Сыма Гуан
Сыма Гуан Сыма Гуан | |
---|---|
![]() | |
Личные данные | |
Рожденный | 17 ноября 1019 г. Уезд Гуаншань , префектура Гуан , династия Сун |
Умер | 11 октября 1086 г. Кайфэн , Империя Сун | ( 66 лет
Супруг | Леди Чжан |
Дети | Сима Канг |
Родитель |
|
Занятие | Историк, политик, писатель |
Любезное имя | Джунши (дзюнши) |
Название произведения | Юсо (耿耟) |
Посмертное имя | Вэньчжэн (文正) |
Другие имена | Сушуй Сяньшэн |
Сыма Гуан | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Сыма Гуан | ||
Упрощенный китайский | Сыма Гуан | ||
|
Сыма Гуан (17 ноября 1019 — 11 октября 1086), любезное имя Цзюньши , был китайским историком, политиком и писателем. Он был высокопоставленным династии Сун учёным и чиновником , автором « Цыжи Тунцзянь» , монументального исторического труда. Сыма был политическим консерватором, выступавшим против реформ Ван Аньши .
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Сыма Гуан был назван в честь префектуры Гуан , места его рождения, где его отец Сыма Чи ( 司馬池 ) служил окружным судьей . Семья Сыма была родом из округа Ся в префектуре Шон и заявляла о своем происхождении от чиновника Цао Вэй III века Сыма Фу . Знаменитый анекдот повествует о том, как молодой Сыма Гуан спас товарища по играм, упавшего в огромный чан с водой. Пока другие дети в панике разбегались, Сима спокойно взяла камень и проделала дыру в основании горшка. Вода вытекла, и его друга удалось спасти. [1]
В возрасте 6 лет Сыма прослушал лекцию о Цзо Чжуань , историческом труде, датируемом 4 веком до нашей эры. Очарованный, он смог пересказать эти истории своей семье, когда вернулся домой. Он стал заядлым читателем, «до такой степени, что не признавал голода, жажды, холода и жары». [1]
Сима рано добился успеха как ученый и офицер. Когда ему едва исполнилось двадцать, он сдал императорский экзамен с высшим званием дзинши ( 進士 ; «выпускник столичного города») и провел следующие несколько лет на официальных должностях.
Политическая идеология
[ редактировать ]Сима считал, что цивилизация была создана, когда короли-мудрецы превратили людей из их первоначального животного состояния, используя иерархический порядок, права собственности, моральные наставления и уголовное право. Он считал, что проблема правительства не в его структуре, а в людях, которые им управляют. Он написал несколько мемориалов, в которых подробно описывал, как сделать правительство более эффективным, и утверждал, что его взгляды согласуются с историей (в отличие от Ван Аньши акцента на классиках ) и Неба и Земли . По его мнению, статичная и ухоженная страна будет существовать вечно. [2] , основанную на рекомендациях Соответственно, он не любил коммерческий рост (который, по его мнению, способствовал социальным изменениям) и предпочитал систему имперских экзаменов . [3]
Правители должны были только определять официальные задания, вознаграждать достижения, наказывать за неудачи, заботиться о своих слугах, иметь хорошие нравы и быть невосприимчивыми к внешнему влиянию. На более широком уровне общество с четкими ролями низшего и высшего должно быть стабильным. [4] Его глубоко настроенные против перемен взгляды сделали его политическим консерватором (в отличие от реформизма Ван Аньши). [5] Для Сымы быть этичным означало принять свой социальный статус, а личное совершенствование означало проявлять сдержанность; Сыма интерпретировал «исследование вещей», фундаментальный принцип Чэн-Чжу школы неоконфуцианства действительно , , как «ограничение вещей». Он также согласился с постулатом Сюнь-цзы о том, что люди по своей сути злы, и написал работу под названием «Сомневаясь в Мэн-цзы », в которой критиковал поощрение Мэн-цзы свержения иерархии. [6]
При императоре Жэньцзуне
[ редактировать ]После провала реформ Цинли при без энтузиазма императоре Жэньцзуне будущий реформатор Ван Аньши в 1058 году представил мемориал из 10 000 слов, подробно описывающий систему всеобъемлющих реформ. Сыма Гуан сделал то же самое в 1061 году, но его предложения были более консервативными. [7]
При императоре Инцзуне
