Критическая грамотность
Критическая грамотность – это способность находить скрытую дискриминацию в средствах массовой информации. [1] [2] Это делается путем анализа сообщений, пропагандирующих предвзятые властные отношения, которые естественным образом встречаются в средствах массовой информации и письменных материалах, которые в противном случае остаются незамеченными, путем чтения за пределами слов автора и изучения способа, которым автор передал свои идеи о нормах общества, чтобы определить, содержат ли эти идеи расовый или гендерное неравенство. [1]
Обзор [ править ]
Критическая грамотность — это метод обучения, который пропагандирует «критический» взгляд на текст. Критическая грамотность предполагает активный анализ текстов и включает в себя стратегии, которые сторонники называют раскрытием основных сообщений. Цель критической грамотности – создать самосознание по рассматриваемой теме. [3] Существует несколько различных теоретических взглядов на критическую грамотность, которые привели к появлению разных педагогических подходов. Эти подходы разделяют основную предпосылку, что грамотность требует от потребителей текста критического и вопрошающего подхода.
Когда студенты исследуют послание писателя на предмет предвзятости, они практикуют критическую грамотность. [4] Этот навык активного взаимодействия с текстом можно использовать, чтобы помочь учащимся стать более восприимчивыми и социально осведомленными людьми, которые не получают сообщения вокруг себя из средств массовой информации, книг и изображений без предварительного разбора текста и соотнесения его сообщений со своими собственными. личный жизненный опыт. [2] [4] Таким образом, заставляя учащихся подвергать сомнению структуры власти в их обществе, критическая грамотность учит их, как оспаривать письменные и устные взгляды на вопросы равенства, чтобы они могли бороться с социальной несправедливостью по отношению к маргинализированным группам в своих сообществах. [1] [2]
По мнению сторонников критической грамотности, эта практика не является средством достижения грамотности в смысле улучшения способности понимать слова, синтаксис и т. д. Имея в виду эту идею, учащиеся также могут посмотреть на то, чему их учат. как оценку того, что они изучают, в своей собственной ситуации. Это означает, что они создают более глубокий смысл, а не изучают только содержание. [5]
Критическая грамотность [6] стал популярным подходом к преподаванию английского языка студентам в некоторых англоязычных странах, [7] включая Канаду, Австралию, [8] Новая Зеландия и Великобритания.
Для постструктуралистских практиков критической грамотности определение этой практики может быть весьма податливым, но обычно включает в себя поиск дискурсов и репрезентаций, а также причин, по которым определенные дискурсы включены в текст или исключены из него. [9]
Двумя основными теоретическими взглядами в области критической грамотности являются неомарксистская / фрейрианская и австралийская. Эти подходы во многом пересекаются и не обязательно отражают конкурирующие взгляды, но они по-разному подходят к предмету.
к критическому мышлению Отношение
Хотя критическая грамотность и критическое мышление включают в себя схожие этапы и могут частично совпадать, они не являются взаимозаменяемыми. Критическое мышление возникает, когда человек устраняет проблемы и решает их с помощью процесса, включающего логику и мысленный анализ. [4] Это связано с тем, что критическое мышление направлено на обеспечение того, чтобы аргументы человека были достаточно подкреплены доказательствами и лишены неясного или вводящего в заблуждение представления. [10] Таким образом, критическое мышление пытается понять внешний мир и признать, что существуют и другие аргументы помимо собственных, оценивая их аргументацию в пользу таких аргументов, но критическое мышление не идет дальше раскрытия весомого утверждения. [11] [10]
Чтобы понять смысл предубеждений, заложенных в этих утверждениях, впервые обнаруженных критическим мышлением, критическая грамотность выходит за рамки выявления проблемы и также анализирует динамику власти, которая создает письменные или устные тексты общества, а затем подвергает сомнению их утверждения. [4] Таким образом, критическая грамотность изучает язык и формулировки политики в этих текстах, а также то, как политики используют определенные аспекты грамматики для передачи своего предполагаемого значения. [10] Практика критической грамотности позволяет учащимся бросить вызов как автору текста, так и социальному и историческому контексту, в котором текст был создан. [4]
Помимо печатных источников, критическая грамотность также оценивает средства массовой информации и технологии, рассматривая, кому принадлежат эти формы информации, а также кому они пишут, и их цель создания этих различных текстов. [4] Студенты изучают основную информацию, передаваемую в литературе, популярных и онлайн-СМИ, а также в журналистике, в надежде предпринять социальные действия. [2]
История [ править ]
Практика критической грамотности выросла из педагогики социальной справедливости бразильского педагога и теоретика Пауло Фрейре , описанной в его книгах «Образование как практика свободы» 1967 года и «Педагогика угнетенных» 1968 года . Фрейровская критическая грамотность задумана как средство расширения прав и возможностей населения против угнетения и принуждения, которые часто рассматриваются как принятые корпорациями или правительствами. Фрейровская критическая грамотность начинается с желания сбалансировать социальное неравенство и решить социальные проблемы, вызванные злоупотреблением властью – это анализ с определенной повесткой дня. На этой философской основе исходят исследования, анализ и деконструкция текстов.
