Южный Тан
Тан Тан | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
937–976 | |||||||||||||
Капитал | Цзиньлин , Гуанлин [2] (кратко Наньчан ) [3] | ||||||||||||
Общие языки | Среднекитайский | ||||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||||
Emperor/King | |||||||||||||
• 937–943 | Li Bian | ||||||||||||
• 943–961 | Li Jing | ||||||||||||
• 961–976 | Li Yu | ||||||||||||
Historical era | Five Dynasties and Ten Kingdoms Period | ||||||||||||
• Overthrow of the Yang Wu dynasty | 937 | ||||||||||||
• Assumption of the name "Tang" | 939 | ||||||||||||
• Conquest of Min | 945 | ||||||||||||
• Conquest of Ma Chu | 951 | ||||||||||||
• Forced to cede Huainan and become a vassal of Later Zhou | 958 | ||||||||||||
• Annexed by the Northern Song dynasty | 976 | ||||||||||||
Currency | |||||||||||||
| |||||||||||||
Today part of | China |
Южный Тан ( китайский : 南唐 ; пиньинь : Нань Тан ) был династическим государством Китая , существовавшим в период Пяти династий и Десяти королевств . Расположенная на юге Китая, Южная Тан провозгласила себя преемницей династии Тан . Столица находилась в Нанкине (современная провинция Цзянсу) . На своем территориальном пике в 951 г. [1] Южный Тан контролировал всю современную Цзянси и части провинций Аньхой , Фуцзянь , Хубэй , Хунань и Цзянсу . [4]
Южный Тан был основан Ли Бяном в 937 году, когда он сверг императора Пу Ян . У Он в основном поддерживал мирные отношения с соседними государствами. Его сын Ли Цзин не следовал этой внешней политике, завоевав династии Мин и Ма Чу в 945 и 951 годах соответственно.
Династия Позднего Чжоу вторглась во владения Южного Тан в 956 году и разгромила их в 958 году. Ли Цзин был вынужден стать вассалом императора Шицзуна Позднего Чжоу , уступить всю территорию к северу от реки Янцзы и отказаться от своего титула императора. В 960 году Южный Тан стал вассалом вновь основанной династии Северная Сун . После того, как император Сун Тайцзу победил Позднего Шу и Южную Хань , он приказал завоевать Южный Тан , которое было завершено в 975 году.
Name
[edit]The names and titles used by Southern Tang rulers changed several times throughout its existence. In the 930s Xu Zhigao ruled as king over a sizeable territory called Qi (齊) that existed within Wu. After deposing the Yang Imperial family in 937 he adopted the title of emperor and announced the creation Great Qi (大齊). The Zizhi Tongjian referred to this state as Tang from its foundation,[5] while the majority of historical sources, including the Old History of the Five Dynasties,[6] New History of the Five Dynasties,[7] and the Spring and Autumn Annals of the Ten Kingdoms,[8] referred to the state as Qi. They begin to use Tang only after Xu Zhigao adopted the name Li Bian in 939.
Unlike the continual unrest and rebellions of the Central Plains, Tang rule across the Yangtze and Southern China had been generally more successful. These halcyon days had become a source of nostalgia for people in the south. This respect paid to the deposed dynasty became a useful political tool for Li Bian.[9] The Later Tang were overthrown in late 936, which opened the way for Li Bian to claim it.[10] In February 939 Li Bian renamed his realm to Great Tang (大唐).[11] Taking on the name of Tang increased his status. Such a move could be easily construed to mean "the potential unification of [Chinese] territories under one ruler."[12]
Li Jing was defeated in 958 by Later Zhou Emperor Chai Rong. The Southern Tang were forced to cede their territories north of the Yangtze and become a vassal of the Later Zhou. Li Jing additionally had to renounce claims to emperorship. The rump state was centered on Jiangnan, which was used by both the Later Zhou and the Song to refer to the Southern Tang. Later Zhou correspondence called Li Jing the "Ruler of the State of Jiangnan" (江南國主).[13][14] He however used the title "Ruler of Tang" (唐國主)[15][16] and "Seal of Tang" (唐國之印) for the government.[17]
Li Yu, the third and final Southern Tang monarch, initially used the title and seal of his father. He attempted to demonstrate obeisance to Emperor Taizu after the Song conquest of Southern Han. Li Yu created a more modest "Seal of Jiangnan" (江南國印) and abandoned "Ruler of Tang" in favor of "Ruler of the State of Jiangnan", which remained used until 976 when he surrendered to the invading Song armies. Taizu gave Li Yu the humiliating title of Marquis of Disobedience (違名侯) when he arrived in Bian.[17]
Historical texts produced during the Song dynasty were named after Jiangnan, with variants of Jiangzuo (江左) and Jiangbiao (江俵) also used.[18] By not using the formal name it claimed, authors denied the Southern Tang "the status of an independent state." Reign titles of rulers were likewise seen as unacceptable and their personal names were used exclusively.[19]
Background
[edit]Yang Xingmi was the Jiedushi of Huainan Circuit during the final years of the Tang dynasty. Throughout a series of conflicts with neighboring officials he expanded his control over most contemporary Jiangsu and Anhui, along with parts of Jiangxi and Hubei. In 902 Emperor Zhaozong recognized Yang Xingmi's conquests and granted him the title of the Prince of Wu (吳王). He ruled for three more years and died in 905. Yang Wo succeeded his father as the Prince of Wu.
In 907 the last Tang Emperor was evicted from power by Zhu Quanzhong, who declared the Later Liang dynasty. Yang Wo did not recognize this regime change as legitimate and continued to use the Tang era name of 'Tianyou'.[11] Without a reigning Tang emperor, however, he was in effect an independent ruler. In 921 Yang Longyan proclaimed his own reign title. His brother Yang Pu continued this trend of asserting ideological independence from the Kaifeng-based regimes by claiming the title of Emperor in 927. This irrevocably ended diplomatic contact with the Later Tang.[11]
During a campaign in 895 an orphaned child was captured, whom Yang Xingmi initially took into his household. However, his oldest son Yang Wo disliked the child, and so Yang decided to give the child to his lieutenant Xu Wen. The child was given the name Xu Zhigao.[20] Using the threat of Wu-Yueh raids as an excuse, Xu Wen turned Chiang-nan into his base of operations.[21] This in time would morph into the Kingdom of Qi.[22]While Xu Wen assumed a position of power over the Yang family,[21] he likely did not depose them due to unfavorable circumstances rather than the lack of will to do so.[23]
In 927 Xu Zhigao inherited Xu Wen's position of power behind the Wu monarchy and laid out the groundwork for his seizure of the throne.[21] He feared that the majority of the bureaucracy still supported the imperial Yang family.[11] The Crown Prince Yang Lian was arranged to marry one of his daughters.
In September 935 Yang Pu and Xu Zhigao settled on the territorial extent of the kingdom of Qi as having 10 of the 25 prefectures then under Wu control. [24] Yang Pu awarded Xu Zhigao the title of King of Qi (齊王) in March of 937. In May he dropped the ranking character 'zhi' from his given name to distinguish from his adopted brothers and was now known as Xu Gao. In October of the same year Yang Pu surrendered the state seal to him, ending Yang rule of Wu
Foundation
[edit]On 11 November 937 Xu Gao formally ascended the throne. Xu Gao took inspiration from Tang governance and established two capitals.[11] Jingling was already his seat of power and became the principal location of the court. The old Wu capital of Guangling meanwhile maintained some significance as the secondary capital.[2] His reign according to Robert Krompart represented the initial rebuilding "of the social, economic, administrative, and religious forces that produce stability in China."[25]
On 12 March 939 Xu Gao took on the name of Li Bian. He additionally authorized a genealogy that claimed descent from the Tang Imperial family. Records vary about whom his supposed Tang progenitor was. Johannes L. Kurz concluded that the more reliable sources state his ancestor was either son or a younger brother of Xuanzong.[26] On 2 May 939 Li Bian performed the traditional sacrifices to Heaven. Jingnan and Wuyue sent ambassadors praising this event.[27]
Li Bian encouraged the bureaucratization of his court, taking power away from military officers. The constant turmoil of the Central Plains created a pool of experienced émigré officials that relocated to the more stable south.[28][29] Li Bian was in particular interested in men versed in Confucian rituals. Ma Ling (馬令) reported that the civilian government maintained by Li Bian "was humane and attracted men from far and near."[30][31] Among these recruits was Han Xizai, who rose in prominence during the reign of Li Jing.
