Грамотность в Индии
Грамотность в Индии является ключом к социально-экономическому прогрессу. [2] [3] Перепись 2011 года показала, что рост грамотности в 2001–2011 годах составил 97,2%, что медленнее, чем рост, наблюдавшийся в течение предыдущего десятилетия. По оценкам старого аналитического исследования 1990 года, Индии потребуется до 2060 года, чтобы достичь всеобщей грамотности при нынешних темпах прогресса. [4]
По данным переписи населения Индии, средний уровень грамотности в 2011 году составил 73%, а Национальная статистическая комиссия оценила уровень грамотности в 77,7% в 2017–2018 годах. Уровень грамотности в городской местности составил 87,7%, что выше, чем в сельской местности - 73,5%. В Индии существует большое гендерное неравенство в уровне грамотности. [5] а эффективный уровень грамотности (в возрасте 7 лет и старше) составил 84,7% для мужчин и 70,3% для женщин. [6] Низкий уровень грамотности женщин оказывает крайне негативное влияние на усилия по планированию семьи и стабилизации населения в Индии. Исследования показали, что женская грамотность является сильным предиктором использования противозачаточных средств среди супружеских индийских пар, даже если в остальном женщины не обладают экономической независимостью. [7] Перепись предоставила положительные данные о том, что в десятилетний период 2001–2011 годов рост уровня грамотности женщин (11,8%) был значительно быстрее, чем уровень грамотности мужчин (6,9%), что означает, что гендерный разрыв, по-видимому, сокращается. [8]
Грамотность предполагает непрерывное обучение, позволяющее людям достигать своих целей, развивать свои знания и потенциал, а также в полной мере участвовать в жизни своего сообщества и общества в целом». [9]
Национальная миссия по распространению грамотности определяет грамотность как приобретение навыков чтения, письма и арифметики, а также способности применять их в повседневной жизни. Достижение функциональной грамотности предполагает (i) уверенность в себе в 3Р, (ii) осознание причин депривации и способность двигаться к улучшению своего состояния, участвуя в процессе развития, (iii) приобретение навыков улучшения экономический статус и общее благосостояние, а также (iv) усвоение таких ценностей, как национальная интеграция, сохранение окружающей среды, равенство женщин, соблюдение норм малой семьи.
Уровень грамотности в Индии
[ редактировать ]Рабочее определение грамотности в переписи населения Индии с 1991 года выглядит следующим образом: [10]
Уровень грамотности
Общий уровень грамотности — это общий процент жителей территории в определенное время, которые умеют читать и писать с пониманием, принимая в качестве знаменателя общую численность населения территории (в том числе в возрасте до семи лет). [11]
Нет | Состояние | Уровень грамотности в процентах |
---|---|---|
1 | Керала | 93.91 |
2 | Дели | 88.7% |
3 | Уттаракханд | 87.6% |
4 | Химачал-Прадеш | 86.6% |
5 | Ассам | 85.9% |
6 | Махараштра | 84.8% |
7 | Пенджаб | 83.7% |
8 | Тамил Наду | 82.9% |
9 | Гуджарат | 82.4% |
10 | Западная Бенгалия | 80.5% |
Источник: Отчет «Социальное потребление домохозяйств: образование в Индии в рамках 75-го раунда национального выборочного обследования – с июля 2017 года по июнь 2018 года». [12] [13] Кроме Ассама, ни один другой северо-восточный штат в исследование не был включен.
Региональное сравнение грамотности
[ редактировать ]В таблице ниже показаны уровни грамотности взрослых и молодежи в Индии и некоторых соседних странах по данным ЮНЕСКО в 2015 году. Уровень грамотности взрослого населения основан на возрастной группе 15+ лет, а уровень грамотности молодежи - на возрастной группе 15–24 лет. (т.е. молодежь – это часть взрослых).
Страна | Уровень грамотности взрослого населения | Уровень грамотности молодежи возраст 15–24 лет |
---|---|---|
Китай | 96.4% | 99.7% [14] |
Шри-Ланка | 92.6% [15] | 98.8% [16] |
Мьянма | 93.7% [17] | 96.3% [18] |
Среднее мировое значение | 86.3% [19] | 91.2% |
Индия | 81% [20] | 91.76% [20] |
Непал | 64.7% | 86.9% [20] |
Бангладеш | 61.5% | 83.2% [21] |
Пакистан | 58% [22] | 80.3% [23] |
Разница в уровне грамотности
[ редактировать ]Одним из основных факторов, способствующих такому относительно низкому уровню грамотности, является полезность образования и наличие школ поблизости в сельской местности. В 2006–2007 годах не хватало классных комнат для размещения всех учащихся. [24] Кроме того, в большинстве школ нет надлежащих санитарных условий. Исследование 188 государственных начальных школ в центральной и северной Индии показало, что в 59% школ не было питьевой воды, а в 89% — туалетов. [25] В 600 000 деревень и растущих городских трущобах «бесплатное и обязательное образование» является базовым обучением грамотности, проводимым едва квалифицированными «пара-учителями». [26] Среднее соотношение учеников и учителей по всей Индии составляет 42:1, что подразумевает нехватку учителей. [27] Такие недостатки привели к созданию нестандартизированной школьной системы, в которой уровень грамотности может различаться. [26] Более того, расходы, выделяемые на образование, никогда не превышали 4,3% ВВП с 1951 по 2002 год, несмотря на цель Комиссии Котари в 6%. [28] Это еще больше усложняет проблему грамотности в Индии.
