Jump to content

Индийская астрономия

Индийская астрономия относится к астрономии, практикуемой на Индийском субконтиненте . Он имеет долгую историю, простирающуюся от доисторических времен до наших дней . Некоторые из самых ранних корней индийской астрономии можно отнести к периоду цивилизации долины Инда или раньше. [1] [2] Позже астрономия развилась как дисциплина Веданги , или одна из «вспомогательных дисциплин», связанных с изучением Вед . [3] датируется 1500 г. до н.э. или старше. [4] Самый старый известный текст — Веданга Джйотиша , датированный 1400–1200 гг. до н.э. (с сохранившейся формой, возможно, от 700 до 600 г. до н.э.). [5]

Индийская астрономия находилась под влиянием греческой астрономии, начиная с IV века до нашей эры. [6] [7] [8] и в первые века нашей эры, например, Яванаджатака. [6] и Ромака Сиддханта , санскритский перевод греческого текста, распространенный со 2-го века. [9]

Расцвет индийской астрономии пришелся на V–VI века, благодаря Арьябхате , чья работа «Арьябхатия » представляла собой вершину астрономических знаний того времени. Арьябхатия состоит из четырех разделов, охватывающих такие темы, как единицы времени, методы определения положения планет, причина смены дня и ночи и некоторые другие космологические концепции. [10] Позже индийская астрономия существенно повлияла на мусульманскую астрономию , китайскую астрономию , европейскую астрономию и другие. [11] Другие астрономы классической эпохи, которые далее развили работу Арьябхаты, включают Брахмагупту , Варахамихиру и Лаллу .

Идентифицированная местная индийская астрономическая традиция оставалась активной на протяжении всего средневекового периода и до 16 или 17 веков, особенно в рамках школы астрономии и математики Кералы .

(Слева направо): Арьябхатта , великий индийский математик и астроном; Джантар Мантар , астрономическая обсерватория, построенная Раджей Джаем Сингхом; Сурьясиддханта , астрономический трактат.

Некоторые из самых ранних форм астрономии можно отнести к периоду цивилизации долины Инда или раньше. [1] [2] присутствуют некоторые космологические представления В Ведах , а также представления о движении небесных тел и течении года. [3] Ригведа – одно из древнейших произведений индийской литературы. Ригведа 1-64-11 и 48 описывает время как колесо с 12 частями и 360 спицами (днями) с остатком 5, что относится к солнечному календарю. [12] существует тесная связь астрономии и религии Как и в других традициях, на ранней истории науки , причем астрономические наблюдения были обусловлены пространственными и временными требованиями правильного выполнения религиозного ритуала. Так, в «Шульба-сутрах» , текстах, посвященных строительству алтарей, обсуждаются высшая математика и базовая астрономия. [13] Веданга Джйотиша — еще один из самых ранних известных индийских текстов по астрономии. [14] он включает в себя подробную информацию о Солнце, Луне, накшатрах , лунно-солнечном календаре . [15] [16] Веданга Джйотиша описывает правила отслеживания движения Солнца и Луны в целях ритуала. Согласно Веданга Джйотише, в юге или «эре» насчитывается 5 солнечных лет, 67 лунных сидерических циклов, 1830 дней, 1835 сидерических дней и 62 синодических месяца. [17]

Греческие астрономические идеи начали проникать в Индию в IV веке до нашей эры после завоеваний Александра Великого . [6] [7] [8] [9] К началу нашей эры индо-греческое влияние на астрономическую традицию становится заметным в таких текстах, как Яванаджатака. [6] и Ромака Сиддханта . [9] Более поздние астрономы упоминают о существовании различных сиддхант в этот период, среди них текст, известный как Сурья Сиддханта . Это были не фиксированные тексты, а скорее устная традиция знаний, и их содержание не сохранилось. Текст, известный сегодня как Сурья Сиддханта, относится к периоду Гуптов и был получен Арьябхатой .

Классическая эра индийской астрономии начинается в эпоху позднего Гупта, в V-VI веках. « ( 505 Панчасиддхантика» Варахамихиры г. н. э.) аппроксимирует метод определения направления меридиана по любым трем положениям тени с использованием гномона . [13] Ко времени Арьябхаты движение планет считалось эллиптическим, а не круговым. [18] Другие темы включали определения различных единиц времени, эксцентрические модели движения планет, эпициклические модели движения планет и поправки к долготе планет для различных мест на Земле. [18]

Страница из индуистского календаря 1871–1872 гг.

Календари

[ редактировать ]

Деление года основывалось на религиозных обрядах и временах года ( Ṛtú ). [19] Продолжительность с середины марта — середины мая принималась за весну ( васанта ), середина мая — середина июля: лето ( гришма ), середина июля — середина сентября: дожди ( варша ), середина сентября — середина ноября: осень ( шарада ), середина ноября — середина января: зима ( хеманта ), середина января — середина марта: росы ( шишира ). [19]

В Веданга Джйотише год начинается с зимнего солнцестояния. [20] Индуистские календари имеют несколько эр :

JAB van Buitenen (2008) сообщает о календарях в Индии:

Древнейшая система, во многом лежащая в основе классической, известна по текстам около 1000 г. до н.э. Он делит приблизительный солнечный год из 360 дней на 12 лунных месяцев по 27 (согласно раннему ведическому тексту Тайттирия Самхита 4.4.10.1–3) или 28 (согласно Атхарваведе , четвертой из Вед, 19.7.1.) дней. . Возникшее несоответствие было устранено путем вставки високосного месяца каждые 60 месяцев. Время отсчитывалось по положению, отмеченному в созвездиях на эклиптике, при котором Луна восходит ежедневно в течение одного лунения (период от новолуния до новолуния), а Солнце восходит ежемесячно в течение одного года. Каждое из этих созвездий ( накшатра ) имеет длину дуги 13°20 круга эклиптики. Положения Луны можно было наблюдать напрямую, а положение Солнца можно было определить по положению Луны в полнолуние, когда Солнце находится на противоположной стороне Луны. Положение Солнца в полночь рассчитывалось по накшатре , кульминация которой в тот момент находилась на меридиане, тогда Солнце находилось в оппозиции к этому меридиану. nakṣatraнакшатра [19]

