Аль-Бируни
Абу Райхан аль-Бируни | |
---|---|
Абу Рихан Мухаммад бин Ахмад Аль-Бируни | |
Персональный | |
Рожденный | 973 |
Умер | в. 1050 (77 лет) |
Религия | ислам |
Эра | Золотой век ислама |
Область | Хорезм, Средняя Азия Династия Зияридов ( Рей ) [1] Династия Газневидов ( Газни ) [2] |
Номинал | сунниты [3] |
Крид | Асари [3] [4] [ нужна страница ] |
Основной интерес(и) | Геология, физика , антропология , сравнительная социология , астрономия , химия , история, география , математика, медицина, психология , философия , теология |
Известные работы | Остальные знаки прошлых столетий , Драгоценные камни , Индика , Канон Масуди , Понимание астрологии |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием | |
Под влиянием |
Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни / æ l b ɪ ˈ r uː n i / ( персидский : عوریان بیرینی ; арабский : Абу Райхан аль-Бируни ) (973 – после 1050), [5] известный как аль-Бируни , был хорезмийским иранским ученым и эрудитом времен Золотого века ислама . Его называли по-разному: «Отцом сравнительного религиоведения », «Отцом современной геодезии », основателем индологии и первым антропологом . [6]
Аль-Бируни хорошо разбирался в физике , математике, астрономии и естественных науках , а также отличился как историк, хронолог и лингвист . Он изучил почти все науки своего времени и был щедро вознагражден за свои неустанные исследования во многих областях знаний. [7] Члены королевской семьи и другие влиятельные элементы общества финансировали исследования аль-Бируни и разыскивали его, имея в виду конкретные проекты. Влиятельный сам по себе, Аль-Бируни сам находился под влиянием ученых других народов, таких как греки, у которых он черпал вдохновение, когда обратился к изучению философии. Талантливый лингвист, он владел хорезмийским , персидским , арабским, санскритом , а также знал греческий , иврит и сирийский языки . Большую часть своей жизни он провел в Газни , тогдашней столице Газневидов , на территории современного центрально-восточного Афганистана. В 1017 году он отправился на Индийский субконтинент и написал трактат об индийской культуре под названием «Тарих аль-Хинд» (« История Индии ») после изучения индуистской веры, практикуемой в Индии. [а] Для своего времени он был превосходно беспристрастным писателем об обычаях и верованиях различных народов, а его научная объективность принесла ему титул аль-Устад («Мастер») в знак признания его замечательного описания Индии начала XI века.
Имя
Имя Аль-Бируни происходит от персидского слова bērūn или bīrūn («окраина»), поскольку он родился в отдаленном районе Кат , столицы африканского царства Хорезм . [5] Город, ныне называемый Беруний, является частью республики Каракалпакстан автономной на северо-западе Узбекистана . [9]
Его имя чаще всего латинизировали как Альбероний . [10]
Жизнь
Аль-Бируни провел первые двадцать пять лет своей жизни в Хорезме, где изучал исламскую юриспруденцию , теологию, грамматику, математику, астрономию , медицину и философию и пробовал себя не только в области физики, но и в областях большинства другие науки. [ нужна ссылка ] Ирано - хорезмийский язык , который был родным языком Бируни, [11] [12] существовал в течение нескольких столетий после ислама , пока не произошла тюркизация региона (по крайней мере, часть культуры древнего Хорезма сохранилась), поскольку трудно себе представить, чтобы властная фигура Бируни, хранительница стольких знаний, могла появиться в культурном мире. вакуум. Он симпатизировал афригидам , которые были свергнуты конкурирующей династией Мамунидов в 995 году. Он покинул свою родину и перебрался в Бухару , находившуюся тогда под властью саманидского правителя Мансура II, сына Нуха II . Там он переписывался с Авиценной , [13] и между этими двумя учеными до сих пор происходит обмен мнениями.
В 998 году он обратился ко двору зияридского эмира Табаристана Кабуса ( 977–981 годы правления , 997–1012 ). Там он написал свой первый важный труд « Аль-Атар аль-Баккия ан аль-Корун аль-Халийя » («Оставшиеся следы прошлых веков», переводимый как «Хронология древних народов» или «Пережитки прошлого») по историческим и научная хронология, вероятно, около 1000 г., хотя позже он внес в книгу некоторые поправки. Он также посетил двор бавандидского правителя Аль -Марзубана . Приняв окончательную гибель афригидов от рук Мамунидов, он заключил мир с последними, которые тогда правили Хорезмом . Их двор в Горгандже (также в Хорезме) прославился благодаря собранию блестящих ученых.
