аль-Баттани
аль-Баттани | |
---|---|
Мухаммад бин Джабер бин Синан Аль-Баттани | |
Рожденный | До 858 г. Харран , исламская Сирия (современная Турция) |
Умер | 929 Каср аль-Джисс, недалеко от Самарры |
Академическая работа | |
Эра | Золотой век ислама |
Основные интересы | Математика , астрономия , астрология |
Известные работы | Китаб аз-Зидж |
Известные идеи |
Абу Абдаллах Мухаммад ибн Джабир ибн Синан ар-Ракки аль-Харрани аш-Саби аль-Баттани [n 1] ( араб . Мухаммад бин Джабер бин Синан Аль-Баттани ), обычно называемый аль-Баттани , имя, которое в прошлом было латинизировано как Альбатегниус , [n 2] (до 858–929) был астрономом , астрологом и математиком , который большую часть своей жизни жил и работал в Ракке , ныне в Сирии. Он считается величайшим и самым известным из астрономов средневекового исламского мира .
Сочинения аль-Баттани сыграли важную роль в развитии науки и астрономии на Западе. Его Китаб аз-Зидж ашаби' ( ок. 900 г.) представляет собой самый ранний из сохранившихся зидж (астрономическая таблица), созданный в птолемеевской традиции , на которую почти не повлияла индуистская или сасанидская астрономия. Аль-Баттани уточнил и исправил , » Птолемея «Альмагест но также включил в него новые идеи и собственные астрономические таблицы. Рукописная латинская версия итальянского астронома Платона Тибуртина была создана между 1134 и 1138 годами, благодаря чему средневековые астрономы познакомились с аль-Баттани. латинский перевод зиджа был напечатан В 1537 году в Нюрнберге . Аннотированная версия, также на латыни, опубликованная в трех отдельных томах между 1899 и 1907 годами итальянским востоковедом Карло Альфонсо Наллино , заложила основу современного изучения средневековой исламской астрономии.
Наблюдения Аль-Баттани за Солнцем привели его к пониманию природы кольцевых солнечных затмений . Земли Он точно рассчитал наклон (угол между плоскостями экватора и эклиптики ) , солнечный год и равноденствия (получив значение прецессии равноденствий в один градус за 66 лет). Точность его данных побудила Николая Коперника развивать идеи о гелиоцентрической природе космоса. Таблицы Аль-Баттани использовались немецким математиком Кристофером Клавиусом при реформировании юлианского календаря , а астрономы Тихо Браге , Иоганн Кеплер , Галилео Галилей и Эдмунд Галлей использовали наблюдения Аль-Баттани.
Аль-Баттани ввел использование синусов и тангенсов в геометрических расчетах, заменив геометрические методы греков. Используя тригонометрию , он создал уравнение для определения киблы (направления, в котором мусульманам нужно смотреть во время молитвы ). Его уравнение широко использовалось, пока его не заменили более точные методы, предложенные столетие спустя эрудитом аль -Бируни .
