В согдийских данах
В согдийских данах | |
---|---|
Китайский : белые изображения согдийских богов , французский : Deux divinités féminines. | |
![]() | |
Художник | Неизвестный |
Год | 10 век |
Тип | Тушь светлых тонов на бумаге |
Размеры | 30,5 см × 37,8 см (12,0 × 14,9 дюйма) |
Расположение | Национальная библиотека Франции , Париж |
в согдийском Денае , [ 1 ] также известный как согдийские божества [ 2 ] ( французский : Deux divinités féminines ; китайский : 粟特神祇白畫 X века, ) — это линейный рисунок обнаруженный французским востоковедом Полем Пеллио в пещерах Могао . это связано с зороастрийским культом согдийского Вероятно , народа. Историк Чжан Гуанда , член Академии Синика Тайваньской , признал это «бумажное изображение» одним из «кусков бумаги, изображающих маздейских божеств для празднования сайсиан ». [ примечание 1 ] [ 4 ] Это произведение является частью китайской коллекции Пеллио Национальной библиотеки Франции .
Описание
[ редактировать ]На этом эскизе, написанном на бумаге черными чернилами светлых тонов, изображены две дамы, сидящие друг против друга, их головы окружены нимбами . Оба изображены с различными атрибутами: дама слева, сидящая на прямоугольном троне, поддерживаемом рядом лепестков лотоса, держит лиственную чашу и поднос с сидящей на нем собакой. Тот, что справа, сидит на собаке или волке и имеет четыре руки: две верхние поддерживают солнечный и лунный диски, а две нижние держат скорпиона и змею. Они носят характерную прическу, увенчанную головным убором в форме капли или персика, вероятно, сделанным из металла. [ 2 ]
Анализ
[ редактировать ]
Рисунок был опубликован в книге Джао Цзун-И « Линейный рисунок Дуньхуана» в 1978 году, но привлек интерес исследователей только после того, как был показан на выставке Серинде в 1995 году. [ 2 ]
Головной убор персиковой формы напоминает прическу уйгурской принцессы. По крайней мере, платье женщины слева, похоже, не соответствует китайской моде того времени, и оба представляют собой выражение иностранных верований. [ 5 ] По словам Лиллы Рассел-Смит, картина, скорее всего, была «заказана буддийским уйгурским дарителем, который все еще находился под сильным влиянием манихейской мысли» или, возможно, «манихейским уйгуром, который уже находился под глубоким влиянием буддийских идей возрождения». [ 6 ]
По мнению Цзян Боциня ( 姜伯勤 ) — профессора Университета Сунь Ятсена — это образец зороастрийского искусства, а четырёхрукое божество — согдийская богиня, которой поклоняются в их зороастрийском культе, имя которой — Нана , или Наная. [ 7 ] богиня произошла из Месопотамии . [ 8 ] Франц Грене — французский специалист по Согдиане и зороастризму — и историк Чжан Гуанда утверждают, что женщина слева представляет Даэну , добро согласно зороастрийскому видению; другой представляет Даэва , плохое. [ 1 ] Цзян Боцинь согласен с Гренет и Чжаном в том, что божество слева — это Даэна, но он определил, что божество справа — это богиня Нана. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]- Сяньшенлоу
- Все в Ирасанге
- Трасса Гуйи
- Зороастризм в Китае
- Христианская живопись Могао
- Несторианский столп Лояна
- Древнее искусство Центральной Азии
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сайсянь 賽 или сай-сянь (по-китайски: 祆 ) — культовая практика, [ 3 ] 9-10 веков зороастрийский праздник, отмечавшийся согдийцами в Дуньхуане . Сяньцзяо или Сянь-цзяо ( 祆敎 ) — китайский термин, обозначающий «зороастризм».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уильямс, Алан; Стюарт, Сара; Хинтце, Альмут , ред. (2016). Зороастрийское пламя: изучение религии, истории и традиций . Лондон: IBTauris. ISBN 9780857728869 .
- ^ Jump up to: а б с Рассел-Смит, Лилла Бикфалви (2003). «Жены и покровители: уйгурское политическое и художественное влияние в Дуньхуане десятого века» . Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae . 56 (2/4): 411 . Проверено 22 ноября 2018 г.
- ^ Жун, Синьцзян (2013). Восемнадцать лекций о Дуньхуане Перевод Галамбоса, Имре Лейден: Издательство Brill. п. 73. ИСБН 9789004252332 .
- ^ Дрег, Жан-Пьер (2007). Турфанские исследования . Дуньхуанские и (на французском языке) Женева: Librairie Droz. п. 64. ИСБН 978-2-600-01132-7 .
Чжан Гуанда видит в расходовании «изображительной бумаги» в связи с маздоевским культом листы «бумаги для рисования мазздейских божеств, предназначенных для сайсянь ».
- ^ «Рейтинг: Китайский Пеллио 4518 (24) – Два женских божества» . archivesetmanuscrits.bnf.fr (на французском языке) . Проверено 22 ноября 2018 г.
Оно напоминает прическу уйгурской принцессы.
- ^ Лилла Рассел-Смит, «Согдийские божества двадцать лет спустя: пересмотр небольшой картины из Дуньхуана», в Юкиё Касаи и Хенрике Х. Соренсене, ред., « Буддизм в Центральной Азии II: практики и ритуалы, визуальные и Передача материалов (Brill, 2022), 153–204.
- ^ Ву, Ю (2004). «Рецензия на книгу Цзян Боциня «История зороастрийского искусства в Китае» (PDF) . schina.ust.hk (на традиционном китайском языке) . Проверено 22 ноября 2018 г.
- ^ Горшенина Светлана ; Рапен, Клод (2001). «Глава 5: От кучан до ислама - Согдийская живопись». От Кабула до Самарканда: Археологи Средней Азии . Коллекция « Découvertes Gallimard / Archéologie» (№ 411) (на французском языке). Париж: Editions Gallimard. п. 107. ИСБН 978-2-070-76166-1 .
Таким образом, в живописи мы встречаем версии Панчатантры , истории богини Наны из Месопотамии.
- ^ Ван, Сюсун (2013). «Тридцать лет исследований истории Дуньхуана и китайско-международных отношений» . xjass.cn (на традиционном китайском языке). Архивировано из оригинала 25 июля 2018 года . Проверено 22 ноября 2018 года .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Китайский Пеллио 4518 (24): Два женских божества в архивах и рукописях BnF (на французском языке)