Миран (Синьцзян)
![]() Ступа и Миран | |
Расположение | ![]() |
---|---|
Область | Синьцзян |
Координаты | 39 ° 14'03 "N 88 ° 56'22" E / 39,23417 ° N 88,93944 ° E |
Миран ( упрощенный китайский : 米兰 ; традиционный китайский : 米蘭 ) или Миран — бывший город, существовавший до 1-го тысячелетия , на южном краю пустыни Такла-Макан в Синьцзяне , Китай . Расположенный в оазисе , где пустыня Лоп-Нур встречается с горами Алтун-Шань , Миран когда-то был важным пунктом на Шелковом пути .
Под именем Юни Миран какое-то время был столицей древнего королевства Крерайна , также известного как Лоулан. Таким образом, Юни/Миран был частью более широкой тохарской культуры . В начале I тысячелетия это также был процветающий центр буддизма со множеством монастырей и ступ. [1] Тибетская империя получила контроль над этой территорией в 8-9 веках. [1] когда форт Миран был построен .
В результате опустынивания Миран позже был заброшен. [ когда? ] и с тех пор остается практически безлюдным, изолированным от других населенных пунктов и труднодоступным из-за отсутствия дорог с твердым покрытием . [ нужна ссылка ]
Имена
[ редактировать ]Лайонел Джайлз записал для Мирана следующие имена (с его Уэйда-Джайлса, формами китайских имен преобразованными в пиньинь ):
- « Юни , старая столица Лоулань [бывшая Хань]
- «Старый Восточный город»; «Маленький Шаньшань» [Позже Хань]
- Цитунь Чэн; Тун Чэн [Тан];
- Миран [современное название]. [2]
В период тибетской оккупации (середина VIII-середина IX веков) эта местность была известна как Ноп Чунгу (или Ноб Чу Нгу ). [3] [ диапазон страниц слишком широк ]
История
[ редактировать ]В древние времена Миран был оживленным торговым центром на южной части Шелкового пути , после того как этот маршрут разделился на два (северный и южный), поскольку караваны торговцев стремились уйти от путешествия по суровым пустошам пустыни. (называемое китайцами «морем смерти») и Таримской котловиной . Маршруты проходили вокруг его северного или южного края.
В I тысячелетии нашей эры в этот район текла река из близлежащего горного хребта, и в Миране была сложная ирригационная система. В результате высыхания реки [ когда? ] регион подвергся опустыниванию, и Миран постепенно был заброшен.
Археологические раскопки (проводившиеся с начала 20 в.) выявили обширный буддийский монастырский комплекс, существовавший со 2 по 5 вв. Поклонники буддизма ходили вокруг крытых круглых ступ, центральная колонна которых содержала реликвии Будды . [4]
Миран был одним из небольших городов в Крёрайне (также известном как Лоулан ), который находился под контролем китайской династии Хань в 3 веке. [1] Согласно китайским записям, после IV века он начал приходить в упадок как торговый центр.