Астрономы

[ редактировать ]
  • Лагадха (1-е тысячелетие до н.э.) : Самый ранний астрономический текст, названный Веданга Джйотиша, подробно описывает несколько астрономических атрибутов, обычно применяемых для определения времени социальных и религиозных событий. [22] Веданга Джьотиша также подробно описывает астрономические расчеты, календарные исследования и устанавливает правила эмпирических наблюдений. [22] Поскольку тексты, написанные к 1200 г. до н.э., представляли собой в основном религиозные сочинения, Веданга Джйотиша связана с индийской астрологией и подробно описывает несколько важных аспектов времени и времен года, включая лунные месяцы, солнечные месяцы и их корректировку с помощью лунного високосного месяца Адхимаса . [23] Рту также называют югамшами (или частями юги , т.е. цикла соединения). [23] Трипати (2008) считает, что «в то время также были известны двадцать семь созвездий, затмений, семь планет и двенадцать знаков зодиака». [23]
  • Арьябхата (476–550 гг. н.э.) : Арьябхата был автором « Арьябхаты» и « Арьябхатасиддханты» , которые, согласно Хаяши (2008), «распространялись в основном на северо-западе Индии и, через Сасанидскую династию (224–651) в Иране , оказала глубокое влияние на развитие исламской астрономии . Ее содержание сохранилось в некоторой степени в трудах Варахамихиры (расцвет ок. 550), Бхаскара I (расцвет ок. 629), Брахмагупты (598–665) и других. .. Это одна из первых астрономических работ, в которой начало каждого дня приходится на полночь». [18] Арьябхата прямо упомянул, что Земля вращается вокруг своей оси, вызывая тем самым кажущееся движение звезд на запад. [18] В своей книге «Арьябхата» он предположил, что Земля представляет собой сферу, длина окружности которой составляет 24 835 миль (39 967 км). [24] Арьябхата также упомянул, что отраженный солнечный свет является причиной сияния Луны. [18] Последователи Арьябхаты были особенно сильны в Южной Индии , где, среди прочих, следовали его принципам суточного вращения Земли и на них основывался ряд второстепенных работ. [3]
  • Брахмагупта (598–668 гг. Н. Э.) : Брахмаспхутасиддханта (Правильно установленная доктрина Брахмы, 628 г. н. э.) занималась как индийской математикой, так и астрономией. Хаяши (2008) пишет: «Он был переведен на арабский язык в Багдаде около 771 года и оказал большое влияние на исламскую математику и астрономию». [25] В Кхандакадьяке («Съедобный кусок», 665 г. н.э.) Брахмагупта подкрепил идею Арьябхаты о том, что еще один день начинается в полночь. [25] Брахмагупта также рассчитал мгновенное движение планеты, дал правильные уравнения для параллакса и некоторую информацию, связанную с вычислением затмений. [3] индийскую концепцию математической астрономии Его работы представили арабскому миру . [3] Он также предположил, что все тела, обладающие массой, притягиваются к Земле. [26]
  • Варахамихира (505 г. н. э.) : Варахамихира был астрономом и математиком, изучавшим индийскую астрономию, а также многие принципы греческой, египетской и римской астрономических наук. [27] Его Панчасиддхантика представляет собой трактат и сборник, основанный на нескольких системах знаний. [27]
  • Бхаскара I (629 г. н. э.) : автор астрономических работ Махабхаскария (Великая книга Бхаскары), Лагубхаскария (Маленькая книга Бхаскары) и Арьябхатиябхашья (629 г. н. э.) — комментарий к Арьябхатии, написанный Арьябхатой. [28] Хаяши (2008) пишет: «Планетарные долготы, гелиакический восход и заход планет, соединения планет и звезд, солнечные и лунные затмения, а также фазы Луны входят в число тем, которые Бхаскара обсуждает в своих астрономических трактатах». [28] За работами Бхаскары I последовал Ватешвара (880 г. н.э.), который в своей восьмой главе «Ватешварасиддханта» разработал методы непосредственного определения параллакса по долготе, движения равноденствий и солнцестояний , а также квадранта Солнца в любой момент времени. [3]
  • Лалла (8 век н.э.) : автор « Шишьядхивриддхиды» («Трактата, расширяющего интеллект учащихся»), в котором исправляются некоторые предположения Арьябхаты. [29] Сама Шишьядхивриддхида . Лаллы разделена на две части Грахадхьяя и Голадхьяя : [29] Грахадхьяя (главы I-XIII) посвящена планетарным расчетам, определению средних и истинных планет, трем проблемам, связанным с суточным движением Земли, затмениями, восходом и заходом планет, различными куспидами Луны, планетарными и астральными соединениями, и дополнительные ситуации Солнца и Луны. [29] Вторая часть, озаглавленная «Голадхьяя» (главы XIV–XXII), посвящена графическому изображению движения планет, астрономическим инструментам и сферам, а также уделяет особое внимание исправлению и отказу от ошибочных принципов. [29] Лалла показывает влияние Арьябхаты, Брахмагупты и Бхаскары I. [29] Его работам последовали более поздние астрономы Шрипати, Ватешвара и Бхаскара II. [29] Лалла также является автором « Сиддхантатилаки» . [29]
  • Шатананда (1068–1099 гг. Н. Э.) : Автор Бхасвати (1099 г.) - предполагаемая прецессия. [30]
  • Бхаскара II (1114 г. н.э.) : автор Сиддханташиромани («Головодрагоценность точности») и Каранакутухала («Расчет астрономических чудес») и сообщил о своих наблюдениях положения планет, соединений, затмений, космографии , географии, математики и астрономического оборудования, использованного в его исследованиях в обсерватория Удджайне в возглавлял , которую он [31]
  • Шрипати (1045 г. н.э.) : Шрипати был астрономом и математиком, последователем школы Брахмагупты и автором Сиддханташекхары (Вершины устоявшихся доктрин) в 20 главах, тем самым представив несколько новых концепций, включая второе неравенство Луны . [3] [32]
  • Махендра Сури (14 век н. э.) : Махендра Сури является автором « Янтра-раджи» («Король инструментов», написанного в 1370 году н. э.) — санскритского труда об астролябии , который сам был представлен в Индии во время правления династии Туглаков правителя 14 века Фируз Шаха. Туглак (1351–1388 гг. Н. Э.). [33] Сури, похоже, был джайнским астрономом на службе Фируз Шаха Туглука. [33] В 182-м стихе Янтра-раджа астролябия упоминается, начиная с первой главы, а также представлена ​​фундаментальная формула вместе с числовой таблицей для рисования астролябии, хотя само доказательство не было подробно описано. [33] Также были упомянуты долгота 32 звезд, а также их широта. [33] Махендра Сури также объяснил гномон , экваториальные координаты и эллиптические координаты . [33] Работы Махендры Сури, возможно, повлияли на более поздних астрономов, таких как Падманабха (1423 г. н. э.) — автор Янтра-раджа-адхикары , первой главы его Янтра-кирнавали . [33]
  • Макарандачарья (1438–1478 гг. Н. Э.) : Автор Макаранда-сарини.
  • Парамешвара Намбудири (1380–1460 гг. н. э.) : Создатель системы Дргганита или Дриг , Парамешвара принадлежал к школе астрономии и математики Кералы . Парамешвара был сторонником наблюдательной астрономии в средневековой Индии и сам провел серию наблюдений затмений , чтобы проверить точность использовавшихся тогда вычислительных методов. На основе своих наблюдений затмений Парамешвара предложил несколько поправок к астрономическим параметрам, которые использовались со времен Арьябхаты .
  • Нилакантха Сомаяджи (1444–1544 гг. н.э.) : В 1500 году Нилакантха Сомаяджи из школы астрономии и математики Кералы в своей «Тантрасанграхе » пересмотрел модель Арьябхаты для планет Меркурий и Венера . Его уравнение центра этих планет оставалось наиболее точным до времен Иоганна Кеплера в 17 веке. [34] Нилакантха Сомаяджи в своей «Арьябхатиябхашье» , комментарии к «Арьябхатия» Арьябхаты , разработал свою собственную вычислительную систему для частично гелиоцентрической планетарной модели, в которой Меркурий, Венера, Марс , Юпитер и Сатурн вращаются вокруг Солнца , которое, в свою очередь, вращается вокруг Земли , подобно Тихоническая система , позже предложенная Тихо Браге в конце 16 века. Однако система Нилаканты была математически более эффективной, чем система Тихона, благодаря правильному учету уравнения центра и широтного движения Меркурия и Венеры. астрономов Керальской школы астрономии и математики приняли его планетарную модель. Большинство последовавших за ним [34] [35] Он также является автором трактата под названием «Джйотирмимамса», в котором подчеркивается необходимость и важность астрономических наблюдений для получения правильных параметров для вычислений.
  • Дашабала ( 1055–1058 гг . Н. Э.) : Автор «Чинтаманнисараники» (1055 г.) и «Каранакамаламартанды» (1058 г.).
  • Ачьюта Пишарати (1550–1621 гг. Н. Э.) : Спхутанирная (Определение истинных планет) подробно описывает эллиптическую коррекцию существующих представлений. [36] Позже Спхутанирная была расширена до Рашиголасфутанити (Вычисление истинной долготы сферы Зодиака). [36] Другая работа, «Караноттама» , посвящена затмениям, взаимодополняющим отношениям между Солнцем и Луной и «происхождению средних и истинных планет». [36] В Упарагакриякраме (Методе расчета затмений) Ачьюта Пишарати предлагает усовершенствовать методы расчета затмений. [36]
  • Динакара (1550 г. н.э.) : автор популярного труда «Чандрарки» с 33 стихами для создания календарей, расчета положения Луны, Солнца и звезд. [37] [38]
  • Матхуранатха Шарман (1609 г. н.э.) : автор Рависиддхантаманджари или Сурьясиддхантаманджари.

