Муки

Муци или Муси ( китайский : 牧谿 ; японский: Моккей; 1210?–1269?), также известный как Фачан ( китайский : 法常 ), был китайским чаньским буддийским монахом и художником, жившим в 13 веке, примерно в конце Династия Южная Сун (1127–1279). Сегодня он считается одним из величайших чаньских художников в истории. Его картины тушью, такие как Дайтокудзи триптих и «Шесть хурмы», считаются важными картинами Чана. [1] Стиль живописи Муки также оказал глубокое влияние на художников более поздних периодов, особенно на художников-монахов в Японии . [2]
Согласно вторичным китайским источникам, фамилия Муки считалась Ли. [3] «Муки» было его художественным именем , а «Фачан» фактически было его официальным именем в монастырской системе. [4]
Биография
[ редактировать ]Муци родился в начале 13 века, примерно около 1200–1210 годов, ближе к концу правления династии Южная Сун в Китае . [5] По словам доктора Аарона Рио, конкретные подробности жизни Муки обычно неизвестны. Однако ученый заявил, что Муци изначально был родом из провинции Сычуань , Китай. Этот факт известен из его подписи «Монах из Шу [Сычуань], Фачан, почтительно сделал это» ( 蜀僧法常瑾制 ) на одной из его самых известных картин « Гуаньинь, Крейн и Гиббонс» . [6] Между тем, Муци был идентифицирован как ученик уважаемого мастера Чань Учжуня Шифаня (1177–1249), который также был родом из провинции Сычуань. Ученичество было организовано в храме на горе Цинчэн в провинции Сычуань. [7]
Начав свою молодую жизнь монахом в монастыре в Сычуани, Муци позже переехал в столицу династии Южная Сун, Ханчжоу . Он принимал активное участие в монастырских мероприятиях, в том числе в реформировании монастыря Лю Тун (六桐) недалеко от района Западного озера . [8] Хотя Муци часто ассоциировался с храмом Лютун, не было найдено никаких первоисточников, подтверждающих конкретный монастырь, в котором когда-то жил Муци. Муци Тем не менее, мемориальный портрет был установлен на переулке Чансян, где находился и процветал храм Лютун. Таким образом, согласно традиции хранения памятного портрета монаха в храме его ближайшего окружения, храм Лютун стал тесно связан с Муци. Точная дата смерти Муци неизвестна, но считается, что это произошло в эпоху Чжиюань с 1264 по 1294 год. [9]
Картины, приписываемые Муки
[ редактировать ]Важные работы, приписываемые Муки, перечислены следующим образом: в настоящее время в Дайтокудзи в Киото находится триптих Гуаньинь, Крейна и Гиббонса ; Тигр ; Дракон ; и широко размножаемая «Шесть хурмы» . Другие работы, иногда приписываемые Муци или находящиеся «в стиле Муки», включают в себя различные исследования природы, например, четыре сцены из пейзажной картины « Восемь видов Сяо и Сян» и картину Луоханя в музее Сэйкадо. [10]
Триптих: Гуаньинь, Крейн и Гиббонс.
[ редактировать ]
Триптих Муки с изображением Гуаньинь, Крейна и Гиббонса в Дайтокудзи в Киото, Япония, считается одним из знаковых произведений Муки. в белом одеянии Гуаньинь была изображена в трехчетвертном ракурсе как центральная часть триптиха. Сидя на скале с руками и ногами, прикрытыми свободно сложенными драпировками мантии, Гуаньинь носит богато украшенный головной убор и украшения, чтобы показать свой статус Бодхисаттвы . Ветку ивы кладут на левый бок. Образ «Гуаньинь в белом одеянии» Муци также передает уникальную ситуацию, когда Гуаньинь сидела у воды под луной. Подпись Муки, «почтительно сделанная монахом Фачаном из Шу [Сычуань]», была подписана в левом нижнем углу картины вместе с печатью «Муки». На левой картине триптиха журавль изображен наклоненным вперед телом вправо. Он громко скачет с поднятой головой, вытянутой шеей и широко раскрытым клювом. [11] На другой стороне картины Гуаньинь находится картина Гиббонса. Мать гиббона сидит на засохшей ветке дерева, держа в правой руке детеныша гиббона, а левой ухватившись за ветку дерева. [12]
Никаких конкретных дат прибытия трех картин, когда они были отправлены из Китая в Японию, не зафиксировано. Эти три произведения искусства впервые упоминаются как триптих в « Инрёкен Нитироку» ( 蔭涼轩日録 ), ежедневном отчете о событиях и мероприятиях, происходящих в павильоне Инрёкен, в 1466 году. Позже, в 16 веке, картины были подарены Тайгеном Сосином. в Дайтокудзи. [13] Считалось, что изначально они были написаны Муки как набор, о чем свидетельствует стихотворение, цитируемое Учжунем на картине Гуаньинь. Тем не менее, кроме четвертого стиха, в стихотворении упоминаются только Гуаньинь и гиббоны. Таким образом, по мнению ученых, стихотворение Учжуня, похоже, ослабило теорию о том, что три картины созданы как триптих. Более того, как отметила Нэнси Вэй, поскольку картина Гуаньинь повреждена сильнее, чем две другие, три работы могут быть созданы в разные периоды времени. [14] Однако искусствовед Фукуи указал на соответствие окружающей обстановки на трех картинах, что может стать свидетельством того, что картины с самого начала создавались как триптих. [15]