The question of succession arose near the end of Li Bian's reign. He preferred his second son Li Jingda. However, his oldest son Li Jing was eventually picked as his heir. In 943 Li Bian died and Li Jing succeeded his father.[32]
Economy
[edit]The Southern Tang and its neighbors were relatively prosperous compared to regimes successively in control of the Central Plains.[33][34][35] The greater agricultural productivity of the region created favorable conditions. Consistent tax revenues were secured with the growing disposable income of the populace. Interstate trading of specialized crafts like colored silks and salt reclaimed from the Huai River likewise was promoted by the Southern Tang.[36][37][38]
Agricultural practices along the lower Yangtze River had undergone major modifications in the final years of the Tang dynasty. Irrigation and water management systems were more complex than in previous years. Intensive cultivation of rice was conducted in lowlands and adjacent reclaimed areas from waterways. Silk production developed into a regional cottage industry as farmers planted mulberry trees alongside their cereal crop. Meanwhile, in nearby piedmont areas agriculturalists became specialized in growing tea or textile plants like hemp (麻) or ramie (苧).[39] These practices were in efflorescence during the Southern Tang, which created the most developed agricultural economy among the southern states.[37] Rice farmers had better yields and in general had more disposable income than their predecessors. This led to more state revenue by taxes on cereal and cash crops.[39]
Li Bian pursued the economic development of his realm through a number of fiscal policies.[40] Song Qiqiu drafted many initiatives that focused on tax reform that were implemented.[41] According to Sima Guang these were successful, as "the lands of Huai were fully planted, sericulture was widespread, and the [Southern Tang] state grew rich and strong."[42][43] Mulberry trees (桑樹) were planted in large numbers in the Huai and Yangtze River basins.[44] In May 939 farmers that had cultivated 3,000 or more in the past three years were given fifty bolts of silk from Li Bian's treasury. Payment of 20,000 copper cash was awarded to those that reclaimed at least 80 mu (≈1,040 acres) of land. All new fields they cultivated were not taxed for 5 years. These measures have been credited with increasing agricultural production across the realm.[27]
During the reign of Li Jing he authorized several military ventures that according to He Jainming incurred heavy financial burdens that inhibited further economic development of the Southern Tang realm.[41] Tributes were paid to the Later Zhou once they defeated the Southern Tang in 958. After the Song dynasty was established in 960 these payments became exorbitant. Tribute to the Song incurred a downturn of the Southern Tang economy.[45]After forcible incorporation into the Song Empire the former southern kingdoms became the focal point of the Chinese economy. Throughout their brief period of independence they had "laid the groundwork for the great economic surge that followed."[46]
Coinage
[edit]Copper mining in the north was heavily disrupted by the constant warfare of the Five Dynasties and Ten Kingdoms era. In consequence bronze coins became scarce. The situation became dire in northern China. In 955 the Later Zhou Emperor Chai Rong banned the possession of bronze utensils upon pain of death.[47] The Southern Tang and their neighbors minted coinage from clay, iron, or lead. These coins for domestic circulation (despite having minimal value intrinsically) and to prevent the export of precious bronze coinage to neighboring states.[48][49]
Li Bian possibly cast a coin with the inscription Daqi Tongbao (大唐通寶) while the state still had its original name of Qi. During the reign of Li Jing several cash coins were created of different commercial value. Datang Tongbao (大唐通寶) and Tangguo Tongbao (唐國通寶) coins maintained the same inscription, size, and weight but used different fonts of Chinese calligraphy Yongtong Quanhuo (永通泉貨) coins were initially valued at 10 copper coins but counterfeits were widely circulated leading to distrust of them. Copper coins were still preferred by the populace, which caused a rapid depreciation of the newer coins. Kaiyuan Tongbao (開元通寶) coins that were created during the Tang dynasty remained in circulation. Li Yu later minted coins with the same inscription in clerical and seal scripts.[50][51][52][53]
The Southern Tang were the first in Chinese history to issue vault protector coins, which served as numismatic charms.[54] They were hung on red silk and tassels in the spirit hall of the Imperial Treasury for offerings to the gods of the Chinese pantheon, especially the Chinese God of Wealth.[55]
Culture
[edit]Artwork
[edit]The majority of Southern Tang court painters with surviving documentation were natives of Jiangnan. It is likely that the area had a potent artistic tradition before the formation of the Southern Tang. While most subjects were inherited,[57] Southern Tang painters developed relatively new genres such as "landscape, ink bamboo, and flower-and-bird painting."[58] Additionally they developed artwork focused on marine life. Their Tang predecessors apparently did not paint fish.[59] Dong Yuan and his students developed a unique style of landscape painting known as the Southern School, which influence artists in the Song and Yuan dynasties.[60] Sculptures crafted with detailed pictorial reliefs became widespread and surviving examples can be found at the Qixia Temple outside Nanjing.[61]
The Hanlin Academy (翰林院) was founded in 943 and had large amounts of accomplished painters. There were only two other artistic academies in operation during the period.[58] Those employed by the institution held hierarchical titles that denoted rank. The lowest ranked were likely apprentices to established artists. The Emperors of Southern Tang took part in the administration of the Hanlin Academy and oversaw the hiring of new painters.[62] Wu Daozi and Zhou Fang were among the stylistic standards for Southern Tang painters.[63][64] As successful artists took on apprenticeships the styles and genres popular with the Southern Tang court were likely transmitted to many artists outside the Hanlin Academy.[65] In 975 the Song conquered the Southern Tang. Talented painters and poets were subsequently hired and brought to the Song capital.[66][67]
Four Treasures of the Study
[edit]The Four Treasures of the Study of the Southern Tang or Nan Tang Wenfang Sibao (南唐文房四寶) focused on brushes made by the Zhuge family, dragon tail inkstones (龙尾砚), inksticks crafted by Li Tinggui (李廷珪), and Pure Heart Hall paper (澄心堂紙).[68] By the middle of the 11th century the Four Treasures were appreciated by Song literati who amassed private collections of them. While Song literati noted the quality of writing instruments, they did not perceive the Southern Tang regime itself as exceptional.[69]
Brushes produced by the Zhuge family of Xuanzhou were popular among the Southern Tang. Li Congqian (李從謙) of the imperial family in particular greatly cherished the brushes.[70] They later received praise from Song literati like Mei Yaochen and Ouyang Xiu. Zhuge brushes kept a position of prominence until the mid-Northern Song era. The quality of Zhuge brushes began to decline. Song scholars developed a new calligraphic style of writing frame-less characters (無骨字) which required more flexible brushes than those made by the Zhuge family. Competing brush producers from other areas, especially from Huizhou, overtook the Zhuge brushes in popularity.[71]
Dragon tail inkstones were another literary tool produced by the Southern Tang. They were made in the vicinity of Wuyuan.[72] Li Jing established the Inkstone Bureau (硯務) to set annual quotas of their production. Skilled craftsmen that worked for the bureau received monthly salaries. Efforts were overseen by an Inkstone Officer (硯官).[73][74] Dragon tail inkstones were prized possessions and offered as gifts among the Southern Tang literati,[75] a tradition that continued into the Song dynasty.[76] The most valued dragon tail inkstone contained minerals of a golden hue and were called jinxing yan (金星硯).[77]
Emperor Zhenzong had a dragon tail inkstone among his collection, which provoked further interest in them by Song literati.[76] Su Shi considered them second only to Phoenix beak inkstones (鳳咮硯), at point trading a bronze sword for a dragon tail inkstone.[78] In the 13th century Yao Mian (姚勉) wrote a poem about a dragon tail inkstone once opened by Su Shi:
Its shape is round as the moon,
And its tripod feet are like a toad's.
It was the dragon tail inkstone from the dark jade bank.
And was once appreciated by Su Shi in a snowy hall.[79]— Yao Mian (姚勉), Longwei yan ming (龍尾硯銘), Yao Mian ji (姚勉集) vol. 42
During the late Tang dynasty Xi Nai (奚鼐) established himself as a prominent inkstick manufacturer in Hebei. His son Xi Chao (奚超) migrated to Shezhou to escape the continual instability of the period. There the family utilized Huangshan pine trees to produce huimo (徽墨) inksticks. The highest quality were produced by Xi Chao's son, Xi Tinggui, whose skill was recognized by Li Yu. The Southern Tang ruler bestowed his family name (Li) to the Xi family in honor of their craftsmanship. Now called Li Tinggui, his products became known as Li Tinggui mo (李廷珪墨 "Li Tinggui Ink"), while those made by his relatives were called Lishi mo (李氏墨 "Li Family Ink").[80]
Initial Song emperors did not value Lishi mo and used it as a source of paint for restoration projects.[81] It was not until the reign of Emperor Renzong that Lishi mo and Li Tinggui mo in particular were recognized for their quality. Emperors gave them as presents to their scholars. Cai Xiang created a collection of Lishi mo made by four generations of the Li family.[82] Emperor Shenzong rewarded the polymath Su Song with Li Tinggui mo for his scholarly pursuits.[83] Li Tinggui's ink remained the standard to which other inksticks were compared until the reign of Emperor Huizong.[84]
An important paper medium for the Southern Tang was Pure Heart Hall paper. During the Tang dynasty generations of Jiangnan craftsmen developed their skills and artistic talent in creating paper. These trends were used by their successors in the Southern Tang to create Pure Heart Hall paper. This distinctive paper became the official paper for royal proclamations. Only privileged officials were given any for use in creating government documents. Pure Heart Hall paper retained its importance throughout the Southern Tang, it was so prized that it was not sold in marketplaces.[85] After the Song defeated the Southern Tang a multitude of imitation Pure Heart Hall papers appeared as the process for creating genuine articles had become lost.[86]
Song literati began to value Pure Heart Hall paper after a gathering of notable scholars that included Liu Ban (劉攽), Mei Yaochen, Ouyang Xiu, Su Shi, noted its quality in poetic works.[87] Ouyang Xiu later gifted Mei Yaochen two scrolls of Pure Heart Hall paper for calligraphy.[88] Song painters utilized the paper for their artwork. Li Gonglin in particular only used Pure Heart Hall paper for his compositions.[89]
Cuisine
[edit]Among the culinary options available in the Southern Tang was a pastry called yunying chao (雲英麨). It was often given as a gift during celebrations. Yunying chao was made from ground melon and a medley of flower bulbs and corms: lilies (百合), lotus (蓮), arrowhead (慈姑), fox nuts (雞頭), taro (芋), and two kinds of water chestnuts, 荸薺 and 菱. The mixture was steamed, sweetened with honey and then sliced into pieces. The dish continued to be made during the Song Dynasty.[90][91]
Foreign relations
[edit]The foreign policy maintained by Li Bian has been described as maintaining a "martial conservatism."[92] He recruited disaffected officials exiled from the north who found his realm to have bountiful resources. This made some of the newcomers contemplate its ability to expand territorially. The perceived need for Li Bian to prove his legitimacy through military conquest likewise motivated many Southern Tang officials.[93]
Li Bian however felt it was sensible to foster friendly relations with the other southern states.[94][93] He dispatched ambassadors to the neighboring states of Jingnan, Min, Southern Han, and Wuyue on 21 November 937 to announce his assumption of the throne. By spring of the following year all four states had sent their own envoys to congratulate Li Bian on becoming emperor. Thus began interactions between the Southern Tang and their neighboring and often competing states.[12]
In 941 Li Bian held meetings with his officials about the geopolitical position of the Southern Tang. He felt if the Southern Tang were to invade Wuyue, then the Later Jin would surely launch a counter-attack to protect their vassal. While the Min Kingdom was much easier to conquer, it was also likely to be a financial burden and source of disorder. Both states were much more useful as buffers against the North than areas of expansion. If a propitious opportunity arose to strike the "usurpers and thieves" in control of the Central Plains he declared he would act. After their defeat the Imperial Court would relocate to Chang'an and rebuild the dilapidated city. The restored Tang Empire would then encourage the remaining Southern states to recognize their legitimate rule and submit.[95]
Officials pushed for attacking the Later Jin. Li Bian refused to engage in a conflict at that time as he felt it was inopportune:
"As a child I grew up in the army and saw the profound damage soldiers did to the people. I cannot bear to hear words about this again. When I leave other people alone and in peace, then my people will be in peace as well. Why do you ask me to start a war then!"[96]
Unlike his father Li Jing pursued territorial expansion against neighboring states.[97][98] In 945 the Min Kingdom was conquered, although the Wuyue gained control of the prosperous port city Fuzhou. Chu was subjugated in 951 but much of the state was lost in a rebellion against the deeply unpopular Southern Tang administration.
