Jump to content

Сыма Гуан

Сыма Гуан
Сыма Гуан
Личные данные
Рожденный 17 ноября 1019 г.
Уезд Гуаншань , префектура Гуан , династия Сун
Умер 11 октября 1086 г. ) ( 1086-10-11 ) ( 66 лет
Кайфэн , Империя Сун
Супруг Леди Чжан
Дети Сима Канг
Родитель
  • Сима Чи (отец)
Занятие Историк, политик, писатель
Любезное имя Джунши (дзюнши)
Название произведения Юсо (耿耟)
Посмертное имя Вэньчжэн (文正)
Другие имена Сушуй Сяньшэн
Сыма Гуан
Традиционный китайский Сыма Гуан
Упрощенный китайский Сыма Гуан

Сыма Гуан (17 ноября 1019 — 11 октября 1086), любезное имя Цзюньши , был китайским историком, политиком и писателем. Он был высокопоставленным династии Сун учёным и чиновником , автором « Цыжи Тунцзянь» , монументального исторического труда. Сыма был политическим консерватором, выступавшим против реформ Ван Аньши .

Ранняя жизнь и карьера

[ редактировать ]

Сыма Гуан был назван в честь префектуры Гуан , места его рождения, где его отец Сыма Чи ( 司馬池 ) служил окружным судьей . Семья Сыма была родом из округа Ся в префектуре Шон и заявляла о своем происхождении от чиновника Цао Вэй III века Сыма Фу . Знаменитый анекдот повествует о том, как молодой Сыма Гуан спас товарища по играм, упавшего в огромный чан с водой. Пока другие дети в панике разбегались, Сима спокойно взяла камень и проделала дыру в основании горшка. Вода вытекла, и его друга удалось спасти. [1]

В возрасте 6 лет Сыма прослушал лекцию о Цзо Чжуань , историческом труде, датируемом 4 веком до нашей эры. Очарованный, он смог пересказать эти истории своей семье, когда вернулся домой. Он стал заядлым читателем, «до такой степени, что не признавал голода, жажды, холода и жары». [1]

Сима рано добился успеха как ученый и офицер. Когда ему едва исполнилось двадцать, он сдал императорский экзамен с высшим званием дзинши ( 進士 ; «выпускник столичного города») и провел следующие несколько лет на официальных должностях.

Политическая идеология

[ редактировать ]

Сима считал, что цивилизация была создана, когда короли-мудрецы превратили людей из их первоначального животного состояния, используя иерархический порядок, права собственности, моральные наставления и уголовное право. Он считал, что проблема правительства не в его структуре, а в людях, которые им управляют. Он написал несколько мемориалов, в которых подробно описывал, как сделать правительство более эффективным, и утверждал, что его взгляды согласуются с историей (в отличие от Ван Аньши акцента на классиках ) и Неба и Земли . По его мнению, статичная и ухоженная страна будет существовать вечно. [2] , основанную на рекомендациях Соответственно, он не любил коммерческий рост (который, по его мнению, способствовал социальным изменениям) и предпочитал систему имперских экзаменов . [3]

Правители должны были только определять официальные задания, вознаграждать достижения, наказывать за неудачи, заботиться о своих слугах, иметь хорошие нравы и быть невосприимчивыми к внешнему влиянию. На более широком уровне общество с четкими ролями низшего и высшего должно быть стабильным. [4] Его глубоко настроенные против перемен взгляды сделали его политическим консерватором (в отличие от реформизма Ван Аньши). [5] Для Сымы быть этичным означало принять свой социальный статус, а личное совершенствование означало проявлять сдержанность; Сыма интерпретировал «исследование вещей», фундаментальный принцип Чэн-Чжу школы неоконфуцианства действительно , , как «ограничение вещей». Он также согласился с постулатом Сюнь-цзы о том, что люди по своей сути злы, и написал работу под названием «Сомневаясь в Мэн-цзы », в которой критиковал поощрение Мэн-цзы свержения иерархии. [6]

При императоре Жэньцзуне

[ редактировать ]

После провала реформ Цинли при без энтузиазма императоре Жэньцзуне будущий реформатор Ван Аньши в 1058 году представил мемориал из 10 000 слов, подробно описывающий систему всеобъемлющих реформ. Сыма Гуан сделал то же самое в 1061 году, но его предложения были более консервативными. [7]

При императоре Инцзуне

[ редактировать ]

