Ахмад ибн Фадлан
Ахмад ибн Фадлан | |
---|---|
Рожденный | |
Богословская работа | |
Эра | Золотой век ислама |
Основные интересы | Исламская юриспруденция |
Ахмад ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид ибн Хаммад ( араб . Ахмад ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид ибн Хаммад ; широко известный как Ахмад ибн Фадлан (или Ибн Фослан в старой европейской литературе) был путешественником X века из Багдад , Аббасидский халифат , [а] известен своим отчетом о своих путешествиях в качестве члена посольства аббасидского аль халифа -Муктадира Багдадского . к царю волжских булгар , известный как его рисала («отчет» или «журнал») [б]
Его отчет наиболее известен тем, что дает подробное описание волжских викингов , включая рассказы очевидцев о жизни в составе торгового каравана и свидетельствах захоронения корабля . [4] Он также подробно описал образ жизни тюрков-огузов, когда еще существовали Хазария, половцы и печенги. [5]
Подробные сочинения Ибн Фадлана цитировались многими историками. Они также послужили вдохновением для создания развлекательных произведений, в том числе Майкла Крайтона романа «Пожиратели мертвых» и его экранизации «13-й воин» . [6]
Биография
[ редактировать ]
Фон
[ редактировать ]В источниках того времени Ахмад ибн Фадлан описывался как араб . [2] [3] Однако Энциклопедия ислама и Ричард Н. Фрай добавляют, что ничего нельзя сказать с уверенностью о его происхождении, его этнической принадлежности, его образовании или даже датах его рождения и смерти. [8] [2]
Первоисточники и исторические тексты показывают, что Ахмад ибн Фадлан был факихом , знатоком исламской юриспруденции и веры, при дворе аббасидского халифа аль -Муктадира . [9] Из его писем становится очевидным, что до своего отъезда со своей исторической миссией он уже какое-то время служил при дворе аль-Муктадира. Помимо того факта, что он был одновременно путешественником и богословом на службе Аббасидского халифата, мало что известно об Ахмаде ибн Фадлане до 921 года и о его путешествиях, о которых он сам сообщил.
Посольство
[ редактировать ]

Ибн Фадлан был отправлен из Багдада в 921 году служить секретарем посла аббасидского халифа аль -Муктадира к илтабару (вассалу-царю при хазарах ) Булгарии Волжской Алмышу .
21 июня 921 г. (11 сафар 309 г. хиджры) дипломатическая партия во главе с Сьюзен ар-Расси, евнухом при дворе халифа, покинула Багдад. [10] В первую очередь целью их миссии было разъяснение исламского права недавно обращенным булгарским народам, живущим на восточном берегу реки Волги на территории нынешней России . Кроме того, посольство было отправлено в ответ на просьбу царя волжских булгар помочь им в борьбе с их врагами- хазарами . [11] Ибн Фадлан был религиозным советником группы и ведущим советником по исламским религиозным доктринам и праву. [12]
Ахмад ибн Фадлан и дипломатическая группа использовали установленные караванные маршруты в сторону Бухары , которая теперь является частью Узбекистана , но вместо того, чтобы следовать по этому маршруту до самого востока, они повернули на север, на территорию нынешнего северо-восточного Ирана. Покинув город Гурган недалеко от Каспийского моря , они пересекли земли, принадлежавшие различным тюркским народам, в частности Хазарскому каганату , тюркам-огузам на восточном побережье Каспия, печенегам на реке Урал и башкирам на территории нынешней центральной части Каспийского моря. России, но большая часть его рассказа посвящена Русам , т.е. Варягам (Викингам). [ нужна ссылка ] на Волжском торговом пути . В общей сложности делегация преодолела около 4000 километров (2500 миль). [10]
Посол Ибн Фадлана достиг столицы Волжской Булгарии 12 мая 922 года (12 мухаррама 310 года хиджры). Когда они прибыли, Ибн Фадлан зачитал вслух письмо халифа булгарскому хану и вручил ему подарки от халифата. На встрече с булгарским правителем Ибн Фадлан вручил письмо халифа, но был подвергнут критике за то, что не привез с собой обещанные халифом деньги на строительство крепости в качестве защиты от врагов булгар. [13]
Этнографическое письмо
[ редактировать ]Рукописная традиция
[ редактировать ]Долгое время был известен лишь неполный вариант описания, переданный в виде цитат в географическом словаре Якута (под рубриками Атиль , Башгирд , Булгар , Хазар , Хорезм , Рус ), [14] опубликовано в 1823 году Кристианом Мартином Френом . [15]
Только в 1923 году рукопись Зеки Велиди Тогана была обнаружена в музее Астане Кудс , Мешхед , Иран . [11] Рукопись, Библиотека Разави MS 5229 , датируется 13 веком (7 век хиджры ) и состоит из 420 страниц (210 листов). Помимо других географических трактатов, он содержит более полную версию текста Ибн Фадлана (стр. 390–420). Дополнительные отрывки, не сохранившиеся в MS 5229, цитируются в работе персидского географа XVI века Амина Рази под названием «Хафт Иклим» («Семь стран »).