Существуют также серьезные кастовые различия. [26] Дискриминация низших каст привела к высокому уровню отсева и низкому уровню зачисления в школу. Национальная организация выборочных обследований и Национальное обследование здоровья семьи собрали в Индии данные о проценте детей , заканчивающих начальную школу, которые, как сообщается, составляют только 36,8% и 37,7% соответственно. [29] 21 февраля 2005 года премьер-министр Индии заявил, что ему было больно отметить, что «только 47 из 100 детей, зачисленных в I класс, достигают VIII класса, в результате чего процент отсева составляет 52,78 процента». [27] По оценкам, по меньшей мере 35 миллионов, а возможно, и 60 миллионов детей в возрасте 6–14 лет не посещают школу. [26]
Большая доля неграмотных женщин является еще одной причиной низкого уровня грамотности в Индии. Неравенство, основанное на гендерных различиях, привело к тому, что уровень грамотности женщин был ниже (65,46%), чем у их коллег-мужчин (82,14%). [30] Из-за сильных стереотипов о женских и мужских ролях сыновья считаются более полезными и, следовательно, получают образование. Женщин привлекают помогать на сельскохозяйственных фермах дома, поскольку они все чаще заменяют мужчин в такой деятельности, которая не требует формального образования. [31] Менее 2% девочек, занятых в сельском хозяйстве, посещали школу. [31]
История и прогресс
[ редактировать ]Доколониальный период
[ редактировать ]До колониальной эпохи образование в Индии обычно происходило под наблюдением гуру в традиционных школах, называемых гурукулами . Гурукулы поддерживались за счет общественных пожертвований и были одной из первых форм офисов государственных школ. [32]
По словам историка Дхарампала , основанного на его анализе британских документов начала 1800-х годов, доколониальное образование в Индии было широко распространено и довольно доступно: хотя посещаемость была гораздо ниже для девочек, чем для мальчиков, дети всех каст (включая шудр и «других касты») и социальные слои посещали формальное внедомовое образование. [33] Дхарампал отмечает, что высокопоставленные британские чиновники, такие как Томас Манро , который сообщил, что к индуистскому храму или мечети в каждой деревне была пристроена школа и дети всех общин посещали эти школы, исследовали количество и типы учебных заведений коренных индийских народов, которые до сих пор существуют. действовавший в начале девятнадцатого века, количество и статус посещающих его студентов, а также проводимое обучение. В 1821 году один из таких чиновников, Г. Л. Прендергаст из Губернаторского совета президентства Бомбея, заявил: [34]
... едва ли найдется деревня ... в которой не было бы хотя бы одной школы ... много в каждом городе и в больших городах; ...где молодых туземцев обучают чтению, письму и арифметике по столь экономичной системе ... что вряд ли найдется земледелец или мелкий торговец, который, на мой взгляд, не был бы компетентен вести свои собственные счета с определенной степенью точности, за пределами того, с чем мы встречаемся среди низших слоев общества в нашей стране.
Уильям Адам, миссионер, а затем журналист, сообщил в 1830 году, что в Бенгалии и Бихаре было около ста тысяч школ. [33] [35]
Британский период
[ редактировать ]В колониальную эпоху система гурукулов, финансируемая сообществом, и благотворительное образование на базе храмов начали приходить в упадок, поскольку учреждения, финансируемые из центра, продвигаемые британской колониальной администрацией, начали постепенно брать верх. [36]
С 1881 по 1947 год количество англоязычных начальных школ выросло с 82 916 до 134 866, а число учащихся, посещающих эти учреждения, выросло с 2 061 541 до 10 525 943. Уровень грамотности среди индийского населения, как зафиксировано, вырос с примерно 3,2 процента в 1872 году до 16,1 процента в 1941 году. [37] [38] [39]
В 1944 году британская колониальная администрация представила план, получивший название « Схема Сарджента» по восстановлению системы образования Индии, с целью обеспечить 100% грамотность в стране в течение 40 лет, то есть к 1984 году. [40] высмеивали 40-летний срок Хотя в то время лидеры движения за независимость Индии как слишком длительный период для достижения всеобщей грамотности, [40] Индия только что преодолела уровень 74% по данным переписи 2011 года. Переписи населения Британской Индии выявляют значительную разницу в уровне грамотности в зависимости от пола, религии, касты и места проживания, пример чего можно увидеть в таблице ниже. [41]
Расположение | Мужской % | Женский % |
---|---|---|
Мадрас | 11.9 | 1.1 |
Бомбей | 11.6 | 0.9 |
Бенгалия | 10.4 | 0.5 |
Берар | 8.5 | 0.3 |
Ассам | 6.7 | 0.4 |
Пенджаб | 6.4 | 0.3 |
Соединенные провинции | 5.7 | 0.2 |
Центральные провинции | 5.4 | 0.2 |
Пост-независимость
[ редактировать ]Обеспечение всеобщего и обязательного образования для всех детей в возрасте от 6 до 14 лет было заветным национальным идеалом, и ему было придано первоочередное значение путем включения в качестве директивной политики в статью 45 Конституции , но этого еще предстоит достичь. Прошло более полувека с момента принятия Конституции в 1949 году. Парламент принял 86-ю поправку к Конституции 2002 года, согласно которой начальное образование является основным правом детей в возрасте 6–14 лет. [42] Чтобы обеспечить больше средств на образование, Законом о финансах (№ 2) 2004 года был введен сбор на образование в размере 2 процентов для всех прямых и косвенных центральных налогов. [43]
В 2000–01 годах насчитывалось 60 840 дошкольных и доосновных школ, а также 664 041 начальная и неполная базовая школа. [44] Общий набор учащихся в начальную школу увеличился с 19 200 000 в 1950–51 годах до 109 800 000 в 2001–2002 годах. [42] Количество средних школ в 2000–2001 годах было выше, чем количество начальных школ на момент обретения независимости. [37] [44]
Уровень грамотности вырос с 18,33 процента в 1951 году до 74,04 процента в 2011 году. [38] За тот же период население выросло с 361 миллиона до 1,210 миллиона.
