Jump to content

Кушанская империя

Кушанская империя
Кушанская империя   ( санскрит )
Κοϸανο (BactrianБактрийский
Коссанское царство   ( древнегреческое )
30–375
Карта Индии II века нашей эры, показывающая размеры Кушанской империи (зеленым цветом) во время правления Канишки. Большинство историков считают, что империя по-разному простиралась на восток до равнины среднего Ганга,[1] до Варанаси на восточной равнине Ганга,[2][3] или, возможно, даже до Паталипутры.[4][5]
Карта Индии II века нашей эры, показывающая размеры Кушанской империи (зеленым цветом) во время правления Канишки . Большинство историков считают, что империя в разной степени простиралась на восток до равнины среднего Ганга. [1] в Варанаси на восточной Гангской равнине , [2] [3] или, возможно, даже Паталипутра . [4] [5]
Капитал Пурушапура
Такшашила
Матхура
Общие языки Греческий (официальный до г. 127 ) [примечание 1]
бактрийский [примечание 1] (официальный с ок. 127 г. ) [примечание 2]
Гандхари Пракрит [8]
Гибридный санскрит [8]
Религия
индуизм [9]
буддизм [10]
Зороастризм [11]
Demonym(s) Кушаны ( Юэчжи )
Правительство Монархия
Император  
• 30–80
Прыгающие кадфизы (первые)
• 350–375
Кипунада (ребенок)
Историческая эпоха Классическая античность
Куджула Кадфис объединяет племена юэчжи в конфедерацию.
30
375
Область
200 (нижняя оценка площади пика) [13] 2 000 000 км 2 (770 000 квадратных миль)
200 (максимальная оценка площади пика) [14] 2 500 000 км 2 (970 000 квадратных миль)
Валюта Kushan drachma
Предшественник
Преемник
Индо-Греческое царство
Индо-Парфянское царство
Индо-скифы
Северные сатрапы
Западные сатрапы
Маха-мегхаваханы
Сасанидская империя
Кушано-Сасанидское царство
Наги Падмавати
Кидариты
Наги Виндхьятаби

Кушанская империя ( ок. 30 ок. 375 н.э.) [а] была синкретической империей, образованной юэчжи на бактрийских территориях в начале I века. Оно распространилось и охватило большую часть территории нынешнего Таджикистана , Узбекистана , Афганистана , Пакистана , Восточного Ирана и Северной Индии . [16] [17] [18] по крайней мере, до Сакеты и Сарнатха , близ Варанаси , где были найдены надписи, относящиеся к эпохе кушанского императора Канишки Великого . [примечание 3]

Кушаны, скорее всего, были одной из пяти ветвей конфедерации юэчжи . [22] [23] индоевропейский происхождения кочевой народ возможного тохарского , [24] [25] [26] [27] [28] которые мигрировали из северо-западного Китая (Синьцзян и Ганьсу) и поселились в древней Бактрии. [23] Основатель династии Куджула Кадфис следовал греческим культурным идеям и иконографии после греко-бактрийской традиции и был последователем шиваитской секты индуизма . [29] Два более поздних кушанских царя, Вима Кадфис и Васудева II , также были покровителями индуизма. Кушаны вообще были также большими покровителями буддизма и, начиная с императора Канишки, использовали в своем пантеоне элементы зороастризма . [30] Они сыграли важную роль в распространении буддизма в Центральной Азии и Китае, положив начало периоду относительного мира на протяжении 200 лет, который иногда называют « Пакс Кушана ». [31]

Кушаны, возможно, первоначально использовали греческий язык в административных целях, но вскоре стали использовать бактрийский язык . Канишка отправил свои войска к северу от гор Каракорума . Прямая дорога из Гандхары в Китай оставалась под контролем Кушанов более века, поощряла путешествия через Каракорум и способствовала распространению буддизма Махаяны в Китай. Кушанская династия имела дипломатические контакты с Римской империей , Сасанидской Персией , Аксумской империей , династией Хань в Китае. Кушанская империя была в центре торговых отношений между Римской империей и Китаем: по словам Алена Даниэлу , «какое-то время Кушанская империя была центром основных цивилизаций». [32] Хотя большая часть философии, искусства и науки была создана в ее границах, единственные текстовые записи истории империи сегодня происходят из надписей и отчетов на других языках, особенно на китайском. [33]

Кушанская империя распалась на полунезависимые царства в III веке нашей эры, которые пали под натиском сасанидов, вторгшихся с запада и основавших Кушано-Сасанидское царство на территориях Согдианы , Бактрии и Гандхары. В IV веке Гупты , еще одна индийская династия, также наступали с востока. Последнее из Кушанского и Кушано-Сасанидского царств в конечном итоге было разгромлено захватчиками с севера, известными как кидариты , а позднее эфталиты . [12]

Происхождение

[ редактировать ]
Дворянин и священник Юэчжи над огненным алтарем. Ноин-Ула . [34] [35]

Китайские источники описывают Гуйшуан ( 貴霜 , древнекитайский : *kuj-s [s]raŋ ), то есть кушанов, как одно из пяти аристократических племен юэчжи . [36] Многие учёные полагают, что юэчжи были народом индоевропейского происхождения. [24] [37] Часто предполагается специфическое тохарское происхождение юэчжи. [24] [25] [26] [27] [28] [38] иранское сакское , особенно происхождение . Некоторые ученые также предполагают [39]

Юэчжи были описаны в «Записях великого историка» и « Книге Хань» как живущие на лугах восточного Синьцзяна и северо-западной части Ганьсу , на северо-западе современного Китая, пока их король не был обезглавлен сюнну ( 匈奴). которые также находились в состоянии войны с Китаем, что в конечном итоге вынудило их мигрировать на запад в 176–160 гг. до н.э. [40] Пять племен, составляющих юэчжи, известны в китайской истории как Сюми (秀米), Гуйшуан (广山), Шуанму (双米), Сидун (耸 Дунь) и Думи (都米).

Этноним Герая «КО Ϸ Ϸ АНО» ( Кошшано , «кушан») в греческом алфавите (с добавлением буквы Ϸ , « Ш ») на монете первого известного кушанского правителя ( I век нашей эры).

Юэчжи достигли эллинского царства Греко-Бактрии (на севере Афганистана и Узбекистана) около 135 г. до н.э. Вытесненные греческие династии переселились на юго-восток в районы Гиндукуша ( на территории современных Афганистана и Пакистана) и бассейна Инда (на территории современных Пакистана и Индии), занимая западную часть Индо -Греческого царства .

В Южной Азии кушанские императоры регулярно использовали династическое имя ΚΟϷΑΝΟ («Кошано») на своих монетах. [15] Несколько надписей на санскрите письмом брахми , такие как надпись в Матхуре статуи Вимы Кадфиза , относятся к кушанскому императору как к , Ку-ша-на («Кушана»). [15] [41] В некоторых более поздних индийских литературных источниках кушаны упоминались как Турушка , имя, которое в более поздних санскритских источниках упоминается как Турушка. [примечание 4] был перепутан с тюрком , «вероятно, из-за того, что Тухаристан перешел в руки западных тюрков в седьмом веке». [42] [43] По словам Джона М. Розенфилда , Турушка , Тухара или Тухара являются вариациями слова Тохари в индийских писаниях. [44] Однако, по словам Уинка, "в настоящее время ни один историк не считает их тюрко-монголоидными или "гуннскими", хотя их среднеазиатское происхождение не вызывает сомнений". [42]

Ранние кушаны

[ редактировать ]
Kushan portraits
Первый царь, назвавший себя «Кушан» на своих монетах: Герайос (1–30 гг. Н.э.).
Кушанский подвижник (II век нашей эры). Метрополитен-музей (фрагмент)
Portrait of Kushan emperor Vima Kadphises , AD 100-127

Сохранились некоторые следы присутствия кушанов в районе Бактрии и Согдианы во II-I веке до нашей эры, где они вытеснили саков , продвигавшихся дальше на юг. [46] Археологические сооружения известны в Тахти-Сангине , Сурх-Котале (монументальный храм), во дворце Халчаяна . Известно , что на руинах древних эллинистических городов, таких как Ай-Ханум , кушаны строили крепости. Известны различные скульптуры и фризы этого периода, изображающие конных лучников, [47] и, что немаловажно, такие люди, как кушанский князь Халчаян , с искусственно деформированными черепами — практика, хорошо засвидетельствованная в кочевой Средней Азии. [48] [49] Считается, что некоторые из халчаянских скульптурных сцен изображают борьбу кушанов против саков . [50] На этих изображениях юэчжи изображены с величественной манерой поведения, тогда как саки обычно изображаются с бакенбардами и более или менее гротескным выражением лица. [50]

Китайцы сначала назвали этих людей юэчжи и заявили, что они основали Кушанскую империю, хотя отношения между юэчжи и кушанами до сих пор неясны. Бан Гу В « Книге Хань» говорится, что кушаны (Гуэй-шуан) разделили Бактрию в 128 г. до н.э. » Фань Е « В «Книге Поздней Хань повествуется о том, как вождь кушанов Цю-шиу-чуэ (Куджула Кадфисы на монетах) основал с помощью других кланов Юэ-чжи Кушанскую империю. ." [46]

Самым ранним документально подтвержденным правителем и первым, кто провозгласил себя кушанским правителем, был Герайос . На своих монетах он называет себя « тираном » по -гречески , а также демонстрирует деформацию черепа. Возможно, он был союзником греков и использовал тот же стиль чеканки монет. Герайос, возможно, был отцом первого кушанского императора Куджулы Кадфиза. [ нужна ссылка ]

Затем в «Китайской книге хроник Поздней Хань» рассказывается об образовании Кушанской империи на основе отчета китайского генерала Бан Юна китайскому императору ок. 125 год нашей эры :

Более чем через сто лет [чем завоевание Бактрии юэчжи] князь [ сихоу ] Гуйшуана ( Бадахшана ) утвердился царем, и его династия стала называться династией Гуйшуанского (кушанского) царя. Он вторгся в Анси (Индо-Парфию) и захватил область Гаофу ( Кабул ). Он также разгромил все королевства Пуда ( Пактия ) и Джибин ( Капиша и Гандхара ). Цюцзюке (Куджула Кадфизес) было более восьмидесяти лет, когда он умер. Вместо него царем стал его сын Янгаожен [вероятно, Вема Тахк (ту) или, возможно, его брат Садашкана . Он победил Тяньчжу [Северо-Западную Индию] и поручил генералам контролировать и руководить им. Юэчжи тогда стали чрезвычайно богатыми. Все королевства называют [своего короля] королем Гуйшуана [Кушана], но ханьцы называют их настоящим именем Да Юэчжи.

