Веб-грамотность
![]() | Эта статья содержит контент, написанный как реклама . ( сентябрь 2017 г. ) |
Эта статья может чрезмерно полагаться на источники, слишком тесно связанные с предметом , что потенциально препятствует тому, чтобы статья была проверяемой и нейтральной . ( сентябрь 2017 г. ) |
Веб-грамотность подразумевает навыки и компетенции, необходимые для чтения, письма и участия в сети. [1] Его описывают как «одновременно контент и активность», что означает, что веб-пользователи должны не только узнавать о сети, но и о том, как создать свой собственный веб-сайт. [2]
История концепции [ править ]
В конце 1990-х годов исследователи грамотности начали изучать различия между печатным текстом и сетевыми устройствами с экранами. Это исследование было в основном сосредоточено на двух областях: достоверность информации, которую можно найти во Всемирной паутине. [3] и о том, какое влияние гипертекст оказывает на чтение и письмо. [4] Эти навыки были включены в определения информационной грамотности и в позиционный документ SCONUL в 1999 году. [5] Этот документ стал «7 столпов информационной грамотности», который последний раз обновлялся в 2011 году. [6]
Карта веб-грамотности [ править ]

Mozilla Foundation — некоммерческая организация, целью которой является содействие открытости, инновациям и участию в Интернете. Он создал Карту веб-грамотности. [1] в консультации с сообществом заинтересованных сторон из формального и неформального образования, а также из промышленности. [7] Веб-грамотность описывается как «навыки и компетенции, необходимые для чтения, письма и участия в сети». [1] Работа над тем, что первоначально называлось «Стандартом веб-грамотности», началась в начале 2013 года. Версия 1.0 была представлена на фестивале Mozilla позже в том же году. [8] В дальнейшем «стандарт» считался проблематичным и противоречащим идеалам того, чего пыталось достичь сообщество Mozilla. [9]
Грамотность Версия 1.1 Карты веб-грамотности была выпущена в начале 2014 года. [10] Mozilla Foundation и лежит в основе раздела ресурсов для веб-разработчиков , где учащиеся и наставники могут найти мероприятия, которые помогут преподавать в смежных областях. Хотя Карта веб-грамотности представляет собой список направлений, навыков и компетенций, чаще всего ее представляют в виде сетки компетенций.
Сообщество Mozilla завершило работу над версией 1.5 Карты веб-грамотности в конце марта 2015 года. [11] Это предполагает небольшие изменения уровня компетенций и всесторонний анализ содержащихся в них навыков. [12]
Исследование [ править ]
(Навигация по Интернету)
- Навигация (использование программных инструментов для просмотра веб-страниц)
- Веб-механика (понимание веб-экосистемы)
- Поиск (поиск информации, людей и ресурсов через Интернет)
- Достоверность (критическая оценка информации, найденной в Интернете)
- Безопасность (обеспечение безопасности систем, личных данных и контента)
Здание [ править ]
(Создание Интернета)
- Создание контента для Интернета (создание и курирование контента)
- Ремикс (изменение существующих веб-ресурсов для создания чего-то нового)
- Дизайн и доступность (Создание универсально эффективных коммуникаций через веб-ресурсы)
- Программирование/сценарии (создание интерактивных возможностей в Интернете)
- Инфраструктура (понимание интернет-стека)
Подключение [ править ]
(Участие в сети)
- Совместное использование (создание веб-ресурсов совместно с другими)
- Сотрудничество (Предоставление доступа к веб-ресурсам)
- Участие сообщества (участие в веб-сообществах и понимание их практики)
- Конфиденциальность (анализ последствий обмена данными в Интернете)
- Открытые практики (помогая сохранить демократичность и универсальную доступность Интернета)
См. также [ править ]
- Кибер-самооборона
- Компьютерная грамотность
- Цифровая грамотность
- Информационная грамотность
- Медиаграмотность
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Карта веб-грамотности Mozilla v1.1.0
- ^ Дэвидсон, К. Н. и Сурман, М. «Почему веб-грамотность должна быть частью каждого образования» , Fast Company. Проверено 2 февраля 2015 г.
- ^ Детвейлер, MC, Хесс, С.М. и Пек, AC (1996, октябрь). Приобретение навыков ориентированного на пользователя дизайна путем проектирования и оценки страниц Всемирной паутины. В материалах ежегодного собрания Общества человеческого фактора и эргономики (том 40, № 8, стр. 459–462). Публикации SAGE
- ^ Снайдер И. и Джойс М. (ред.). (1998). От страницы к экрану: Грамотность в эпоху электронных технологий. Психология Пресс.
- ^ Консультативный комитет SCONUL по информационной грамотности (1999) Информационные навыки в высшем образовании:документ с изложением позиции SCONUL. Подготовлено Целевой группой по информационным навыкам от имени SCONUL.
- ^ СКОНУЛ. (2011). Базовая модель «7 столпов информационной грамотности» . Проверено 12 февраля 2015 г.
- ^ Белшоу, DAJ и Смит, К.Л. «Почему Mozilla заботится о веб-грамотности» . Проверено 2 февраля 2015 г.
- ^ Стандарт веб-грамотности 1.0 от Mozilla . БоингБоинг. Проверено 12 февраля 2015 г.
- ^ Стандарт веб-грамотности мертв (да здравствует Карта веб-грамотности!) . Блог Дуга Белшоу. Проверено 12 февраля 2015 г.
- ^ Почему Карта веб-грамотности останется на версии 1.1 до MozFest . Блог Mozilla Webmaker. Проверено 12 февраля 2015 г.
- ^ Создание версии 1.5 Карты веб-грамотности Mozilla . Блог Mozilla Webmaker. Проверено 12 февраля 2015 г.
- ^ Помогите нам дать новое определение навыкам, лежащим в основе трех компетенций Карты веб-грамотности! . Literaci.es. Проверено 12 февраля 2015 г.