Год | Мужской % | Женский % | Общий % |
---|---|---|---|
1872 [37] | ~3.25 | ||
1881 | 8.1 | 0.35 | 4.32 |
1891 | 8.44 | 0.42 | 4.62 |
1901 | 9.8 | 0.6 | 5.4 |
1911 | 10.6 | 1.0 | 5.9 |
1921 | 12.2 | 1.8 | 7.2 |
1931 | 15.6 | 2.9 | 9.5 |
1941 | 24.9 | 7.3 | 16.1 |
1951 | 27.16 | 8.86 | 18.33 |
1961 | 40.4 | 15.35 | 28.3 |
1971 | 45.96 | 21.97 | 34.45 |
1981 | 56.38 | 29.76 | 43.57 |
1991 | 64.13 | 39.29 | 52.21 |
2001 | 75.26 | 53.67 | 64.83 |
2011 | 82.14 | 65.46 | 74.04 |
Рост и изменение
[ редактировать ]Каждая перепись населения, начиная с 1881 года, указывала на рост грамотности в стране, но темпы роста населения были достаточно высокими, поэтому абсолютное число неграмотных людей росло с каждым десятилетием. Десятилетие 2001–2011 годов является вторым периодом переписи (после периода переписи 1991–2001 годов), когда абсолютная численность неграмотного населения Индии снизилась (на 31 196 847 человек), что указывает на то, что темпы роста грамотности в настоящее время опережают темпы роста населения. [45]
Уровень грамотности в Индии составляет 75%. Керала достигла уровня грамотности 93%. [46] Бихар — наименее грамотный штат Индии: уровень грамотности составляет 61,8%. [11] С этими показателями коррелируют и некоторые другие социальные показатели двух штатов, такие как ожидаемая продолжительность жизни при рождении (71,61 для мужчин и 75 для женщин в Керале, 65,66 для мужчин и 64,79 для женщин в Бихаре), детская смертность на 1000 живорождений (10 в Керале, 61 в Бихаре), уровень рождаемости на 1000 человек (16,9 в Керале, 30,9 в Бихаре) и уровень смертности на 1000 человек (6,4 в Керале, 7,9 в Бихаре). [47]
На шесть индийских штатов приходится около 60% всех неграмотных в Индии: Уттар-Прадеш , Бихар , Мадхья-Прадеш , Раджастхан и Андхра-Прадеш (включая Телангану ). [48] Чуть меньше половины всех неграмотных индийцев (48,12%) проживают в шести штатах Уттар-Прадеш, Бихар, Раджастхан, Мадхья-Прадеш, Джаркханд и Чхаттисгарх . [48]
Государственные программы грамотности
[ редактировать ]Несколько штатов Индии реализовали успешные программы по повышению уровня грамотности. Со временем набор факторов стал ключом к успеху: официальное желание добиться успеха, продуманные шаги по вовлечению сообщества в управление программой, адекватное финансирование инфраструктуры и учителей, а также предоставление дополнительных услуг, которые сообщество считает ценными. (например, бесплатные школьные обеды).
Бихар
[ редактировать ]Согласно переписи 2011 года в Бихаре значительно повысился уровень грамотности. Уровень грамотности в 1951 году составлял всего 13,49%, 21,95% в 1961 году, 23,17% в 1971 году и 32,32% в 1981 году. [49] Уровень грамотности вырос с 39% в 1991 году до 47% в 2001 году и до 63,8% в 2011 году. [45] Правительство Бихара запустило несколько программ по повышению грамотности, а его Департамент образования взрослых получил награду ЮНЕСКО в 1981 году. [50]
В исследованиях, посвященных препятствиям, с которыми сталкиваются программы повышения грамотности в Бихаре, часто упоминаются широкое обнищание, укоренившееся иерархическое социальное разделение и отсутствие корреляции между уровнем образования и возможностями трудоустройства. Часто дети, получающие образование в Бихаре, сталкиваются с серьезными проблемами из-за социокультурного влияния региона и экономических факторов. Детям из «низших каст» часто отказывают в посещении школы и притесняют, когда они посещают школу. [51] В районах, где существует дискриминация, плохое финансирование и бедные семьи означают, что дети часто не могут позволить себе учебники и канцелярские товары. [51]
Когда дети получают образование, общее отсутствие экономического прогресса в штате означает, что государственные рабочие места являются единственной альтернативой сельскохозяйственному труду, однако на практике для обеспечения этих рабочих мест требуются взятки, чего более бедные семьи не могут себе позволить. [51] Это приводит к тому, что образованная молодежь работает на фермах так же, как и необразованная, и заставляет родителей в первую очередь подвергать сомнению целесообразность отправки детей в школу. [51] Государственные школы Бихара также столкнулись с прогулами учителей, в результате чего правительство штата пригрозило удержать зарплату учителям, которые не проводят занятия на регулярной основе. [52] Чтобы стимулировать учащихся посещать занятия, правительство объявило о выплате гранта в размере 1 рупии за каждый учебный день детям из бедных семей, которые приходят в школу. [52]
Трипура
[ редактировать ]Трипура занимает третье место по уровню грамотности в Индии. [53] Согласно переписи 2011 года, уровень грамотности составил 93,91 процента в Керале и 91,58 процента в Мизораме, одном из самых грамотных штатов страны. Уровень грамотности в стране, по данным переписи 2011 года, составил 74,04 процента.
История успеха Трипуры объясняется участием местных органов власти, в том числе грамм-панчаятов , неправительственных организаций и местных клубов под пристальным контролем Государственного управления миссий по распространению грамотности (SLMA), возглавляемого главным министром. Трипура достиг 87,75 процента грамотности по переписи 2011 года, с 12-го места по переписи 2001 года до 4-го места по переписи 2011 года. [54] Главный министр Трипуры заявил, что предпринимаются усилия по повышению грамотности оставшихся 5,35 процента населения и достижению полного успеха в штате с населением около 3,8 миллиона человек. [55] Программы были реализованы не просто для того, чтобы сделать государство грамотным, но и как долгосрочные образовательные программы, призванные обеспечить всем гражданам определенный базовый минимальный уровень образования. Трипура состоит из 45 кварталов и 23 подразделений, которые обслуживаются 68 государственными школами и 30–40 частными школами. [56]
Среди проектов, реализуемых правительством штата для повышения грамотности в штате, можно назвать:
- Полная грамотность среди людей в возрасте от 15 до 50 лет, которые потеряли шанс получить формальное образование. Специальная программа под названием «Улучшенный темп и содержание обучения» (IPCL) была разработана для предоставления базового образования таким людям.
