [ История башкирского народа: 7 т. Том. VI ] (на русском языке). Москва: Наука. ISBN 978-5-02-036494-3 . Архивировано из оригинала 15 января 2017 г. Проверено 2 октября 2016 г.
- Кульшарипов М.М., изд. (2012). История башкирского народа: в 7 томах. Т. VII [ История башкирского народа: 7 т. Том. VII ] (на русском языке). Уфа: Глэм. ISBN 978-5-4466-0040-3 . Архивировано из оригинала 6 октября 2014 г. Проверено 2 октября 2016 г.
- Асфандияров А.З., ред. (2013). Военная история башкир: энциклопедия [ Военная история башкир: Энциклопедия ] (на русском языке). Уфа: Башкирская энциклопедия. ISBN 978-5-8818-5076-0 .
- Кузеев, Р.Г.; Данилко Е.С., ред. (2015). Башкиры [ Башкиры ] (на русском языке). Москва: Наука. ISBN 978-5-02-039182-6 .
- Ильгамов М.А., изд. (2015–2016). Башкирская энциклопедия: в 7 томах. [ Башкирская энциклопедия: 7 т. ] (на русском языке). Уфа: Башкирская энциклопедия. ISBN 978-5-88185-306-8 . Архивировано из оригинала 22 января 2020 г. Проверено 19 февраля 2017 г.
- Карагез, Эркан (2021). Сравнительное исследование мотивов в Волго-Уральских (татарских и башкирских) волшебных сказках: Перенос – определение мотива (мотив – по «Указателю народной литературы») – указатель мотива (на турецком языке). Том. 1. Анкара: Президентство культурного центра Ататюрка. стр. 587–950 (Башкирские сказки). ISBN 978-975-17-4742-6 .