Жизнь [ править ]
Аль-Баттани, полное имя которого было Абу Абдаллах Мухаммад ибн Джабир ибн Синан ар-Ракки аль-Харрани аль-Саби аль-Баттани , а латинизированное имя было Альбатегниус , родился до 858 года в Харране в Билад аш-Шаме (исламская Сирия). ), в 44 километрах (27 миль) к юго-востоку от современного турецкого города Урфа . Он был сыном Джабира ибн Синана аль-Харрани, мастера астрономических инструментов. [3] Эпитет предполагает , аль-Саби что его семья принадлежала к языческой сабийской секте Харрана. [4] [5] чья религия включала поклонение звездам и кто унаследовал месопотамское наследие интереса к математике и астрономии. [2] [n 3] Его современник, эрудит Сабит ибн Курра , также был приверженцем сабианства, вымершего в XI веке. [7]
Хотя его предки, вероятно, были сабианами, аль-Баттани был мусульманином, о чем свидетельствует его имя. [5] Между 877 и 918/19 годами он жил в Ракке , ныне на севере центральной Сирии, которая была древним римским поселением на берегу Евфрата , недалеко от Харрана. В этот период он также жил в Антиохии , [3] где он наблюдал солнечное и лунное затмение в 901 году. По словам арабского биографа Ибн ан-Надима , финансовые проблемы, с которыми аль-Баттани столкнулся в старости, вынудили его переехать из Ракки в Багдад . [8]
Аль-Баттани умер в 929 году в Каср аль-Джиссе. [2] недалеко от Самарры , после возвращения из Багдада, где он разрешил жалобу о несправедливом налогообложении от имени клана из Ракки. [9]
Астрономия [ править ]
Аль-Баттани считается величайшим [10] [11] [12] и самый известный из известных астрономов средневекового исламского мира . Он провел более точные наблюдения ночного неба, чем любой из его современников. [3] и был первым из поколения новых исламских астрономов, последовавших за основанием Дома мудрости в 8 веке. [13] Его тщательно описанные методы позволили другим оценить его результаты, но некоторые из его объяснений движения планет были плохо написаны и содержали ошибки. [14]
Иногда его называют «Арабским Птолемеем». [15] Работы аль-Баттани показывают, что он был ярым сторонником Птолемея геоцентрической модели космоса . Он уточнил наблюдения, найденные в «Альмагесте» Птолемея . [3] и составил новые таблицы Солнца и Луны, ранее давно признанные авторитетными. [5] Аль-Баттани основал свою собственную обсерваторию в Ракке. Он рекомендовал, чтобы астрономические инструменты были размером более одного метра (3 фута 3 дюйма). [8] Такие инструменты, будучи более крупными и, следовательно, имеющими весы, способные измерять меньшие значения, были способны обеспечить большую точность, чем достигавшаяся ранее. [16] Некоторые из его измерений были более точными, чем измерения, проведенные польским астрономом и математиком Николаем Коперником в эпоху Возрождения . Одной из причин этого считается то, что место аль-Баттани для своих наблюдений в Ракке было ближе к экватору Земли , так что эклиптика и Солнце, находясь выше в небе, были менее подвержены атмосферной рефракции . [5] Тщательная конструкция и настройка его астрономических инструментов позволили ему достичь точности наблюдений равноденствий и солнцестояний , которая ранее была неизвестна. [8]
Аль-Баттани был одним из первых астрономов, наблюдавших, что расстояние между Землей и Солнцем меняется в течение года, что привело его к пониманию причины возникновения кольцевых солнечных затмений . [3] [17] [18] Он увидел, что положение на небе, в котором угловой диаметр Солнца казался наименьшим, больше не находилось там, где, по мнению Птолемея, оно должно было находиться. [3] и что со времен Птолемея продольное положение апогея увеличилось на 16°47'. [12]
Аль-Баттани был прекрасным наблюдателем. [19] Он улучшил измерение Птолемеем наклона эклиптики (угол между плоскостями экватора и эклиптики), [9] дает значение 23°35'; [5] [n 4] принятое значение составляет около 23°,44. [20] Аль-Баттани получил критерий наблюдения лунного серпа — то есть, если разница долгот между Луной и Солнцем превышает 13 ° 66 дюймов, а задержка Луны после захода Солнца составляет более 43,2 минуты, серп будет виден. [2] Его значение для солнечного года в 365 дней, 5 часов, 46 минут и 24 секунды составляет 2 минуты и 22 секунды от принятого значения. [5]
Солнца Аль-Баттани наблюдал изменения в направлении апогея , как записано Птолемеем: [21] и что в результате уравнение времени подвергалось медленным циклическим изменениям. [22] Его тщательные измерения того, когда происходили мартовское и сентябрьское равноденствия, позволили ему получить значение прецессии равноденствий, равное 54,5 дюйма в год, или 1 градус за 66 лет. [5] [9] он понял, что явление, заключающееся в изменении годового видимого движения Солнца через зодиакальные созвездия . [23]
Аль-Баттани, который придерживался идей стационарной Земли и геоцентризма, было невозможно понять основные научные причины своих наблюдений или важность своих открытий. [23]
Математика [ править ]
Одним из величайших вкладов аль-Баттани было введение использования синусов и тангенсов в геометрических вычислениях, особенно сферических тригонометрических функций , вместо геометрических методов Птолемея. Методы Аль-Баттани включали в себя некоторые из самых сложных математических методов, разработанных к тому времени. [23] Он осознавал превосходство тригонометрии над геометрическими хордами и продемонстрировал понимание соотношения между сторонами и углами сферического треугольника, которое теперь выражается выражением: [12]
Аль-Баттани вывел ряд тригонометрических соотношений: [24]
- , где .