According to Sima Guang these initially successful campaigns against Chu and Min made Li Jing grow an "ambition for the empire."[1][99] Xuan Xu recorded in the Jiangnan Lu that certain officials sent requests to the Imperial Court for the Southern Tang "to secure the four quarters" (經營四方) through military conquest. These typically disastrous schemes were formed by certain officials keen on creating opportunities for their own advancement.[100]
Five Dynasties
[edit]The term "Five Dynasties" was coined by Song dynasty historians and reflects the view that the successive regimes based in Bian possessed the Mandate of Heaven.[101]
Compared to regimes of the Central Plains, the Southern Tang were economically prosperous. This created bottlenecks for any army advancing north as long supply trains were required. The Southern Tang military utilized a combination of infantry and naval forces, while cavalry was seldom employed. However, in the open Central Plains cavalry forces held the advantage. Peter A. Lorge concluded that these circumstances made Southern Tang campaigns into the Central Plains logisitically challenging.[102]
Hino Kaisaburō has detailed the principle routes used for inland economic and diplomatic exchanges between northern and southern Chinese states. These were the Grand Canal, Gan River, and Xiang River.[103] Control of the Grand Canal was divided between several states, therefore it was the least used route in the era.[104][105]
Later Jin
[edit]In 936 Shi Jingtang secured an alliance with the Yelü Deguang to overthrow his brother-in-law Li Congke of the Later Tang with Khitan forces. He ceded the Sixteen Prefectures, promised annual tribute, and accepted a subordinate role to Yelü Deguang. In return the Khitan ruler appointed Shi Jingtang as Emperor of the Later Jin. Throughout his reign Shi Jingtang maintained amicable relations with his overlord, despite criticism from many officials.[106]
In the summer of 938 Song Qiqiu proposed for the assassination of a Khitan dignitary that was visiting the Southern Tang court when they returned north through Later Jin territory. He felt that the murder could provoke a war between the Later Jin and the Khitans. While successful in killing the envoy, the harmonious relations between the Later Jin and Khitan continued.[107][108]
In 940 the Southern Tang supported backed a rebellion in the Later Jin territory Anyuan. Li Bian broke his policy of maintaining peaceable relations with neighboring states in a campaign that ultimately ended in Southern Tang failure. The military commissioner of Anyuan, Li Jinquan, contacted the Southern Tang with an offer to change allegiance from the Later Jin to the Southern Tang realm. Li Bian accepted the offer and sent an army northwards.[107]
Southern Tang forces met up with Li Jinquan as planned. But against Li Bian's commands its commanders ordered the looting Anlu. Afterwards, the Southern Tang army began to return home. Later Jin forces eventually caught up to the sluggish Southern Tang army and decisively defeated them in Mahuang Valley. The disobedience of his commanders upset Li Bian greatly. In a letter to Shi Jingtang, he claimed his generals were uncontrollable, as they were keen on career advancement through combat, and pressed for amicable relations. Thus, ended Southern Tang pretensions to the Central Plains for the time being.[107]
Under the influence of Jing Yanguang, the second Later Jin Emperor Shi Chonggui pursued an antagonistic course with his overlord Yelü Deguang. This incensed the Khitan ruler who launched an invasion and defeated Shi Conggui in 946.[109]
Later Han
[edit]By 947 Liu Zhiyuan had evicted the Khitan forces and established the Later Han dynasty.
Based in modern Yuncheng, Shanxi, the Later Han military governor of Huguo Circuit (護國]), Li Shouzhen, revolted in the summer of 948. He sent envoys to Jinling in the hopes of securing an attack on the Later Han's southern flank.[110] Li Jing was amenable to an intervention and dispatched an army under Li Jinquan from the Huai River. This force reached modern Shandong, encamping across the Yi River from Linyi. One evening Later Han forces appeared and attempted to encircle the Southern Tang base. Li Jinquan was able to lead a retreat to the port of Haizhou with his forces intact. His inaction against the Later Han perturbed Li Jing that Li Lingquan never held another active military posting.[110]
After the ignominious withdrawal Li Jing contacted Liu Chengyou calling for the resumption of trade between the Southern Tang and Later Han. This request was denied and the two states continued to clash in border conflicts throughout 949.[110] In March an army of 10,000 was sent across the border into modern Anhui. Later Han rebel groups operating there were receptive to accepting Southern Tang rule. While stationed there a Southern Tang army captured Mengcheng. The Southern Tang commander hesitated when a Later Han army arrived and called for a retreat back to the Huai River.[110] Later that year another army was sent to seize territory across the Huai River. The campaign focused on Zhengyang, a city of strategic importance due to the ease of crossing the Huai River there. As in previous attempts of expanding north the Southern Tang army suffered a defeat from Later Han forces and retreated to the Huai River.[110]
Later Zhou
[edit]In March 951 the Later Zhou Emperor Guo Wei decreed in an edict to regulate contact with the Southern Tang:
"We have no hostile intentions towards the Tang. Both of us station troops along the Huai River, and both of us protect our border regions. We will not permit our troops and people to enter Tang territory illegally. Merchants can travel to and fro, and there will be no restrictions on trade."[111]
The Southern Tang were initially able to export their tea, salt, and silk without impediment to the Central Plains. Additionally the positive relations allowed the Southern Tang to pursue the conquest of Chu without Later Zhou interference.[111] This period of peaceable interactions quickly deteriorated as Guo Wei enforced his will over northern China.[112]
In 952 a member of the deposed Later Han imperial family, Murong Yanchao, revolted against the Later Zhou. He was able to court military intervention from the Northern Han and the Southern Tang although neither actually provided much assistance.[113] At the time the Southern Tang were experiencing great difficulty in securing their recent conquests in the kingdom of Chu. Their unpopular administration provoked provincial revolts. The Southern Han meanwhile began an invasion to secure Lingnan. These military pressures likely explain why Li Jing only sent 5,000 troops to assist Murong Yanchao.[114] The Southern Tang army reached Xiapi before Later Zhou resistance was met. Pushed south of Xuzhou, the Southern Tang lost a pitched battle and lost over 1,000 troops. Despite this failure, court officials pushed for conquering the Later Zhou. Han Xizai advised strongly against the idea as he felt Guo Wei was in a position of power. Li Jing ultimately concurred and ceased hostilities.[112]
Весной 955 года императору Чай Ронгу посоветовали нанести удар по длинной и проницаемой границе Южного Тан. [115] Одновременно с этим зимой 955 года оборонительные процедуры Южного Тан были сокращены вдоль сезонно мелководной реки Хуай, в результате чего их границу стало легко пересечь. [116] Позже силы Чжоу продвинулись на юг и построили плавучий мост, чтобы пересечь реку Хуай в Чжэнъяне, и начали вторжение в Хуайнань в начале 956 года. [117] Критически важный город Шоучунь был окружен Поздним Чжоу, но сопротивлялся им в течение 14 месяцев. На протяжении всего конфликта некомпетентные офицеры допустили критические ошибки, которые закончились чередой дорогостоящих поражений Южного Тан. К апрелю 958 года Шоучунь пал, и Поздняя Чжоу наступала на столицу Цзиньлин. Южный Тан предложил уступить всю территорию к северу от Янцзы Позднему Чжоу и стать вассалом. [118] Поздний Чжоу получил контроль над Хуайнанем и почти четвертью миллиона семей. [119]
Десять Королевств
[ редактировать ]Руководство Десяти Королевств не считало политически единый Китай при централизованной бюрократии обязательно неизбежным. [120] Их суверенитет был отменен только силой оружия. [121] Концептуально мог быть только один Сын Неба, но региональная автономия все еще была возможна. Некоторые королевства номинально признали сюзерианство Пяти династий. Несколько правителей одновременно претендовали на звание императоров и продолжали вести дипломатические обмены друг с другом, несмотря на это нарушение имперской ортодоксальности. [122] [123]
Мин
[ редактировать ]Ван Яньси послал Чжу Вэньцзина в 938 году представлять суд Мин и похвалил Ли Бяня за его вступление на престол. [12] В январе 940 г. представители Мин возобновили договоренности, ранее заключенные с Южным Таном. [124]
В начале 940-х годов император Минь Ван Яньси столкнулся с раздором со своим мятежным братом Ван Яньчжэном . [125] [124] В 943 году Ван Яньчжэн захватил северо-западные районы Миня и образовал Королевство Инь . [126] К февралю 945 года Ван Яньсинь умер, и Ван Яньчжэн воссоединил Минь. [127] Вскоре после этого Южный Тан вторгся. 2 октября 945 года Цзяньчжоу пал, а Ван Янчжэн был взят в плен. Большая часть территории Мин теперь находилась под властью Южного Тан. [127]
Ли Рэнда контролировал богатый порт Фучжоу . Первоначально он подчинился Ли Цзину, но подвергся нападению после того, как власти Южного Тан сфабриковали приказ о его сдаче. Ли Рэнда обратился за помощью к Цянь Хунцзуо из Уюэ . В течение зимы 946 г. и весны 947 г. силы Уюэ прибывали на военно-морских транспортах, чтобы защитить своего нового вассала. Гарнизон Уюэ и Фучжоу убил более 20 000 солдат Южного Тан. [128] [129] Осада была снята, и война вскоре подошла к концу.