В 1017 году Махмуд Газнийский захватил Рей. Большинство ученых, в том числе аль-Бируни, были доставлены в Газни, столицу династии Газневидов. [1] Бируни стал придворным астрологом. [14] и сопровождал Махмуда во время его вторжений в Индию, прожив там несколько лет. Ему было 44 года, когда он отправился в путешествие с Махмудом Газни. [15] Бируни познакомился со всем, что связано с Индией. За это время он написал свое исследование Индии, закончив его около 1030 года. [16] Помимо писательской деятельности, Аль-Бируни во время экспедиций также старался расширить свои исследования на науку. Он стремился найти метод измерения высоты Солнца и создал импровизированный квадрант . для этой цели [15] Аль-Бируни смог добиться больших успехов в своих исследованиях благодаря частым путешествиям, которые он совершал по землям Индии. [17]
Принадлежащий к суннитской школе ашари , [3] [4] [ нужна страница ] Тем не менее аль-Бируни также сотрудничал с Матуриди богословами . Однако он очень критически относился к мутазилитам , особенно критикуя аль-Джахиза и Зуркана. [18] Он также отверг Авиценну за его взгляды на вечность Вселенной. [19]
Астрономия
Из 146 книг, написанных аль-Бируни, 95 посвящены астрономии, математике и смежным предметам, таким как математическая география. [20] Он жил во времена Золотого века ислама, когда халифы Аббасидов продвигали астрономические исследования. [15] потому что подобные исследования обладали не только научным, но и религиозным измерением: в исламе поклонение и молитва требуют знания точных направлений священных мест, которые можно точно определить только с помощью астрономических данных. [15]
При проведении своих исследований аль-Бируни использовал множество различных методов в зависимости от конкретной области исследования.
Его основная работа по астрологии представляет собой прежде всего астрономический и математический текст; он заявляет: «Я начал с геометрии и перешел к арифметике и науке о числах, затем к структуре Вселенной и, наконец, к судебной астрологии [ sic ], ибо никто не достоин стиля и звания астролога [ sic] ] кто не очень хорошо разбирается в этих науках». [ нужна ссылка ] В этих предыдущих главах он закладывает основы последней главы, посвященной астрологическому прогнозированию , которую он критикует. В более поздней работе он написал опровержение астрологии, в отличие от законной науки астрономии, чему выражает искреннюю поддержку. Некоторые предполагают, что причины его опровержения астрологии связаны с методами, используемыми астрологами , основанными на псевдонауке , а не на эмпиризме , а также с конфликтом между взглядами астрологов и взглядами ортодоксальных богословов суннитского ислама . [21] [22]
Он написал обширный комментарий по индийской астрономии в « Тахкик ма ли-л-Хинд» , в основном переводе работы Арьябхатты, в котором он утверждает, что разрешил вопрос вращения Земли в уже не сохранившейся работе по астрономии, «Мифтах-илм». -alhai'a (« Ключ к астрономии »): [23]
[Т] вращение Земли никоим образом не умаляет ценности астрономии, поскольку все проявления астрономического характера могут быть вполне объяснены как в соответствии с этой теорией, так и в соответствии с другой. Однако есть и другие причины, которые делают это невозможным. Этот вопрос решить сложнее всего. Наиболее выдающиеся астрономы как современного, так и древнего глубоко изучали вопрос о движении Земли и пытались его опровергнуть. Мы также написали книгу на эту тему под названием «Мифтах-илм-алхаиа» («Ключ к астрономии») , в которой, по нашему мнению, мы превзошли наших предшественников, если не в словах, то во всех отношениях в этом вопросе.
В своем главном астрономическом труде, « Каноне Масуда» , Бируни заметил, что, в отличие от Птолемея Солнца , апогей (самая высокая точка на небе) был подвижным, а не фиксированным. [24] Он написал трактат об астролябии , описывая, как использовать ее для определения времени и как квадрант для съемки. Одну конкретную схему восьмиступенчатого устройства можно считать прародителем более поздних мусульманских астролябий и часов. [15] Совсем недавно данные Бируни о затмениях были использованы Данторном в 1749 году для определения ускорения Луны , а его данные о времени равноденствий и затмениях использовались как часть изучения прошлого вращения Земли. [25]
Опровержение вечной Вселенной
Как и более поздние приверженцы школы Ашари , такие как аль-Газали , аль-Бируни известен тем, что яростно защищал [26] [ нужна страница ] Большинство суннитов придерживаются позиции, согласно которой у Вселенной было начало, будучи решительным сторонником creatio ex nihilo , в частности, опровергая философа Авиценну в переписке из нескольких писем. [19] [27] Аль-Бируни заявил: [28] [ нужна страница ]
«Кроме того, другие люди придерживаются этого глупого убеждения, что время вообще не имеет конечной точки».
Далее он заявил, что Аристотель , чьи аргументы использует Авиценна, противоречил сам себе, когда утверждал, что вселенная и материя имеют начало, придерживаясь при этом идеи о том, что материя предвечна. В своих письмах к Авиценне он изложил довод Аристотеля о том, что происходит изменение творца. Далее он утверждал, что утверждение о том, что творец изменился, означало бы изменение эффекта (то есть, вселенная изменилась) и что вселенная, возникающая после того, как не существовала, является таким изменением (и, таким образом, утверждение об отсутствии изменений – отсутствие начала – означает, что Аристотель считает, что творец отрицается). [19] Аль-Бируни гордился тем фактом, что он следовал текстовым свидетельствам религии, не подвергаясь влиянию греческих философов, таких как Аристотель. [19]
Физика
Аль-Бируни способствовал внедрению научного метода в средневековую механику . [29] [30] Он разработал экспериментальные методы определения плотности, используя особый тип гидростатических весов . [15] Метод использования гидростатических весов Аль-Бируни был точным, и он смог измерить плотность многих различных веществ, включая драгоценные металлы, драгоценные камни и даже воздух. Он также использовал этот метод для определения радиуса Земли, измеряя угол подъема горизонта с вершины горы и сравнивая его с углом подъема горизонта с близлежащей равнины.
