Мари Клей
Дама Мари Клэй | |
---|---|
![]() Клэй в 1974 году | |
Рожденный | Мари Милдред Ирвин 3 января 1926 г. Веллингтон , Новая Зеландия |
Умер | 13 апреля 2007 г. Окленд , Новая Зеландия | (81 год)
Род занятий | Педагог, исследователь |
Дама Мари Милдред Клэй DBE FRSNZ ( / ˈ m ɑː r i / MAH -ree ; [1] урожденная Ирвин ; 3 января 1926 — 13 апреля 2007) — исследовательница из Новой Зеландии, известная своей работой в области образовательной грамотности. Она была привержена идее, что детям, которым трудно научиться читать и писать, можно помочь с помощью раннего вмешательства. Клинический психолог , она разработала программу «Восстановление чтения» — целую языковую программу в Новой Зеландии и распространила ее по всему миру.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Мари Милдред Ирвин родилась в Веллингтоне , Новая Зеландия, в семье бухгалтера Дональда Леолина Ирвина и учительницы музыки Милдред Бланш Годлиер. Ее родители разошлись, когда ей было пять лет. Она училась в четырех начальных школах, затем в Восточном женском колледже Веллингтона . [2] Она изучала педагогику в Университетском колледже Виктории , получив степень бакалавра в 1947 году и степень магистра с отличием второй степени в 1949 году. [3] Ее магистерская диссертация называлась «Обучение чтению в специальных классах Новой Зеландии» . [4] Она также получила диплом об образовании того же учреждения в 1948 году. [3] После изучения клинической детской психологии в Университете Миннесоты в качестве стипендиата Фулбрайта Клэй получила докторскую степень в Университете Окленда в 1966 году после защиты докторской диссертации на тему «Эмерджентное поведение при чтении» . [2] [5] С 1960 года она работала на факультете Оклендского университета. [2]
Карьера
[ редактировать ]Клей разработал программу «Восстановление чтения» — целую программу языкового вмешательства, которая была принята всеми школами Новой Зеландии в 1983 году. В 1985 году учителя и исследователи из Университета штата Огайо привезли программу «Восстановление чтения» в Соединенные Штаты. Восстановление чтения — это раннее вмешательство для учащихся первого класса из группы риска, призванное устранить пробелы в чтении в среднем в течение 12–20 недель. [ нужна ссылка ]
В 1982 году Клей был занесен в Международной ассоциации чтения Зал славы чтения . На церемонии вручения новогодних наград 1987 года она была назначена кавалером Ордена Британской империи за заслуги перед образованием. [6] В 1992 году она была избрана президентом Международной ассоциации чтения и стала первой не североамериканкой, занявшей эту должность. [7] [8]
Пособие ее учителей « Восстановление чтения: рекомендации для обучающихся учителей» было продано тиражом более восьми миллионов экземпляров по всему миру. Она умерла в Окленде , Новая Зеландия, в возрасте 81 года после непродолжительной болезни. [9]
Критика восстановления чтения
[ редактировать ]Использование функции «Восстановление чтения» в Австралии и Новой Зеландии значительно сократилось за последние годы благодаря отчету Министерства образования Нового Южного Уэльса. [10] пришли к выводу, что восстановление чтения в значительной степени неэффективно и не должно использоваться для большинства детей. [11]
23 апреля 2022 года Центр исследований в области образования и социальной политики Университета Делавэра представил результаты исследования долгосрочных последствий восстановления чтения. Был сделан вывод, что «оценки долгосрочного воздействия были значительными и отрицательными». Исследование показало, что дети, получившие программу «Восстановление чтения», имели результаты государственных тестов по чтению в третьем и четвертом классе, которые были ниже результатов тестов аналогичных детей, которые не проходили программу «Восстановление чтения». Он предлагает три возможные гипотезы этого результата:
- Хотя восстановление чтения оказывает большое влияние на ранние показатели грамотности, оно не дает учащимся навыков, необходимых для достижения успеха в старших классах; или,
- Достижения теряются, потому что учащиеся не получают достаточного вмешательства в старших классах; или,
- Воздействие раннего вмешательства было сведено на нет последующим опытом. [12]
В октябре 2022 года American Public Media представила подкаст под названием Sold a Story , в котором обсуждались предполагаемые негативные последствия теории Клея на преподавание чтения в американских государственных школах, а также многочисленные исследования, противоречащие теории Клея. [13] В ответ несколько международных учреждений, связанных с восстановлением чтения, опубликовали заявление, в котором перечислены различные награды Клэй как доказательство эффективности ее теории. [14]
Признание
[ редактировать ]Преподаватели штата Огайо работали с Клэй в начале 1980-х годов, а в 1984–85 годах она работала там в качестве выдающегося приглашенного ученого. создание кафедры Попечительский совет Университета штата Огайо утвердил по восстановлению чтения и ранней грамотности, созданной Марией Клэй . 4 февраля 2005 года [15] В 2017 году Клей был выбран в число » Королевского общества Те Апаранги « 150 женщин в 150 словах , отмечая вклад женщин в знания Новой Зеландии. [16]
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1951 году она вышла замуж за инженера-строителя Уорика Виктора Клея, от которого у нее родились сын Алан и дочь Дженни. [17] Они развелись в 1976 году. [1] [2]
Избранная библиография
[ редактировать ]В этом разделе отсутствуют номера ISBN для перечисленных книг . ( апрель 2014 г. ) |
- Чтение: Моделирование сложного поведения. Окленд, Новая Зеландия: Хайнеманн. (Другие издания 1979, 1985 гг.)
