Трасса Гуйи
Трасса Гуйи Королевство Золотых Гор Западной Хань Дуньхуанское королевство Западной Хань Армия Гуйи / Королевство Цзиньшань династии Западная Хань / Королевство Дуньхуан династии Западная Хань | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
851–1036 | |||||||||||||
Статус | Цепь/королевство/данник династии Тан | ||||||||||||
Капитал | Ганьчжоу ( Чжанъе ) Шачжоу ( Дуньхуан ) | ||||||||||||
Общие языки | Китайский , Древнетибетский , Согдийский | ||||||||||||
Правительство | Монархия, Военные | ||||||||||||
История | |||||||||||||
• Учредил | 851 | ||||||||||||
• Упразднено | 1036 | ||||||||||||
| |||||||||||||
Сегодня часть | Китай |
Круг Гуйи , также известный как Армия Гуйи ( китайский : 歸義軍 ; пиньинь : Гуйи Цзюнь ; Уэйд-Джайлз : Куй 1 -я 4 Чун 1 ; горит. «Армия возвращения к праведности», 848–1036 гг. н.э.), Королевство Золотых гор Западной Хань ( 西漢金山國 ; Сихан Цзиньшань го ; Си-хан Чин-шань го , 909–911), Дуньхуанское королевство Западной Хань ( 西漢敦煌國 ; Сихан Дуньхуан го ; Си-хан Тун-хуан го , 911–914), — китайское региональное военное командование, а затем автономный династический режим, номинально подчинявшийся династии Тан , Пяти династиям и династии Северная Сун . Район Гуйи контролировался семьей Чжан со второй половины 9-го века по 10-й век, а затем семьей Цао до 11-го века. Штаб-квартира трассы Гуйи находилась в Шачжоу (沙州; современный Дуньхуан ).
Фон
[ редактировать ]Коридор Хэси был важной частью Шелкового пути , соединявшего Центральную Азию с Северо-Западным Китаем. После восстания Лушаня коридор Хэси был оккупирован Тибетской империей . [1] Примерно в 770-х или 780-х годах Шачжоу, иначе известный как Дуньхуан, был оккупирован тибетцами . [2]
Что касается своей политической и социальной системы, тибетцы внесли много изменений в Дуньхуан в соответствии со своей собственной практикой. Как и во многих других завоеванных местах, в Дуньхуан послали ртсе-рже (Ч. Цзиэра) для управления местной администрацией. Поскольку учреждения Тан в Дуньхуане полностью развалились, все жители были реорганизованы в несколько стонг-сдес (буквально означающее «тысяча семей», что по-китайски равно було , как видно из рукописей Дуньхуана) в соответствии с их профессиями или другими стандартами. Пока не очень ясно, в какой степени прежние социальные отношения и структура были изменены, но, по всей видимости, великие семьи Дуньхуана сохраняли влияние в местных делах в период оккупации. Многие члены кланов Чжан, Инь, Суо, Ян и других были назначены тибетским правительством на важные должности. [3]
— Ян Цзидун
Семья Чжан
[ редактировать ]Примерно через 60 лет тибетского правления Тибет вступил в эпоху фрагментации , и к 851 году его раздирала гражданская война. Тибетцы в регионе Дуньхуан стали частью группы, известной в китайских исторических источниках как вамо.
В 848 году Чжан Ичао житель Шачжоу возглавил восстание и захватил Шачжоу и Гуачжоу у тибетцев. [4]
Есть некоторые признаки того, что в то время семью Чжан Ичао держали вдали от политической сферы Дуньхуана. Сохранившийся текст знаменитой каменной таблички, посвященной заслугам Чжан Хуайшэня (племянника Чжан Ичао), ясно показывает, что имущество и земля семьи были конфискованы новым правительством вскоре после капитуляции Дуньхуана тибетцам. В другой рукописи, P 3556, мы находим, что отец Чжан Ичао, Чжан Цяньи, стал сяояо чжике («свободный человек», слово, обычно используемое в традиционном Китае для обозначения интеллектуала, который отказался служить правительству и жил в уединении). ] и был лишен политической власти в тибетский период. [5]
— Ян Цзидун
К 850 году Чжан захватил Ганьчжоу , Сучжоу и Ичжоу . [6] Чжан претендовал на титул исполняющего обязанности префекта Шачжоу и подал прошение императору Тан Сюаньцзуну , предлагая свою лояльность и подчинение.