Используемые инструменты

[ редактировать ]
Савай Джай Сингх (1688–1743 гг. Н. Э.) Инициировал строительство нескольких обсерваторий. Здесь изображена обсерватория Джантар-Мантар (Джайпур) .
Янтра Мандир (завершен в 1743 году), Дели .
Астрономический инструмент с градуированной шкалой и обозначениями индийско-арабскими цифрами .

Среди приборов, использовавшихся в астрономии, был гномон , известный как Санку , в котором тень вертикального стержня накладывалась на горизонтальную плоскость, чтобы определить стороны света, широту точки наблюдения и время наблюдения. [39] Это устройство упоминается в работах Варахамихиры, Арьябхаты, Бхаскары, Брахмагупты и других. [13] Крестовой посох , известный как Ясти-янтра , использовался во времена Бхаскары II (1114–1185 гг. н.э.). [39] Это устройство могло варьироваться от простой палки до V-образных рейок, предназначенных специально для определения углов с помощью калиброванной шкалы. [39] Клепсидра . ( Гхати-янтра ) до недавнего времени использовалась в Индии в астрономических целях [39] Охаси (2008) отмечает, что: «Некоторые астрономы также описали инструменты с приводом от воды, такие как модель боевых овец». [39]

Армиллярная сфера использовалась для наблюдения в Индии с давних времен и упоминается в трудах Арьябхаты (476 г. н. э.). [40] Голадипика — подробный трактат , посвященный глобусам и армиллярной сфере, был составлен Парамешварой между 1380 и 1460 годами нашей эры . [40] По поводу использования армиллярной сферы в Индии Охаши (2008) пишет: «Индийская армиллярная сфера ( гола-янтра ) была основана на экваториальных координатах, в отличие от греческой армиллярной сферы, которая основывалась на эклиптических координатах, хотя Индийская армиллярная сфера имела также эклиптический обруч. Вероятно, небесные координаты стыков звезд лунных особняков определялись по армиллярной сфере примерно с седьмого века. Существовал также небесный глобус, вращавшийся проточной водой». [39]

Инструмент, изобретенный математиком и астрономом Бхаскарой II (1114–1185 гг. н.э.), состоял из прямоугольной доски со штифтом и указательным рычагом. [39] Это устройство, называемое Пхалака-янтра , использовалось для определения времени по высоте Солнца. [39] Капалаянтра часы , экваториальные солнечные Солнца используемые для определения азимута . [39] Картари-янтра объединила два полукруглых дощатых инструмента и создала «инструмент-ножницы». [39] Завезенная из исламского мира и впервые упомянувшаяся в трудах Махендры Сури — придворного астронома Фируз-шаха Туглука (1309–1388 гг. н. э.), астролябия была далее упомянута Падманабхой (1423 г. н. э.) и Рамачандрой (1428 г. н. э.) как ее использование. вырос в Индии. [39]

Изобретенный Падманабхой инструмент ночного вращения полюсов состоял из прямоугольной доски с прорезью и набора указателей с концентрическими градуированными кругами. [39] Время и другие астрономические величины можно было вычислить, расположив щель в направлениях α и β Малой Медведицы . [39] Охаси (2008) далее объясняет, что: «Его задняя сторона была сделана в виде квадранта с отвесом и указательным рычагом. Внутри квадранта было проведено тридцать параллельных линий, а тригонометрические расчеты были выполнены графически. После определения высоты Солнца с помощью отвесно, время рассчитывалось графически с помощью указательного рычага». [39]