- Четверня и более высокая многоплодность (Mac Keith Press, 1989)
- Становление грамотным: построение внутреннего контроля (Хайнеманн, 1991)
- Понятия о печати: что дети узнали о том, как мы печатаем язык? (Хайнеманн, 2000)
- Изменения с течением времени в развитии грамотности детей (Heinemann, 2001)
- Разными путями к общим результатам . Йорк, Мэн: Стенхаус, 1998.
- Чтение «Восстановление: Руководство для учителей, проходящих обучение». Портсмут, Нью-Хэмпшир: Хайнеманн, 1993.
- Уроки грамотности, предназначенные для отдельных людей, часть первая: Почему? Когда? И как? Портсмут, Нью-Хэмпшир: Хайнеманн, 2005.
- Уроки грамотности, предназначенные для отдельных лиц, часть вторая: Процедуры обучения. Портсмут, Нью-Хэмпшир: Хайнеманн, 2005.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фокс, Маргалит (20 апреля 2007 г.). «Мари М. Клэй, специалист по лечебному чтению, умерла в возрасте 81 года» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Мэй, Хелен (2018). «Клэй, Мари Милдред» . Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 19 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Выпускники новозеландских университетов 1870–1961: I – K» . Тени Времени . Проверено 12 февраля 2019 г.
- ^ Ирвин, Мари (1948). Обучение чтению в специальных классах Новой Зеландии (магистерская диссертация). Репозиторий открытого доступа Университет Виктории в Веллингтоне, Университет Виктории в Веллингтоне. дои : 10.26686/wgtn.17061380 .
- ^ Клэй, Мари (1966). Эмерджентное читательское поведение (Докторская диссертация). ResearchSpace@Auckland, Оклендский университет. hdl : 2292/778 .
- ^ «№50766» . Лондонская газета (3-е приложение). 31 декабря 1986 г. с. 33.
- ^ «Бывшие президенты | Международная ассоциация грамотности» . literacyworldwide.org . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ Гаффни, Джанет С.; Аскью, Билли (1999). «Мари Клэй: исследователь, автор и защитник юных читателей» . Чтение Совета восстановления Северной Америки . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ Фокс, Маргалит (20 апреля 2007 г.). «Мари М. Клэй, специалист по лечебному чтению, умерла в возрасте 81 года» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 сентября 2008 г.
- ^ Брэдфорд, Дебора; Ван, Вай-Инь (2015). Восстановление чтения: общесекторальный анализ (отчет). Центр статистики и оценки образования, Департамент образования, Новый Южный Уэльс, Австралия.
- ^ Смит, Александра (20 декабря 2015 г.). «Программа восстановления чтения, используемая в 960 государственных школах Нового Южного Уэльса, не работает» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 19 апреля 2018 г.
- ^ ЧТЕНИЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ – Долгосрочные последствия и экономическая эффективность (Отчет). Центр исследований в области образования и социальной политики Университета Делавэра. 23 апреля 2022 г. {{скопировано содержимое из Reading Recovery }}
- ^ Векслер, Натали. «Новый подкаст рассказывает, почему учителям «продавали истории» об инструкциях по чтению» . Форбс . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ Крэндалл, Коннектикут (26 октября 2022 г.). «Совместное международное заявление в ответ на историю, которую Хэнфорд продал» . Чтение Совета восстановления Северной Америки . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ «Стул Мэри Клэй для помощи в исследованиях грамотности» . читаюrecovery.osu.edu . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ «Мари Клей» . Королевское общество Те Апаранги . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ Международный журнал «Кто есть кто среди женщин», изд. Элизабет Слиман, Europa Publications, 2002, стр. 107
- 1926 рождений
- смертей в 2007 г.
- Новозеландские дамы-кавалеры Ордена Британской империи
- Теоретики образования Новой Зеландии
- Преподаватели Университета штата Огайо
- Защитники навыков чтения
- Выпускники Оклендского университета
- Академический состав Оклендского университета
- Люди из Веллингтон-Сити
- Выпускники Университета Виктории в Веллингтоне
- Президенты Международной ассоциации грамотности
- Педагоги Новой Зеландии XX века
- Женщины-педагоги Новой Зеландии XX века
- Педагоги Новой Зеландии XXI века
- Женщины-преподаватели Новой Зеландии XXI века