Конфликт повлек за собой большие расходы для Южного Тан и истощил их казну. [130] [131] Южный Тан получил контроль над префектурами Цзяньчжоу и Тинчжоу, а Уюэ - территорию вокруг Фучжоу. [129] прибрежными префектурами Цюаньчжоу и Чжанчжоу над Контроль Лю Цунсяо был признан Южным Таном, назначившим его Цинъюань Цзедуши . Это вассальное государство сохраняло де-факто автономию от Южного Тан до тех пор, пока три десятилетия спустя оно не было насильственно включено в состав династии Сун. [132]
Уюэ
[ редактировать ]У Юэ были антагонистические отношения с Ву, и между претензиями последнего на территорию Мин произошло несколько конфликтов. [133] Правители Уюэ сохраняли статус вассалов северных династий, поскольку это защищало их от агрессии У, а затем и Южного Тан. В случае нападения их северные сюзерии могли нанести удар по территориям Южного Тан вдоль реки Хуай. Это удерживало Южный Тан и Уюэ в состоянии равновесия. [134] [92] [126]
Когда Ли Бянь отправил гонцов, чтобы объявить о своем вступлении на престол; Уюэ были первыми, кто прислал свои поздравления. [133] В январе 941 года эмиссары преподнесли подарки от Уюэ, чтобы отпраздновать день рождения Ли Бяня. [124] В августе 941 года столица Уюэ Ханчжоу была опустошена пожарами. Последовавший за этим хаос сильно огорчил Цянь Юангуаня, который вскоре умер. Офицеры Южного Тан настаивали на вторжении с целью захватить Уюэ. Ли Бянь возражал против этой идеи: «Как я могу воспользоваться бедствием других людей?» [135] Вместо этого армия Ли Бяня разослала продовольствие осаждённому народу Ханчжоу. Таким образом, подходящее время для нанесения удара по главному сопернику Южной Тан было упущено. [135] Диалог между двумя государствами, по-видимому, завершился в 942 г. из-за взаимных разногласий по поводу Мин. [133]
Уюэ запутался в завоевании Минь Южным Таном. Они посылали войска в Фучжоу зимой 946 года и весной 947 года. Объединенные силы гарнизона Фучжоу и армии Уюэ нанесли поражение Южному Тану в битве при Фучжоу. Впоследствии Фучжоу присоединился к владениям Уюэ в качестве вассала. [130] Уюэ участвовали во вторжении Поздней Чжоу в Южный Тан. В 956 г. войска были отправлены на захват Чанчжоу Сюаньчжоу . Чанчжоу был осажден, но армия Уюэ понесла тяжелые потери от сил помощи Южного Тан. [136] Это поражение заставило армию Уюэ, посланную против Сюаньчжоу, отступить, не дойдя до города. Уюэ не пытались снова атаковать Южный Тан до 958 года, когда победа Позднего Чжоу стала очевидной. 20 000 солдат были отправлены для оказания помощи на заключительных этапах кампании. [137]
о военной помощи Ли Юй умолял Цянь Чу . В начале завоевания Сун Южного Тан . Вместо этого правитель Уюэ переслал письмо императору Тайцзу. [137] Цюань Чу присоединился к своему сюзерену в нападении на Южный Тан. Чанчжоу и Жуньчжоу были захвачены. Силы Уюэ присоединились к осаде Цзиньлина Сун. [138]
Ан
[ редактировать ]Чтобы обеспечить свое неопределенное положение, Ма Сиэ стал вассалом Южного Тан в 951 году. [126] Бянь Хао и 10-тысячный танский отряд были отправлены в столицу Чу, Таньчжоу. Ма Сиэ пригласил их в город, но был свергнут в декабре 951 года. [111] Большая часть территории Чу теперь находилась во владении Южного Тан. Чиновники утверждали, что Бянь Хао необходимо заменить из-за его некомпетентности, иначе бывшее царство Чу будет потеряно. Ли Цзин, однако, не обратил на это внимания. [139] Лю Янь собрал коалицию бывших войск Чу и начал атаки на позиции Южного Тан по всей провинции Хунань. Бянь Хао бежал из Танчжоу 1 декабря 952 года. Лю Янь подчинился Позднему Чжоу, чтобы защититься от потенциально реваншистского Южного Тан. [140] Таким образом, попытка Ли Цзина контролировать Хунань закончилась позорным разгромом. [141] [142]
Южный Хань
[ редактировать ]Южная Хань отправила послов в 940 году для подтверждения соглашений, заключенных с Южным Таном. В 941 году Южная Хань предложила разделить царство Чу. Однако Ли Бянь не пожелал участвовать в этом предприятии. [125] [135] В том же году они отправили подарки на день рождения Ли Бяня. [96]
Воспользовавшись вторжением Южной Тан в Чу, зимой 951 года Лю Шэн начал успешное вторжение, чтобы захватить Линнань . Контратака Южного Тан закончилась неудачей, и Южные Хань обеспечили свои территориальные завоевания. [143]
Династия Ляо
[ редактировать ]Кидани были важным партнером Южного Тан. [144] Позитивные отношения использовались для противодействия угрозе, исходящей от режимов Центральных равнин и их вассала Уюэ. [145] Во время правления Ли Бяня диалоги и обмен подарками были частыми. Он отправил послов ко двору киданей в Шанцзин, чтобы объявить о начале своего правления. В переписке Елю Дэгуан и Ли Бянь называли друг друга братьями. Это продемонстрировало благоприятное мнение киданей о южном государстве по сравнению с правящим Поздним Таном. [146]
В 938 году Елю Дэгуан и его брат Елю Лиху отправили Ли Бяню подарки. Позже в том же году группа киданейских посланников посетила страну с впечатляющим стадом из 35 000 овец и 300 лошадей. [147] В обмен на скот кидани получали медикаменты, шелк и чай. [148] Суд Южной Тан профинансировал произведение неназванного художника под названием «Два Цидана, принося дань уважения» в честь этого разбирательства. Картина символизировала важность, которую Ли Бянь придавал отношениям с киданями. [149]
Контакты между двумя государствами были заблокированы режимами Центральных равнин. В результате был разработан морской маршрут. Начиная с Чуньчжоу, корабли Южной Тан плыли на север вдоль береговой линии до полуострова Шаньдун , где корабли пересекли Желтое море и высадились на Ляодунском полуострове . [150] Между 938 и 943 годами кидани отправили в Южный Тан шесть дипломатических миссий. В 940 году кидани подарили Ли меховое одеяние из снежной лисы. И в 941, и в 942 году Южный Тан направил к киданям три дипломатические миссии. [96]
Будучи оскорбленным антагонистом Ши Чунгуем, Елю Дэгуан уничтожил Позднюю Цзинь в 946 году. В начале 947 года он основал династию Ляо как император Тайцзун после входа в Бянь. Вскоре после этого Тайцзун предложил Ли Цзину стать «правителем Центральных равнин». [151] Это предложение было отклонено, возможно, из-за того, что Южный Тан считал себя культурно выше киданей. Получение Центральных равнин, а не завоевание их, оставило бы легитимность Южного Тан далеко не несомненной. [152]
Тем не менее, Ли Цзин похвалил Тайцзуна из Ляо за свержение Позднего Цзинь и обратился к нему с просьбой разрешить Южному Тану отремонтировать полуразрушенные императорские гробницы Тан в Чанъане . Запрос был отклонен, что сильно разозлило Ли Цзина, который затем приказал провести собрание для разработки вторжения на Центральные равнины. [153] Хань Сизай посоветовал императору Южного Тан захватить Бяня в это время:
«Если Ваше Величество хочет возродить предприятие ваших предков, то сейчас подходящее время. Как только правитель рабов вернется на север, а на Центральных равнинах появится другой правитель, осуществить это будет не так легко. " [154]
Несмотря на предложения киданей основать императорскую династию, они отнеслись к завоеванию как к «очень крупномасштабному набегу». Вскоре в марте 947 года Тайцзун отправился на родину киданей и умер в пути. [155] [156] Тем временем Южный Тан был втянут в завоевательную войну против Мин. Это лишило их возможности эффективно преследовать северное вторжение. Кампания завершилась успешно в конце 947 года. Однако к этому моменту Лю Чжиюань уже захватил Бянь у киданей и основал династию Поздняя Хань. Южный Тан упустил возможность выступить против севера. [157]