Помимо разработки гидростатического баланса, Аль-Бируни также много писал на тему плотности, в том числе о различных типах плотности и способах их измерения. Его работа по этому вопросу оказала большое влияние и позже была использована такими учеными, как Галилей и Ньютон, в своих собственных исследованиях. [31] [ нужна страница ]
География и геодезия
Бируни разработал новый метод определения радиуса Земли посредством наблюдения за высотой горы. Он осуществил это в Нандане в Пинд Дадан Хане (современный Пакистан). [32] Он использовал тригонометрию для расчета радиуса Земли, используя измерения высоты холма и измерения угла падения горизонта от вершины этого холма. Его расчетный радиус Земли в 3928,77 миль был на 2% выше фактического среднего радиуса в 3847,80 миль. [15] Его оценка была дана как 12 803 337 локтей , поэтому точность его оценки по сравнению с современным значением зависит от того, какое преобразование используется для локтей. Точная длина локтя не ясна; при 18-дюймовом локте его оценка составит 3600 миль, тогда как при 22-дюймовом локте его оценка составит 4200 миль. [33] Одна из существенных проблем этого подхода заключается в том, что Аль-Бируни не знал об атмосферной рефракции и не принимал ее во внимание. В своих расчетах он использовал угол падения 34 угловых минуты, но рефракция обычно может изменить измеренный угол падения примерно на 1/6, что делает его расчет точным только с точностью до 20% от истинного значения. [34]
В своем Кодексе Масудикус (1037 г.) Аль-Бируни выдвинул теорию существования суши вдоль огромного океана между Азией и Европой, или того, что сегодня известно как Америка. Он приводил доводы в пользу ее существования на основе своих точных оценок окружности Земли и размеров Афро-Евразии , которая, как он обнаружил, занимала лишь две пятых окружности Земли, полагая, что геологические процессы, породившие Евразию, наверняка должны были иметь породили земли в огромном океане между Азией и Европой. Он также предположил, что по крайней мере часть неизвестной территории будет лежать в пределах известных широт, на которых люди могут обитать, и, следовательно, будет заселена. [35] [ нужна страница ]
Фармакология и минералогия
Бируни написал фармакопею «Китаб аль-сайдала фи аль-тибб» (« Книга по фармакопее медицины »). В нем перечислены синонимы названий лекарств на сирийском, персидском, греческом, белуджском, афганском, курдском и некоторых индийских языках. [36] [37]
Он использовал гидростатические весы для определения плотности и чистоты металлов и драгоценных камней. Он классифицировал драгоценные камни по тому, что он считал их основными физическими свойствами, такими как удельный вес и твердость , а не по общепринятой в то время практике классификации их по цвету. [38]
История и хронология
Главный очерк Бируни по политической истории, «Китаб аль-мусамара фи ахбар харазм» (« Книга ночных бесед о делах Хоразма »), теперь известен только по цитатам из «Тарих-е Масуди» Байхаки. В дополнение к этому различные обсуждения исторических событий и методологии встречаются в связи со списками царей в его аль-Асар аль-бакия и в Кануне, а также в других местах Асара, в Индии, и разбросаны по другим его произведениям. [39] Аль-Бируни В «Хронологии древних народов» была предпринята попытка точно установить продолжительность различных исторических эпох. [15]
История религий
Бируни считается одним из самых важных мусульманских авторитетов в истории религии. [40] Он известен как пионер в области сравнительного религиоведения, изучавший, среди прочего, зороастризм , иудаизм, индуизм , христианство, буддизм и ислам . Он предполагал превосходство ислама: «Мы дали здесь отчет об этих вещах для того, чтобы читатель мог понять путем сравнительного рассмотрения предмета, насколько превосходят институты ислама и насколько яснее этот контраст выявляет все обычаи. и обычаи, отличающиеся от исламских, в своей существенной порочности». Однако при случае он был рад выразить восхищение другими культурами и, делая свои выводы, цитировал непосредственно священные тексты других религий. [41] Он стремился понять их с их точки зрения, а не пытаться доказать их неправоту. Его основная концепция заключалась в том, что все культуры являются, по крайней мере, дальними родственниками всех других культур, поскольку все они являются человеческими конструкциями. «Скорее, Аль-Бируни, по-видимому, утверждает, что в каждой культуре есть общий человеческий элемент, который делает все культуры дальними родственниками, какими бы чуждыми они ни казались друг другу». [42]
Аль-Бируни делит индуистов на образованный и необразованный класс. Он описывает образованных людей как монотеистов, верящих в то, что Бог един, вечен и всемогущ, и избегающих всех форм идолопоклонства. Он признает, что необразованные индуисты поклонялись множеству идолов, однако указывает, что даже некоторые мусульмане (например, Джабрия ) приняли антропоморфические концепции Бога. [43]
Антропология
Аль-Бируни писал о народах, обычаях и религиях Индийского субконтинента.По словам Акбара С. Ахмеда, как и современные антропологи, он проводил обширные включенные наблюдения за определенной группой людей, выучил их язык и изучил их первичные тексты, представляя свои выводы объективно и нейтрально, используя межкультурные сравнения.Ахбар С. Ахмед пришел к выводу, что Аль-Бируни можно считать первым антропологом. [44] другие, однако, утверждали, что его вряд ли можно считать антропологом в общепринятом смысле этого слова. [45]
Индология
Слава Аль-Бируни как индолога опирается прежде всего на два текста. [46] Аль-Бируни написал энциклопедический труд об Индии под названием «Тахкик ма ли-л-Хинд мин макулах макбула фи аль-акл ау мардхула» (по-разному переводится как «Проверка всего, что рассказывают индийцы, разумного и неразумного» , [47] или Книга, подтверждающая то, что относится к Индии, разумное или презренное , [46] в котором он исследовал почти все аспекты индийской жизни. Во время своего путешествия по Индии военная и политическая история не была основным направлением деятельности Аль-Бируни: он решил скорее документировать гражданские и научные аспекты индуистской жизни, исследуя культуру, науку и религию. Он исследовал религию в богатом культурном контексте. [17] Он выразил свои цели простым красноречием: он также перевел « Йога-сутры» индийского мудреца Патанджали под названием «Тарджамат кетаб Батанджали фил-халаш мен аль-ертебак» : [48]
Я не буду приводить аргументы наших противников, чтобы опровергнуть тех из них, которые, по моему мнению, неправы. Моя книга — не что иное, как простая историческая запись фактов. Я представлю читателю теории индусов в точности такими, какие они есть, и упомяну в связи с ними аналогичные теории греков, чтобы показать связь, существующую между ними.