В 851 году Чжан захватил Сичжоу ( Гаочан ). Посланники из Шачжоу достигли двора Тан, и император в ответ назвал территорию Чжана округом Гуйи и назначил Чжан Ичао Гуйи Цзедуши (歸義節度使, губернатор округа Гуйи), а Цао Ицзинь - своим генеральным секретарем. [6]
В 856 году Чжан напал на тибетцев и разгромил их. [7]
Бандиты [тибетская коалиция] не ожидали, что китайские войска прибудут так внезапно, и были совершенно не готовы. Наши армии выстроились в «черную тучную формацию», быстро нанося удары со всех четырех сторон. Варвары-разбойники были в панике. Как звезды, они раскололись на север и юг. Китайские армии, получив преимущество, преследовали их, плотно прижимаясь к их спинам. Через пятнадцать миль они их догнали. Это место, где их убитые трупы были разбросаны повсюду по равнине. [7]
- Текст трансформации Чжан Ичао
К 861 году округ Гуйи распространил свою власть на Гуачжоу, Ганьчжоу, Сучжоу, Ичжоу, Ланьчжоу , Шаньчжоу , Хэчжоу , Миньчжоу , Лянчжоу и Куочжоу . [8]
В 866 году Чжан Ичао разгромил тибетского полководца БЛон Хром БрЖе ( тиб .: བློན་ཁྲོམ་བཞེར་ 論恐熱 Лунь Конгре) и захватили Лунтай ( Урумчи ) и Тинчжоу . Однако впоследствии они были немедленно захвачены Королевством Кочо . Сичжоу также был захвачен уйгурами. Блон Хром брЖе был комиссаром по нападению в регионе. После . смерти Лангдармы в 842 году он постоянно воевал с другим комиссаром, Шан Биби [6] Он был схвачен подчиненным Шан Биби Туоба Хуайгуаном в 866 году и отправлен ко двору Тан. [9]
В то же время в 850 г. обострилось соперничество между двумя тибетскими генералами, Конгре и Биби, в районе Хэси. Их войска несколько раз сталкивались в восьмом и девятом месяцах, и Биби понес тяжелые потери. Сторонник Тан Чжан Ичао воспользовался этой возможностью, чтобы оказать большее военное давление на Конгре в 851 году. Последователи Конгре начали его предавать. Отчаявшись укрепить свои позиции среди своих подавленных последователей, он сказал им: «Я буду платить дань Тану и одолжить 500 000 китайских солдат, чтобы наказать тех, кто посмеет ослушаться меня. Затем я сделаю Вэйчжоу столицей моего государства и попрошу Тана даровать мне титул Заньпу». Конгре прибыл в Чанъань на пятом месяце и потребовал титул военного комиссара. Однако император Сюаньцзун не собирался принимать его в качестве внешнего подданного. Он предоставил Конгре аудиенцию, но отклонил его просьбу. Конгре вернулся в Вэйчжоу, чтобы собрать свои силы. Однако многие из его бывших сторонников теперь отказались следовать за ним. Имея всего триста товарищей, Конгре двинулся дальше на северо-запад, в Куочжоу, и перестал представлять угрозу для Китая. [9]
— Ван Чжэньпин
В 867 году Чжан Ичао отправился ко двору Тан после того, как умер его брат Итань, находившийся в Чанъане в качестве заложника. Его племянник Чжан Хуайшэнь сменил его на посту Гуйи Цзедуши. [10]
В 869 году королевство Кочо атаковало округ Гуйи, но было отбито. [11]
В 870 году королевство Кочо атаковало округ Гуйи, но было отбито. [11]
В 872 году Чжан Ичао умер при дворе. [10]
В 876 году королевство Кочо захватило Ичжоу. [10]