Он также решил уравнение
- ,
открытие формулы
иранского астронома Хабаша аль-Хасиба аль-Марвази Аль-Баттани использовал идею тангенсов для разработки уравнений для расчета и составления таблиц как тангенсов, так и котангенсов. Он открыл их взаимные функции , секущую и косеканс, и составил первую таблицу косекансов для каждого градуса от 1° до 90°, которую он назвал «таблицей теней», имея в виду тень, создаваемую солнечными часами . [24]
Используя эти тригонометрические соотношения, аль-Баттани создал уравнение для нахождения киблы , с которой мусульмане сталкиваются в каждой из пяти молитв, которые они совершают каждый день . [26] Созданное им уравнение не давало точных направлений, так как не учитывало тот факт, что Земля представляет собой сферу. Используемое им соотношение было достаточно точным только для человека, находящегося в Мекке (или недалеко от нее) , но в то время это все еще широко используемый метод. Уравнение Аль-Баттани для , угол направления места в сторону Мекки определяется по формуле: [25]
где это разница между долготой этого места и Мекки, и это разница между широтой этого места и Мекки.
Уравнение аль-Баттани было заменено через столетие после того, как оно было впервые использовано, когда эрудит аль-Бируни обобщил несколько других методов для получения результатов, которые были более точными, чем те, которые можно было получить с помощью уравнения аль-Баттани. [27]
Известен небольшой труд по тригонометрии « Таджрид ушул таркиб аль-джуюб» («Краткое изложение принципов установления синусов»). приписал его иранскому астроному Кушьяру Гилани Когда-то немецкий востоковед Карл Брокельман , и это фрагмент зиджа аль-Баттани . Рукопись сохранилась в Стамбуле под названием MS Carullah 1499/3. [2] Подлинность этой работы подвергается сомнению, поскольку ученые полагают, что аль-Баттани не включил бы аль-джуюб , означающее «синусы». в название [8]
Работает [ править ]
Китаб аз-Зидж аш-Саби' [ править ]
Аль-Баттани «Китаб аз-Зидж» ( Книга « астрономических таблиц » ), написанная около 900 года и также известная как аз-Зидж аль-Саби ( «Книга сабианского брака ») [2] Это самый ранний из сохранившихся зиджей , созданный в птолемеевской традиции, на который почти не повлияла индуистская или сасанидско-иранская астрономия. [8] В нем исправлялись ошибки, допущенные Птолемеем, и описывались такие инструменты, как горизонтальные и вертикальные солнечные часы, трикветр , настенный инструмент , [2] и квадрантный инструмент. [28] аль-Баттани Ибн ан-Надим писал, что зидж существовал в двух разных изданиях, «второе лучше первого». [8] На западе произведение иногда называли « Сабейскими таблицами» . [6]
Работа, состоящая из 57 глав и дополнительных таблиц, сохранилась до наших дней (в рукописи árabe 908, хранящейся в Эль-Эскориале ), скопированной в Аль-Андалусе в XII или XIII веке. Неполные экземпляры существуют в других западноевропейских библиотеках. [8] Большую часть книги составляют инструкции по использованию прилагаемых таблиц. Аль-Баттани использовал арабский перевод Альмагеста, сделанный с сирийского языка , и использовал мало иностранных терминов. Птолемея Некоторые данные он скопировал непосредственно из «Удобных таблиц» , но также создал свои собственные. 743-летней давности В его звездной таблице из 880 звезд использовалось около половины звезд, найденных в Альмагесте . Это было сделано путем увеличения звездной долготы Птолемея, чтобы учесть различное положение звезд, которое, как теперь известно, вызвано прецессией. [8]
Другие стихотворения, основанные на Китаб аз-Зидж аш-Саби, включают стихи, написанные Кушьяром Гилани, Али ибн Ахмадом ан-Насави , Абу Рашидом Данеши и Ибн аль-Каммадом . [2]
Первую версию на латыни с арабского сделал английский астроном Роберт Кеттон ; эта версия теперь утеряна. [2] [22] Латинское издание было также выпущено итальянским астрономом Платоном Тибуртином между 1134 и 1138 годами. [29] Средневековые астрономы хорошо познакомились с аль-Баттани благодаря этому переводу, переименованному в De motu stellarum («О движении звезд»). [9] Он также был переведен с арабского на испанский в 13 веке по приказу Альфонсо X Кастильского ; сохранилась часть рукописи. [22]