Шесть хурмы
[ редактировать ]
« Шесть хурм» воспринимается как еще одно крупное произведение Муки. Информацию о картине редко можно найти до того, как она была передана Рёко-ин, подхраму Дайтокудзи, в качестве подарка для основания храма в 1606 году в период Момояма . Поскольку в Рёко-ин часто проводились чайные церемонии, следовательно, картина была полностью связана с чайными мероприятиями. [1] Смыслы картины связаны с числом «шесть», связанным со вкусами, мыслями, мудростью, обычаями и патриархами школы Чань . Как заявил искусствовед Лоуренс Сикман , в картине большое внимание уделяется значению хурмы, соответствующему фундаментальной природе буддизма. Он запечатлел мгновенное видение мира художником. [16] В 20 веке репродукции «Шести хурмы» часто изготавливались в виде обложек книг и настенных плакатов. Тем временем «Шесть хурмы» вместе с другими картинами дзен-буддизма принесли волну увлечения дзен на Запад. [17] Воспринимаемая как шедевр чаньского искусства, воплощающая суть философии чань, «Шесть хурмы» анализировалась многими учеными с Запада. Артур Уэйли , английский востоковед и китаевед, внесший вклад в переводы китайской и японской поэзии на английский язык, описал картину как «страсть... застывшую в колоссальном спокойствии». [10]
Прием Муки в Китае и Японии
[ редактировать ]В настоящее время Муци почитается как предшественник живописи Чань. [18] Его работы считаются одними из самых выразительных картин Чань, не говоря уже о его уважаемых «Шести хурмах», которые считаются «наиболее типичными картинами Чань». [1]
С сегодняшней точки зрения Муци приобрел выдающийся статус среди художников монохромной тушью, которые перенесли традицию картин Сун Литераторов в стили живописи Юань . [19] Тем не менее, к тому времени Муци игнорировался основной массой во времена китайской династии Сун, а в следующей династии Юань получал в основном негативные отзывы. Картины Муци в высшей степени передали «натурализм» Сун, что противоречило тенденции возврата к классицизму, возглавляемой Чжао Мэнфу позже в период Юань (1271–1368). Стиль Муци подвергся критике со стороны таких юаньских критиков, как Ся Вэньюань, как «отрывочный, бесхитростный и грубый» и «неподходящий для показа в монастырях». [1]
В отличие от его приема в Китае 13 и 14 веков, Муци получил более благодарную аудиторию в Японии. Его работы были тщательно собраны и привезены из Китая в Японию. Картины были обнаружены в нескольких описях японских храмов дзэн, таких как Мёсиндзи и Энгакудзи , а также в коллекции сёгуната Асикага . [1]
Считавшийся выдающимся китайским художником и носителем культуры, Муки вызывал восхищение и сопровождался большой толпой японских художников с 14 века, например, художник дзен Мокуан Рейен . Ни один китайский художник не считался более влиятельным в истории японской живописи, чем Муки как самый известный и самый знаменитый художник эпохи Чань в период Камакура (1185–1333) и период Нанбокучо (1336–1392). Известный в Японии как «Моккей» или «Преподобный», Муки и его стиль глубоко повлияли на целое поколение японских художников в использовании мазков и мотивов. [6] Чернильный экран в виде птиц и цветов был одной из важных концепций периода Муромати (1336–1573) в 14 веке, который был популяризирован Муки с его триптихом «Гуаньинь, Крейн и Гиббонс» и его бескостным стилем. Термин «режим Муки» был создан для описания этого бескостного метода рисования без тонкого чернильного контура. «Режим Муци» широко использовался японскими художниками 14-го века и был связан с сутью произведений искусства дзэн с идеей натурализма и спонтанного просветления. [20]
Работы Муки
[ редактировать ]- Дракон; Тигр , 1250-1279, коллекция Кливлендского музея искусств.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Лахман, Чарльз (2005). "Искусство". Лопес, Дональд С. (ред.). Критические термины для изучения буддизма . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 4~5. ISBN 9780226493237 . ОСЛК 270606633 .