Книга Позднего Ханя . [51] [52]

Разнообразные культурные влияния

[ редактировать ]

В I веке до нашей эры Гуйшуан (кит. 貴霜) приобрели известность среди других племен юэчжи и объединили их в тесную конфедерацию под командованием Куджулы Кадфизеса. [53] Название Гуйшуан было принято на Западе и изменено на Кушан для обозначения конфедерации, хотя китайцы продолжали называть их Юэчжи .

Постепенно вырвав контроль над территорией у скифских племен, кушаны расширились на юг, в регион, традиционно известный как Гандхара (район в основном в пакистанских регионах Потовар и Хайбер-Пахтунхва ) и основали две столицы-побратимы в Беграме. [54] и Чарсадда , тогда известные как Каписа и Пушклавати соответственно. [53]

Греческий алфавит (узкие столбцы) с кушанским письмом (широкие столбцы)

Кушаны переняли элементы эллинистической культуры Бактрии. Они приняли греческий алфавит в соответствии со своим языком (с дополнительным развитием буквы Þ «ш», как в «кушане») и вскоре начали чеканить монеты по греческому образцу. На своих монетах они использовали легенды на греческом языке в сочетании с легендами на Пали (письменем Харошти ) до первых нескольких лет правления Канишки. После середины правления Канишки они использовали легенды на кушанском языке (адаптированным греческим письмом) в сочетании с легендами на греческом языке (греческое письмо) и легендами на пракрите (письмо Харошти).

Интересно, что есть свидетельства сотрудничества между греческим населением и кушанами во 2 веке нашей эры. Судя по всему, главным архитектором кушанского храма в Сурх-Котале был грек по имени Паламед. Была найдена греческая надпись, которую можно прочитать как: ΔΙΑ ΠΑΛΑΜΕΔΟΥΣ, т.е. диа Паламедус , что означает «через или посредством Паламеда». Это доказывает, что эллинистическое население все еще оставалось в Бактрии вплоть до кушанской эпохи, а также объясняет, как греческий алфавит мог быть применен к бактрийскому языку. [55]

Ранняя золотая монета Канишки I с греческой легендой и эллинистическим божеством Гелиосом . (ок. 120 г. н.э.).
Аверс: Канишка стоит, одетый в тяжелую кушанскую шубу и длинные сапоги, с пламенем, исходящим из плеч, держит в левой руке знамя и приносит жертву над алтарем. Греческая легенда:
ВАСИЛЕУС ВАСИЛЕОН КАНИ Ϸ КОУ
Базилевс Базилеон Канишкой
«[Монета] Канишки, царя царей».
Реверс: Стоящий Гелиос в эллинистическом стиле, правой рукой совершающий благословляющий жест. Легенда греческим шрифтом:
ΗΛΙΟΣ Гелиос
Вензель Канишка ( тамга ) слева.

Кушаны «переняли многие местные верования и обычаи, в том числе зороастризм и две развивающиеся в регионе религии — греческие культы и буддизм ». [54] Со времен Вима Такто многие кушаны начали перенимать аспекты буддийской культуры и, как и египтяне, впитали в себя сильные остатки греческой культуры эллинистических царств, становясь, по крайней мере частично, эллинизированными . Великий кушанский император Вима Кадфис , отец Канишки , принял шиваизм , секту индуизма , о чем свидетельствуют монеты, отчеканенные в тот период. [9] Следующие кушанские императоры представляли самые разные религии, включая буддизм , зороастризм и индуистский шиваизм .

Правление кушанов связало морскую торговлю Индийского океана с торговлей по Шелковому пути через давно цивилизованную долину Инда . На пике правления династии кушаны свободно управляли территорией, которая простиралась до Аральского моря через территорию современного Узбекистана , Афганистана , Пакистана и северной Индии . [53]

Свободное единство и относительный мир на таком обширном пространстве способствовали торговле на дальние расстояния, доставляли китайский шелк в Рим и создавали ряды процветающих городских центров. [53]

Территориальная экспансия

[ редактировать ]
Кушанские территории (полная линия) и максимальная степень контроля Кушана при Канишке Великом . [56] Степень контроля Кушана особенно документирована в надписи Рабатак . [5] [57] [примечание 5] [58] О северной экспансии в Таримскую впадину в основном свидетельствуют находки монет и китайские хроники. [59] [60]

Розенфилд отмечает, что археологические свидетельства длительного правления кушанов присутствуют на территории, простирающейся от Сурх-Котала, Беграма , летней столицы кушанов, Пешавара , столицы Канишки I, Таксилы и Матхуры , зимней столицы кушанов. . [61] Кушаны впервые ввели форму управления, состоявшую из кшатрапов ( Брахми : Кшатрапа ( « Сатрапы ») и Махакшатрапа Брахми , : , Махакшатрапа , «Великие сатрапы »). [62]

Другие области вероятного правления включают Хорезм и его столицу Топрак-Калу . [61] [63] Каусамби (раскопки Аллахабадского университета ), [61] Санчи и Сарнат (надписи с именами и датами кушанских царей), [61] Мальва и Махараштра , [64] и Одиша (имитация кушанских монет и крупные кушанские клады). [61]

Карта, показывающая четыре империи Евразии во II веке нашей эры. «Какое-то время Кушанская империя была центром основных цивилизаций». [32]

Кушанские вторжения в I веке нашей эры были даны как объяснение миграции индейцев с согласно Индийского субконтинента в Юго-Восточную Азию, сторонникам теории Великой Индии XX века индийских националистов . Однако нет никаких доказательств, подтверждающих эту гипотезу. [65]

Надпись Рабатак , обнаруженная в 1993 году, подтверждает сообщение Хоу Ханьшу, Вейлюэ и надписей, датированных началом эпохи Канишки (начиная, вероятно, с 127 года нашей эры), о том, что крупные кушанские владения расширились в центр северной Индии в начале 2-го века нашей эры. . [ объяснить ] Строки с 4 по 7 надписи описывают города, находившиеся под властью Канишки, [примечание 6] среди которых можно выделить шесть имен: Удджайн , Кундина , Сакета , Каусамби , Паталипутра и Чампа (хотя в тексте неясно, была ли Чампа владением Канишки или сразу за его пределами). [66] [примечание 5] [67] [68] Буддийский текст Шридхармапитаканиданасутра , известный благодаря китайскому переводу, сделанному в 472 году нашей эры, относится к завоеванию Паталипутры Канишкой. [69] Каменная надпись II века, сделанная Великим сатрапом по имени Рупиамма, была обнаружена в Пауни , к югу от реки Нармада , что позволяет предположить, что контроль Кушана простирался так далеко на юг, хотя в качестве альтернативы он мог контролироваться западными сатрапами . [70]

до Бенгалии : чеканка Самататы короля Вира Джадамары, подражающая кушанской чеканке Канишки I. Восточное простирание Текст легенды представляет собой бессмысленное подражание. Бенгалия , около 2-3 веков нашей эры. [71]

На Востоке, еще в III веке нашей эры, украшенные монеты Хувишки были посвящены в Бодх-Гайе вместе с другими золотыми подношениями под «Троном Просветления» Будды, что предполагает прямое влияние Кушан в этом районе в тот период. [72] Монеты кушанов в изобилии встречаются вплоть до Бенгалии , а древнее бенгальское государство Саматата выпускало монеты, скопированные с чеканки Канишки I, хотя, вероятно, только в результате коммерческого влияния. [73] [71] [74] Монеты, имитирующие кушанскую чеканку, также в изобилии были найдены в восточном штате Орисса . [75]

На западе государство Кушан охватывало штат Парата в Белуджистане , западный Пакистан , Афганистан , Кыргызстан , Таджикистан , Узбекистан и Туркменистан . Туркменистан был известен кушанским буддийским городом Мерв . [61]

