Jump to content

Зеки Велиди Тоган

Зеки Велиди Тоган
Ахметзаки Валиди Туган
Рожденный Ахмацаки Валиди
( 1890-12-10 ) 10 декабря 1890 г.
Умер 26 июля 1970 г. ) ( 1970-07-26 ) ( 79 лет
Национальность Башкирский
Гражданство Российская Империя, СССР,
Турция (позже)
Занятие Историк
Подпись

Зеки Велиди Тоган ( башкирский : Ахметзаки Ахметшах улы Валиди , латинизированный : Эксметзаки Эхметшах ulı Wəlidi , русский : Ахмет-Заки Ахметшахович Валидов , латинизированный : Ахмет- Заки Ахметшахович Валидов , турецкий : Ахмет Зеки Велиди Тоган ; 1890–1970 в Стамбуле ), а Башкирский историк [1] Тюрколог , [2] и лидер Башкирского революционно-освободительного движения, доктор философских наук (1935), профессор, почётный доктор Манчестерского университета (1967).

Биография

[ редактировать ]
имени Зеки Национальная библиотека Республики Башкортостан Велиди Тогана в Уфе.
Памятник Зеки Велиди Тогану во дворе СПбГУ

Родился в селе Кузяново ( башкир : Көҙән) Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне Ишимбайский район Башкортостана ) .

С 1912 по 1915 Велиди преподавал в медресе в Казани (Касимия), а с 1915 по 1917 год был членом бюро поддержки мусульманских депутатов в Государственной Думе . В 1917 году он был избран депутатом Миллет Меджлиси и вместе с Шерифом Манатовым организовал Башкирское Шуро (Совет). На Башкирском съезде в Оренбурге в декабре 1917 года он провозгласил автономную Башкирию . Однако 3 февраля 1918 года он был арестован советскими войсками. В апреле 1918 года ему удалось бежать и присоединиться к противостоящим большевикам силам.

В 1918 и 1919 годах башкирские войска Велиди сначала сражались под командованием атамана Александра Дутова , затем под командованием адмирала Колчака против большевистских войск. После того как РСФСР пообещала башкирам автономию, Велиди перешел на сторону, воюя с большевиками. [3]

С февраля 1919 по июнь 1920 года он был председателем Башревкома ( Башкирского ревкома). Он присутствовал на Конгрессе народов Востока, состоявшемся в Баку в сентябре 1920 года, где принял участие в разработке устава ERK , мусульманской социалистической организации. Однако, чувствуя, что большевики нарушили свои обещания, он стал более критично относиться к ним, когда переехал в Среднюю Азию .

В Туркестане Велиди стал лидером басмаческого движения . [4] С 1920 по 1923 год он был председателем «Национального союза Туркестана». В апреле 1923 года он входил в состав делегации британского посольства в Мешхеде с просьбой о поддержке басмачей, что было встречено британскими официальными лицами со скептицизмом. [5]

В 1923 году Валиди эмигрировал, обнаружив оригинальные рукописи Ахмада ибн Фадлана в Иране .

С 1925 года Велиди жил в Турции и в 1927 году был назначен заведующим кафедрой истории Турции в Стамбульском университете . [6] Однако его противоречивые взгляды, критикующие диссертацию по истории Турции на Первом конгрессе турецкого языка в 1932 году, [7] заставил его искать убежища в Вене, [8] где он получил степень доктора философии в Венском университете в 1935 году. После этого он стал профессором Боннского университета (1935–1937) и Геттингенского университета (1938–1939). [3] 3 мая 1944 года произошли протесты в поддержку Нихала Атсыза, который предстал перед судом, а 9 мая он был задержан вместе с другими пантюркистами, такими как Алпарслан Тюркеш , Нихал Атсыз и Реха Огуз Тюрккан . В марте 1945 года его приговорили к 10 годам каторжных работ. [9] В ходе суда его обвинили в том, что он возглавлял Гюрем, организацию, целью которой было создание военного союза с нацистской Германией с целью освобождения тюркского народа, проживающего в Советском Союзе . [10] В 1947 году повторное судебное разбирательство завершилось освобождением всех обвиняемых. [11] В 1953 году он стал организатором İslam Tetkikleri Enstitüsü (Института исламских исследований) в Стамбульском университете . В 1967 году ему была присвоена степень почётного доктора университета Манчестерского . В то же время он внес вклад в Энциклопедию тюркских народов . Его статьи о культуре, языке и истории тюркских народов переведены на многие языки.