В 867 году Чжан Ичао распространил свое влияние на Лунъю и Сичжоу, когда его брат Чжан Итань張議潭, отправленный ко двору Тан в качестве заложника, умер в Чанъане. Выполняя постановление суда, Чжан Ичао лично прибыл в суд. Он так и не вернулся, но в конце концов умер в Чанъане в 872 году. В его отсутствие его племянник Чжан Хуайшэнь (張淮深) взял на себя управление Гуйицзюнем, однако танский суд официально не назначил его военным комиссаром. Таким образом, хотя Чжан Хуайшэнь не получил поддержки со стороны Тан, уйгуры в рамках своей экспансии на запад глубоко вторглись на территории Ганьчжоу и Сучжоу и даже напали на Гуачжоу. Несмотря на то, что Чжан Хуайшэнь успешно отразил их разрозненные атаки, в 876 году уйгуры Сичжоу захватили Ичжоу, и в результате Гуйицзюнь потерял один из своих важных гарнизонов. [10]
— Ронг Синьцзян
В 880 году Кочо напал на Шачжоу, но был отбит. [12]
Примерно в 881 и 882 годах Ганьчжоу и Лянчжоу вышли из-под контроля округа Гуйи. Уйгурское королевство Ганьчжоу утвердилось в Ганьчжоу к 894 году. [11] тибетское государство Силянфу . В Лянчжоу к 906 году возникло [13]
В другом мемориале, подаренном императору Тан Ицзуну, Чжан Ичао умолял суд не покидать Лянчжоу. Похоже, что вамо и тибетцы изо всех сил пытались вернуть Лянчжоу в конце 860-х годов, и их атаки, похоже, были очень сильными, так что Чанъань планировал уйти из Лянчжоу. Судя по всему, слабый Тан не мог оказать Армии возвращения к праведности никакой практической помощи. [14]
— Ян Цзидун
В 890 году Чжан Хуайшэнь был убит, и его преемником стал его двоюродный брат Чжан Хуайдин. [15]
В 892 году Чжан Хуэйдин умер и оставил своего сына на попечение Суо Сюня (索勳), зятя Чжан Ичао. Суо Сюнь объявил себя Гуйи Цзедуши. [15]
В 894 году Суо Сюнь был убит местным аристократом по имени Ли Минчжэнь и дочерью Чжан Ичао. Впоследствии сыновья Ли разделили контроль над округом Гуйи. [15]
В 896 году сыновья Ли Минчжэня были изгнаны, и цзедуши стал Чжан Чэнфэн, внук Чжан Ичао. [15]
В 904 году Чжан Чэнфэн напал на Кочо и захватил Ичжоу ( Хами ) и Сичжоу ( Гаочан ). [16]
В 910 году Чжан Чэнфэн получил известие о кончине династии Тан и объявил себя императором Байи. Трасса Гуйи была переименована в Королевство Цзиньшань. [17]
Королевство Цзиньшань
[ редактировать ]Правители Гуйи в Дуньхуане на короткое время после окончательного краха династии Тан на короткое время называли себя «императорами». [18]
В 910 году Чжан Чэнфэн основал королевство, известное как Сихань Цзиньшань (西漢金山國 Xīhàn Jīnshānguó ), «Королевство Золотой Горы Западной Хань», и дал себе титул « Сын Неба ». [19] [20] За этим последовало вторжение уйгуров Ганьчжоу.
В 911 году уйгуры Ганьчжоу снова атаковали, и Королевство Цзиньшань было вынуждено стать меньшим партнером в союзе с уйгурами Ганьчжоу. Великий канцлер (大宰相) и старейшины государства Цзиньшань заключили договор с уйгурами Ганьчжоу, признавая их превосходство. Отношения между ними были определены как
"...Хан - отец, а Сын Неба - сын..." (...Хан - отец, а Сын Неба - сын...) [19]
В 914 году Цао Ицзинь узурпировал трон и упразднил королевство, вернув название Армии Гуйи.