На севере, в I веке нашей эры, Куджула Кадфисы отправили армию в Таримскую котловину для поддержки города-государства Куча , который сопротивлялся китайскому вторжению в регион, но они отступили после незначительных столкновений. [76] Во II веке нашей эры кушаны под предводительством Канишки совершали различные набеги в Таримскую котловину , где имели различные контакты с китайцами. Канишка владела территориями Таримской котловины, очевидно, соответствующими древним регионам, принадлежавшим Юэ-чжи , возможным предкам кушанов. Кушанское влияние ощущалось на чеканке монет в Кашгаре , Яркенде и Хотане . [59] Согласно китайским хроникам, кушаны (именуемые Да Юэчжи в китайских источниках ) просили ханьскую принцессу, но им было отказано, хотя они и отправляли подарки китайскому двору. В ответ они двинулись на Бан Чао в 90 году нашей эры с силой в 70 000 человек, но были разбиты меньшими китайскими силами. Китайские хроники повествуют о сражениях между кушанами и китайским генералом Бань Чао . [68] Юэчжи отступили и отдали дань Китайской империи. Все регионы Таримской котловины в конечном итоге были завоеваны Бань Чао . Позже, в период Юаньчу (114–120 гг. н.э.), кушаны послали военные силы, чтобы поставить Ченпана, который был среди них заложником, королем Кашгара . [77]

Кушанские крепости

[ редактировать ]

Известно несколько кушанских крепостей, особенно в Бактрии , которые часто перестраивались поверх эллинистических укреплений, как в Кампир-Тепе . [78] [79] Для них часто характерны стреловидные бойницы для лучников. [78]

Кушанские правители зафиксированы в течение примерно трех столетий, примерно с 30 г. н.э. по примерно 375 г. н.э., до вторжений кидаритов . Они правили примерно в то же время, что и западные сатрапы , сатаваханы и первые правители империи Гуптов . [ нужна ссылка ]

Открытие Кадфизов (ок. 30 – ок. 80)

[ редактировать ]

... принц [элавур] Гуйшуана по имени Тилак [Куджула Кадфизес] напал и истребил четырех других Сихоу. Он утвердился как король, и его династия называлась династией Гуйшуанского [Кушаньского] короля. Он вторгся в Аньси [Индо-Парфию] и захватил регион Гаофу [Кабул]. Он также победил все королевства Пуда [Пактия] и Джибин [Капиша и Гандхара]. Цюцзюке [Куджула Кадфизес] было более восьмидесяти лет, когда он умер».

Эти завоевания Куджулы Кадфиза , вероятно, произошли где-то между 45 и 60 годами нашей эры и заложили основу Кушанской империи, которая быстро расширялась его потомками. [ нужна ссылка ]

Куджула выпустил обширную серию монет и стал отцом по крайней мере двух сыновей: Садашканы (который известен только по двум надписям, особенно по надписи Рабатак, и, по-видимому, никогда не правил) и, по-видимому, Вима Такто. [ нужна ссылка ]

Куюла Кадфизес был прадедом Канишки. [ нужна ссылка ]

Вима Такту или Садашкана (ок. 80 – ок. 95)

[ редактировать ]

Вима Такто (древнекитайский: 閻膏珍 Янгаожэнь ) упоминается в надписи Рабатак (еще один сын, Садашкана, упоминается в надписи Сенавармана, царя Оди). Он был предшественником Вимы Кадфиза и Канишки I. Он расширил Кушанскую империю на северо-запад Южной Азии. Хоу Ханьшу говорит:

«Его сын Янгаожен [вероятно, Вема Тахк (ту) или, возможно, его брат Садашкана] стал королем вместо него. Он победил Тяньчжу [Северо-Западную Индию] и назначил генералов, чтобы контролировать и руководить ею. Юэчжи тогда стали чрезвычайно Все королевства называют [своего короля] царём Гуйшуана [Кушана], но ханьцы называют их настоящим именем Да Юэчжи».

Хоу Ханьшу [51]

Вима Кадфизес (ок. 95 – ок. 127)

[ редактировать ]

Вима Кадфис (кушанский язык: Οοημο Καδφισης) был кушанским императором примерно 95–127 гг. н.э., сыном Садашканы и внуком Куджулы Кадфизеса, а также отцом Канишки I, как подробно описано в надписи Рабатак. [ нужна ссылка ]

Вима Кадфис присоединил к территории Кушан свои завоевания в Бактрии. Он выпустил обширную серию монет и надписей. Он выпустил золотые монеты в дополнение к существовавшим медным и серебряным монетам. [ нужна ссылка ]

Канишка I (ок. 127 – ок. 150)

[ редактировать ]
Статуя Канишки в Матхуре
Статуя Канишки в длинном пальто и сапогах, держащего булаву и меч , в музее Матхуры . По низу пальто проходит надпись.
Надпись выполнена средним шрифтом Брахми :

Махараджа Раджадхираджа Девапутра Канишка
«Великий Царь, Царь Царей, Сын Божий Канишка». [81]
Искусство Матхуры , Музей Матхуры

Правление Канишки Великого , четвертого кушанского царя, продолжалось около 23 лет с ок. 127 год нашей эры. [82] Согласно надписи Рабатак, после своего вступления на престол Канишка правил огромной территорией (практически всей северной Индией) к югу от Удджайна и Кундины и к востоку за пределами Паталипутры:

В первый год оно было провозглашено Индии, всему царству правящего класса, включая Кунададеано (Каундины, Кундина ), город Озено (Озене, Удджайн ), город Загеда ( Сакета ) и город Козамбо ( Каусамби ) и города Палаботро ( Паталипутра ) и вплоть до города Зири-тамбо ( Шри-Чампа ), каких бы правителей и других важных лиц (они могли иметь) он подчинялся (своей) воле, и он подчинил всю Индию (своей) воле.

- Надпись Рабатак, строки 4–8.

Его территория управлялась из двух столиц: Пурушапура (ныне Пешавар на северо-западе Пакистана ) и Матхура на севере Индии. Ему также приписывают (вместе с Раджей Дабом ) строительство массивного древнего форта в Батинде ( Кила Мубарак ), в современном городе Батинда , индийский Пенджаб . [ нужна ссылка ]

У кушанов также была летняя столица в Баграме (тогда известном как Каписа), где было найдено «Беграмское сокровище», состоящее из произведений искусства от Греции до Китая. Согласно надписи Рабатак, Канишка был сыном Вимы Кадфизеса, внуком Садашканы и правнуком Куджулы Кадфизеса. На основании новаторских исследований Гарри Фалька сейчас принято считать, что эра Канишки началась в 127 году. [19] [20] Эпоха Канишки использовалась кушанами как календарная справка около столетия, вплоть до упадка Кушанского царства. [ нужна ссылка ]

Гувишка (ок. 150 – ок. 180)

[ редактировать ]

Хувишка (кушан: Οοηϸκι, «Оишки») был кушанским императором со дня смерти Канишки (предположительно, в 150 г.) до прихода к власти Васудевы I примерно тридцать лет спустя. Его правление было периодом сокращения и консолидации Империи. В частности, в начале своего правления он посвятил время и усилия установлению большего контроля над городом Матхура. [ нужна ссылка ]

Васудева I (ок. 190 – ок. 230)

[ редактировать ]

Васудева I (кушан: Βαζοδηο «Базодео», китайский: 波調 «Бодяо») был последним из «Великих кушанов». Именованные надписи, датированные 64–98 годами эры Канишки, предполагают, что его правление продолжалось по крайней мере с 191 по 225 год нашей эры. Он был последним великим кушанским императором, и конец его правления совпадает с вторжением сасанидов до северо-западной Индии. и утверждение индо-сасанидов или кушаншахов на территории современного Афганистана, Пакистана и северо-западной Индии примерно с 240 года нашей эры. [ нужна ссылка ]

Васишка (ок. 247 – ок. 267)

[ редактировать ]

Васишка был кушанским императором, который, судя по всему, правил 20 лет после Канишки II . Его правление зафиксировано в Матхуре , в Гандхаре и на юге до Санчи (около Видисы ), где было найдено несколько надписей на его имя, датированных 22 годом (надпись Санчи «Ваксушана» – т.е. Васишка Кушана) и 28 год (санчи-надпись Васаски – т.е. Васишки) возможной второй эры Канишки. [84] [85]

Маленькие кушаны (270–350 гг. н.э.)

[ редактировать ]

После потерь территорий на западе ( Бактрия отдана кушано-сасанидам ) и на востоке (потеря Матхуры Империи Гуптов ) известны несколько «малых кушанов», которые правили локально в районе Пенджаба со столицей в Таксила : Васудева II (270–300), Махи (300–305), Шака (305–335) и Кипунада (335–350). [84] Вероятно, они были вассалами империи Гуптов , пока вторжение кидаритов не уничтожило последние остатки кушанского правления. [84]

Кушанские божества

[ редактировать ]
Кумара/ Картикея с кушанским преданным, II век нашей эры.
Кушанский принц, которого называют Хувишкой , делает пожертвование Бодхисаттве . [86]
Шива -лингам, которому поклоняются кушанские преданные, около II века нашей эры.