Ни один из источников, похоже, не записывает полный отчет Ибн Фадлана. Якут приводит отрывки и несколько раз утверждает, что Ибн Фадлан также рассказал о своем возвращении в Багдад, но не цитирует такие материалы. Между тем, текст в библиотеке Разави MS 5229 обрывается на половине описания хазар. [16]
Учет волжских булгар
[ редактировать ]Примечательным аспектом жизни волжских булгар, на котором сосредоточился Ибн Фадлан, была их религия и институт ислама на этих территориях . Булгарский царь предложил религиозное обучение в знак уважения к Аббасидам в обмен на финансовую и военную поддержку, а миссия Ибн Фадлана как факиха заключалась в прозелитизме и дипломатии. [17]
Например, Ибн Фадлан в своей встрече подробно описывает, что хан Волжской Булгары допускает ошибку в своих молитвенных увещеваниях, повторяя молитву дважды. Один ученый называет это «показательным эпизодом» в тексте, где Ибн Фадлан выражает свой большой гнев и отвращение по поводу того факта, что хан и волжские булгары в целом исповедуют ту или иную форму несовершенного и доктринально необоснованного ислама. В целом Ибн Фадлан признавал и оценивал народы Центральной Евразии, с которыми он столкнулся, по владению и практике ислама, а также по их усилиям, направленным на использование, внедрение и развитие исламской веры и социальной практики в их соответствующем обществе. Следовательно, многие народы и общества для Ибн Фадлана были «подобны заблудшим ослам. У них нет религиозных связей с Богом и они не обращаются к разуму». [18]
Я видел русов, когда они совершали свой торговый путь и стояли станом на Итиле . Я никогда не видел более совершенных физических экземпляров, высоких, как финиковая пальма, белокурых и румяных; они не носят ни туник, ни кафтанов , но мужчины носят одежду, закрывающую одну сторону тела и оставляющую руки свободными. У каждого человека есть топор, меч и нож, и каждый из них всегда находится при себе. Каждая женщина носит на груди ящик из железа, серебра, меди или золота; стоимость шкатулки указывает на достаток мужа. В каждой коробочке есть кольцо, от которого висит нож. Женщины носят на шее кольца из золота и серебра. Их самые ценные украшения — зеленые стеклянные бусины. Они нанизывают их как ожерелья своим женщинам.
Ибн Фадлан , о русских купцах на Итиле, 922 год .