Во время правления семьи Чжан Гуйицзюнь практически контролировал весь регион Хэси, но к концу 10 века ему удалось сохранить только префектуры Гуачжоу и Шачжоу. Во время правления семьи Цао, начавшегося в 914 году, Гуйицзюнь поддерживал дружественные отношения с уйгурами Сичжоу на западе и королевством Хотан. С Хотаном они даже заключили брачный союз, так как хотанский король Ли Шэнтянь李聖天 женился на дочери Цао Ицзиня, а Цао Яньлу женился также на третьей дочери царя Хотана. Таким образом, между двумя государствами были очень тесные контакты. Можно даже сказать, что в глазах жителей Хотана Гуйцзюнь из Хэси стал олицетворением собственно Китая. В конце X века, в результате священной войны, развязанной исламским Караханидским ханством против хотанских буддистов, Хотан все больше полагался на своих восточных соседей для сопротивления враждебному вторжению. [21]
— Ронг Синьцзян
Семья Цао
[ редактировать ]В 914 году Цао Ицзинь (曹議金) узурпировал трон и восстановил название округа Гуйи. [22]
В 914 году Цао Ицзин 曹議金 (также называемый Цао Жэньгуй 曹仁貴) занял трон у Чжан Чэнфэна, упразднил государство Цзиньшань и титул короля, снова назвав себя военным комиссаром Гуйиюнь. Цао Ицзин улучшил отношения с соседними народами, отправил послов в Ганьчжоу и женился на дочери уйгурского кагана, укрепив тем самым положительные отношения с уйгурами. В 918 году Цао Ицзин при поддержке уйгурского кагана, пуе 僕射 Лянчжоу и сяньгун 相公 Линчжоу отправил послов в Поздний Лян и получил от суда звание военного комиссара Гуйицюня. Цао Ицзин построил большую пещеру (Пещера 98) в Могао в честь признания его центральной династией. Он укрепил свой тыл, отправив послов к уйгурам Ичжоу и Сичжоу, а в 925 году воспользовался сменой каганов среди уйгуров Ганьчжоу и возглавил военную кампанию против них, разгромив их после тяжелых боев. Недавно созданный хаган взял в жены дочь Цао Ицзиня и, таким образом, стал зятем военного комиссара. [17]
— Ронг Синьцзян
В 916 году Цао Ицзин женился на уйгурской принцессе из Ганьчжоу и отправил делегации в Поздний Лян . [23]
В 924 году уйгурский каган Ганьчжоу умер, и его преемники Ренмей и Дийин объявили войну друг другу, и Дийин вышел победителем. [22]
В 925 году Цао Ицзин разбил уйгуров Ганьчжоу. [22]
В 926 году Дийин умер, и ханом ганьчжоуских уйгуров стал Адуоюй (阿咄欲). Адуоюй женился на дочери Цао Ицзиня. [22]
Королевство Гуйи
[ редактировать ]В 931 году Цао Ицзин объявил себя Лордом (Рэйко) и Великим королем, возвращающим Запад (Великий король Тао Си). [17] [24] Правители Цао продолжали использовать имена эпохи китайского правления и поддерживали теплые отношения с сердцем Китая и его социально-политической системой. [25]
В 934 году Цао Ицзин выдал свою дочь замуж за царя Хотана .