Кушанов Религиозный пантеон чрезвычайно разнообразен, о чем свидетельствуют их монеты, изготовленные из золота, серебра и меди. На этих монетах было изображено более тридцати различных богов, принадлежащих в основном своему иранскому, а также греческому и индийскому мирам. Кушанские монеты имели изображения кушанских царей, Будды и фигур индоарийского и иранского пантеонов. [87] Греческие божества с греческими именами изображены на ранних монетах. Во время правления Канишки язык чеканки меняется на бактрийский (хотя у всех царей он оставался греческим письмом). После Хувишки на монетах фигурируют только два божества: Ардокшо и Оешо (подробности см. ниже). [88] [89]

Иранские организации, изображенные на монетах, включают:

Представления сущностей из греческой мифологии и эллинистического синкретизма:

Индийские субъекты, представленные на монетах, включают: [97]

Кушаны и буддизм

[ редактировать ]
Ступа Ахин Пош была посвящена во II веке нашей эры при кушанах и содержала монеты кушанских и римских императоров.
Буддийская триада ранней Махаяны. Слева направо: кушанский преданный, Майтрейя , Будда , Авалокитешвара и буддийский монах. II–III века, Шоторак . [109]

Кушаны унаследовали греко-буддийские традиции Индо-греческого царства, которое они заменили, и их покровительство буддийским институтам позволило им вырасти как торговая держава. [110] Между серединой I века и серединой III века буддизм, которому покровительствовали кушаны, через Шелковый путь распространился на Китай и другие азиатские страны . [ нужна ссылка ]

Канишка известен в буддийской традиции тем, что созвал великий буддийский совет в Кашмире . Наряду со своими предшественниками в регионе, индо-греческим царем Менандром I (Милиндой) и индийскими императорами Ашокой и Харшей Вардханой , Канишка считается буддизмом одним из своих величайших благодетелей. [ нужна ссылка ]

В I веке нашей эры буддийские книги производились и переносились монахами и их покровителями-торговцами. Кроме того, вдоль этих сухопутных путей, идущих из Китая и других частей Азии, основывались монастыри. С появлением буддийских книг появился новый письменный язык, названный Гандхара. Гандхара состоит из восточного Афганистана и северного Пакистана. Говорят, что ученые нашли множество буддийских свитков, содержащих язык гандхари. [111]

Правлению Хувишки соответствует первое известное эпиграфическое свидетельство о Будде Амитабхе в нижней части статуи II века, которая была найдена в Говиндо-Нагаре, а теперь находится в музее Матхуры . Статуя приурочена к «28-му году правления Хувишки» и посвящена «Будде Амитабхе» семьей торговцев. Есть также некоторые свидетельства того, что сам Хувишка был последователем буддизма Махаяны . Фрагмент санскритской рукописи из коллекции Шойена описывает Хувишку как человека, который «изложил Махаяну». [112]

В исторической хронике XII века Раджатарангини подробно упоминается правление кушанских царей и их благосклонность к буддизму: [113] [114]

Тогда в этой самой земле правили основатели городов, названных своими именами, три короля по имени Хуска , Юска и Каниска (...) Эти короли, хотя и принадлежали к турецкой расе, находили убежище в делах благочестия; они построили в Сускалетре и других местах монастыри , Чайтьи и подобные сооружения. В славный период их режима королевство Кашмир было по большей части уделом буддистов, прославившихся своим отречением. в это время со времени нирваны благословенного Сакья Симхи Говорят, что в этом земном мире прошло сто пятьдесят лет. И Бодхисаттва был в этой стране единственным верховным правителем земли; это был прославленный Нагарджуна , живший в Садархадване.

Кушанское искусство

[ редактировать ]
Портрет кушанского принца из Халчаяна Гандхары (слева) и головы бодхисаттвы (справа), которые, как говорят, имеют схожие характеристики ( Художественный музей Филадельфии ). [116]

Искусство и культура Гандхары, находящейся на стыке кушанской гегемонии, развили традиции греко-буддийского искусства и являются наиболее известными жителями Запада выражением кушанского влияния. Известно несколько прямых изображений кушанов из Гандхары, где они представлены в тунике, поясе и штанах и играют роль преданных Будде, а также Бодхисаттвы и будущего Будды Майтрейи. [116]

По мнению Бенджамина Роуленда, первое проявление кушанского искусства появляется в Халчаяне в конце II века до нашей эры. [116] Оно происходит от эллинистического искусства , а возможно, и от искусства городов Ай-Ханум и Ниса , и явно имеет сходство с более поздним Искусством Гандхары и, возможно, даже стояло у истоков его развития. [116] Роуленд особо обращает внимание на сходство этнических типов, представленных у Халчаяна и в искусстве Гандхары, а также на сам стиль портретной живописи. [116] Например, Роуленд находит большую близость между знаменитой главой юэчжи-принца из Халчаяна и главой гандхарских бодхисаттв , приводя пример гандхарской головы бодхисаттвы в Художественном музее Филадельфии . [116] сходство Гандхарского Бодхисаттвы с портретом кушанского правителя Герая . Поразительно и [116] По мнению Роуленда, бактрийское искусство Халчаяна, таким образом, сохранилось на несколько столетий благодаря своему влиянию на искусство Гандхары, благодаря покровительству кушанов . [116]

Во времена Кушанской империи многие изображения Гандхары имели сильное сходство с чертами греческих, сирийских, персидских и индийских фигур. Эти западные стилистические особенности часто включают тяжелую драпировку и вьющиеся волосы. [117] представляющие собой сложное целое (у греков, например, часто были вьющиеся волосы). [ нужна ссылка ]

территорию Матхуры Когда кушаны взяли под свой контроль и , искусство Матхуры стоящие статуи Будды , значительно развилось, и примерно в это же время стали производиться отдельно возможно, этому способствовали доктринальные изменения в буддизме, позволившие отойти от традиционного подхода. аниконизм , преобладавший в буддийских скульптурах в Матхуре, Бхархуте или Санчи конца II века до нашей эры. [118] Художественное культурное влияние кушанов медленно уменьшалось из-за эллинистического греческого и индийского влияния. [119]

Kushan monetary system

[ редактировать ]
Кушанские золотые слитки из клада Дальверзин-Тепе , I век н.э.

Кушаны использовали золотые слитки как часть своей денежной системы, о чем свидетельствует золотой клад, обнаруженный в 1972 году в Дальверзин-Тепе . [126] Основными предметами клада были круглые и параллелепипедные слитки, затем следовали различные декоративные предметы и ювелирные изделия. [126] Раньше круглые слитки постепенно разрезались по мере необходимости, в зависимости от суммы, необходимой для транзакции. [126] Напротив, слитки в форме параллелепипеда использовались для хранения богатства в неделимой форме; на этих слитках есть надписи на Харошти, в которых упоминается их вес и бог Митра (защитник договорных отношений). [126] Все эти слитки относятся к денежной системе Кушанской империи. [126]

Чеканка кушан была обильна и служила важным инструментом пропаганды в продвижении каждого кушанского правителя. [127] Одним из названий кушанских монет было Динара , которое в конечном итоге произошло от римского названия Denarius aureus . [127] [128] [129] Чеканка кушанов копировалась вплоть до кушано-сасанидов на западе и королевства Саматата в Бенгалии на востоке. Чеканка Империи Гуптов также изначально возникла на основе чеканки Кушанской империи, приняв ее весовой стандарт, методы и дизайн после завоеваний Самудрагупты на северо-западе. [130] [131] [132] Изображения на монетах Гуптов затем стали более индийскими как по стилю, так и по тематике по сравнению с более ранними династиями, где в основном следовали греко-римскому и персидскому стилям. [131] [133]

Уже давно высказывалось предположение, что золото, содержащееся в кушанских монетах, в конечном итоге имело римское происхождение и что римские монеты были импортированы в результате торговли и переплавлены в Индии для чеканки кушанских монет. Однако недавнее археометаллургическое исследование микроэлементов с помощью анализа протонной активации показало, что кушанское золото содержит высокие концентрации платины и палладия , что исключает гипотезу о римском происхождении. До сих пор происхождение кушанского золота остается неизвестным. [134]

Контакты с Римом

[ редактировать ]
Римская чеканка среди кушанов
Монета римского императора Траяна , найденная вместе с монетами Канишки Великого в Ахин Пош. монастыре
Кушанское кольцо с надписью шрифтом Брахми , с портретами римских правителей Септимуса Севера и Юлии Домны.
Индийская имитация монеты Септимия Севера. 193–211 гг. н.э.

Несколько римских источников описывают визит послов царей Бактрии и Индии во II веке, вероятно, имея в виду кушанов. [135]

Historia Augusta , говоря об императоре Адриане (117–138), рассказывает: [135]

Греко-римский гладиатор на стеклянном сосуде, Беграм, II век.

Цари бактрийцев послали к нему послов просить дружбы. «Цари бактрийцев послали к нему послов-просителей, чтобы просить его дружбы». [135]

Также в 138 г., согласно Аврелию Виктору ( Epitome ‚ XV, 4) и Аппиану ( Praef. , 7), Антонин Пий , преемник Адриана, принял некоторых индийских, бактрийских и гирканских послов. [135]

На некоторых кушанских монетах есть изображение «рома», что указывает на высокий уровень осведомленности и определенный уровень дипломатических отношений. [135]

Летняя столица Кушанской империи Беграм дала значительное количество импортируемых из Римской империи товаров, в частности, различные виды стеклянной посуды. Китайцы описывали наличие римских товаров в Кушанском царстве:

«Там [в Тяньчжу или северо-западной Индии] можно найти драгоценные вещи из Да Циня [Римской империи], а также прекрасные хлопчатобумажные ткани, тонкие шерстяные ковры, всевозможные духи, леденцы , перец , имбирь и черную соль. "

Хоу Ханьшу [136]

Парфамаспат Парфянский царства , клиент Рима и правитель Осроенского , как известно, вел торговлю с Кушанской империей, товары отправлялись по морю и через реку Инд . [137]

Контакты с Китаем

[ редактировать ]

В I и II веках нашей эры Кушанская империя расширилась в военном отношении на север, поставив ее в центр прибыльной торговли Центральной Азии. Говорят, что они сотрудничали в военном отношении с китайцами против вторжений кочевников, особенно когда они объединились с династии Хань генералом Бань Чао против согдийцев в 84 году, когда последние пытались поддержать восстание царя Кашгара. [138] Около 85 года они также оказали помощь китайскому генералу в нападении на Турфан , к востоку от Таримской котловины.