[ редактировать ]В 1064 году Сыма, тогда всего лишь политический критик, поднял вопрос о проведении ритуалов для Чжао Юрана , биологического отца императора Инцзуна , и императора Жэньцзуна. Этот вопрос будет доминировать во время правления Инцзуна и вызовет политический тупик. Сам Сыма считал, что приоритет следует отдать Жэньцзуну, поскольку он был ритуальным отцом императора. Инцзун отверг это убеждение и, отчасти из-за личной привязанности к своему биологическому отцу, в 1066 году оказал Чжао Юрангу высокие ритуальные почести. [8] В том же году Сыма спонсировал Су Чжэ специальную экспертизу указа . [9]
При императоре Шэньцзуне
[ редактировать ]Император Шэньцзун назначил Сыма главным цензором Шэньцзуна в конце 1067 года. Он выступал против ирридентизма и выступал за оборонительную позицию по отношению к уйгурам , тибетцам , Западной Ся и династиям Ляо . [10] Сыма надеялся, что «варвары» одобрят хорошее правительство династии Сун. [11] Поскольку окончание реформ Цинли в 1045 году не положило конец проблемам династии Сун, возникли фракции вокруг того, как решить эти проблемы. Консерваторы, такие как Сыма Гуан, выступали за сокращение государственного бюджета и постепенные реформы. Таким образом, Сыма выступил против новой политики Ван Аньши , которая увеличила власть правительства и увеличила расходы. Сима утверждал, что больший доход государства будет означать меньше денег для фермеров и что правительство аморально конкурировать с торговцами. [12] Несколько парадоксально, но он больше подчеркивал объединяющую роль императора, чем реформистов; он хотел, чтобы император управлял бюрократией и контролировал чиновников с помощью наград и наказаний, в то время как реформисты хотели проводить новую политику для решения новых проблем. [13] В ответ на то, что император Шэньцзун из Сун назначил его главой нового Управления по сокращению расходов, Сыма опубликовал резкий отчет, в котором критиковалась чрезмерная бюрократия, имперская расточительность и неэффективная армия и который призывал к имперскому обсуждению, а не предлагал конкретные решения. Шэньцзун быстро распустил офис [14] но продолжал принимать совет Симы. [15]
К 1070 году Сыма входил в состав Академии Ханьлинь , Бюро по военным делам и Государственного совета . Разочарованный доминированием Ван Аньши над двором и, несмотря на призывы Шэньцзуна остаться, Сыма в 1071 году удалился в Лоян , который стал центром консервативной оппозиции. Это сделало Вана практически не встречающим сопротивления в правительстве. [16] Сима был обеспокоен контролем Новой Политики над людьми и ресурсами династии. [17]
У Симы было множество возражений против новой политики. Он считал, что:
- Экономика представляла собой игру с нулевой суммой , поэтому любое увеличение государственных доходов, естественно, означало отнимание у простых людей.
- Разрыв в благосостоянии был выгоден как богатым, так и бедным из-за стабильности, которую обеспечивало такое неравенство.
- Экономика функционировала лучше всего при минимальном вмешательстве правительства. [18]
- Деньги не были распределены равномерно по империи, поэтому крестьянам было трудно платить наличными за «Новую политику». [19]
Выход на пенсию
[ редактировать ]Сыма удалился в Лоян с 1071 по 1085 год. Находясь там, он написал Цзычжи Тунцзянь и завязал дружбу с Шао Юном , Чэн И и Чэн Хао . [6] Массовый голод и засуха усилили недовольство Ван Аньши и заручились поддержкой Сымы, способствуя консервативному восстановлению 1085 года. [20] Однако Сыма не был восстановлен к власти после выхода на пенсию непопулярного Вана в 1076 году, поскольку Шэньцзун взял на себя личный контроль над новой политикой. [21] Цай Цюэ , полуреформистский лидер, заблокировал повторное назначение Сымы к власти, несмотря на провал войны против Западной Ся . Тем не менее Цай снискал расположение влиятельного Сыма, назначив ученика Сымы, Син Шу , ученым. [22]
При императоре Чжэцзуне
[ редактировать ]В течение 40 лет после смерти Шэньцзуна реформистские и консервативные фракции поочередно контролировали правительство Сун. Обе фракции занимались «этической фракционностью», проводя безжалостные чистки друг против друга. [12] Попытка государственного переворота, предпринятая реформистской фракцией (включая Цай Цюэ , Чжан Дуня , Син Шу и Цай Цзин ), намеревавшаяся свергнуть императора Чжэцзуна, провалилась и разозлила консервативную фракцию. [23] Сыма был старым и уставшим человеком из Лояна и не хотел возвращаться в столицу, но Чэн Хао убедил его сделать это. Когда Сыма прибыл в Кайфэн , большая толпа собралась, чтобы прикоснуться к его лошади, а дворцовые гвардейцы приветствовали его как «премьер-министра Сыма». Он призвал людей открыто выражать свое недовольство новой политикой. [24]