- 10 000 центров Анганвади имеют 100-процентный охват.
- Политика безотказного обучения до VIII класса, чтобы предотвратить отчисление детей.
- Полуденное питание во всех школах с эклектичным меню на все дни недели, чтобы привлечь больше учеников.
- Плата за обучение в государственных колледжах не взимается.
Комплексная система образования, реализованная с равным интересом в Агартале , отдаленных районах и племенных автономных районах, гарантирует, что люди в Трипуре не просто станут грамотными, но и образованными, подчеркнули чиновники. Одним из показателей интереса правительства к образованию является почти полное отсутствие детского труда в Трипуре. [ нужна ссылка ]
Керала
[ редактировать ]Керала возглавила Индекс развития образования (EDI) среди 21 крупного штата Индии в 2006–2007 годах. Более 94% сельского населения имеют доступ к начальной школе в радиусе 1 км, а 98% населения имеют доступ к одной школе на расстоянии 2 км. Старшая начальная школа на расстоянии 3 км доступна более чем 96% людей, из которых 98% получают среднее образование на расстоянии 8 км. Доступ сельских студентов к высшим учебным заведениям в городах облегчается за счет широко субсидируемых проездов на транспорте.
Образовательная система Кералы была разработана учреждениями, принадлежащими правительству или поддерживаемыми им. В образовательной системе штата преобладает 10-летнее обучение, которое подразделяется на начальную начальную, старшую начальную и старшую школу. После 10 лет обучения в средней школе учащиеся обычно поступают в высшую среднюю школу по одному из трех основных направлений: гуманитарные науки, коммерция или наука. После завершения необходимой курсовой работы студенты могут поступить на общие или профессиональные программы бакалавриата.
В конце 1980-х годов Керала начала «кампанию за всеобщую грамотность» в округе Эрнакулам с «слиянием районной администрации, возглавляемой сборщиком, с одной стороны, и добровольными группами, общественными активистами и другими, с другой стороны». [57] 4 февраля 1990 года правительство Кералы попыталось повторить эту инициативу на уровне штата, начав кампанию по повышению грамотности штата Керала. [57] Во-первых, домохозяйства были обследованы путем поквартирного многоэтапного обследования, чтобы сформировать точную картину ситуации с грамотностью и областей, требующих особого внимания. Затем были организованы Кала Джатхи (культурные труппы) и Сакшарата Пада Ятра (Пешеходные марши грамотности) для повышения осведомленности о кампании и создания благоприятной социальной атмосферы для программы. [57] Была создана интегрированная система управления с участием государственных чиновников, видных общественных деятелей, местных чиновников и старших волонтеров для наблюдения за ходом кампании. [57]
Химачал
[ редактировать ]В период 1961–2001 годов в Химачал-Прадеше произошла «школьная революция», которую назвали «еще более впечатляющей, чем в Керале». [58] Керала лидирует в стране по уровню грамотности с 19 века и демонстрирует устойчивые инициативы на протяжении более 150 лет, тогда как уровень грамотности в Химачал-Прадеше в 1961 году был ниже среднего по стране в каждой возрастной группе. [58] За три десятилетия с 1961 по 1991 год грамотность женщин в возрастной группе 15–19 лет выросла с 11% до 86%. [58] Посещаемость школы как мальчиками, так и девочками в возрастной группе 6–14 лет составила более 97% каждая, если измерять ее в 1998–99 учебном году. [58]
Мизорам
[ редактировать ]Мизорам - второй по уровню грамотности штат в Индии (91,58 процента), при этом районы Серчхип и Айзавл являются двумя самыми грамотными районами в Индии (уровень грамотности составляет 98,76% и 98,50%), оба в Мизораме. [45] Уровень грамотности в Мизораме быстро вырос после обретения независимости: с 31,14% в 1951 году до 88,80% в 2001 году. [59] Как и в Химачал-Прадеше, в Мизораме существует социальная структура, относительно свободная от иерархии и твердое намерение властей обеспечить полную грамотность. [60] Правительство выявляло неграмотных и организовало административную структуру, в которую были вовлечены чиновники и общественные лидеры и которая была укомплектована «аниматорами», которые отвечали за обучение по пять неграмотных каждый. [61] Мизорам создал 360 центров непрерывного образования, чтобы обеспечить непрерывное образование, выходящее за рамки начального обучения грамоте, и обеспечить образовательную систему защиты для тех, кто бросает школу. [61]
Тамил Наду
[ редактировать ]Один из пионеров программы, которая начала предоставлять готовую еду детям в корпоративных школах города Мадрас в 1923 году. Программа получила широкое распространение в 1960-х годах под руководством главного министра К. Камараджа. Первый серьезный шаг был сделан в 1982 году, когда главный министр штата Тамил Наду доктор М. Г. Рамачандран решил сделать эту схему универсальной для всех детей до 10 класса. Программа полуденного питания в Тамил Наду является одной из самых известных в стране. [62] Начиная с 1982 года, Тамил Наду применил подход к повышению грамотности, основанный на бесплатных обедах для школьников, «игнорируя циников, которые говорили, что это предвыборный трюк, и экономистов, которые говорили, что это не имеет большого финансового смысла». [63] Тогдашний главный министр Тамилнада, MGR, запустил программу, которая напоминала аналогичную инициативу в Японии XIX века, потому что «в детстве он испытал, каково это идти голодным в школу, когда у семьи нет денег, чтобы купить еду». . [63]
В конечном итоге программа охватила всех детей в возрасте до 15 лет, а также беременных женщин в течение первых четырех месяцев беременности. Уровень грамотности в Тамил Наду вырос с 54,4% в 1981 году до 80,3% в 2011 году. [63] В 2001 году Верховный суд Индии поручил правительствам всех штатов ввести бесплатные школьные обеды во всех финансируемых государством школах, но реализация была неоднородной из-за коррупции и социальных проблем. [63] Несмотря на эти препятствия, 120 миллионов человек каждый день получают бесплатные обеды в индийских школах, что делает эту программу школьного питания крупнейшей в мире. [64]
Раджастан
[ редактировать ]Хотя десятилетний рост с 2001 по 2011 год составил всего 6,7% (60,4% в 2001 году до 67,7% в 2011 году), в Раджастане наблюдался самый большой процентный десятилетний (1991–2001) рост грамотности среди всех индийских штатов: примерно с 38% до примерно 61% - чехарда, которую некоторые наблюдатели назвали "впечатляющей". [65] Быстрое улучшение ситуации объясняется агрессивными действиями правительства штата в форме Окружной программы начального образования, инициативы Шикша Карми и программы Лок Джумбиш. [66] Практически каждая деревня в Раджастане теперь имеет начальное образование. [65] Когда в 1956 году Раджастану была предоставлена государственность, это был наименее грамотный штат Индии с уровнем грамотности 18%. [66]
Повышение грамотности
[ редактировать ]Право на образование является фундаментальным правом, [67] и ЮНЕСКО нацелена на обеспечение образования для всех к 2015 году. [67] В Индии, наряду с арабскими государствами и странами Африки к югу от Сахары, уровень грамотности ниже порогового уровня в 75%, но усилия по достижению этого уровня продолжаются. Кампания по достижению хотя бы порогового уровня грамотности представляет собой крупнейшую за всю историю гражданскую и военную мобилизацию в стране. [68] Международный день грамотности отмечается каждый год 8 сентября с целью подчеркнуть важность грамотности для отдельных людей, сообществ и обществ.