Кушанская чеканка в Китае
Бронзовая монета Канишки Великого, найденная в Хотане Таримской котловины .
Восточно-ханьские надписи на свинцовом слитке, выполненные с использованием варварского греческого алфавита в стиле кушанов , раскопки в Шэньси , I–II века нашей эры. Провинциальный музей Ганьсу . [139] [140]

В знак признания своей поддержки китайцев кушаны просили ханьскую принцессу, но получили отказ. [138] [141] даже после того, как они отправили подарки китайскому двору. В ответ они двинулись на Бан Чао в 86 г. с силой в 70 000 человек, но были разбиты меньшими китайскими силами. [138] [141] Юэчжи отступили и отдали дань Китайской империи во время правления императора Хэ Хань (89–106).

Снова зафиксировано, что кушаны посылали подарки китайскому двору в 158–159 годах, во время правления ханьского императора Хуаня .

После этих взаимодействий культурный обмен еще больше увеличился, и кушанские буддийские миссионеры, такие как Локаксема , стали активными в китайских столицах Лояне , а иногда и в Нанкине , где они особенно отличились своей переводческой работой. Они были первыми зарегистрированными пропагандистами писаний Хинаяны и Махаяны в Китае, внося большой вклад в передачу буддизма по Шелковому пути .

Отклонить

[ редактировать ]

Кушано-Сасаниды

[ редактировать ]
Сасанидский контроль над Западными Кушанами
Хормизд I Кушаншах (277–286 гг. н. э.), царь индо-сасанидов , поддерживал сасанидское правление на бывших кушанских территориях на северо-западе. Панель Накш-э Рустам Бахрам II .
Кушано-сасаниды подражали кушанам в некоторых бактрийских монетах. Монета сасанидского правителя Пероза I Кушаншаха с бактрийской легендой о «Перозе Великом кушанском царе».

После смерти Васудевы I в 225 году Кушанская империя распалась на западную и восточную половины. Западные кушаны (в Афганистане) вскоре были покорены Персидской Сасанидской империей и уступили Согдиану , Бактрию и Гандхару им . Сасанидский царь Шапур I (240–270) утверждает в своей надписи Накш-э Ростам, что владеет территорией кушанов (Кушан шар) до «Пурушапура» ( Пешавар ), предполагая, что он контролировал Бактрию и территории вплоть до индуистского полуострова. -Куш или даже южнее его: [142]

Я, господин, поклоняющийся Мазде, Шапур, царь царей Ирана и Ан-Ирана... (Я) являюсь Хозяином владений Ирана (Эраншахр) и владею территорией Персиса, Парфянского... Индестана, Владения Кушана до пределов Пашкабура и до Каша, Согде и Чечестана.

Это подтверждается и надписью Раг-и-Биби в современном Афганистане . [142]

Сасаниды свергли Западную династию и заменили их персидскими вассалами, известными как кушанши (на бактрийском языке на их монетах: KΟÞANΟ ÞAΟ Кошано Шао ). [143] также называемые индо-сасанидами или кушано-сасанидами . Кушано-сасаниды в конечном итоге стали очень могущественными при Хормизде I Кушаншахе (277–286) и восстали против Сасанидской империи, продолжая при этом многие аспекты кушанской культуры, заметные, в частности, в их титулатуре и чеканке монет. [144]

«Маленькие кушаны» и сюзеренитет Гуптов

[ редактировать ]
Контроль Гуптов над Восточными Кушанами

Выражение Девапутра Шахи Шахану Шахи в Среднем Брахми в Аллахабадском столбе (строка 23), которое, по утверждению Самудрагупты , находится под его властью. [145]
Монета, отчеканенная в районе Пенджаба под названием «Самудра» ( Sa-mu-dra ), считающийся правителем Гуптов Самудрагуптой . Эти монеты имитируют монеты последнего кушанского правителя Кипунады и предшествуют чеканке первых кидаритских гуннов на северо-западе Индии. Около 350-375. [146] [147]

Восточно-Кушанское царство, также известное как «Маленькие Кушаны», располагалось в Пенджабе. Около 270 их территорий на равнине Ганг стали независимыми под властью местных династий, таких как Яудхеи . Затем в середине IV века они были порабощены империей Гуптов под властью Самудрагупты . [148] В своей надписи на Аллахабадском столбе Самудрагупта провозглашает, что Девапутра-Шахи-Шаханушахи (имеется в виду последние кушанские правители, что является искажением кушанских царственных титулов Девапутра , Шао и Шаонаношао : «Сын Божий, Царь, Царь царей») теперь находятся под его властью, и что они были вынуждены «сдаться, предлагая (своих) дочерей замуж и прося об управлении своими округами и провинциями». [149] [148] [150] Это говорит о том, что ко времени Аллахабадской надписи кушаны все еще правили в Пенджабе , но под сюзеренитетом императора Гупта. [148]

Нумимастика свидетельствует о том, что чеканка восточных кушанов была значительно ослаблена: чеканка серебра вообще прекратилась, а чеканка золота обесценилась. Это говорит о том, что восточные кушаны утратили свою центральную торговую роль на торговых путях, по которым поставлялись предметы роскоши и золото . [148] Тем не менее, буддийское искусство Гандхары продолжало процветать, и такие города, как Сирсух возле Таксилы . были основаны [148]

Сасанидские, кидаритские и алхонские вторжения

[ редактировать ]

На востоке около 350 г. Шапур II вновь одержал верх над Кушано-Сасанидским царством и взял под свой контроль большие территории в районах, ныне известных как Афганистан и Пакистан , возможно, вследствие уничтожения кушано-сасанидов хионитами . [151] На севере по-прежнему господствовали кушано-сасаниды. Важные находки сасанидских монет за рекой Инд в городе Таксила начинаются только во времена правления Шапура II (годы правления 309–379) и Шапура III (годы правления 383–388), что позволяет предположить, что расширение сасанидского контроля за пределы Инда явился результатом войн Шапура II «с хионитами и кушанами» в 350-358 годах по описанию Аммиана Марцеллина . [152] Вероятно, они сохраняли контроль до прихода кидаритов под руководством их правителя Кидары . [152]

В 360 году кидаритский гунн по имени Кидара сверг кушано-сасанидов и остатки старой кушанской династии и основал Кидаритское царство . Кушанский стиль кидаритских монет указывает на то, что они претендовали на кушанское наследие. Кидариты, похоже, были довольно процветающими, хотя и в меньших масштабах, чем их кушанские предшественники. К востоку от Пенджаба бывшие восточные территории кушанов контролировались могущественной империей Гуптов . [ нужна ссылка ]

Остатки кушанской культуры под кидаритами на северо-западе были окончательно уничтожены в конце V века вторжениями алчонских гуннов (иногда считавшихся ветвью эфталитов ) , а позднее гуннов-незаков . [ нужна ссылка ]

Правители

[ редактировать ]

Один из последних списков правителей с датами выглядит следующим образом: [153]

  • Герайос ( ок. 1–30 ), первый царь, назвавший себя на своих монетах «Кушан».
«Великие кушаны»;
«Маленькие кушаны»;