Счет Руси
[ редактировать ]Значительная часть рассказа Ибн Фадлана посвящена описанию народа, которого он называл русами (روس) или русийя . Хотя идентификация людей, которых описывает Ибн Фадлан, неясна, [19] их обычно считают волжскими викингами ; торговцы, вероятно, были скандинавского происхождения, а в их экипажи входили также финны , славяне и другие. [20] Русы выглядят как торговцы, открывшие лавки на берегу реки недалеко от лагеря Болгар. Их описывают как имеющие тела высотой с финиковую пальму, светлые волосы и румяную кожу. Каждый из них покрыт татуировкой «от кончиков пальцев ног до шеи» темно-синими или темно-зелеными «рисунками», и все мужчины вооружены топором, мечом и длинным ножом. [21]
Ибн Фадлан описывает русов как совершенные физические образцы, а гигиену русий как отвратительную и бесстыдную, особенно в отношении секса (который они совершают открыто даже в группах), и считает их вульгарными и бесхитростными. В этом его рассказ контрастирует с рассказом персидского путешественника Ибн Русты , чьи впечатления о Руси были более благоприятными, хотя это объясняется, возможно, преднамеренным неправильным переводом, поскольку оригинальные тексты больше соответствовали повествованию Ибн Фадлана. [22] Он также очень подробно описывает похороны одного из их вождей ( корабельное захоронение с участием человеческих жертвоприношений ). [23] Некоторые учёные полагают, что оно произошло на территории современного Балымерского комплекса . [24]
Они самые грязные из всех созданий Аллаха: они не очищаются после испражнения или мочеиспускания, не моются, находясь в состоянии ритуальной нечистоты после коитуса, и даже не моют рук после еды.
— Ибн Фадлан, [25]
Редакции и переводы
[ редактировать ](В хронологическом порядке)
- Ибн Фадлан, Ахмад; Френ, Кристиан Мартин (1823). Рассказы Ибн Фосслана и других арабов о русских древних времен. Текст и перевод с критически-филологическими комментариями. Помимо трех слоев каши о так называемых русских племенах и Киеве, Варенгерах и Варенгерском море, и стране Вису, также по мотивам арабских писателей (на немецком языке). Санкт-Петербург: из типографии Академии. OCLC 457333793 .
- Тоган, Ахмед Зеки Велиди (1939). Путеводитель Ибн Фадлана (на немецком языке). Лейпциг: Комиссия издателя Ф. А. Брокгауза. [из библиотеки Разави MS 5229]
- Kovalevskii, A. P. (1956). Kniga Akhmeda Ibn-Fadlana o ego Puteschestvii na Volgu 921-922 gg (in Russian). Kharkov. [Includes photographic reproduction of Razawi Library MS 5229.]
- Дак, Мариус (1958). «Рассказ о путешествии Ибн Фадлана среди волжских булгар». Анналы Института востоковедения Алжирского университета (на французском языке). стр. 41–116.
- Дахан, С. (1959). Рисалат ибн Фадлан . Дамаск: аль-Джами аль-Ильми аль-Араби.
- Маккейтен, Джеймс Э. (1979). Рисала Ибн Фадлана: аннотированный перевод с введением .
- Ибн-Фадлан, Ахмад (1988). Ибн Фадлан, Путешествие по Волжским Булгариям (на французском языке). Перевод Канарда, Мариуса; Микель, Андре. Париж: Синдбад. OCLC 255663160 . [Французский перевод, включая дополнения к тексту библиотеки Разави MS 5229 на основе цитат Якута.]
- аль-Факих, Ибн; Ахмад ибн Мухаммад; Ахмад ибн Фадлан; Мисар ибн Мухалхиль Абу Дулаф аль-Хазраджи; Фуат Сезгин; М. Амави; А. Джохоша; Э. Нойбауэр (1987). Сборник географических работ: воспроизведено из библиотеки MS 5229 Ридавия, Мешхед . Франкфурт-на-Майне: IHAIS в Университете Иоганна Вольфганга Гете. OCLC 469349123 .
- Бораджиева Л.-М.; Наумов, Г. (1992). Ибн Фадлан - Индекс Ибн Фадлан, Путешествие на Волгу. (in Bulgarian). България ИК "Аргес", София.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Цветы, Стивен Э. (1998). Отчет о путешествии Ибн Фадлана: о скандинавской Руси . Смитвилл, Техас: Руна-Рэйвен. OCLC 496024366 .