В 1064 году Сыма, тогда всего лишь политический критик, поднял вопрос о проведении ритуалов для Чжао Юрана , биологического отца императора Инцзуна , и императора Жэньцзуна. Этот вопрос будет доминировать во время правления Инцзуна и вызовет политический тупик. Сам Сыма считал, что приоритет следует отдать Жэньцзуну, поскольку он был ритуальным отцом императора. Инцзун отверг это убеждение и, отчасти из-за личной привязанности к своему биологическому отцу, в 1066 году оказал Чжао Юрангу высокие ритуальные почести. [8] В том же году Сыма спонсировал Су Чжэ специальную экспертизу указа . [9]

При императоре Шэньцзуне

[ редактировать ]

Император Шэньцзун назначил Сыма главным цензором Шэньцзуна в конце 1067 года. Он выступал против ирридентизма и выступал за оборонительную позицию по отношению к уйгурам , тибетцам , Западной Ся и династиям Ляо . [10] Сыма надеялся, что «варвары» одобрят хорошее правительство династии Сун. [11] Поскольку окончание реформ Цинли в 1045 году не положило конец проблемам династии Сун, возникли фракции вокруг того, как решить эти проблемы. Консерваторы, такие как Сыма Гуан, выступали за сокращение государственного бюджета и постепенные реформы. Таким образом, Сыма выступил против новой политики Ван Аньши , которая увеличила власть правительства и увеличила расходы. Сима утверждал, что больший доход государства будет означать меньше денег для фермеров и что правительство аморально конкурировать с торговцами. [12] Несколько парадоксально, но он больше подчеркивал объединяющую роль императора, чем реформистов; он хотел, чтобы император управлял бюрократией и контролировал чиновников с помощью наград и наказаний, в то время как реформисты хотели проводить новую политику для решения новых проблем. [13] В ответ на то, что император Шэньцзун из Сун назначил его главой нового Управления по сокращению расходов, Сыма опубликовал резкий отчет, в котором критиковалась чрезмерная бюрократия, имперская расточительность и неэффективная армия и который призывал к имперскому обсуждению, а не предлагал конкретные решения. Шэньцзун быстро распустил офис [14] но продолжал принимать совет Симы. [15]

К 1070 году Сыма входил в состав Академии Ханьлинь , Бюро по военным делам и Государственного совета . Разочарованный доминированием Ван Аньши над двором и, несмотря на призывы Шэньцзуна остаться, Сыма в 1071 году удалился в Лоян , который стал центром консервативной оппозиции. Это сделало Вана практически не встречающим сопротивления в правительстве. [16] Сима был обеспокоен контролем Новой Политики над людьми и ресурсами династии. [17]

У Симы было множество возражений против новой политики. Он считал, что:

  1. Экономика представляла собой игру с нулевой суммой , поэтому любое увеличение государственных доходов, естественно, означало отнимание у простых людей.
  2. Разрыв в благосостоянии был выгоден как богатым, так и бедным из-за стабильности, которую обеспечивало такое неравенство.
  3. Экономика функционировала лучше всего при минимальном вмешательстве правительства. [18]
  4. Деньги не были распределены равномерно по империи, поэтому крестьянам было трудно платить наличными за «Новую политику». [19]

Выход на пенсию

[ редактировать ]

Сыма удалился в Лоян с 1071 по 1085 год. Находясь там, он написал Цзычжи Тунцзянь и завязал дружбу с Шао Юном , Чэн И и Чэн Хао . [6] Массовый голод и засуха усилили недовольство Ван Аньши и заручились поддержкой Сымы, способствуя консервативному восстановлению 1085 года. [20] Однако Сыма не был восстановлен к власти после выхода на пенсию непопулярного Вана в 1076 году, поскольку Шэньцзун взял на себя личный контроль над новой политикой. [21] Цай Цюэ , полуреформистский лидер, заблокировал повторное назначение Сымы к власти, несмотря на провал войны против Западной Ся . Тем не менее Цай снискал расположение влиятельного Сыма, назначив ученика Сымы, Син Шу , ученым. [22]

При императоре Чжэцзуне

[ редактировать ]