Зидж , по-видимому, широко использовался до начала 12 века. XI века Один зидж , ныне утерянный, был составлен ан-Насави. О том, что он был основан на аль-Баттани, можно судить по совпадению значений долготы солнечного и планетарного апогеев. Ан-Насави в молодости писал астрономические таблицы, используя данные, полученные из зиджа аль-Баттани , но затем обнаружил, что данные, которые он использовал, были заменены более точными расчетами. [30]
Изобретение подвижного шрифта в 1436 году сделало возможным более широкое распространение астрономических работ, а латинский перевод «Китаб аз-Зидж аш-Саби» был напечатан в Нюрнберге в 1537 году астрономом Региомонтаном , что позволило Аль-Баттани провести наблюдения. стать доступными в начале научной революции в астрономии. [9] [29] Зидж ; был переиздан в Болонье в 1645 году [29] оригинал документа хранится в Библиотеке Ватикана в Риме. [31]
Латинские переводы, включая печатное издание 1537 года, сделали зидж влиятельным в развитии европейской астрономии. [19] Глава « Саби Зидж» также появилась как отдельный труд « Китаб Тахкик акдар аль-иттишалат [би-хасаб уруд аль-кавакиб] («О точном определении количества соединений [по широте планет]») . [8]
Работа Аль-Баттани была опубликована в трех томах в 1899, 1903 и 1907 годах итальянским востоковедом Карло Альфонсо Наллино . [2] который дал ему название Al-Battānī sive Albatenii opus astronomicum: ad fidem codicis Escurialensis Arabice editum Издание Наллино, хотя и на латыни, является основой современного изучения средневековой исламской астрономии. [19]
Ма'рифат Матали ль- [ править] Борудж
Китаб ма'рифат матали аль-бурудджфи ма баина арба аль-фалак ( معرفة مطالع البروج , «Книга науки о восхождениях знаков зодиака в пространствах между квадрантами небесной сферы») [22] возможно, речь шла о расчетах, касающихся зодиака . Эта работа упоминается в работе Ибн ан-Надима и, вероятно, идентична главе 55 зиджа аль-Баттани . Он предоставил методы расчета, необходимые для решения астрологической проблемы поиска ат-тасир (направления). [8]
Другие работы [ править ]
- Китаб фи далахил аль-киранат ва-л-кушуфат («Об астрологических указаниях соединений и затмений») представляет собой трактат по гороскопам и астрологии в связи с соединениями Сатурна и Юпитера, произошедшими в самый ранний период ислама. Сохранившаяся рукопись хранится в библиотеке Исмаила Саиба Университета Анкары . [8]
- Шарх китаб аль-арбаа ли-Батламиюс ( شرح كتاب الأربع مقالات في أحكام علم النجوم , «Комментарий к Тетрабиблосу Птолемея») Аб аль-Арба макалат в версии Абу ас-Сальта . Аль-Баттани упоминает два более ранних трактата, которые, вероятно, идентичны двум главам Саби Зидж . [32] Он сохранился в рукописях Berlin Spr. 1840 г. (Альвардт № 5875) и Эскориал Арабе 969/2. [8]
- Арба макалат ( أربع مقالات , «Четыре беседы») был комментарием к «Четырехчастной книге Птолемея de apotelesmatibus e judiciis astrorum » , известной как « Тетрабиблос» . [33] Энциклопедист X века Ибн Надим в своем «Китаб аль-Фихрист» перечисляет аль-Баттани среди ряда авторов комментариев к этой работе. [8] [34] [№ 6]
- Маърифат матали аль-бурудж ( « Знание мест восхода знаков зодиака»). [35]
- Китаб фи микдар аль-иттисалат ( «Книга о количестве коммуникаций »), астрологический трактат о четырёх «четвертях сферы». [35]
Наследие [ править ]
Средневековый период [ править ]
Аль -Зидж аль-Саби был известен средневековым исламским астрономам; Арабский эрудит аль-Бируни написал «Джала аль-адхан фи зидж аль-Баттани» («Разъяснение гения в «Зидже» аль-Баттани»), ныне утерянный. [8]