- Монтгомери, Джеймс Э. (2000). «Ибн Фадлан и Русия» . Журнал арабских и исламских исследований . 3 : 1–25. дои : 10.5617/jais.4553 . [Переводит раздел о Русийе .]
- Фрай, Ричард Н. (2005). Путешествие Ибн Фадлана в Россию: путешественник десятого века из Багдада до реки Волги . Принстон: Издательство Marcus Weiner.
- Саймон, Роберт (2007). Ибн Фадлан: Отчет о путешествии по земле волжских болгар . Будапешт: Издательство Корвина.
- Ибн Фадлан и Страна Тьмы: арабские путешественники на Крайнем Севере . Перевод Лунде, Пола; Стоун, Кэролайн Э.М. Классика пингвинов. 2011. ISBN 978-0140455076 .
- Ахмад ибн Фадлан, Миссия на Волге , пер. Джеймс Э. Монтгомери (Нью-Йорк: издательство Нью-Йоркского университета, 2017), ISBN 9781479899890
- Ибн Фадлан, Ахмад (2018). Путешествие на Волгу (на бразильском португальском языке). Перевод Криадо, Педро Мартинса. Сан-Паулу: Карамбайя. ISBN 978-85-69002-40-6 .
Появления в популярной культуре
[ редактировать ]Ахмад ибн Фадлан — главный персонаж романа Майкла Крайтона 1976 года «Пожиратели мертвых» , первые отрывки которого в значительной степени основаны на произведениях Ибн Фадлана. В экранизации романа 1999 года «13-й воин » Ибн Фадлана играет Антонио Бандерас . [26]
Путешествие Ибн Фадлана также является темой сирийского телесериала 2007 года «Сакф аль-Алам» .
Говорят , что Самира «Сам» аль-Аббас , главная героиня книги «Магнус Чейз и боги Асгарда» , а также ее жених Амир Фадлан являются потомками Ахмада ибн Фадлана.
В аниме « Планеты» 2003 года тело космонавта по имени Ибн Фадлан было похоронено в металлическом гробу и отправлено в глубины космоса. Однако, хотя он и говорит, что принадлежит космосу, он каким-то образом вернулся в свою мировую среду и был воспринят как космический мусор . Подобно Ибн Фадлану в роли реального путешественника , астронавт в отставке говорит что-то важное. [ нечеткий ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Об Ибн Фадлане известно очень мало, кроме того, что можно сделать из его рисала . Обычно предполагается, что он был этническим арабом , хотя положительных доказательств на этот счет нет. [1] [2] [3]
- ↑ Полное название: Рисалат Ибн Фадлан, Мабут аль-Халифа аль-Аббаси аль-Муктадир ила билад Шикалия, ан Рихлатихи ... фи аль-Карн аль-Ашир аль-Милилан Халифат Могущественный Аббасид страна Сакалии, в его путешествии... в десятом веке нашей эры ) счет земель тюрков , хазар , русов , сакалиба [ т.е. славян ] и башкир ")
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Найт 2001 , стр. 32–34.
- ^ Перейти обратно: а б с Фрай 2005 , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б Лунде и Стоун 2011 , с. xiii.
- ^ Перри 2009 : «... оставил уникальные геоисторические и этнографические записи северных окраин Евразии 10-го века». См. также Габриэль 1999 , стр. 36–42.
- ^ Курта, Флорин (2019). Восточная Европа в средние века (500-1300 гг.) (2 т.) . Бостон: БРИЛЛ. п. 152. ИСБН 978-90-04-39519-0 . OCLC 1111434007 .
- ^ «Мир Саудовской Арамко: Среди норвежских племен: замечательный рассказ Ибн Фадлана» . archive.aramcoworld.com . Проверено 11 сентября 2020 г.
- ^ Kovalevskii, A. P., Kniga Akhmeda Ibn-Fadlana o ego Puteschestvii na Volgu 921-922 gg (Kharkov, 1956), p. 345.
- ^ Заде 2017 .
- ^ Габриэль 1999 , с. 36-42.
- ^ Перейти обратно: а б Найт 2001 , с. 81-82.