Примером анализа Аль-Бируни является его краткое изложение того, почему многие индуисты ненавидят мусульман. В начале своей книги Бируни отмечает, что мусульманам было трудно изучать индуистские знания и культуру. [17] Он объясняет, что индуизм и ислам полностью отличаются друг от друга. Более того, индуисты в Индии XI века подверглись волнам разрушительных нападений на многие из своих городов, а исламские армии увезли многочисленных индуистских рабов в Персию, что, как утверждал Аль-Бируни, способствовало тому, что индуисты стали с подозрением относиться ко всем иностранцам, а не только к мусульманам. Индусы считали мусульман жестокими и нечистыми и не хотели ничем с ними делиться. Со временем Аль-Бируни завоевал признание индуистских ученых. Аль-Бируни собирал книги и учился у этих индуистских ученых, чтобы свободно говорить на санскрите, открывать и переводить на арабский язык математику, естественные науки, медицину, астрономию и другие области искусства, которые практиковались в Индии 11 века. Его вдохновили аргументы, предложенные индийскими учеными, которые считали, что Земля должна иметь шаровидную форму, что, по их мнению, было единственным способом полностью объяснить разницу в световом дне в зависимости от широты, времен года и относительного положения Земли с Луной и звездами. В то же время Аль-Бируни критиковал индийских писцов, которые, по его мнению, небрежно испортили индийские документы, делая копии со старых документов. [49] Он также раскритиковал индуистов за то, что, по его мнению, они делали и чего не делали, например, находя у них недостаток любопытства к истории и религии. [17]
Одним из специфических аспектов индуистской жизни, который изучал Аль-Бируни, был индуистский календарь . Его стипендия по этой теме демонстрировала большую решимость и целеустремленность, не говоря уже о превосходстве в его подходе к проведенным им глубоким исследованиям. Он разработал метод преобразования дат индуистского календаря в даты трех разных календарей, которые были распространены в исламских странах того периода: греческого, арабского/мусульманского и персидского. Бируни также использовал астрономию при разработке своих теорий, которые представляли собой сложные математические уравнения и научные расчеты, позволяющие конвертировать даты и годы между различными календарями. [50]
Книга не ограничивается утомительными записями сражений, поскольку Аль-Бируни считал социальную культуру более важной. Работа включает исследование широкого спектра тем индийской культуры, включая описания их традиций и обычаев. Хотя Бируни старался держаться в стороне от политической и военной истории, он действительно записывал важные даты и отмечал реальные места, где происходили важные сражения. Кроме того, он записал истории индийских правителей и рассказал о том, как они управляли своим народом своими благотворными действиями и действовали в интересах нации. Его подробности кратки и в основном просто перечисляют правителей, не упоминая их настоящие имена, и он не распространялся о деяниях, которые каждый из них совершил во время своего правления, что соответствует миссии Аль-Бируни - стараться держаться подальше от политической истории. . Аль-Бируни также описал в своем произведении географию Индии. Он документировал различные водоемы и другие природные явления. Эти описания полезны современным историкам, поскольку они могут использовать знания Бируни для определения местоположения определенных мест в современной Индии. Историки могут сопоставить некоторые совпадения, а также прийти к выводу, что некоторые области, похоже, исчезли и были заменены другими городами. Удалось разместить различные форты и достопримечательности, что узаконило вклад Аль-Бируни своей полезностью даже для современной истории и археологии. [17]
Беспристрастное описание индуизма, данное Аль-Бируни, было примечательно для своего времени. Он заявил, что был полностью объективен в своих трудах, оставаясь беспристрастным, как и подобает истинному историку. Бируни задокументировал все об Индии так, как это произошло. Но он отметил, что некоторые сведения, которые ему предоставили туземцы, возможно, не были надежными с точки зрения полной точности, однако он старался быть максимально честным в своих письмах. [17] Эдвард К. Сачау сравнивает его с «волшебным островом тихих, беспристрастных исследований посреди мира лязгающих мечей, горящих городов и разграбленных храмов». [51] Сочинение Бируни было очень поэтичным, что может частично умалить историческую ценность произведения для современности. Отсутствие описания битвы и политики делает эти части картины полностью потерянными. Однако многие использовали работу Аль-Бируни для проверки исторических фактов в других работах, которые могли быть двусмысленными или достоверность которых подвергалась сомнению. [17]
Работает
Большинство работ Аль-Бируни написаны на арабском языке, хотя он, по-видимому, написал « Китаб ат-Тафхим» как на персидском , так и на арабском языках, продемонстрировав свое мастерство в обоих языках. [52] В каталоге его собственных литературных произведений Бируни до 65-го лунного/63-го солнечного года (конец 427/1036 г.) перечислены 103 названия, разделенные на 12 категорий: астрономия, математическая география, математика, астрологические аспекты и транзиты, астрономические инструменты, хронология, кометы. , категория без названия, астрология, анекдоты, религия и книги, которых у него больше нет. [53]
Подборка сохранившихся работ
- Тахкик ма ли-л-Хинд ( «Критическое исследование того, что говорит Индия, независимо от того, принято ли оно ») разумом или отвергнуто , широко называемое «Китаб аль-Хинд» ( «Книга об Индии» ); [54] Английские переводы называют Индикой или Индией Альберуни . Работа представляет собой сборник индийской религии и философии. [28] [ нужна страница ]
- Китаб ат-тафхим ли-аваил синаат ат-танджим ( Книга инструкций по основам искусства астрологии ); на персидском языке .
