Зеки Велиди Тоган
Зеки Велиди Тоган | |
---|---|
Ахметзаки Валиди Туган | |
![]() | |
Рожденный | Ахмацаки Валиди 10 декабря 1890 г. |
Умер | 26 июля 1970 г. | ( 79 лет
Национальность | Башкирский |
Гражданство | Российская Империя, СССР, Турция (позже) |
Занятие | Историк |
Подпись | |
![]() |
Зеки Велиди Тоган ( башкирский : Ахметзаки Ахметшах улы Валиди , латинизированный : Эксметзаки Эхметшах ulı Wəlidi , русский : Ахмет-Заки Ахметшахович Валидов , латинизированный : Ахмет- Заки Ахметшахович Валидов , турецкий : Ахмет Зеки Велиди Тоган ; 1890–1970 в Стамбуле ), а Башкирский историк [1] Тюрколог , [2] и лидер Башкирского революционно-освободительного движения, доктор философских наук (1935), профессор, почётный доктор Манчестерского университета (1967).
Биография
[ редактировать ]

Родился в селе Кузяново ( башкир : Көҙән) Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне Ишимбайский район Башкортостана ) .
С 1912 по 1915 Велиди преподавал в медресе в Казани (Касимия), а с 1915 по 1917 год был членом бюро поддержки мусульманских депутатов в Государственной Думе . В 1917 году он был избран депутатом Миллет Меджлиси и вместе с Шерифом Манатовым организовал Башкирское Шуро (Совет). На Башкирском съезде в Оренбурге в декабре 1917 года он провозгласил автономную Башкирию . Однако 3 февраля 1918 года он был арестован советскими войсками. В апреле 1918 года ему удалось бежать и присоединиться к противостоящим большевикам силам.
В 1918 и 1919 годах башкирские войска Велиди сначала сражались под командованием атамана Александра Дутова , затем под командованием адмирала Колчака против большевистских войск. После того как РСФСР пообещала башкирам автономию, Велиди перешел на сторону, воюя с большевиками. [3]
С февраля 1919 по июнь 1920 года он был председателем Башревкома ( Башкирского ревкома). Он присутствовал на Конгрессе народов Востока, состоявшемся в Баку в сентябре 1920 года, где принял участие в разработке устава ERK , мусульманской социалистической организации. Однако, чувствуя, что большевики нарушили свои обещания, он стал более критично относиться к ним, когда переехал в Среднюю Азию .
В Туркестане Велиди стал лидером басмаческого движения . [4] С 1920 по 1923 год он был председателем «Национального союза Туркестана». В апреле 1923 года он входил в состав делегации британского посольства в Мешхеде с просьбой о поддержке басмачей, что было встречено британскими официальными лицами со скептицизмом. [5]
В 1923 году Валиди эмигрировал, обнаружив оригинальные рукописи Ахмада ибн Фадлана в Иране .
С 1925 года Велиди жил в Турции и в 1927 году был назначен заведующим кафедрой истории Турции в Стамбульском университете . [6] Однако его противоречивые взгляды, критикующие диссертацию по истории Турции на Первом конгрессе турецкого языка в 1932 году, [7] заставил его искать убежища в Вене, [8] где он получил степень доктора философии в Венском университете в 1935 году. После этого он стал профессором Боннского университета (1935–1937) и Геттингенского университета (1938–1939). [3] 3 мая 1944 года произошли протесты в поддержку Нихала Атсыза, который предстал перед судом, а 9 мая он был задержан вместе с другими пантюркистами, такими как Алпарслан Тюркеш , Нихал Атсыз и Реха Огуз Тюрккан . В марте 1945 года его приговорили к 10 годам каторжных работ. [9] В ходе суда его обвинили в том, что он возглавлял Гюрем, организацию, целью которой было создание военного союза с нацистской Германией с целью освобождения тюркского народа, проживающего в Советском Союзе . [10] В 1947 году повторное судебное разбирательство завершилось освобождением всех обвиняемых. [11] В 1953 году он стал организатором İslam Tetkikleri Enstitüsü (Института исламских исследований) в Стамбульском университете . В 1967 году ему была присвоена степень почётного доктора университета Манчестерского . В то же время он внес вклад в Энциклопедию тюркских народов . Его статьи о культуре, языке и истории тюркских народов переведены на многие языки.
Просмотры
[ редактировать ]Велиди был тюркистом и выступал за устранение персидского культурного влияния в тюркском мире, став влиятельным в продвижении этого в джадидистском движении. По его мнению, тюркские народы оказались «в плену цивилизации иранцев», критикуя речь и литературу жителей городов Бухары , Ферганы и Хивы за смешение с персидской лексикой. Он считал, что необходимо устранить персидское влияние, чтобы тюркские народы обрели собственное «национальное духовное богатство». [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Цензура и история: 1914–1945: Историография на службе диктатур , Антон Де Баетс, Оксфордская история исторического письма: Том 4: 1800–1945, изд. Стюарт Макинтайр, Хуан Майгуашка и Аттила Пок (Oxford University Press, 2011), 138, 147.
- ^ История литературы: к глобальной перспективе: понятия литературы в разные времена и культуры, Том 1, изд. Андерс Петтерссон (Gmbh & Co., 2006), 299.
- ^ Jump up to: а б «Тоган, Ахмед Зеки Валидов | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 1 октября 2019 г.
- ^ Паксой, Хасан (июнь 1995 г.), «Движение басмачей изнутри: отчет Зеки Велиди Тогана» , Nationalities Papers , 23 (2): 373–399, doi : 10.1080/00905999508408381 , S2CID 162270663 , получено 18 декабря 2005 г.
- ^ Бергне, Пол (2007). Рождение Таджикистана: национальная идентичность и истоки республики . ИБ Таурис . стр. 95–96.