Охаши (2008) сообщает об обсерваториях, построенных Джай Сингхом II из Амбера :

Махараджа Джайпура Савай Джай Сингх (1688–1743 гг. Н. Э.) В начале восемнадцатого века построил пять астрономических обсерваторий. Обсерватории в Матхуре не сохранилось, но есть обсерватории в Дели, Джайпуре , Удджайне и Банарасе . Есть несколько огромных инструментов, основанных на индуистской и исламской астрономии. Например, самрат-янтра (императорский инструмент) представляет собой огромные солнечные часы, состоящие из треугольной стены-гномона и пары квадрантов, расположенных к востоку и западу от стены-гномона. Время было градуировано по квадрантам. [39]

Бесшовный небесный глобус, изобретенный в Индии Великих Моголов , в частности в Лахоре и Кашмире , считается одним из самых впечатляющих астрономических инструментов и выдающимся достижением в металлургии и технике. Все глобусы до и после этого были сшиты, а в 20 веке металлурги считали, что создать металлический глобус без каких-либо швов технически невозможно , даже с использованием современных технологий. Однако именно в 1980-х годах Эмили Сэвидж-Смит обнаружила в Лахоре и Кашмире несколько небесных глобусов без каких-либо швов. Самый ранний из них был изобретен в Кашмире Али Кашмири ибн Лукманом в 1589–1590 годах н.э. во время Акбара Великого правления ; другой был изготовлен в 1659–1660 гг. н. э. Мухаммадом Салихом Тахтави с надписями на арабском и санскрите; а последний был произведен в Лахоре индуистским металлургом Лалой Балхумалом Лахури в 1842 году во время Джагатджита Сингха Бахадура правления . Был изготовлен 21 такой глобус, и это остаются единственными образцами бесшовных металлических глобусов. Эти металлурги Великих Моголов разработали метод литье по выплавляемым моделям для изготовления этих глобусов. [41]

Международный дискурс

[ редактировать ]
Греческие экваториальные солнечные часы , Ай-Ханум , Афганистан, III–II века до нашей эры.

Индийская и греческая астрономия

[ редактировать ]

По словам Дэвида Пингри , существует ряд индийских астрономических текстов, датированных шестым веком нашей эры или позже с высокой степенью достоверности. Существует существенное сходство между ними и греческой астрономией до Птолемея. [42] Пингри считает, что эти сходства предполагают греческое происхождение некоторых аспектов индийской астрономии. Одним из прямых доказательств такого подхода является приведенный факт, что многие санскритские слова, относящиеся к астрономии, астрологии и календарю, являются либо прямыми фонетическими заимствованиями из греческого языка, либо переводами, предполагающими сложные идеи, например названия дней недели, которые предполагают связь между этими днями, планетами (включая Солнце и Луну) и богами. [ нужна ссылка ]

С подъемом греческой культуры на востоке просочилась на восток , эллинистическая астрономия в Индию, где она оказала глубокое влияние на местную астрономическую традицию. [6] [7] [8] [9] [43] Например, известно, что эллинистическая астрономия практиковалась недалеко от Индии в греко-бактрийском городе Ай-Ханум с III века до нашей эры. различные солнечные часы, в том числе экваториальные солнечные часы, приспособленные к широте Удджайна . При археологических раскопках там были найдены [44] Многочисленные взаимодействия с Империей Маурьев и более поздняя экспансия индо -греков в Индию позволяют предположить, что передача греческих астрономических идей в Индию произошла в этот период. [45] Греческая концепция сферической Земли, окруженной сферами планет, оказала дальнейшее влияние на таких астрономов, как Варахамихира и Брахмагупта . [43] [46]

Известно также, что несколько греко-римских астрологических трактатов были экспортированы в Индию в течение первых нескольких столетий нашей эры. Яванаджатака это санскритский текст III века нашей эры по греческой гороскопии и математической астрономии. [6] Столица Рудрадамана Удджайн «стала Гринвичем индийских астрономов и Арином арабских и латинских астрономических трактатов; ибо именно он и его преемники способствовали внедрению греческой гороскопии и астрономии в Индию». [47]

Позже, в VI веке, «Ромака Сиддханта» («Учение римлян») и «Паулиса Сиддханта» («Учение Павла ») считались двумя из пяти основных астрологических трактатов, составленных Варахамихирой в его «Панча-сиддхантике». («Пять трактатов»), сборник греческой, египетской, римской и индийской астрономии. [48] Варахамихира далее заявляет, что «Греки действительно являются иностранцами, но у них эта наука (астрономия) находится в процветающем состоянии». [9] Другой индийский текст, « Гарги-Самхита» , также восхваляет яванов (греков), отмечая, что они, хотя и варвары, должны уважаться как провидцы за то, что они ввели астрономию в Индии. [9]

Индийская и китайская астрономия

[ редактировать ]

Индийская астрономия достигла Китая с распространением буддизма во времена Поздней Хань (25–220 гг. Н. Э.). [49] Дальнейший перевод индийских работ по астрономии был завершен в Китае к эпохе Троецарствия (220–265 гг. Н. Э.). [49] Однако наиболее детальное внедрение индийской астрономии произошло только во времена династии Тан (618–907 гг. Н. Э.), когда ряд китайских ученых, таких как И Син , разбирались как в индийской, так и в китайской астрономии . [49] Система индийской астрономии была записана в Китае как Цзючжи-ли (718 г. н. э.), автором которой был индиец по имени Кутан Сида — перевод Деванагари Готама Сиддха — директора национальной астрономической обсерватории династии Тан. [49]

Фрагменты текстов этого периода свидетельствуют о том, что арабы приняли функцию синуса (унаследованную от индийской математики) вместо хорд дуги , используемых в эллинистической математике . [50] Еще одним индийским влиянием была приблизительная формула, используемая для измерения времени мусульманскими астрономами . [51] Через исламскую астрономию индийская астрономия оказала влияние на европейскую астрономию через арабские переводы. Во время латинских переводов XII века « Великий Мухаммеда аль-Фазари ( Синдхинд» основанный на « Сурья-Сиддханте» и трудах Брахмагупты ) был переведен на латынь в 1126 году и имел большое влияние в то время. [52]

Индийская и исламская астрономия

[ редактировать ]