Усилия Южного Тан по обеспечению союза с Ляо против северных династий продолжали проваливаться. В 948 году власти Ляо и Южного Тан сформулировали совместное нападение на Позднюю Хань. [158] Однако Ляо задержался более чем на год. После того, как они действительно напали на Позднюю Хань, кидани совершили набег только на Хэбэй . [159] [156]
Когда Музонг занял трон Ляо, обеспечить помощь Южному Тану стало труднее. Он был гораздо менее заинтересован в участии в китайских делах, чем его предшественники. [113] [146] В 955 году Поздний Чжоу начал кампанию по подчинению Южного Тан. Ли Цзин потребовал военного вмешательства Музонга. Его зять был отправлен в Танчжоу в качестве посланника к Южному Тану в 959 году. Хозяева Южного Тан угостили Ляо роскошным пиром. Среди присутствующих были шпионы, верные Позднему Чжоу. Шурин Музонга был обезглавлен шпионами Поздней Чжоу. [160] Суд Ляо не знал, что убийство совершил Поздний Чжоу. Музонг в ярости разорвал все контакты с Ли Цзин, положив конец отношениям Ляо и Южного Тан. [3] [161] [146]
Корё
[ редактировать ]В 936 году Тэджо объединил Корейский полуостров под властью Корё . Новообразованное государство граничило с киданями. Поздние Цзинь правили как вассалы киданей, что делало их нежелательными для корейцев. [162] Стратегическое положение Корё, вероятно, было оценено Южным Таном как средство угрозы киданям. Летом 938 года Тэджо отправил дань уважения в Южный Тан. Ли Бяню были преподнесены разнообразные товары местного производства. Другая миссия с Корейского полуострова прибыла в Цзиньлин в 938 году. Группа, вероятно, состояла из частных торговцев из недавно завоеванной Силлы . [163] Более поздняя миссия из Корё принесла еще больше товаров в качестве дани в 940 году. [162]
Отклонить
[ редактировать ]К концу правления Ли Цзина Южный Тан был на пути к безвестности. Он предпринял ряд зарубежных авантюр, которыми руководили некомпетентные военные офицеры, которые обычно заканчивались дорогостоящей катастрофой. [164] С 955 по 988 год Поздний Чжоу успешно вел кампанию против Южного Тан. Ли Цзин был вынужден уступить все префектуры к северу от реки Янцзы и стать притоком Поздней Чжоу. Королевство стало территориально урезанным и потеряло экономическую и политическую значимость, которой оно обладало, когда Ли Цзин вступил на трон 15 лет назад.
В феврале 960 года Чжао Куангинь сверг Го Цзунсюня и основал династию Сун в качестве императора Тайцзу. Ли Цзин быстро отправил послов, чтобы подтвердить свою лояльность и вассальную зависимость от Тайцзу. [164] [161] Тайцзу преследовал экспансионистскую программу по объединению Китая под своим правлением. Цзяннань не был тактическим приоритетом по сравнению с другими государствами, и его оставили в покое в обмен на значительную дань. В августе 961 года Ли Цзин умер, и власть взял на себя его сын Ли Юй . [164]
Ли Юй сохранил полунезависимый статус, но заплатил за это высокую цену в виде постоянной дани в виде золота, серебра и шелка. Цзяннань был значительно меньше территориальной вершины Южного Тан, достигнутой в 950-х годах. Из-за этого было сложно выполнить большие квоты, требуемые Сун. [165] В 964 году Сун издала указ о новых экономических правилах, которые сделали ситуацию еще более ужасной. Северным купцам был запрещен въезд в Цзяннань. В Цзяннани были введены новые налоги на товары, которые можно было платить только золотом или серебром. [166]
Поздние Шу были в 965 году разгромлены Тайдзу .В 971 году Южная Хань также была завоевана Сун . Теперь Тайцзу переключил свое внимание на Цзяннань. [167] [168] [169] На протяжении 973 и 974 годов Ли Юя неоднократно вызывали в суд Сун. Он симулировал болезнь и утверждал, что не сможет приехать. Устав от этих оправданий, Тайцзу собрал силы вторжения под командованием Цао Биня , чтобы уничтожить Цзяннань.
Кампания началась в ноябре 974 года и протекала благоприятно для Сун. Реку Янцзы удалось преодолеть с помощью плавучего моста, построенного напротив Цайшицзи. Войска Сун пересекли водный путь и захватили плацдарм. За пределами Цайшицзи 20-тысячная армия Цзяннани потерпела поражение от Цао Биня. [170] Войска Сун продолжали наступать и в марте 975 года достигли окраин Цзиньлина. Ли Юй не предпринял никаких оборонительных приготовлений. И он, и его придворные чиновники по глупости считали, что существующих укреплений достаточно, чтобы сдержать Сун. Начиная с апреля столица находилась в осаде Цао Биня. [171]
В январе 976 года Ли Юй сдался возле своего дворца. Он и его оставшиеся придворные преклонили колени у ног Цао Биня. Свергнутый правитель прибыл в Биан в феврале. Императорский портрет Ли Бяня, созданный Чжоу Вэньцзюем, был подарен Тайцзу. Эта мера означала полное подчинение Цзяннани Сун. [65] Цзяннань был формально аннексирован и распущен Сун. На вновь включенных территориях было зарегистрировано 650 565 семей. Лу Цзян, исполняющий обязанности военного губернатора округа Чжаову, продолжал сопротивляться армии Сун после захвата префектуры Ше, прежде чем его убедили сдаться; Цзяннаньский генерал Ху Цзэ, находившийся в префектуре Цзян, отказался сдаться Сун и продолжал сопротивляться до своего поражения в мае. В 978 году Ли Юй умер, вероятно, от настоящей болезни, а не от отравления по приказу Тайцзу, как утверждают некоторые источники. [172]
Историография
[ редактировать ]Историки песни склонялись к тому, чтобы представлять Пяти династий как линейную передачу мандата небес последующей династии. Сун находились в конце этого процесса, получив мандат от Позднего Чжоу. Эта логика, которая не учитывала Южный Тан или другие государства, имела решающее значение для претензий Сун на легитимность. [173] Другие государства того периода считались не обладающими мандатом и, следовательно, совершенно нелегитимными. [174] [175] [176] [177] Гистографы Сун также игнорировали Южный Тан и его потенциал «как южной альтернативы строительству империи». [178]
« Цзиу Удай Ши» был выпущен в 974 году и является самым ранним произведением, посвященным Южному Тану. Он был составлен, чтобы оправдать политические претензии Сун. [177] Ли Юй все еще правил как вассал Тайцзу и поэтому был исключен из работы. Южный Тан был объявлен государством «узурпации и воровства» или цзяньцэ 僭竊 . Правителей обычно называли словом 偽, чтобы обозначить их как мошенников. [174] [176] Несмотря на эти идеологические атаки, в работе точно зафиксированы политические события между династиями Центральной равнины и Южным Тан. [179]
Цзяннань лу江南錄 был написан по приказу императора Тайцзуна , преемника и младшего брата Тайцзу. Он проявлял большой интерес к Южному Тану, последний правитель которого Ли Юй был свергнут с престола в начале 976 года. Правительственные документы Южного Тан остались необработанными, когда Тайцзун взошел на трон Сун позже в том же году. [180] Ли Юй был посмертно пожалован Тайцзуном титул принца У (吳王) в 978 году. [181] Этот же титул когда-то носил Ли Кэ, предполагаемый предок дома Южного Тан. Тайцзун, вероятно, считал возможным претендовать на то, чтобы быть законным преемником Тан через передачу от Ли Юя и Южного Тан. [182]