Вероятно, главным постом прослушивания за пределами Индии, который британцы поддерживали после революции 1917 года для наблюдения за событиями в советской Средней Азии, было Генеральное консульство в Мешеде. Смешанные чувства по поводу басмачества, питаемые чиновниками этого и других ведомств, иллюстрируются перепиской в апреле 1923 года, возникшей в связи с появлением в Мешеде делегации, утверждавшей, что она представляет лейтенанта Энвер-паши и преемника Сами-бея из так называемого «Туркестанского националистического комитета». (Энвер был убит в августе 1922 года). Ведущие члены этой группы, Ахмад Заки Валиди и Абдул Кадир (довольно неправдоподобно описанный как «казак»), обратились в Генеральное консульство в надежде заручиться поддержкой басмачей со стороны Великобритании. Описывая Сами-бея как ведущую фигуру туркестанского панисламистского движения, военный атташе майор Д. Томпсон выразил обеспокоенность тем, что, не удовлетворившись экспортом исламской революции в Россию, он может захотеть перенести ее и в Индию.
- ^ Ландау, Джейкоб М. (1981). Пантюркизм в Турции . Лондон: К. Херст и компания. п. 76. ИСБН 0905838572 .
- ^ Эргин, Мурат (2017). Является ли турок белым человеком?: Раса и современность в формировании турецкой идентичности . Издательство «Брилл» . стр. 131, 136–138. ISBN 978-90-04-32433-6 .
- ^ Позднеосманское и раннереспубликанское турецкое историческое письмо , Джемаль Кадафар и Хакан Т. Каратеке, Оксфордская история исторического письма: Том 4: 1800-1945, 574.
- ^ Ландау, Джейкоб М.; Ландау, профессор политологии Герстена Джейкоб М.; Ландау, Яаков М. (1995). Пантюркизм: от ирредентизма к сотрудничеству . Издательство Университета Индианы. п. 117. ИСБН 9780253328694 .
- ^ Узер, Умут (2016). Интеллектуальная история турецкого национализма: между турецкой этнической принадлежностью и исламской идентичностью . Университет Юты Пресс . п. 154. ИСБН 978-1-60781-465-8 .
- ^ Ландау, Джейкоб М.; Ландау, профессор политологии Герстена Джейкоб М.; Ландау, Яаков М. (1995). Пантюркизм: от ирредентизма к сотрудничеству . Издательство Университета Индианы. п. 118. ИСБН 9780253328694 .
- ^ Халид, Адиб (2019). Создание Узбекистана: нация, империя и революция в раннем СССР . Издательство Корнелльского университета . п. 68. ИСБН 9781501735851 . Проверено 12 января 2024 г. - из Интернет-архива .
Зеки Велиди также многое сделал для изменения параметров джадидского дискурса в этом направлении. В серии эссе, которые он написал для кокандского журнала «Юрт» («Родина»), он изложил тюркскую ситуацию во всей ее ясности. Туркестан был первой страной, населенной тюрками, принявшей ислам, и был одним из центров исламской цивилизации в период ее расцвета. Но турки, несмотря на свое политическое и демографическое превосходство, оказались «в плену цивилизации иранцев». Тюркские интеллектуалы писали на арабском или персидском языке и пренебрегали своим собственным языком. Литература, создававшаяся при дворах Бухары, Ферганы и Хивы, не имела в себе ни капли тюркского элемента, а представляла собой бледное подражание персидской культуре, и даже повседневная речь городов смешалась с персидской лексикой. Все это нужно было повернуть вспять: поиск «своего национального духовного богатства» был необходим и возможен в новом порядке.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Паксой, Хасан (июнь 1995 г.), «Движение басмачей изнутри: отчет о Зеки Велиди Тогане» , Nationalities Papers , 23 (2): 373–399, doi : 10.1080/00905999508408381 , S2CID 162270663 , получено 18 декабря 2005 г.
- Паксой, Хасан (1992), «З.В. Тоган: Происхождение казаков и узбеков» , Central Asian Survey , 11 (3): 83–100, doi : 10.1080/02634939208400781 , заархивировано из оригинала 8 ноября 2020 г. , получено 18 декабря 2005 г.
- ЗВТоган. МЕМУАРЫ: Борьба за национально-культурную независимость Туркестана и других восточных тюрков-мусульман
- Копо, Этьен (1993), «Движение Прометея», Cahiers d’études sur la Méditerranée oriental et le monde Turco-Iranien (CEMOTI), 16: 9–45. https://www.persee.fr/doc/cemot_0764-9878_1993_num_16_1_1050
- Зеки Велиди Тоган МЕМУАРЫ: Национальное существование и культурная борьба Туркестана и других мусульманских восточных тюрков, 510 стр.
- Зеки Велиди Тоган МЕМУАРЫ: Национальное существование и культурная борьба Туркестана и других мусульманских восточных тюрков --- полный текст в переводе с оригинала
- Заур Гасымов, «Трансфер и асимметрия», Европейский журнал тюркских исследований [Онлайн], 24 | 2017 г., онлайн с 8 ноября 2017 г., подключение 17 ноября 2017 г. URL: http://ejts.revues.org/5432
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1890 рождений
- 1970 смертей
- Жители Ишимбайского района.
- Жители Стерлитамакского уезда.
- Члены Учредительного собрания России.
- Турецкие историки ХХ века
- Турецкие тюркологи
- Историки Средней Азии
- хазарские исследования
- Пантюркисты
- Мусульмане из Российской Империи
- Турецкий народ башкирского происхождения
- Люди Гражданской войны в России.
- Советские эмигранты в Турцию
- Академический состав Боннского университета
- Осужденные по делам о расизме и туранизме