Многие индийские труды по астрономии и астрологии были переведены на среднеперсидский язык в Гундешапуре Сасанидской империи , а затем переведены со среднеперсидского языка на арабский язык. [ нужна ссылка ]

В 17 веке в Империи Великих Моголов произошел синтез исламской и индуистской астрономии, где исламские наблюдательные инструменты были объединены с индуистскими вычислительными методами. Хотя планетарная теория, по-видимому, мало кого интересовала, мусульманские и индуистские астрономы в Индии продолжали добиваться успехов в наблюдательной астрономии и написали около сотни трактатов о Зидже . Хумаюн построил личную обсерваторию недалеко от Дели , а Джахангир и Шах Джахан также намеревались построить обсерватории, но не смогли этого сделать. После упадка Империи Великих Моголов именно индуистский король Джай Сингх II из Амбера попытался возродить как исламскую, так и индуистскую традиции астрономии, которые в его время находились в застое. В начале 18 века он построил несколько крупных обсерваторий под названием Янтра Мандирс , чтобы конкурировать с и Самаркандской обсерваторией Улугбека чтобы улучшить более ранние индуистские вычисления в Сиддхантах и ​​исламские наблюдения в Зидж-и-Султани . Инструменты, которые он использовал, были созданы под влиянием исламской астрономии, а вычислительные методы были заимствованы из индуистской астрономии. [53] [54]

Индийская астрономия и Европа

[ редактировать ]

Некоторые ученые предполагают, что знания о результатах Керальской школы астрономии и математики могли быть переданы в Европу по торговому пути из Кералы торговцами и миссионерами -иезуитами . [55] Керала находилась в постоянном контакте с Китаем, Аравией и Европой. Наличие косвенных доказательств [56] такие как пути сообщения и подходящая хронология, безусловно, делают такую ​​передачу возможной. Однако прямых свидетельств в виде соответствующих рукописей о том, что такая передача имела место, нет. [55]

В начале 18 века Джай Сингх II из Амбера пригласил европейских астрономов- иезуитов в одну из своих обсерваторий Янтра Мандир , которые выкупили астрономические таблицы, составленные Филиппом де Ла Гиром в 1702 году. Изучив работы Ла Гира, Джай Сингх пришел к выводу, что методы наблюдения и инструменты, используемые в европейской астрономии, уступали тем, которые использовались в Индии в то время - неизвестно, знал ли он о Коперниканской революции через иезуитов. [57] Однако он использовал телескопы . В своем «Зидж-и Мухаммад Шахи » он утверждает: «В моем королевстве были построены телескопы, и с их помощью был проведен ряд наблюдений». [58]

После прихода Британской Ост-Индской компании в 18 веке индуистские и исламские традиции были постепенно вытеснены европейской астрономией, хотя попытки гармонизировать эти традиции предпринимались. Индийский ученый Мир Мухаммад Хусейн отправился в Англию в 1774 году для изучения западной науки и по возвращении в Индию в 1777 году написал персидский трактат по астрономии. Он писал о гелиоцентрической модели и утверждал, что существует бесконечное количество вселенных ( алим ), каждая со своими планетами и звездами, и что это демонстрирует всемогущество Бога, который не ограничивается одной вселенной. [59] Последним известным о Зидже трактатом был « Зидж-и Бахадурхани» , написанный в 1838 году индийским астрономом Гуламом Хусейном Джаунпури (1760–1862) и напечатанный в 1855 году, посвящённый Бахадур-хану . Трактат включил гелиоцентрическую систему в традицию Зидж . [60]

Школы и организации астрономии

[ редактировать ]

Джантар Мантар

[ редактировать ]

Джантар (означает янтра, машина); мантар (означает расчет). Джай Сингх II в 18 веке проявлял большой интерес к науке и астрономии. Он сделал различные Джантар Мантары в Джайпуре , Дели , Удджайне , Варанаси и Матхуре . В экземпляре Джайпура имеется 19 различных астрономических калькуляторов. К ним относятся живые и опережающие астрономические часы (калькуляторы) для дней, затмений, видимости ключевых созвездий, которые не являются круглогодичными северными полярными созвездиями, то есть главным образом, но не исключительно, зодиакальными. астрономы Приглашались зарубежные , которые восхищались сложностью некоторых устройств.

Янтра Мандир (завершен в 1743 году), Дели .
Самрат янтра с делением часов, минут и секунд.

Поскольку латунные калькуляторы времени несовершенны, и чтобы помочь в их точной перенастройке, чтобы соответствовать истинному местному времени, в равной степени остается его Самрат Янтра, самые большие солнечные часы в мире. Он делит каждый световой час на солнечные 15-минутные, 1-минутные и 6-секундные части. [61] Среди других примечательных:

  • Nadivalaya yantra [62]
  • Рама Янтра [63]
  • Дакшиноттара Бхитти [64]
  • Уннатамша Янтра [65]
  • Джай Пракаш янтра [66]
Капали Янтра в Джантар Мантар, Джайпур
Лагху Самрат Янтра

Керальская школа астрономии и математики

[ редактировать ]

Модели школы Кералы (действовали с 1380 по 1632 год) включали полиномы более высокого порядка и другую передовую алгебру; многие из них были аккуратно использованы, в основном для предсказания движений и выравниваний внутри Солнечной системы. [67] [68] [69]

20-й и 21-й века

[ редактировать ]

Астрономы

[ редактировать ]

В 1920 году такие астрономы, как Сисир Кумар Митра , К.В. Раман и Мегнад Саха, работали над различными проектами, такими как зондирование ионосферы с помощью наземного радио и уравнение ионизации Саха . Хоми Дж. Бхаба и Викрам Сарабхай внесли значительный вклад. [70] APJ Абдул Калам, также известный как «Индийский ракетчик», помогал в разработке и исследованиях Организации оборонных исследований и разработок и гражданской космической программы Индийской организации космических исследований (ISRO) и технологий ракет-носителей . [71] [72] [73]

Организации

[ редактировать ]

Бхаба основал Институт фундаментальных исследований Тата , а Викрам Сарабхай основал Лабораторию физических исследований . Эти организации исследовали космическое излучение и проводили исследования верхних слоев атмосферы . [70] В 1950 году был основан Департамент атомной энергии под руководством Бхабы в качестве секретаря, который обеспечивал финансирование космических исследований в стране. [70] Индийский национальный комитет космических исследований (ИНКОСПАР) был основан в 1962 году по настоянию Сарабая. [74] [75] ISRO пришел на смену INCOSPAR, и был создан Департамент космоса (под руководством Индиры Ганди ), тем самым институционализировав астрономические исследования в Индии. [75] [76] Такие организации, как SPARRSO в Бангладеш, [77] СУПАРКО в Пакистане [78] и другие были основаны вскоре после этого.