В середине VIII века Миран стал городом-крепостью из-за своего расположения в устье перевала на одном из путей в Тибет. Именно здесь переправились тибетские войска, когда китайская армия отступила для борьбы с повстанцами в центральном Китае . Тибетцы оставались там, используя старую ирригационную систему, пока примерно в середине девятого века Тибетская империя не потеряла свои территории в Центральной Азии. [5]
Археология
[ редактировать ]
Руины Мирана состоят из большого прямоугольного форта, монастыря («Вихара» в рассказах Штейна), нескольких ступ и множества построек из высушенного на солнце кирпича , расположенных относительно близко к древнему караванному пути в Дуньхуан , идущему с запада на восток. Многие артефакты, найденные в Миране, демонстрируют обширные и сложные торговые связи этих древних городов с такими далекими местами, как Средиземное море . Археологические данные из Мирана показывают влияние буддизма на художественное творчество уже в первом веке до нашей эры. [6] [ нужна страница ] Ранние буддийские скульптуры и фрески, раскопанные на этом месте, демонстрируют сериндийский стиль , сходный с традициями западной части Центральной Азии и искусством Гандхары на северо-западе Индийского субконтинента ; [7] другие художественные аспекты найденных там картин позволяют предположить, что Миран имел прямую связь с Римом и его провинциями . [8] [ устаревший источник ]
Считается, что этот романский стиль является работой буддийского художника, известного как «Тит» ( 𐨟𐨁𐨟 , Тита ), который подписал свою картину в Миране своим именем индийскими иероглифами Харошти и который, возможно, был римским художником, путешествовавшим на восток по Шелковый путь в поисках работы. [9] [10] [11] На месте Мирана было обнаружено несколько артефактов, в том числе луки и стрелы. [12]
Экспедиции и посетители сайта
[ редактировать ]- 1876: Первым, кто упомянул это древнее место, был Николай Пржевальский . После своей второй экспедиции в этот регион он написал об очень большом разрушенном городе у озера Лопнор , который, судя по его географическому положению на его карте, должен был быть Мираном. [13]
- 1905: Эллсворт Хантингтон , американский геолог, первым исследовавший Миран, во время короткого визита идентифицировал форт, монастырь и две ступы и признал буддийский характер этого места. [5]
- 1906-1907: Аурел Штайн посетил и раскопал форт Миран и прилегающие территории во время своей второй экспедиции в Среднюю Азию, проведя тщательные раскопки форта и обнаружив 44 комнаты (номера участков MIi - MIxliv). Он раскопал и другие памятники в этом районе, в основном к северу и западу от форта (номера памятников M.II – MX), включая несколько храмов, содержащих хорошо сохранившиеся буддийские фрески и лепные изображения. [14]
- 1902 и 1910 годы: граф Отани Кодзуи отправил миссии из Киото в некоторые места Такламакана, в том числе в Миран, чтобы вернуть буддийские тексты, настенные росписи и скульптуры. [15]
- 1914: Аурел Штайн вернулся в Миран в свою третью экспедицию, раскапывая в этом районе другие памятники (номера участков M.XI – M.XV), которые представляли собой руины ступ и башен. Среди предметов, найденных в них, были лепные изображения и деревянные резные предметы. [16]
- 1957-8: Профессор Хуан Вэньби возглавил группу из Института археологии CASS , проведя шесть дней в Миране, и в 1983 году был опубликован отчет с описанием форта и двух ступ/храмов, а также ряда находок.
- 1959: Команда Синьцзянского музея провела десять дней в Миране, осматривая форт, храм и жилые помещения. Отчет об их значительных открытиях был опубликован в 1960 году.
- 1965: Рао Рейфу, инженер, исследовал остатки мощной ирригационной системы в районе Мирана и опубликовал свои выводы в 1982 году.
- 1973: Другая группа из Синьцзянского музея посетила это место и исследовала форт, храмы и ирригационную систему. Раскопки и артефакты, найденные на этих местах, обсуждались в отчете об экспедиции Му Шуньина в 1983 году.
- 1978-80: Самое обширное исследование этого места на данный момент провели Хуан Сяоцзин и Чжан Пин из Синьцзянского музея. В их отчете за 1985 год упоминаются форт, 8 ступ, 3 храма, 2 маяка, жилища, гробницы, печь и плавильный участок.
- 1988: Археологическая группа XJASS посетила это место и опубликовала отчет, содержащий мало новой информации.
- 1989: Профессор Ван Бинхуа посетил несколько храмов.
- 1989: Криста Паула посетила Миран и опубликовала описание с фотографиями. [17]
- 1996: Питер Юнг посетил Миран, записав свои переживания словами и фотографиями. [18]
Транспорт
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Уитфилд 2004 , с. 188.
- ^ Джайлз 1932 , с. 845.
- ^ Томас 1951 , стр. 119–166.
- ^ Хансен 2012 , стр. 53–54.
- ^ Перейти обратно: а б Уитфилд 2004 , с. 189.
- ^ ван Оорт 1986 .
- ^ Нилис н.д. , цитирует Rhie 1999 , стр. 385 и 429.
- ^ «Десять веков искусства на Шелковом пути» . Проверено 25 августа 2007 г.