Работа Аль-Баттани сыграла важную роль в развитии науки и астрономии на Западе. [5] Как только он стал известен, его использовали средневековые европейские астрономы и в эпоху Возрождения. [8] Он оказал влияние на еврейских раввинов и философов, таких как Авраам ибн Эзра и Герсонид . [17] Ученый XII века Моисей Маймонид , интеллектуальный лидер средневекового иудаизма, внимательно следил за аль-Баттани. [36] Еврейские издания аз-Зидж аль-Саби XII века были созданы каталонским астрономом Авраамом бар Хийей и французским математиком XIV века Иммануэлем Бонфилсом . [8]
Коперник упомянул «аль-Баттани Харранита», обсуждая орбиты Меркурия и Венеры. Он сравнил свое собственное значение звездного года со значениями, полученными аль-Баттани, Птолемеем, и значением, которое он приписывал ученому 9-го века Сабиту ибн Курре . [6] Точность наблюдений аль-Баттани побудила Коперника продолжить свои идеи о гелиоцентрической природе космоса. [3] а в книге положившей начало Коперниканской революции , De Revolutionibus Orbium Coelestium , аль-Баттани упоминается 23 раза. [37]
16 и 17 века [ править ]
Таблицы Аль-Баттани использовались немецким математиком Кристофером Клавиусом при реформировании юлианского календаря , что привело к его замене григорианским календарем в 1582 году. [9] Астрономы Тихо Браге , Джованни Баттиста Риччоли , Иоганнес Кеплер и Галилео Галилей цитировали Аль-Баттани или его наблюдения. [5] Солнца, полученное им, Его почти точно правильное значение эксцентриситета лучше, чем значения, определенные Коперником и Браге. [8]
Лунный кратер Альбатегниус был назван в его честь в 17 веке. Как и многие кратеры на ближней стороне Луны, свое название ему дал Риччоли, чья номенклатурная система с 1651 года стала стандартизированной. [38]
В 1690-х годах английский физик и астроном Эдмунд Галлей , используя перевод Платона Тибурция « зидж » аль-Баттани , обнаружил, что скорость Луны, возможно, увеличивается. [39] Галлей исследовал местонахождение Ракки, где была построена обсерватория аль-Баттани, используя расчеты астронома по наклону Солнца, интервалу между последовательными осенними равноденствиями и несколькими солнечными и лунными затмениями, наблюдаемыми из Ракки и Антиохии. На основе этой информации Галлей вывел среднее движение и положение Луны за 881, 882, 883, 891 и 901 годы. Чтобы интерпретировать свои результаты, Галлей полагался на знание местоположения Ракки, что он и смог сделать. однажды он исправил принятое значение широты Алеппо . [40]
18 век – настоящее время [ править ]
Наблюдения за затмениями Аль-Баттани были использованы английским астрономом Ричардом Данторном для определения величины возрастающей скорости Луны на ее орбите . Он подсчитал, что лунная долгота менялась со скоростью 10 угловых секунд за столетие. [8] [41]
Данные Аль-Баттани до сих пор используются геофизиками . [42]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Аль-Кифти называет свое имя: Ибн Синан Абу 'Абдаллах аль-Харрани, известный как аль-Баттани, и упоминает, что Саид аль-Андалуси в своей книге «Китаб аль-Каси» ( كتاب القصى ) дает: Абу Джафар Мухаммад ибн Джабин аль- Харрани, также известный как аль-Баттани, [1]
- ↑ Он был также известен на Западе как Альбатеньи или Альбатениус. [2]
- ^ Согласно « Истории ученых людей » Ибн аль-Кифти , написанной в 13 веке, записанные астрономические наблюдения аль-Баттани датируются 877 годом, и предполагается, что он родился до 858 года. Аль-Кифти писал, что аль-Баттани зидж включал наблюдения Солнца и Луны, которые исправили «Альмагест» Птолемея , и что аль-Баттани прекратил наблюдения в 918 году и умер в 929 году. [6]
- ^ Столетием ранее другие исламские астрономы ранее нашли значения наклона, которые были близки к значению, полученному аль-Баттани, изменения в апогее Солнца были ранее обнаружены Сабитом ибн Куррой (или, возможно, братьями Бану Муса ). [14]
- ^ Из диаграммы видно, что: [25]
- ^ Трактат Птолемея был переведен на арабский язык Ибрагимом ибн ас-Сальтом , и этот перевод был исправлен Хунайном ибн Исхаком . цитировать
Ссылки [ править ]
- ^ Кифти (ал-) 1903 , с. 280.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Модерн 2014 года .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Анджело 2014 , с. 78.