Усилия правительства
[ редактировать ]Финансовые регуляторы Индии, такие как RBI, SEBI, IRDAI, PFDRA и т. д., создали совместную хартию под названием «Национальная стратегия финансового образования» (NSFE), в которой подробно описаны инициативы, предпринятые ими для повышения финансовой грамотности в Индии. Кроме того, в нем активно участвуют другие участники рынка, такие как банки, фондовые биржи, брокерские дома, взаимные фонды и страховые компании. Национальный центр финансового образования (NCFE) по согласованию с соответствующими регуляторами финансового сектора и заинтересованными сторонами подготовил пересмотренную версию NSFE (2020–2025).
Национальная миссия по грамотности
[ редактировать ]Национальная миссия по повышению грамотности , запущенная в 1988 году, ставила своей целью достижение уровня грамотности в 75 процентов к 2007 году. [69] Его устав – привить функциональную грамотность неграмотным в возрастной группе 35–75 лет. Кампания за полную грамотность является их основной стратегией по искоренению неграмотности. Схема непрерывного образования обеспечивает непрерывное обучение в рамках программ «Полная грамотность» и «Постграмотность» . [42]
Сарва Шикша Абхиян
[ редактировать ]Программа «Сарва Шикша Абхиян» ( на хинди» «Кампания за полную грамотность ) была запущена в 2001 году с целью обеспечить, чтобы все дети в возрасте от 6 до 14 лет посещали школу и заканчивали восьмилетнее обучение к 2010 году. Важным компонентом этой программы является программа « Образование». Схема гарантий и альтернативное и инновационное образование предназначены в первую очередь для детей в районах, где нет формальной школы, в радиусе одного километра (0,62 мили). , спонсируемой централизованно В рамках окружной программы начального образования , запущенной в 1994 году, к 2005 году было открыто более 160 000 новых школ, включая почти 84 000 альтернативных школ. [42]
Неправительственные усилия
[ редактировать ]Основная масса неграмотных индийцев проживает в сельской местности страны, где социальные и экономические барьеры играют важную роль в сохранении неграмотности самых низких слоев общества. Сами по себе правительственные программы, какими бы благими намерениями они ни были, возможно, не смогут разрушить барьеры, построенные веками. Иногда требуются серьезные усилия по социальной реформе, чтобы изменить ситуацию в сельской местности. Особо следует упомянуть роль Народно-научных движений (PSM) и Бхарат Гьян Вигьян Самити (BGVS) в Миссии по распространению грамотности в Индии в начале 1990-х годов. [70] Несколько неправительственных организаций, таких как Pratham , ITC, Rotary Club , Lions Club, работали над повышением уровня грамотности в Индии.
Мантан Сампурна Викас Кендра
[ редактировать ]Мантан СВК — это целостная образовательная программа, инициированная Дивья Джьоти Джагрити Санстан под руководством Шри Ашутоша Махараджи. Эта инициатива, начатая в 2008 году, с тех пор охватила образованием более 5000 детей из малообеспеченных семей по всей Индии, а ее центры расположены в Дели – НКР, Пенджабе и Бихаре. Основная цель Manthan – предоставить не только академическое, но и умственное, физическое и эмоциональное образование. Мантан также работает над повышением грамотности взрослых через свои Центры грамотности взрослых для неграмотных женщин. Также уделяется внимание профессиональному образованию: созданы центры шитья и шитья для женщин.
Девиз Мантана - Саакшар Бхарат, Сашакт Бхарат , он самоотверженно предоставляет качественное образование.
Фонд Мамидипуди Венкатарангайя
[ редактировать ]Шанта Синха получила премию Магсайсай в 2003 году в знак признания «ее руководства жителям Андхра-Прадеша положить конец детскому труду и отправить всех своих детей в школу». В качестве руководителя программы повышения квалификации в Хайдарабадском университете в 1987 году она организовала трехмесячный лагерь для подготовки детей, спасенных от подневольного труда , к посещению школы. Позже, в 1991 году, она руководила семейным фондом Мамидипуди Венкатарангайя, чтобы тот реализовал эту идею в рамках своей главной миссии в Андхра-Прадеше. Ее первоначальные переходные лагеря превратились в полноценные жилые «мостовые школы». Целью фонда является создание социального климата, враждебного детскому труду, детским бракам и другим практикам, которые лишают детей права на нормальное детство. Сегодня мостовые школы и программы Фонда MV охватывают 4300 деревень. [71]
См. также
[ редактировать ]- Список индийских штатов и союзных территорий по уровню грамотности
- Грамотность
- Образование в Индии
- Модели Кералы
- Национальная миссионерская программа по грамотности
- Речь Кешуба Чандры Сена об Индии, образовании в произнесенная в Лондоне 24 мая 1870 года.