В течение 40 лет после смерти Шэньцзуна реформистские и консервативные фракции поочередно контролировали правительство Сун. Обе фракции занимались «этической фракционностью», проводя безжалостные чистки друг против друга. [12] Попытка государственного переворота, предпринятая реформистской фракцией (включая Цай Цюэ , Чжан Дуня , Син Шу и Цай Цзин ), намеревавшаяся свергнуть императора Чжэцзуна, провалилась и разозлила консервативную фракцию. [23] Сыма был старым и уставшим человеком из Лояна и не хотел возвращаться в столицу, но Чэн Хао убедил его сделать это. Когда Сыма прибыл в Кайфэн , большая толпа собралась, чтобы прикоснуться к его лошади, а дворцовые гвардейцы приветствовали его как «премьер-министра Сыма». Он призвал людей открыто выражать свое недовольство новой политикой. [24]

Вскоре Сыма был назначен главным советником вдовствующей императрицы Гао , регента императора Чжэцзуна и самой убежденной консерваторки. Он и другие известные консерваторы, такие как Су Ши , Су Че , Чэн И , Чэн Хао , Ван Яньсоу , Фань Чуньжэнь , Вэнь Янбо и Люй Гунчжу , сформировали фракцию Юанью, названную в честь нынешней эпохи . [25] Сыма выступил с обвинениями ad hominem против Ван Аньши, заявив: «[Ван] был самодовольным и самодовольным и считал себя не имеющим себе равных среди деятелей прошлого и настоящего». [24] Сыма также обвинил династию Сун в поражении города Юнлэ во время войны с Западной Ся в плохом, ориентированном на славу руководстве, представив при этом себя «спасителем династии». [26] Как лидер консерваторов, он возглавил свою коалицию по понижению в должности реформистских лидеров до скромных постов на уровне префектур (одновременно продвигая консерваторов на высокие должности и один за другим отменив многие из «Новых политик». [27] Он также хотел объединить Секретариат и Канцелярию , утверждая, что последняя избыточна: «[Канцелярия] не служит никакой цели, кроме как удвоить число служащих и умножить бумажную работу». [28] Два департамента будут объединены в 1129 году. [28] Цай Цюэ и Чжан Дунь возглавят реформистскую оппозицию против консервативной реставрации. [29]

Отмена системы Баоцзя

[ редактировать ]

В рамках обязательной системы защиты деревни Баоцзя было обучено и зачислено около 7 миллионов мужчин всей династии. Сима раскритиковал систему за снижение производительности сельского хозяйства и ее потенциал для создания бандитов. Ван Яньсоу раскритиковал ненужную жестокость системы. В середине 1085 года императорский указ отменил систему в столице и прилегающих районах, а в последующие месяцы на эту систему были наложены дополнительные ограничения. Реформаторское сопротивление отмене системы было слабым и в первую очередь логистическим, а не идеологическим. Призыв Чжан Дуня к умеренной отмене был разумным, учитывая шок, который последовал за быстрой отменой системы Баоцзя. [30]

Отмена закона о равном налогообложении и закона о рыночном обмене

[ редактировать ]

Закон о равном налоге представлял собой систему оценки земли и налогообложения, которая, вероятно, была самой успешной из Новой политики. Закон был отменен без особого сопротивления в конце 1085 года.

Закон о рыночном обмене установил государственные монополии, целью которых было покупать дешевые товары и продавать дорогие. Однако авторитетные агентства монополизировали рынок товаров первой необходимости и сосредоточились на получении доходов. На протяжении 1085 года исполнительные указы прощали задолженность перед агентствами и упраздняли кредитные бюро, а затем полностью отменили закон. Это стало поворотным моментом в конфликте реформистов и консерваторов. [31]

Отмена закона о найме рабочей силы и падение Цай Цюэ и Чжан Дуня

[ редактировать ]

Закон о найме рабочей силы заменил барщинный труд профессиональными рабочими, финансируемыми за счет сборов за освобождение от уплаты налогов, которые платят самые богатые сельские домохозяйства. Подобно закону о рыночном обмене, этот закон в первую очередь стал методом извлечения доходов. Сима утверждал, что этот закон был просто еще одним налогом, налагаемым на простолюдинов. Отказ Цай Цюэ отменить закон о найме рабочей силы привел к убийству его личности консерваторами Лю Чи и Су Че; это заставило его уйти в отставку с поста правого канцлера, и он был повторно назначен администратором Чэньчжоу . Чжан Дунь продолжал сопротивляться и указал на лицемерие Сыма в отношении закона: в начале 1086 года Сыма заявил, что закон нанес ущерб богатым домохозяйствам, а всего 14 дней спустя он сказал, что богатые домохозяйства получили выгоду от их преференций в соответствии с законом. Чжан также раскритиковал требование Сымы отменить закон по всей стране всего за 5 дней. [32] Действительно, Сыма был впечатлен, когда Цай Цзин , мэр Кайфэна , оказался единственным, кто отменил закон менее чем за 5 дней. [33] Через 21 день после отставки Цай Цюэ Чжан Дунь был понижен в должности до должности уровня префектуры после того, как оскорбил императрицу Гао во время дебатов. Весной 1086 года Ван Аньши умер. Консервативная реставрация была завершена. [32]