- ^ из Блуа, 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. «Абу Абдаллах Мохаммад ибн Джабир Аль-Баттани» . МакТьютор . Университет Сент-Эндрюс . Архивировано из оригинала 17 июля 2017 года . Проверено 21 января 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Свободно 2010 , с. 61.
- ^ Ронан 1983 , с. 208.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Ван Дален 2007 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Анджело 2014 , с. 79.
- ^ Шлагер и Лауэр 2001 , с. 291.
- ^ Гриффин 2006 , с. 31.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бен-Менахем 2009 , с. 541.
- ^ Свободно 2010 , с. 60.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Норт 1994 , с. 187.
- ^ Червь 2020 , с. 17.
- ^ Маклеод 2016 , с. 160.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Аль-Баттани, Абу Абдуллах Мухаммад ибн Джабир ибн Синан ар-Ракки аль-Харрани аль-Саби » . Словарь научной биографии . 1 . Сыновья Чарльза Скрибнера: 507–516. 2008. ISSN 0036-8075 . Проверено 21 января 2023 г.
- ^ Кеннеди 2010 , стр. 13–14.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кеннеди, 1956 , стр. 10–11.
- ^ «Глоссарий («Наклон»)» . Информационный центр . Отдел астрономических приложений Военно-морской обсерватории США . Архивировано из оригинала 8 сентября 2023 года . Проверено 23 февраля 2023 г.
- ^ Певица 1997 , с. 135.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Наллино 1987 , стр. 680–681.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Анджело 2014 , стр. 78–79.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маор, Эли (1998). Тригонометрические наслаждения . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 38. ISBN 978-0-691-15820-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ван Бруммелен 2013 , стр. 15–16.
- ^ Ван Бруммелен 2013 , с. 15.
- ^ Ван Бруммелен 2013 , с. 17.
- ^ Мусса 2011 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Куницш 1974 , с. 115.
- ^ Мозаффари, С. Мохаммад (2020). «Элементы орбиты Венеры в средневековой исламской астрономии: взаимодействие традиций и точность наблюдений» . Мусульманское наследие . Фонд науки, технологий и цивилизации, Великобритания (FSTCUK). Архивировано из оригинала 23 января 2023 года . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ «Рукопись – НДС.лат.3098» . ДигиВатЛиб . Библиотека Ватикана . Архивировано из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ Лёр, Надин. «Аль-Баттани, Шарх Китаб аль-Арба макалат фи ахкам илм ан-нуджум» . Птолемеевские арабы и латиняне . Архивировано из оригинала 23 января 2023 года . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Халликан (ибн) 1868 , стр. 318, 320.
- ^ Надим (ал-) 1899 , с. 640.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Халликан (ибн) 1868 , с. 317.
- ^ Ронан 1983 , с. 211.
- ^ Хоскин 1999 , с. 58.
- ^ Уитакер 1999 , с. 61.
- ^ Кук 1998 , стр. 225–227.
- ^ Кук 1998 , с. 226.
- ^ Норт 1994 , с. 389.
- ^ Далмау 1997 .
Источники [ править ]
- Анджело, Джозеф А. (2014). Энциклопедия космоса и астрономии . Нью-Йорк: Издательство информационной базы. ISBN 978-14381-1-018-9 .
- Бен-Менахем, Ари (2009). Историческая энциклопедия естественных и математических наук . Том. 1: Предвидение-1583 год н.э. Берлин: Springer Science & Business Media. дои : 10.1007/978-3-540-68832-7 . ISBN 978-35406-8-832-7 .