Семья Цао из Дуньхуана и королевская семья Хотана имели тесные связи. Хотанский король Виса Самбхава, правивший Хотаном с 912 по 966 год, также использовал китайское имя Ли Шэнтянь. Незадолго до 936 года он женился на дочери Цао Ицзиня. Королевская семья Хотана имела резиденцию в Дуньхуане, где часто останавливалась жена Виса Самбхавы и где жил наследник хотанского престола. Резиденция наследного принца функционировала как представительство хотанцев, и вполне возможно, что документы на хотанском языке, найденные в пещере 17, были архивом, подаренным резиденцией наследного принца Монастырю Трех Царств. [26]
— Валери Хансен
В 935 году Цао Ицзин умер, и ему наследовал его сын Цао Юаньдэ. [27]
В 939 году Цао Юаньдэ умер, и ему наследовал его брат Юаньшэнь. [27]
В 944 году Цао Юаньшэнь умер, и его наследником стал его брат Юаньчжун (曹元忠). Правление Цао Юаньчжуна характеризовалось прогрессом в сельском хозяйстве, транспорте и книгопечатании. [28] Отношения с уйгурами Ганьчжоу в этот период оставались относительно стабильными. [29]
В 950 году в Шачжоу появилось первое изображение огненных копий .
В 974 году Цао Юаньчжун умер, и его наследником стал его племянник Цао Янгун (曹延恭). [30]
В 976 году Цао Янгун умер, и его наследником стал его брат Янлу (曹延祿). Янлу женился на хотанской принцессе. [31]
Во время правления семьи Цао в Гуйиюнь в эпоху Пяти династий и в ранние периоды Сун пещеры Юлинь также часто посещались членами семьи Цао, о чем свидетельствуют многие сохранившиеся изображения доноров. Например, в пещере 16 «госпожа Ли из Лунси 隴西, принцесса северных уйгуров Шэнтянь 聖天公主» — уйгурская жена Цао Ицзинь 曹議金. Фигурки доноров и надписи военных комиссаров Гуйиюнь Цао Юаньдэ (曹元德), Цао Юаньчжуна или Цао Яньлу также можно найти в пещерах Юйлинь. [32]
— Ронг Синьцзян
В 1002 году племянник Цао Янлу Цао Цзуншоу восстал в Шачжоу, и его брат Цао Янжуй (Цао Янруй) покончил жизнь самоубийством. [33] [34]
В 1014 году Цао Цзуншоу умер, и его наследником стал его сын Цао Сяньшунь (曹賢順). [35]
В 1028 году тангуты разгромили ганьчжоуских уйгуров. [36]
В 1030 году Цао Сяньшунь сдался тангутам. [36]
В 1036 году тангуты , основавшие впоследствии Западную Ся , присоединили к себе королевство Гуйи. [36]
Религия
[ редактировать ]Буддизм был распространен в Дуньхуане (Шачжоу) в период Гуйи, а раньше находился под властью Тибета. При тибетском правлении количество буддийских храмов увеличилось с 6 до 19 и было создано более 40 новых пещер. Конфуцианскую классику преподавали также в буддийских монастырях. [3] Многие члены семьи Чжан Ичао обратились в буддизм. В юности он также изучал буддизм. Рукопись из Дуньхуана содержит подпись, которая гласит: «Написана светским учеником Будды Чжан Ичао». [38] После того, как Чжан Ичао вступил во владение, буддисты Дуньхуана воссоединились с двором Тан, и он представил работу Чэнъэня, монаха из коридора Хэси , двору Тан, чтобы поддержать движение реставрации буддизма императоров Сюаньцзуна и Ицзуна . Тексты, утраченные в Дуньхуане из-за войны, были воспроизведены с использованием танских копий. [39] Несмотря на связь Чжана с буддизмом, из-за нехватки рабочей силы он сделал многие храмовые хозяйства независимыми крестьянами, чтобы удовлетворить требования вербовки. [40]
Когда династия Тан распалась и вступила в период Пяти династий и Десяти королевств , буддизм в Дунхуане тяготел к светскому буддизму и апокрифическим сутрам, а не к традициям, основанным на Священных Писаниях. В начале периода Гуйи буддийский мастер Фахэн и его ученики Фацзин и Фахай читали лекции в Дуньхуане. После 883 года лекции монахов больше не упоминаются в рукописных колофонах, и записываются только мирские религиозные практики, такие как строительство пещер, возведение статуй и обращения к простым людям. [39]
