Орлат бляшки
Орлат бляшки | |
---|---|
![]() Орлат бляшки | |
Материал | Кость |
Размер | 11 см × 13,5 см (4,3 × 5,3 дюйма) |
Созданный | 1–4 века н.э. |
Место | Nomadic tomb, Orlat cemetery, Kurgan |
Текущее местоположение | Институт искусствоведения Академии наук Республики Узбекистан |
Культура | Из |
Орлатские бляшки — серия костных бляшек, обнаруженных в середине 1980-х годов в Узбекистане . Они были найдены при раскопках под руководством Галины Пугаченковой на кладбище Орлат , на берегу реки Саганак (приток Зеравшана ) , непосредственно к северу от Самарканда . [1] [2] Пугаченкова опубликовала свои находки в 1989 году. Левая половина украшена проработанной батальной сценой, а на другой стороне изображена сцена охоты.
Таблички
[ редактировать ]Предполагается, что бляшки представляли собой декоративные пряжки ремней . Они украшены батальными сценами между воинами, вооруженными катафрактами , и одной сценой охоты. Есть еще три бляшки, меньших по размеру, на которых изображены стервятник, сражающиеся двугорбые верблюды и воины. [1] [3] Дата и атрибуция бляшек оспариваются, хотя консенсус склонен предполагать, что они относятся к I веку нашей эры.
Мемориальная доска со сценой боя изображает столкновение воинов в доспехах. Пешие солдаты сражаются, а перед ними всадник, размахивающий мечом, сталкивающийся с другим всадником, опирающимся на свое копье. Справа у воина отобрали коня. Его копье сломано, и он готовится с мечом сразиться со своим противником, всадником, бросающимся на него с копьем. [3] [1] [4] По словам Маркуса Моде, композиция изначально была крупнее и была скопирована из другого источника. [1]
Одна из гипотез состоит в том, что на мемориальной доске изображена битва между оседлыми согдийцами и кочевыми захватчиками. В нем согдийский герой, предводитель своей группы, отражает нападения групп кочевников. Для согдийцев набеги кочевников представляли реальную угрозу. По словам Моде, это нечто большее, чем просто запись битвы. Мемориальная доска является «очень ранним проявлением повествовательной образности, характеризующей согдийское искусство, которая находит свое высшее выражение в живописных циклах Пенджикента VII и начала VIII веков ». [1] Таким образом, целью согдийского искусства была передача повествования. В свои картины и резьбу «согдийские художники включали только самое необходимое. Линии, цветовые блоки и несколько элементов пейзажа, определяющие сцену, создают легко читаемую двухмерность, которая помогает продвигать развитие изображенной сказки. " Как отмечает Моде, истоки этого стиля можно увидеть в двух мемориальных досках Орлата. [3] [1]
Юрий Худяков обнаружил многочисленные сходства между бляшками и другими хунну - сарматскими находками из Монголии и Алтая , в частности с группой бляшек, найденных на горе Тепсей возле реки Енисей , обычно относимых к таштыкской культуре . [1]
Пугаченкова полагает, что мемориальные доски были изготовлены жителями Канджу , которые, как полагают, были близкими родственниками кушанов и тохаров . Канджу, вероятно, были скифами, в отличие от кушанов, как видно из Халчаяна . [5] В целом солдаты будут либо согдийцами , либо саками . [6] гораздо менее вероятно юэжи или парфяне .
- Полный рисунок одной из бляшек Орлата.
- Орлатская бляшка-всадник.
- Орлатский лучник (фрагмент бляшки).
- Орлат-топорник (фрагмент бляшки).
- Встреча с бляшкой Орлата.
- Встреча с бляшкой Орлата.
- Охотник за бляшками Орлата.
Параллели
[ редактировать ]Экипировка воинов на орлатских бляшках сравнима с экипировкой индо-скифов , представленной на монетах индо-скифского царя Азеса II . [9] Фигуры охотников на реверсе также сопоставимы с изображениями охотников на бляшке из слоновой кости из Тахти-Сангина . [10] Эти конструкции в целом согласуются с идентификацией саков или сакско- канджуских племен Центральной Азии, которые регулярно конфликтовали с юэчжи . [10]
- Орлатский воин и богатырь на монете I. Азеса
- Охотники в бляшке из слоновой кости из Тахти Сангина , по оформлению сравнимой со сценами охоты орлатских бляшек. [12]
- Модель сакского катафрактового доспеха с шейным щитком из Халчаяна . 1 век до нашей эры. Музей искусств Узбекистана , дом 40. [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Лернер, Джудит А. «Бляшки Орлата» . Фрир, Саклер – Смитсоновский институт . Архивировано из оригинала 11 сентября 2021 года . Проверено 11 сентября 2021 г.