- де Блуа, ФК (2012). «Саби» . В Бирмане, П .; Бьянкис, Т .; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (2-е изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0952 . Проверено 22 января 2023 г.
- Ван Браммелен, Глен (2013). «В поисках Божественного на Земле: направление молитвы в исламе» . Математические горизонты . 21 (1): 15–17. дои : 10.4169/mathhorizons.21.1.15 . ISSN 1072-4117 . JSTOR 10.4169/mathhorizons.21.1.15 . S2CID 218543141 .
- Кук, Алан Х. (1998). Эдмон Галлей: Составление карты небес и морей . Оксфорд: Кларендон Пресс . ISBN 978-0-19-850031-5 .
- Ван Дален, Бенно (2007). «Вабканави: Шамс аль-Мунаджим [Шамс ад-Дин] Мухаммад ибн Али Хваджа аль-Вабканави [Вабканави]» . В хоккее Томас; и др. (ред.). Биографическая энциклопедия астрономов . Спрингер. стр. 101–103. дои : 10.1007/978-0-387-30400-7_1433 . ISBN 978-1-4419-9918-4 . ( PDF-версия )
- Далмау, В. (1997). «Критические замечания по использованию средневековых записей затмений для определения долгосрочных изменений вращения Земли» . Исследования в геофизике . 18 (2/3): 213–223. Бибкод : 1997SGeo...18..213D . дои : 10.1023/A:1006588010109 . ISSN 1573-0956 . S2CID 128191632 . Архивировано из оригинала 23 октября 2012 года.
- Свободно, Джон (2010). Свет с Востока: как наука средневекового ислама помогла сформировать западный мир . Лондон: IBTauris . ISBN 978-17845-3-138-6 .
- Гриффин, Розарии, изд. (2006). Образование в мусульманском мире: разные перспективы . Symposium Books Ltd. Оксфорд: ISBN 978-18739-2-755-7 .
- Хоскин, Майкл (1999). Кембриджская краткая история астрономии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-05215-7-600-0 .
- Кеннеди, Эдвард Стюарт (1956). «Обзор исламских астрономических таблиц» . Труды Американского философского общества . Новая серия. 46 (2). Филадельфия, Пенсильвания: Американское философское общество : 10–11, 32–34. дои : 10.2307/1005726 . hdl : 2027/mdp.39076006359272 . ISSN 0065-9746 . JSTOR 1005726 .
- Кеннеди, Эдвард Стюарт ; и др. (2010). «Астрологическая история Пророка и раннего Халифата Аль-Баттани» (PDF) . Сухайл . 9 . Барселона: Университет Барселоны . ISSN 1576-9372 .
- Халликан (ибн), Ахмад и. М (1868). Мак Гакин де Слейн , Уильям (ред.). Вафаят аль-Аян ва Анба (Биографический словарь Ибн Халлиана) . Том. III. Париж и Лондон: WH Аллен. п. 317.
- Куниц, Пол (1974). Альмагест: Математический синтаксис Клавдия Птолемея на арабском языке. -Латинский. Традиция (на немецком языке). Висбаден, Германия: Harrassowitz Verlag . ISBN 978-34470-1-517-2 .
- Маклеод, Алексус (2016). Астрономия в древнем мире: ранние и современные взгляды на небесные события . Берлин: Международное издательство Springer. ISBN 978-33192-3-600-1 .
- Мусса, Али (2011). «Математические методы в Альмагесте Абу аль-Вафа и определениях Киблы» . Арабские науки и философия . 21 (1). Кембридж: Кембриджский университет : 1–56. дои : 10.1017/S095742391000007X . ISSN 0957-4239 . S2CID 171015175 .
- Ибн ан-Надим (1970). Додж , Баярд (ред.). Фихрист ан-Надима; обзор мусульманской культуры десятого века . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Колумбийского университета.
- Наллино, Калифорния (1987). «аль-Баттани». В Хоутсме, Монтана; Арнольд, ТВ; Бассет, Р.; Хартманн, Р. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 2 (1-е изд.). Брилл. дои : 10.1163/2214-871X_ei1_SIM_1392 . ISBN 9004082654 .