Цзяннань Лу был составлен Тан Юэ (湯悅) и Сюй Сюанем, видными членами бывшего правительства Южного Тан, для достижения цели соединения Тайцзуна с Южным Тан. [176] Вероятно, он не достиг большего, чем незначительного тиража. [183] К 980-м годам Тайцзун уже более твердо находился у власти, и текст приобрел для него значение как источник, позволяющий ему претендовать на легитимность. [180] Цзяннань Лу утерян, за исключением нескольких отрывков, существующих в основном враждебных источниках. Сюй Сюань подвергался критике со стороны различных ученых той эпохи за неправильное изображение событий, произошедших в Южном Тан. Автор «Дяоцзи литань» обвинил Сюй Сюаня в том, что он обвиняет других чиновников в своей губительной политике. [184] «Цзянбяо Чжи» Чжэн Вэньбао и « Цзянань Биелу» Чэня Пэнняня - оба в пристрастной манере исправляют эти предполагаемые ошибки. [185] Более поздние историки, такие как Ван Аньши и Оуян Сю, также критиковали Цзяннань Лу. [186] Враждебность к Сюй Сюаню со стороны других историков Сун, вероятно, возникла из-за сочетания его социального положения и предшествующей службы Южному Тану. [187]
Дяоцзи литан 釣磯立談 был составлен частным жителем Южного Тан после его завоевания Сун. В работе автор защищает наследие Южного Тан. Междуцарствие Тан-Сун было задумано как период, когда конкурирующие государства потенциально имели ограниченный мандат небес. Они называли Южный Тан «периферийным государством-гегемоном» 偏霸 . Было рассказано о геополитическом положении Южной Тан и ее планах по объединению Китая. Используя эту терминологию и логику, автор оспаривает негативный статус, придаваемый Южному Тану историками Сун. [188]
« Цыжи Тунцзянь» — авторитетный исторический текст, опубликованный в 1084 году и остающийся важным источником для китайской историографии. Сыма Гуан курировал и редактировал сборник, охватывающий 1300 лет истории Китая. Лидеров южных штатов, претендовавших на титул императора, вместо этого называли «правителями» ( 主 ). [189] Последние главы «Цыжи Тунцзянь» посвящены Южному Тану. Они предоставляют значительный объем информации о государстве. [190] Сыма Гуан считал, что завоевание севера находится за пределами возможностей Южного Тан. [191] [128] Современные ученые отмечают, что личные пристрастия Сыма Гуана временами лишали текст чувства объективности. Идеологические позиции Цзыжи Тунцзянь сильно повлияли на последующую историографию Сун. [192] и до сих пор занимают видное место в современной науке. [193]
Удай-шиджи во многом следовали Цзычжи Тунцзянь в своем подходе к Южному Тану. Однако современные ученые считают эту работу менее точной. [190] В работе Оуян определил гистографическую концепцию Десяти королевств (十國). [194] Он также написал трактат о политической легитимности, определив, что основным фактором является контроль над единым китайским государством. Он объяснил, как определить легитимность режима, не прибегая к личным или культурным предубеждениям. [195] Он постулировал, что были периоды междуцарствия, когда никакая власть не была обязательно легитимной. [196]
В 1355 году Ян Вэйчжэнь написал эссе, критикующее недавно опубликованную «Сун ши». В нем он поставил под сомнение преобладающее мнение о том, что Южный Тан не является законным политическим образованием. Он записал заявления Тайцзу и Хубилая, которые якобы продемонстрировали важность контроля над Южным Китаем для достижения политической легитимности. Ни одна из цитат не встречается ни в каких других исторических источниках, что делает их подлинность сомнительной. [173]
«Пять демонов»
[ редактировать ]Политический опыт Сун повлиял на изображение Южного Тан в их исторических произведениях. Во время правления императора Чжэньчжуна группа финансовых и политических реформистов высмеивалась как «Пять демонов» противостоящими группами интересов. [197] Это обозначение позже использовалось историками Сун для описания чиновников сяорэнь 小人 , которые создали фракцию для незаконного получения власти в правительстве Южного Тан. Членство в этой якобы группе несколько различается в разных источниках. Однако он почти всегда был связан с Сун Цицю в том или ином качестве. Существование этой предполагаемой фракции подверглось критике со стороны Йоханнеса Курца как результат личных предубеждений историков Сун и их преднамеренной перестановки исторических материалов. [198]
«Дяоцзи литан» был первой работой, в которой использовался этот термин. Заявленными членами этой группы были Сун Цицю , Чэнь Цзюэ , Фэн Яньцзи , Фэн Яньлу и Чжа Вэньхуэй 查文徽. Хотя некоторые из включенных в него мужчин действительно действовали ради самовозвышения, нет очевидных оснований считать их действующими как сплоченное целое. [199] Ма Лин подробно описал восемь человек, действующих как фракция: Сун Цицю, Чэнь Цзюэ, Ли Чжэнгу, Ли Чжэнгу, Фэн Яньлу, Фэн Яньси, Вэй Цэнь, Вэй Цэнь и Чжа Вэньхуэй. [198] [200] Цзяннань Еши описал Сун Цицю как честного чиновника, который в конечном итоге стал коррумпированным. Примечательно, что он не зарегистрирован как связанный с какой-либо предполагаемой политической фракцией или что он ее основал. [201] В Удау Шиджи Вэй Цен заменяет Сун Цицю в качестве члена Пяти Демонов, хотя последний, как сообщается, контролировал группу через Чэнь Цзюэ. [202] [7] Об этой предполагаемой договоренности также сообщалось в Zizhi Tongjian. [203] [204]
Правители
[ редактировать ]Имена храмов | Личные имена | Период правления | Периоды и даты правления |
---|---|---|---|
Лиезу ( Liezu Liè Zǔ ) | lƐbiànLǐ Biàn | 937–943 | Шэнъюань ( 昇元 Шэн Юань ) 937–943 |
Юаньцзун (元宗 Юань Цзун ) | Ли Цзин Лун Чжун | 943–961 | Баода ( 宝大 Bǎo Dà ) 943–958 гг. Цзяотай ( 交泰 Цзяо Тай ) 958 Чжунсин ( zhōngxìngZhōng Xing ) 958 |
Хоучжу ( позже мастер Хоу Чжо ) | 李煜 Лу Ю | 961–975 | (При Ли Юе у Южного Тан не было своих периодов правления) |
Генеалогическое древо правителей Южного Тан и У
[ редактировать ]Южный Тан и Ву |
---|
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Курц 2016а , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б Курц 2011а , стр. 27.
- ^ Перейти обратно: а б Kurz 2011 , стр. 89.
- ^ Мода 1999 , стр. 14.
- ^ Гуан 1084 , том. 281.
- ^ Сюэ 974 , том. 134.
- ^ Перейти обратно: а б Оуян 1073 , том. 62.
- ^ Renchen nde , vol. 15.
- ^ Кромпарт 1973 , стр. 271–272.
- ^ Кромпарт 1973 , с. 282.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Курц 2014 , стр. 602–603.
- ^ Перейти обратно: а б с Курц 2011а , стр. 26.
- ^ Гуан 1084 , том. 294.
- ^ Лорге 2013 , с. 121.
- ^ Короткий 1997 , с. 42.
- ^ Renchen nde , vol. 17.
- ^ Перейти обратно: а б Курц 2016b , с. 36.
- ^ Вулли 2010 , стр. 120–121.
- ^ Вулли 2014 , стр. 558–560.
- ^ Гуан 1084 , том. 260.
- ^ Перейти обратно: а б с Кларк 2009 , стр. 165–167.
- ^ Кромпарт 1973 , с. 228.
- ^ Кромпарт 1973 , с. 174.
- ^ Кромпарт 1973 , с. 236.
- ^ Кромпарт 1973 , с. 27.
- ^ Краткое 2014 , с. 619.
- ^ Перейти обратно: а б Курц 2011а , стр. 33.
- ^ Кларк 2016b , с. 10.
- ^ Кларк 2017 , с. 11.
- ^ Ling nde , vol. 1.
- ^ Кларк 2016b , с. 25.
- ^ Курц 2011а , стр. 38.
- ^ Кларк 2016b , с. 26.
- ^ Кларк 2017 , с. 15.
- ^ Кромпарт 1973 , с. 271.
- ^ Кларк 2009 , с. 174.
- ^ Перейти обратно: а б Фу и Цао 2019 , с. 186.
- ^ Мода 1999 , стр. 21.
- ^ Перейти обратно: а б Ламуру 1995 , стр. 163–165.
- ^ Вулли 2010 , с. 26.
- ^ Перейти обратно: а б Курц 2016а , с. 26.
- ^ Гуан 1084 , том. 274.
- ^ Кларк 2016b , с. 17.
- ^ Фу и Цао 2019 , стр. 191–192.
- ^ Кромпарт 1973 , с. 26.
- ^ Кларк 2009 , с. 205.
- ^ Хартилл 2005 , стр. 113.
- ^ Кларк 2009 , с. 187.
- ^ Хореш 2013 , стр. 375–376.
- ^ Ашкенази 2016 .
- ^ Хартилл 2005 , стр. 119–120.
- ^ Обзор 2018 года .
- ^ Курц 2011 , стр. 87–88.
- ^ Ашкенази 2015 .
- ^ Как и в 2015 году .
- ^ Пак-шенг 2016 , стр. 103–104.
- ^ Хэй 2012 , с. 302.
- ^ Перейти обратно: а б Ли 2004 , стр. 4–6.
- ^ Ли 2004 , с. 18.
- ^ Кларк 2017 , стр. 15–16.
- ^ Хэй 2012 , с. 306.
- ^ Ли 2004 , с. 8.
- ^ Ли 2004 , с. 38.
- ^ Хэй 2012 , с. 298.
- ^ Перейти обратно: а б Ли 2004 , с. 26.
- ^ Ли 2004 , с. 37.