Помимо буддизма, открытия манихейских , несторианских христианских и зороастрийских документов и других артефактов в пещерах Могао, относящихся к эпохе Гуйи, показывают их сосуществование в многорелигиозном мире. [41]
Согдийцы Дуньхуана
[ редактировать ]Во времена Тан и последующих Пяти династий , Ганьсу , главном центре буддийского обучения и династии Сун в Китае жили большие общины согдийцев, особенно в мультикультурном перевалочном пункте Дуньхуан и доме буддийских пещер Могао . [42] Хотя регион время от времени попадал под власть разных государств (Тан, Тибетская империя, а позднее Западная Ся во главе с тангутами ), он сохранял свой многоязычный характер, о чем свидетельствует обилие рукописей (религиозных и светских) на китайском и Тибетский , а также согдийский , хотанский (еще один восточно-иранский язык, родной для региона ), уйгурский и санскрит . [43]
Только к востоку от Армии возвращения к праведности имена примерно десяти этнических групп встречаются как в китайской литературе, так и в дуньхуанских рукописях. Некоторые из них никогда раньше не встречались в предыдущей истории, например вамо, потомки китайских жителей, которые были полностью ассимилированы с тибетцами в течение столетия тибетского правления, и тохарские лунцзя, пришедшие из Агни (Карашахра) и поселившиеся во многих оазисах коридора Ганьсу. [40]
— Ян Цзидун
Из китайских фамилий , перечисленных в дуньхуанской рукописи Pelliot chinois 3319V эпохи Тан (содержащей следующий текст: Ши Динсинь Юцюань Ши Чоузи Ши Динну Фу Яньфу Цюань Баочан Чжан Чоузи Ли Цяньцзы Ли Динсинь), названия Девяти кланов Чжаоу (赵武) Выведены кланы (фамилия Цзю), видные этнические согдийские семьи Китая. [44] Из них наиболее распространенной согдийской фамилией по всему Китаю была Ши (т.е.石), тогда как фамилии Ши (т.е.史), Ань , Ми (т.е.米), Кан , Цао и Хэ часто появляются в дуньхуанских рукописях и регистрах. [45] Чжан Ичао назначил Ань Цзинминя заместителем комиссара Гуйи, Кан Шицзюня - префектом Гуачжоу, а Кан Тунсинь - мировым судьей некоторых городов на востоке. [46] Влияние китаизированных и многоязычных согдийцев в период Гуйицзюнь (歸義軍) (ок. 850–1000 гг. н.э.) в Дуньхуане очевидно в большом количестве рукописей, написанных китайскими иероглифами слева направо, а не вертикально, отражая направление. о том, как согдийский алфавит . читается [47] Согдийцы Дуньхуана также обычно формировали и присоединялись к мирским ассоциациям среди своих местных общин, собираясь в тавернах , принадлежащих согдийцам , на запланированные собрания, упомянутые в их эпистолярных письмах . [48]
С начала тибетского правления Дуньхуаном (786 г.) до периода Гуйицзюнь (848–1036 гг.) Потомки согдийцев все еще действовали в Дуньхуане. Чжэн Бинлинь鄭炳林 опубликовал подряд серию статей о согдийцах в «Гуйиюнь» и о рукописях, написанных согдийцами. Хотя в этих статьях дается подробный анализ согдийцев в Дуньхуане в этот период, все еще сомнительно, действительно ли источники, которые он использовал, относятся к согдийцам. Из-за постоянного присутствия согдийцев в Дуньхуане и существенного влияния согдийской культуры я предположил, что семья Цао, правившая Дуньхуаном в течение части периода Гуйиюнь, могла также быть потомками согдийцев. [49]
— Ронг Синьцзян
Могут ли пещеры
[ редактировать ]- Женщина Дуньхуана в платье Тан
- Дуньхуанская буддийская женщина
- Леди Лянго, буддийский донор
- Буддийский даритель и ее свита, 983 г. ОБЪЯВЛЕНИЕ
- Дуньхуанский буддийский донор
- Хотанские доноры
- Дуньхуанские буддийские женщины
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Дополнение к книге династии Тан Биография Чжан Ичао» Ло Чжэньюя
- ^ «Религиозные факторы, стоящие за мирной оккупацией Тубо города Шачжоу», Чжан Яньцин
- ^ Jump up to: а б Ян 1998 , с. 101.