- Кифти (ал-), Джамал ад-Дин Абу аль-Хасан Али ибн Юсуф (1903). Липперт , Юлиус (ред.). Тарих аль-Хукама (на арабском языке). Лейпциг: Теодор Вейхер. п. 280 .
- Шлагер, Нил; Лауэр, Джош, ред. (2001). Наука и ее времена: 700–1449 гг . Том. 2. Нью-Йорк: Гейл Групп . ISBN 978-0-7876-3934-1 .
- Норт, Джон (1994). Нортонская история астрономии и космологии . Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 978-0-393-31193-8 .
- Ронан, Колин А. (1983). Кембриджская иллюстрированная история мировой науки . Нью-Йорк; Фелтэм, Великобритания: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-05212-5-844-9 .
- Певец Чарльз Джозеф (1997). Краткая история науки до девятнадцатого века . Минеола, Нью-Йорк: Courier Dover Publications . ISBN 978-0-486-29887-0 .
- Уитакер, Юэн А. (1999). Картирование и наименование Луны: история лунной картографии и номенклатуры . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-05215-4-414-6 .
- Вурм, Стефан (2020). Состояние человека: наше место в космосе и в жизни . ООО АТИС. ISBN 978-19518-9-400-9 .
- Замани, Мэриэнн (2014). Баттани, др . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-981257-8 . Проверено 22 января 2023 г. - по подписке, которая может потребоваться, или контент может быть доступен в библиотеках, находящихся в Великобритании.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите )
Версии Китаб аз-Зидж аш-Саби' [ править ]
аз-Зиджа аш-Саби Книга рукописи [ править ]
- в. 1245–1250 - Жерар Абвильский Рукопись: латынь 16657 ( Liber Albategni. - Almagestiminoris libri VI. - Tabule stellarum fixarum )
- 1376–1475 — Рукопись: Vat.lat.3098 ( De Scientia stellarum (астрономический труд) — латинская интерпретация Платона Тибуртини. Предисловие к переводчику )
- XIV век - Рукопись на латыни 7266 ( Работа, название которой: книга Магомета, сына Гебира, сына Синема, которого зовут Альбатени, о числах звезд и местах их движения, эксперимент в отношении к понятиям: переводчик Платон Тибуртино )
Публикации XIX, XX веков [ править ]
- Баттани (ал-), Мухаммад ибн Джабир (1899). Наллино , Карло Альфонсо (ред.). Астрономическая работа Аль-Баттани или Альбатении: опубликована на арабском языке в соответствии с Кодексом Эскуриала (Китаб Зидж аль-Саби ') (на арабском языке). Том. 3. Милан: Milani Insubrum: Простата в Urlichum Hoeppium. ISBN 978-88-88097-26-8 .
- Баттани (ал-), Мухаммад ибн Джабир (1903). Наллино , Карло Альфонсо (ред.). Астрономическая работа Аль-Баттани или Альбатении: опубликована на арабском языке в соответствии с Кодексом Эскуриала (Китаб Зидж аль-Саби ') (на арабском языке). Том. 1. Милан: Milani Insubrum: Простата в Urlichum Hoeppium. ISBN 978-88-88097-26-8 .
- Баттани (ал-), Мухаммад ибн Джабир (1907). Наллино , Карло Альфонсо (ред.). Астрономическая работа Аль-Баттани или Альбатении: опубликована на арабском языке в соответствии с Кодексом Эскуриала (Китаб Зидж аль-Саби ') (на арабском языке). Том. 2. Милан: Milani Insubrum: Простата в Urlichum Hoeppium. ISBN 978-88-88097-26-8 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Сартон, Джордж (1960). История науки: древняя наука в золотой век Греции . Том. 1. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . OCLC 179869164 .
- 929 смертей
- Арабские люди 9-го века
- Арабские люди 10-го века
- Астрологи 9 века
- Астрономы 9-го века
- Математики 9 века
- Люди 9-го века из Аббасидского халифата
- Астрологи X века
- Астрономы X века
- Математики X века
- Астрономы Аббасидского халифата
- Астрономы средневекового исламского мира
- Астрологи средневекового исламского мира
- Люди из Харрана
- Ученые, работавшие над определением киблы
- Математики Аббасидского халифата
- Сабианские ученые из Аббасидского халифата
- Равноденствия