- ^ Стенден 1994 , с. 274.
- ^ Пак-шенг 2016 , с. 58.
- ^ Пак-шенг 2016 , стр. 113–115.
- ^ Пак-шенг 2016 , с. 67.
- ^ Пак-шенг 2016 , стр. 70–71.
- ^ Пак-шенг 2016 , с. 71.
- ^ Оуян нде , том. 130.
- ^ Пак-шенг 2016 , с. 72.
- ^ Ling nde , vol. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Пак-шенг 2016 , с. 77.
- ^ Пак-шенг 2016 , с. 81.
- ^ Пак-шенг 2016 , с. 79.
- ^ Пак-шенг 2016 , с. 80.
- ^ Пак-шенг 2016 , стр. 83–84.
- ^ Пак-шенг 2016 , стр. 85–86.
- ^ Пак-шенг 2016 , стр. 89–90.
- ^ Пак-шенг 2016 , с. 87.
- ^ Пак-шенг 2016 , с. 95.
- ^ Пак-шенг 2016 , стр. 97–99.
- ^ Пак-шенг 2016 , с. 109.
- ^ Пак-шенг 2016 , с. 100.
- ^ Пак-шенг 2016 , с. 98.
- ^ Пак-шенг 2016 , с. 104.
- ^ К нде , том. 13.
- ^ Пак-шенг 2016 , с. 65.
- ^ Перейти обратно: а б Кромпарт 1973 , с. 303.
- ^ Перейти обратно: а б Курц 2016а , с. 29.
- ^ Чо-ин 2018 , стр. 258.
- ^ Чо-ин 2018 , стр. 259–260.
- ^ Перейти обратно: а б с Курц 2011а , стр. 34–35.
- ^ Чо-ин 2018 , стр. 261.
- ^ Короткий 2016a , с. 31.
- ^ Гуан 1084 , том. 292.
- ^ Курц 2016a , стр. 30–31.
- ^ Kote 1999 , стр. 9.
- ^ Лорге 2005 , стр. 18–19.
- ^ Кларк 2016b , с. 18.
- ^ Кларк 2009 , стр. 89–90.
- ^ Достойно 1983 , стр. 21–22.
- ^ Стенден 2009 , с. 887.
- ^ Перейти обратно: а б с Курц 2011а , стр. 28–29.
- ^ Стенден 2009 , с. 93.
- ^ Стенден 2009 , стр. 97–98.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Курц 2011а , стр. 60–62.
- ^ Перейти обратно: а б с Курц 2011а , стр. 63–64.
- ^ Перейти обратно: а б Курц 2011а , стр. 69.
- ^ Перейти обратно: а б Стенден 1994 , с. 46.
- ^ Курц 2016a , стр. 37–38.
- ^ Лорге 2013 , с. 112.
- ^ Курц 2011a , стр. 71–75.
- ^ Лорге 2005 , стр. 27–28.
- ^ Кларк 2009 , с. 201.
- ^ Курц 2011 , стр. 80–84.
- ^ Лорге 2005 , с. 32.
- ^ Лорге 2005 , с. 39.
- ^ Лорге 2013 , стр. 108–110.
- ^ Достойно 1983 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б с Курц 2011а , стр. 34.
- ^ Перейти обратно: а б Кромпарт 1973 , с. 304.
- ^ Перейти обратно: а б с Котэ 1999 , стр. 14–15.
- ^ Перейти обратно: а б Курц 2011а , стр. 52–53.
- ^ Перейти обратно: а б Гуан 1084 , том. 286.
- ^ Перейти обратно: а б Короткое 1997 , с. 32.
- ^ Перейти обратно: а б Курц 2011а , стр. 55–57.
- ^ Вулли 2010 , с. 28.
- ^ Достойно 1983 , с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б с Достойно 1983 , стр. 27–28.
- ^ Достойно 1983 , с. 25.
- ^ Перейти обратно: а б с Курц 2011а , стр. 36.
- ^ Курц 2011a , стр. 76–78.
- ^ Перейти обратно: а б Достойно 1983 , с. 31.
- ^ Курц 2011a , стр. 107–108.
- ^ Гуан 1084 , том. 289.
- ^ Курц 2011a , стр. 67–68.
- ^ Кларк 2009 , стр. 198–199.
- ^ Гуан 1084 , том. 291.
- ^ Курц 2011a , стр. 65–67.
- ^ Кромпарт 1973 , с. 238.
- ^ Достойно 1983 , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б с Твитчетт и Титце 1994 , с. 72.
- ^ Кромпарт 1973 , с. 306.
- ^ Ли 2016 , с. 36.
- ^ Ли 2004 , с. 28.
- ^ Ли 2016 , с. 45.
- ^ Короткий 2016a , с. 32.
- ^ Короткий 2016a , с. 39.
- ^ Стенден 2009 , с. 106.
- ^ Короткий 2016a , с. 34.
- ^ Стенден 2009 , стр. 102–103.
- ^ Перейти обратно: а б Твитчетт и Титце 1994 , стр. 80–81.
- ^ Курц 2011а , стр. 60.
- ^ Короткий 2016a , с. 34-35.
- ^ Стенден 1994 , с. 44.
- ^ Ли 2016 , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б Стенден 1994 , с. 49.
- ^ Перейти обратно: а б Курц 2011а , стр. 35.
- ^ Кромпарт 1973 , с. 307.
- ^ Перейти обратно: а б с Курц 2011 , стр. 89–90.
- ^ Kurz 2011 , стр. 93.
- ^ Kurz 2011 , стр. 95.
- ^ Кларк 2009 , с. 204.
- ^ Лорге 2005 , с. 40.
- ^ Твитчетт и Титце 1994 , с. 85.
- ^ Курц 2011a , стр. 103–104.
- ^ Курц 2011а , стр. 106.
- ^ Курц 2011a , стр. 110–113.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвис 1983 , с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б Чо-ин 2018 , стр. 253–254.
- ^ Короткий 2016a , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б с Курц 2016b , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Вулли 2010 , с. 116.
- ^ Короткий 2016a , с. 41.
- ^ Курц 1994 , стр. 219–220.
- ^ Перейти обратно: а б Курц 2016b , с. 53.
- ^ Краткое 2016b , с. 46.
- ^ Краткое 2016b , с. 42.
- ^ Краткое 2016b , с. 45.
- ^ Чо-ин 2018 , стр. 245.
- ^ Курц 1994 , стр. 221–222.
- ^ Вулли 2014 , с. 549.
- ^ Вулли 2010 , с. 63.
- ^ Чо-ин 2018 , стр. 249–250.
- ^ Вулли 2014 , с. 553.
- ^ Перейти обратно: а б Короткое 1994 , с. 224.
- ^ Курц 2016a , стр. 40–41.
- ^ Чан 1974 , стр. 37–38.
- ^ Короткий 1998 , с. 33.
- ^ Кларк 2016b , с. 2.
- ^ Дэвис 1983 , стр. 38–39.
- ^ Дэвис 1983 , с. 62.
- ^ Хартвелл 1988 , с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б Короткий 1998 , с. 5.
- ^ Курц 1998 , стр. 11–13.
- ^ Линг , том. 20.
- ^ Короткий 1998 , с. 16.
- ^ Короткий 1998 , с. 18.
- ^ Короткий 1998 , с. 25.
- ^ Гуан 1084 , том. 282.
Библиография
[ редактировать ]Домодернистские источники
[ редактировать ]- Тао Гу 陶穀 (the). Wikisource . (на китайском языке) – через
- Гуан, Сыма (1084 г.). (на китайском языке) – через Wikisource .
- Цзи, Юн (1798). (на китайском языке) – через Wikisource .
- Ли, Тао (1193). (на китайском языке) – через Wikisource .
- Лу, Ю 陸游 (1184). Wikisource . (на китайском языке) – через
- Линг, Ма 馬令 (это). Wikisource . (на китайском языке) – через
- Оуян, Сю (1073 г.) (на китайском языке) - через Wikisource .
- Оуян, Сю (из). (на китайском языке) – через Wikisource .
- Ренчен, Ву (из). (на китайском языке) – через Wikisource .
- Токтоа (1343 г.). (на китайском языке) – через Wikisource .
- Вэньин (1078 г.). (на китайском языке) - Wikisource через
- Сюэ, Цзючжэн (974 г.) (на китайском языке) - через Wikisource .
- Чжэн, Машина Вэньбао (978). Wikisource через (на китайском языке) -
Книги
[ редактировать ]- Броуз, Бенджамин (2015). Покровители и патриархи: региональные правители и монахи Чань во времена Пяти династий и Десяти королевств . Исследования восточноазиатского буддизма. Том. 25. Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-5381-5 .
- Кларк, Хью Р. (2016). Китайская встреча в Юго-Восточном Китае в первом тысячелетии нашей эры . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-5160-6 .
- Кларк, Хью Р. (2009). «Южные королевства между Таном и Сун, 907–979». Ин Твитчетт, Денис ; Смит, Пол Дж. (ред.). Династия Сун и ее предшественники, 907–1279 гг., Часть 1 . Кембриджская история Китая . Том. 5. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 133–205. ISBN 978-0-521-81248-1 .
- Фу, Чонглан; Цао, Вэньмин (2019). Введение в городскую историю Китая . Китайские связи. Перевод Чжана Цингана. Лондон: Пэлгрейв Макмиллан . дои : 10.1007/978-981-13-8207-9 . ISBN 978-981-13-8206-2 . S2CID 199886993 .