Критическая грамотность позже стала более заметной благодаря Дональдо Маседо в 1987 году. [12] В своей книге 1968 года «Педагогика угнетенных » Пауло Фрейре пишет, что люди, которых угнетают те, кто находится у власти, изначально боятся иметь свободу, поскольку они усвоили правила своих угнетателей и последствия несоблюдения этих правил. [13] Таким образом, несмотря на свое внутреннее стремление к свободе, они продолжают жить в том, что Фрейре называет «страхом свободы», следуя заранее установленному рецепту поведения, которое встречает одобрение их угнетателей. [13] Фрейре утверждает, что для того, чтобы понять истинную природу их угнетения, их образование должно научить их понимать, что их реальность может быть изменена, а вместе с ней и их угнетение. [13]
Эта точка зрения отражена в работах Питера Макларена , Генри Жиру и Жана Аниона , среди многих других. Взгляд Фрейра на критическую грамотность широко представлен в критической педагогике .
Критическая педагогика стремится к угнетению, изменяя методы преподавания в школах. [14] Отсюда возникает критическая грамотность, которая утверждает, что, работая над пониманием того, как написаны и представлены тексты, можно понять политическую, социальную и экономическую среду, в которой формировался текст, а также уметь идентифицировать скрытые идеологии внутри него. такие тексты. [14] [12]
Другие философские подходы к критической грамотности, хотя и разделяют многие идеи неомарксистской/фрейровской критической грамотности, могут рассматриваться как менее явно политизированное расширение этих идей. Критическая грамотность помогает учителям и учащимся изучить взаимосвязь между теоретической базой и ее практическим значением. [ нужна ссылка ]
Факторы [ править ]
Фрейре включает несколько основных факторов в формирование критической грамотности. Первый шаг критической грамотности включает в себя привлечение внимания или «сознания», как это называет Фрейре, к тем, с кем плохо обращаются, и к тем, кто вызывает это плохое обращение посредством продвижения несправедливых идеологий через политику и другие властные позиции, такие как школы и правительство. [12] Это связано с тем, что Фрейре и Маседо считают, что письменные тексты также представляют собой информацию, построенную на предыдущих схемах мира, поскольку люди, с которыми плохо обращаются, часто не осознают, что их угнетают, рассматривая свою бедность или маргинализацию как естественную часть жизни. [12] [10] Принимая свои трудности, они не знают, какие шаги могли бы положить конец их угнетению. [10]
Второй фактор критической грамотности направлен на изменение способа преподавания в школах. [12] Ира Шор пишет, что критическая грамотность может быть использована для раскрытия субъективных представлений человека о мире, заставляя его подвергать сомнению свои личные предположения с помощью слов. [15] Критическая грамотность, способная адаптироваться для работы с различными идеями, касающимися феминизма или неомарксизма, дает учащимся разные способы мышления о своем саморазвитии, побуждая их рассматривать различные точки зрения на проблемы, а не соглашаться с культурными нормами и статус-кво. . [15] Цель этого состоит в том, чтобы побудить студентов продвигать социальные действия в своем сообществе, чтобы изменить несправедливые структуры. [15]
Это достигается за счет пропаганды честного диалога между учителем и учениками, в котором обе стороны учатся вместе посредством критического обсуждения важных вопросов, а не следования банковской модели образования, которая представляет собой традиционный метод обучения, при котором ученики рассматриваются как пустые контейнеры, которые необходимо заполнить. учителями, чьи основные функции заключаются в чтении лекций и передаче информации, которую студенты должны получить и повторить во время тестов. [12] Фрейре не был сторонником банковской модели, потому что он считал, что эта модель, по его утверждению, не создает сознательных знаний среди студентов, а увековечивает угнетение. [2]
Когда учителя способствуют обсуждению между учащимися спорных вопросов, касающихся их и их общества, этот честный диалог действует как мост, позволяющий учащимся подвергнуть сомнению социальное неравенство в их собственных сообществах и лежащие в их основе иерархии, которые управляют этими предрассудками. [2] Честный диалог между преподавателем и учеником приводит студентов к третьему фактору: критическому осмыслению того, как они могут применить знания, полученные в ходе диалога, к своим жизненным ситуациям, чтобы предпринять конкретные действия по изменению общества и исправлению несправедливости. [12] [10]
Обучение критической грамотности [ править ]
Обучая критической грамотности, учителя могут помочь учащимся действовать, расширяя свое мышление, чтобы лучше понимать точки зрения других игнорируемых групп общества и, таким образом, расти в понимании тех, кто имеет другую культуру и язык, чем они. [12]