Вскоре Сыма был назначен главным советником вдовствующей императрицы Гао , регента императора Чжэцзуна и самой убежденной консерваторки. Он и другие известные консерваторы, такие как Су Ши , Су Че , Чэн И , Чэн Хао , Ван Яньсоу , Фань Чуньжэнь , Вэнь Янбо и Люй Гунчжу , сформировали фракцию Юанью, названную в честь нынешней эпохи . [25] Сыма выступил с обвинениями ad hominem против Ван Аньши, заявив: «[Ван] был самодовольным и самодовольным и считал себя не имеющим себе равных среди деятелей прошлого и настоящего». [24] Сыма также обвинил династию Сун в поражении города Юнлэ во время войны с Западной Ся в плохом, ориентированном на славу руководстве, представив при этом себя «спасителем династии». [26] Как лидер консерваторов, он возглавил свою коалицию по понижению в должности реформистских лидеров до скромных постов на уровне префектур (одновременно продвигая консерваторов на высокие должности и один за другим отменив многие из «Новых политик». [27] Он также хотел объединить Секретариат и Канцелярию , утверждая, что последняя избыточна: «[Канцелярия] не служит никакой цели, кроме как удвоить число служащих и умножить бумажную работу». [28] Два департамента будут объединены в 1129 году. [28] Цай Цюэ и Чжан Дунь возглавят реформистскую оппозицию против консервативной реставрации. [29]
Отмена системы Баоцзя
[ редактировать ]В рамках обязательной системы защиты деревни Баоцзя было обучено и зачислено около 7 миллионов мужчин всей династии. Сима раскритиковал систему за снижение производительности сельского хозяйства и ее потенциал для создания бандитов. Ван Яньсоу раскритиковал ненужную жестокость системы. В середине 1085 года императорский указ отменил систему в столице и прилегающих районах, а в последующие месяцы на эту систему были наложены дополнительные ограничения. Реформаторское сопротивление отмене системы было слабым и в первую очередь логистическим, а не идеологическим. Призыв Чжан Дуня к умеренной отмене был разумным, учитывая шок, который последовал за быстрой отменой системы Баоцзя. [30]
Отмена закона о равном налогообложении и закона о рыночном обмене
[ редактировать ]Закон о равном налоге представлял собой систему оценки земли и налогообложения, которая, вероятно, была самой успешной из Новой политики. Закон был отменен без особого сопротивления в конце 1085 года.
Закон о рыночном обмене установил государственные монополии, целью которых было покупать дешевые товары и продавать дорогие. Однако авторитетные агентства монополизировали рынок товаров первой необходимости и сосредоточились на получении доходов. На протяжении 1085 года исполнительные указы прощали задолженность перед агентствами и упраздняли кредитные бюро, а затем полностью отменили закон. Это стало поворотным моментом в конфликте реформистов и консерваторов. [31]
Отмена закона о найме рабочей силы и падение Цай Цюэ и Чжан Дуня
[ редактировать ]Закон о найме рабочей силы заменил барщинный труд профессиональными рабочими, финансируемыми за счет сборов за освобождение от уплаты налогов, которые платят самые богатые сельские домохозяйства. Подобно закону о рыночном обмене, этот закон в первую очередь стал методом извлечения доходов. Сима утверждал, что этот закон был просто еще одним налогом, налагаемым на простолюдинов. Отказ Цай Цюэ отменить закон о найме рабочей силы привел к убийству его личности консерваторами Лю Чи и Су Че; это заставило его уйти в отставку с поста правого канцлера, и он был повторно назначен администратором Чэньчжоу . Чжан Дунь продолжал сопротивляться и указал на лицемерие Сыма в отношении закона: в начале 1086 года Сыма заявил, что закон нанес ущерб богатым домохозяйствам, а всего 14 дней спустя он сказал, что богатые домохозяйства получили выгоду от их преференций в соответствии с законом. Чжан также раскритиковал требование Сымы отменить закон по всей стране всего за 5 дней. [32] Действительно, Сыма был впечатлен, когда Цай Цзин , мэр Кайфэна , оказался единственным, кто отменил закон менее чем за 5 дней. [33] Через 21 день после отставки Цай Цюэ Чжан Дунь был понижен в должности до должности уровня префектуры после того, как оскорбил императрицу Гао во время дебатов. Весной 1086 года Ван Аньши умер. Консервативная реставрация была завершена. [32]