- Ekal Vidyalaya , некоммерческая благотворительная организация, занимающаяся образованием и развитием деревень в сельской Индии.
- Asha for Education , некоммерческая организация, приносящая надежду через образование.
- Pratham , неправительственная организация с программами грамотности.
- PlanetRead , некоммерческая организация, использующая с субтитрами песни из болливудских фильмов для повышения функциональной грамотности.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рейтинг штатов и союзных территорий по уровню грамотности: Отчет переписи населения Индии 2011 г. (2013 г.)
- ^ ЮНЕСКО: Грамотность , ЮНЕСКО, архивировано с оригинала 20 мая 2009 г.
- ^ «Число грамотных и уровень грамотности в разбивке по полу и месту жительства» . censusindia.gov.in . Проверено 18 февраля 2020 г. .
- ^ Как женская грамотность влияет на рождаемость: пример Индии (PDF) , Институт народонаселения, Центр Восток-Запад, декабрь 1990 г. , получено 25 ноября 2009 г.
- ^ «Индия: Уровень грамотности 1981–2018 гг.» . Статистика .
- ^ НСО 2018 , с. Я.
- ^ А. Дхармалингам; С. Филип Морган (1996). «Женский труд, автономия и контроль над рождаемостью: данные из двух деревень на юге Индии». Исследования народонаселения . 50 (2): 187–201. дои : 10.1080/0032472031000149296 . JSTOR 2174910 .
- ^ Грамотность и уровень грамотности - перепись 2001 г. (предварительная) , Национальная миссия по грамотности, заархивировано из оригинала 19 июня 2009 г. , получено 27 ноября 2009 г.
- ^ Сектор образования ЮНЕСКО, «Множественность грамотности и ее последствия для политики и программ: позиционный документ» . Париж: Объединенная национальная организация по образованию, науке и культуре, 2004, с. 13, со ссылкой на международную встречу экспертов в июне 2003 года в ЮНЕСКО.
- ^ Парк, К. (2007). Учебник Парка по профилактической и социальной медицине (19-е изд.). Джабалпур, Индия: господа Банарсидас Бханот. OCLC 696631150 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Перепись 2011: Состояние грамотности» (PDF) . Перепись Индии .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ключевые показатели социального потребления домохозяйствами образования в Индии (PDF) , Министерство статистики и реализации программ, 2022 г., 75-й раунд НСС
- ^ «Керала возглавляет рейтинг грамотности с показателем 96,2%; худший показатель в Андхра-Прадеше — 66,4%» . Экономические времена . Проверено 9 сентября 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Профили стран» . Статистический институт ЮНЕСКО . Проверено 15 августа 2015 г.
- ^ «Всемирный справочник: Шри-Ланка» . 14 ноября 2022 г.
- ^ «Профиль страны: Шри-Ланка» . Статистический институт ЮНЕСКО . Проверено 15 августа 2015 г.
- ^ ЮНИСЕФ . «Вкратце: Мьянма» . Проверено 27 ноября 2009 г.
- ^ ЮНЕСКО (2015). «Мьянма: Уровень грамотности молодежи» . Глобалис . Архивировано из оригинала 19 июля 2010 года . Проверено 15 августа 2015 г.
- ^ «Грамотность взрослых и молодежи» (PDF) . Статистический институт ЮНЕСКО .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Профиль страны: Индия» . Статистический институт ЮНЕСКО . Проверено 15 августа 2015 г.
- ^ «Профиль страны: Бангладеш» . Статистический институт ЮНЕСКО . Проверено 15 августа 2015 г.
- ^ «Отчет за 2013–2014 годы: уровень грамотности по всей стране снизился на 2%» . «Экспресс Трибьюн» . 13 мая 2015 г.
- ^ «Профиль страны: Пакистан» . Статистический институт ЮНЕСКО . Проверено 15 августа 2015 г.
- ^ Мехта, Арун К. (2010). Начальное образование в Индии: аналитический отчет за 2007–08 гг. (PDF) (Отчет). Нью-Дели: Национальный университет планирования и управления образованием; Департамент школьного образования и грамотности Министерства развития человеческих ресурсов правительства Индии. Архивировано из оригинала (PDF) 26 июня 2024 года.
- ^ Басу, Кошик (29 ноября 2004 г.). «Борьба с прогуливающими учителями в Индии» . Новости Би-би-си . Проверено 15 сентября 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Проблемы системы образования Индии» (PDF) . Источник: Чатем-Хаус . Проверено 15 сентября 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Глобальная кампания за образование: нужно больше учителей» . Источник: ЮНИСЕФ, Индия . Проверено 15 сентября 2011 г.
- ^ «Начальное образование в Индии: ключевые проблемы» (PDF) . Источник: Дизэ . Проверено 15 сентября 2011 г.
- ^ «Социальное исключение детей из зарегистрированных каст из начального образования в Индии» (PDF) . Источник: ЮНИСЕФ . Проверено 15 сентября 2011 г.
- ^ «Панорама грамотности Индии» . Источник: Образование для всех в Индии . Проверено 15 сентября 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Гендерное неравенство и демографическое поведение» (PDF) . Источник: Snap3 . Проверено 15 сентября 2011 г.
- ^ Дхарампал (2000) .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дхарампал (2000) , стр. 17–18 .
- ^ Дхарампал (2000) , с. 65.
- ^ Каккар, Анкур (19 февраля 2019 г.). «Вспоминая плодотворный вклад Дхарампала» . [Комментарий]. ИндияФакты .