Исследовать

[ редактировать ]

Были созданы станции запуска ракет и запущены спутники для исследований в области астрономии. [а] ISRO и Институт фундаментальных исследований Тата управляют базой для запуска воздушных шаров в Хайдарабаде, где диффузное космическое рентгеновское излучение . изучается [85] [86] ISRO сыграла роль в открытии трех видов бактерий в верхних слоях стратосферы на высоте 20–40 км (12–25 миль), которые обладают высокой устойчивостью к ультрафиолетовому излучению , не встречаются больше нигде на Земле и считаются экстремофилами. . [87] Два из них названы Bacillus isronensis и Bacillus aryabhattai в знак признания вклада ISRO и астронома Арьябхаты. [б] [88]

Astrosat — первая в Индии специализированная многоволновая космическая обсерватория , запущенная в 2015 году. Ее наблюдательные исследования включают активные ядра галактик , горячие белые карлики , пульсации пульсаров , двойные звездные системы и сверхмассивные черные дыры , расположенные в центре галактики . [89] Гамма -всплеск был обнаружен спутником Astrosat в январе 2017 года. [90] Он также зафиксировал редкое явление: голубая отставшая звезда возрастом 6 миллиардов лет питается и высасывает массу и энергию из более крупной звезды. [91] В июле 2018 года он сделал снимок скопления галактик Abell 2256 , находящегося на расстоянии 800 миллионов световых лет . [92] В 2019 году он обнаружил редкую рентгеновскую вспышку в двойной Be/рентгеновской двойной системе RX J0209.6-7427. [93] [94] [95]

Chandrayaan-3 — третья миссия в программе Chandrayaan , серии миссий по исследованию Луны, разработанной ISRO. [96] Целью проекта было осуществить мягкую посадку на южном полюсе Луны , наблюдать и демонстрировать возможности движения марсохода на Луне, а также проводить эксперименты с материалами, доступными на лунной поверхности, чтобы лучше понять состав Луны. [97] Запуск состоялся 14 июля 2023 года в Космическом центре Сатиш Дхаван . Посадочный модуль и марсоход успешно приземлились на южном полюсе Луны 23 августа 2023 года. [98]

Анимация Чандраян-3
Вокруг Земли – этап подъема на орбиту
Вокруг Земли
Вокруг Луны
  Путь Чандраяана-3   ·   Земля   ·   Луна