- ^ Мандалы в процессе становления: визуальная культура эзотерического буддизма в Дуньхуане . БРИЛЛ. 18 декабря 2017 г. ISBN 9789004360402 .
- ^ Ян 1998 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б с Ронг 2013 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Хансен 2015 , стр. 188.
- ^ Ронг 2013 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б Деньги 2013 , с. 189.
- ^ Jump up to: а б с д Ронг 2013 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б с Рассел-Смит 2005 , с. 57.
- ^ Баумер 2012 , с. 314.
- ^ Рявец 2015 , с. 83.
- ^ Ян 1998 , с. 130.
- ^ Jump up to: а б с д Ронг 2013 , с. 43.
- ^ Баумер 2012 , с. 312.
- ^ Jump up to: а б с Ронг 2013 , с. 44.
- ^ Синь Вэнь (2023). Королевский путь: дипломатия и возрождение Шелкового пути . Издательство Принстонского университета. п. 6. ISBN 9780691237831 .
- ^ Jump up to: а б «Исследование по истории армии Гуйи - Исследование по истории Дуньхуана в династиях Тан и Сун» Ронг Синьцзян
- ^ «Дополнение Ло Шуяня к книге династии Тан Биография Чжан Ичао»» Сян Да
- ^ Ронг 2013 , с. 327-8.
- ^ Jump up to: а б с д Рассел-Смит 2005 , с. 63.
- ^ Искусство Дуньхуана: глазами Дуань Вэньцзе . Публикации Абхинава. 1994. ISBN 9788170173137 .
- ^ Лилла Рассел-Смит (2021). Уйгурский покровительство в Дуньхуане: региональные центры искусств на Северном Шелковом пути в десятом и одиннадцатом веках . БРИЛЛ. п. 64. ИСБН 9789047415695 .
- ^ Вэньцзе Дуань (1994). Искусство Дуньхуана: глазами Дуань Вэньцзе . Публикации Абхинава. п. 189. ИСБН 9788170173137 .
- ^ Хансен 2015 , стр. 222.
- ^ Jump up to: а б Рассел-Смит 2005 , с. 64.
- ^ «История печати в Древнем Китае» Ло Шубао
- ^ «Эра Цао Юаньчжун в истории Дуньхуана» Ронг Синьцзян
- ^ Рассел-Смит 2005 , с. 65.
- ^ Рассел-Смит 2005 , с. 23, 65.
- ^ Ронг 2013 , с. 477.
- ^ "Отредактированная рукопись Сун Хуэй Яо" Сюй Сун
- ^ «Продолжение главного редактора Цзыжи Тунцзянь» Ли Тао
- ^ Рассел-Смит 2005 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б с «Сися Цзи» Дай Сичжана
- ^ «Гений Китая», Роберт Темпл
- ^ Ян 1998 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б Ронг 2013 , с. 346-7.
- ^ Jump up to: а б Ян 1998 , с. 124.
- ^ Ронг 2013 , с. 73–5.
- ^ Галамбос, Имре (2015), « Проспекты Ассоциации из Дуньхуана», в Антье Рихтер, История китайской письменности и эпистолярной культуры , Брилл: Лейден, Бостон, стр. 870-71.
- ^ Галамбос, Имре (2015), « Проспекты Ассоциации из Дуньхуана», в Антье Рихтер, История китайской письменности и эпистолярной культуры , Брилл: Лейден, Бостон, стр. 871.
- ^ Галамбос, Имре (2015), « Проспекты Ассоциации из Дуньхуана», в Антье Рихтер, История китайской письменности и эпистолярной культуры , Брилл: Лейден, Бостон, стр. 871-72.