- ^ Гош, Суреш Чандра (март 1995 г.). «Бентинк, Маколей и введение английского образования в Индии». История образования . 24 (1): 17–24. дои : 10.1080/0046760950240102 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джаянт Пандуранг Наяка; Сайед Нурулла (1974). История образования студентов в Индии (1800–1973) (6-е изд.). Макмиллан.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Грамотность по данным переписи 2001 года» (PDF) . Союзный бюджет .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Перепись 2011 года: уровень грамотности и соотношение полов в Индии с 1901 по 2011 год» . Джагранджош.com . 13 октября 2016 г. Проверено 27 июля 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Переговоры с Индией - Амартия Сен» . МедиаВеб Индия . Проверено 20 сентября 2009 г.
... сделает Индию грамотной за 40 лет, и националистические лидеры справедливо посмеялись над этим во внесудебном порядке на том основании, что Индии не хватило терпения оставаться в течение 40 лет без всеобщей грамотности. Вот прошло 50 лет, а страна по-прежнему наполовину неграмотна, две трети женщин неграмотны ...
- ^ Хантер, (сэр) Уильям Уилсон и др. (1908). Императорский географический справочник Индии , 1908–1931 гг.; Кларендон Пресс, Оксфорд
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Индия, 2005: Справочный ежегодник . Отдел исследований и справок Министерства информации и радиовещания правительства Индии. 2005. ISBN 978-81-230-1230-8 .
- ^ «Экономическое исследование 2004–2005 гг.» . Бюджетно-экономическое исследование Союза . Министерство финансов, Правительство Индии.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Центральная статистическая организация (апрель 2004 г.). Статистический карманный справочник Индии: 2003 г. (PDF) . Нью-Дели: Министерство статистики и реализации программ, правительство Индии. Архивировано 6 июля 2024 года в Wayback Machine.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Перепись 2011: Предварительные инструменты народонаселения» (PDF) . Индус . Ченнаи, Индия.
- ^ «Трипура превосходит Кералу по грамотности» . Таймс оф Индия . 8 сентября 2013 г.
- ^ КР Наяр; Анант Кумар (июль 2005 г.). «Анализ здоровья - Керала и Бихар: сравнение». Йоджана . 49 . ССНН 1354541 .
... Межсекторальные действия должны быть признаны для достижения любого улучшения здоровья в Бихаре.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Уровень грамотности растет, 11-й план нацелен на 80%» . Почта Индии . 4 сентября 2008 года . Проверено 28 ноября 2009 г.
... Во всех штатах и союзных территориях уровень грамотности мужчин, за исключением Бихара (59,68%), сейчас превышает 60% ...
- ^ ТАБЛИЦА 6: УРОВЕНЬ ГРАМОТНОСТИ В ШТАТЕ (PDF) (Отчет). Управление генерального регистратора Индии. 2011.
- ^ Том Стихт (7 июля 2004 г.), Парадигмы обучения: кампания за полную грамотность в Индии заархивировано из оригинала 27 декабря 2005 г. , получено 30 ноября 2009 г. ...
, Я был членом Международного жюри ЮНЕСКО по премиям за распространение грамотности. .в 1981 году, когда жюри присудило премию Департаменту образования взрослых штата Бихар за масштабную кампанию по повышению грамотности в масштабах всего штата ...
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Маноранджан Моханти (2004), Класс, каста и пол: Том 5 «Чтений по индийскому правительству и политике» , SAGE, ISBN 0-7619-9643-5 ,
... далиты не отправляли своих детей в обычную школу, потому что их унижали ... Даже когда нет явной социальной дискриминации ... не могут себе позволить книги и канцтовары ... не могут позволить себе взятки, без которых это невозможно предложить работу ...
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Учителя Бихара под присмотром» . Бихар Таймс . 10 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 3 января 2010 г. . Проверено 30 ноября 2009 г.
... правительство в прошлом месяце предупредило, что зарплата учителям государственных школ не будет выплачиваться, если они не смогут обеспечить посещаемость не менее 75 процентов ...
- ^ «Карта переписи населения: СОСТОЯНИЕ ГРАМОТНОСТИ» (PDF) . Национальный центр информатики, Индия . 19 января 2012 года . Проверено 25 декабря 2020 г.
- ^ «Трипура возглавляет уровень грамотности с 94,65 процента, опережая Кералу» . Новости18. 9 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 13 сентября 2013 г.
- ^ «Трипура превосходит Кералу по уровню грамотности» . Индус . 8 сентября 2013 г.
- ^ «Как Трипура стал самым грамотным штатом Индии» . Управление сейчас . 9 сентября 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Амита Сингх (2005), Административные реформы: к устойчивым практикам , SAGE, ISBN 0-7619-3392-1 ,
... социальный и административный механизм, приведший к успеху кампании, включал в себя ряд мер ...
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Жан Дрез; Амартья Сен (2002), Индия: развитие и участие , Oxford University Press, ISBN 0-19-925749-3 ,
... Переход Химачал-Прадеша от массовой неграмотности к почти всеобщему элементарному образованию был даже более впечатляющим, чем в Керале ... произошел в гораздо более коротком периоде времени в Химачал-Прадеше, чем в Керале, где устойчивое расширение образования началось в 19-м веке. век ...
- ^ Ванлалчхавна (2006), Высшее образование в Северо-Восточной Индии: анализ удельных затрат , Mittal Publications, ISBN 81-8324-056-9 ,
... с 31,14% в 1951 году до 88,8% в 2001 году, рост на 57,7%, тогда как общеиндийский уровень грамотности ...
- ^ Лалит Кумар Джа (1997), Управление природными ресурсами: Мизорам , APH Publishing, ISBN 81-7024-781-0 ,
... Мизорам, безусловно, выделяется среди штатов Индии ... сплоченное общество ... деревенские советы, имеющие определенное влияние на социальную и административную систему, образовательные учреждения ...
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Мизорам преподает стране урок грамотности» . Редифф . 22 ноября 1999 года . Проверено 6 декабря 2009 г.
... Правительство Мизорама разработало подробный план, направленный на достижение тотальной грамотности. Каждому аниматору было поручено обучать пять человек одновременно ... Центр уделил особое внимание этой программе, выделив 4567 000 фунтов стерлингов на создание 360 центров непрерывного образования и еще 40 узловых центров по всему штату ...