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Экваториальная станция запуска ракет Тумба была построена там, где запускались звуковые ракеты. [79] [80] Арьябхата был первым спутником, запущенным на орбиту в рамках советской программы «Интеркосмос» . [81] [75] Вскоре после этого были разработаны различные космические спутники, такие как «Викас», РС-1 и т. д. [82] [83] [84]
  2. ^ Третий назван Janibacter hoylei в честь астрофизика Фреда Хойла .
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пьер-Ив Белый; Кэрол Кристиан; Жан-Рене Рой (11 марта 2010 г.). Руководство по вопросам и ответам по астрономии . Издательство Кембриджского университета. п. 197. ИСБН  9780521180665 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ашфак, Сайед Мохаммад (1977). «Астрономия в цивилизации долины Инда. Обзор проблем и возможностей древнеиндийской астрономии и космологии в свете расшифровки письменности Инда финскими учеными» . Центавр . 21 (2): 149–193. Бибкод : 1977Cent...21..149A . дои : 10.1111/j.1600-0498.1977.tb00351.x .
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Сарма 2008а .
  4. ^ Веды: Введение в священные тексты индуизма, Рошен Далал, стр.188.
  5. ^ Суббараяппа, Б.В. (14 сентября 1989 г.). «Индийская астрономия: историческая перспектива» . В Бисвасе, СК; Маллик, DCV; Вишвешвара, резюме (ред.). Космические перспективы . Издательство Кембриджского университета. стр. 25–40. ISBN  978-0-521-34354-1 .
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Основные моменты астрономии, том 11B: Представлено на XXIII Генеральной ассамблее МАС, 1997 г. Йоханнес Андерсен Спрингер, 31 января 1999 г. - Наука - 616 страниц. страница 721 [1]
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с От Вавилона до «Вояджера» и за его пределами: история планетарной астрономии. Дэвид Леверингтон. Издательство Кембриджского университета, 29 мая 2010 г. – Наука – 568 страниц. стр. 41 [2]
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с История и практика древней астрономии. Джеймс Эванс. Издательство Оксфордского университета, 1 октября 1998 г. – История – 496 страниц. Страница 393 [3]
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Иностранное влияние на индийскую жизнь и культуру (ок. 326 г. до н.э. – ок. 300 г. н.э.). Сатьендра Нат Наскар. Abhinav Publications, 1 января 1996 г. - История - 253 страницы. Страницы 56–57 [4]
  10. ^ Кларк, Уолтер (1930). Арьябхатия: древний индийский труд по математике и астрономии – английский перевод . Издательство Чикагского университета.
  11. ^ «Звездные карты: история, искусство и картография», с. 17, Ник Канас, 2012 г.
  12. ^ Сидхарт, Б.Г. (1998). «Календарная астрономия Вед» . Бюллетень Астрономического общества Индии . 26 : 108. Бибкод : 1998BASI...26..107S – через систему астрофизических данных НАСА.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Авраам (2008)
  14. ^ Н. П. Субрамания Айер. Калапракасика . Азиатские образовательные услуги. п. 3.
  15. ^ Охаси (1993)
  16. ^ Джьоти Бхусан Дас Гупта. Наука, технология, империализм и война . Пирсон Образовательная Индия. п. 33.
  17. ^ Как, Шубаш (1995). «Астрономия эпохи геометрических алтарей». Ежеквартальный журнал Королевского астрономического общества . 36 : 385–395. Бибкод : 1995QJRAS..36..385K .
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Хаяши (2008), Арьябхата I
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с ДЖАБ ван Бютенен (2008)
  20. ^ Брайант (2001), 253
  21. ^ См. А. Каннингем (1883), Книга индийских эпох .
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Суббаарайаппа (1989)
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Трипати (2008)
  24. ^ Индийская астрономия. (2013). В Д. Леверингтоне, Энциклопедии истории астрономии и астрофизики . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. Получено с http://search.credoreference.com/content/entry/cupaaa/indian_astronomy/0.
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хаяши (2008), Брахмагупта
  26. ^ Брахмагупта, Брахмасфутасиддханта (628) ( ср. Аль-Бируни (1030), Индика )
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б VarāhamihiraВарахамихира Британская энциклопедия (2008)
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хаяши (2008), Бхаскара I
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Сарма (2008), Лалла
  30. ^ Панда, Судхира (2019). «Астрономический справочник Бхасвати Шатананды» . Журнал астрономической истории и наследия . 22 (3): 536–544. дои : 10.3724/SP.J.1440-2807.2019.03.12 . S2CID   256574558 .
  31. ^ Хаяши (2008), Бхаскара II
  32. ^ Хаяши (2008), Шрипати
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Охаси (1997)
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джозеф, 408 лет
  35. ^ Рамасубраманиан и др. (1994)
  36. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Сарма (2008), Ачьюта Писарати
  37. ^ Колачана, Адитья; Монтель, Клеменси; Дхаммалока, Дж.; Мелнад, К.; Махеш, К.; Вяс, П.; Рамасубраманиан, К.; Шрирам, MS; Пай, В. (2018). «Критическое издание Чандрарки Динакары: текст о солнечных и лунных таблицах» . История науки в Южной Азии . 6 : 127–161. дои : 10.18732/hssa.v6i0.35 .
  38. ^ Колачана, А.; Монтель, К.; Дхаммалока, Дж.; Мелнад, К.; Махеш, К.; Вяс, П. (2018). «Чандрарки Динакары: текст, относящийся к солнечным и лунным таблицам». Журнал истории астрономии . 49 (3): 306–344. Бибкод : 2018JHA....49..306K . дои : 10.1177/0021828618787556 . S2CID   125563931 .
  39. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Охаси (2008), Астрономические инструменты в Индии
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сарма (2008), Армиллярные сферы в Индии
  41. ^ Сэвидж-Смит (1985)
  42. ^ Пингри, Дэвид (1976). «Возврат ранней греческой астрономии из Индии». Журнал истории астрономии . 7 (19). Science History Publications Ltd.: 109–123. Бибкод : 1976JHA.....7..109P . дои : 10.1177/002182867600700202 . S2CID   68858864 .
  43. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Д. Пингри: «История математической астрономии в Индии», Научно-биографический словарь , Vol. 15 (1978), стр. 533–633 (533, 554 и далее).
  44. ^ Пьер Камбон, Жан-Франсуа Жарриж. «Афганистан, найденные сокровища: Коллекции Национального музея Кабула». Издания Собрания национальных музеев, 2006 г. – 297 стр. стр269 [5]
  45. ^ Пьер Камбон, Жан-Франсуа Жарриж. «Афганистан, найденные сокровища: Коллекции Национального музея Кабула». Издания Собрания национальных музеев, 2006 г. – 297 стр. стр. 269 [6] «Влияние греческой астрономии на индийскую астрономию могло начать проявляться раньше, чем считалось ранее, фактически с эллинистического периода, через греческие колонии греко-бактрийцев и индо-греков» (французский) Афганистан, найденные сокровища», стр. 269 Перевод: «Влияние греческой астрономии на индийскую астрономию могло произойти раньше, чем предполагалось, уже в эллинистический период, через посредство греческих колоний греко-бактрийцев и индо-греков. .
  46. ^ Уильямс, Клеменси; Кнудсен, Токе (2005). «Юго-Центральноазиатская наука» . В Глике, Томас Ф .; Ливси, Стивен Джон; Уоллис, Фейт (ред.). Средневековая наука, технологии и медицина: энциклопедия . Рутледж. п. 463. ИСБН  978-0-415-96930-7 .
  47. ^ Пингри, Дэвид «Астрономия и астрология в Индии и Иране» Исида , Том. 54, № 2 (июнь 1963 г.), стр. 229–246.
  48. ^ «Варахамихира» . Британская энциклопедия . Познания Варахамихиры в западной астрономии были глубокими. В пяти разделах его монументальный труд проходит через местную индийскую астрономию и завершается двумя трактатами по западной астрономии, в которых показаны расчеты, основанные на греческих и александрийских расчетах, и даже приведены полные математические диаграммы и таблицы Птолемея.