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Кушаны сначала сохранили греческий язык для административных целей, но вскоре стали использовать бактрийский язык. Бактрийская надпись Рабатак (обнаруженная в 1993 году и расшифрованная в 2000 году) свидетельствует о том, что кушанский царь Канишка Великий ( ок. 127 г. н. э .) отказался от греческого (ионийского) языка управления и принял бактрийский («арийский язык»). [6]
  2. ^ Палийское слово вамша (династия), прикрепленное к Гушане (Кушана), т.е. Гушана-вамша (Кушанская династия), появляется в посвятительной надписи на ступе Маникиала . [7]
  3. ^ Это началось около 127 г. н.э. [19] [20] [21]
  4. ^ Например, историческая хроника XII века из Кашмира « Раджатарангини » описывает среднеазиатских кушанов как Турушку (तुरुष्क).
  5. ^ Jump up to: а б См. также анализ Симса-Уильямса и Крибба (1995–1996) , специалистов в этой области, сыгравших центральную роль в расшифровке.
  6. Перевод полного текста надписи Рабатак см.: Мукерджи (1995) . Этот перевод цитируется по: Goyal (2005) , с. 88.
  7. ^ Сидящий Будда с надписью, начинающейся с 𑁕 Махараджасья Канишкасья Сэм 4 «4-й год великого короля Канишки».
  1. ^ Древнегреческий : Василея Коссану , бактрийский : Κοϸανο , Кошано , санскрит : कुषाण , IAST : Кушана ; Брахми : 𑀓𑀼𑀱𑀸𑀡, Кушана ; BHS : Guṣāṇa Vaṃśa , парфянский : 𐭊𐭅𐭔𐭍 𐭇𐭔𐭕𐭓 , кушан Xšaθr , китайский : 貴霜 ; Пиньинь : Гуйшуан [15]
  1. ^ Ромила Тапар (2004). Ранняя Индия: от истоков до 1300 года нашей эры . Издательство Калифорнийского университета. п. 221. ИСБН  978-0-520-24225-8 .
  2. ^ Бертон Стейн (2010). История Индии . Джон Уайли и сыновья. п. 86. ИСБН  978-1-4443-2351-1 .
  3. ^ Питер Робб (2011). История Индии . Международное высшее образование Макмиллана. п. 55. ИСБН  978-0-230-34549-2 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  4. ^ Герман Кульке; Дитмар Ротермунд (2016). История Индии . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-317-24212-3 .
  5. ^ Jump up to: а б Ди Кастро, Анджело Андреа; Надежда, Колин А. (2005). «Варваризация Бактрии». Культурное взаимодействие в Афганистане с 300 г. до н.э. по 300 г. н.э. Мельбурн: Издательство Университета Монаша. стр. 1–18, карта доступна в Интернете, страница 2 Гестии, Табулы Илиаки и трезубца Посейдона . ISBN  978-1876924393 .
  6. ^ Фальк 2001 , с. 133.
  7. ^ Розенфилд 1967 , стр. 7 и 8 .
  8. ^ Jump up to: а б Вурм, Стивен А.; Мюльхойслер, Питер; Трайон, Даррелл Т. (11 февраля 2011 г.). Атлас языков межкультурного общения в Тихоокеанском регионе, Азии и Америке: Том I: Карты. Том II: Тексты . Вальтер де Грюйтер. ISBN  978-3-11-081972-4 .
  9. ^ Jump up to: а б Бопеараччи 2007 , с. 45.
  10. ^ Лю 2010 , стр. 61.
  11. ^ Золотой 1992 , с. 56.
  12. ^ Jump up to: а б «Афганистан: Центральная Азия и Сасанидское правление, ок. 150 г. до н.э. – 700 г. н.э.» Страноведение Библиотеки Конгресса . 1997. Архивировано из оригинала 15 февраля 2013 года . Проверено 16 августа 2012 г.
  13. ^ Турчин, Петр; Адамс, Джонатан М.; Холл, Томас Д. (декабрь 2006 г.). «Ориентация исторических империй Восток-Запад» . Журнал исследований мировых систем . 12 (2): 222. ISSN   1076-156X . Проверено 12 сентября 2016 г.
  14. ^ Таагепера, Рейн (1979). «Размер и продолжительность империй: кривые роста-упадка, с 600 г. до н.э. по 600 г. н.э.». История социальных наук . 3 (3/4): 132. дои : 10.2307/1170959 . JSTOR   1170959 .
  15. ^ Jump up to: а б с Розенфилд 1967 , с. 7
  16. ^ Аноним. «История Пакистана: Кушаны» . Архивировано из оригинала 7 июля 2015 года . Проверено 17 мая 2015 г.
  17. ^ Си-Ю-Ки: буддийские записи западного мира. Миссия Сун-Юна и Хвэй-Сана [автор Сюань-чжи Ян] Та-Тан си-ю-ки. Книги 1–5 . Перевод Сэмюэля Била. Лондон: Кеган Пол, Тренч, Трубнер и компания, 1906.
  18. ^ Hill 2009 , стр. 29, 318–350.
  19. ^ Jump up to: а б Фальк 2001 , стр. 121–136.
  20. ^ Jump up to: а б Фальк 2004 , стр. 167–176.
  21. ^ Хилл 2009 , стр. 29, 33, 368–371.
  22. ^ Рунион, Мередит Л. (2007). История Афганистана . Вестпорт: Гринвуд Пресс. п. 46. ​​ИСБН  978-0-313-33798-7 . Народ юэчжи завоевал Бактрию во втором веке до нашей эры. и разделил страну на пять вождеств, одним из которых стала Кушанская империя. Осознавая важность объединения, эти пять племен объединились под властью одного доминирующего кушанского племени, а основные правители произошли от юэчжи.
  23. ^ Jump up to: а б Лю, Синьру (2001). «Шелковый путь: сухопутная торговля и культурные взаимодействия в Евразии». В Адас, Майкл (ред.). Земледельческие и скотоводческие общества в древней и классической истории . Филадельфия: Издательство Университета Темпл. п. 156. ИСБН  978-1-56639-832-9 .
  24. ^ Jump up to: а б с Нараин 1990 , стр. 152–155 «[Мы] должны отождествить их [тохарцев] с Юэ-чи из китайских источников... [C] консенсус ученых отождествляет Юэ-чи с тохарцами... [ Общепризнанным является индоевропейское этническое происхождение юэчых = тохарцев... Юэчжи = тохарский народ... Юэчжи = тохарцы..."
  25. ^ Jump up to: а б Беквит 2009 , с. 380 «Тождественность народов тохароев и юэ-чжи вполне определена и ясна на протяжении по крайней мере полувека, хотя это не стало широко известно за пределами небольшого числа филологов, занимающихся ранней историей Центральной Евразии и ранней китайской историей. и лингвистика».
  26. ^ Jump up to: а б Pulleyblank 1966 , стр. 9–39.
  27. ^ Jump up to: а б Мэллори 1997 , стр. 591–593 «[Т] ​​тохарцы часто идентифицируются в китайских исторических источниках как народ, известный как юэчжи...»
  28. ^ Jump up to: а б Loewe & Shaughnessy 1999 , стр. 87–88 «Pulleyblank идентифицировал юэчжи... усуней... даюаней... канджу... и народ Яньци... все имена встречаются в китайских исторических источниках для династия Хань, как говорящие на тохарском языке».
  29. ^ Дэни, Ахмад Хасан; Массон, В.М.; Харматта, Дж.; Пури, Байдж Натх; Этемади, Г.Ф.; Литвинский Б.А. (1992–2005). История цивилизаций Средней Азии . Париж: ЮНЕСКО. стр. 310 . ISBN  92-3-102719-0 . OCLC   28186754 . Вопреки прежним предположениям, которые на основании этого эпитета считали Куджулу Кадфиса буддистом [дхармасхита — «стойкий в Законе»], теперь из формулировки надписи в Матхуре становится ясно, что Хувишка носит тот же эпитет сатьядхармастхита, что и царство было даровано ему Сарвой и Счамдавирой (Чандавирой), то есть он был преданным Шивы.
    Надпись в Матхуре, о которой идет речь, задокументирована у Людерса 1961, стр. 138ff.
  30. ^ Грене, Франц (2015). «Зороастризм у кушанов». В Фальке, Гарри (ред.). Кушанские истории. Литературные источники и избранные статьи симпозиума в Берлине, 5–7 декабря 2013 г. Бремен: Хемпен Верлаг.
  31. ^ Альдрованди, Сибеле; Хирата, Элейн (июнь 2005 г.). «Буддизм, Пакс Кушана и греко-римские мотивы: образец и цель в иконографии Гандхары» . Античность . 79 (304): 306–315. дои : 10.1017/S0003598X00114103 . ISSN   0003-598X . S2CID   161505956 .
  32. ^ Jump up to: а б Даниэлу, Ален (2003). Краткая история Индии . Саймон и Шустер. п. 111. ИСБН  9781594777943 .
  33. ^ Хилл 2009 , с. 36 и примечания.
  34. ^ Яценко, Сергей А. (2012). «Юэчжи о бактрийской вышивке на текстиле, найденном в Нойон-ууле, Монголия» (PDF) . Шелковый путь . 10 .
  35. ^ Франкфурт, Анри-Поль (1 января 2020 г.). «О некоторых пережитках и новых проявлениях эллинизма в искусстве между Бактрией и Гандхарой ​​(примерно 130 г. до н. э. — 100 г. н. э.)» . Журнал ученых : 26–27.
  36. ^ «Кушанская империя (ок. 2 век до н.э. – 3 век нашей эры) | Тематический очерк | Хронология истории искусств Хайльбрунна» . Метрополитен-музей . Проверено 23 октября 2015 г.
  37. ^ Ру 1997 , с. 90 «Они, по почти единодушному мнению, индоевропейцы, вероятно, самые восточные из населявших степи».
  38. ^ Мэллори и Мэйр 2008 , стр. 270–297.
  39. ^ Enoki, Koshelenko & Haidary 1994 , pp. 171–183
  40. ^ Лоу, Майкл А.Н. (1979). "Введение". В Хулсеве, Энтони Франсуа Паулюс (ред.). Китай в Центральной Азии: ранний этап: 125 г. до н.э. – 23 г. н.э.; Аннотированный перевод глав 61 и 96 «Истории бывшей династии Хань» . Брилл. стр. 1–70. ISBN  978-90-04-05884-2 . стр. 23–24.
  41. ^ Банерджи, Гауранга Натх (1920). Эллинизм в древней Индии . Калькутта: Опубликовано автором; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 92 .
  42. ^ Jump up to: а б Винк 2002 , с. 57.