Учителя могут адаптировать преподавание критической грамотности к своим классам, поощряя учащихся читать аналитически и бросать вызов социальным нормам, обнаруженным в текстах. [2] Они могут сформировать свои собственные идеи, чтобы оспорить текст, и написать ответ, чтобы опровергнуть или поддержать его утверждения. [14] Учителя могут позволить учащимся исследовать интересующую их тему социальной справедливости. [14] Это может побудить студентов взять на себя личную ответственность за социальные изменения в своих сообществах. [2] Предложение учащимся анализировать различные тексты из разных источников и авторов, чтобы выявить предубеждения авторов, возникающие в результате его или ее укоренившихся представлений о нормах, является еще одним методом развития навыков критической грамотности, а также предлагать учащимся переписывать отрывки, которые они читают, но с разных точек зрения. и положение угнетенных групп меньшинств. [2] Чтение множества различных текстов или дополнительных материалов, сопровождающих текст, также может помочь учащимся практиковать критическую грамотность. [1] Одним из примеров метода, который может помочь учащимся в развитии навыков критической грамотности, является использование фильма. [ нужна ссылка ] Использование фильма может быть реализовано на самых разных уроках, включая историю, естествознание, литературу и так далее. [ нужна ссылка ] Используя фильм или другой визуальный метод, учащиеся могут увлечься содержанием так, как они не смогли бы это сделать на традиционном уроке. [ нужна ссылка ] Визуальные модальности, такие как графические романы, дают учащимся больше шансов понять и придать смысл информации, которую им дают. [16] Это, в свою очередь, позволяет студентам предоставить больше доказательств и теорий, лежащих в основе информации. [16]
Рост критического сознания учащихся посредством письма напоминает практикам преподавания, политикам и педагогам о необходимости внедрения инноваций в своих классах, чтобы дать возможность изучающим язык использовать методологии преподавания, противоположные тем, к которым они привыкли во время обучения. [17]
Навыки учащихся [ править ]
Критическая грамотность позволяет учащимся развивать способность понимать сообщения, содержащиеся в онлайн-статьях и других источниках средств массовой информации, таких как новостные станции или журналистика, посредством тщательного анализа текста и того, как текст представлен. [1]
Критическая грамотность учит учащихся выявлять дискриминацию внутри властных институтов, а затем подвергать сомнению эту динамику власти, когда она появляется в письменных и устных текстах, чтобы учащиеся могли понять, почему определенные темы, такие как расовые оскорбления, вызывают споры в обществе. [1] Учителя помогают развивать мышление учащихся более высокого порядка посредством дискуссий в классе на эти социальные темы в так называемой диалогической среде. [12] Здесь традиционная банковская модель обучения заменяется преподавателями, дающими студентам возможность открыто выражать свои идеи и мысли по вопросам, изучаемым в классе. [12]
В-третьих, критическая грамотность способствует развитию навыков чтения, позволяя учащимся активно соотносить различные тексты с другими текстами, чтобы определить, способствуют или препятствуют общие сообщения маргинализации групп меньшинств. [1] Дети младшего возраста также могут научиться практиковать критическую грамотность, попросив учителя читать им вслух книжки с картинками, в то время как дети учатся анализировать, какие сообщения передают изображения и абзацы в книжках с картинками. [11] Поощряя учащихся находить способы, с помощью которых эти социальные проблемы связаны с их личной жизнью, их сознание расширяется и позволяет воспринимать культурные и расовые различия как положительный момент. [11]
Наконец, критическая грамотность готовит учащихся к осознанию важности языка в формировании политики, социальной иерархии, расы и власти, поскольку то, как сформулированы фразы, может повлиять на общее послание. [1] Это также проявляется в сфере образования, поскольку школы и учителя должны решить, будут ли они преподавать, и потребовать, чтобы учащиеся использовали в классе только стандартный академический диалект или разрешили им продолжать использовать диалект, который они выучили дома. [15] Критическая грамотность заставляет учащихся переосмысливать, на каком варианте языка они говорят, поскольку стандартный диалект является преобладающим и содержит больше силы. [15]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Блейк, Кейтрин (25 апреля 2016 г.). «Определение критической грамотности: почему учащиеся должны понимать силу языка» . Университет Конкордия, Небраска . Университет Конкордия.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Коффи, Хизер. «Критическая грамотность» . Изучите НК . Педагогическая школа UNC.