  49. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д См. Охаси (2008) в книге «Астрономия: Индийская астрономия в Китае» .
  50. ^ Песня, 162
  51. ^ Король, 240
  52. ^ Джозеф, 306
  53. ^ Шарма (1995), 8–9
  54. ^ Бабер, 82–89.
  55. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Алмейда и др. (2001)
  56. ^ Раджу (2001)
  57. ^ Бабер, 89–90.
  58. ^ С.М. Разаулла Ансари (2002). История восточной астрономии: материалы совместной дискуссии-17 на 23-й Генеральной ассамблее Международного астрономического союза, организованной Комиссией 41 (История астрономии), проходившей в Киото 25–26 августа 1997 г. Спрингер . п. 141. ИСБН  978-1-4020-0657-9 .
  59. ^ С.М. Разаулла Ансари (2002), История восточной астрономии: материалы совместной дискуссии-17 на 23-й Генеральной ассамблее Международного астрономического союза, организованной Комиссией 41 (История астрономии), состоявшейся в Киото, 25–26 августа, 1997 , Springer , стр. 133–4, ISBN.  978-1-4020-0657-9
  60. ^ С.М. Разаулла Ансари (2002), История восточной астрономии: материалы совместной дискуссии-17 на 23-й Генеральной ассамблее Международного астрономического союза, организованной Комиссией 41 (История астрономии), состоявшейся в Киото, 25–26 августа, 1997 , Спрингер , с. 138, ISBN  978-1-4020-0657-9
  61. ^ «Самрат Янтра» . Джантар Мантар .
  62. ^ «Надивалайа Янтра» . Джантар Мантар .
  63. ^ «Рама Янтра» . Джантар Мантар .
  64. ^ Даксиноттара Бхитти на jantarmantar.org [ постоянная мертвая ссылка ]
  65. ^ «Уннатамша Янтра» . Джантар Мантар .
  66. ^ «Джай Пракаш» . Джантар Мантар .
  67. ^ Отто Нойгебауэр (1952) «Тамильская астрономия», Осирис 10: 252–76.
  68. ^ Рамасубраманиан, К.; Шринивас, доктор медицинских наук; Шрирам, М.С. (25 мая 1994 г.). «Модификация более ранней индийской планетарной теории астрономами Кералы (ок. 1500 г. н. э.) и подразумеваемая гелиоцентрическая картина движения планет» . Современная наука . 66 (10): 784–790. ISSN   0011-3891 . JSTOR   24098820 – через JSTOR .
  69. ^ Уоррен, Джон (1825). Сборник воспоминаний о различных способах разделения времени у народов южных частей Индии .
  70. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дэниел 1992 .
  71. ^ Рамчандани (2000). Дейл Хойберг (ред.). От А до С (Абдаллах ибн аль-Аббас Кипарису) . Нью-Дели: Британская энциклопедия (Индия). п. 2. ISBN  978-0-85229-760-5 . Архивировано из оригинала 29 августа 2016 года . Проверено 10 августа 2019 г.
  72. ^ Прути, РК (2005). «Глава 4. Ракетчик Индии». Президент APJ Абдул Калам . Публикации Анмола. стр. 61–76. ISBN  978-81-261-1344-6 .
  73. ^ «Индийский мистер Ракета: человек из народа» . 30 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 г. Проверено 30 июля 2015 г.
  74. ^ Саде 2013 .
  75. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бхаргава и Чакрабарти 2003 .
  76. ^ «Департамент космоса и штаб-квартира ISRO – ISRO» . Архивировано из оригинала 28 марта 2019 года . Проверено 28 марта 2019 г.
  77. ^ «Бангладешские космические исследования и дистанционное зондирование» .
  78. ^ «СУПАРКО» . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 22 июля 2023 г.
  79. ^ Павар, Ашвини (29 июля 2015 г.). «Я горжусь тем, что рекомендовал его для ИСРО: Е.В. Читниса» . ДНК Индии . Архивировано из оригинала 9 июля 2021 года . Проверено 13 июля 2021 г.
  80. ^ «Об ИСРО – ИСРО» . Архивировано из оригинала 28 марта 2019 года . Проверено 28 марта 2019 г.
  81. ^ «Арьябхата – ИСРО» . www.isro.gov.in. Архивировано из оригинала 15 августа 2018 года . Проверено 15 августа 2018 г.
  82. ^ Саттон, Джордж Пол (2006). История жидкостных ракетных двигателей . АААА. п. 799. ИСБН  978-1-56347-649-5 . Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 14 марта 2021 г.
  83. ^ «Сага об индийской спутниковой системе дистанционного зондирования - ISRO» . www.isro.gov.in. Архивировано из оригинала 27 июня 2019 года . Проверено 16 марта 2021 г.
  84. ^ «Индийские амбиции в космосе заоблачны» . Новый учёный. 22 января 1981 г. с. 215. Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 14 марта 2021 г.
  85. ^ «Базы и площадки запуска стратосферных шаров» . СтратоКат. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 4 ноября 2015 г.
  86. ^ «Эксперименты по рентгеновской астрономии на воздушном шаре из Индии» . Архивировано из оригинала 28 мая 2002 года . Проверено 17 марта 2009 г.
  87. ^ Харрис, Мелани Дж.; Викрамасингхе, Северная Каролина; Ллойд, Дэвид; и др. (2002). «Обнаружение живых клеток в образцах стратосферы» (PDF) . Учеб. ШПИОН . Инструменты, методы и задачи астробиологии IV. 4495 (Приборы, методы и миссии для астробиологии IV): 192. Бибкод : 2002SPIE.4495..192H . дои : 10.1117/12.454758 . S2CID   129736236 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 сентября 2017 года . Проверено 21 сентября 2019 г.
  88. ^ Шиваджи, С.; Чатурведи, П.; Бегум, З.; и др. (2009). « Janibacter hoylei sp.nov., Bacillus isronensis sp.nov. и Bacillus aryabhatta sp.nov., выделенные из криотрубок, используемых для сбора воздуха из верхних слоев атмосферы» . Международный журнал систематической и эволюционной микробиологии . 59 (12): 2977–2986. дои : 10.1099/ijs.0.002527-0 . ПМИД   19643890 .
  89. ^ «Три года AstroSat – ISRO» . www.isro.gov.in. Архивировано из оригинала 30 августа 2019 года . Проверено 28 сентября 2018 г.
  90. ^ Десикан, Шубашри (17 июня 2017 г.). «AstroSat исключает послесвечение при слиянии черных дыр» . Индус .
  91. ^ « Звезда «Вампира» поймана с поличным индийской космической обсерваторией ASTROSAT» . 30 января 2017 г.
  92. ^ «Спутник Astrosat Исро сделал снимок скопления галактик на расстоянии 800 миллионов световых лет — Times of India» . Таймс оф Индия . 3 июля 2018 г.
  93. ^ Чандра, AD; Рой, Дж.; Агравал, ПК; Чоудри, М. (2020). «Исследование недавней вспышки Be/рентгеновской двойной системы RX J0209.6-7427 с помощью AstroSat: новый сверхяркий рентгеновский пульсар в Магеллановом мосту?» . Ежемесячные уведомления Королевского астрономического общества . 495 (3): 2664–2672. arXiv : 2004.04930 . Бибкод : 2020MNRAS.495.2664C . дои : 10.1093/mnras/staa1041 . S2CID   215737137 .
  94. ^ «Сверхъяркий источник рентгеновского излучения пробуждается вблизи галактики, расположенной недалеко от нас» . Королевское астрономическое общество . Июнь 2020.
  95. ^ «Сверхъяркий пульсар пробуждается по соседству с Млечным путем после 26-летнего сна» . Альфредо Карпинети . Июнь 2020.
  96. ^ Кумар, Хари; Травелли, Алекс; Машал, Муджиб; Чанг, Кеннет (23 августа 2023 г.). «Высадка Индии на Луну: в последней лунной гонке Индия первой приземляется в южном полярном регионе» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 26 августа 2023 года . Проверено 26 августа 2023 г.
  97. ^ «Подробности Чандраян-3» . Индийская организация космических исследований . Архивировано из оригинала 23 августа 2023 года . Проверено 24 августа 2023 г.
  98. ^ «Индия на Луне: успех спускаемого аппарата переводит нацию в следующую космическую главу» . Нью-Йорк Таймс . 23 августа 2023 года. Архивировано из оригинала 23 августа 2023 года . Проверено 23 августа 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e3a80a0548c44172f5c4295ce2f9a3a9__1721270340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e3/a9/e3a80a0548c44172f5c4295ce2f9a3a9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Indian astronomy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)