Тем не менее, дебаты о том, как отменить закон о найме рабочей силы, выявили трещины в консервативной коалиции. Например, Су Чэ (и многие другие консерваторы, которые обычно были тесно связаны с Сымой) утверждал, что «вся система не может быть отменена в одночасье без серьезных последствий» и что сначала следует сформулировать основу для системы замены. Су Ши, старший брат Су Че, сформировал третью фракцию и предложил использовать средства, предусмотренные законом о найме рабочей силы, для скупки государственных земель для предоставления работникам-добровольцам в дополнение к их заработной плате. Сима не допускал инакомыслия ни с одной из групп. [34]
Отмена закона о зеленых ростках и мир с Западной Ся
[ редактировать ]Закон о зеленых ростках был предназначен для предоставления фермерам кредитов под низкие проценты, но, как и многие другие вышеупомянутые меры, стал методом извлечения доходов. Консервативная оппозиция этой политике была единой, и Фань Чунжэнь, сын Фань Чжунъяня , был единственным инакомыслящим. Его аргумент о том, что закон может увеличить базовый доход династии, раздражал Сыма Гуана, и его спасло только вмешательство Ван Яньсоу. Этот инцидент выявил углубляющиеся разногласия внутри коалиции Симы, которые обострятся после его смерти. [35]
После затяжной, дорогостоящей и в конечном итоге разочаровывающей войны против Западной Ся консерваторы хотели умиротворить Западную Ся и добиться мира. Уступка Ланьчжоу Ся была весьма спорной и вместе с четырьмя крепостями, которые якобы были переданы Ся, оставалась источником приграничной напряженности в течение следующих десятилетий. Официальное перемирие было подписано в 1089 году и было нарушено вторжением восстановленного Чжан Дуня в 1096 году. [36]
Историческая работа
[ редактировать ]Сыма Гуана больше всего помнят за его шедевр « Цыжи Тунцзянь» , а австралийский китаевед Рэйф де Креспиньи описывает его как «возможно, величайшего из всех китайских историков» ( de Crespigny 1973 :65).
В 1064 году Сыма подарил императору Инцзуну Сун пятитомный Линианту («Диаграмма последовательных лет»). В нем хронологически суммированы события китайской истории с 403 г. до н.э. по 959 г. н.э., и он послужил проспектом спонсорства его амбициозного историографического проекта . Эти даты были выбраны потому, что 403 г. до н.э. был началом периода Воюющих царств , когда древнее государство Цзинь было разделено, что в конечном итоге привело к основанию династии Цинь . 959 г. н.э. был концом периода Пяти династий и Десяти королевств , а Начало династии Сун.

В 1066 году он представил более подробный восьмитомный труд «Тунчжи» ( 通志 ; «Всеобъемлющие записи»), в котором описывалась история Китая с 403 г. до н.э. по 207 г. до н.э. (конец династии Цинь). Император издал указ о составлении новаторской универсальной истории Китая, предоставив полный доступ к императорским библиотекам и выделив средства на покрытие расходов на составление, включая помощь в исследованиях со стороны опытных историков, таких как Лю Бань (劉攽, 1022–1088). , Лю Шу (劉恕, 1032–1078) и Фань Цзую (范祖禹, 1041–1098). После смерти Инцзуна в 1067 году Сыма был приглашен во дворец, чтобы представить свою незавершенную работу императору Сун Шэньцзуну . Новый император не только подтвердил интерес, проявленный его отцом, но и проявил свою благосклонность, подарив императорское предисловие, в котором он изменил название с Тунчжи («Подробные записи») на Цзыжи Тунцзянь («Всеобъемлющее зеркало для помощи в правительстве»). Ученые интерпретируют слово «Зеркало» в названии как справочное и руководящее произведение, указывая на то, что Шэньцзун принял Сыма своим наставником в изучении истории и ее применении в правительстве. Император поддерживал составление этой всеобъемлющей истории до ее завершения в 1084 году.