- ^ Рио, Аарон (2015). Живопись тушью в средневековой Камакуре . стр. 67~113.
- ^ Ву, Нэнси (1974). Му-чи и дзэнская живопись . Чикагский университет. п. 13.
- ^ Вей, Нэнси (1947). Му-чи и дзэнская живопись . Чикагский университет. п. 9.
- ^ Макс, Лоер (1980). Великие художники Китая (Первое издание для США). Нью-Йорк. п. 219. ИСБН 0064353265 . OCLC 6722583 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Рио, Аарон (2015). Живопись тушью в средневековой Камакуре . п. 67.
- ^ Вей, Нэнси (1974). Му-чи и дзэнская живопись . Чикагский университет. п. 17.
- ^ Вей, Нэнси (1974). Картины тушью в средневековой Камакуре . Чикагский университет. стр. 67~68.
- ^ Вей, Нэнси (1974). Му-ци и дзэнская живопись . Чикагский университет. стр. 27~28.
- ^ Jump up to: а б Лоер, Макс (1980). Великие художники Китая (Первое издание для США). Нью-Йорк. п. 221. ИСБН 0064353265 . OCLC 6722583 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Барнхарт, Ричард М. (1997). Три тысячи лет китайской живописи . Нью-Хейвен. стр. 137 . ISBN 0300070136 . OCLC 36662966 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ву, Сяоцзинь (2011). Метаморфоза формы и значения: чернильные ширмы с птицами и цветами в Муромати, Япония . п. 28.
- ^ Ву, Сяоцзинь (2011). Метаморфоза формы и значения: чернильные ширмы с птицами и цветами в Муромати, Япония . стр. 29~32.
- ^ Вей, Нэнси (1974). Му-чи и дзэнская живопись . Чикагский университет. п. 130.
- ^ Вей, Нэнси (1974). Му-чи и дзэнская живопись . Чикагский университет. п. 131.
- ^ Вей, Нэнси (1974). Му-чи и дзэнская живопись . Чикагский университет. п. 153.
- ^ Левин, Грегори П.А. (2017). Долгий странный путь: о современном дзен, искусстве дзен и других затруднениях . Гонолулу: Гавайский университет. п. 34. ISBN 9780824858056 . OCLC 967727524 .
- ^ Вей, Нэнси (1974). Картины Му-ци и дзэн . Чикагский университет. п. 29.
- ^ Вей, Нэнси (1974). Му-ци и дзэнская живопись . Чикагский университет. п. 37.
- ^ Ву, Сяоцзинь (2011). Метаморфозы формы и смысла: Чернильные ширмы с птицами и цветами Муромачиати, Япония . стр. 27~41.
Библиография
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Барнхарт, Ричард М., 1934. 1997. Три тысячи лет китайской живописи . Пекин; Нью-Хейвен; Издательство Йельского университета.
- Лахман, Чарльз. 2005. Искусство . В Лопес, Дональд С. Критические условия изучения буддизма . Издательство Чикагского университета.
- Левин, Грегори, Пенсильвания, 2017. Долгое странное путешествие . Издательство Гавайского университета.
- Лоер, Макс. 1980. Великие художники Китая . 1-е изд. США. Нью-Йорк: Харпер и Роу.
- Тейсуке, Тода. 1973. Моккей и Гёккан , Большой сборник индийских рисунков тушью, том. 3, Коданша.
Диссертации
[ редактировать ]- Рио, Аарон М. 2015. Живопись тушью в средневековой Камакуре . Издательство диссертаций ProQuest.
- Вей, Нэнси. 1974. Му-чи и живопись дзен . Чикагский университет.
- У, Сяоцзинь. 2011. Метаморфоза формы и значения: чернильные ширмы в виде птиц и цветов в Муромати, Япония . Диссертации ProQuest.
Внешние ссылки
[ редактировать ]