Тем не менее, дебаты о том, как отменить закон о найме рабочей силы, выявили трещины в консервативной коалиции. Например, Су Чэ (и многие другие консерваторы, которые обычно были тесно связаны с Сымой) утверждал, что «вся система не может быть отменена в одночасье без серьезных последствий» и что сначала следует сформулировать основу для системы замены. Су Ши, старший брат Су Че, сформировал третью фракцию и предложил использовать средства, предусмотренные законом о найме рабочей силы, для скупки государственных земель для предоставления работникам-добровольцам в дополнение к их заработной плате. Сима не допускал инакомыслия ни с одной из групп. [34]

Отмена закона о зеленых ростках и мир с Западной Ся

[ редактировать ]

Закон о зеленых ростках был предназначен для предоставления фермерам кредитов под низкие проценты, но, как и многие другие вышеупомянутые меры, стал методом извлечения доходов. Консервативная оппозиция этой политике была единой, и Фань Чунжэнь, сын Фань Чжунъяня , был единственным инакомыслящим. Его аргумент о том, что закон может увеличить базовый доход династии, раздражал Сыма Гуана, и его спасло только вмешательство Ван Яньсоу. Этот инцидент выявил углубляющиеся разногласия внутри коалиции Симы, которые обострятся после его смерти. [35]

После затяжной, дорогостоящей и в конечном итоге разочаровывающей войны против Западной Ся консерваторы хотели умиротворить Западную Ся и добиться мира. Уступка Ланьчжоу Ся была весьма спорной и вместе с четырьмя крепостями, которые якобы были переданы Ся, оставалась источником приграничной напряженности в течение следующих десятилетий. Официальное перемирие было подписано в 1089 году и было нарушено вторжением восстановленного Чжан Дуня в 1096 году. [36]

Историческая работа

[ редактировать ]

Сыма Гуана больше всего помнят за его шедевр « Цыжи Тунцзянь» , а австралийский китаевед Рэйф де Креспиньи описывает его как «возможно, величайшего из всех китайских историков» ( de Crespigny 1973 :65).

В 1064 году Сыма подарил императору Инцзуну Сун пятитомный Линианту («Диаграмма последовательных лет»). В нем хронологически суммированы события китайской истории с 403 г. до н.э. по 959 г. н.э., и он послужил проспектом спонсорства его амбициозного историографического проекта . Эти даты были выбраны потому, что 403 г. до н.э. был началом периода Воюющих царств , когда древнее государство Цзинь было разделено, что в конечном итоге привело к основанию династии Цинь . 959 г. н.э. был концом периода Пяти династий и Десяти королевств , а Начало династии Сун.

Почистите горшок с эпизодом разбивания горшка из истории Сыма Гуана, переходный фарфор.

В 1066 году он представил более подробный восьмитомный труд «Тунчжи» ( 通志 ; «Всеобъемлющие записи»), в котором описывалась история Китая с 403 г. до н.э. по 207 г. до н.э. (конец династии Цинь). Император издал указ о составлении новаторской универсальной истории Китая, предоставив полный доступ к императорским библиотекам и выделив средства на покрытие расходов на составление, включая помощь в исследованиях со стороны опытных историков, таких как Лю Бань (劉攽, 1022–1088). , Лю Шу (劉恕, 1032–1078) и Фань Цзую (范祖禹, 1041–1098). После смерти Инцзуна в 1067 году Сыма был приглашен во дворец, чтобы представить свою незавершенную работу императору Сун Шэньцзуну . Новый император не только подтвердил интерес, проявленный его отцом, но и проявил свою благосклонность, подарив императорское предисловие, в котором он изменил название с Тунчжи («Подробные записи») на Цзыжи Тунцзянь («Всеобъемлющее зеркало для помощи в правительстве»). Ученые интерпретируют слово «Зеркало» в названии как справочное и руководящее произведение, указывая на то, что Шэньцзун принял Сыма своим наставником в изучении истории и ее применении в правительстве. Император поддерживал составление этой всеобъемлющей истории до ее завершения в 1084 году.