- ^ Бобкина, Елена; Стефанова, Светлана (30 декабря 2016 г.). «Педагогика литературы и критической грамотности в классе EFL: к модели обучения навыкам критического мышления» . Исследования в области изучения и преподавания второго языка . 6 (4): 677–696. дои : 10.14746/ssllt.2016.6.4.6 . ISSN 2084-1965 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Смит, Энн Мари (2015). «Пять вещей, которые школьные администраторы должны знать о критической грамотности» . Журнал Национального форума управления образованием и надзора . 33 (4): 1–6 – через источник образования. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Мичелл, Майкл Дж. (1 ноября 2006 г.). «Обучение критической грамотности: постоянная необходимость смотреть глубже и дальше» . Английский журнал . 96 (2): 41–46. дои : 10.2307/30047126 . ISSN 0013-8274 . JSTOR 30047126 .
- ^ Хагуд, М. (2002). «Критическая грамотность для кого?», Reading Research and Instruction, 41, 247–264.
- ^ Кадейро-Каплан, К. (2002) Идеологии грамотности: критическое использование учебной программы по языковым искусствам. Языковые искусства, 79, 372–381.
- ^ Синфилд, Айвор., Хокинс, Лиз (2006). «Критическая грамотность: политика и практика». Орбита 36:27.
- ^ Йоханссон, Вероника (2023). Критическая грамотность и критический дизайн . В книге Хикс А., Ллойд А. и Пилерот О. (ред.), «Информационная грамотность через теорию». Лондон: Facet Publishing, стр. 112.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Темпл, Чарльз. «Критическое мышление и критическая грамотность» . Critical Thinking International, Inc. Департамент образования, колледжи Хобарта и Уильяма Смита. Архивировано из оригинала 3 января 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кокс, Донна; Миллер, Мелинда; Берг, Хелен (2017). «Начните с книги, закончите разговором: содействие критической грамотности в классе» . Калифорнийский читатель . 50 (2): 48–50 – через источник образования. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Джовалла, Рохан (2015). «Пробуждение учащихся посредством критической грамотности: последствия для преподавания и обучения в рамках современного образования». Международный журнал грамотности . 21 (3/4): 17–27. дои : 10.18848/2327-0136/CGP/v21i3-4/48837 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фрейре, Пауло (1993). Педагогика угнетенных . Нью-Йорк: The Continuum International Publishing Group Inc., стр. 47–49. ISBN 0-8264-1276-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Епископ, Элизабет (2014). «Критическая грамотность: перенос теории на практику» . Журнал теоретизирования учебных программ . 30 :51–63 – через Google Scholar.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Шор, Ира (осень 1999 г.). «Что такое критическая грамотность?» . Журнал педагогики, плюрализма и практики . 1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бурман-Корнелл, В. (2015). «Использование исторических графических романов на уроках истории в средней школе: потенциал для контекстуализации, поиска и подтверждения». Учитель истории . 48 (2): 209–224. JSTOR 43264401 .
- ^ Тохидиан, Иман; Хорсанди Таскох, Али (2020). «Рассказ учителя о преподавании критической грамотности: это КЛЮЧ для повышения осведомленности учащихся в Иране» . Междисциплинарный журнал исследований в области образования . 10 (1): 75–98. дои : 10.17583/remie.2020.4714 . ISSN 2014-2862 . S2CID 216163900 .
Дальнейшее чтение [ править ]
Ланкшир К. и Макларен П. (ред.) (1993). Критическая грамотность: радикальные и постмодернистские перспективы . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
Люк, К. (1995). Медиа и культурология. В П. Фрибоди, С. Маспратте и А. Люке (ред.). Формирование критической грамотности . Кросскилл, Нью-Джерси: Hampton Press.
Группа Нью-Лондон. (1996). Педагогика мультиграмотности: проектирование социального будущего. Гарвардское образовательное обозрение, 66 , 1.
Внешние ссылки [ править ]
- Ресурсы IRA по критической грамотности — индексная страница Международной ассоциации чтения с критическими ресурсами по грамотности.
- Critical Literacy NZ описывает критическую грамотность в Новой Зеландии , которая, как и Австралия , начинает перенимать эту практику.
- Руководство по критической грамотности для учителей австралийского штата Тасмания .
- План урока «Читай-пиши-думай». Архивировано 17 декабря 2009 г. в Wayback Machine.