- ^ Томас А. Грин; Джозеф Р. Свинт (2010). Джозеф Р. Свинт, Томас А. Грин (ред.). Боевые искусства мира. Энциклопедия истории и инноваций · Том 2 . АВС-КЛИО . п. 59. ИСБН 978-1-78671-699-6 .
- ^ Jump up to: а б с Бельмар, Джули; Лернер, Джудит А. «Согдийцы дома - искусство и материальная культура» . Фрир, Саклер – Смитсоновский институт . Архивировано из оригинала 11 сентября 2021 года . Проверено 11 сентября 2021 г.
- ^ Баумер, Кристоф (2018). История Средней Азии.: В 4-х томах . Издательство Блумсбери . п. 96. ИСБН 978-1-83860-868-2 .
- ^ Крибб, Джо; Херрманн, Джорджина; Академия, Британская (26 июля 2007 г.). После Александра: Центральная Азия до ислама . ОУП/Британская академия. стр. 62–63. ISBN 978-0-19-726384-6 .
«В гравированных костяных пластинках, найденных в Орлате в районе Коктепе и датированных Джангаром Ильясовым (2003) первым-вторым веками нашей эры, представлены портреты кангжуских воинов и охотников», кангжусы были «западными «скифскими» соседями» Юэчжи/кушаны.
- ^ Беттс, Элисон; Вициани, Марика; Цзя, Питер Вейминг; Кастро, Анджело Андреа Ди (19 декабря 2019 г.). Культуры Древнего Синьцзяна, Западного Китая: перекресток Шелкового пути . ООО «Археопресс Паблишинг» с. 104. ИСБН 978-1-78969-407-9 .
- ^ «Орлатские бляшки согдийцы» . sogdians.si.edu .
- ^ Грене, Франц (2012). ««Кочевой элемент в Кушанской империи (I-III вв. н.э.)» . Журнал центральноевразийских исследований . 3:14 .
- ^ Беттс, Элисон; Вициани, Марика; Цзя, Питер Вейминг; Кастро, Анджело Андреа Ди (19 декабря 2019 г.). Культуры Древнего Синьцзяна, Западного Китая: перекресток Шелкового пути . ООО «Археопресс Паблишинг» с. 104. ИСБН 978-1-78969-407-9 .
- ^ Jump up to: а б Беттс, Элисон; Вициани, Марика; Цзя, Питер Вейминг; Кастро, Анджело Андреа Ди (19 декабря 2019 г.). Культуры Древнего Синьцзяна, Западного Китая: перекресток Шелкового пути . ООО «Археопресс Паблишинг» с. 105. ИСБН 978-1-78969-407-9 .
- ^ Беттс, Элисон; Вициани, Марика; Цзя, Питер Вейминг; Кастро, Анджело Андреа Ди (19 декабря 2019 г.). Культуры Древнего Синьцзяна, Западного Китая: перекресток Шелкового пути . ООО «Археопресс Паблишинг» с. 104. ИСБН 978-1-78969-407-9 .
- ^ Беттс, Элисон; Вициани, Марика; Цзя, Питер Вейминг; Кастро, Анджело Андреа Ди (19 декабря 2019 г.). Культуры Древнего Синьцзяна, Западного Китая: перекресток Шелкового пути . ООО «Археопресс Паблишинг» с. 105. ИСБН 978-1-78969-407-9 .
- ^ Франц, Грене (2022). Великолепие оазисов Узбекистана . Париж: Издания Лувра. п. 56. ИСБН 978-84-125278-5-8 .
Источники
[ редактировать ]- Les Saces , Ярослав Лебединский, Париж: Errance, c2006. ISBN 2-87772-337-2
- Худяков Ю.С. Образ воина в таштыкском изобразительном искусстве // Семантика древних образов. Novosibirsk, 1990. Page 112.
- (на русском языке) Подробное описание находок Орлата .
- Мемориальная доска Орлатской битвы и корни согдийского искусства , Маркус Моде, в М. Компаретти, П. Раффетта и Г. Скарсия (ред.) Эран уд Анеран: исследования, представленные Борису Ильичу Маршаку по случаю его 70-летия , Венеция: Libreria Editrice Cafoscarina.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Орлатские боевые мемориальные доски
- «Орлатские бляшки согдийцы» . sogdians.si.edu .