- Хартилл, Дэвид (2005). Отливка китайских монет . Траффорд: Траффорд Паблишинг. ISBN 978-1412054669 .
- Хэй, Джонатан (2012). «Живопись десятого века до правления Сун Тайцзуна: макроисторический взгляд». В Хунге, Ву (ред.). Китай десятого века и за его пределами: искусство и визуальная культура в многоцентровую эпоху . Чикаго: Центр искусства Восточной Азии Чикагского университета. стр. 285–318. ISBN 978-1588861153 .
- Курц, Йоханнес Л. (2011a). Южная династия Тан в Китае (937–976) . Рутледж. ISBN 9780415454964 .
- Курц, Йоханнес (2011b). «Хань Сизай (902–970): эксцентричная жизнь в захватывающие времена». В Лорхе, Питер (ред.). Пять династий и десять королевств . Гонконг: Издательство Китайского университета. стр. 79–98. ISBN 978-9629964184 .
- Курц, Йоханнес (1997). «Янцзы в переговорах между Южным Таном и его северными соседями (середина десятого века)». В Дабрингхаусе, Сабина; Птак, Родерих; Тешке, Ричард (ред.). Китай и ее соседи: границы, видение другого, внешняя политика 10-19 веков . Южный Китай и морская Азия. Том. 6. Висбаден: Харрассовиц . ISBN 3447039426 .
- Лорхе, Питер (2013). «Борьба против Империи: сопротивление позднему Чжоу и завоеванию Китая Сун». В Лорхе, Питер А. (ред.). Обсуждение войны в истории Китая . Лейден и Нью-Йорк: Брилл. стр. 107–140. ISBN 978-90-04-22372-1 .
- Лорхе, Питер А. (2005). Война, политика и общество в Китае раннего Нового времени, 900–1795 гг . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-31690-1 .
- Моте, ФРВ (1999). Императорский Китай (900-1800 гг.) . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0674012127 .
- Стэнден, Наоми (2009). «Пять династий». Ин Твитчетт, Денис ; Смит, Пол Дж. (ред.). Династия Сун и ее предшественники, 907–1279 гг., Часть 1 . Кембриджская история Китая . Том. 5. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 38–132. ISBN 978-0-521-81248-1 .
- Твитчетт, Денис ; Титце, Клаус-Петер (1994). «Ляо». Во Франке, Герберт; Твитчетт, Денис (ред.). Чужие режимы и пограничные государства, 907–1368 гг . Кембриджская история Китая . Том. 6. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 43–153. ISBN 0-521-24331-9 .
- Достойно, Эдмунд Х. (1983). «Дипломатия ради выживания: внутренние и внешние отношения У Юэ, 907–978». В Россаби, Моррис (ред.). Китай среди равных: Поднебесная и его соседи, X–XIV вв . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. стр. 17–46. ISBN 0520043839 .
- Ву, Джон Ч. (1972). Четыре времени года танской поэзии . Чарльз Э. Таттл. ISBN 978-0804801973 .
Статьи
[ редактировать ]- Чан, Мин К. (1974). «Историография Цзы-Чжи Тун-Цзянь: обзор» . Монумента Серика . 31 : 1–38. дои : 10.1080/02549948.1974.11731093 . JSTOR 40726165 – через JSTOR.
- Чо-ин, Ли (2018). «Несостоявшееся периферийное гегемонистское государство с ограниченным мандатом Небес: политико-исторические размышления пережившего Южный Тан». Цин Хуа Журнал китайских исследований . 48 (2): 243–285. doi : 10.6503/THJCS.201806_48(2).0002 – через Аирити.
- Кларк, Хью (2017). «Почему междуцарствие Тан-Сун имеет значение? Часть вторая: Социальные и культурные инициативы Юга». Журнал исследований Сун-Юань . 47 : 1–31. дои : 10.1353/sys.2017.0001 . S2CID 165226638 .
- Кларк, Хью (2016b). «Почему Междуцарствие Тан-Сун имеет значение?: Акцент на экономике юга». Журнал исследований Сун-Юань . 46 : 1–28. дои : 10.1353/sys.2016.0002 . S2CID 165844099 .
- Дэвис, Ричард (1983). «Историография как политика в «Полемике о законном преемственности» Ян Вэй-чэня » . Тунг Пао . 69 (1/3): 33–72. дои : 10.1163/156853283X00045 . JSTOR 4528281 – через Brill.
- Хартвелл, Дэвид (1988). «Императорские казначейства: финансы и власть в Сунском Китае» . Общество изучения династий Сун, Юань и завоеваний . 20 (20): 18–89. JSTOR 23497391 – через JSTOR.
- Хореш, Нив (2013). « «Нельзя кормить, когда голодаешь»: анализ экономической мысли, связанной с более ранним использованием Китаем бумажных денег» . Журнал истории экономической мысли . 35 (3): 373–395. дои : 10.1017/S1053837213000229 . S2CID 155064802 – через Кембриджский университет.
- Курц, Йоханнес (2016a). «О планах объединения Южной династии Тан» . Журнал истории Азии . 50 (1): 23–45. дои : 10.13173/jasiahist.50.1.0023 . JSTOR 10.13173/jasiahist.50.1.0023 – через JSTOR.
- Курц, Йоханнес (2016b). «Сун Тайцзун, «Летопись Цзяннаня» («Цзянан Лу») и альтернативный финал Тан». Журнал исследований Сун-Юань . 46 : 29–55. дои : 10.1353/sys.2016.0003 . S2CID 165211485 .
- Курц, Йоханнес Л. (2014). «О императорской генеалогии Южного Тан» . Журнал Американского восточного общества . 134 (4): 601–620. дои : 10.7817/jameroriesoci.134.4.601 . JSTOR 10.7817/jameroriesoci.134.4.601 – через JSTOR.
- Курц, Йоханнес (2012). «Консолидация официальной историографии во времена ранней династии Северная Сун» . Журнал истории Азии . 46 (1): 13–35. JSTOR 41933604 – через JSTOR.
- Курц, Йоханнес (1998). «Изобретение «фракции» в песенных исторических сочинениях Южного Тан» . Общество изучения династий Сун, Юань и завоеваний . 28 (28): 1–35. JSTOR 23496061 – через JSTOR.
- Курц, Йоханнес (1994). «Источники по истории Южного Тан (937-975)» . Общество изучения династий Сун, Юань и завоеваний . 24 (24): 217–235. JSTOR 23496127 – через JSTOR.
- Ламуру, Кристиан (1995). «Политический кризис и развитие риса в Китае: регион Цзян-Хуай (8-10 вв.)» . Вестник Французской школы Дальнего Востока (на французском языке). 82 : 145–184. дои : 10.3406/befeo.1995.2883 .
- Ли, Денин Д. (2004). «Фрагменты для построения истории южнотанской живописи» . Общество песни, юаня и завоеваний . 34 (34): 1–39. JSTOR 23496260 – через JSTOR.
- Ли, Мужчина (2016). «Где находится «Инъю»: «Чайный путь» между Киданем и Южным Таном и его портами отправления» . Национальные морские исследования . 2 . Шанхай : 31–46. ISBN 978-7-5325-8037-8 – через Academia.edu.
- Пак-шенг, Нг (2016). «Региональная культурная традиция в Китае Сун: «Четыре сокровища изучения Южного Тан» («Нань Тан вэньфан сыбао»)». Журнал исследований Сун-Юань . 46 : 57–117. дои : 10.1353/sys.2016.0004 . S2CID 165887772 .
- Вулли, Натан (2014). «От восстановления к объединению: легитимность и лояльность в трудах Сюй Сюаня (917–992)». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 77 (3): 547–567. doi : 10.1017/S0041977X14000536 – через издательство Cambridge University Press.
Тезисы
[ редактировать ]- Ким, Хансин (2012). Трансформация реакции государства и элит на популярные религиозные убеждения (кандидатская диссертация). Калифорнийский университет, Лос-Анджелес.
- Кромпарт, Роберт Дж. (1973). Южное восстановление Тан: совет, политика и параистория стабилизации региона Чан-Хуай, 887–943 (докторская диссертация). Калифорнийский университет, Беркли.
- Стэнден, Наоми (1994). Пограничные переходы из северного Китая в Ляо, 900-1005 гг. (докторская диссертация). Даремский университет.
- Вулли, Натан (2010). Религия и политика в трудах Сюй Сюаня (917-92) (кандидатская диссертация). Австралийский национальный университет.
Веб-сайты
[ редактировать ]- Ашкенази, Гэри (10 июня 2015 г.). «Монеты Защитника Хранилища» . Прималтрек – путешествие по китайской культуре . Проверено 12 января 2020 г.
- Ашкенази, Гэри (16 ноября 2016 г.). «Китайские монеты - китайские монеты» . Прималтрек - путешествие по китайской культуре . Проверено 16 сентября 2018 г. .
- Као, Гарри (21 августа 2015 г.) «Поклонники коллекций проведут для вас подробную экскурсию по музею монет» (на китайском языке (Китай)). Проверено 14 января 2020 г. .
- Кокотайло, Роберт (2018). «Китайские литые монеты – династия Южная Тан 937–978 гг. н.э.» . Монеты Калгари и галерея антиквариата — китайские литые монеты . Проверено 16 сентября 2018 г.