С конца 1060-х годов Сыма взял на себя роль лидера того, что было определено как консервативная фракция при дворе, решительно выступавшая против новой политики канцлера Ван Аньши . Сима предъявлял трону все более критические памятники до 1070 года, когда он отказался от дальнейшего назначения и ушел из двора. В 1071 году он поселился в Лояне , где оставался с официальной синекурой, предоставив достаточно времени и ресурсов для продолжения составления Цзыжи Тунцзянь . Хотя историк и император продолжали расходиться во мнениях относительно политики, принудительная отставка Симы оказалась необходимой для завершения его хронологической истории в течение следующих полутора десятилетий. Современные источники сообщают, что для того, чтобы больше работать и меньше спать, когда он писал свой великий опус «Цыжи Тунцзянь», у него была деревянная подушка, сделанная из бревна, которая была предназначена для того, чтобы выскальзывать из-под его головы всякий раз, когда он переворачивался. Он назвал эту подушку Цзинчжэнь 警枕 (Подушка тревоги) и использовал ее на протяжении всего периода Цзыжи Тунцзяна . Сборник [37]
Историография
[ редактировать ]Сима отверг роль династического цикла и пяти фаз в легитимизации династической преемственности. Для Симы династическая преемственность была вместо этого результатом борьбы за власть; династии возвышались и падали в зависимости от последовательных факторов. Он считал, что история является «зеркалом» настоящего и может предоставить правительству исторический контекст для их нынешней ситуации. Таким образом, литераторы могли использовать историю как помощь в управлении. Его истории структурированы таким образом, чтобы продвигать эти теории. [38]
Сыма и другие консерваторы фракции Юанью (за исключением Су Ши , у которого была неортодоксальная интерпретация Дао ) были бы положительно связаны с неоконфуцианством . [39] Лю Аньши , важный неоконфуцианец, был учеником Сымы. [40]
Смерть
[ редактировать ]
Император Шэньцзун умер в 1085 году, вскоре после того, как Сыма подчинил Цзыжи Тунцзяня трон . Сыма был отозван в суд и назначен возглавить правительство при императоре Чжэцзуне Сун . Он использовал это время у власти, чтобы отменить многие из « Новых политик» , но умер в следующем году, в 1086 году. Его смерть расколола консервативную коалицию, которая раскололась на фракцию Шуо ( Хэбэй ), фракцию Ло ( Хэнань ) и фракцию Фракция Шу ( Сычуань ). Это положило начало периоду политического тупика с 1086 по 1093 год. [41]
Достижения
[ редактировать ]Помимо своих достижений как государственного деятеля и историка, Сыма Гуан был также лексикографом (который, возможно, редактировал « Цзиюнь ») и потратил десятилетия на составление своего лейпийского 1066 года («Секретные главы», ср. Юпянь словаря ). Он был основан на Шуовэнь Цзецзы и включал 31 319 китайских иероглифов , многие из которых были придуманы во времена династий Сун и Тан . Его «Семейные заповеди Сыма Гуана» (司馬溫公家訓) также широко известны и изучаются в Китае и Японии. [42]
См. также
[ редактировать ]- Зыжи Тунцзянь
- Сушуй Дживэнь
- Двадцать четыре истории
- Канцлер Китая
- История династии Сун
- Фань Чжунъянь
- Ван Аньши
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сун Ши , гл. 336.
- ^ Чаффи и Твитчетт, 2015 , стр. 689–690.
- ^ Чаффи и Твитчетт, 2015 , стр. 693–694.
- ^ Чаффи и Твитчетт, 2015 , с. 689.
- ^ Чаффи и Твитчетт, 2015 , с. 692.
- ^ Jump up to: а б Чаффи и Твитчетт, 2015 , с. 693.
- ^ Твитчетт и Смит 2009 , с. 350.
- ^ Твитчетт и Смит 2009 , стр. 340–343.
- ^ Твитчетт и Смит 2009 , с. 345.
- ^ Твитчетт и Смит 2009 , с. 354.
- ^ Таннер 2010 , с. 212.
- ^ Jump up to: а б Таннер 2010 , с. 213.
- ^ Эбри и Бикфорд 2006 , стр. 178–179.
- ^ Чаффи и Твитчетт, 2015 , с. 150.
- ^ Твитчетт и Смит 2009 , с. 356.