- ^ Груссе 1970 , с. 49.
- ^ Фольц 1999 , с. 48.
- ^ Санторо 2006 , с. 31.
- ^ Холл и Фаррелл 2008 .
- ^ Пржевальский, Николай Михайлович (1879). От Кульджи через Тянь-Шань до Лоб-нора. Лондон: Сэмпсон Лоу.
- ^ Штейн, Марк Аурел (1921). Серинди. Оксфорд: Кларендон.
- ^ Сугияма, Дзиро (1971). Центральноазиатские объекты, доставленные миссией Отани. Токийский национальный музей.
- ^ Штейн, Марк Аурель (1928). Самая внутренняя Азия . Кларендон Пресс.
- ^ Пол, Криста (1994). Дорога в Миран: Путешествие в запретную зону Синьцзяна. Лондон: ХарперКоллинз.
- ^ Юнг, Питер (1997). Базары Китайского Туркестана: жизнь и торговля на Старом Шелковом пути. Гонконг: Издательство Оксфордского университета.
Ссылки
[ редактировать ]- Фольц, Ричард К. (1999). Религии Шелкового пути: сухопутная торговля и культурный обмен от древности до пятнадцатого века . Бейзингсток, Хэмпшир и Лондон: Макмиллан. ISBN 978-0-333-77527-1 .
- Джайлз, Лайонел (1932). «Китайский географический текст девятого века». Бюллетень Школы восточных исследований Лондонского университета . 6 (4): 825–846. дои : 10.1017/S0041977X00123067 . ISSN 1356-1898 . JSTOR 606896 . S2CID 129458952 .
- Груссе, Рене (1970). Степная империя: История Центральной Азии . Перевод Уолфорда, Наоми. Нью-Брансуик, Нью-Джерси и Лондон: Издательство Университета Рутгерса. ISBN 9780813513041 . Первоначально опубликовано как Империя шагов: Аттила, Чингисхан, Тамерлан (на французском языке). Пэрис: Пайот. 1939. OCLC 496037284 .
- Холл, Эндрю; Фаррелл, Джек (2008). «Луки и стрелы из Мирана, Китай» . Журнал Общества лучников-антикваров . 51 : 89–98. ISSN 0560-6152 . Архивировано из оригинала 11 июля 2021 г.
- Хансен, Валери (2012). Шелковый путь: новая история . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195159318 . OCLC 1035751829 .
- Нилис, Джейсон (nd). Во, Дэниел (ред.). «Торговые пути Шелкового пути» . Искусство Шелкового пути . Шелковый путь Сиэтл. Архивировано из оригинала 7 сентября 2021 г.
- ван Оорт, HA (1986). Иконография китайского буддизма в традиционном Китае . Том. II. Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 9789004078239 . OCLC 216716227 .
- Ри, Мэрилин Мартин (1999). Раннее буддийское искусство Китая и Средней Азии . Том. 1. Лейден и Бостон: Брилл. дои : 10.1163/9789047430759 . ISBN 9789004112018 . OCLC 40193480 .
- Санторо, Архангела (2006). «Миран: Вишвантара джатака о визуальном повествовании на Шелковом пути». Rivista degli studi orientali . 79 (1/4): 31–45. ISSN 0392-4866 . JSTOR 43927043 .
- Томас, FW , изд. (1951). Тибетские литературные тексты и документы о китайском Туркестане . Том. II. Лондон: Королевское азиатское общество. OCLC 13155471 .
- Уитфилд, Сьюзен , изд. (2004). «Миран: Война и Вера». Шелковый путь: торговля, путешествия, война и вера . С Урсулой Симс-Уильямс. Чикаго, Иллинойс: Сериндия. стр. 187–226. ISBN 9781932476132 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- По древним шелковым путям: искусство Центральной Азии из государственных музеев Западного Берлина , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), содержащий материалы Мирана.
- Некоторые аспекты живописи Джатаки в искусстве Индии и Китая (Центральной Азии)
- Форт Миран - Информация о названии на сайте Digital Silk Road