- Оставшиеся знаки прошлых столетий ( الآثار الباقية عن القرون الخالية ), сравнительное исследование календарей культур и цивилизаций (включая несколько глав, посвященных христианским культам), которое содержит математическую, астрономическую и историческую информацию.
- Закон Масуди ( قانون مسعودي ), энциклопедия астрономии, географии и техники, посвященная Масуду, сыну Газневидского султана Махмуда Газни .
- «Понимание астрологии» — вопросов и ответов на арабском и персидском языках. книга о математике и астрономии в стиле
- Аптека , работа над лекарствами и медикаментами.
- Драгоценные камни ( Драгоценные камни в знаниях о драгоценных камнях ), руководство по геологии о минералах и драгоценных камнях. Посвящается Маудуду, сыну Масуда. [ нужна ссылка ]
- История Махмуда Газни и его отца
- История Хаварезма
- Книга аль-Атар аль-Бакия ан аль-Коран аль-Халия . [28] [ нужна страница ]
- Рисала ли-аль-Бируни ( Эпитр де Беруни ) [55]
Персидская работа
Бируни написал большую часть своих работ на арабском языке , научном языке своего времени, но ат-Тафхим является одним из наиболее важных ранних научных трудов на персидском языке и является богатым источником персидской прозы и лексикографии . В книге рассматривается Квадривиум . подробно и квалифицированно [52]
Наследие
После смерти Аль-Бируни его работа не использовалась и не упоминалась учеными. Столетия спустя его сочинения об Индии, которые заинтересовали британское владычество , были пересмотрены. [56]
лунный кратер Аль-Бируни и астероид 9936 Аль-Бируни В его честь названы . Остров Бируни в Антарктиде назван в честь аль-Бируни. В Иране в день рождения аль-Бируни отмечают инженеров-геодезистов. [ нужна ссылка ]
В июне 2009 года Иран павильон подарил офису Организации Объединенных Наций в Вене , расположенный на центральной Мемориальной площади Венского международного центра . [57] Названный Павильоном ученых , он украшен статуями четырех выдающихся иранских ученых: Авиценны , Абу Райхана Бируни, Закарии Рази (Разеса) и Омара Хайяма . [58]
В популярной культуре
фильм о жизни Аль-Бируни « Абу Райхан Беруни» вышел В 1974 году в Советском Союзе . [59]
Ирфан Хан сыграл Аль-Бируни в «Дурдаршан исторической драме » 1988 года «Бхарат Эк Ходж» .Его сыграл Джюнейт Узунлар в турецком телесериале «Алпарслан: Буюк Сельчуклу» на канале TRT 1 . [ нужна ссылка ]
Примечания
- ^ Идея Аль-Бируни об аль-Хинде (Индия) представляла собой культурную зону, совпадающую с современными Пакистаном и Индией. [8]
Ссылки
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кеннеди 1975 , с. 394.
- ^ Атаман 2008 , с. 58.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ахтар 2011 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Каминский 2017 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Босворт 2000 .
- ^ Ахмед 1984 , стр. 9–10.
- ^ Простой 2013 .
- ^ Вердон 2015 , с. 52.
- ^ Гулямова 2022 , с. 42.
- ^ Старр 2023 , стр. 1.
- ^ Стромайер 2006 , с. 112.
- ^ Маккензи 2000 .
- ^ Board-Matin 2010 , с. 111.
- ^ Ходжсон 1974 , с. 68.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Спаравинья 2013 .
- ^ Ваарденбург 1999 , с. 27.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Хан 1976 год .
- ^ Watt & Said 1979 , стр. 414–419.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Берджак и Музаффар 2003 .
- ^ Кросс 2000 .
- ^ Салиба 1982 , стр. 107-1. 248–251.
- ^ Нунан 2005 , с. 32.
- ^ аль-Бируни и Сакс 1910 , с. 277.
- ^ Ковингтон 2007 .
- ^ Стивенсон 2008 , стр. 45, 457, 491–493.
- ^ Наср 1993 .
- ^ Виберт 1973 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с аль-Бируни и Сакс 1910 .
- ^ Аликузай 2013 , с. 154.
- ^ Рожанская и Левинова 1996 .
- ^ Ханнэм 2009 .
- ^ Пингри 2000b .
- ^ Виберт 1973 , с. 211.
- ^ Хут 2013 , стр. 216–217.
- ^ Шепплер 2006 .
- ^ Куюнджич и Масич 1999 .
- ^ Леви 1973 , с. 145.