- ^ Галамбос, Имре (2015), « Циркуляры Ассоциации из Дуньхуана», в Антье Рихтер, История китайской письменности и эпистолярной культуры , Брилл: Лейден, Бостон, стр. 872.
- ^ Ян 1998 , с. 121.
- ^ Галамбос, Имре (2015), « Циркуляры Ассоциации из Дуньхуана», в Антье Рихтер, История китайской письменности и эпистолярной культуры , Брилл: Лейден, Бостон, стр. 870, 873.
- ^ Галамбос, Имре (2015), « Проспекты Ассоциации из Дуньхуана», в Антье Рихтер, История китайской письменности и эпистолярной культуры , Брилл: Лейден, Бостон, стр. 872-73.
- ^ Ронг 2013 , с. 331.
Библиография
[ редактировать ]- Азимов, М.С. (1998), История цивилизаций Центральной Азии, Том IV. Эпоха достижений: с 750 г. н.э. до конца пятнадцатого века. Часть первая. Историческая, социальная и экономическая обстановка , Издательство ЮНЕСКО.
- Барфилд, Томас (1989), Опасный рубеж: кочевые империи и Китай , Бэзил Блэквелл
- Баумер, Кристоф (2012), История Центральной Азии: эпоха степных воинов
- Бенсон, Линда (1998), Последние кочевники Китая: история и культура китайских казахов , М. Е. Шарп
- Биран, Михал (2005), Империя Кара-Китая в евразийской истории: между Китаем и исламским миром , Cambridge University Press
- Брегель, Юрий (2003), Исторический атлас Центральной Азии , Брилл
- Босворт, Клиффорд Эдмунд (2000), Эпоха достижений: с 750 г. н.э. до конца пятнадцатого века - Том. 4, Часть II: Достижения (История цивилизаций Центральной Азии) , Издательство ЮНЕСКО
- Бугра, Имин (1983), История Восточного Туркестана , Стамбул: Стамбульские публикации.
- Дромпп, Майкл Роберт (2005), Танский Китай и крах Уйгурской империи: документальная история , Брилл
- Голден, Питер Б. (2011), Центральная Азия в мировой истории , Oxford University Press
- Хансен, Валери (2015), Шелковый путь: новая история , Oxford University Press
- Хейвуд, Джон (1998), Исторический атлас средневекового мира, 600–1492 гг. Нашей эры , Barnes & Noble
- Латуретт, Кеннет Скотт (1964), Китайцы, их история и культура, Тома 1–2 , Macmillan
- Маккеррас, Колин (1990), «Глава 12 - Уйгуры», Синор, Денис (редактор), Кембриджская история ранней Внутренней Азии , Cambridge University Press, стр. 317–342, ISBN 9780521243049
- Миллуорд, Джеймс А. (2007), Евразийский перекресток: история Синьцзяна , издательство Колумбийского университета
- Маккеррас, Колин, Уйгурская империя: согласно династическим историям Тан, Исследование китайско-уйгурских отношений, 744–840. Издательство: Издательство Австралийского национального университета, 1972. 226 страниц. ISBN 0-7081-0457-6
- Жун, Синьцзян (2013), «Восемнадцать лекций о Дуньхуане» , Брилл, doi : 10.1163/9789004252332 , ISBN 9789004250420
- Рассел-Смит, Лилла (2005), Уйгурский патронаж в Дуньхуане
- Рьявец, Карл Э. (2015), Исторический атлас Тибета
- Синор, Денис (1990), Кембриджская история ранней Внутренней Азии , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-24304-9
- Ван, Чжэньпин (2013), Танский Китай в многополярной Азии: история дипломатии и войны , University of Hawaii Press
- Сюн, Виктор (2008), Исторический словарь средневекового Китая , Соединенные Штаты Америки: Scarecrow Press, Inc., ISBN 978-0810860537
- Сюэ, Цзунчжэн (1992), Тюркские народы , China Social Sciences Press
- Ян, Цзидун (1998), Чжан Ичао и Дуньхуан в 9 веке