- ^ Перейти обратно: а б Гермес 2012 , стр. 80–84.
- ^ Найт 2001 , с. 32-34.
- ^ Фрай 2005 [ нужна страница ] , Гермес 2012 , стр. 80–98.
- ^ Лунде и Стоун 2011 , с. xxxiv-xxxv.
- ^ Ибн Фадлан и Фран 1823 .
- ^ Лунде и Стоун 2011 , с. xxxv-xxxvi.
- ^ Гермес 2012 : «...то, чего в конечном итоге добивался Алмиш, имело больше общего с политикой и деньгами, чем с духовностью и религией. Как отмечает все большее число ученых, казалось, что между булгарским царем и царем Булгара существовало политическое соглашение. Аббасидский халиф. При такой договоренности первый получит финансовую и военную помощь в обмен на религиозно-политическое почтение Аббасидам».
- ^ Перри 2009 , с. 159–60.
- ^ Монтгомери 2000 .
- ^ Уилсон, Джозеф Дэниел (весна 2014 г.). «Черное знамя и белые ночи: Мир Ибн Фадлана» . Научное сообщество JMU .
- ^ Лунде и Стоун 2011 , с. 45-46.
- ^ «См. сноску 35» . www.vostlit.info . Проверено 13 апреля 2020 г.
- ^ Лунде и Стоун 2011 , с. 45-54.
- ^ (in Russian) Сибирский курьер. Тайны древнего кургана
- ^ Якобсен, Ханне (17 июля 2013 г.). «Старые арабские тексты описывают грязных викингов» . www.sciencenorway.no . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ Лунде и Стоун 2011 , с. xxxi и xxxiii (цитата xxxiii, п. 16).
Источники
[ редактировать ]- Фрай, Ричард Н. (2005). Путешествие Ибн Фадлана в Россию: путешественник десятого века из Багада до реки Волги . Издательство Маркуса Винера. ISBN 978-1558763661 .
- Габриэль, Джудит (ноябрь – декабрь 1999 г.). «Среди скандинавских племен: замечательный рассказ Ибн Фадлана» . Саудовская Арамко Мир . Том. 50, нет. 6. Хьюстон: Сервисная компания Aramco. стр. 36–42. Архивировано из оригинала 13 января 2010 г. Проверено 1 декабря 2012 г.
- Гермес, Низар Ф. (2012). «Полная инаковость или чистая человечность: турки-варвары, булгары и русы (викинги) в замечательном Рисале Ибн Фадлана». (Европейский) Другой в средневековой арабской литературе и культуре: девятый-двенадцатый века нашей эры . Новое средневековье. Нью-Йорк: Пэлгрейв.
- Найт, Джадсон (2001). «Ибн Фадлан: араб среди викингов России». В Шлагере, Нил; Лауэр, Джош (ред.). Наука и ее времена . Том. С 700 по 1449. Детройт: Гейл.
- Лунде, Пол; Стоун, Кэролайн Э.М. (2011). Ибн Фадлан и Страна Тьмы: арабские путешественники на Крайнем Севере . Пингвинская классика. ISBN 978-0140455076 .
- Монтгомери, Джеймс Э. (2000). «Ибн Фадлан и Русия» . Журнал арабских и исламских исследований . 3 : 1–25. дои : 10.5617/jais.4553 .
- Перри, Джон Р. (2009). «Обзор Фрая (2005)». Журнал ближневосточных исследований . 68 (2): 159–160. дои : 10.1086/604698 . ISSN 1545-6978 . JSTOR 10.1086/604698 .
- Заде, Трэвис (2017). «Ибн Фадлан» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_30766 . ISSN 1873-9830 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Арабские люди 9-го века
- Арабские люди 10-го века
- Бизнесмены 10-го века
- Люди X века из Аббасидского халифата
- Путешественники 10 века
- Писатели X века
- Исследователи Азии
- Исследователи Европы
- Географы Аббасидского халифата
- Писатели-путешественники средневекового исламского мира
- Писатели из Багдада
- Международные отношения Аббасидского халифата