С конца 1060-х годов Сыма взял на себя роль лидера того, что было определено как консервативная фракция при дворе, решительно выступавшая против новой политики канцлера Ван Аньши . Сима предъявлял трону все более критические памятники до 1070 года, когда он отказался от дальнейшего назначения и ушел из двора. В 1071 году он поселился в Лояне , где оставался с официальной синекурой, предоставив достаточно времени и ресурсов для продолжения составления Цзыжи Тунцзянь . Хотя историк и император продолжали расходиться во мнениях относительно политики, принудительная отставка Симы оказалась необходимой для завершения его хронологической истории в течение следующих полутора десятилетий. Современные источники сообщают, что для того, чтобы больше работать и меньше спать, когда он писал свой великий опус «Цыжи Тунцзянь», у него была деревянная подушка, сделанная из бревна, которая была предназначена для того, чтобы выскальзывать из-под его головы всякий раз, когда он переворачивался. Он назвал эту подушку Цзинчжэнь 警枕 (Подушка тревоги) и использовал ее на протяжении всего периода Цзыжи Тунцзяна . Сборник [37]

Историография

[ редактировать ]

Сима отверг роль династического цикла и пяти фаз в легитимизации династической преемственности. Для Симы династическая преемственность была вместо этого результатом борьбы за власть; династии возвышались и падали в зависимости от последовательных факторов. Он считал, что история является «зеркалом» настоящего и может предоставить правительству исторический контекст для их нынешней ситуации. Таким образом, литераторы могли использовать историю как помощь в управлении. Его истории структурированы таким образом, чтобы продвигать эти теории. [38]

Сыма и другие консерваторы фракции Юанью (за исключением Су Ши , у которого была неортодоксальная интерпретация Дао ) были бы положительно связаны с неоконфуцианством . [39] Лю Аньши , важный неоконфуцианец, был учеником Сымы. [40]

Храм Сыма Вэнгун в округе Ся провинции Шаньси — это семейное кладбище и святыня Сыма, а также место упокоения Сыма Гуана.

Император Шэньцзун умер в 1085 году, вскоре после того, как Сыма подчинил Цзыжи Тунцзяня трон . Сыма был отозван в суд и назначен возглавить правительство при императоре Чжэцзуне Сун . Он использовал это время у власти, чтобы отменить многие из « Новых политик» , но умер в следующем году, в 1086 году. Его смерть расколола консервативную коалицию, которая раскололась на фракцию Шуо ( Хэбэй ), фракцию Ло ( Хэнань ) и фракцию Фракция Шу ( Сычуань ). Это положило начало периоду политического тупика с 1086 по 1093 год. [41]

Достижения

[ редактировать ]