- ^ «Тамил Наду Самый грамотный штат Индии: министерство по правам человека» . Город. Таймс оф Индия . 14 мая 2003 года . Проверено 1 сентября 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Индия борется с неграмотностью с помощью обеда» . Азия Таймс . 20 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 19 ноября 2008 г. . Проверено 28 ноября 2009 г.
... схема полуденного питания для детей была впервые предложена в 1982 году культовой кинозвездой и главным министром штата Тамил Наду М.Г. Рамачандраном (1917–1987), первым в мире киногероем, возглавившим правительство. MGR, как его называли, запустил программу бесплатных обедов для школьников, игнорируя циников, которые говорили, что это предвыборный трюк, и экономистов, которые говорили, что это не имеет большого финансового смысла ...
{{cite news}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Гита Ганди Кингдон (март 2007 г.), Прогресс школьного образования в Индии (PDF) , Группа исследования глобальной бедности, Совет экономических и социальных исследований , получено 28 ноября 2009 г. ,
... В конце 2001 г. Верховный суд Индии постановил всем штатам « реализовать программу полуденного питания, обеспечив каждого ребенка в каждой государственной или финансируемой государством начальной школе приготовленным полуденным обедом с минимальным содержанием 300 калорий и 8–12 граммов белка каждый школьный день в течение как минимум 200 дней. .' К 2006 году схема MDM стала почти универсальной во всех штатах ... центральное правительство обеспечивает зерно, финансирует транспортировку, а также оплачивает расходы на приготовление пищи, хотя правительство штата несет ответственность за обеспечение физической инфраструктуры для приготовления еды ... Программа обеспечивает обедами около 120 миллионов детей каждый учебный день и, таким образом, является крупнейшей программой школьного питания в мире ...
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Впечатляющий марш Раджастана» . Линия фронта (Индус) . 7 декабря 2001 г. Архивировано из оригинала 17 сентября 2008 г. Проверено 28 ноября 2009 г.
... Улучшения в Раджастане ... зафиксирован самый высокий процентный рост уровня грамотности среди индийских штатов... процентный прирост грамотности среди женщин является самым высоким в Андхра-Прадеше ...
{{cite news}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дей, Аниндо (6 октября 2008 г.). «Раджастан с честью проходит тест на грамотность» . Времена Индии . Проверено 28 ноября 2009 г.
... благодаря некоторым общественным инициативам, таким как Лок Джумбиш и Шикша Карми ...
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Образование ЮНЕСКО: право на образование» . ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 5 июля 2009 года.
- ^ «Национальная миссия грамотности» . Национальный центр информатики, Индия. Архивировано из оригинала 24 августа 2010 года . Проверено 1 сентября 2010 г.
- ^ «Прошло два десятилетия, а миссия по повышению грамотности все еще не достигла цели» . Зи Новости . 5 мая 2008 года . Проверено 5 января 2018 г.
- ^ Тхакур, Д.Н. (1 января 2004 г.). Начальное образование и грамотность взрослых (2-е изд.). Глубокие и глубокие публикации. ISBN 9788176294904 – через Google Книги.
- ^ «Цитата на премию Магсайсая Шантхи Синхи» . Rmaf.org.ph. 31 августа 2003 г. Архивировано из оригинала 26 апреля 2012 г. Проверено 1 сентября 2010 г.
Источники
[ редактировать ]- НСО (2018). Социальное потребление домохозяйств на образование в Индии (PDF) (Отчет) . Проверено 26 ноября 2020 г.
- Дхарампал (2000). "Введение" . Красивое дерево: образование коренных народов Индии в восемнадцатом веке (3-е изд.). Гоа, Индия: Другая индийская пресса. стр. 7–86. стр. 17–18:
Важно подчеркнуть, что образование коренных народов осуществлялось через патшалы, медресе и гурукулы. Образование в этих традиционных учреждениях, которые фактически поддерживались за счет доходов сообщества, включая неграмотных крестьян ... Эти учреждения фактически были водопоями культуры традиционных сообществ.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кальви, Росселла, Федерико Мантованелли и Лорен Хен-Веласко. «Протестантское наследие: миссии и человеческий капитал в Индии». (2019) онлайн .
- Чаудхари, Латика и Манудж Гарг. «Имеет ли значение история? Колониальные инвестиции в образование в Индии». Обзор экономической истории 68.3 (2015): 937–961.
- Чаудхари, Латика. «Налогообложение и развитие образования: данные из Британской Индии». Исследования по экономической истории 47.3 (2010): 279–293 онлайн .
- Чаудхари, Латика. «Детерминанты начального образования в Британской Индии». Журнал экономической истории (2009): 269–302 онлайн .
- Натараджан, Дандапани. «Выдержки из отчетов Всеиндийской переписи населения по грамотности». (2016) стр. 11 онлайн
- Министерство по делам парламента (июль 2023 г.). Статистический карманный справочник Индии: 2023 г. (PDF) . Нью-Дели: Правительство Индии. Архивировано из оригинала (PDF) 13 июня 2024 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Национальная миссия по грамотности
- Индийская перепись
- Национальная политика грамотности – Индия
- Потребность в грамотности в Индии
- Рост грамотности в Индии
- Грамотность в контексте конституции Индии
- Узнайте больше о грамотности в Индии.
- Грамотность по данным переписи 2001 года.
- Передовая статья «Образование для слишком немногих» , 5 декабря 2003 г. [узурпировал]
- Индуистская статья «Двухсловная мантра» , 1 февраля 2004 г. [узурпировал]
- Times of India Редакционная статья «Научитесь меняться» , 28 июля 2006 г.
- The Statesman Редакционная статья Институционализированная субграмотность , 22 августа 2006 г.
- Оставленный Бангладеш позади - репортаж The Telegraph от 2 октября 2005 г.
- Предварительная численность населения по переписи 2011 г. 31 марта 2011 г.
- Индия чахнет в своих деревнях: опрос NSSO
- Индийский проект грамотности , катализатор достижения 100% грамотности в Индии