- ^ Анавати 2000 .
- ^ Пингри 2000c .
- ^ из Блуа 2000 .
- ^ Камаруззаман 2003 .
- ^ Атаман 2008 , с. 60.
- ^ Ataman 2005 .
- ^ Ахмед 1984 .
- ^ Таппер 1995 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лоуренс 2000 .
- ^ Джордж Салиба. «Аль-Бируни» . Британская энциклопедия . Проверено 12 августа 2017 г.
- ^ аль-Бируни и Сакс 1910 , с. 5.
- ^ аль-Бируни и Сакс 1910 , с. 17.
- ^ Кеннеди, Энгл и Вамстад, 1965 .
- ^ аль-Бируни и Сакс 1910 , с. 26.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Наср 1993 , с. 111.
- ^ Пингри 2000a .
- ^ Вердон 2015 , с. 37.
- ^ Краус 1936 .
- ^ «Аль-Бируни» (Радиопередача) . В наше время . Би-би-си . Проверено 5 марта 2023 г.
- ^ «Памятник будет открыт в Венском международном центре, «Павильон ученых», подаренный Ираном международным организациям в Вене» . Информационная служба ООН в Вене . 5 июня 2009 года . Проверено 11 сентября 2016 г.
- ^ «Постоянное представительство Исламской Республики Иран при отделении ООН в Вене» . Министерство иностранных дел Исламской Республики Иран. Архивировано из оригинала 14 сентября 2019 года . Проверено 6 января 2015 г.
- ^ Аббасов, Шухрат; Саидкасымов, Пулат; Шукуров, Бахтиер; Хамраев, Разак (14 апреля 1975 г.). «Абу Райхан Беруни» . IMDB . Проверено 4 июля 2018 г.
Источники
- Ахмед, Акбар С. (1984). «Аль-Беруни: Первый антрополог». ДОЖДЬ (60). Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии : 9–10. дои : 10.2307/3033407 . JSTOR 3033407 .
- Ахтар, Зия (2011). «Конституционная легитимность: законы шариата, секуляризм и общественный договор» . Обзор законодательства Индонезии . 2 (1): 107–127. дои : 10.15742/ilrev.v1n2.84 . S2CID 153637958 .
- Аликузай, Хамид Вахед (2013). Краткая история Афганистана в 25 томах . Том. 1. Траффорд Паблишинг. ISBN 978-1-4907-1446-2 .
- Анавати, Жорж К. (2000). «Бируни, Абу Райхан против фармакологии и минералогии» . Энциклопедия Ираника .
- Атаман, Кемаль (2005). «Перечитывая Индию аль-Бируни: аргументы в пользу межкультурного взаимопонимания» . Ислам и христианско-мусульманские отношения . 16 (2). Рутледж : 141–154. дои : 10.1080/09596410500059623 . S2CID 143545645 .
- Атаман, Кемаль (2008). Понимание других религий: «Слияние горизонтов» Аль-Бируни и Гадамера . Культурное наследие и современные изменения. Вашингтон, округ Колумбия: Совет по исследованию ценностей и философии. ISBN 978-1-56518-252-3 .
- Бержак, Рафик; Музаффар, Икбал (2003). «Переписка Ибн Сины-Аль-Бируни» . Ислам и наука . 1 (1): 91 – через Gale Academic OneFile.
- аль-Бируни; Сахау, Эдуард (1910). Сахау, Эдуард (ред.). Индия Альберуни: отчет о религии, философии, литературе, географии, хронологии, астрономии, обычаях, законах и астрологии Индии около 1030 года нашей эры . Лондон: Кеган Пол, Trench, Trubner & Co. OCLC 1039522051 . ( том 1 ; том 2 )
- http://dx.doi.org/10.1037/0022-001X.11.2.2000 де Блуа, Франсуа (2000). «Враг, Абу Райхан: vii. История религии» . Иранская энциклопедия .
- Босворт, К. Эдмунд (2000). «Бируни, Абу Райхан» . Энциклопедия Ираника .
- Ковингтон, Ричард (2007). «Открытие арабской науки заново» . Мир Арамко . Том. 58, нет. 3 . Проверено 6 марта 2023 г. >
- Гулямова, Лола (2022). География Узбекистана: на перекрестке Шелкового пути . Спрингер Природа . ISBN 978-30310-7-873-6 .
- Ханнэм, Джеймс (2009). Божьи философы: как средневековый мир заложил основы современной науки . Лондон: Значок. ISBN 978-1-84831-150-3 .
- Ходжсон, Маршалл Г.С. (1974). Исламское предприятие: совесть и история мировой цивилизации . Том. 2: Распространение ислама в средние периоды. Чикаго: Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0-226-34677-9 .
- Хут, Джон Эдвард (2013). Утраченное искусство находить свой путь . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-07282-4 .
- Леви, Мартин (1973). Ранняя арабская фармакология: введение на основе древних и средневековых источников . Архив Брилла. ISBN 978-90-04-03796-0 .
- Камаруззаман, Камар Ония (2003). «Аль-Бируни: отец сравнительного религиоведения» . Интеллектуальный дискурс . 11 (2).
- Камински, Джозеф Дж. (2017). Современное исламское управляемое государство: реконцептуализация . Серия Пэлгрейва по исламскому богословию, праву и истории. Чам, Швейцария: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 31–70. дои : 10.1007/978-3-319-57012-9_2 . ISBN 978-33195-7-011-2 .