Помимо своих достижений как государственного деятеля и историка, Сыма Гуан был также лексикографом (который, возможно, редактировал « Цзиюнь ») и потратил десятилетия на составление своего лейпийского 1066 года («Секретные главы», ср. Юпянь словаря ). Он был основан на Шуовэнь Цзецзы и включал 31 319 китайских иероглифов , многие из которых были придуманы во времена династий Сун и Тан . Его «Семейные заповеди Сыма Гуана» (司馬溫公家訓) также широко известны и изучаются в Китае и Японии. [42]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Сун Ши , гл. 336.
  2. ^ Чаффи и Твитчетт, 2015 , стр. 689–690.
  3. ^ Чаффи и Твитчетт, 2015 , стр. 693–694.
  4. ^ Чаффи и Твитчетт, 2015 , с. 689.
  5. ^ Чаффи и Твитчетт, 2015 , с. 692.
  6. ^ Jump up to: а б Чаффи и Твитчетт, 2015 , с. 693.
  7. ^ Твитчетт и Смит 2009 , с. 350.
  8. ^ Твитчетт и Смит 2009 , стр. 340–343.
  9. ^ Твитчетт и Смит 2009 , с. 345.
  10. ^ Твитчетт и Смит 2009 , с. 354.
  11. ^ Таннер 2010 , с. 212.
  12. ^ Jump up to: а б Таннер 2010 , с. 213.
  13. ^ Эбри и Бикфорд 2006 , стр. 178–179.
  14. ^ Чаффи и Твитчетт, 2015 , с. 150.
  15. ^ Твитчетт и Смит 2009 , с. 356.
  16. ^ Твитчетт и Смит 2009 , стр. 371–373.
  17. ^ Твитчетт и Смит 2009 , с. 383.
  18. ^ Твитчетт и Смит 2009 , с. 387.
  19. ^ Твитчетт и Смит 2009 , с. 438.
  20. ^ Чаффи и Твитчетт, 2015 , с. 340.
  21. ^ Твитчетт и Смит 2009 , с. 455.
  22. ^ Твитчетт и Смит 2009 , стр. 478–479.
  23. ^ Твитчетт и Смит 2009 , стр. 486–487.
  24. ^ Jump up to: а б Твитчетт и Смит, 2009 , стр. 487–488.
  25. ^ Эбри и Бикфорд 2006 , с. 7.
  26. ^ Твитчетт и Смит 2009 , с. 489.
  27. ^ Эбри и Бикфорд 2006 , с. 133.
  28. ^ Jump up to: а б Чаффи и Твитчетт, 2015 , с. 127.
  29. ^ Твитчетт и Смит 2009 , с. 491.
  30. ^ Твитчетт и Смит 2009 , стр. 494–496.
  31. ^ Твитчетт и Смит 2009 , стр. 496–498.
  32. ^ Jump up to: а б Твитчетт и Смит, 2009 , стр. 498–502.
  33. ^ Эбри и Бикфорд 2006 , с. 543.
  34. ^ Твитчетт и Смит 2009 , стр. 502–504.
  35. ^ Твитчетт и Смит 2009 , стр. 504–505.
  36. ^ Твитчетт и Смит 2009 , стр. 505–508.
  37. ^ «Сыма Гуан и его книга по истории» . Проверено 29 сентября 2018 г.
  38. ^ Чаффи и Твитчетт, 2015 , стр. 690–691.
  39. ^ Чаффи и Твитчетт, 2015 , стр. 728–729.
  40. ^ Чаффи и Твитчетт, 2015 , с. 756.
  41. ^ Твитчетт и Смит 2009 , стр. 508–510.
  42. ^ «Семейные заповеди Сыма Гуана» . Каллиграфия Винсента . Проверено 20 января 2018 г.

Источники

[ редактировать ]
  • де Креспиньи, Рэйф (1973). «Универсальные истории». У Дональда Д. Лесли; Колин Маккеррас; Ван Гунгву (ред.). Очерки источников по истории Китая . Колумбия: Издательство Университета Южной Каролины. стр. 64–70.
  • Пуллибланк, Эдвин Г. (1961). «Китайская историческая критика: Лю Чи-чи и Ссу-ма Куанг», в «Историках Китая и Японии » , Уильям Г. Бизли и Эдвин Г. Пуллибланк, ред., Оксфорд: Oxford University Press, стр. 135–66.
  • Стрэндж, Марк (2014), «Сыма Гуан», в Китайском биографическом словаре Беркшира , Керри Браун, изд., Грейт-Баррингтон, Массачусетс: Berkshire Publishing, vol. 2, стр. 664–683. ISBN   9781614729006
  • Сяо-бинь, Цзи (2005), Политика и консерватизм в Китае Северной Сун: карьера и мысли Сыма Гуана (1019–1086) , Гонконг: Издательство Китайского университета. ISBN   962-996-183-0
  • Яп, Джозеф П. (2009), Войны с хунну - перевод с Цзыжи тунцзяня , Извлечение переводов на Цинь, Хань, Синь и сюнну и Введение. АвторДом. ISBN   978-1-4490-0604-4
  • (на китайском языке) Токтоа ; и др., ред. (1345). Сун Ши (宋史) [ История песни ].
  • Таннер, Гарольд (2010). Китай: История (Том 1): От неолитических культур до Великой империи Цин (10 000 г. до н.э. – 1799 г. н.э.) . Hackett Publishing Company, Inc. ISBN  978-1603842020 .
  • Твитчетт, Денис; Смит, Пол Яков (2009). Кембриджская история Китая, том 5, часть первая: Династия Сун и ее предшественники, 907–1279 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-24330-8 .
  • Чаффи, Джон; Твитчетт, Денис (2015). Кембриджская история Китая, том 5, часть вторая: Китай Сун, 960–1279 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-81248-1 .
  • Эбри, Патрисия Бакли; Бикфорд, Мэгги (2006). Император Хуэйцзун и поздний Китай Северной Сун . Азиатский центр Гарвардского университета. ISBN  0674021274 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b243076ddaff63848c8f5a89e96617f6__1719988920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/f6/b243076ddaff63848c8f5a89e96617f6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sima Guang - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)