Просмотры

[ редактировать ]

Велиди был тюркистом и выступал за устранение персидского культурного влияния в тюркском мире, став влиятельным в продвижении этого в джадидистском движении. По его мнению, тюркские народы оказались «в плену цивилизации иранцев», критикуя речь и литературу жителей городов Бухары , Ферганы и Хивы за смешение с персидской лексикой. Он считал, что необходимо устранить персидское влияние, чтобы тюркские народы обрели собственное «национальное духовное богатство». [12]

  1. ^ Цензура и история: 1914–1945: Историография на службе диктатур , Антон Де Баетс, Оксфордская история исторического письма: Том 4: 1800–1945, изд. Стюарт Макинтайр, Хуан Майгуашка и Аттила Пок (Oxford University Press, 2011), 138, 147.
  2. ^ История литературы: к глобальной перспективе: понятия литературы в разные времена и культуры, Том 1, изд. Андерс Петтерссон (Gmbh & Co., 2006), 299.
  3. ^ Jump up to: а б «Тоган, Ахмед Зеки Валидов | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 1 октября 2019 г.
  4. ^ Паксой, Хасан (июнь 1995 г.), «Движение басмачей изнутри: отчет Зеки Велиди Тогана» , Nationalities Papers , 23 (2): 373–399, doi : 10.1080/00905999508408381 , S2CID   162270663 , получено 18 декабря 2005 г.
  5. ^ Бергне, Пол (2007). Рождение Таджикистана: национальная идентичность и истоки республики . ИБ Таурис . стр. 95–96. Вероятно, главным постом прослушивания за пределами Индии, который британцы поддерживали после революции 1917 года для наблюдения за событиями в советской Средней Азии, было Генеральное консульство в Мешеде. Смешанные чувства по поводу басмачества, питаемые чиновниками этого и других ведомств, иллюстрируются перепиской в ​​апреле 1923 года, возникшей в связи с появлением в Мешеде делегации, утверждавшей, что она представляет лейтенанта Энвер-паши и преемника Сами-бея из так называемого «Туркестанского националистического комитета». (Энвер был убит в августе 1922 года). Ведущие члены этой группы, Ахмад Заки Валиди и Абдул Кадир (довольно неправдоподобно описанный как «казак»), обратились в Генеральное консульство в надежде заручиться поддержкой басмачей со стороны Великобритании. Описывая Сами-бея как ведущую фигуру туркестанского панисламистского движения, военный атташе майор Д. Томпсон выразил обеспокоенность тем, что, не удовлетворившись экспортом исламской революции в Россию, он может захотеть перенести ее и в Индию.
  6. ^ Ландау, Джейкоб М. (1981). Пантюркизм в Турции . Лондон: К. Херст и компания. п. 76. ИСБН  0905838572 .
  7. ^ Эргин, Мурат (2017). Является ли турок белым человеком?: Раса и современность в формировании турецкой идентичности . Издательство «Брилл» . стр. 131, 136–138. ISBN  978-90-04-32433-6 .
  8. ^ Позднеосманское и раннереспубликанское турецкое историческое письмо , Джемаль Кадафар и Хакан Т. Каратеке, Оксфордская история исторического письма: Том 4: 1800-1945, 574.
  9. ^ Ландау, Джейкоб М.; Ландау, профессор политологии Герстена Джейкоб М.; Ландау, Яаков М. (1995). Пантюркизм: от ирредентизма к сотрудничеству . Издательство Университета Индианы. п. 117. ИСБН  9780253328694 .
  10. ^ Узер, Умут (2016). Интеллектуальная история турецкого национализма: между турецкой этнической принадлежностью и исламской идентичностью . Университет Юты Пресс . п. 154. ИСБН  978-1-60781-465-8 .
  11. ^ Ландау, Джейкоб М.; Ландау, профессор политологии Герстена Джейкоб М.; Ландау, Яаков М. (1995). Пантюркизм: от ирредентизма к сотрудничеству . Издательство Университета Индианы. п. 118. ИСБН  9780253328694 .
  12. ^ Халид, Адиб (2019). Создание Узбекистана: нация, империя и революция в раннем СССР . Издательство Корнелльского университета . п. 68. ИСБН  9781501735851 . Проверено 12 января 2024 г. - из Интернет-архива . Зеки Велиди также многое сделал для изменения параметров джадидского дискурса в этом направлении. В серии эссе, которые он написал для кокандского журнала «Юрт» («Родина»), он изложил тюркскую ситуацию во всей ее ясности. Туркестан был первой страной, населенной тюрками, принявшей ислам, и был одним из центров исламской цивилизации в период ее расцвета. Но турки, несмотря на свое политическое и демографическое превосходство, оказались «в плену цивилизации иранцев». Тюркские интеллектуалы писали на арабском или персидском языке и пренебрегали своим собственным языком. Литература, создававшаяся при дворах Бухары, Ферганы и Хивы, не имела в себе ни капли тюркского элемента, а представляла собой бледное подражание персидской культуре, и даже повседневная речь городов смешалась с персидской лексикой. Все это нужно было повернуть вспять: поиск «своего национального духовного богатства» был необходим и возможен в новом порядке.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7fe256740cc2822a53201bed707c2766__1721050500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/66/7fe256740cc2822a53201bed707c2766.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zeki Velidi Togan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)