- Кеннеди, ES; Энгл, Сьюзен; Вамстад, Жанна (1965). «Индуистский календарь, описанный в Масудическом каноне Аль-Бируни» . Журнал ближневосточных исследований . 24 (3): 274–284. дои : 10.1086/371821 . S2CID 161208100 .
- Кеннеди, Эдвард Стюарт (1975). «Точные науки». Во Фрае, штат РН; Фишер, Уильям Бейн (ред.). Кембриджская история Ирана . Том. 4. Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-20093-6 .
- Хан, М.С. (1976). «Аль-Бируни и политическая история Индии» . Ориенс . 25/26: 86–115. дои : 10.1163/18778372-02502601007 . ISSN 0078-6527 .
- Краус, Пол, изд. (1936). Послание Беруни, содержащее каталог произведений Мухаммеда б. Закария ар-Рази (на французском языке). Париж: JP Maisonneuve. OCLC 1340409059 .
- Куюнджич, Э.; Масич, И. (1999). «Аль-Бируни — учёный-универсал». Медицинские архивы (на хорватском языке). 53 (2): 117–120. ПМИД 10386051 .
- Лоуренс, Брюс Б. (2000). «Бируни, Абу Райхан: viii. Индология» . Энциклопедия Ираника .
- Маккензи, DN (2000). «Хорезмия: iii. Хорезмический язык» . Энциклопедия Ираника .
- Наср, Сейед Хосейн (1993). Введение в исламские космологические доктрины: концепции природы и методы, использованные для ее изучения Ихваном ас-Сафахом, аль-Бируни и Ибн Синой» (2-е изд.). Олбани, Нью-Йорк: State University of New York Press . ISBN 978-07914-1-515-3 .
- Нунан, Джордж К. (2005). Классическая научная астрология . Темпе, Аризона: Американская федерация астрологов. ISBN 978-0-86690-049-2 .
- Папан-Матин, Фирузе (2010). За пределами смерти: мистические учения Айн аль-Кудат аль-Хамадхани . Издательство «Брилл» . ISBN 978-90-04-17413-9 .
- Пайнс, С. (1964). «Семантическое различие между терминами астрономия и астрология по аль-Бируни» . Исида . 55 (3). Чикаго: Издательство Чикагского университета : 343–349. дои : 10.1086/349868 . ISSN 1545-6994 . JSTOR 228577 . S2CID 143941055 – через JSTOR.
- Пингри, Дэвид (2000a). «Бируни, Абу Райхан: ii. Библиография» . Энциклопедия Ираника .
- Пингри, Дэвид (2000b). «Бируни, Абу Райхан: iv. География» . Энциклопедия Ираника .
- Пингри, Дэвид (2000c). «Бируни, Абу Райхан: vi. История и хронология» . Энциклопедия Ираника .
- Рожанская, Мариам; Левинова, И.С. (1996). «Статика». В Рушди, Рашид (ред.). Энциклопедия истории арабской науки . Психология Пресс. стр. 274–298. ISBN 978-0-415-12411-9 .
- Салиба, Джордж (1982). «Аль-Бируни». В Стрейере, Джозеф (ред.). Словарь средних веков . Том. 2. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. ISBN 978-06841-9-073-0 .
- Салиба, Джордж (2000). «Бируни, Абу Райхан:iii. Математика и астрономия» . Энциклопедия Ираника .
- Шепплер, Билл (2006). Аль-Бируни: великий астроном и мусульманский учёный одиннадцатого века . Великие мусульманские философы и ученые средневековья. Нью-Йорк: Издательская группа Rosen. ISBN 978-1-4042-0512-3 .
- Спаравинья, Амелия (2013). «Наука Аль-Бируни» . Международный научный журнал . 2 (12): 52–60. arXiv : 1312.7288 . дои : 10.18483/ijSci.364 . S2CID 119230163 .
- Стивенсон, Ф. Ричард (2008) [1997]. Исторические затмения и вращение Земли . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-05633-5 .
- Стромайер, Готард (2006). «Бируни». В Мери, Йозеф В. (ред.). Средневековая исламская цивилизация: АК, индекс . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-96691-7 .
- Таппер, Ричард (1995). « Исламская антропология» и «Антропология ислама» . Антропологический ежеквартальный журнал . 68 (3): 185–193. дои : 10.2307/3318074 . ISSN 0003-5491 . JSTOR 3318074 .
- Виберт, Дуглас А. (1973). «Аль-Бируни, персидский ученый, 973–1048». Журнал Королевского астрономического общества Канады . 67 : 209–211. Бибкод : 1973JRASC..67..209D . ISSN 0035-872X .
- Вердон, Ноэми (2015). «Картография и культурная идентичность: концептуализация аль-Хинда арабскими и персидскими писателями». В Рэе, Химаншу Прабха (ред.). Переговоры о культурной идентичности: ландшафты в истории раннего средневековья Южной Азии . Археология и религия в Южной Азии. Рутледж . ISBN 978-1-317-34130-7 .
- Ваарденбург, Жак, изд. (1999). Восприятие мусульманами других религий: исторический обзор . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-535576-5 .
- Ватт, Уильям Монтгомери; Саид, Хаким М. (1979). Аль-Бируни и изучение неисламских религий . ОСЛК 278693104 .
- Яно, Мичио (2013). «Аль-Бируни» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Старр, С. Фредерик (2023). Гении своего времени: Ибн Сина, Бируни и утраченное Просвещение . Издательство Оксфордского университета.