- ^ Твитчетт и Смит 2009 , стр. 371–373.
- ^ Твитчетт и Смит 2009 , с. 383.
- ^ Твитчетт и Смит 2009 , с. 387.
- ^ Твитчетт и Смит 2009 , с. 438.
- ^ Чаффи и Твитчетт, 2015 , с. 340.
- ^ Твитчетт и Смит 2009 , с. 455.
- ^ Твитчетт и Смит 2009 , стр. 478–479.
- ^ Твитчетт и Смит 2009 , стр. 486–487.
- ^ Jump up to: а б Твитчетт и Смит, 2009 , стр. 487–488.
- ^ Эбри и Бикфорд 2006 , с. 7.
- ^ Твитчетт и Смит 2009 , с. 489.
- ^ Эбри и Бикфорд 2006 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б Чаффи и Твитчетт, 2015 , с. 127.
- ^ Твитчетт и Смит 2009 , с. 491.
- ^ Твитчетт и Смит 2009 , стр. 494–496.
- ^ Твитчетт и Смит 2009 , стр. 496–498.
- ^ Jump up to: а б Твитчетт и Смит, 2009 , стр. 498–502.
- ^ Эбри и Бикфорд 2006 , с. 543.
- ^ Твитчетт и Смит 2009 , стр. 502–504.
- ^ Твитчетт и Смит 2009 , стр. 504–505.
- ^ Твитчетт и Смит 2009 , стр. 505–508.
- ^ «Сыма Гуан и его книга по истории» . Проверено 29 сентября 2018 г.
- ^ Чаффи и Твитчетт, 2015 , стр. 690–691.
- ^ Чаффи и Твитчетт, 2015 , стр. 728–729.
- ^ Чаффи и Твитчетт, 2015 , с. 756.
- ^ Твитчетт и Смит 2009 , стр. 508–510.
- ^ «Семейные заповеди Сыма Гуана» . Каллиграфия Винсента . Проверено 20 января 2018 г.
Источники
[ редактировать ]- де Креспиньи, Рэйф (1973). «Универсальные истории». У Дональда Д. Лесли; Колин Маккеррас; Ван Гунгву (ред.). Очерки источников по истории Китая . Колумбия: Издательство Университета Южной Каролины. стр. 64–70.
- Пуллибланк, Эдвин Г. (1961). «Китайская историческая критика: Лю Чи-чи и Ссу-ма Куанг», в «Историках Китая и Японии » , Уильям Г. Бизли и Эдвин Г. Пуллибланк, ред., Оксфорд: Oxford University Press, стр. 135–66.
- Стрэндж, Марк (2014), «Сыма Гуан», в Китайском биографическом словаре Беркшира , Керри Браун, изд., Грейт-Баррингтон, Массачусетс: Berkshire Publishing, vol. 2, стр. 664–683. ISBN 9781614729006
- Сяо-бинь, Цзи (2005), Политика и консерватизм в Китае Северной Сун: карьера и мысли Сыма Гуана (1019–1086) , Гонконг: Издательство Китайского университета. ISBN 962-996-183-0
- Яп, Джозеф П. (2009), Войны с хунну - перевод с Цзыжи тунцзяня , Извлечение переводов на Цинь, Хань, Синь и сюнну и Введение. АвторДом. ISBN 978-1-4490-0604-4
- (на китайском языке) Токтоа ; и др., ред. (1345). Сун Ши (宋史) [ История песни ].
- Таннер, Гарольд (2010). Китай: История (Том 1): От неолитических культур до Великой империи Цин (10 000 г. до н.э. – 1799 г. н.э.) . Hackett Publishing Company, Inc. ISBN 978-1603842020 .
- Твитчетт, Денис; Смит, Пол Яков (2009). Кембриджская история Китая, том 5, часть первая: Династия Сун и ее предшественники, 907–1279 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-24330-8 .
- Чаффи, Джон; Твитчетт, Денис (2015). Кембриджская история Китая, том 5, часть вторая: Китай Сун, 960–1279 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-81248-1 .
- Эбри, Патрисия Бакли; Бикфорд, Мэгги (2006). Император Хуэйцзун и поздний Китай Северной Сун . Азиатский центр Гарвардского университета. ISBN 0674021274 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Император Хуань и император Лин , Цзыжи Тунцзянь, главы 54–59 (157–189 до н. э.), перевод и аннотации Рафа де Креспиньи.