  43. ^ Раджатарангини Пандит, Ранджит Ситарам (1935). Река королей (раджатарангини) . стр. I168–I173. Тогда в этой самой земле правили основатели городов, названных своими именами, три короля по имени Хуска , Юска и Каниска (...) Эти короли, хотя и принадлежали к турецкой расе, находили убежище в делах благочестия; они построили в Сускалетре и других местах монастыри , Чайтьи и подобные сооружения.
  44. ^ Розенфилд 1967 , с. 8
  45. ^ ХАЛЧАЯН — Энциклопедия Ираника . Рисунок 1.
  46. ^ Jump up to: а б Груссе 1970 , стр. 31-32
  47. ^ Лебединский 2006 , с. 62.
  48. ^ Лебединский 2006 , с. 15.
  49. ^ Федоров, Михаил (2004). «О происхождении кушанов со ссылкой на нумизматические и антропологические данные» (PDF) . Восточное нумизматическое общество . 181 (Осень): 32. Архивировано из оригинала (PDF) 6 октября 2019 года . Проверено 6 октября 2019 г. Значок бесплатного доступа
  50. ^ Jump up to: а б Абдуллаев, Казим (2007). «Миграция кочевников в Центральной Азии (в книге «После Александра: Центральная Азия до ислама»)» . Труды Британской академии . 133 : 89. Рыцари в кольчужных доспехах имеют аналогии в халчаянских рельефах, изображающих битву юэчжей с сакским племенем (вероятно, сакараулами). Помимо кольчужных доспехов, которые носила тяжелая конница врагов юэчжи, еще одним характерным признаком этих воинов являются длинные бакенбарды (...) Мы думаем, что всех этих гротескных персонажей можно идентифицировать с длинными боками. -бакенбарды как врагов юэчжи и относят их к сакараулам (...) Действительно, эти выразительные фигуры с бакенбардами сильно отличаются от спокойных и величественных лиц и поз юэчжиских изображений.
  51. ^ Jump up to: а б с Хилл 2009 , с. 29.
  52. ^ Шаванн 1907 , стр. 190–192.
  53. ^ Jump up to: а б с д Бенджамин, Крейг (16 апреля 2015 г.). Кембриджская всемирная история: Том 4, Мир с государствами, империями и сетями, 1200 г. до н.э. – 900 г. н.э. Издательство Кембриджского университета. п. 477 и далее. ISBN  978-1-316-29830-5 . Принято считать, что кушаны были одним из пяти племен юэчжи...
  54. ^ Jump up to: а б Старр, С. Фредерик (2013). Утерянное Просвещение: Золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до Тамерлана . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 53.
  55. ^ Сучандра Гош. (2012). Повторное посещение династических святилищ Кушан. Материалы Конгресса истории Индии , 72-я сессия, Патиала, Дели. 212-219.
  56. ^ О'Брайен, Патрик Карл; Пресс, Оксфордский университет (2002). Атлас всемирной истории . Издательство Оксфордского университета. п. 46. ​​ИСБН  978-0-19-521921-0 .
  57. ^ Гоял 2005 , с. 93. "Надпись Рабатак утверждает, что в 1 году власть Канишки I была провозглашена в Индии, во всех сатрапиях и в разных городах, как Кунадано (Кундина), Озено ( Удджайн ), Козамбо (Каусамби), Загедо ( Сакета ), Палаботро ( Паталипутра ) и Зири-Тамбо (Джанджгир-Чампа). Эти города лежали к востоку и югу от Матхуры, до которой Вима уже донес свою победоносную руку. Следовательно, они, должно быть, были захвачены или покорены самим Канишкой I. "
  58. ^ Мукерджи, Б.Н. (1995). «Великое Кушанское завещание». Вестник Индийского музея . Калькутта.
  59. ^ Jump up to: а б Крибб, Джо (1984). «Сино-харостийские монеты Хотана часть 2» . Нумизматическая хроника . стр. 129–152.
  60. ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 145, карта XIV.1(ж). ISBN  0226742210 .
  61. ^ Jump up to: а б с д и ж Розенфилд 1993 , с. 41.
  62. ^ Сайлендра Нат Сен 1999 , с. 188 .
  63. ^ Бэшам, Артур Ллевелин (1968). Документы о дате Канишки: представлены на конференции по дате Канишки, Лондон, 20-22 апреля 1960 г. Архив Брилла. п. 414.
  64. ^ Розенфилд 1993 , с. 41. «Малва и Махараштра, в отношении которых предполагается, что кушаны имели союз с западными кшатрапами ».
  65. ^ Холл, DGE (1981). История Юго-Восточной Азии, четвертое издание . Гонконг: Macmillan Education Ltd., с. 17. ISBN  0-333-24163-0 .
  66. ^ Гоял 2005 , с. 93. "Надпись Рабатак утверждает, что в 1 году власть Канишки I была провозглашена в Индии, во всех сатрапиях и в разных городах, как Кунадано (Кундина), Озено (Удджайн), Козамбо (Каусамби), Загедо (Сакета), Палаботро (Паталипутра) и Зири-Тамбо (Джанджгир-Чампа). Эти города лежали к востоку и югу от Матхуры, до которой Вима уже донес свою победоносную руку. Следовательно, они, должно быть, были захвачены или покорены самим Канишкой I».
  67. ^ Симс-Уильямс, Николас . «Бактрийские документы из Древнего Афганистана» . Архивировано из оригинала 10 июня 2007 года . Проверено 24 мая 2007 г.
  68. ^ Jump up to: а б Резахани 2017б , с. 201.
  69. ^ Пури 1999 , стр. 258 .
  70. ^ Мукерджи, Братиндра Нат (1988). Взлет и падение Кушанского царства . Фирма КЛМ. п. 269. ИСБН  9780836423938 .
  71. ^ Jump up to: а б «Монета Саматата» . Британский музей .
  72. ^ Экспозиция Британского музея, Зал азиатского искусства. [ нужна полная цитата ]
  73. ^ Сенгупта, Нитиш (2011). Земля двух рек: история Бенгалии от Махабхараты до Муджиба . Пингвин Великобритания. п. 39. ИСБН  978-81-8475-530-5 .
  74. ^ Нумизматический дайджест . Нумизматическое общество Бомбея. 2012. с. 29. Что касается золотых монет в Бенгалии, то Саматата, или Юго-Восточная Бенгалия, выпускала золотые монеты... Эта тенденция подражания кушанскому золоту продолжалась и оказала серьезное влияние на структуру валюты этой юго-восточной зоны.
  75. ^ Рэй, NR (1982). Источники по истории Индии: Бихар, Орисса, Бенгалия, Манипур и Трипура . Институт исторических исследований. п. 194. Большое количество кушанских и пури-кушанских монет было обнаружено в разных частях Ориссы. Ученые обозначили монеты Пури Кушан как монеты Ория Кушан. Хотя монеты являются имитацией кушанских монет, они были найдены в большом количестве в разных частях Ориссы.
  76. ^ Груссе 1970 , стр. 45–46.
  77. ^ Хилл 2009 , с. 43.
  78. ^ Jump up to: а б РУСАНОВ, Д.В. (1994). «Укрепление Кампир-Тепе: реконструкция» . Бюллетень Азиатского института . 8 : 155–160. ISSN   0890-4464 . JSTOR   24048772 .
  79. ^ Ртвеладзе, Э (2019). Александрия на берегу Окса — Кампир-Тепе: город-крепость на берегу Окса . Ташкент. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  80. ^ Ли, Джонатан Л. (8 марта 2022 г.). Афганистан: история с 1260 года по настоящее время . Книги реакции. ISBN  978-1-78914-019-4 .
  81. ^ Пури, Байдж Натх (1965). Индия под властью Кушанов . Бхаратия Видья Бхаван.
  82. ^ Брейси, Роберт (2017). «Свидание Канишки с 1960 года» . Индийский исторический обзор . 44 (1): 21–61. дои : 10.1177/0376983617694717 . S2CID   149016806 .
  83. ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 25, 145. ISBN.  0226742210 .
  84. ^ Jump up to: а б с Резахани 2017б , с. 203.
  85. ^ Розенфилд 1967 , с. 57
  86. ^ Маршак, Борис; Грене, Франц (2006). «Кушанская картина на холсте». Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности . 150 (2): 957. doi : 10.3406/crai.2006.87101 .
  87. ^ Лю 2010 , стр. 47.
  88. ^ Jump up to: а б с д и ж Харматта 1999 , стр. 327–328
  89. ^ Бойс, Мэри (2001). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Психология Пресс. п. 83. ИСБН  978-0-415-23902-8 .
  90. ^ Харматта 1999 , стр. 324 .
  91. ^ Джонгевард, Дэвид; Крибб, Джо (2014). Кушанские, кушано-сасанидские и кидаритовые монеты Каталог монет Американского нумизматического общества (PDF) . Нью-Йорк: АМЕРИКАНСКОЕ НУМИЗМАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО. п. Иллюстрация на первой странице. Архивировано из оригинала (PDF) 17 августа 2021 года . Проверено 7 марта 2021 г.
  92. ^ «Монета Куджулы Кадфисеса» . Британский музей .
  93. ^ Дэни, АХ; Азимов, М.С.; Литвинский, Б.А.; Чжан, Гуанда; Самхабади, Р. Шабани; Босворт, CE (1 января 1994 г.). История цивилизаций Центральной Азии: развитие оседлых и кочевых цивилизаций, 700 г. до н.э. до нашей эры . ЮНЕСКО. п. 321. ИСБН  978-92-3-102846-5 .
  94. ^ Кембриджская краткая история Индии . Архив Кубка. п. 77.
  95. ^ Сен, Сайлендра Нат (1999). Древняя индийская история и цивилизация . Нью Эйдж Интернэшнл. п. 199. ИСБН  978-81-224-1198-0 .
  96. ^ Сингх, Упиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. п. 377. ИСБН  978-81-317-1120-0 .
  97. ^ Jump up to: а б с Харматта 1999 , с. 326 . «Также опущен древнеиранский бог войны Орлагно, место и функции которого занимают группа индийских богов войны, Скандо (древнеиндийский Сканда), Комаро (древнеиндийский Кумара), Маасено (древнеиндийский Махасена), Бизаго (древнеиндийский Кумара). Вишакха) и даже Оммо (древнеиндийская Ума), супруга Шивы. Использование их в качестве обратных типов Хувишки I является ярким свидетельством новых тенденций в религиозной политике кушанского царя, возможно, вызванных вербовкой в ​​армию индийских воинов. Кушанская армия во время похода на Паталипутру».