Дальнейшее чтение
- Али, Вахшат Хан Бахадур Реза (1951). Том памяти Аль-Бируни . Калькутта: Иранское общество. OCLC 55570787 .
- Босворт, CE (1968). «Политическая и династическая история иранского мира (1000–1217 гг. Н.э.)». В Бойле, Дж. А. (ред.). Салджукский и монгольский периоды . Кембриджская история Ирана. Том. 5. Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 9780521069366 . OCLC 1015426101 .
- Брокельманн, К. (1987) [1913–1938]. «Аль-Бируни». В Хоутсме, Монтана; Арнольд, ТВ; Бассет, Р.; Хартманн, Р. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 2 (1-е изд.). Брилл. дои : 10.1163/2214-871X_ei1_SIM_1392 . ISBN 978-90-04-08265-6 .
- Эллиот, Генри Майерс ; Доусон, Джон (1871). «1. Тариху-ль Хинд из Бируни» . История Индии, рассказанная ее собственными историками . Том. 2: Мухаммадский период. Лондон: Trübner & Co. OCLC 76070790 .
- Горбани, Аболгассем (1974). Бируни наме [Монография об Абу Райхане аль-Бируни] . Тегеран: Пресса Общества национального наследия Ирана. OCLC 1356523019 . (Включает факсимильное издание арабского текста «Макалид илм аль-хайа» аль-Бируни (« Ключи астрономии »))
- Глик, Томас Ф.; Ливси, Стивен Джон; Уоллис, Фейт (2005). Средневековая наука, технология и медицина: энциклопедия . Рутледж . ISBN 978-0-415-96930-7 .
- Карамати, Юнес; Мелвин-Кушки, Мэтью (2021). «Аль-Бируни» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Энциклопедия Исламика Интернет . Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .
- Кеннеди, ЕС (1970). «Аль-Бируни». В Гиллиспи — Чарльз Коулстон; Холмс, Фредерик Лоуренс (ред.). Словарь научной биографии . Том. 2. Нью-Йорк: Скрибнер. стр. 147–157. ISBN 9780684101149 . OCLC 755137603 .
- Кипл, Кеннет Ф.; Орнелас, Кримхильд Коне (2001). Кембриджская всемирная история еды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-40216-3 .
- Набаи, Абульфадл (2019) [2002]. Календарное дело в истории . издательства Астан Кудс Разави ISBN 978-600-02-0665-9 .
- Рашед, Рошди; Морелон, Режис (2019). Энциклопедия истории арабской науки . Рутледж. ISBN 978-0-415-12410-2 .
- Салиба, Джордж (1994). История арабской астрономии: планетарные теории в золотой век ислама . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета . ISBN 978-0-8147-8023-7 .
- Самиан, Ал. (2011). «Разум и дух в математической философии Аль-Бируни». В Тименецкой, AT. (ред.). Разум, дух и сакральное в Новом Просвещении . Исламская философия и западная феноменология в диалоге. Том. 5. Нидерланды: Спрингер. стр. 137–146. дои : 10.1007/978-90-481-9612-8_9 . ISBN 978-90-481-9612-8 .
- Вильчинский, Ян З. (1959). «О предполагаемом дарвинизме Альберуни за восемьсот лет до Дарвина». Исида . 50 (4): 459–466. дои : 10.1086/348801 . JSTOR 226430 . S2CID 143086988 .
- Яно, Мичио (2007). «Бируни: Абу ар-Райхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни » В хоккее Томас; и др. (ред.). Биографическая энциклопедия астрономов Издательство Спрингер . стр. 100-1 131–133. дои : 10.1007/978-0-387-30400-7_1433 . ISBN 978-1-4419-9918-4 . ( PDF-версия )
- Ясин, Мохаммед (1975). «Аль-Бируни в Индии» . Исламская культура . 49 : 207–213 — через Интернет-архив .
Внешние ссылки
- Произведения Абу Райхана (аль-) Бируни - рукописи, критические издания и переводы, составленные Яном Хогендейком.
- Оцифрованные факсимиле произведений аль-Бируни в Британской библиотеке :
- Аль -Канун аль-Масуди. Архивировано 26 марта 2023 года в Wayback Machine.
- Китаб ат-тафхим ли-аваил шинаат ат-танджим. Архивировано 14 марта 2023 года в Wayback Machine.
- Книга Истиаб аль-Вуджу аль-Мумкина фи Шанат аль-Астурлаб. Архивировано 14 марта 2023 года в Wayback Machine.
- Аль-Бируни
- Персидские писатели XI века
- Арабскоязычные писатели XI века.
- 973 рождения
- People from Karakalpakstan
- Средневековые иранские астрологи
- Иранские философы XI века
- Средневековые иранские фармакологи
- Иранские математики X века
- Иранские ученые XI века
- Иранские историки XI века
- Иранские географы XI века.
- Географы средневекового исламского мира
- Алхимики средневекового исламского мира
- Исследователи Азии
- Исследователи Индии
- Исламские философы
- Ученые, работавшие над определением киблы
- Индологи
- Иранские антропологи
- Историки Индии
- Иранские астрономы XI века
- Астрономы средневекового исламского мира
- Ученые из империи Газневидов
- Изобретатели средневекового исламского мира
- Трансоксанские исламские учёные
- Иранские химики
- Ашарис
- Психология в средневековом исламском мире
- Производители астрономических инструментов
- Люди из Хорезма
- Критики атеизма
- Критики деизма