  98. ^ Шиварамамурти 1976 , с. 56-59.
  99. ^ Jump up to: а б Лешнер, Ганс (июль 2012 г.). «Ступа кушанского императора Канишки Великого» (PDF) . Китайско-платонические статьи . 227 :11.
  100. ^ Jump up to: а б Бопеараччи 2007 , стр. 41–53.
  101. ^ Симс-Уильямс, Николас. «Бактрийский язык». Энциклопедия Ираника . Том. 3. Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
  102. ^ Бопеараччи 2003 . Цитирует Х. Хумбаха, 1975, стр. 402-408. К.Танабе, 1997, с.277, М.Картер, 1995, с.152. Дж.Крибб, 1997, стр.40.
  103. ^ Jump up to: а б с Выставка Метрополитен-музея. [ нужна полная цитата ]
  104. ^ "Фрагмент панно с богом Шивой/Оешо" . Метрополитен-музей.
  105. ^ Флит, JF (1908). «Внедрение греческого унциала и скорописи в Индию». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 1908 : 179, примечание 1. JSTOR   25210545 . Чтение имени божества на этой монете весьма неопределенно и спорно (Риом, Риддхи, Ришти, Рисе...).
  106. ^ Шрава, Сатья (1985). Кушанская нумизматика . Пранава Пракашан. п. 29. Имя Риом, прочитанное Гарднером, было прочитано Каннингемом как Райд, который приравнял его к Риддхи, индийской богине удачи. Ф.В. Томас прочитал имя как Рея.
  107. ^ Перкинс, Дж. (2007). Трехглавый Шива на реверсе медной монеты Вимы Кадфисеса. Исследования Южной Азии, 23 (1), 31–37.
  108. ^ Музей Фицуильяма (1992). Эррингтон, Элизабет (ред.). Перекресток Азии: трансформация образа и символа в искусстве древнего Афганистана и Пакистана . Древняя Индия и Иранский трест. п. 87. ИСБН  9780951839911 .
  109. ^ Розенфилд 1967 , с. 451, рис. 105 : «Рис. 105: Пьедестал с изображением Шакьямуни в окружении бодхисаттв и преданных. Шоторак».
  110. ^ Лю 2010 , стр. 42.
  111. ^ Лю 2010 , стр. 58.
  112. ^ Нилис, Джейсон. Ранние буддийские сети передачи и торговли. 2010. с. 141
  113. ^ Саилендра Нат Сен 1999 , стр. 199–200 .
  114. ^ Jump up to: а б Махаджан, В.Д. (2016). Древняя Индия . Издательство С. Чанд. п. 330. ИСБН  978-93-5253-132-5 .
  115. ^ Пандит, Ранджит Ситарам (1935). Река королей (раджатарангини) . п. И168–И173.
  116. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Роуленд, Бенджамин (1971). «Греко-бактрийское искусство и Гандхара: Халчаян и гандхарские бодхисаттвы» Архивы азиатского искусства 25 : 29–3 ISSN   0066-6637 . JSTOR   20111029 .
  117. ^ Бирмингемский художественный музей (2010). Бирмингемский художественный музей: путеводитель по коллекции . [Бирмингем, Алабама]: Художественный музей Бирмингема. п. 51. ИСБН  978-1-904832-77-5 .
  118. ^ Стоунман, Ричард (2019). Греческий опыт Индии: от Александра до индо-греков . Издательство Принстонского университета. стр. 439–440. ISBN  9780691185385 .
  119. ^ Сайлендра Нат Сен 1999 , с. 202 .
  120. ^ Гош, Н. Н. (1935). Ранняя история Каусамби . Аллахабадский юридический журнал Press. п. XXI .
  121. ^ Индийская эпиграфия 8 стр.179
  122. ^ « Сидящий Будда с двумя слугами , 82 год нашей эры» . Художественный музей Кимбелла.
  123. ^ Музей азиатских цивилизаций (Сингапур) (2007 г.). Кришнан, Гаури Паримоо (ред.). Божественное внутри: искусство и живая культура Индии и Южной Азии . Мировой научный паб. п. 113. ИСБН  9789810567057 . Буддийская Триада из Харьяны или Матхуры, 4-й год Каниски (82 г. н.э.). Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт.
  124. ^ Берендт, Курт А. (2007). Искусство Гандхары в Метрополитен-музее . Метрополитен-музей. п. 48, рис. 18. ISBN  9781588392244 .
  125. ^ Jump up to: а б с д Ри, Джухён (2017). Проблемы хронологии в Гандхаране. Позиционирование гандхарских будд в хронологии (PDF) . Оксфорд: Археопресс Археология. стр. 35–51. Значок бесплатного доступа
  126. ^ Jump up to: а б с д и Ильясов, Джангар (2022). Великолепие оазисов Узбекистана . Париж: Издания Лувра. стр. 68–70. ISBN  978-8412527858 .
  127. ^ Jump up to: а б Сен, Судипта (2019). Ганг: многообразие прошлого индийской реки . Издательство Йельского университета. п. 205. ИСБН  9780300119169 .
  128. ^ Ваная, Р. (1983). Индийская чеканка . Национальный музей. Известные под термином «динары» в ранних надписях Гуптов, их золотые монеты были основаны на весовом стандарте кушанов, то есть 8 граммов/120 гран. Во времена Скандагупты он был заменен стандартом в 80 рати или 144 грана.
  129. ^ Мукерджи, Радхакумуд (1997). Империя Гуптов . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 31. ISBN  9788120804401 .
  130. ^ Надписи Гуптов с использованием термина «Динара» для обозначения денег: № 5-9, 62, 64 в Флит, Джон Фейтфулл (1960). Надписи ранних царей Гуптов и их преемников .
  131. ^ Jump up to: а б Мукерджи, Радхакумуд (1997). Империя Гуптов . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 30. ISBN  9788120804401 .
  132. ^ Хайэм, Чарльз (2014). Энциклопедия древних азиатских цивилизаций . Издательство информационной базы. п. 82. ИСБН  9781438109961 .
  133. ^ Пал, Пратападитья (1986). Индийская скульптура. Том I: Около 500 г. до н. э. – 700 г. н. э . Музей искусств округа Лос-Анджелес совместно с издательством Калифорнийского университета. стр. 73 , 78. ISBN.  9780520059917 .
  134. ^ Реден, Ситта (2 декабря 2019 г.). Справочник по древним афро-евразийским экономикам: Том 1: Контексты . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 505. ИСБН  978-3-11-060494-8 .
  135. ^ Jump up to: а б с д и Маклафлин, Рауль (2010). Рим и Дальний Восток: торговые пути в древние земли Аравии, Индии и Китая . А&С Черный. п. 131. ИСБН  9781847252357 .
  136. ^ Хилл 2009 , с. 31.
  137. ^ Эллерброк, Уве (2021). Парфяне: Забытая империя . Рутледж. п. 61. ИСБН  978-1-000-35848-3 .
  138. ^ Jump up to: а б с де Креспиньи, Рэйф. (2007). Биографический словарь от Поздней Хань до Трех Королевств (23–220 гг. Н.э.) . Лейден: Koninklijke Brill. стр. 5-6. ISBN   90-04-15605-4 .
  139. ^ Джо Крибб, 1974, «Китайские свинцовые слитки с варварскими греческими надписями в кладах монет», стр. 76–8 [1]
  140. ^ «Свинцовая монета «Мир мира» (лицевая и оборотная стороны)» www.gansumuseum.com Музей Ганьсу.
  141. ^ Jump up to: а б Сегодня, Ласло. (1997). Конные лучники: начало истории Центральной Азии . Дарем: Даремская академическая пресса. страница 393. ISBN   1-900838-03-6 .
  142. ^ Jump up to: а б с Резахани 2017b , стр. 202–203.
  143. ^ Резахани 2017b , с. 204.
  144. ^ Резахани 2017b , стр. 200–210.
  145. ^ Эрали, Авраам (2011). Первая весна: Золотой век Индии . Книги Пингвинов Индия. п. 38. ISBN  9780670084784 .
  146. ^ Эррингтон, Элизабет; Кертис, Веста Сархош (2007). От Персеполя до Пенджаба: исследование Древнего Ирана, Афганистана и Пакистана . Издательство Британского музея. п. 88. ИСБН  9780714111650 . В Пенджабе очевидна стилистическая прогрессия золотой серии от Кушана до Кидарита: имитационные статеры выпускались сначала на имя Самудрагупты, затем Кирады, «Пероза» и, наконец, Кидары.
  147. ^ Крибб, Джо (январь 2010 г.). «Кидариты, нумизматические свидетельства» . Монеты, искусство и хронология II : 101.
  148. ^ Jump up to: а б с д и Dani, Litvinsky & Zamir Safi 1996 , pp. 165 166
  149. Строки 23-24 надписи Самудрагупты на Аллахабадском столбе : «Самоотдача, предложение (своих) дочерей замуж и просьба об управлении своими районами и провинциями через значок Гаруда, со стороны Девапутры-Шахи-Шаханушахи. и правители шаков и (правители), оккупировавшие все островные страны, такие как Симхала и другие».
  150. ^ Крибб, Джо; Сингх, Каран (зима 2017 г.). «Два любопытных типа монет из кидарита из Кашмира III века» . ДЖОНС . 230 : 3.
  151. ^ Резахани 2017a , с. 85.
  152. ^ Jump up to: а б Гош, Амалананда (1965). Таксила . Архив Кубка. стр. 790–791.
  153. ^ Джонгевард, Дэвид; Крибб, Джо (2014). Кушанские, кушано-сасанидские и кидаритовые монеты Каталог монет Американского нумизматического общества Дэвида Джонгеварда и Джо Крибба с Питером Донованом . п. 4.
  154. ^ Jump up to: а б с Славная история Кушанской империи, Адеш Катария, 2012, стр.69.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 70e3d663cf6d437e881fa671343f585d__1721747820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/5d/70e3d663cf6d437e881fa671343f585d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kushan Empire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)